Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Модестов Ф.Э. (Смоленск)
Амулеты-коньки и культ богини плодородия

Деснинские древности. [Вып. 1.] Сборник материалов межгосударственной научной конференции,
посвященной памяти Ф. М. Заверняева. Брянск, 1995.
[75] – конец страницы.
OCR OlIva.

Амулеты-коньки — одни из наиболее часто встречающихся сакральных предметов в Верхнем Поднепровье и Подвинье, а также в районах, прилегающим к ним. Основная часть находок относится к древнерусскому времени. Они систематизированы и описаны, определены места их изготовления, — в основном, Смоленское Поднепровье (Рыбаков Б. А., 1948; Седов В. В., 1968; Рябинин Е. А., 1981). Но ясного ответа, почему вдруг началось массовое производство амулетов-коньков в древнерусское время, с чем это связано и где истоки этого явления, не получено.

Бесспорная территориальная привязка амулетов-коньков позволяет сделать ретроспективный взгляд в предшествующие археологические культуры с целью выявления истоков появления амулетов-коньков. Наиболее древние из известных амулетов-коньков появляются в раннем железном веке и связаны они с днепро-двинской и, частично, милоградской культурами. Самыми выразительными по стилистике и технике исполнения являются бронзовые амулеты-коньки, найденные на городищах Холмец (р. Десна) и Новые Батеки (бассейн Днепра), раскопки Шмидта Е. А. Наиболее близок к ним конек с городища Уваровичи-1   (бассейн Сожа).

Все они выполнены по одной стилистической схеме: четко выраженная пышная конская грива, морда двух вариантов: слегка задранная к верху с приоткрытой или открытой пастью, и заостренная; четыре четко проработанные ноги — стоящие раздельно или сдвоенные; ушко-петелька у основания шеи и так называемый "хвост" — опущенная вниз завершающая часть амулета, которая является половым признаком мужской особи, что особенно хорошо видно в амулете из Новых Батек. Найденные амулеты-коньки относятся ко второй половине I тыс. до н. э. и, видимо, бытовали на протяжении всего раннего железного века. Нами уже высказывалось предположение об их принадлежности к лицам, выполняющим определенные сакральные действа (Модестов Ф. Э., 1994).

Культ священного коня, как служителя богов или их ипостасей, был широко распространен у германских племен, прибалтийских славян и у балтов. Сохранились свидетельства древних авторов о священных конях в языческих храмах, священнодействиях, связанных с ними; использовании их в предсказаниях судьбы.

Балто-славянская принадлежность рассматриваемой территории на протяжении I тыс. до н. э. — I тыс. н. э., вне зависимости от этнических подвижек, сохранила культ коня в течение всего этого времени, о чем свидетельствуют данные археологии. Отсутствие находок амулетов-коньков первых–последних веков I тыс. н. э. объясняется двумя причинами: во-первых, четко прослеживаемые приоритеты [75] в языческих культах претерпевали изменения по мере притока нового населения (Модестов Ф. Э., 1994), во-вторых, в силу специфики использования в этот период, они являются просто очень редкой археологической находкой.

Подчеркнутое мужское начало в амулетах-коньках раннего железного века ставило своей целью противопоставление женскому, в образе Богини-матери, богини плодородия. Об этом свидетельствуют источники, относящиеся к племенам, близким по этно-культурным традициям, а также зафиксированы для данной территории в этнографическом материале.

Второй период появления амулетов-коньков связан с древнерусским временем. На рассматриваемой территории в этот период бытуют амулеты-коньки XIV типа (по Рябинину Е. А.). Есть ли признаки, объединяющие амулеты этого типа с более древними, эпохи раннего железного века? Во-первых, это территория, во-вторых, балто-славянские этнические и культурно-религиозные традиции, в-третьих, принцип стилеобразования. Амулеты-коньки XIV типа являются завершающими в эволюции коньковых амулетов. Это уже упрощенный вариант, со сведенными к декоративности некоторыми элементами, что характерно для декоративно-прикладного искусства древнерусского времени (Вагнер Г. К., 1987).

Известен целый ряд амулетов-коньков, которые являются переходными формами к типу XIV. Они сохраняют все основные признаки ранних амулетов-коньков: морда с приоткрытой пастью; грива, превратившаяся в просто нарезку на шее; четыре раздельно стоящие ноги, выполненные уже в достаточно свободных положениях; ушко-петля у основания шеи. И единственное отличие — хвостовидное завершение поднято кверху, а не опущено вниз. Такого типа амулеты-коньки найдены на Смоленщине, в Белоруссии. Очень ярко они представлены в южном Приладожье (типа XII по Рябинину Г. А.), куда они были занесены пришлым кривичским населением, что достаточно четко видно в курганных древностях этого региона и в ранних слоях Старой Ладоги (Давидан О. И., 1986). Что интересно, они уже имеют на поверхности солярные знаки. Следующий шаг в их развитии — коньки XIV типа. Грива исчезает вовсе или, в отдельных случаях, остается в виде небольших нарезок на шее, открытая пасть превращается в длинное углубление, четыре ноги сливаются в две, поднятый кверху хвост соединяется с ушком-петлей. Признаком культовой принадлежности служат только солярные знаки. Такая трансформация образа привела к тому, что коньковые амулеты некоторые исследователи стали считать то собачкой, то рысью и т. д. (Рыбаков Б. А., 1988). Развитие амулетов-коньков укладывается в одну схему, кроме одной детали — хвостовидного завершения. И это не случайно. В амулетах раннего железного века подчеркивались признаки мужской особи. В амулетах-коньках древнерусского времени, сохраняя все детали и принципы стилеобразования, старались показать, что это [76] не мужская, а женская особь. Поэтому хвостовидное завершение поднято вверх, а в более позднем варианте соединено с ушком. Все амулеты-коньки, происходящие из курганов, связаны с женскими погребениями, т. е. несомненна их связь с женскими языческими ритуалами и, в первую очередь, с культом богини плодородия. Позникает вопрос, почему амулеты-коньки такого вида появились именно в древнерусское время? Обратимся ко времени их бытования. Самые ранние относятся к концу Х — началу XI вв. и уже в XIII веке они практически исчезают (Рябинин Е. А., 1981). Появление их можно объяснить только христианизацией населения. Борьба с язычеством привела к тому, что языческая обрядность скрывалась, приобретала новые формы. Как отмечали исследователи, женский культ Богини-матери очень близок к культу греческой богини Деметры, одной из ипостасей которой была лошадь. В славянской интерпретации это богиня Макошь (Рыбаков Б. А., 1981). Это культ земли, плодородия, плодовитости. Также это культ гадания, узнавания судьбы, который связан был с лошадью (на раннем этапе — с конем). Невозможность открытого отправления женщинами языческих ритуалов, связанных с почитанием Богини-матери, вылилась в ношение амулетов-коньков, олицетворявших ее и связанных с нею действа. По нашему мнению, празднование культа Богини-матери, представлявшейся также и в виде лошади, проходило где-то с 15 по 18 августа. Это время окончания жатвы и начала озимого сева. Христианство наложило на эти дни свои праздники, которые, под влиянием старых традиций, получили языческую окраску. 15 августа — Успение Богородицы, к этому дню надо было закончить жатву. 16 августа — "хлебный", "полотняный" Спас. 18 августа — праздник Флора и Лавра, день почитания лошадей, окропления их святой водой и т. д. Образ Богородицы вытеснил культ Богини-матери (Макоши). Видимо, с культом богини плодородия связано большое строительство церквей в честь Успения Богородицы в древнерусское время. Почитание лошадей сохранилось в празднике святых Флора и Лавра, хотя они никогда, согласно житию, не были связаны с ними, что всегда отмечалось богословами как остатки язычества (Месяцеслов, 1990).

Этнографические данные подтверждают наличие культа священных лошадей и Богини-матери (богини плодородия и плодовитости). На Смоленщине это очень хорошо прослеживается в свадебной обрядности. В частности, в свадебных песнях невеста сравнивается с полем с житом и пшеницей, с садом с виноградом (виноград, возможно, отголосок культа Деметры), которые срывает и топчет конь-жених. Интересен и обряд постоянного обращения жениха к своему коню по дороге к невесте (Добровольский В. Н., ч. II, 1893).

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: амулеты-коньки впервые появились на территории Верхнего Поднепровья и Подвинья в раннем железном веке. Первоначально они были связаны с культом мужского божества, хорошо известным по письменным  [77]


1 — Холмец; 2 — Новые Батеки; 3 — Карлуха; 4 — Харлапово; 5 — Заозерье:
1,2,4,5 — Смоленское Поднепровье и Подвинье, 3 — Южное Приладожье
. [78]

свидетельствам. В дальнейшем амулеты-коньки стали связаны с культом Богини-матери, одной из ипостасей которой была лошадь. Это отразилось в изменении половых признаков в амулетах-коньках, имеющих в своем развитии культовую и стилистическую приемственность. Христианизация населения привела к забвению значения амулетов, упрощению их вида, а затем и к полному исчезновению. Отголоски этого культа сохранились в этнографических и фольклорных материалах.



























Написать нам: halgar@xlegio.ru