Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
К разделам: Сибирь | Россия – советский период
Культура и быт народов Бурятии
(Этнографический сборник. Выпуск 4).
Бурятское книжное издательство. Улан-Удэ, 1965.
{38} – конец страницы.
Р а з р я д к а заменена жирным шрифтом.
OCR OlIva.
Изучение воспитания детей является одним из интересных и очень важных вопросов этнографической науки. Между тем эта тема до сих пор остается наименее изученной. В этнографической литературе дореволюционного и советского периодов имеются лишь отдельные заметки, ограничивающиеся в основном описанием некоторых обрядов, связанных с рождением ребенка. Вопросы же воспитания детей в современной бурятской семье отражения в научной литературе пока еще не нашли.
Предлагаемая работа является попыткой осветить некоторые вопросы воспитания детей у западных бурят в наше время. В основу статьи легли полевые материалы, собранные автором в 1961—1962 гг. в Аларском и Ольхонском районах Иркутской области1).
За годы Советской власти в условиях воспитания детей у бурят произошли коренные изменения, обусловленные всем ходом социалистического строительства. Ликвидация эксплуататорских классов, общая перестройка всей экономической и культурной жизни бурят, как и других народов Советского Союза, не могли не коснуться и всех сторон их семейного быта. Огромное значение в преобразовании общественного и семейного быта имело как юридическое, так и фактическое раскрепощение женщин, экономическое и моральное уравнение ее прав с {38} мужчинами. В первые же годы Советской власти законодательным путем были запрещены калым и многоженство — эти унизительные для женщины институты старой жизни. Запрещены были ранние браки, насильственная женитьба молодых, непреложным законом была признана полная добровольность вступления в брак. В целях решения задачи раскрепощения женщин Советским правительством проводились массовые мероприятия по широкому вовлечению женщин в общественную жизнь, в хозяйственное и культурное строительство республики.
Социалистическое строительство в Бурятии было сопряжено с определенными трудностями, обусловленными культурной отсталостью края. Поэтому для успешного решения этой задачи усилия Советской власти в первую очередь были направлены на ликвидацию тяжелого наследия прошлого, на развитие просвещения и здравоохранения, на устранение из общественного и семейного быта религиозного влияния.
Одной из главных задач в общей системе советского строительства в республике была организация и правильная постановка школьного дела, ликвидация неграмотности. С каждым годом росло количество школ, охватывая все большее число детей. В 1929/30 учебном году охват детей в возрасте 8–11 лет начальной школы вырос до 55,1 %2). К концу первой пятилетки в республике в основном было введено всеобщее начальное обучение с охватом детей 8–11 летнего возраста на 94,2%3).
В первые годы Советской власти еще сильны были предрассудки о необязательном обучении девочек, поэтому органами народного образования проводилась большая разъяснительная работа среди населения.
Одновременно особое внимание обращалось на ликвидацию неграмотности среди женщин, так как без культурного развития женщин не могли успешно решаться вопросы культурной революции. Этот вопрос был тесно связан с переустройством не только экономических, но и социально-бытовых условий жизни. Была развернута большая политико-воспитательная работа среди взрослого населения, особенно среди женщин, которые всемерно вовлекались в общественную жизнь. Проводимые {39} культпоходы и культэстафеты способствовали расширению сети ликбезов, активизации культурно-просветительной работы.
По данным переписи 1920 г., по западным аймакам грамотность населения составляла 15,4%, а ко времени всесоюзной переписи (1926 г.) эта цифра уже достигла 33,3 %4). Особенно значительно был увеличен контингент учащихся с 8-летнего возраста, причем если число учащихся мальчиков с 8 до 11 лет увеличилось в три раза, то учащихся девочек — в пять paз, а с 12 до 19 лет увеличилось соответственно в два-три раза5). Особенно быстрыми темпами шла ликвидация неграмотности у женщин. К десятилетию республики (1933 г.) в западных аймаках грамотность населения поднялась до 69,3 %6).
