выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
«Хожение за три моря» Афанасия Никитина — один из замечательных памятников древнерусской письменности. Однако текстологическое изучение его, к сожалению, все еще не может быть признано достаточным. Последнее издание «Хожения», предпринятое в 1948 г., изобилует неточными чтениями, порою грубыми ошибками.1) К изданию было привлечено пяти списков, причем текст опубликован по Троицкому списку2) и по списку Ундольского (XVII в.), два списка использованы лишь в вариантах к первому из названных выше.3) Прежде всего крайне неудачным было то, что Архивский и Эттеров списки, составляющие особую редакцию «Хожения», восходящие самостоятельно к протографу памятника, оказались искусственно объединенными в одну группу с Троицким, не имеющим с ними прямой связи. В данном случае издатель шел вслед за публикацией Троицкого списка, предпринятой еще в 1853 г. Археографической комиссией в приложении к Софийским летописям.4) Не полностью использован в издании 1948 г. и состав известных текстов «Хожения». Следовало, например, обратить внимание на публикацию «Хожения» Сахаровым.5) Сахаров использовал для публикации карамзинскую копию Троицкого и строевское издание Архивского списков, дополнив и исправив их по своему списку позднее (к Архивскому Сахаровский список особенно близок).
До сих пор остается неизданным древнейший текст отрывка из «Хожения», помещенный в сборнике ВБЛ (Музейное собрание, № 3271, л. 35 об.).
Приводим полностью текст Музейного отрывка из «Хожения» Афанасия Никитина.
А вЪрь во ИндЪи всЪх 84, а вси вЪруют в Бута. А вЪра с вЪрою ни пьет, ни яст, ни женятся, а инии же баранину, куры, рыбу яйца ядят, а воловины не ядят никаа вЪра. Бедеръ бесерменскый.
О, благовЪрнии русстии христиане, иже кто по многым землям много плавает, во многыа грЪхы впадает и вЪры ся да лишает христианские. [437]
Ино, братье русстии христиане, кто хочет пойти во ИндЪйскую землю, и ты остави вЪру свою на Руси, да въскликну Махмета, да пойди в Густанскую землю. Мене залгали псы бесермена.
В Корею убили Шаусеня Алеевых детей, а внучат Махметевых, и он их проклял, ино 70 городовъ ся розвалило.
Небольшой отрывок из «Хожения» по Музейному списку посвящен индийским верованиям6) и связан с особым интересом к религиозным сюжетам геннадиевского кружка. Музейный сборник тщательно описан А. Д. Седельниковым, который датировал его 1491 г.7) Я. С. Лурье отодвигает дату ко времени, непосредственно последовавшему за 1492 г.8) Судя по содержанию, сборник складывался в окружении новгородского архиепископа Геннадия. Итак, в конце XV в. «Хожение» сделалось известным в различных культурных центрах Руси: в Новгороде (при дворе Геннадия), в Москве (оно попало к великокняжескому дьяку В. Мамыреву и в официальное летописание) и в Троицком монастыре (где находилась Ермолинская летопись). Путешествие отважного тверитина в Индию привлекло к себе внимание сравнительно широкого круга читателей.
Существует, наконец, и еще один список XVII в. (Сухановский) «Хожения», также представляющий известный интерес. Он помещен в составе хронографа (точнее, хронографическо-летописного сборника), написанного в середине XVII в. (ГПБ, Г. XVII. 17, лл. 402-412). Сборник тщательно описан А. С. Орловым, который сделал не лишенное оснований предположение о его принадлежности Арсению Суханову, побывавшему в 50-х годах XVII в. в Египте и Иерусалиме.9) Интерес русского путешественника XVII в. к «Хожению» Афанасия Никитина весьма значителен.
