Система Orphus
Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вспомогательные исторические дисциплины, XII. Л., 1981.
[234] — начало страницы.
OCR Bewerr.

[234]

Клейненберг И.Э.
«Веревка» как мера длины сукна в Новгороде XV в.

Среди поземельных мер и мер длины феодальной Руси, особенно в ее северо-восточном ареале, широкое распространение имела веревка, называемая также и ужище. Свое наименование эта метрологическая единица получила от орудия, которым проводилось измерение, — мерной верви или веревки, свиваемой первоначально из лыка, а затем также из пеньки. Термины, производные от этого значения слова «веревка» — вервь, вервити, вервление, вервщик, веревная книга и др.,1) — встречаются особенно часто в деловой письменности XVI—XVII вв., но о большой древности такого способа измерения сельскохозяйственных угодий говорит то, что название для общинной организации населения Древней Руси — вервь — происходит именно от веревки, которой отмеривалась земля, занимаемая членами верви.2) С течением веков мерная веревка трансформировалась в современную геодезическую рулетку в виде стальной ленты с делениями.

Аналогичную практику межевания при помощи веревки мы обнаруживаем в средние века и у других народов, например в странах Балтики, где употреблялась земельная мера, называемая по-латыни funis, restis, basta, по-латышски ku viroc,3) [235] по-немецки bast, line, seil, в скандинавских странах веревка называлась reb, а измерение ею земли — rebning,4) что соответствует русскому вервление.

Веревка как землемерный инструмент и как мера длины, а также и площади принадлежит к народной метрологии, которая не регламентировалась государственной властью и поэтому имела в разных областях разную величину. В последнее время восточнославянские народные меры длины, в том числе и веревка как поземельная мера и мерило, были подвергнуты изучению, а результаты исследований опубликованы.5)

Применялась веревка и средневековыми зодчими.6) О ее употреблении в морском деле говорит термин узел, сохранившийся со времен парусного флота, как единица измерения пути, пройденного кораблем в определенное время.

В значительно меньшей мере внимание исследователей привлекал тот факт, что в XIII—XVII вв. в городах по балтийскому торговому пути, включая и Новгород Великий, для измерения длины тканей и пряжи употреблялось орудие в виде шнура, называвшееся на нижненемецком языке ганзейцев rep (repe), а по-латыни funis, corda, ligamen, т.е. тоже веревка. Этими же терминами обозначалась и соответствующая единица меры длины текстильных изделий, приравнивавшаяся к десяти локтям. В русскоязычной литературе можно прочесть об этой метрологической реалии в сфере торговли тканями только в упоминавшейся уже работе Я. К. Земзариса.7)

Настоящее сообщение имеет целью разобрать вопрос о применении веревки при покупке западноевропейских сукон в Новгороде XV в. Следует вспомнить, что одним из самых важных товаров, привозимых ганзейцами на Русь, были дорогие сукна из Фландрии. Ганзейские купцы не имели права розничной торговли в Новгороде и продавали сукна целыми поставами (laken), сложенными определенным цеховыми правилами образом. Постав был обернут в сукно низшего сорта и опломбирован в городе-изготовителе, что должно было гарантировать качество и стандартную длину товара. Сложившиеся правила торговли, выгодные для ганзейцев, запрещали вскрывать и перемеривать упакованный таким образом постав при его покупке на территории ганзейского торгового двора св. Петра. Поэтому только уже дома, в своей лавке, русский купец к огорчению часто устанавливал, [236] что длина постава была на несколько локтей короче гарантированной пломбами.8) В таких случаях, которые не были редки, объединение новгородских купцов при церкви св. Ивана на Опоках, а также и республиканские власти заявляли энергичные протесты старостам немецких купцов. Об одном из таких конфликтов мы узнаем из письма ганзейской конторы в Новгороде магистрату города Таллина от 15 января 1422 г. В нем сообщается, что немецкие купцы имеют много неприятностей из-за того, что поставы сукна не обладают предписанной длиной, они слишком коротки. Это особенно касается «тумасских» сукон (одного из сортов, производимых в городе Сент-Омере во Фландрии), среди которых встречаются поставы самой разной длины — от 42 до 46 локтей. Против такого положения заявило протест объединение русских купцов, они требовали, «чтобы поставы содержали 50 локтей и не менее», и подтверждали это тем, «что такая длина равна пяти веревкам святого Иоанна; так, мол, записано в старом крестоцеловании, на основании которого они это говорят».9) Далее ганзейцы предупреждались, что если кто-нибудь из них продаст впредь постав короче положенного, то его на следующий день вызовут в суд.