Огромное значение в ликвидации культурной отсталости бурят имело коренное улучшение, по сути дела, организация здравоохранения. Как известно, широкие бурятские массы до революции медицинской помощи почти не знали, так как в бурятских улусах лечебных заведений не было, а те, которые были расположены в отдельных русских селах, из-за малочисленности были недоступны для бурят, да и не пользовались у них доверием. Единственными лекарями были шаманы, ламы и знахари. С первых дней образования БурАССР были приняты решительные меры по борьбе с социальными болезнями и инфекционными заболеваниями. Научные исследования, проведанные по разным аймакам республики, обнаружили высокий процент заболеваемости социальными болезнями; так, процент больных сифилисом колебался от 25 до 63%7). Высок был процент заболеваемости и туберкулезом (например, в Аларском районе среди бурятского населения из обследованных 5000 человек взрослых с активной формой оказалось 11,3%, число детей, больных выраженной формой туберкулеза, определялось в 28,4%8)). Причинами массовых заболеваний социальными {40} болезнями являлись вредные бытовые условия и, главным образом, отсутствие медицинской помощи.
В республике создаются лечебные и профилактические учреждения. Так, только за первое пятилетие (1923—1927 гг.) сеть медицинских учреждений увеличилась более чем в два раза, были созданы противовенерические и противотуберкулезные пункты9).
Борьба за оздоровление быта означала, помимо лечебно-оздоровительных мероприятий, проводимых органами здравоохранения, борьбу за повышение санитарной культуры в быту, за внедрение гигиенических навыков. Поэтому одной из действенных мер по изжитию укоренившихся традиций низкой бытовой культуры была санитарно-просветительная работа, проводимая всеми массовыми организациями среди населения, особенно среди женщин.
В работе среди женщин огромную роль сыграли женские отделы Советов, например, в западных аймаках наиболее распространенной формой работы были делегатские собрания10).
Органами здравоохранения проводилась огромная работа по преодолению косности населения по развенчанию методов лечения знахарей, шаманов и лам. Благодаря воспитательной работе, развертыванию сети медицинских учреждений, росту авторитета медицинских работников все больше подрывалось влияние шаманов и шаманских молебствий, как средства спасения от болезней.
В этот период одной из главных задач стала забота о подрастающем поколении, борьба за снижение детской смертности, за повышение рождаемости. Были созданы Отдел охраны здоровья детей и подростков при Наркомздраве, секция охраны материнства и младенчества при КУТБе (Комиссия по улучшению труда и быта), общество «Друзья детей», работавшее в тесном контакте с Детской комиссией БурЦИКа. Снижение огромного процента детской смертности, унаследованного от прошлого, было {41} главной задачей этих учреждений, работавший в тесной связи с органами здравоохранения. Процент детской смертности был высок даже в первые годы Советской власти. По данным Центрального статуправления БМАССР за 1925 год, смертность грудных детей равнялась 50%11).
В деле охраны материнства и младенчества основной упор был сделан на развитие сети женских и детских консультаций, оказание акушерской помощи. Но в первые годы Советской власти недостаток акушерских кадров тормозил развертывание специальных акушерских пунктов, и охват женщин акушерской помощью шел в основном по линии организации родильной помощи на дому. Однако вследствие малочисленности акушерок родовспоможение было далеко не достаточным. К 1933 г. на 1000 человек населения в сельской местности приходилось всего лишь 6 родовспоможений12), поэтому в большинстве своем роды по-прежнему проходили с помощью повивальной бабки. Но с каждым годом число медицинских работников увеличивалось, что давало возможность оказывать необходимую родильную и гинекологическую помощь, организовывать детские и женские консультации.
В ходе социалистического строительства, в связи с победой колхозного строя, с социалистическими преобразованиями в общественном быту, а также с осуществлением культурной революции шла реконструкция семейного быта, видоизменялись и методы воспитания детей.
Этот процесс по мере роста материального и культурного уровня бурятского населения шел, прогрессируя из года в год, что, в свою очередь, постепенно освобождало сознание людей от старых предрассудков. Многие патриархальные традиции в семейном быту постепенно изживались, складывались новые. Если в первые годы Советской власти местами роды могли по-прежнему проходить еще в подсобных помещениях, то к концу тридцатых годов они проходили только в жилых помещениях и в лучших, чем прежде, санитарных условиях. Правда, к помощи медицинских работников обращались только в случаях тяжелых, затянувшихся родов, когда были исчерпаны {43}все известные «дедовские» средства, так как приглашать акушерок, которые, как правило, были сравнительно молодыми женщинами, считалось неприличным. Но с ростом культуры, с ежегодным расширением медицинского обслуживания все большее число женщин начинает пользоваться помощью акушерок, родильными домами.
