выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
Наряду с двуглавым орлом и ездецом в русской государственной геральдике конца XV—XVII в. встречается изображение единорога.1) До сих пор эта эмблема оставалась вне поля зрения исследователей. В связи с вопросами о ее происхождении и символике определенный интерес представляет не только систематизация изображений единорога, но и публикация новых памятников с ними.
В собрании Эрмитажа хранится несколько знамен с изображением единорога, поступивших в 1950 г. из Артиллерийского музея. Одно из них является начальническим прапором конца XVII в. В центре его — белое поле, в верхних углах которого личины, изображающие солнце и луну, между ними — желтый двуглавый орел под короной, держащий в лапах символы власти: державу, скипетр и меч. Под этими изображениями па фоне растительного орнамента — восстающие лев и единорог. Вокруг центрального квадрата — кайма, состоящая из белых и малиновых шевронов. На верхней белой и нижней малиновой косицах — характерные для русских прапоров фигуры драконов.2)
Следует отметить, что композиция, состоящая из коронованного двуглавого орла, по сторонам которого солнце и луна (месяц), встречается на знамени, которое в 1662 г. царь Алексей Михайлович пожаловал в Астрахань князю Григорию Черкасскому и в 1675 г. — князю Булату Черкасскому.3) Встречаются и знамена, на которых солнце и месяц помещены по сторонам креста на Голгофе.4) Учитывая, что православный крест на знаменах семантически обозначал русское православное государство, видимо, можно говорить об однозначности изображений солнца и луны по сторонам креста или по сторонам двуглавого орла.
Говоря об аналогах композиции «восстающие единорог и лев», укажем на два знамени, бывшие с Ермаком Тимофеевичем при покорении Сибири в 1581—1582 гг., хранящиеся в Оружейной палате. В центре полотнищ на синем поле вшиты восстающие лев и единорог из белой холстины, расцвеченные чернилами. На широких каймах — узоры, по углам — розетки.5) К концу XVII в. относится знамя солдатского полка, в центре которого на алом фоне вышиты восстающие лев и единорог, а над ними корона.6)
Начальнический прапор конца XVII в. (Эрмитаж)
Композиция, включающая противостоящих и восстающих льва и единорога, была широко распространена и на памятниках изобразительного и прикладного искусства России [22] XVII в., в том числе на предметах дворцового быта. На троне Ивана Грозного, украшенном резьбой по кости западноевропейской работы XVI в. и дополненной деталями, сделанными русскими мастерами в XVII в., спинка украшена изображениями двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой и восстающими единорогом и львом по сторонам.7) На передней луке «арчака» конца XVII в. изображен двуглавый орел с единорогом и львом по сторонам.8)
Знамя, бывшее с Ермаком при покорении Сибири. 1581—1582 (Гос. Оружейная палата)
К концу XVII в. относятся пять ротных знамен солдатского полка с белыми холщовыми полотнищами, на которых в крыже изображен крест на Голгофе, а в центре в круге — единорог. По полю нашиты звезды, число которых указывает номер роты, которой принадлежало знамя (в коллекции Эрмитажа представлены знамена второй, третьей, пятой, седьмой и девятой рот9)). Они были взяты из дома Петра I в Нарве и вместе с другими одиннадцатью знаменами поднесены городским магистратом Николаю I, который поместил их в Царскосельский Арсенал.10)
В качестве аналогии укажем на знамя, хранящееся в Стокгольме, в центре которого изображен единорог, на кайме — кружки, в углах — буквы К.Ю.П.Т.11) На солдатском знамени конца XVII в. в центре на белом поле изображен двуглавый орел, кайма красная, по углам вшиты две птицы, лев и единорог из белой холстины, расцвеченные чернилами.12)
Изображение одного единорога также хорошо известно русскому искусству; в значительной степени широкое распространение его образа обязано литературе, бытовавшей на Руси, и такому авторитетному источнику, как Библия.13)
Однако очевидно, что только знакомством по литературе и изобразительному искусству нельзя объяснить включение единорога в русскую государственную геральдику.