Это уникальное известие современников может нам помочь яснее увидеть некоторые черты новгородской метрологической действительности, остававшиеся до сих пор в тени.

Итак, в Новгороде при измерении длины сукон использовался не только локоть, но и rep sente Johannes, равный 10 локтям. Так как в сохранившихся письменных документах до нас дошли только иноязычные наименования такого орудия и единицы измерения тканей, то возникает вопрос, как правомерно называть их по-русски. Я. К. Земзарис предлагает по аналогии с применявшимися в средние века терминами большая дюжина и большая сотня именовать эту меру длины большим локтем.10) Думается, что это не совсем удачно, потому что Б. А. Рыбаков термином малый локоть условно обозначил величину в 38 см, противопоставив ее, следовательно, нормальным русским локтям в 44, 46 см и большому в 54 см.11) Поэтому мы это мерило называем так, как оно называлось и на других европейских языках — веревкой.

В применении своей иванской веревки Новгород не отличался от других стран, расположенных на пути суконных [237] поставов от места их изготовления на Восток. В нидерландских городах присяжные браковщики проверяли у сотканных ремесленниками поставов качество и измеряли их длину именно мерной веревкой (bi der corde). Фламандский глагол striken (нем. streichen), обозначающий измерение длины ткани веревкой, соответствует русскому «гладить, поглаживать».12) Такое нежное соприкосновение мягкого мерила с разостланными сукнами позволяло точнее определять их длину, применение же жестких деревянных или металлических локтей, которые были в ходу у розничных торговцев, давало возможность сильным натягиванием кромки ткани искусственно увеличивать ее длину, следовательно, торговую прибыль.

Эти два способа описаны и в русской «Торговой книге», составленной во второй половине XVI в., но дошедшей до нас в списках XVII в.: «... а немцы мерят сукна по спине [т.е. по средней части постава. — И. К.]; а по нашему русскому меряти подле покроми, ино прибудетъ всего у аршина на полвершка».13)

О том, что ганзейцы в своем новгородском подворье при продаже некоторых товаров в качестве меры использовали веревку, свидетельствуют тексты уставов двора XIII—XIV вв., так наз. скры. В скре II (1295 г.) определен штраф тому купцу, который пользуется локтем (ele) или веревкой (rep) неправильного размера, а в скрах IV и V (вторая половина XIV в.) разрешается продавать в клетях двора «пряжу, полотно и вотолу [крестьянская шерстяная ткань] количествами не менее, чем в полверевки» (bi halven repen).14) Также в ганзейском проекте договорной грамоты с Новгородом 1268 г. предлагалось, чтобы гости измеряли свои товары «веревкой святого Петра», т.е. мерилом, эталон которого хранился в церкви ганзейского двора.15) Этой веревкой, по-видимому, и отмеряли внутри двора продаваемые в полурозницу вышеупомянутые дешевые текстильные товары. К продаже заморских сукон целыми запломбированными поставами это мерило отношения не имело; для проверки длины купленных у ганзейцев сукон, как мы узнаем из приведенного выше документа XV в., в Новгороде пользовались веревкой св. Иоанна, названной так по патрону самого авторитетного купеческого объединения города — Иванского ста. Отсюда можно сделать вывод, что это мерило, являвшееся одновременно и единицей измерения сукон, юстировалось по эталону «еваньскыи локоть», который вместе с образцами весов и гирь для взвешивания воска, меда и серебра [238] хранился в церкви Ивана Предтечи на Опоках.16) Возможно, что эта мерная веревка имела также свой собственный эталон среди других, находившихся в ведении Иванского ста.

Обычно считают Иванское сто организацией купцов-вощников, но М. Н. Тихомиров предполагал, что оно объединяло более широкий круг торгового населения города, основываясь на том, что иванский локоть как мера длины имеет мало отношения к измерению количеств воска.17) Это кажущееся противоречие разрешается, однако, тем, что члены Иванского ста были одновременно вощниками, суконниками и меховщиками. Не следует забывать, что новгородско-ганзейская торговля была по своему характеру меновой,18) товара на товар, который только оценивался в серебряных весовых слитках (рублевых гривенках). Ганзейцы же соглашались, как правило, обменивать дорогие сукна только на самые важные для них товары — воск и меха.19) Это вынуждало купцов Иванского ста специализироваться в нескольких направлениях.