Исполнение различных религиозных обрядов, связанных с рождением ребенка, в силу значительного ослабления религиозных верований среди населения к концу тридцатых годов было почти изжито.
Постепенно повышалась культура ухода за ребенком. Однако еще продолжали бытовать бурятские люльки, в которых ребенок лежал туго обтянутый ремнями. Применялись шкурки для пеленания, рожки с кожаными и тряпичными сосками. Сохранилась традиция вскармливания ребенка с первых дней рождения. Личная и домашняя гигиена в быту, в частности в уходе за ребенком, внедрялась медленно.
Рост материального благосостояния населения в послевоенный период, дальнейший рост культурного уровня, победа социалистического мировоззрения — все это привело к отмиранию, а в ряде случаев к видоизменению старых традиций и методов в воспитании детей в бурятской семье.
В настоящее время все женщины пользуются медицинской помощью как в период беременности, так и во время родов, и в послеродовой период. Женские консультации завоевали огромную популярность среди улусных женщин. В случаях отклонения от нормального течения беременности женщина находится под постоянным наблюдением медицинских работников и при необходимости лечится в стационарных условиях. Беременным женщинам предоставляется оплачиваемый отпуск.
Общественная забота по охране здоровья беременных женщин содействовала изменению отношения к ней в семье. Взрослые члены семьи всячески оберегают женщину, освобождая ее от тяжелых работ в домашнем быту.
В настоящее время большинство родов приходит в родильных домах. Так, родильное отделение Аларской больницы (улус Аларь Аларского района), обслуживающее женщин близлежащих улусов, имеет 10 мест и всегда оно заполнено.
И даже при родах, которые по тем или иным {43} обстоятельствам проходят дома, роженицы обращаются к помощи акушерок.
Если в некоторых отдаленных от родильных домов улусах и прибегают к помощи повитухи, то роды проходят совершенно в иных условиях, чем раньше. Роженицу кладут на чистую постель, приготовляют теплую воду, повитуха тщательно моет руки. Ребенка, обмыв, заворачивают в чистые пеленки. Отношение же к последу по-прежнему суеверное: его не выбрасывают, а обязательно закапывают где-нибудь в укромном месте.
Рождение мальчика или девочки встречается с одинаковой радостью. Правда, старики по старой традиции все же бывают более рады рождению мальчика, как продолжателю фамилии, рода.
Роженицу и новорожденного в семье окружают вниманием и заботой. Если роды проходили в родильном доме, родственники постоянно навещают их. После родов в домашних уровнях за роженицей ухаживает кто-нибудь из родственниц или из старших женщин-соседок. Прежние «очистительные» обряды из современного быта исчезли совсем.
До сих пор еще живет старая традиция, по которой считалось грехом (сээртэй) до рождения ребенка приготовлять все необходимые для него предметы. И теперь до родов готовят минимум вещей, остальное же приобретается или готовится после рождения ребенка. Даже ткань, купленная заранее, разрезается на пеленки после родов. Наречение имени является одним из важных актов, связанных с рождением ребенка. Имя дает, особенно сыновьям, чаще всего отец либо кто-нибудь из родных или друзей. Нередко дается имя какого-нибудь уважаемого родственника или именитого одноулусника.
Характерными в наречении имени в современных бурятских семьях является то, что детям даются русские и западноевропейские имена, как, например, Светлана, Владимир, Виктор, Роберт, Валерий, Джемма и др. Правда, русские имена в бурятском употреблении, особенно старшего поколения, получают иную звуковую окраску: Виитя (Витя), Агаапи (Агафья), Сэргээ (Сергей), Накента (Иннокентий), Михаала (Михаил), Ольгонта (Леонтий), Окдоося (Евдокия) и т. д.
Иногда в честь какого-нибудь родственника ребенку дается бурятское имя, но в свидетельстве о рождении и в сельском Совете записывается русское имя. Например: {44} Доржи — Дмитрий, Бадма —Борис, Сагадар — Сергей, Булган— Валя, Думбэр — Дарья, и т.д. Такая традиция, верно, не нова. При ознакомлении с материалами посемейных карточек нами обнаружено, что бурятские имена встречаются только у старшего и среднего поколения, причем у представителей среднего поколения в документах сельских Советов нередко значится русское имя.
Правда, в последние годы, особенно в среде местной интеллигенции, намечается тенденция отхода от наречения детям только русских имен. Новорожденным даются и бурятские имена, закрепляющиеся в документах: Баир (радость), Сэсэг (цветок), Батор (богатырь), Дарима, Саржана, Базыр и др.
При рождении долгожданного ребенка или первенца родственники и соседи поздравляют родителей, принося подарки новорожденному — готовые рубашечки или ткань для них, одеяльца, игрушки, предметы для туалета новорожденного, деньги и т.д. Если преподносятся готовые рубашечки, то, по старому обычаю, непременно к ним пришивается монета. Родители, в свою очередь, устраивают угощение.
Изменяется и уход за новорожденным: навсегда исчезли пеленание в шкурки, вредные традиции давать новорожденному сосать кусочки бараньего курдюка, тряпичные соски с хлебным мякишем и т.д.
Теперь ребенка пеленают в чистые, пусть не всегда новые, пеленки и одеяльца, используются гигиенические клеенки. Новорожденному сразу же надевают распашонку, рубашечки. Купание ребенка, регулярная смена одежды, стирка пеленок стали обычными в современных бурятских семьях. Постелька ребенка, так же как и пеленки и одеяние, по возможности держатся в чистоте и опрятности. Во всем этом огромную воспитательную роль играют родильные дома, больницы, детские учреждения. Родители, сталкиваясь с хорошими условиями в этих учреждениях и понимая их значение для здоровья детей, в домашнем быту стараются следовать их примеру. Несомненно, что в уходе за ребенком, в соблюдении правил санитарии и гигиены сказываются культурный уровень и материальная обеспеченность каждой отдельной семьи. Правда, встречаются еще семьи, в которых не соблюдаются гигиенические правила. Но совершенно очевидно, что в каждой семье по мере возможностей для ребенка стараются создать лучшие условия. {45}
В качестве колыбели повсеместно получили распространение зыбки сибирского типа, подвешенные к очепу или к упругим пружинам13). В летнее время зыбка покрывается пологом из летних тканей: марли, тюля или из редкой по фактуре хлопчатобумажной материи. Нередко пользуются и кроватками-качалками. Старые бурятские люльки в современном быту из употребления почти вышли14).
При кормлении грудных детей матери прислушиваются к советам медицинских работников. С трех-четырех месяцев детей начинают прикармливать кипяченым коровьим молоком. Для этого пользуются бутылочками и резиновыми сосками, которые регулярно моются.
В современных семьях становится нормой прикармливание грудных детей манной кашей. С восьми-десяти месяцев ребенок получает уже различную молочную и растительную пищу, мясные супы. Однако в кормлении зачастую режима не придерживаются. Нередко матери кормят грудью до двух-трех лет или же до рождения следующего ребенка. Не во всех семьях еще изжиты вредные методы кормления грудных детей (5-10 месяцев) разжеванной кем-нибудь из старших пищей.
Радикально изменявшиеся жизненные условия привели к резкому сокращению детской смертности. Заметно повысилась рождаемость. Именно этими условиями объясняется рост многодетности в современных бурятских семьях15).
При заболевании детей родители немедленно обращаются к медицинской помощи и добросовестно выполняют все предписания врачей. Медпункты, имеющиеся сейчас почти во всех улусах, берут на учет всех новорожденных, и медработники периодически их навещают.
Вместе с тем, несмотря на постоянные профилактические меры, проводимые медицинскими учреждениями, {46} пользование врачебной помощью при любом недомогании ребенка, в улусах еще встречаются семьи, в которых сохраняются отдельные пережитки суеверий, традиционных оберегов, якобы предохраняющих детей от болезни, крикливости и т.д. Все это в конечном итоге у них сводится к предохранению от «недоброжелательства» злых духов. Так, автор во время полевых исследований в Аларском районе (1961 г.) сталкивался со случаями, когда в отдельных семьях, оставляя грудного ребенка одного или с маленькими детьми, кладут ему под подушку или под матрац нож или кнут. В посудном шкафу или где-нибудь на полке в особой посуде хранится небольшое количество зерна (будаа). Если ребенок беспокоен, кто-нибудь из стариков производит якобы «изгнание» проникшей в дом нечистой силы разбрасыванием этих зерен по всем углам избы. Это действие сопровождают возлиянием молока (сагаалха), как бы призывая на помощь духов-покровителей, принося данное жертвоприношение. В отдельных семьях в качестве оберегов можно встретить ветки шиповника (уургэнэ), которые висят недалеко от входной двери.
В некоторых местах до сих пор считается непозволительным входить в дом, где имеется маленький ребенок, посторонним женщинам после заката солнца. В таких семьях особое значение придается первой стрижке волос и первому подстриганию ногтей: и то, и другое производится только днем, но ни в коем случае после заката солнца. Первые (утробные) волосы не выбрасываются, а тщательно прячутся, по старинке, зашиваются в подушку ребенка.
Подобные пережитки прежних верований, предохранительных мер и оберегов соблюдаются в большинстве своем в семьях, где присутствует старшее поколение, еще не освободившееся от старых представлений и предрассудков, особенно связанных с семейным бытом, ставших и укоренившихся в прошлом как традиции или обычай. Однако таких семей в целом немного. В современном быту в большинстве своем старые традиции, основанные на невежестве и религиозных верованиях, изжиты.
Совершенно иначе в современных бурятских семьях поставлено и воспитание детей. Особой теплотой и лаской старших пользуются дети дошкольного возраста. Свойственная бурятской семье требовательность уважения и почтительного отношения к старшим, к {47} послушанию, умению вести себя тихо и незаметно в присутствии гостей, посторонних людей, является характерной и в современных семьях. Эти качества воспитываются в детях с ранних лет.
Однако в некоторых семьях, где дети всецело находятся на попечении стариков, в их воспитании наблюдаются отрицательные моменты. Старшее поколение иногда слишком балует маленьких детей, удовлетворяя все их капризы, не пресекает излишних требований, не останавливает в шалостях. Наказывать их они считают недопустимым: «Вырастет — образумится», — говорит они (Ехэ болоходоо ухаа орохо). Все это отражается на формировании характера и поведении детей, которые в данных случаях бывают капризны, излишне требовательны.
Если дети школьного возраста воспитываются в тесном взаимодействии семьи, школы и общественных организаций, то воспитание детей дошкольного возраста проходит обычно в домашних условиях, в кругу семьи.
Необходимо отметить, что в обследованных улусах организация детских учреждений пока поставлена неудовлетворительно, хотя наличие таковых имело бы не только большое значение в воспитании детей, но и способствовало бы более широкому привлечению женщин к участию в общественном производстве.
Из обследованных улусов Аларского района только в улусе Аларь, центральной усадьбе совхоза, имеется совхозный детский сад. Он располагает специальными помещениями, построенными в центре улусного сада. Дети получают трехразовое питание. С ними проводятся разнообразные занятия по определенному плану, составленному воспитателями и утвержденному заведующим. Несомненно, что воспитание детей, посещающих детский сад, осуществляется несравненно лучше, чем воспитание их в домашних условиях.
Однако и здесь число мест (посещают детский сад 30 детей) не удовлетворяет потребностей. В остальных обследованных улусах нет пока не только постоянных яслей или садов, но и сезонные организуются не каждый год.
В современных семьях, в связи с ростом материального и культурного уровни жизни, большое внимание родители стали уделять внешнему виду детей, их одежде. Распашонки и рубашечки для грудных детей стали необходимыми и обязательными предметами, а с момента, когда {48} ребенок начинает ходить, он уже обеспечивается полным комплектом одежды. Если в прошлом дети до шести-семи лет, а нередко и до десяти бегали в одних рубашках, то сейчас этого в улусах уже не встретишь. Родители по возможности стараются одевать детей нарядно, придерживаясь современных норм в покрое. Шьют одежду в домашних условиях или покупают несколько смен. Правда, до сих пор принято ходить босиком. Встречаются еще семьи, в, которых не всегда аккуратно сменяется или стирается одежда детей, недостаточно привиты гигиенические навыки. Но это единичные случаи. В большинстве же семей дети периодически купаются дома или посещают баню, что в прошлом было далеко не обязательным. Во всем этом, помимо возросшего общего культурного уровня, сказывается огромное влияние школы, местной интеллигенции, учащейся в городе молодежи, да и в целом связь с городом.
