Сайт подключен к системе Orphus. |
См. также: Р..., Рос..., Российская археология, Рус....
Религии и атеизм в Индии. М., 1973.
Религии мира. История и современность. 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987, 1988, 2002, 2003, 2004, 2005.
Журнал Религиоведение. 2007: 2.
Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начале XX века (Сборник музея антропологии и этнографии. XXVII). Ленинград, 1971
Религиозный мир Китая. 2005, 2013.
Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года, Санкт-Петербург. Серия “Symposium”, выпуск 20. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001 (полная электронная версия).
Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. М., 2008.
Религия и общественная жизнь в Индии. М., 1983.
Религия и церковь в истории России. Советские историки о православной церкви в России. 1975 г.
Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Т. 2. Киров, 1996.
Религия первобытного общества в свете современных данных. Л., 1984.
Организации:
[Государственный] музей истории религии [и атеизма].
Ежегодник. 3(1959).
Труды. 1, 2, 3, 4, 5, 7-7.
Религии и атеизм в Индии. М., 1973. Тираж 10 000.
Предисловие. стр. 3
А. В. Райков. Индийские национальные революционеры и религии. стр. 5
Л. В. Митрохин. «Мадурайский эксперимент» иезуитов (из истории католического миссионерства в Индии). стр. 23
В. Д. Козловский. Религиозно-философское учение сикхизма. стр. 56
А. Д. Литман. Отражение религии в мировоззрении общественных деятелей и философских учениях современной Индии. стр. 86
Р. Б. Рыбаков. Основные черты буржуазной реформации индуизма. стр. 125
С. И. Потабенко. Религиозно-мифологические мотивы в искусстве современной Индии. стр. 109
Н. Р. Гусева. Темы вишнуитских мифов в.индийском искусстве. стр. 181
И. Д. Серебряков. К вопросу об атеизме в Индии (в связи с выходом в свет работы Д. Чаттопадхьяи «Индийский атеизм»). стр. 198
Религии мира. История и современность. 1982.
К читателю. стр. 5
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
М. П. Мчедлов. Религия: модернизация позиции в изменяющемся мире. стр. 10
Е. М. Примаков. Ислам и общественное развитие зарубежного Востока. стр. 30
РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Н. А. Ковальский. Религиозные силы и борьба за мир и разоружение. стр. 46
Е. В. Жилина. Философские аспекты «аджорнаменто» на современном этапе. стр. 60
Т. П. Тихонова. Место ислама в нерелигиозной концепции арабизма Саты' аль-Хусри. стр. 72
Т. П. Милославская. Начальный этап деятельности ассоциации «Братьев-мусульман». стр. 86
И. И. Тамгинский. Япония: религиозно-политическое движение Сока гаккай — Комэйто. стр. 99
Ю. М. Кобищанов. Националистические религиозпо-идеологические системы в Африке. стр. 120
С. И. Семенов. Сальвадор: церковь и революция. стр. 141
ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ УЧЕНИЙ
А. И. Сидоров. Гностицизм и философия (учение Василида по Ипполиту). стр. 159
Т. А. Павлова. Квакерское движение в Англии (вторая половина XVII — начало XVIII в.). стр. 184
А. А. Кислова. Религиозные коммуны в США (первая половина XIX в.). стр. 206
ИСТОРИОГРАФИЯ
Б. И. Шаревская. Африканские ученые о религиозных верованиях в Тропической Африке. стр. 227
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
В. И. Уколова. Боэций и христианство. стр. 243
И. Р. Григулевич. Международный коллоквиум по сравнительной истории церкви (Варшава, ПНР, 25 июня - 1 июля 1978 г.). стр. 247
Л. Р. Полонская. Вторая международная конференция по методологии истории религий (Варшава, ПНР, 9-16 сентября 1979 г.). стр. 249
Б. Р. Логашова. Этнографы о проблемах религии и традиции (обзор материалов Всесоюзной сессии по итогам полевых этнографических и антропологических исследований, 1978—1979 гг., Уфа, 1980). стр. 252
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Б. Р. Логашова. Русское народное свободомыслие в трудах А. И. Клибанова. стр. 256
Г. И. Эзрин. Я. Н. Поташинская. Католическая церковь и рабочее движение в Италии. М., «Наука», 1979, 254 с. стр. 263
Е. М. Медведев. Ценный труд по духовной культуре древней Индии (Г. М. Бонгард-Левин. Древнеиндийские цивилизации. Философия, наука, религия. М., «Наука», ГРВЛ, 1980, 333 с.). стр. 266
И. Р. Григулевич, Н. П. Бобрик. Б. А. Рыбаков. Язычество древних славян. М., «Наука», 1981, 608 с. стр. 270
Т. А. Березина. Louise Bäckman and Ake Hultkranlz. Studies in lapp shamanism. Stockholm, 1978, 128 с. (Л. Бэкман, О. Хульткранц. Исследования шаманизма у лопарей. Стокгольм, 1978, 128 с.). стр. 273
А. В. Белов. Атеистическая литература: решения и перспективы. стр. 275
Abstracts of artides. стр. 279
Религии мира. История и современность. 1983.