Здесь важно отметить, что если веревка как землемерная единица на Руси всегда оставалась бытовой мерой с разной величиной в отдельных местностях, то веревка св. Иоанна, как видно из ее наименования, была включена в число официальных метрологических единиц Новгородской боярской республики, а ее величина устанавливалась и гарантировалась властью.

В связи с этим необходимо попытаться установить хотя бы примерно величину иванской веревки в современных метрических единицах. Задача эта усложняется тем, что при феодализме одноименные единицы измерения могли иметь даже на одной территории разную величину в зависимости от сферы их применения. Например, локоть ткача мог не совпадать с локтем строителя, а в торговле могли быть особые локти для отмеривания разных видов ткани: шелка, сукна, полотна. Отличались по величине также меры приемные и отпускные, первые были больше. Б. А. Рыбаков, изучавший древнерусские меры длины на материале измерений каменных построек XI—XV вв., письменных источников, этнографических данных и археологических находок, называет семь разных саженей и соответствующий ряд локтей.20) Что же касается иванского локтя, то, опираясь на размеры новгородских архитектурных памятников XII—XIV вв., [239] исследователь высказывает предположение, что данное торговое мерило имело длину 45-46 см.21) В 1953 г. было опубликовано описание найденного Новгороде обломка деревянного локтя с надписью: «святого иеванск» [далее облом].22) Не обязательно думать, что это фрагмент самого эталона, скорее это был локоть какого-то купца, юстированный по эталону Иванского ста, о чем и говорит надпись. Она же свидетельствует и о том, что, кроме иванского, в Новгороде были в употреблении и локти других размеров. Б. А. Рыбаков по палеографическим признакам определил дату надписи серединой XII — серединой XIII в. и сделал попытку реконструировать первоначальный размер этого предмета, назначение которого он видит в измерении тканей. Полученное при этом число (44,1 см) оказалось соответствующим четвертой части мерной сажени в 176,4 см, следовательно, размеру одного из возможных древнерусских локтей.23) В 1955 г. при земляных работах в Новгороде был выкопан еще один, уже целый деревянный локоть длиной 54,7 см. По глубине залегания он был отнесен к концу XI — началу XII в.24) Б. А. Рыбаков обращает внимание на неточность размера этого локтя, который, как четвертая часть косой сажени в 216 см, должен был бы содержать в себе точно 54 см, и в связи с этим высказывает предположение, что это мерило не могло служить при продаже тканей, а должно быть отнесено к типу приемных мер; владельцем этого локтя мог быть, например, княжеский мытник, собиравший пошлину с купцов в локтях сукна.25) В труде Е. И. Каменцевой и Н. В. Устюгова обобщающе сказано, что размер древнерусского локтя колебался от 38 до 46 см; там же приводится число 46,6 см, полученное при сравнении измерения «гроба господня» в Иерусалиме, выполненного игуменом Даниилом в локтях, с подобием этой святыни, воспроизведенным с точным соблюдением ее размеров в Новоиерусалимском монастыре в городе Истре под Москвой.26) Эту же величину для иванского локтя мы находим и в «Советской исторической энциклопедии».27) По Н. А. Шостьину, русский локоть в XI—XV вв. был равен 51 см, а в XVI—XVII вв. — 48 см.28) Определение точной длины веревки св. Иоанна ганзейского документа при такой пестроте указаний на величину [240] новгородского и вообще русского локтя довольно затруднительно. Приблизиться в таких случаях к истине можно только при помощи «перекрестной проверки показаний разных источников».29) Начнем поэтому с данных фламандских источников.

Какова же была длина поставов на месте их изготовления? Н. В. Постумус приводит сведения, что на ярмарке в Шампани в 1284 г. продавались сукна из 47 городов, поставы которых имели 20 различных размеров — от 14 до 47 локтей.30) Что же касается длины поставов из фламандских городов (Брюгге, Ипр), то в документах встречается указание, что ткачи должны были их поставлять длиной в 36 локтей, измеренных веревкой.31) Про величину же нидерландских локтей К. Зевенбоом пишет, что каждый город в XV в. прикреплял к наружной стене ратуши металлические эталоны местного локтя, которые со временем от употребления и атмосферного воздействия несколько изменились и до нас не дошли. Нет возможности сравнивать и определять длину локтей даже для XVI в., так как в первом торговом справочнике, изданном в Амстердаме в 1590 г., все локти сравниваются с антверпенским, но, к сожалению, именно размер данного локтя современным исследователям неизвестен. Этот автор смог только установить, что длина средневековых северонидерландских локтей колебалась в пределах от 669 до 730 мм.32)