Родители больше стали уделять внимания развлечениям детей, заботиться об их игрушках. Вошли в обиход разнообразные пластмассовые игрушки, резиновые мячи, покупные куклы, машины и др. Для детей школьного возраста покупаются различные настольные игры. Чаще они распространены в семьях сельской интеллигенции, но, следуя им, покупают их своим детям и другие родители. Все это в недалеком прошлом было редкостью в улусных семьях.
Однако следует отметить, что в некоторых семьях купленные игрушки, особенно цветные пластмассовые, становятся предметом украшения комодов, полочек.
Наряду с игрушками фабричного производства бытуют и самодельные. Девочки делают тряпичные куклы, играют черепками посуды, у мальчиков имеются деревянные самодельные сабли, пистолеты, ружья и др.
Кроме того, много подвижных игр, в основном появившихся в советское время: «классы», «скакалки», «кошки-мышки» и т. д.
«Классы», «скакалки» в самых равных вариациях — заимствованы, очевидно, из города. Это игры, в которых безраздельно господствуют девочки, участие в них мальчиков считается постыдным.
У мальчиков младшего и частично среднего школьного возраста большой популярностью пользуются игры в «войну». Много коллективных игр, отражающих явления современной жизни, например, в «школу» (учителей и {49} учеников), «в больницу» (врачей и больных), игры, повторяющие различные производственные процессы взрослых. Старинные бурятские игры в бабки (шагай), в табунщиков, охотников и т.д. в современном быту автор не встретил. Еще недавно широко были распространены игры в «камешки», имеющие разнообразные комбинации, теперь же они вытеснились игрушками.
Большой любовью у детей среднего и старшего школьного возраста пользуются спортивные игры: футбол, волейбол, городки, шахматы. При каждой школе имеется спортивная площадка. В Аларской средней школе имеется хорошо оборудованный спортзал, в котором дети занимаются различными видами спорта. Постоянно организуемые спортивные соревнования внутри школы, между командами разных школ способствуют широкой популяризации физического воспитания среди детей.
Таким образом, игры и развлечения детей в настоящее время в огромной степени определяются современным уровнем семейного быта, теми новыми условиями, в которых растет и воспитывается ребенок.
Если в прошлом забота о детях выражалась в основном в том, чтобы вырастить их физически здоровыми людьми, хорошими работниками, то в настоящее время большое внимание уделяется также и умственному и нравственному воспитанию. В этом родителям большую помощь оказывает школа.
Наличие во всех улусах начальных школ обеспечивает полный охват детей младшего возраста школьным обучением. Трудно теперь найти в улусе ребенка, который бы не учился. Для отдельных микрорайонов имеются восьмилетние школы с интернатами, в которых проживают дети из окрестных улусов. По окончании восьмилетней школы дети переходят учиться в средние школы, имеющиеся в более крупных населенных пунктах. При них также имеются интернаты. Так, при Ныгдинской восьмилетней школе имеется интернат на 28 мест; в школьном интернате Аларской средней школы живут 42 учащихся (по данным 1961 г.).
Родители всячески содействуют получению детьми образования, не делая предпочтения мальчикам, что наблюдалось в прошлом. По мере возможности они стараются обеспечить учащихся детей всем необходимым, удовлетворить их культурные запросы. Широко поощряется чтение художественной литературы и посещение кино. Если {50} еще в недалеком прошлом (в тридцатых годах) чтение книги для многих считалось праздным времяпрепровождением, то теперь для большинства людей, даже старшего поколения, значение книги понятно. О детях, которые любят читать, они говорят с уважением и гордостью.
Для подготовки уроков детям отводится лучшая часть жилья, а в некоторых семьях — специальное рабочее место. Так, в семьях, жилище которых разделено на несколько комнат, дети, как правило, готовят уроки в наиболее прибранной комнате, хотя играть им там не разрешается.
На такую заботу родителей дети отвечают уважением, послушанием, стараются помогать им в домашнем хозяйстве. Немаловажную роль в воспитании детей играют и члены семьи, имеющие образование. Именно они носят в семью новые моральные и культурные принципы, содействуя повышению культуры семейного быта, искореняя отсталые традиции и в мировоззрении старших членов семьи и во взаимоотношениях.
Трудовое воспитание детей в современных бурятских семьях начинается с 7-8-летнего возраста. В этом возрасте детям поручается выполнение посильных работ. Девочка 9-10 лет уже активно помогает матери в домашних делах: моет посуду, убирает жилище, смотрит за маленькими детьми и т. д. Привлекаются к работе и мальчики. Начиная с младшего школьного возраста, дети принимают участие и в работах в подсобном хозяйстве: на огороде, в уходе за скотом.
Трудовое воспитание в семье непрерывно связано с воспитанием, которое получают дети в школе.
В последние годы, в связи с принятием закона об укреплении связи школы с жизнью, с введением политехнического обучения, улусным детям предоставлена возможность всестороннего развития. Они знакомятся с основами сельскохозяйственного производства: агрономией, зоотехнией, осваивают специальность механизаторов (трактористов, комбайнеров, мотористов), строителей не только на школьных занятиях, но и на практике.
Так, в Аларской средней школе в 1961 г. работало 16 юннатских звеньев, 14 из них состояли из учащихся начальных (классов, а 2 звена — 5-6 классов. Эти звенья работали в основном на пришкольном участке, где выращивались ранет, вишня, смородина, крыжовник, малина, декоративные насаждения и культивировались различные сорта овощей, кукурузы. В 1961 г. на пришкольном участке {51} был получен урожай кукурузы 500 центнеров с гектара. На попечении юннатов находится школьная кроликоферма, одно звено ухаживает за телятами на совхозной ферме. За хорошие показатели работы этих звеньев школа является участницей ежегодных слетов юных натуралистов. В 1960 г. ученица Аларской школы ездила в Ленинград на Всесоюзный слет юннатов. С 1955 г. за лучшую юннатскую работу школа держит переходящее Красное знамя облоно и обкома ВЛКСМ.
Стало традицией, что учащиеся средних и старших классов в летнее время широко привлекаются к трудовой деятельности в общественном хозяйстве.
Создаются школьные производственные бригады для полеводческих и животноводческих работ. В Алари, например, в 1961 г., ученической бригаде совхозом был отведен участок в 103 гектара, на котором вся работа по обработке поля и засеянных культур — кукурузы и свеклы — проводилась самими учащимися. Эта бригада получила урожай кукурузы по 452 центнера с площади в 100 гектаров и сахарной свеклы по 250 центнеров с площади в три гектара. Хорошие показатели труда учащихся в общественном производстве не раз отмечались в районной и областной прессе. В 1959 г. школа была премирована четырьмя экскурсионными путевками на Выставку достижений народного хозяйства в Москве, в 1961 г. за достижения предыдущего года производственная бригада школы в лице своего бригадира, ученицы 9 класса Болсоевой Магдалины, участвовали на совещании передовиков сельского хозяйства области.
Старшеклассники ольхонских улусов, где рыболовство является одной из ведущих отраслей хозяйства, после окончания учебного года включаются в рыболовецкие бригады колхозов.
Повсеместно во время осенней страды учащиеся принимают участие в уборке зерновых, картофеля и других овощных культур.
Такое широкое участие детей школьного возраста в общественном производстве воспитывает в них сознание долга и обязанностей перед семьей, обществом, приучает уважать труд, старших.
Духовный уровень современных улусных детей значительно вырос по сравнению с довоенным временем, когда кругозор улусного ребенка ограничивался знаниями, почерпнутыми только из курса школьного обучения. Если {52} же говорить о детях дореволюционной Бурятии, то их познания не выходили за пределы родного улуса. В настоящее время наличие радиоприемников, библиотек, кино дает детям возможность широко познать окружающий мир. Кроме того, они бывают в городах, совершают различные туристические поездки. Например, в 1961 г. учащиеся Аларской школы совершили туристические походы в предгорьях Саянских гор. В том же году дирекция Аларского зерносовхоза за хорошую работу в совхозе организовала для учащихся экскурсию на предприятия городов Черемхово, Усолья, Ангарска, Иркутска. Экскурсия была завершена отдыхом ребят на Байкале.
В школах, наряду с учебными занятиями, дети занимаются в различных предметных кружках, в спортивных секциях, в художественной самодеятельности, что также способствует расширению их кругозора, эстетическому и физическому воспитанию.
Огромное значение в духовном развитии детей имеет знание русского языка. В улусах с бурятским населением дети школьного возраста, особенно среднего и старшего, довольно свободно владеют двумя языками, бурятским и русским, так как преподавание в школах ведется на русском языке. Быстрому усвоению русского языка помогают радио, просмотр кинофильмов, чтение художественной литературы, газет.
В улусах со смешанным населением дети обучаются русскому языку одновременно с родным. Однако имеется немало семей, в которых дети говорят только по-русски, затрудняясь пользоваться в разговоре бурятским языком. Эта, не совсем верная тенденция отказа от знания родного языка в некоторых семьях поддерживается родителями. Но, несомненно, что свободное владение бурятских детей русским языком, наряду с родным, является положительным явлением, способствующим их разностороннему развитию, освоению богатств человеческой культуры. Нередки случаи, когда дети других национальностей (русские, татары) владеют бурятским языком. В этом также сказывается прогрессивное значение смешения населения, которое ведет к сближению разных национальностей, к взаимовлиянию их культурных достижений.
Итак, за годы Советской власти коренным образом изменились условия и методы воспитания детей в бурятской {53} семье, что обусловлено огромными преобразованиями всей экономической и культурной жизни бурят, победой социалистического строя. Постепенно утрачивая старые традиции и предрассудки в быту, современная бурятская семья в вопросах воспитания детей идет принципиально новым путем, характерным для всех народов Советского Союза.
В настоящее время, когда страна успешно осуществляет строительство коммунизма, когда имеются все условия для всестороннего развития подрастающего поколения, огромная, нее возрастающая роль общественных организаций в воспитании детей ведет к тому, что оно становится не только делом отдельной семьи, но и всей советской общественности. В этих условиях воспитание детей направлено на то, чтобы вырастить из них достойных строителей нового коммунистического общества. {54}
1) В 1961 г. в Аларском районе были обследованы улусы Аларь, Куркат, Буркав, Алзобей, Ныгда, входящие в состав «Аларского» Зерносовхоза; в 1962 г. в Ольхонском районе — улусы колхозов «Победа», «Байкал», имени XX партсъезда.
2) См.: «Социалистическое строительство Бурятии за 10 лет», Верхнеудинск, Бургосиздат, 1933, стр. 115.
3) См.: А. В. Панчуков. История начальной и средней школы Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1959, стр. 395.
4) См.: «Советская Бурятия к 10-летию Октября». Ж. «Жизнь Бурятии», 1924, № 10, стр. 20.
5) См.: там же.
6) См.: «Бурят-Монгольская АССР за 10 лет». Иркутск, 1931, стр. 102.
7) См.: П. Кузьменко. Борьба за оздоровление бурятских масс. Ж. «Жизнь Бурятии», 1927, № 10, стр. 103.
8) См.: «Бурят-Монгольская АССР за 10 лет», Иркутск, 1933, стр. 101. {В книге знак «%» пропущен. OCR.}
9) См.: Н. А. Абыков. Здравоохранение за XX лет Бурят-Монгольской АССР. В сб.: «XX лет БМАССР», Улан-Удэ, 1943, стр. 108.
10) В восточных аймаках республики, вследствие территориальной разбросанности и кочевого образа жизни, наиболее рациональным был передвижной метод работы. Поэтому делегатские собрания там не привились, а функционировали передвижные «Красные юрты», местами работали «Дома бурятки».
11) См.: Е. Гранат. Состояние и заболеваемость детей Бурят-Монголии. Ж, «Жизнь Бурятии», 1929, № 6, стр. 56.
12) См.: «Бурят-Монгольская АССР за 10 лет». Иркутск, 1933, стр. 110.
13) К четырехугольной раме пришивается холстина, к углам рамы прикрепляются ремни, за которые зыбка привешивается. Очеп — тонкая жердь диаметром в 7-8 см, длиной — от 2,5 до 3 м, чаще из березы. Эта жердь просовывается в специально ввинченное в потолок кольцо. Один ее конец упирается в потолок, к другому прикрепляется зыбка.
14) Автор во время полевых исследований встретил их только в двух семьях в Аларском районе.
15) Подробнее об этом см.: К. Д. Басаева. Семейно-брачные отношения у бурят. «Этногр. сб.», вып. 3 [БКНИИ СО АИ СССР]. Улан-Удэ, 1962, стр. 43-44.
Написать нам: halgar@xlegio.ru