К читателю. стр. 5
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
И. А. Крывелев. Карл Маркс о религии. стр. 7
РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
О. Мильяс. Католическая церковь и фашистский переворот в Чили. стр. 24
ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ УЧЕНИЙ
Э. Ю. Соловьев. Мартин Лютер — вождь немецкой бюргерской реформации. стр. 43
Н. В. Синицына. Нестяжательство и русская православная церковь XIV—XVI вв. стр. 76
В. И. Корнев. Буддийская космология: ее структура и место в системе буддийского мировоззрения. стр. 102
А. Н. Мещеряков. Буддизм и синтоизм в древней Японии. стр. 114
Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская. Традиция и модернизация в истории ламаизма. стр. 129
С. Я. Козлов. Тайные ритуальные общества в Западной Африке (к характеристике социальных функций). стр. 150
ПУБЛИКАЦИИ
Из писем К. Н. Победоносцева к Николаю II (1898—1905). Публикация М. Н. Курова. стр. 153
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
О. В. Чернышева. Институт социологии религии в Стокгольме. стр. 195
Ю. В. Крянев. Экуменизм и проблемы экологии. стр. 200
Е. А. Полякова. Новые сведения о суфийском трактате Абу Бакра ар-Рази «Мирсад ал-ибад». стр. 214
М. В. Андреев. Ради мира на земле (Всеобщая конференция религиозных деятелей в Москве, 10-14 мая 1982 г.). стр. 219
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
П. Л. Шорин. А. С. Хорошев. Церковь в социально-политическом системе Новгородской феодальной республики. стр. 223
Ч. М. Таксами. Н. А. Алексеев. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. стр. 225
Н. Я. Дараган. Н. К. Тимофеева. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. стр. 226
С. И. Васильцов Католики перед лицом кризиса: в поисках выхода (G. Baget-Bozzo. Questi Cattolici, la DC, la Chiesa, la conoscienza religiosa davanti alia crisi contemporanea. Intervista di Carlo Caidia. Edittori Riuniti. Intervisti. Roma, 1979). стр. 226
Б. Я. Рамм. Л Н Великович. Черная гвардия Ватикана. М., 1980. стр. 231
В. И. Гараджа. Протестантская теология в США (В. И. Добреньков. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты. М., 1980). стр. 234
Н. Н. Бектиммрова. О религиях в странах ЮВА (Г. А. Шпажников: Религии стран Юго-Восточной Азии. М., 1980). стр. 239
Н. В. Никитина, М. М. Фрейденберг. М. А. Заборов. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. стр. 237
А. А. Ткачева. Р. Б. Рыбаков. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981. стр. 239
С. Я. Козлов. Окот п'Битек. Африканские традиционные религии. стр. 242
Э. Г. Александренков. Delve С. Е. Vodu у magia en Santo Domingo. Santo Domingo, 1979 (Дей-ве К. Воду и магия в Санто-Доминго). стр. 244
И. Б. Ястребов. Критика клерикального антикоммунизма (М. В. Андреев. Клерикальный антикоммуиизм. М., 1977; Критика идеологии современного клерикализма. М., 1982). стр. 246
Библиография работ члена-корреспондента АН СССР И. Р. Григулевича (К семидесятилетию со дня рождения). стр. 248
Религии мира. История и современность. 1984. М., 1984. Тираж 25000.
К читателю. стр. 5
Теория и методология религиоведения
А. А. Гендин. Религия как фактор социальной стратификации (Индуизм и сословно-кастовая система). стр. 7
Л. Б. Никольский. Религия и язык в странах зарубежного Востока. стр. 18
Религия в современном мире
Г. Мор (ГДР). Ордены и аналогичные сообщества в современном католицизме. стр. 31
A. А. Ткачева. Мировоззренческие аспекты модернизации индуизма. стр. 50
История религиозных учений
B. И. Гуляев. Культ предков у древних майя. стр. 65
A. Д. Кныш.Мировоззрение Ибн 'Араби (К истории суфийских учений). стр. 81
B. С. Румянцева. Ересь Капитона и православная церковь в 40—80-е годы XVII в. стр. 95
Хесус Гуанче (Куба). Распад синкретических культов на Кубе. стр. 114
Т. А. Павлова. Роберт Оуэн о религии. стр. 130
М. А. Заборов. Мальтийские рыцари: историческая эволюция ордена иоаннитов. стр. 150
Д. В. Ермаков. Ибн Ханбал и начало ханбалитства. стр. 175
Публикации
Научная жизнь
Л. Р. Полонская. Ислам и наука (по материалам международной конференции «Наука в исламском обществе»). стр. 214
Обзоры и библиография
С. Н. Бурин. С. Д. Сказкин как историк христианства. стр. 219
Н. Я. Дараган. Обзор журнала «Religious Studies». стр. 236
Ю. Б. Пищик. Проблемы религиоведения на страницах «Вопросов научного атеизма». стр. 245
А. И. Попова. Изучение советскими учеными ислама на зарубежном Востоке. стр. 256
Религии мира. История и современность. 1985.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
X. Н. Момджян. Атеизм Дидро. стр. 5
Н. А. Косова. Психология религии в США: состояние и перспективы развития. стр. 22
А. А. Кара-Мурза. К проблеме культа предков у африканских народов. стр. 38
РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
О. В. Чернышева. Религия и церковь в Швеции. стр. 49
Г. Е. Светлов. Нитирэн и современность. стр. 71
С. В. Волков. Буддийская сангха в Южной Корее. стр. 89
В. Л. Суханова. Религиозная ситуация на Филиппинах. стр. 99
А. В. Журавский. Ислам на II Ватиканском соборе. стр. 113
ИСТОРИЯ И РЕЛИГИЯ
В. И. Уколова. Философия истории Аврелия Августина. стр. 127
В. М. Карев. Фрэнсис Бэкон: религия, философия и политика. стр. 146
А. Ю. Борисов. Борьба с религией в эпоху Французской революции. стр. 172
В. Л. Янин «Знаменская легенда» в Древней Руси. стр. 186
А. А. Бородатова. Боги преисподней у древних майя. стр. 197
ИСТОРИОГРАФИЯ
В. К. Шохин. Из истории русского индологического религиоведения второй половины XIX века. стр. 215
ПУБЛИКАЦИИ
В. П. Андросов. Опровержение идеи бога-творца древнебуддий-скими мыслителями (переводы из «Абхидхармакоши», «Бодхичарья-аватары», «Таттвасанграхи»). стр. 235
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
И. Н. Комарова. Шандор Чома де Кёрёши — историк буддизма (1784—1842). стр. 257
КРИТИКА И ОБЗОРЫ
А. Г. Пондопуло. Американские и французские ученые об исла-мнзацпи Африки. стр. 264
В. П. Андросов. Монографические труды буддологов Азии 70-80-х годов. стр. 278
