Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
Деснинские древности. [Вып. 1.] Сборник материалов межгосударственной научной конференции,
посвященной памяти Ф. М. Заверняева. Брянск, 1995.
[79] – конец страницы.
OCR OlIva.
Змеевик ("гривна") — условное название амулета-оберега, распространенного на Руси в XI—XIX вв. Имел вид круглой подвески с изображением христианского патрона на лицевой стороне и демонического змеевидного существа женского облика на оборотной. Происхождение, производство и семантика змеевиков рассматривалась многими авторами (И. И. Толстой, Г. С. Дестунис, М. И. Соколов, Б. А. Рыбаков, Т. В. Николаева, В. Г. Пуцко, С. В. Гнутова и др.). В то же время, разработки эти не обобщены и не систематизированы.
В собрании Черниговского исторического музея хранилось 5 змеевиков. Часть из них утеряна.
1. Змеевик, обнаруженный во время раскопок Н. Ф. Беляшевского на городище Княжа гора, у с. Пекари Черкасской обл. в 1892 г., утрачен во время Великой Отечественной войны. Известен по описанию Н. Ф. Беляшевского ("Киевская старина", 1893).
Литая бронза с позолотой. Диаметр 8 см, на лицевой стороне изображен архангел Михаил, сбоку буквы IЛО; в ободке, по краю, круговая надпись "ГНОС а ГНОС..." На обороте голова с расходящимися от нее змеями (число не указано) и остатки надписи "СНЛНЕ КОСЬ РКУМОР..." (характер расположения не указан). Змеевик поврежден огнем.
Г. Г. Мезенцева, публиковавшая материалы с Княжей горы, считала этот змеевик одной из многочисленных копий известной "Черниговской гривны" (Мезенцева, 1956). Семантическое единство этих памятников несомненно: в обоих случаях на лицевой стороне помещено изображение архангела Михаила (наиболее популярное на змеевиках). В то же время, несовпадение текста надписи позволяет усомниться в существовании единого прототипа.
2. Змеевик, обнаруженный во время археологических раскопок Н. Ф. Беляшевского на городище Княжа гора в 1892 г., утрачен во время Великой Отечественной войны. Известен по описанию Н. Ф. Беляшевского ("Киевская старина", 1892 г.).
Литая бронза. Диаметр 4 см. На лицевой стороне — изображение сцены Крещения Господня (посередине — Христос, слева — ангел, держащий [79] одежду; справа — Иоанн Креститель). На оборотном стороне — стоящая фигура человека с исходящими от него 11 змеями. Изображение стерто от длительного употребления. Аналогичный змеевик, найденный на севере Руси, был опубликован Голышевым в 1877 г. Датируется XIII в.
3. Т. н. "Ганнопустынская гривна" — змеевик, найденный в конце XIX в. близ с. Аленовки Борзнянского р-на Черниговской обл. Утрачен во время Великой Отечественной войны. Известен по публикации П. А. Шугаевского (Шугаевский, 1928). Это первая из установленных копий "Черниговской гривны", отлитая по той же форме.
4. Змеевик, найденный на городище Княжа гора во время археологических раскопок Н. Ф. Беляшевского в 1892 г. Хранится в фондах музея (АРХ 5-5/81).
Литая бронза, гравировка. Диаметр 5,3 см. На лицевой стороне изображены две стоящие фигуры святых в длинных одеяниях; между ними выгравированы: внизу — крест с аканфами, вверху — рельефный скорпион /?/. По краю — кольцевой ободок, на нем рельефными буквами надпись: АГIОС АГIОС АГIОС КССА... СОРАНО М. Г. (традиционная формула "Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполны небо и земля"). На оборотной стороне — рельефное изображение головы в окружении симметрично расположенных вокруг нее извивающихся змеиных тел с 10 головами. По краю — узкий рельефном ободок. Композиция близка помещенной на оборотной стороне "Черниговской гривны". На змеевике следы длительного употребления — надпись и изображение стерты, детали не просматриваются.
Аналогичный змеевик, найденный в Белой Церкви, опубликован Б. И. и В. Н. Ханенко (Ханенко, 1899). Согласно их интерпретации на лицевой стороне змеевика изображены св. Иоанн и Николай.
5. Змеевик, идентичный предыдущему. Найден на территории Черниговщины (возможно, был найден в 1928 г. между сс. Горбово, и Выбли Куликовского р-на). Имеет следы длительного употребления: изображения сильно стерты, с трудом прослеживаются отдельные буквы надписи Агiос... Ксса... Вао... Со... Рано М. Г. Металл истончился до дыр.
Оба последних змеевика по своим эпиграфическим характеристикам и композиции на обороте близки "Черниговской гривне". Представляется, что они относятся к одному периоду (XI—XII вв.) Возможно также их изготовление в одном центре.
Показательно, что для всех змеевиков Черниговского музея фиксируется длительное употребление. Длительное использование змеевиков отмечалось неоднократно (Седова, 1986; Николаева, 1985). Вероятно, они переходили от одного члена семьи к другому как реликвии. Это свидетельство особой ценности амулетов. Причем, как отмечала Т. В. Николаева, в отличие от других популярных на Руси оберегов, хозяевами "гривен" были представители знати. По-видимому, змееборческая символика амулета была близка князьям и дружинникам. [80]
Написать нам: halgar@xlegio.ru