Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. К разделу Персоналии |
Светлой памяти Учителя
Валерия Павловича Макарихина
Мининские чтения. Материалы научной конференции
10 декабря 2002 года. Нижний Новгород, 2003.
[202] – конец страницы.
Имя Петра Васильевича Знаменского было хорошо известно в среде историков Церкви конца XIX — начала XX вв., но не получило в дальнейшем широкого признания, что, в первую очередь, было связанно с присущей ученому скромностью и аскетическим образом жизни.
Петр Васильевич Знаменский родился 27 марта 1836 г. в Нижнем Новгороде в семье дьякона.1) Церковное воспитание отца оказало огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Будучи уроженцем Нижнего Новгорода, начальное образование Петр Васильевич получил в Нижегородском духовном училище и в Нижегородской духовной семинарии. [202] Не найдя для себя возможности продолжить обучение в родном городе, он уехал в Казань, где поступил в 1856 г. «на казенный счет» в Казанскую духовную академию. Во время учебы, благодаря безусловной одаренности, необычайной трудоспособности и неординарному мышлению Знаменский быстро постигал азы изучаемых наук и особенно исторических дисциплин. Казалось, карьера историка была открыта перед Петром Васильевичем, но в дело вмешался ректор Академии архимандрит Иоанн Соколов, отличавшийся «деспотизмом и непониманием высших научных задач».2) В 1859 г. Знаменский взялся за написание магистерской диссертации на тему: «Труды русских историков XIX в. по истории русской церкви». Когда работа была завершена, Соколов неожиданно решил поменять тему и приказал писать новую диссертацию: «О преобразованиях Петра Великого в области русской церкви». Петр Васильевич вышел из сложившейся ситуации с честью, представив к положенной дате новую магистерскую диссертацию. Работа была одобрена, и в 1860 г. Петр Васильевич закончил академию в составе восьмого выпуска со степенью магистра в возрасте 24 лет.
По распоряжению ректора Знаменский отправился в Самару, где с 23 сентября 1860 г. по 22 августа 1861 г. преподавал философию и логику в местной семинарии. 22 августа 1861 г. ему было велено срочно прибыть в Казань. Через несколько дней после приезда Знаменский получил академическую кафедру математики.
После расстрела крестьян в селе Бездна 12 апреля 1861 г. из Казанской духовной Академии был уволен А.П. Щапов, откликнувшийся на это событие горячей обвинительной речью. В возрасте 26 лет Знаменский заступил на его место на кафедре русской истории. В мае 1862 г. Петр Васильевич стал бакалавром истории.3) С 1863 по 1866 гг. он преподавал русскую историю, а также вел курс по всемирной истории в училище девиц духовного звания. В возрасте 30 лет Петр Васильевич уже вел лекторскую деятельность по математике, логике, философии, всемирной, русской и церковной истории. Слухи о молодом талантливом преподавателе распространились далеко за стены духовной академии, и Знаменский получал новые предложения. С 1864 по 1873 гг. он читал лекции по общей и отечественной истории в казанском институте благородных девиц. Одновременно он работал еще в двух учебных заведениях Казани, а в 1865 г., получив рекомендации ученых-историков, вступил в должность библиотекаря библиотеки Казанской духовной семинарии.4) В 1866 г. Петр Васильевич стал экстраординарным, а в 1868 г. — ординарным профессором. В 1869 г., после введения нового [203] устава академии, Знаменский был вынужден оставить за собой лишь один курс из преподаваемых им предметов — церковную историю.
В 1870 г. Знаменский выпустил труд «Руководство к русской церковной истории», который принес ему известность и был переиздан 7 раз при его жизни. Ученый Комитет при Синоде удостоил автора «Руководства» премией митрополита Макария. «Руководство…» было написано для подготовки к экзаменам в духовные семинарии, но было признано лучшим учебником для всех институтов. Два года (1871—1872 гг.) он трудился над докторской диссертацией «Приходское духовенство со времени реформы Петра». Она, насчитывавшая 850 страниц печатного текста, была опубликована в 1873 г. Защита докторской прошла успешно и была охарактеризована историческим отделением академии следующим образом: «…и помимо его докторской диссертации вполне заслуживает за свои предшествующие ученые труды высшей ученой степени».5) Тогда же Знаменскому присвоили ученую степень доктора богословия.
Две магистерские диссертации П.В. Знаменского стали основополагающими при написании его работ: «”История российская” В.Н. Татищева в отношении к русской церковной истории», «Исторические труды Щербатова и Болтина в отношении к русской церковной истории», «Законодательство Петра Великого относительно духовенства», «Церковные вотчины при Петре Великом», «Законодательство Петра Великого относительно чистоты веры и церковного благочиния». Статьи о Татищеве, Щербатове и Болтине явились первым опытом историографического исследования по истории русской церкви и были выполнены на высоком научном уровне. Уже в этих первых трудах Знаменского просматриваются необычайная исследовательская цепкость, объективность, логика изложения, борьба с предвзятостью и произвольным изложением фактов.