А. А. Белик. Григулевич И. Р. Пророки «новой истины». Очерки о культах и суевериях современного капиталистического общества. Григулевич И. Р. Дорогами Сандино. стр. 295
Contens. стр. 300
Религии мира. История и современность. 1986.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
И. А. Крывелев. Религия как общественное явление. стр. 5
К. И. Никонов. Христианская антропология и современность. стр. 17
РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
И. Е. Задорожнюк. Гражданская религия в США. стр. 48
С. В. Соколовский. Меннониты в США. стр. 67
Н. Н. Поташинская. Католическая церковь в 2000 г. стр. 88
К. З. Ашрафян. Сикхизм в общественной жизни Индии (XVI — начало 80-годов XX в.). стр. 100
А. В. Коровнков. Сейид Кутб — идеолог исламского экстремизма. стр. 120
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА
В. Р. Кабо. Первоначальные формы религии. стр. 136
М. М. Шахнович. Современная «христианизация» философии Эпикура. стр. 155
А. К. Мамедов. Философия религии Канта. стр. 170
ИСТОРИОГРАФИЯ
Л. И. Емелях. Христианизация Руси. стр. 193
ПУБЛИКАЦИИ
Б. В. Титлинов. Лекции по истории русской церкви. стр. 230
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Яцек Майхровский. Деятельность Института религиоведения Ягеллонского университета. стр. 262
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Я. Я. Кожурин, В. О. Гошевский. Новая книга о выдающемся русском атеисте (Д. И. Писарев об атеизме, религии и церкви. Сост. и автор предисл., примеч. и указ. Э. И. Розенберг. М., 1984). стр. 266
М. П. Новиков. Книга о церковном юбилее: реальность и легенды (Н. С. Гордиенко. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. Л., 1984). стр. 209
М. М. Данилова. М. С. Корзун. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов. X век —1917 год. Минск, 1984. стр. 272
Н. Я. Дараган. Struggles of Gods. Papers of the Groningen Work Group for the Study of the History of Religions. Ed. H. G. Kippenberg. Berlin-New York-Amsterdam, 1984. стр. 277
К. В. Цеханская. Belief and Worsnip in Native North America. Syracuse, 1981. стр. 281
Contents. стр. 286
Религии мира. История и современность. 1987.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
А. И. Клибанов, Л. Н. Митрохин. Религия как предмет науки. стр. 5
РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Е. Ю. Полякова. Североирландский конфликт: религия и политика. стр. 35
Г. И. Зверева. Пресвитерианская церковь и проблемы национального развития Шотландии в XX в. стр. 53
Н. Н. Поташинская. Социально-экономическая доктрина католической церкви: отдельные аспекты. стр. 73
К. В. Цеханская. Пейотизм - современная религия североамериканских индейцев. стр. 94
В. В. Малявин. Синкретические религии в Китае в XX в.: традиционное и посттрадиционное. стр. 107
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
Д. Е. Еремеев. Социальные факторы раннеисламского движения (опыт социологического анализа Корана). стр. 121
М. А. Васильев. Боги Хорс и Семаргл восточнославянского язычества. стр. 133
Н. А. Охотина. Изменения в положении Киевской митрополии в условиях монголо-татарского ига (середина — вторая половина XIII в.). стр. 157
Л. Н. Романов. Культурологические аспекты крещения Руси (на материалах музыки). стр. 176
ПУБЛИКАЦИИ
М. Ф. Мурьянов. К истории древнерусского ономастикона. стр. 191
КРИТИКА И ОБЗОРЫ
А. А. Велик. Психология религии Э. Фромма и А. Маслоу. стр. 214
З. П. Трофимова. Обзор журнала «Религиозный гуманизм». стр. 229
Н. Я. Дараган. David С. Greenwood. Structuralism and the Biblical Text. Berlin - New York - Amsterdam, 1985, 155 с. стр. 240
Религии мира. История и современность. 1988. М., 1990.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
В. И. Корнев. Новые подходы в познании буддизма. стр. 5
РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
А. А. Ткачева. О духовно-эмоциональном своеобразии новых религиозных движений
Востока. стр. 20
Ю. М. Кобищанов. Крестьянство и этноконфесснональные группы в арабских странах. стр. 38
В. И. Тихомиров. Сепаратизм в идеологии южноафриканского кальвинизма. стр. 59
А. А. Игнатенко. Религиозные и секулярные тенденции в современной арабской культуре (к постановке вопроса). стр. 77
Л. Н. Морев. Буддийская сангха в современном Лаосе: «теология участия в социалистических преобразованиях». стр. 94
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
Б. В. Раушенбах. Сквозь глубь веков. Реформы великого князя Владимира. стр. 116
Е. М. Штаерман. Римская религия и христианство. стр. 129
В. И. Ильин. Анабаптизм XVI в. в Западной Европе. стр. 151
С. В. Толстов. Религиозный фактор в политической жизни и национальном развитии Ирландии. стр. 171
Г. В. Зубко. Образ Змея в мифологических представлениях фульбе. стр. 193
ПУБЛИКАЦИИ
Н. Н. Поташинская. Теология освобождения. Документы и материалы. стр. 217
Извлечения из Корана. Поэтический перевод В. Пороховой. стр. 241
КРИТИКА И ОБЗОРЫ
А. А. Велик. Экология религии. стр. 260
Contents. стр. 270
Религии мира. История и современность. 2002. М., 2002.
От редакции. стр. 6
СТАТЬИ
А. В. Назаренко. О язычестве эльбо-одерских славян. стр. 8
С. Б. Чернецов Судьбы христианства на Африканском Роге. стр. 24
А.Ф. Литвина, Ф.Б. Успенский. Пути усвоения христианских имен в русских княжеских семьях XI — начала XIII в. стр. 36
Н.Н. Поташинская. Бедность в современной социальной доктрине Католической церкви. стр. 110
О. В. Чернышева. Христиане Швеции на пути к единству. стр. 123
ПУБЛИКАЦИИ
В.А. Кучкин. Житие Софьи, сестры Михаила Ярославича Тверского. стр. 133
Н.Н. Лисовой. Русская Церковь и Патриархаты Востока. Три церковно-политические утопии XX века. стр. 143
Приложение 1. И.И. Соколов Константинополь, Палестина и Русская Церковь. стр. 156
Приложение 2. Архиепископ Антоний (Храповицкий) Чей должен быть Константинополь?. стр. 197
Приложение 3. Митрополит Антоний (Храповицкий) Вселенская, или Греческая, или Российская, или Арабская?. стр. 205
РЕЦЕНЗИИ
Н.Н. Лисовой. Верещагин Е.М. Библеистика для всех. М., "Наука", 2000. стр. 220
ХРОНИКА
Я.Н. Щапов. Научный совет РАН "Роль религий в истории" в 1988—2001 гг. стр. 224
Религии мира: История и современность. 2003. М., 2003. Тираж 520 экз.