Хорошо известны только размеры фландрских локтей, употреблявшихся в XVIII и начале XIX в., т. е. к моменту перехода на метрическую систему. В «Метрологии» Ф. Петрушевского приведены в русских вершках размеры следующих фландрских локтей, длину которых мы здесь даем в переводе на метрические единицы. Антверпенский большой локоть = 69,46 см, а малый = 68,57 см, дюнкеркский = 67,72 см, остендский = 69,22 см, сюда можно прибавить еще имевший большое значение в международной торговле брабантский локоть = 70,13 см. Локти же городов Северных Нидерландов имели длину в пределах от 68.37 до 68.84 см.33)

Если сопоставить приведенные значения длины нидерландских (в широком смысле этого географического термина) локтей [241] в средние века и в начале XIX в., то можно сделать вывод, что размеры их в отдельных городах в течение нескольких столетий оставались во вполне определенных пределах — от 67 до 73 см (среднее — 70 см).

Здесь следует еще иметь в виду, что при феодализме наблюдалось закономерное уменьшение величин мерных единиц по торговым путям от места производства товара к местам его продажи. Это давало купцам возможность получать завуалированную прибыль от продажи этих товаров по так называемой «справедливой цене», т.е. без особого изменения их первоначальной цены большими наценками.34) Этому же принципу отвечают «приемные» и «отпускные» меры, применявшиеся на Руси. Мы наблюдаем такое уменьшение длины локтя от сукнодельных центров в Нидерландах по балтийскому торговому пути до Новгорода. Если величины локтей в местах производства сукон были рассеяны вокруг центральной точки в 70 см, то любекский локоть уже был равен 57,52 см,35) рижский — только 53,75 см,36) а иванский приемный локоть должен был быть еще меньше. Действительно, все установленные исследователями длины новгородских локтей, кроме деревянного мерила в 54,7 см, которое относится к более раннему периоду, меньше рижского и любекского. Можно предположить, что величина иванского локтя, лежавшего в основе веревки св. Иоанна, которой перемеривали сукна, купленные у ганзейцев, была равна 51 см. В пользу такой гипотезы говорит то, что постав в 50 таких локтей должен был иметь длину 25,5 м, а стандартные 36-локтевые поставы из Ипра и Брюгге (если считать фландрский локоть равным 70 см) были только на 30 cм короче, т. е. содержали в себе 25,2 м. Вряд ли такое совпадение случайно.

Таким образом, можно считать с большой долей вероятности, что веревка св. Иоанна, являвшаяся официальным мерилом при покупке фландрских поставов сукна, включала в себя 10 локтей по 51 см и была, следовательно, длиной 5.10 м. Она относилась к разряду «приемных» единиц измерения. Установленный же Б. А. Рыбаковым иванский локоть в 44,1 см должен, следовательно, рассматриваться как «отпускной» иванский локоть, служивший при розничной продаже заморских сукон.


1) Словарь русского языка XI—XVII вв., вып. 2. М., 1975, с. 82-84.

2) СИЭ, т. 3. М., 1963, с. 355.

3) Земзарис Я. К. Метрология Латвии в период феодальной раздробленности и развитого феодализма (XIII—XVI вв.). — Проблемы источниковедения, т. IV. М., 1955, с. 183 и далее.

4) Kulturhistorisk lexikon för nordisk medeltid, b. XIV. Malmö, 1969, s. 15.

5) Молчанова Л. А. Народная метрология. К истории народных мер длины. Минск, 1973 (о веревке см. с. 59-63); Коткова Н. С. Наименование русских поземельных мер в их истории. — В кн.: Диалектная лексика 1973. Л., 1974, с. 121-134; Романова Г. Я. Наименования мер длины в русском языке. М., 1975, с. 118-119; см. также: Винник В. О. Назви одиниць вимiру i ваги в украiньскiй мовi. Киiв, 1966; Скурат К. У. Даўнiя беларускiя меры. Мiнск, 1974.

6) Тиц А. А. Загадки древнерусского чертежа. М., 1978, с. 9-10.

7) Земзарис Я. К. Метрология Латвии..., с. 183-185.

8) Казакова Н. А. Из истории сношений Новгорода с Ганзой в первой половине XV в. — Истор. записки, 1949, т. 28, с. 145.

