Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделу Россия

Маточкин Е.П.
Н.К. Рерих о космических аспектах современного искусства, естествознания и труда

Рериховские чтения. 1979 год.
К 50-летию института «Урусвати».
Материалы конференции.
Новосибирск, 1980.
{188} – конец страницы.
OCR OlIva.

1. Многогранное творческое наследие Н.К. Рериха представляет удивительный сплав различных областей человеческой деятельности. Н.К. Рерих — художник, автор тысяч великолепных картин, он и — ученый, мыслитель, общественный деятель. Трудно, да и, пожалуй, невозможно отделить и разграничить все эти сферы деятельности. Каждая из них дополняла другие в том гармоническом сочетании, когда можно говорить о Н.К. Рерихе, как о крутом явлении в истории русской и мировой культуры. Личность Н.К. Рериха не стоит здесь особняком, а вливается в общее русло наряду с передовыми тенденциями эпохи как в искусстве, так и научных взглядах таких крупных естествоиспытателей как В.И. Вернадский и К.Э. Циолковский. Поразительные по силе художественного выражения произведения мастера явились результатов его многолетних поисков в области искусства и философского осмысления действительности. Н.К. Рерих не считал науку и искусство обособленными друг от друга: "Наука, в ее лучших открытиях, оказывается уже искусством". В свою очередь известно, что А. Эйнштейн, высоко ценивший творчество художников, говорил, что чувство прекрасного принадлежит к числу "разных способов постижения истины", которые "вносят свой вклад, помогая нашей мыслительной способности {188} прийти к ее наивысшим достижениям"1). В письме от 29 января 1931 г. А. Эйнштейн писал Н.К. Рериху: "Я восхищаюсь искренне Вашим искусством и могу сказать без преувеличения, что никогда еще пейзажи не производили на меня столь глубокое впечатление, как эти картины"2). Интересны в связи с этим и высказывания Н.К. Рериха: "Радостно осознать, что имеются такие ученые, как Эйнштейн, Милликен, Луи де Бройль и мы чувствуем себя безопасными под ученым руководством этих испытанных пилотов. Вы рукоплескали теории Эйнштейна. Эти великие открытия входят в сферу Прекрасного, в момент подобных открытий ученый вибрирует высоким вдохновением". "Если мы говорим, что наука и искусство — для всей жизни, то и вся жизнь, в высоком ее качестве, будет для науки, для творчества, для красоты, для всего наивысшего". Жизнь для творчества в любой сфере человеческой деятельности — вот девиз Н.К. Рериха и "каждый работник не должен думать, что он незначителен, но именно каждому открыт путь высшего достижения".

2. В начале нашего века в искусстве наметился отход от чисто геоцентрического отображения действительности к космическому видению мира. В литературе — это произведения в жанре фантастики, в музыке — "огненные" сочинения Скрябина, в живописи, например, — "Соната звезд" Чюрлёниса, неземные цветы и пейзажи П. Фатеева. Но, пожалуй, наиболее ярко и убедительно эта тенденция проявилась у Н.К. Рериха, что впоследствии единодушно отметили первые советские космонавты, — "как на полотнах Рериха" — передал на Землю Гагарин. Еще в 20-е годы художник, размышляя о путях науки и искусства, ставил перед собой задачу создать "ощущение космической правды". И это признание определенной достоверности в ее художественном выражении лишний раз подтверждает высказывание А.М. Горького о Н.К. Рерихе как о "величайшей интуитивисте современности". Такая опережающая роль художественного освоения космоса, наблюдаемая в искусстве Н.К. Рериха, {189} побуждает к более внимательному рассмотрению истоков такого проникновения в познание и отражение мира во всей его творческой деятельности, в частности, научной и публицистической.