От редколлегии. стр. 7
РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Н.Н. Поташинская. Насилие и терроризм в современной социальной доктрине Католической церкви. стр. 9
И.С. Яжборовская. Польская Католическая церковь и государство в 40-90-е годы XX века. стр. 19
Margareta Skog (Sweden). Churches, Denominations and Religious Movements in Sweden, 1975-2000. A Report on Membership. стр. 48
Резюме. стр. 68
О.В. Чернышева. Обновление религиозной жизни Швеции на рубеже XX-XXI веков. стр. 69
Г.С. Остапенко. Британский путь к веротерпимости - к установлению диалога между христианами и иудеями. стр. 89
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В СТРАНАХ ЗАПАДА
Л.Н. Бровко. Августин Рёш. Иезуиты и национал-социализм. стр. 103
О.Е. Петрунина. Православная церковь в формировании концепции нации и подготовке освобождения греков от османского ига (XVIII-XIX века). стр. 135
И.А. Гарцев (Архангельск). Датские христианские миссии в XVIII-XIX веках. стр. 154
Т.С. Соловьева. Эмансипация католиков Великобритании в 1829 году. стр. 168
ИЗ ИСТОРИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ
С.Э. Яловицына (Петрозаводск). Лютеранство как форма сохранения этнической идентичности: финны Карелии в 1940-90-е годы. стр. 196
М.С. Альперович. "Общество Иисуса" в Российской империи при Екатерине II. стр. 219
М.А. Петрова. Иезуиты и их высокие покровители в России (вторая половина XVIII века). стр. 228
А.В. Масленников (Новосибирск). Деятельность католической миссии "Общества Иисуса" в Сибири (1812-1820). стр. 242
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХРИСТИАНСТВА
Hugh McLeod (Great Britain). Secularization in England, France and Germany. стр. 263
Резюме. стр. 274
Alf Tergel (Sweden). Religious Dialogue and the Theology of Religions. стр. 276
Резюме. стр. 283
ИСТОРИОГРАФИЯ
О.И. Величко. Иоанн XXIII в отечественной исторической литературе и научной публицистике. стр. 285
И.Ю. Новиченко. Новые аспекты социальной истории: изучение европейских христианских рабочих организаций (XIX—XX века). стр. 294
Религии мира. История и современность. 2004. М., 2004.
От редколлегии. стр. 7
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ИСТОРИИ РОССИИ" (к 75-летию члена-корреспондента РАН Я.Н. Щапова)
Н.Н. Лисовой (Москва). Я.Н. Щапов и школа русского канонического права. стр. 9
М.М. Никитенко (Киев). Студийский устав и пещеры Киево-Печерской лавры. стр. 19
Д.А. Баловнев (Москва). Источники права Русской церкви о положении низшего духовенства в X–XV веках. стр. 29
И.Ю. Макашова (Москва). Ян Длугош о проблеме второго крещения "схизматиков". стр. 38
И.М. Грицевская (Нижний Новгород). Чудовская Кормчая и Иерусалимский устав в русской книжности конца XV – начала XVI века. стр. 52
Л.В. Мошкова (Москва). Принципы описания Кормчих в Каталоге рукописей РГАДА XVI века. стр. 61
Д.Г. Давиденко (Москва). О статусе и подведомственности московского Симонова монастыря в конце XIV века (к проблеме церковно-государственных отношений в Московской Руси). стр. 67
В.И. Иванов (Краснодар). Особенности формирования земельного права в монастырских владениях Поморья XVI–XVII веков.,. стр. 85
Е.Б. Французова (Москва). Церковное имущество в государственных поземельных описаниях России XVI – первой половины XVII века. стр. 91
К.А. Аверьянов (Москва). Рядные грамоты XVI–XVIII веков как источник по семейному праву. стр. 109
А.В. Морохин (Нижний Новгород). Старообрядцы и податная реформа Петра I в Нижегородском Поволжье. стр. 118
А.П. Богданов (Москва). Святительский суд патриарха Адриана. стр. 123
Н.Н. Байдакова (Москва). Законодательный аспект принятия христианства иноверцами в Тамбовской губернии (XVII-XIX века). стр. 138
К.В. Орлова (Москва). "Положение об управлении калмыцким народом" 1847 года и христианизация калмыков. стр. 148
Е.Б. Емченко (Москва). Внутренняя жизнь женских монастырей в России синодального периода: Государственное законодательство и монастырские уставы. стр. 153
И.А. Курляндский (Москва). Законодательство Российской империи и проблемы церковной благотворительности (1700–1917 годы). стр. 168
А.Ю. Михайлов (Казань). Позиция И.С. Бердникова по вопросам церков-но-государственных преобразований в Предсоборном присутствии (1906 год). стр. 183
И.А. Шершнёва-Цитулъская (Москва). Юридическая модель церковной организации (по материалам Поместного собора Русской православной церкви 1917-1918 годов). стр. 190
Е.В. Белякова (Москва). Женщина в церковном праве и попытка реформ на Поместном соборе 1917–1918 годов. стр. 197
А.Л. Беглов (Москва). Советское законодательство в отношении Русской православной церкви 1920–1940-х годов: Колебания границы легальности. стр. 211
О.Ю. Васильева (Москва). О церковном праве в новейший период истории Русской православной церкви. стр. 219
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
Н.Н. Лисовой (Москва). Империя и Церковь (диптих). стр. 234
С.Б. Чернецов (Санкт-Петербург). Начало эфиопского книгопечатания в Европе и в Эфиопии. стр. 273
Л.А. Герд (Санкт-Петербург). Россия и греко-болгарский вопрос в 80–90-е годы XIX века. стр. 304
И.В. Семененко-Басин (Москва). Проблемы канонизации и почитания святых в деяниях Московского поместного собора Православной Российской церкви 1917–1918 годов. стр. 376
Список принятых сокращений. стр. 405
Религии мира. История и современность. 2005. М., 2005.