9) «... dat de lakene holden scolen to 50 eilen unde nicht myn, unde seggen, dat sin 5 repe sente Johannes; also scolet stan in der olden crucekussinge, nademe alse se seggen» (Hansisches Urkundenbuch, Bd. VI. Halle a/S., 1905, Nr. 413).

10) Земзарис Я. К. Метрология Латвии..., с. 184.

11) Рыбаков Б. А. Русские меры длины XI—XV вв. (из истории народных знаний). — Сов. этнография, 1949, № 1, с. 70-71.

12) См. примеры в кн.: De Poerck G. La draperie mediaevale en Flandre et en Artois, t. I. Brugge, 1951, p. 88-89; t. III, p. 152, Nr. 714.

13) Цит. по: Романова Г. Я. Наименования мер длины..., с. 72.

14) Шлютер В. Новгородская скра в семи редакциях от XIII—XVII в. Юрьев, 1911, с. 72-73, § 14 и с. 136, § 33.

15) «Item per funem sancti Petri debet hospes mensurare bona sua» (Goetz L. K. Deutsch-russische Handelsverträge des Mittelalters. Hamburg, 1916, S. 151).

16) Устав вел. князя Всеволода перечисляет «скалвы вощаныи, пуд медовый и гривенку рублевую и локоть Еванськыи» (Памятники русского права, вып. 2. М., 1953, с. 163).

17) Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956, с. 206.

18) Никитский А. И. Из истории экономического быта Великого Новгорода. М., 1893, с. 151; см. также: Клейненберг И. Э. Оформление договора купли-продажи и мены в ганзейской торговле Новгорода и Пскова. — Вспомогат. истор. дисциплины, III. Л., 1970, с. 133-134.

19) Gоеtz L. K. Deutsch-russische Handelsgeschichte des Mittelalters. Lübeck, 1922, S. 295.

20) Рыбаков Б. А. Русские меры длины XI—XV вв., с. 78 и 81.

21) Там же, с. 83.

22) Арциховский А. В. и Тихомиров М. Н. Новгородские грамоты на бересте. М., 1953, с. 48.

23) Рыбаков Б. А. Мерило новгородского зодчего XIII в. — В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1974. М., 1975, с. 206-207.

24) Орлов С. Н. К вопросу о древнерусской метрологии. — Сов. археология, 1957, № 4, с. 163-166.

25) Рыбаков Б. А. Мерило Новгородского зодчего XIII в., с. 206.

26) Каменцева Е. И. и Устюгов Н. В. Русская метрология, 2-е изд. М., 1975, с. 19-20.

27) СИЭ, т. 5. М., 1964, стб. 741.

28) Шостьин Н. А. Очерки истории русской метрологии (XI—XIX вв.). М., 1975, с. 256.

29) Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977, с. 237.

30) Роsthumus N. W. De geschiedenis van de Leidensche lakenindustrie, Bd. I (XIV—XVI eeuw). s'-Gravenhage, 1908, p. 94, aanm. 4.

31) De Poerck G. La draperie mediaevale en Flandre et en Artois, t. III. Brugge, 1951, p. 73, 152 (в примерах к толкованию слов corde и striken). Примеры взяты из решений городских властей 1278 и 1363 гг. Брюгге и Ипра: «Dese saye moet men leveren dem copmanne 36 elne lanc bi der corde», «men es sculdech alle lakene te leveren dem coopman 36 ellen lanc bi der corde».

32) Zevenbооm K. М. C. Theorie over de ontwikkeling van de nederlandse voet- en ellematen. Amsterdam, 1964, p. 10, 12, 15, 48.

33) Петрушевский Ф. Метрология, или описание мер, весов, монет и времяисчисления нынешних и древних народов. СПб., 1831, с. 243-245.

34) Клейненберг И. Э. Цены, вес и прибыль в посреднической торговле товарами русского экспорта в XIV—XV вв. — В кн.: Экономические связи Прибалтики с Россией. Рига, 1968, с. 37-39.

35) Н. Э. Нёрлунд, изучавший древние датские единицы длины, получил на свой запрос в Гос. архив города Любека официальный ответ, что при введении метрической системы размер любекского локтя был определен в 575.2 мм и что это значение довольно постоянно держалось в разные времена (Nørlund N. Е. De gamle danske laengdeenheder. København, 1944, s. 30).

36) Земзарис Я. К. Метрология Латвии..., с. 186.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru