выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
Вопросы истории, 2001, № 8.
[162] — конец страницы.
С 1619 по 1638 г. владельцем земель в Борском Заволжье (Нижегородский край) был думный дьяк Посольского приказа И. Т. Грамотин. Его поместье и вотчина занимали обширную Толоконцевскую волость. В 1638 г., за девять месяцев до своей смерти, Грамотин принял монашество в Троице-Сергиевом монастыре и стал зваться иноком Иоилем. «На помин души» Троицкому монастырю он передал деньги, несколько драгоценных образов, много ценных каменьев и разных вещей, но его главным вкладом стали вотчинные земли на луговой стороне Волги.1)
Своими богатствами Троице-Сергиев монастырь превосходил все другие обители. Число подаренных и купленных вотчин монастыря увеличивалось год от года.2) В разных селениях у обители имелись земли и крепостные крестьяне, дворы и дворовые места, соляные варницы и рыбные ловли, в ее ведении находилось 33 приписных монастыря. Экономическому процветанию Троице-Сергиева монастыря способствовали льготы от податей, повинностей, в суде, которые ему жаловались государями, поэтому монастырское хозяйство процветало, монастырь обустраивался и украшался.
В 1646 г. государевы писцы Иван Шаховской и Прокофий Симанов описали заволжские владения Троице-Сергиева монастыря и обнаружили, что в вотчину крупнейшего духовного феодала в середине XVII в. входило три села (Толоконцево, Неклюдово, Кононово), приселок Оксакаренов на р. Линда, 40 деревень и 23 починка, всего 631 двор и 1625 душ мужского пола.3)
Центром вотчины Троице-Сергиева монастыря в Борском Заволжье являлось с. Кононово (современный Бор). Из всех населенных пунктов Толоконцевской вол. это было самое многодворное селение, насчитывавшее в 1646 г. 70 дворов и 190 душ мужского пола. 1647 год следует считать временем изначального возведения Сергиевской церкви в с. Кононово. Писцы тогда сообщали, что «село новое на Бору, что была деревня Кононово (Бабино тож) на Везломском озере, а в ней церковь шатровую делают, престол Сергия Радонежского чудотворца». Первым ее священником был Гаврила Федоров. Сергиевские священники распоряжались над несколькими церковными бобылями (три двора), а также владели оброчными пожнями близ р. Линда.4)
Большая часть жителей Кононова занималась земледелием. На своих землях крестьяне сеяли рожь и овес, пшеницу и ячмень, выращивали огородные и садовые культуры. В крестьянских хозяйствах также производилась животноводческая продукция — мясо, птица, молоко, яйца, масло. Этими продуктами питались сами крестьяне, отсюда столовые припасы поступали на пропитание монастырской братии.
В 26 бобыльских дворах Кононова жили ремесленники и промысловики. Среди них были замечательные мастера: кузнецы, [172] мельники, токари — изготовители деревянной посуды, портные мастера. Шерстобиты и войлошники из Кононова выполняли изделия из шерсти — сермяжные сукна и валяную обувь, колпаки и епанчи (плащи), войлоки подседельные. Скорняки обрабатывали дорогие меха — соболя, бобра, куницу, белку, выполняя заказы населения, а иногда работая с дешевым сырьем — овчинами. В каждом доме ткали полотно, шили немудреную одежду. В Кононове жил шепетинник — торговец шепетиньем — всяким мелочным товаром и бытовой утварью.5)
Нередко у ремесленников были ученики, которые рядились на учебы и работу у мастеров на пять-восемь лет. Среди других кононовских мастеров в описи упоминается «подмастерье». Взаимоотношения мастера и помощников регулировались «жилыми записями». Среди бобылей наблюдалась имущественная дифференциация. Все они платили подать— плату за двор, усадебное место и за «изделье».6) В некоторых домах бобыли и крестьяне держали наемных работников, в заволжской вотчине Троице-Сергиева монастыря их было 97. Больше всего «подсуседников» имели жители монастырских деревень Рекшино, Красногорка, Яблонная. В некоторых домах жили по два-три работника. Наличие наемной рабочей силы говорило о зажиточности дворовладельца.
В Кононово находилась вотчинная контора Троице-Сергиева монастыря. За большим забором размещались монастырский двор и хоромы, изба-столовая, горница на подклете. Все помещения соединялись сенями.7) Особым строением была мыльня, состоявшая из комнаты с печью для мытья и предбанника. Подклеты служили складскими помещениями. По размерам они соответствовали жилым горницам. В подклетах хранили колясы (повозки на пружинах), сани, каптаны (кареты), колымаги, дровни, страдные одры — рабочие носилки, принадлежности езды (седла, попоны, войлоки, узды), оружие (пищали, саадаки, луки, рогатины, сабли), столовая утварь, одежда. На подворье были многочисленные постройки: сенницы, сушила, погреб, ледник, житницы, «онбаришко». На дворе — колодец.
Десять душ мужского пола обслуживали это монастырское хозяйство: «бобыль Стенка Васильев с детьми Полинкой да Нефедкой, вдова Маринка с детьми с Лучкою да с Матюшкою Яковлевыми детьми, Данилко Васильев с детьми с Лучкою да с Сидоркой».8) В поварне они готовили еду и пекли хлеба, ухаживали за лошадьми на монастырской конюшне и за овцами в омшеннике.
В летний период забивали корма для скота на монастырских сенниках. В погребе и леднике всегда хранилось свежее мясо, сыр, яйца, молоко. В повалуше складывались разные припасы, не требующие хранения в погребах и ледниках. В четырех житницах были запасы зерна, муки, сухарей, заготавливаемых в большом количестве в бочках, коробах. В больших сушилах, устроенных над житницами, висело соленое мясо, вяленая, ветреная, прутовая (вяленая на прутьях) рыба и пластовая рыба в рогожах. При конюшне находились сенницы, каждая из которых делилась на два отделения: одно — для хранения сена, другое — соломы. Троице-Сергиев монастырь владел мельницами на реках Везлома и Санда, монастырские крестьяне пользовались ими и платили «мельнишный сбор» Троицким властям. Таким образом, монастырское хозяйство в с. Кононово было весьма обустроенным.
В начале своего царствования Алексей Михайлович издает указ о передаче владений Троице-Сергиева монастыря в Толоконцевской волости (земли между реками Везлома и Линда) в состав Заузольской волости Балахнинского уезда. Согласно Сотных книг 1647 г. стольника и воеводы И. Б. Камышина, 30 борских населенных пунктов — часть с. Кантаурова, 17 деревень и 12 починков численностью 262 крестьянских и бобыльских двора и 710 душ мужского пола — были отданы в Дворцовое ведомство, в Государеву Заузольскую волость. К Заузолью отписаны и монастырские мельницы на реках Везлома и Санда. Фактически третья часть заволжских владений Троице-Сергиева монастыря оказалась им утраченной.
За вторую половину XVII ст. с. Кононово потеряло свое былое значение, число дворовладельцев в нем уменьшилось в 5 раз. Кононово процветало в тот период, когда оно было центром заволжской вотчины Троице-Сергиева монастыря. С передачей Кононова в состав Дворцовой Толоконцевской волости оно превратилось в рядовое заволжское село небольших размеров (21 душа мужского пола — на рубеже XVII и XVIII веков).9)
Л. Ю. Варенцова, аспирант исторического факультета Нижегородского государственного университета
1) ВЕСЕЛОВСКИЙ С. Б. Дьяки и подьячие XV—XVII в. М. 1975, с. 131.
2) БРОКГАУЗ Ф. А., ЕФРОН И. А. Энциклопедический словарь. Т. 66. М. 1993, с. 872-873. [173]
3) Государственный архив {Нижегородской — HF} области (ГАНО), ф. 2013, оп. 602-а, д. 164, л. 33-94об.
4) Там же, д. 12, л. 64; д. 164, л. 47об.
5) Там же, д. 164, л. 77.
6) Там же, л. 78; САХАРОВ А. Н. Русская деревня XVII века. М. 1966, с. 157.
7) ГАНО, ф. 2013, оп. 602-а, д. 12, л. 64.
8) Там же, л. 64об.
9) Там же, д. 11, л. 30; д. 86, л. 219.
Написать нам: halgar@xlegio.ru