От редакции. стр. 7
МАТЕРИАЛЫ ЦЕРКОВНО-НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "РУССКОЕ, ВИЗАНТИЙСКОЕ, ВСЕЛЕНСКОЕ", ПОСВЯЩЕННОЙ 850-ЛЕТИЮ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ ВО ВЛАДИМИР
Лисовой Н.Н. (Москва). Православие византийское, русское, вселенское: мера свободы и благодать смиренных. стр. 9
Конявская Е.М. (Москва). История сложения цикла сказаний о чудесах Владимирской Божией Матери и его судьба в XV–XVI вв. стр. 22
Приложение. стр. 38
Сумникова Т.А. (Москва). Сказание о Владимирской иконе Божией Матери. Списки. Переводы XX в. стр. 40
Саенкова Е.М. (Москва). Поновление иконы Владимирской Богоматери в 1682 г. и его значение. стр. 50
Рождественская М.В. (Санкт-Петербург). "Владимирская Богоматерь" Максимилиана Волошина: русский путь. стр. 53
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
Лосева О.В. (Москва). Жития русских святых в составе первой редакции древнерусского Пролога. стр. 68
Приложения. стр. 88
Тарасов Б.Н. (Москва). Взаимосвязь христианской онтологии, антропологии и этики в историософии Ф.И. Тютчева. стр. 96
Коровин Д. В. (Москва). Канонизация преподобного Серафима Саровского и неомосковский тип общественного сознания (по материалам публикаций газеты "Московские ведомости" 1900–1904 гг.). стр. 111
Молчанов А. А. (Москва). Религиозно-нравственный отдел Музея наглядных учебных пособий при Московской городской думе в начале XX в. стр. 130
МЕЖЦЕРКОВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ИСТОРИИ (СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ)
Бармин А.В (Москва). Была ли "схизма двух Сергиев"?. стр. 135
Зайцев И.В. (Москва). Западное христианство на восточном рубеже Российской империи (Из истории неправославных христианских миссий среди российских мусульман: католическая и пресвитерианская миссии в Астрахани в XVIII–XIX вв.). стр. 145
Смирнова И.Ю. (Москва). Отношения Русской и Иерусалимской православных церквей в 30-е годы XIX столетия (по документам архива А.Н. Муравьева). стр. 169
Приложение 1. Грамоты и послания иерусалимского патриарха Афанасия V к императору Николаю I, в Святейший синод и к московскому митрополиту Филарету; письма членов Иерусалимского синода к патриарху Афанасию V и в Святейший синод (1827–1839). стр. 179
Приложение 2. Переписка А.Н. Муравьева с иерусалимским патриархом Афанасием V. стр. 199
Приложение 3. Документы к предыстории организации Русской духовной миссии в Иерусалиме. стр. 223
ХРИСТИАНСТВО ЗА РУБЕЖОМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Чернецов С.Б. (Санкт-Петербург). Кризис в Эфиопском государстве и церкви в первой четверти XVIII в. стр. 243
Петрунина О.Е. (Москва). Православие и неоязычество в современной Греции. стр. 283
Список сокращений. стр. 299
Религиоведение, 2007, № 2.
Смирнов М.Ю. Современная российская социология религии: откуда и зачем?
Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начале XX века (Сборник музея антропологии и этнографии. XXVII). Ленинград, 1971 (на сайте Кунсткамеры).
От редакции. стр. 3
Е. Д. Прокофьева. Шаманские костюмы народов Сибири. стр. 5
Я. Ф. Прыткова. Один из источников изучения одежды народов Сибири (на материалах обских угров). стр. 101
В. П. Дьяконова. Цам у тувинцев. стр. 113
Ф. А. Сатлаев. Коча-кан — старинный обряд испрашивания плодородия у кумандинцев. стр. 130
С. В. Иванов. Старинный якутский обряд, связанный с рождением ребенка. стр. 142
Г. М. Василевич. О культе медведя у эвенков. стр. 150
В. И. Цинциус. Воззрения негидальцев, связанные с охотничьим промыслом. стр. 170
Ч. М. Таксами. К вопросу о культе предков и культе природы у нивхов. стр. 201
З. П. Соколова. Пережитки религиозных верований у обских угров. стр. 211
Л. В. Xомич. О некоторых предметах культа надымских ненцев. стр. 239
Г. Н. Грачева. Погребальные сооружения ненцев устья Оби. стр. 248
Е. А. Алексеенко. Домашние покровители у кетов. стр. 263
И. С. Вдовин. Жертвенные места коряков и их историко-этнографическое значение. стр. 275
Список сокращений. стр. 300
Религиозный мир Китая 2005 / под ред. К. М. Тертицкого. M.: РГГУ, 2006. 327 стр. ISBN 5-7281-0902-0. (Orientalia et Classica IX)
К читателю. стр. 5
Буддизм
Сарамати. «Да шэн фа цзе у ча бе лунь» («Махаянский трактат о том, что в дхармовом мире не существует различий»). Вступительная статья, перевод и комментарий Е. А. Торчинова. Подготовка текста, примечания Е. А. Кия. стр. 9
С. В. Филонов. О влиянии взаимных контактов буддизма и даосизма на формирование структуры Даосского Канона (предварительный анализ). стр. 31
Даосизм
Е. А. Торчинов. Что такое даосизм? Опыт построения новой модели. Предисловие, подготовка текста, примечания Е. А. Кия. стр. 43
Вэнъ Цзянь, Л.А. Горобец. Цинчэншань — колыбель даосизма. стр. 67
Шанцинский даосизм
С. В. Филонов. Шанцинский даосизм: у истоков традиции (по материалам работы Тао Хун-цзина «Чжэнь гао»). стр. 85
Тао Хун-цзин. «Чжэнь гао» («Речения Совершенных»). История книг с небес Высшей чистоты. Введение, перевод, комментарии С. В. Филонова. стр. 115
Работы Ю. К. Щуцкого о даосизме
Ю. К. Щуцкий. Даос в буддизме (1927). стр. 165
Ю. К. Щуцкий. Основные проблемы в истории текста Ле-цзы (1928). стр. 181
Народные верования
В. Н. Алин. Верования и суеверные обычаи китайцев, связанные с вредителями сельского хозяйства (1946). стр. 195
Китайские поверья о птицах. Перевод и предисловие И. Г. Баранова. стр. 205
Я. Я. М. де Гроот. Птицы-демоны (перевод Е. В. Волчковой). стр. 209
Культ ЛИСЫ
Я. Я. М. де Гроот. Лисы-демоны (перевод Е. В. Волчковой). стр. 219
И. А. Алимов. Китайский культ лисы и «Удивительная встреча в западном Шу» Ли Сянь-миня (1993). стр. 239
А. М. Яковлев. Лисица-оборотень (1940). стр. 267
К. М. Тертицкий. Культ лисицы в Маньчжурии в 19201940-е годы. стр. 273
In Memoriam
Е. А. Кий. Евгений Алексеевич Торчинов (1956-2003). стр. 309
Религиозный мир Китая. 2013. Исследования. Материалы. Переводы (Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. Выпуск XLVIII). Москва, 2013. ISBN 978-5-7281-1532-8
К читателю. стр. 7
ДАОСИЗМ
С.В. Филонов. Даосская книга в мифе и истории: предварительное исследование. стр. 11
НАРОДНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
Е.А. Завидовская. Храмовый праздник в Северном Китае: на радость людям и духам. стр. 79
И.А. Алимов. О культе Цзы-гу (по материалам сунского времени). стр. 98
СИНКРЕТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ
К.М. Тертицкий. «Антисектантское» законодательство и политический сыск на Тайване в 1960-е годы. стр. 103
Р.В. Березкин. «Баоцзюань о Муляне»: ортодоксальные и крамольные элементы в религиозной идеологии памятника. стр. 110
Цзайлицзяо
К.М. Тертицкий. Изучение религии Цзайлицзяо в России. стр. 125
П.Ф. Лобза. Китайские сектанты. стр. 128
Л. Иванов. Цзинь-лань-пу (Побратимство в Китае). стр. 143
И.А. Доброловский. Воззвания секты «Цзай-ли». стр. 145
Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. М., 2008.