Сухановский список принадлежит к той же редакции, что и список Ундольского. Сходен и состав летописных сборников, в которых помещена С1Л младшего извода и с 1309 г. текст, близкий к Никоновской летописи.10) «Хожение» Афанасия Никитина помещено после летописной записи о смерти великого князя Бориса Александровича Тверского11) и двух приписок церковного характера.12) Тексту «Хожения» непосредственно предшествуют введение от составителя редакции13) и заголовок, написанный киноварью на полях (О индийском Хожении).14)
В Сухановском списке (С) в ряде случаев нет тех описок, которые есть в списке Ундольского (У) (например, в У, л. 300 — «спасахъ», тогда как в С «списахъ»;15) в У. л. 301 об. «мене рады», в С — «мене ради»). [438] В целом же рассказы очень близкие. Их протограф восходит к Троицкому списку. Это не случайно. Как нам сообщил А. Н. Насонов, летописный текст, в котором помещено «Хожение» по спискам С и У, также связан с Троице-Сергиевым монастырем. Привлечение к изданию Сухановского списка позволит выяснить, какие чтения списка Ундольского являются особенностью последнего, а какие восходят к протографу редакции. Издание «Хожения» Афанасия Никитина по Троицкому, Музейному, Эттерову (с привлечением вариантов по Архивскому списку и списку Сахарова) и Сухановскому (с вариантами по списку Ундольского) спискам позволит, во-первых, решить сложные вопросы истории текста этого памятника, а во-вторых, предпринять научную реконструкцию его протографа.
Труды отдела древнерусской литературы института русской литературы. XIII
[437] — конец страницы.
1) Хожение за три моря Афанасия Никитина. 1466—1477 гг. Изд. АН СССР, М.-Л., 1948; ср. нашу рецензию в журнале «Вопросы истории» (1949, № 7, стр. 140-143).
2) Крайне досадно, что в издании неверно указаны время написания списка (XVI в.) и состав сборника («Исторические сборники XVI в.», Хожение..., стр. 131). На самом деле перед нами — Ермолинская летопись, помещенная в рукописи конца XV в. См. подробнее: ПСРЛ, т. XXIII. СПб., 1910, стр. I-IV.
3) Пятый список (Воскресенский) сохранился в отрывках, которые изданы в Археографическом обзоре к «Хожению».
4) ПСРЛ, т. VI. СПб., 1853, стр. 330-345. По этой же публикации в значительной мере произведены и отбор вариантов, и исправление основного текста.
5) Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым, т. II, кн. III. СПб., 1849; стр. 169-182.
6) Ср., например: «А вер в Индеи всех 84, а все веруют в Бута» (Хожение..., стр. 17).
7) А. Д. Седельников. Рассказ 1490 г. об инквизиции. Труды Комиссии по древнерусской литературе, т. 1. Л., 1932, стр. 47.
8) Н. А. Казакова и Я. С. Лурье. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI в. М.-Л., 1955, стр. 390.
9) А. Орлов. Исторические и поэтические повести об Азове. М., 1906, стр. 28-46.
10) См.: А. Н. Насонов. Летописные памятники хранилищ Москвы (новые материалы). Проблемы источниковедения, сб. IV. М., 1955, стр. 265.
11) «В лето 6969 преставись князь великий Борис Александрович Тверский, а по нем сяде во Твери сын его Михаил».
12) «Того же лета поставлена церковь каменая у Боровицких ворот Рожества Иоанна Предтечи, а был тут двор чюдотворца Петра. Того ж году марта в 31 день перставись митрополит Иона чюдотворец».
13) «В та же лета некто именем Афонасей Никитин сын, тверитин, ходил с послы от великаго князя московского Ивана и от великаго князя тверскаго Генадия за море. И тот тверитин Афанасей писал путь хожения своего сице» (ГПБ, Р.ХУП.17, л. 402).
14) Кончается текст словами «до зде о индейском хожении Афонасием, тверитином, и возвратился на преднее».
15) В списках С и У «горы Гондустанъскые», а не «дория Гондустанская», как в публикации 1948 г., где текст дан согласно исправлению, сделанному еще в ПСРЛ, т. VI, стр. 345. Слово «горы» есть и в Троицком списке.
Написать нам: halgar@xlegio.ru