3. В картинах Н.К. Рериха, начиная с первых шагов, все большее место отводится небу, облакам, бескрайним просторам. Художника привлекают и величественные равнины, и гладь моря, и вздымающееся высокогорье. "Бесконечную красоту дают конвульсии космоса" — писал Н.К. Рерих о каньонах, разломах, горах. Произведения Н.К. Рериха на темы языческой Руси, картины "Веления неба", "Звездные руны", "Человечьи праотцы" воскрешают эмоциональное и духовное восприятие древними сил природы, поклонение культу огня, солнца, ощущение себя частицей Великого космоса. Археологические и исторические исследования, проводимые Н.К. Рерихом, давали для этого богатый материал. Отличительная особенность произведений Н.К. Рериха — яркая, светящаяся гамма красок. Как бы очищенная сквозь радужную призму художника в своем первозданном виде предстает перед нами природа. Сознательно подбирая тона, Н.К. Рерих стремился выявить космическую стихию цвета, которая "может даже ослепить наш слабый глаз своею мощью, но она никогда не дает соединения оскорбительного, ...ибо космическое творчество всегда гармонично". Быть может, в этом главный секрет космических пейзажей Н.К. Рериха — гармоническая мощь света в согласованных, естественных спектральных соотношениях.

Следует подчеркнуть также своеобразное композиционное построение пейзажей, соединение переднего плана и неба через ритмическую цепь хребтов, рождающее ощущение беспредельности. Чередующийся ряд цветовых плоскостей определенной графической структуры создает внутреннюю гармонию, что и проводит последовательно художник, "ибо в ритме — гармония". В работах "Город строят", "Славяне на Днепре" Н.К. Рерих подчеркивал созидательный ритм людей, их единение в процессе труда.

Космос для Н.К. Рериха — это реальность, осознанная во всем богатстве человеческого восприятия, объект вдохновения. "Беспредельное делает и мысли возвышенными". Таким образом, в искусстве {190} Н.К. Рериха ярко выражены принципы, воплощающие в себе беспредельность, ритм, гармонию, красоту. Эти понятия, тесно связанные между собой, пронизывают не только живопись Н.К. Рериха, но в поэтически-образной форме и его научную и публицистическую деятельность. Они составляют ту основу "космизации сознания", как теперь принято говорить13), которая присуща всему мировоззрению Н.К. Рериха.

4. Естествознание

а. Беспредельность. В литературных произведениях Н.К. Рериха удивляет его осведомленность в вопросах современного естествознания, знакомство с работами Эйнштейна, Милликена, Луи де Бройля, Дж.Ч. Босе. В эпоху бурного становления новой физики Н.К. Рерих всецело на стороне современных исследований, расширивших представления о природе. "Да, наука устремляется к понятию пространственных энергий. Солнечные пятна, спектроанализ, астрохимия уже не ахимические "бредни", но данные научной лаборатории; невежды уже не назовут овладение атомной энергией безумными фантазиями". Характерно, что Н.К. Рерих прежде всего обращает внимание на исследования, связанные с космосом, на применение энергии атома, играющей большую роль во Вселенной.

Научное познание Н.К. Рерих рассматривает как процесс нескончаемый, бесконечный: "Наверное, будет допущен какой-то новый подход в исследованиях, который вместо воображаемой абсолютности даст новую беспредельность", "Познавание беспредельно и в этом красота беспредельная!".

Интуитивно предвидев наступление космической эры, Н.К. Рерих писал о тех огромных перспективах, которые откроются в связи с освоением космоса, о новом необъятном поле человеческой деятельности: "Новые пути открываются в пространство — пути Беспредельности. И сама Беспредельность не только не испугает, но вдохновит и призовет к новому бесконечному творчеству".

б. Гармония. Важная особенность научного миропонимания {191} Н.К. Рериха состоит в том, что и деятельность человека он рассматривал с новых позиций естествознания. Так, Н.К. Рерих связывал "прекрасный момент" — фоторождение элементарных частиц и творческую деятельность людей. Образование электрон-позитронных пар при взаимодействии двух фотонов, о чем говорил Н.К. Рерих, существенный процесс в явлениях, происходящих во Вселенной. Так и человек — своеобразный макрокосм по отношению к элементарным процессам, в свою очередь может рассматриваться также микрокосмом в масштабах планеты и галактики. Гармония в рассмотрении макро- и микромира позволила Н.К. Рериху задолго до той ситуации, которая сложилась и вполне осознается сейчас, говорить о "космической мощи" человека. На эти космические рубежи вышла наука и деятельность человека второй половики XX века.