Введение. стр. 3
Часть первая. РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ В БУРЯТСКОМ ЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. стр. 7
Н.Л.Жуковская. Буддизм и шаманизм как факторы формирования бурятского менталитета. стр. 9
Л.Л.Абаева. История формирования этноконфессиональной ситуации в Бурятии. стр. 37
С. Б. Намсараева. Политический аспект религиозной жизни современной Бурятии. стр. 58
О.А.Шагланова. Локальные особенности шаманизма у тункинских бурят. стр. 88
Б.Ц.Гомбоев. Шаманизм Баргузинской долины — локальная форма общебурятского шаманизма. стр. 105
М.В. Тендрякова. Тэнгрианство: от государственной религии к забытым культам. стр. 133
Часть вторая. РЕЛИГИЯ В ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КАЛМЫКОВ, ТУВИНЦЕВ, АЛТАЙЦЕВ. стр. 159
Э.П.Бакаева. Калмыцкий буддизм: история и современность. стр. 161
Б.А.Шантаев. История школы Карма-Кагью в Калмыкии. стр. 201
М.В.Монгуш. Религия в истории и современной культуре тувинцев. стр. 215
С.П. Тюхтенева. Панорама религиозной жизни алтайцев: от древности до современности. стр. 242
Приложение
А.И.Кузнецова. Буддийские организации Москвы. стр. 256
Библиография. стр. 293
Глоссарий. стр. 309
Религия и общественная жизнь в Индии. М., 1983.
Предисловие. стр. 3
А. Д. Литман. Секуляризм в Индии: мировоззренческие аспекты. стр. 5
К. З. Ашрафян. Некоторые аспекты идеологии и практики коммунализма (конец 70-х — начало 80-х годов). стр. 62
Б. И. Клюев. Община сикхов (70-е годы). стр. 99
Г. М. Григорьева. К вопросу о религии в политической жизни Северо-Восточной Индии. стр. 145
Н. Г. Пруссакова. Алигархский мусульманский университет и политическая борьба в современной Индии. стр. 173
О. В. Мезенцева. Место и роль индуизма в идеологии движения бхудан. стр. 207
Б. И. Клюев. Кумбха мела — индусский праздник. стр. 235
С. И. Потабенко. Библейская тема в современном изобразительном искусстве Индии. стр. 253
Н. Р. Гусева. Индуизм и этноареальные формы народного театра и танца. стр. 270
Религия и церковь в истории России. Советские историки о православной церкви в России. 1975 г. 255 стр. Тираж — 31000.
Предисловие. стр. 5
I. Принятие христианства на Руси
С. Бахрушин. К вопросу о крещении Киевской Руси. стр. 16
Б. Д. Греков. Крещение Руси. стр. 37
М. Н. Тихомиров. Языческое мировоззрение и христианство. стр. 42
М. Н. Тихомиров. Крестьянские и городские восстания на Руси. стр. 46
М. Н. Тихомиров. Просвещение в Киевской Руси. стр. 53
II. Церковь в эпоху феодальной раздробленности
М. Н. Тихомиров. Белое и чёрное духовенство. стр. 64
С. Б. Веселовский. Переход митрополичьей кафедры из Киева в Москву. стр. 80
И. У. Будовниц. Духовенство и татарское иго. стр. 97
М. Н. Покровский. Феодализация православной церкви и татарское иго. стр. 106
III. Церковь в период русского централизованного
государства
И. У. Будовниц. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян. стр. 116
М. Н. Покровский. Москва — третий Рим. стр. 119
И. У. Будовниц. Митрополит Макарий и его деятельность. стр. 124
М. Н. Тихомиров. Культурная жизнь в России XIV—XVI вв.. стр. 132
IV. Церковь в XVII в.
Н. В. Устюгов. Русская церковь в XVII в. стр. 140
И. И. Смирнов. Участие церкви в подавлении восстания Болотникова 1606—1607 гг. стр. 159
V. Церковь и русский абсолютизм XVIII в.
A. Дмитрев. Петр I и церковь. стр. 166
П. К. Алефиренко. Волнения монастырских крестьян в 1-й половине XVIII в. стр. 183
VI. Церковь на службе самодержавия в XIX — начале ХХ в.
М. Н. Гернет. Монастырские тюрьмы. стр. 192
B. Д. Бонч-Бруевич. Силы русского клерикализма. стр. 207
Ф. Путинцев. Контрреволюционная роль духовенства в революции 1905—1907 гг. стр. 216
Л. М. Иванов. Идеологическое воздействие на массы. стр. 223
Н. Ф. Платонов. Церковь и империалистическая война. стр. 228
Примечания. стр. 241
Список сокращений. стр. 250
Аннотированный указатель авторских имён. стр. 251
Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера (К 450-летию Преподобного Трифона, Вятского Чудотворца). Материалы Международной научной конференции. – Т. 2. – Киров, 1996.
Мусихин А.Л. Петух как элемент славянской мифологии и его параллели в христианстве – С. 163–165.