Самым ранним русским геральдическим памятником с изображением единорога, видимо, можно назвать корабельник Ивана III и Ивана Ивановича из собрания Эрмитажа, на котором единорог заменил английскую государственную эмблему — леопарда (льва). По мнению И. Г. Спасского, «для русской геральдики эта подробность представляет немалый интерес».14) Далее следует указать на относящееся к концу XVI в. седло Бориса Годунова, на котором два единорога изображены по сторонам двуглавого орла.15) С XVI в. единорог становится непременной деталью русских государственных печатей. Самая ранняя из них датируется 1557 г. С этого времени единорог встречается на малых государственных печатях (двойных кормчих), золотых буллах, больших государственных печатях Ивана IV, Бориса Годунова, Лжедимитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича.16) Со времени Федора Ивановича до Федора Алексеевича включительно единорог изображался на «золотых».17) Причем важно отметить, что с 1562 г. он стал изображаться наряду с ездецом на груди двуглавого орла, т. е. можно говорить о равнозначности их семантики в тот период.
Все вышесказанное показывает, что на знаменах эрмитажного собрания представлены оба вида изображения единорога, как одного, так и в паре со львом, и позволяет поставить наши знамена в ряд русских геральдических памятников конца XV — XVII в., несущих на себе изображение «инрога».
Ротное знамя солдатского полка конца XVII в. Эрмитаж
По мнению В. Н. Татищева, «Иван Грозный имел за собственный свой герб единорога, который его сын и Борис Годунов как внутрь, так вне государства, на печати при грамотах употребляли...».18) А. Лакиер, обратившись к этому сюжету, сослался на В. Н. Татищева и перечислил ряд [23] предметов с изображением единорога, однако не смог дать объяснения появлению этой фигуры в русской государственной геральдике. Он лишь вопрошает: «Цари наши, проникнутые идеями библейскими, не хотели ли представить в символическом образе своих побед, руководствуясь изречениями псалма 91: „И вознесется яко единорога рог мой", и апокалипсическим (V, 5): „се победил есть лев"...»19) На этот псалом ссылаются и другие авторы при попытках объяснить смысл единорога как геральдической фигуры.20)
Знамя конца XVII в. Стокгольм
С нашей точки зрения, для решения вопроса о происхождении единорога в русской геральдике следует со вниманием отнестись к указанию, что «кроме двуглавого орла употребляли Византийские Цари гербы 4 больших префектур Государства, а именно: орел для Италии, гриф для Галлии, единорог для Азии и лев для Иллирии».21) Эти сведения приобретают особый смысл, так как на некоторых русских памятниках XVII в. (налучье. и колчан «Большого наряда» царя Михаила Федоровича 1627—1628 гг., жалованная грамота оружейничьему боярину Богдану Матвеевичу Хитрово, 1676 г.) изображены вместе именно эти фигуры, т. е. двуглавый орел, единорог, лев, грифон, орел и ездец.22) Таким образом, можно предположить, что единорог как геральдическая фигура на знаменах, печатях и других памятниках Русского государства связан с византийской эмблематикой.
[22] — конец страницы.
Сообщения государственного Эрмитажа, вып. 47, 1982 г.
1) Единорог — символ осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости, суровости. Христианскими писателями он был интерпретирован как аллегория Благовещения и воплощение Христа, рожденного Девой. Обычно эмблема девы Марии, св. Юстина Падуанского и св. Юстина Антиохийского. «Единорог, символ чистоты и непорочности, часто встречается на щитах гербов. Он по фигуре своей сходен с лошадью и отличается от нее рогом, которым вооружена его голова, и бородкою. Единорог называется прислонившимся (accule), когда он стоит прямо с поднятыми передними ногами, и в оборонительном положении (en defense), когда хочет как бы защититься своим рогом» (Лакиер А. Русская геральдика. Кн. 1. Спб. 1855, с. 60). См. также: Guénebault L.-J. Didionnaire iconographique des monuments de l'Antiquité chrétienne et du Moyen Age. Paris, 1845, t. 2, p. 116-117; Ellwood Post W, Saints, Signs and Symbols. London, 1975, p. 74; Ferguson G. Signs and Symbols in Christian Art. London — Oxford — New York, 1977, p. 26.