"Что именно найдут потомки от наших дней, — писал Н.К. Рерих в начале века, — они, которые будут знать и атомическую энергию и мощь гармонии?" Наше время — время применения атомной энергии и научного штурма проблемы управляемого термоядерного синтеза. Известна ли "мощь гармонии" и в чем она состоит? "Гармония заключается в соответствии всех частей и всех материалов", — определял Н.К. Рерих. Следовательно, речь идет о труде, о человеческой деятельности. "В процессе труда веществу природы человек противопостоит как сила природа" — писал К. Маркс4). Теперь эта "сила природы" перерастает локальные рамки и благодаря человеческому сознанию становится ведущим фактором эволюции биосферы. Следствия, производимые человеком XX века, стали существенными для всей планеты и искать "соответствие" приходится с большим числом разнообразных факторов. Эта задача стоит сейчас как одна из насущных. "Чувство гармонии, соизмеримости является отличительным качеством истинного строителя".

в. Ритм. Понятие ритма у Н.К. Рериха охватывает как космические явления, так и "становление природы человеком"5). "Сложны {192} ритмы мироздания" и "солнце работает взрывами". Таким не статическим, упорядоченным, а находящимся в постоянном развитии предстает у Н.К. Рериха космос. Эволюцию (развитие социальной формы материи) Н.К. Рерих связывал с диалектикой познания природы и ее ответной реакцией на человеческую деятельность. "Люди не должны позволять темным силам, силам хаоса, вторгаться и разрушать, тогда как основное назначение человечества сознательно сотрудничать". Чтобы "сознательно сотрудничать", нужно найти "соответствующий ритм эволюции". Могут вредить и спешка и промедление. Для понимания ритма нужно оценивать все те многообразные последствия, которые вытекают из запланированного действия. "Человечество должно дерзать и преуспевать, но причины и следствия прежде всего". "Ответственность человечества за данную ему планету" должна побуждать к опережающему планированию и обсуждению каждого серьезного шага. "Действие лишь выражает мысль, поэтому мы ответственны не только за наши действия, но еще более за мысли". Продуманность и практическая обоснованность отличает действие. "В научном понимании человечество должно понять разницу между суетою и действием". Близкую мысль находим у В.И. Вернадского: "Научно понять — значит установить явление в рамки научной реальности — космоса"6). Беспредельность в познавании и обоснованный шаг действия с учетом следствий даст временную характеристику эволюции. "Просыпается постоянное чувство нового — в нем рождается ритм труда".

5. Труд. "Предстали перед человечеством события космического величия. Среди груд обесцененных денег, человечество нашло сокровище мирового значения. Ценность труда превыше всех мертвых условных знаков", — писал Н.К. Рерих в 20-е годы. Труд из подневольного, эксплуатируемого стал в нашей стране свободным, общественным. Человек получил все возможности для раскрытия в труде всех своих творческих способностей и Н.К. Рерих–художник подчеркивает именно это. "Час утверждения красоты в жизни пришел в восстании народов. Пришел в грозе и молнии". Так {193} оценивает Н.К. Рерих значение нового социального строя, утверждающего "союз и кооператив — словом все, чем преуспела сейчас Русь". Этот процесс закономерен и неизбежен для всей планеты. "Эволюция полна взрывных революций..." "В переустройстве мира основным будет труд, творчество". В этом убежденность Н.К. Рериха и он включается в это "переустройство" своей борьбой за Культуру.

Наблюдая капиталистическую действительность, Н.К. Рерих вскрывает существование противоречий между потребностью к творчеству, "которое является выражением смысла жизни" и жесткими условиями получения максимальных прибылей. Это — бич частного предпринимательства — безработица, "в которой теряются лучшие устремления к повышению качества". Однобокий технократизм, стандартизация, погоня за прибылями, "привели к тому ужасу, который возникает от потери качества, иначе говоря, к духовному одичанию".