Религия первобытного общества в свете современных данных. Л., 1984.
Я. Я. Кожурин. Г. В. Плеханов о генезисе и эволюции религии. стр. 3
С. А. Токарев. Пол Радин о первобытной религии. стр. 18
М. М. Шахнович. Эпикур о происхождении религии. стр. 32
И. А. Крывелев. К вопросу о связи палеолитического искусства с первобытной религией. стр. 47
В. Ю. Лещенко. Социальная среда и регулирующая функция религии в доклассовом обществе. стр. 54
М. С. Бутинова. Проблема прародины полинезийцев и их представления о загробном мире. стр. 72
Т. В. Жеребина. К вопросу о «белом» и «черном» шаманстве у якутов. стр. 86
Л. Н. Перова. Эволюция идеи бессмертия в первобытном и классовом обществах. стр. 98
Т. Н. Дмитриева. О значении позднепалеолитических памятников Восточной Европы для изучения ранних форм религии методологическое обоснование и критика источника). стр. 108
Е. Л. Галкина. К вопросу о роли этнографических источников в изучении ранних форм религии. стр. 126
М. И. Шахнович. У истоков науки (о книге «Очерки истории естественнонаучных знаний в древности». М.: Наука, 1982, 277 с.). стр. 145
Ежегодник Музея истории религии и атеизма. 3. 1959.
Я.Захер. Дехристианизаторская деятельность Жозефа Фуше. стр. 93-111.
ТРУДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ. ВЫПУСК I. СПб., 2001
I. Описание и история музейных коллекций ГМИР.
Т.И.Щербакова. О некоторых сибирских материалах в собрании Государственного музея истории религии.
Т.В. Жеребина. Сибирские экспедиции Государственного музея истории религии.
З.А. Лучшева. Старообрядческое медное литье в собрании Государственного музея истории религии: обзор коллекции.
С.Г. Николаева. Художественные мастерские Московской синодальной типографии второй половины XVIII века.
М.В.Басова. Минейные и праздничные иконы М.И. Дикарева и И.С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в Санкт-Петербурге: создание, бытование, судьба.
Е.В. Денисова. Перламутр в светском и церковном декоративно-прикладном искусстве.
Р.Т. Рашкова. Венецианская живопись в собрании Государственного музея истории религии.
Т.Н.Дмитриева, К.В. Тарасов. К вопросу о разработке идеологии музейной информационной системы Государственного музея истории религии: цели, основания, принципы.
II. Религиоведческие исследования.
С.О. Семенова. Ангелогия в трудах отцов восточно-христианской церкви IV – V вв.
О.В. Вольфцун. Полемика Пелагия и Августина по вопросу о благодати и свободе воли.
Н.В. Ревуненкова. О выработке понятия «Вера» у Жана Кальвина.
Е.А. Терюкова. Англиканская церковь в России: правовое положение, устройство и управление.
Ж.Ф. Коновалова, А.В.Коновалов. Российская пенитенциарная мифология (по материалам монографии Е.В.Анисимова «Дыба и кнут»)
Е.М. Лучшев. Из истории советского безбожия: Емельян Ярославский.
В.В. Салтанова. История пророков откровения в псевдомусульманском изложении.
О.В. Горовая. История формирования школы Кагью в тибетском буддизме.
ТРУДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ. ВЫПУСК II. СПб., 2002.
I. Из истории музейного дела.
С.А. Кучинский, Т.Н. Дмитриева. Идеология Государственного музея истории религии в начале 2000-х гг.
И.В.Тарасова, Г.А.Ченская. Из истории музейного дела в России: музеи церковно-археологический и антирелигиозной.
Т.И.Щербакова. От выставки к музею: период становления музея истории религии АН СССР (1930-1932).
Е.В. Денисова, З.А. Лучшева. Экспозиции по истории русского православия в ГМИР: Опыт концептуального развития
Т.А. Стецкевич. Коллекция Государственного музея истории религии по исламу: история формирования и состав.
В.Н.Мазурина. Восточный фонд: история формирования в довоенный период и проблемы атрибуции.
II. Изучение коллекций ГМИР
Ю.С. Шконда. Апулийский характер из собрания Государственного музея истории религии.
Ю.В.Хазова. Три ушебти из египетской коллекции Государственного музея истории религии
Т.М. Гельфман. Ханнукальные светильники в собрании Государственного музея истории религии: форма и декор.
М.В. Птиченко. Формирование и деятельность Ордена мартинистов в Петербурге (по материалам Государственного музея истории религии).
А.В. Карпов. Археологическая деятельность К.Я.Виноградова: к изучению коллекции Муромских древностей из фондов Государственного музея истории религии
И.А.Павлова. Из истории производства православной культовой утвари в России в XIX-начале XX вв.
З.А. Лучшева. Старообрядческий рисованный лубок: проблемы изучения.
К.В.Орлов. Старообрядчество: современное состояние и основные направления исследования.
Е.М. Лучшев. Советский антирелигиозный плакат 1917-1930гг.
Р.Т. Рашкова. Картины венецианских художников в собрании Государственного музея истории религии (статья вторая).
Н.В. Ревуненкова. Мартирологи Реформации и коллекция Государственного музея истории религии.
III. Музей и его сотрудники
М.С. Бутинова. Странички из истории музея истории религии (воспоминания бывшего сотрудника)
А.М. Решетов. Александр Михайлович Покровский (1893-1944): возвращение из небытия.
О.В. Вольфцун. Г.Э. Петри и Государственный музей истории религии: судьба ученого.
ТРУДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ. ВЫПУСК III. Николаева С.Г. Коллекция гравированных антиминсов в собрании Государственного музея истории религии. СПб., 2003.
1. Введение.
2. Антиминсы XVII века.
3. Антиминсы XVIII века.
4. Антиминсы XIX века.
5. Украинские антиминсы XVII-XVIII вв.
Приложения:
• Характерные особенности русских антиминсных гравюр XVII в. (таблица)
• Схема развития образца в русской антиминсной гравюре XVIII-XIX вв.
• Словарь граверов и художников.
• Алфавитный указатель архиереев.
ТРУДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ. ВЫПУСК IV. СПб., 2004.
I. Описание и история коллекции ГМИР
М.В.Басова. «Четвертый Вселенский собор» В.И.Сурикова: история, иконография, воссоздание.