По поручению Совета Казанской духовной академии Петр Васильевич к 50-летию учебного заведения написал ее «Историю» за первый (дореформенный) период существования. Данный труд был выполнен на основе архивного материала, по собственным воспоминаниям и по воспоминаниям преподавателей академии. «История казанской духовной академии» вышла в Казани в 3-х томах в 1891–92 гг.
Ученый Знаменский сотрудничал со Святейшим Синодом. По поручению последнего были даны квалифицированные рецензии на сочинения, представленные на соискание различных премий (исследование священника В. Жмакина «Митрополит Даниил», труд проф. С.Т. Голубева «Петр Могила и его сподвижники», книга проф. Н.Ф. Каптерева [204] «Характер отношений России к православному Востоку» и др.). Эта критическая работа П.В. Знаменского была удостоена нескольких золотых медалей.
Другие произведения Знаменского касались различных сфер церковной истории, в том числе: религиозные воззрения черемис, татар-христиан, история Седмиозерской Богородицкой пустыни, биографии церковных деятелей и преподавателей казанских учебных заведений. Был написан специальный труд, посвященный архимандриту Федору Бухареву, профессорам Казанской духовной академии И.Я. Порфирьеву, Н.И. Ильминскому и др.
Знаменский прекрасно знал русские летописи, изучал рукописи Соловецкой библиотеки, будучи главным организатором и редактором описания ее фондов. Много времени он посвятил изучению проблематики татар-христиан, особенно после смерти профессора Н.И. Ильминского, специализирующегося на изучении миссионерско-культурного вопроса. В журнале «Русский архив» в 1894 г. Петр Васильевич опубликовал статью «О татарских переводах христианских книг».
В большом количестве у Знаменского выходили работы, основанные на изучении архивных материалов, в том числе «Иоанн Неронов» (1869), «Описание Седмиозерской Богородицкой пустыни» (1869), «Сергей Шелонин — один из малоизвестных писателей XVII в.» (1882), «Произведения Соловецкой письменности, относящиеся к личности Филиппа Московского» (1883), «Шестоднев Афанасия Холмогорского» (1883), «Житие Варлаама Керетского» и др.
Основными научными задачами Петр Васильевич видел: всесторонний анализ верований русского народа, жизни приходского духовенства, истории духовной низшей, средней и высшей школы в России. Он во всех трудах стремился сочетать изучение церковной истории с постижением всей политической истории России. Религиозно-культурную традицию Руси Знаменский рассматривал в связи с традициями русского народа, старался увековечить в своих произведениях «психологические, бытовые и общественные основы всех насельников русского государства».6) Во всех его научных трудах просматривается соединение строгого изложения исторических фактов и таланта писателя, что было далеко не случайно. В молодости Петр Васильевич как художник-самоучка увлекался написанием копий картин известных русских художников. Его квартира была увешана полотнами, которые он создавал в свободное от научных исследований время. Многие свои художественные произведения он дарил.[205]
В начале преподавательской деятельности Петр Васильевич придерживался приемов своего учителя А.П. Щапова. Затем стал составлять лекции в форме «синтетических очерков разных сторон русской исторической жизни», сглаживая щаповское крайне народническое направление преподавания. Петр Васильевич никогда не шел на лекции без предварительной подготовки, он читал курсы не только по «своим», но и по «чужим» дисциплинам, поэтому не посещать его лекции считалось большим упущением. Слушателей поражала глубокая художественная обработка исторического материала, живость мысли, одухотворенность и вместе с этим простота в изложении. «В немногих положениях и выводах своего глубокого ума и несколькими штрихами своего художественного слова Петр Васильевич умел осветить целые исторические эпохи».7) Профессорскую кафедру он считал чем-то священным, но с учениками общался просто, без наигранной заносчивости, боясь уронить высокое звание профессора истории. Он всегда с особым вниманием относился к написанию рецензий на студенческие работы. Внимательно, иногда по нескольку раз, Петр Васильевич перечитывал курсовые сочинения, стремясь всегда найти положительные стороны в работе и похвалить студента.8)
В 1892 г. Петра Васильевича избрали почетным членом Казанского университета. На тот момент более 50 его статей были напечатаны в казанских и московских академических журналах. На них следовали многочисленные положительные отклики ведущих российских историков. В том же 1892 г., по представлению профессора В.О. Ключевского П.В. Знаменский получил от Московского университета ученую степень доктора истории.9) В своих исследованиях Знаменский самостоятельно пришел к такому же ряду выводов, что и В.О. Ключевский в трудах по русской истории. Однако эти ученые очно почти не общались. Сохранилось единственное свидетельство об их встрече в 1870 г. в Киеве на Всероссийском археологическом съезде. Зато они часто обменивались письмами. Стоит привести текст телеграммы Ключевского, отправленной по поводу 50-летия научной деятельности Знаменского: «Сердечный привет досточтимому Петру Васильевичу с глубоким уважением и пожеланием еще много лет обогащать своим трудом русскую историческую науку. Ключевский».10) В том же 1892 г. Знаменский стал почетным членом Казанского общества археологии, истории и этнографии. Московское общество истории и древностей российских избрало его своим почетным, пожизненным и действительным членом.