В "Капитале", анализируя процесс труда, К. Маркс отмечает влияние следующего важного фактора: "... чем меньше рабочий наслаждается трудом", тем более "необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании"7). Чувство наслаждения, основанное на врожденном ощущении прекрасного, формируется человеком в течение всей жизни с ростом его духовной культуры. Вместе с тем оно содержит в себе глубокий социальный и психологический смысл. Н.К. Рерих, глубоко осознавший значение красоты в человеческой деятельности, также писал об этой чисто человеческой способности — о "желанности труда", о "любви к делу". "Работающий в сердечном увлечении не чувствует усталости, энтузиазм умножает его силы".

Наслаждение, энтузиазм возрастают особенно при совместной деятельности. Как говорил К. Маркс "... при большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии"8). Сознательное, трудовое единение людей становится определяющим фактором {194} свободного социалистического и коммунистического производства. "Изучение прогрессии коллективной энергии может доказать, что единение не только нравственное понятие, но и мощный психический двигатель, — писал Н.К. Рерих. Когда твердим о единении, мы хотим внушить сознание великой силы, находящейся в распоряжении каждого человека. Невозможно представить неопытному исследователю, насколько возрастает собирательная энергия". Опыт первого социалистического государства наглядно показал трудовой энтузиазм советского народа — "чем преуспела сейчас Русь". "Человек формирует материю также и по законам красоты" — писал. К. Маркс9). Для Н.К. Рериха труд "всегда прекрасен. Чем больше он будет осмыслен, тем и качество его вознесется и сотворит еще большее общественное благо". "Высшее качество стремится в бесконечность". В творческом труде человек выражает все свои духовные возможности, обеспечивает высокое качество каждой продукции и расцвет государства. "Творчество — есть прогресс. Творчество есть овладение новыми возможностями. Творчество — есть мирная победа над косностью и аморфностью. В творчестве уже заложено движение. Творчество есть выражение основных законов Вселенной. Иначе говоря, в творчестве выражена красота".

"Законы красоты", по которым человек формирует материю, тесно связаны как с целесообразностью, практическим опытом, так и с чисто эстетическими критериями. Поэтому и чувство красоты и научное познание вносят свой незаменимый вклад в совокупную человеческую деятельность. "Мир художественных построений, несводимых в некоторых частях своих сколько-нибудь значительно к словесным представлениям, оказывает огромное влияние на научный анализ реальности" — писал В.И. Вернадский. Управление этим мало отражающимся в логике аппаратом познания для научного понимания реальности есть дело будущего"10). Вот почему Красота и Знание у {195} Н.К. Рериха всегда стоят рядом во всех его делах и выступлениях. Вот почему его волнует "духовное состояние человечества", которое не должно отставать от "физ-механических устремлений".

В вопросах глобального масштаба с учетом всего разнообразия жизненных связей "художественный аппарат познания" несомненно играет свою важную роль, помогая и здесь действовать по "законам красоты". Воспитание космического чувства красоты, "ощущения космической правды", постоянного развития уровня духовной культуры наряду с космизацией естествознания приобретает острое современное звучание. "В конечном итоге будут выживать те государства, в которых духовная культура будет соответствовать требованиям эволюционного развития человечества", — писал П.Л. Капица11). Борьба Н.К. Рериха за культуру и выражает стремление к подъему качества труда, к сознательному творчеству, к росту духовного уровня человека. "Знамя Культуры, все равно, что знамя труда". "Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании". И главным в борьбе за Культуру ставится борьба за более высокий способ общественного производства "Битва за лучшее будущее не только на полях сражений. Неутомимость, терпение, достижение лучшего качества испытывается в жизни каждого дня. Подвиг человечности нарастает в труде".