К.В.Орлов. Икона «Поморские старцы» в собрании Государственного музея истории религии: к вопросу о почитании старообрядческих святых.
Р.Т. Рашкова. Картины венецианских художников в собрании Государственного музея истории религии (статья третья).
Т.А.Стецкевич. «Альбом» муллы Шамсутдинова – источник для изучения религиозной жизни мусульман России XIX — начала XX вв.
З.В. Ханутина. Две архаические терракоты из собрания Государственного музея истории религии.
Ю.В. Хазова. Древнеегипетские скарабеи в собрании Государственного музея истории религии.
Т.И.Щербакова. И.П. Лавров – собиратель Чукотской коллекции Государственного музея истории религии
II. Религиоведческие исследования
В.Г.Иванов. Государственно-конфессиональные отношения в России: в поисках стабильности.
А.В.Карпов. Великий Волжский путь и начало христианизации Северо - Восточной Руси
М.В. Птиченко. Обработка «дикого камня» или воспитание души (нравственная философия русского масонства конца XVIII — начала XIX вв.)
Е.М. Лучшев. Из истории русского атеизма: М.В.Бакунин.
Ю.К. Рогова. Религиозно-политические группировка иудеев I века н.э.: «четвертая философия», зелоты и сикарии.
С.О.Семенова. Учение о благе и промысле Божьем в восточно-христианском креационизме IV — начала VI века.
И.Х.Черняк. Патристическая традиция и ренессансное искусство Италии XV-XVI вв.
А.Х. Горфункель. Френсис Амелия Йейтс: «новый подход» к культуре Возрождения.
Н.В. Ревуненкова. Идея компромисса между конфессиями в литературе Реформации 1530-1560 гг.
О.В. Вольфцун. Ранние историко-религиоведческие работы Л.П. Карсавина.
О.С.Хижняк. Социальная база буддийского культового строительства в Древней Индии.
И.А. Тульпе, В.А. Хршановский. Погребально-поминальная обрядность как религиоведческий источник (по материалам археологических раскопок некрополей малых городов европейского Боспора)
А.А.Невский. Из записных книжек 1943 года.
ТРУДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ. ВЫПУСК V. Спб., 2005.
I. Описание и история коллекций ГМИР
С.Г. Николаева. Неизвестные антиминсные гравюры второй половины XVIII столетия.
З.А. Лучшева. Старообрядческий рисованный лубок из коллекции В.Г.Дружинина в собрании государственного музея истории религии.
Т.Г. Шубина. Стандартизация церковной тканой утвари и облачений священства XIX — начала XX века.
Е.Н.Николаева. Картина «Нагорная проповедь» и чудесное спасение царской семьи 17 октября 1888 года.
И.В.Тарасова. Матералы по истории духоборцев в коллекции Государственного музея истории религии.
М.В. Птиченко. Два масонских катехизиса из собрания Государственного музея истории религии
II. Религиоведческие исследования
В.Г. Иванов. К опыту музейного маркетинга.
И.А.Тульпе. Определенность искусства и религии в контексте их взаимоотношения.
Ю.Ю. Мацкевич. Проблема определения Русской Православной Церковью обьема брачных запрещений по духовному родству в синодальный период.
М.М. Шахнович. Из истории отечественного религиоведения XVIII в.: проблема происхождения религии.
Е.М. Лучшев. «Мы отказались раз и навсегда и от священника и от судьи».
С.О.Семенова. Принципы существования небесной иерархии в учении восточной церкви IV — начала VI века.
Н.В. Ревуненкова. Властная персона в теологии Кальвина.
О.В. Вольфцун. Судьба историка-медиевиста А.Г. Вульфиуса: ученый и власть.
О.С. Хижняк. Религиозные основы буддийского культового строительства.
Е.А.Окладникова. Шпильки для волос из калифорнийского собрания музея антропологии и этнографии.
ТРУДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ. ВЫПУСК VI-VII. СПб., 2007
I. Из истории Государственного музея истории религии
Т.В.Чумакова. Музей истории религии АН СССР в начале 1930-х гг.
М. М.Шахнович. Музей истории религии АН СССР в Казанском соборе: борьба за спасение здания и сохранение музея (1946-1951).
М.С. Бутинова. О нашем музее и его сотрудниках (странички истории).
Р.Т. Рашкова. Западное христианство в экспозициях ГМИР 1932-2002 гг.
Н.В. Ревуненкова. Тема западноевропейского свободомыслия в музейной деятельности (1931-1981).
Т.А.Стецкевич. Ислам в музее.
В.А. Хршановский. Предварительные итоги исследования некрополей боспорских городов Илурата и Китея на материале археологических экспедиций ГМИР 1969-2006 гг.
С.М. Иванова. Отдел книжных фондов Государственного музея истории религии.
К.К.Чегоданова. Новые методики в экскурсионной работе: из опыта научно-просветительской работы ГМИР.
II. Изучение коллекций ГМИР
З.В. Ханутина. Образ женщины-птицы в религиях Дрeвних цивилизаций (Эгеский мир).
Ю.С. Шконда. Боспорские надгробные рельефы из коллекции ГМИР.
Т.В. Жеребина. Особенности оформления шаманской ритуальной одежды (на примере экспоната ГМИР, фонд 1; инв. № А-1/1-6-1).
М.В. Басова. «Соборный храм иконы Феодоровския Божией Матери и Святаго Благовернаго Великаго князя Александра Невского, в память 300-летия Царствования Дома Романовых».
Е.В.Денисова. Ростовская финифть в собрании Государственного музея истории религии
Г.А. Ченская. История в медалях. Из коллекции Музея истории религии.
Т.Г. Шубина. Образцовые предметы для ризниц полковых походных храмов православной и римско-католической церкви в собрании тканей ГМИР.
III. Церковно-государственные отношения в России
Е.М. Лучшев. Вопросы свободы совести в деятельности I-й Государственной думы.
А.В. Карпов. Императорский указ 17 апреля 1905 года. «Об укреплении начал веротерпимости» и проблема законодательного оформления свободы совести в царствование Николая II.
IV. История религии
Е.А. Терюкова. Проблема секуляризации в современном религиоведении
Н.В. Ревуненкова. «Пляски смерти» и Реформация.
О.С. Хижняк. Виды и функции буддийской ступы.