Долгие годы Петр Васильевич проработал в должности помощника ректора Казанской духовной академии по церковно-историческому [206] отделению. Пиком ученой карьеры историка Знаменского стало избрание его 5 декабря 1892 г. членом-корреспондентом Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности.11)
Мысли об отставке созревали в голове Петра Васильевича долго. Это было нелегкое решение. В 1897 г. он покинул академию. Почувствовав, что голос его «…никогда не бывший сильным, стал слаб для аудитории» и слушатели стали придвигать парты к кафедре, профессор Знаменский решил уйти на заслуженный отдых. Существовала и еще одна причина: надо было освободить место талантливому ученому М.И. Б-му, «человеку семейному и нуждающему».12) Штатных ординатур не хватало, и Петр Васильевич освободил свою. Став «свободным профессором», Знаменский продолжал посещать академию, принимал гостей у себя дома, работал постоянно, стремясь расширять свой кругозор ученого-историка. В этот период библиотека Казанской духовной академии постоянно пополнялась из фонда собраний редких книг Петра Васильевича Знаменского. Все самое ценное он завещал своей академии. Из скудных своих средств он учредил две стипендии для нуждающихся студентов.13) Все свое имущество он завещал академии, многие свои книги приказал раздать в различные учебные заведения. Свободные места в своем доме, который называли профессорским, он сдавал за полцены преподавателям академии. Петр Васильевич постоянно интересовался жизнью профессорской корпорации, узнав, что скончался один из ординарных профессоров, оставив семью и 12 рублей, он послал 100 рублей вдове с просьбой не упоминать его имя.14)
Несмотря на ухудшение физического состояния, последним желанием Петра Васильевича было посетить родную ему академию. Увы! Поездка не состоялась. Петр Васильевич Знаменский скончался рано утром 2 мая 1917 г. у себя дома на ул. Гоголя в Казани, на 82-м году жизни. На тот момент он не имел никаких личных средств, кроме небольшой суммы «на погребение, поминовение и на памятник».15) 5 мая Петра Васильевича Знаменского похоронили на кладбище Спасского монастыря в Казанском кремле. «В лице покойного Казанская Духовная Академия, русская наука и вся Россия понесли тяжелую утрату», — писал в некрологе профессор И.М. Покровский.16)
Приложение: Список научных трудов П.В. Знаменского
1) Покровский И.М. К кончине заслуженного ординарного профессора Казанской духовной академии Петра Васильевича Знаменского // Православный собеседник. 1917. Март-май. С. 1-3. [207]
2) Корсаков Д.А. П.В. Знаменский (по поводу исполнившегося 50-летия его научной деятельности) // Журнал Министерства народного просвещения. 1911. № 1.Отд. 4. С. 30-31.
3) Там же. С. 31-32.
4) Покровский И.М. К кончине заслуженного ординарного профессора... С. 3-5.
5) Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1992. С. 918.
6) Отечественная история: энциклопедия в 5 т.: т. 2: Д-К. М, 1996. С. 286.
7) Покровский И.М. К кончине заслуженного ординарного профессора... С. 36; Отечественная история... С. 286.
8) Покровский И.М. К кончине заслуженного ординарного профессора... С. 15.
9) Цит по: Корсаков Д.А. П.В. Знаменский ... С. 37.
10) Российская академия наук. Персональный состав. В 3-х кн. М., 1999. Кн. 1.С. 173.
11) Покровский И.М. К кончине заслуженного ординарного профессора ... С. 20-21.
12) Отечественная история... С. 286.
13) Корсаков Д.А. П.В. Знаменский ...С. 30-37.
14) Там же... С. 41-43.
15) Российская академия наук... С. 173.
16) Покровский И.М. К кончине заслуженного ординарного профессора... С. 1-3.
Написать нам: halgar@xlegio.ru