О единороге в восточном искусстве см.: Ettinghausen R. The Unicorn. Washington, 1950.
2) Эр. ЗН. 4. Струков Д. Описи знаменам,. штандартам, прапорам..., хранящимся в Артиллерийском историческом музее. Спб., 1903, с. 448-449, № 450.
3) Белавенец П. И. Краткая записка о старых русских знаменах. Спб., 1911, с. 19, № 18.
4) Белавенец П. И. Краткая записка..., с. 47, 50; Белавенец П. И. Приложение к краткой записке о старых русских знаменах. Спб., 1911, с. 31, рис. 31.
5) Опись Московской Оружейной Палаты. М., 1884, ч. 3, кн. 1, с. 79, 80, № 4174, 4175; Эр. ЗН. ИЛЛ. № 13071-13075. У А. В. Висковатова (Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Спб., 1899, ч. 1, № 135) одно из этих знамен датировано XVII в.
6) Опись..., с. 72, № 4146.
7) Москва в ее прошлом и настоящем. М., б. г., ч. 2, 1 (вып. 3), ил. между с. 96 и 97; Арсеньев Ю. В., Трутовский В. К. Путеводитель по Оружейной палате. Изд. 4-е. М., 1914, с. 85-86.
8) Свирин А. Н. Ювелирное искусство Древней Руси XI—XVIII веков. М., 1972, с. 148-149, № 68; Денисова М. М. «Конюшенная казна». Парадное конское убранство XVI—XVII веков. — В кн.: Государственная Оружейная палата Московского Кремля, с. 272.
9) Эр. ЗН. № 403, 359, 357, 358, 1254. Аналогичное знамя 4-й роты хранится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (знамя № 9/3).
10) Каталог редкого старинного и восточного оружия, хранящегося в собств. е. и. в. Арсенале в Царском Селе. Спб., 1835, ч. 1, с. 252, № 12-17.
11) Белавенец П. И. Краткая записка..., с. 39; Белавенец П. И. Приложение..., с. 23, рис. 23.
12) Опись..., с. 71, № 4142.
13) Спасский И. Г. Монетное и монетовидное золото в Московском государстве и первые золотые Ивана III. — ВДИ, 1976, вып. 8, с. 115-117.
14) Там же, с. 115, табл. 5.
15) State Armoury in the Moscow Kremlin. M., 1969, p. 73.
16) Снимки древних русских печатей..., № 8-10, 12-19, 28, 29, 35, 49.
17) Спасский И. Г., с. 118, 126-127, табл. 9-11.
18) Татищев В. Н. История Российская. М.-Л., 1962, т. 1, с. 370.
19) Лакиер Д., с. 271.
20) Снегирев И. М. Еще несколько слов о Московском гербе. — Московские ведомости, 1853, № 69, «Литературный отдел», с. 707; Диаконов М. А. Власть Московских государей до конца XVI века. Спб., 1889, с. 136-140; Воронец Е. Н. 400-летие русского государственного герба. Харьков, 1898, с. 25-26.
21) Köhne v. В. Das Kaiserlich Russische Reichs-Wappen. Reiter und Doppel-Adler (Hierzu zwei Tafeln). Berlin, 1882, S. 4. Эта статья с небольшими сокращениями и без рисунков была помещена в газете St. Petersburger Zeitung, № 143, 146, 148, 149, 152, в мае и июне 1882 г. Цитата дана в переводе П. И. Белавенца.
22) Свирин А. Я., с. 160-165, № 74-76; Писарская Л., с. 41-43; Оружейная палата. М., 1975, табл. 66; История русского искусства. М., 1959, т. 4, с. 487-488. [24]
Написать нам: halgar@xlegio.ru