В своей Родине Н.К. Рерих видел ростки нового труда, к ней обращал свои помыслы, знания и мастерство, неистощимое трудолюбие. "Марафон качества, марафон устремленности, спешности, производительности — все это прекрасные марафоны. В них-то и испытуется качество духа". В течение всей своей жизни Н.К. Рерих своим многогранным творчеством способствовал росту духовной культуры, видел свою задачу в том, чтобы "вносить красоту и знание в широкие народные массы". "Имея дело с массами в сердце своем устремленным к знанию и красоте, мы можем оставаться оптимистами". Эти мысли и слова Н.К. Рериха приобретают ясный смысл, созвучный нашему времени. Газета "Советская культура" от 1 июня 1979 г. писала: "В устремлении народа к созидательной {196} активности и неустанному творческому развитию и совершенствованию, к создании условий для всестороннего воспитания человеческой личности ясно обозначаются перспективы наиболее справедливой социальной формации, будущего коммунистического устройства общественной жизни". В этой своей деятельности Н.К. Рерих смыкается с решением той второй задачи — воспитания коммунистического отношения к труду, о чем писал В.И. Ленин в "Великом почине". "Эта вторая задача ... требует самого длительного, самого упорного, самого трудного героизма массовой и будничной работы"12). " В.И. Ленин неоднократно подчеркивал важное значение культуры на этом пути: "На одной грамотности далеко не уедешь. Нам нужно громадное повышение культуры"13). Все это отражает коммунистическую направленность высказываний Н.К. Рериха, так своеобразно отмеченную Г.Б. Чичериным14).

"Качество, качество, качество во всем и всегда!" — это девиз Н.К. Рериха очень близок нашему времени и в этом плане его творческое наследие активно включается в диалектику становления коммунистического труда. Сбывается "встреча, о которой мечтали лучшие умы человечества, историческая встреча труда и культуры", — писал Л.И. Брежнев15).

6. Подобно великим художникам Возрождения образно-поэтическое восприятие мира находило у Н.К. Рериха активное отражение не только в живописи, но и в естествознании и общественной деятельности. Общее, что объединяло его творческое самовыражение — это познавание природы в широком космическом аспекте. "Человек реально понял, что он житель планеты и может — должен мыслить и действовать... в планетарном аспекте", — писал В.И. Вернадский16). Пример такого космического мышления виден и у Н.К. Рериха. Космос {197} для него "великий и простой, входящий во всю нашу жизнь" и проявляется непосредственно в "качестве каждого действия, каждого дня, каждого помысла".

Произведения Н.К. Рериха учат любить и ценить красоту нашей планеты, мыслить и действовать на благо трудящихся. Космос и человек, естествознание и труд — нашли здесь свое отражение. Такой всеохватывающей формулой звучат замечательные слова Н.К. Рериха: "Вспомнишь о Вселенной, представишь и труд мирный. Приступая к труду, осознаешь и Вселенную. Вселенная и мирное творчество — нераздельны. Mиp — Вселенная и мир — труд мирный, вселенский, посев — творящий, красота мира — победительница". {198}


1) А. Эйнштейн. Собрание научных трудов, т. IV, V, 1967, c. 166.

2) "Н.К. Рерих. Жизнь и творчество". М., 1978, с. 192.

3) А.Д. Урсул и Ю.А. Школенко. "Человек и космос". М., 1976.

4) К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., Т. 23, М., 1975, с. 188.

5) К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, с. 596.

6) В.И. Вернадский. Размышления натуралиста, кн. 2. М., 1877, с. 87.

7) К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, М., 1975, с. 188.

8) Там же, с. 337.

9) К. Маркс и Ф. Энгельс. Из разных произведений, 1956, с. 566.

10) В.И. Вернадский. Размышления натуралиста, кн. 2. М., 1977, с. 111.

11) Вопросы философии, т. I, I979, с. 61.

12) В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, с. 17.

13) Там же, т. 44, с. 170.

14) "Международная жизнь", 1965, № 1, с. 99.

15) Л.И. Брежнев. Ленинским курсом, т. 6, с. 580.

16) В.И. Вернадский. Размышления натуралиста, кн. 2. М., 1977, с. 7.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru