Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
К разделу Россия - Искусствоведение
Историко-краеведческие записки.
Вып. 4. Волгоград, 1977.
{86} – конец страницы.
OCR OlIva.
|
«Мои помыслы — краски, |
Эти слова можно взять эпиграфом к жизни и творчеству одного из крупнейших и своеобразных советских художников, заслуженного деятеля искусств РСФСР (с 1928 г.), нашего земляка Ильи Ивановича Машкова.
Он родился в 1881 г. в станице Михайловской на Хопре. Девяти лет был отдан в приходское училище, после окончания которого родители хотели определить его «по торговой части». Но у юного Машкова уже тогда пробудился интерес к живописи и проявилось незаурядное дарование. Это и привело его в 1900 г. на студенческую скамью Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1902 г. он был переведен в натурный класс, который окончил с двумя серебряными медалями.
В феврале 1907 г. молодой художник совершает поездку в Петербург, где впервые знакомится с сокровищами Эрмитажа. Поняв, как много значит непосредственное изучение лучших образцов мирового искусства, Машков выезжает в марте 1908 г. за границу. После заграничных поездок он участвует в работе выставки в Петербурге, на которую представил четыре своих произведения: «Натюрморт овальный», «Натюрморт. Яблоки и груши на белом фоне» и др.
И.И. Машков писал пейзажи и портреты. Но его дарование живописца полнее всего раскрылось в натюрмортах. А.В. Луначарский, восторгаясь полотнами Машкова, писал: «Но в чем он особенно силен — это в больших {86} натюрмортах». В его картинах присутствует удивительное чувство реальности. А ведь к реализму он пришел не сразу. Потребовались годы упорного учения и труда, потерь и находок, разочарований и радостей. Не избежал он модного в те времена увлечения кубизмом. В 1910 г. Машков и близкие ему молодые художники Кончаловский, Лентулов, Фальк объединились в общество «Бубновый валет». Кубизм помог художникам овладеть натурой, ее формой и цветом. Некоторых кубизм привел к абстракционизму, но Машкова больше привлекала земная живопись. Кубизм был для него своего рода лабораторией. В каждой его новой картине зримее проступали черты художника-реалиста.
Илья Иванович Машков
1914 г. — особая веха в биографии художника: Третьяковская галерея приобрела его картину «Натюрморт с камелиями».
Октябрь Машков принял сразу и сразу же включился в активную общественную и педагогическую работу. Начинается новый период его творчества. Порвав с формалистической группой «Бубновый валет», он вступает в ассоциацию художников революционной России (АХРР). Художники АХРР боролись с проявлениями в живописи всякого рода формализма, за создание понятного и близкого народу искусства, отражали революцию, советский быт и труд. Глубоким чувством современности отличаются произведения Машкова того периода. Его натюрморты, хранящиеся в Государственном русском музее, воскрешают в памяти суровый 1919 г. В стране разруха, голод и холод терзают людей. Суровость и напряженность того времени нашли отражение на его полотнах— в форме произведений, в созвучии красок — темных, холодных. Но вот наступили 20-е годы. Страна ожила. С какой же радостью пишет Машков свою «Снедь московскую». Он словно любуется ковригою черного хлеба, с тонкой верхней корочкой…{87}
Зрелым мастером приехал Илья Иванович в родные места и прожил здесь семь лет (1930—1937 гг.). Написанные в эти годы картины запечатлели его земляков и прихоперские пейзажи. Из этой серии широкую известность получили полотна «Портрет пионерки Зои Андреевой», «Колхозница с тыквами» и «Портрет красного партизана Андрея Егоровича Торшина». Мировую славу принес художнику «Портрет красного партизана». Картина экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1938 г. и была удостоена большой Золотой медали. Портрет написан в каких-то особых, «тревожно-призывных» красноватых тонах. В настоящее время эта картина демонстрируется в Музее Советской Армии в Москве.
Интересна судьба «Портрета пионерки Зои Андреевой». Он экспонировался на выставке в Нью-Йорке. Художник был удостоен медали, а картину приобрел один из музеев США.
По инициативе Ильи Ивановича в станице Михайловской был создан Дом культуры и при нем кружок изобразительного искусства, которому он отдавал много времени и сил. «Нам, изокружковцам, могла позавидовать любая художественная школа, — вспоминает бывший ученик Машкова, — настолько богат был у нас наглядный материал, превосходные краски, холст».
На память своим землякам Машков расписал стены Дома культуры великолепными фресками. Он трудился увлеченно, а на досуге делал карандашные рисунки своих родственников и земляков. Так были написаны два малоизвестных портрета: Татьяны Григорьевны Андреевой и внучки художника — Юлечки. Внутренний мир, непосредственность и обаяние девочки художник передал с большой любовью. На портрете надпись: «Милой Юлечке. 1935 г. 22 декабря. Машков». В настоящее время оба эти портрета находятся в Волгоградском краеведческом музее.
В годы Великой Отечественной войны Илья Иванович работал в эвакогоспитале, где создал более 50 портретов бойцов, командиров и медработников. В своих картинах художник запечатлел гнев и ненависть, мужество и героизм борцов с фашизмом.
В последние годы жизни Машков снова увлеченно работал над излюбленным жанром — натюрмортом. В Абрамцево им написан цикл таких произведений (к сожалению, они мало известны). Этими работами художник {88} по-прежнему стремился отразить красоту обильно плодоносящей природы. Его полотна подтверждают справедливость шиллеровских строк: «Искусственности недоступно чувство. Природы нет — исчезнет и искусство».
И.И. Машков прожил большую, интересную жизнь и оставил после себя огромное художественное наследие. Его имя прочно вошло в историю живописи. Его полотна экспонируются во многих картинных галереях нашей страны и в ряде музеев Европы и Америки. С выставками его произведений знакомились жители Японии, Англии, Франции, Италии и Голландии.
См. также: картины И.И. Машкова на рутрекере.
Написать нам: halgar@xlegio.ru