Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. К разделу Сибирь |
(124/125)
Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985.
(124/125) – граница страниц.
«Серебро Закамское» — сложная и многогранная проблема, отдельные аспекты которой выявляются только сейчас, причем все еще нельзя быть уверенным, что хотя бы поставлены все связанные с ней вопросы.
Первую полную сводку и частично атрибуцию прикамских и западносибирских находок импортных изделий из серебра и бронзы предложил Я.И. Смирнов.1) Впоследствии отдельные группы вещей — сасанидское, согдийское, византийское, иранское и среднеазиатское серебро — исследовались И.А. Орбели, К.В. Тревер, Б.И. Маршаком, А.В. Банк, В.П. Даркевичем.2) В.Н. Чернецова и В.Ю. Лещенко интересовали вопросы, связанные с употреблением импортного серебра, причины и пути его ввоза.3) Находки последних лет в Среднем и Нижнем Приобье, а также общее развитие археологических исследований региона позволяют поставить ряд не рассматривавшихся ранее вопросов, а именно: датировка начала постоянных торговых связей, роль Волжской Болгарии как посредника, периодизация западносибирских кладов, наконец, влияние импорта на местную экономику и культуру.
X век н.э. является своего рода рубежом, с которого начинается совершенно новый этап в истории населения лесного Приобья. Об этом свидетельствует появление могильников с большим количеством новых форм местных бронзовых изделий (широкие браслеты, пряжки, полые зооморфные подвески, круглые бляшки и т.д.), быстрое развитие фортификации, резкое увеличение количества наконечников стрел в культурном слое поселений и святилищ, появление кладов, определенно принадлежавших отдельным лицам, и т.д. Молено думать, что именно к этому периоду относятся многочисленные сказания об остяцких богатырях-князьях,4) свидетельствующие о «героическом веке» местной истории. В это же время устанавливаются прочные торговые связи с Волжской Болгарией, выполнявшей роль как поставщика изделий собственного ремесла, так и посредника, через которого в Западную Сибирь попадали произведения торевтов Средней Азии, Ирана, стран Средиземноморья. Но влияние направления торговых связей на местную культуру не ограничилось импортом вещей, оно сыграло важную роль в процессе дифференциации археологической общности, образовавшейся еще в раннем железном веке на огромном пространстве бассейна Оби. Внутренняя динамика развития этой общности, имеющей единую культурную подоснову и функционирующей в сходных экологических условиях, была недостаточна для такой дифференциации.5) Различная же торговая и культурная ориентация таких регионов, как, например, Нижнее и Томско-Нарымское Приобье, в числе других причин привела к ослаблению их связей между собой и тем самым к окончательному оформлению разных археологических культур. Хорошо иллюстрирует этот процесс сравнение состава импорта из находок на Средней и Нижней Оби и в районе г. Томска. В первом случае привозное серебро западного и южного происхождения, попавшее сюда из-за Урала, — среднеазиатское, иранское, болгарское и т.д., во втором — юго-восточное, такое же как в соседней Красноярской области и в Минусинском крае.6) (125/126)
Сейчас с территории Среднего и Нижнего Приобья известно более четырех десятков находок импортных изделий из серебра или бронзы (табл. I). Это много меньше, чем в Прикамье, что объясняется, с одной стороны, более слабой освоенностью Приобья вплоть до настоящего времени, с другой — сравнительно поздним началом постоянных торговых взаимоотношений (об этом, в частности, свидетельствует почти полное отсутствие произведений сасанидской или согдийской торевтики, составляющих столь значительный процент находок в Прикамье).
Основная часть импортных вещей распределена по трем районам: от г. Сургута до г. Ханты-Мансийска, по р. Сев. Сосьве в районе г. Березова, и в самом низовье Оби (см. карту — рис. 1). Видимо, эти районы были центрами, в которых сосредотачивалась общественная, в частности, религиозная жизнь местного населения, и, возможно, именно они послужили в дальнейшем ядрами формирования этнических групп хантов и манси. Хорошо исследован в последнее время один из таких центров — огромное скопление археологических памятников на Барсовой Горе (г. Сургут), в числе которых есть и городища, и могильник, и святилища, причем на сравнительно ограниченной территории; там же найдено семь импортных сосудов (серебряных и бронзовых) из тринадцати, обнаруженных во всем Сургутско-Ханты-Мансийском районе.
Хронологически вещи распределяются следующим образом. До X в. это большей частью единичные находки преимущественно мелких предметов. С X в. импортируется почти исключительно серебряная посуда. Мелкие предметы и ювелирные изделия ввозятся только из Волжской Болгарии. С X в. поток импорта постоянен. После XIV в., с появлением в Приобье русских и последующим включением Сибири в состав Русского государства, ввоз серебра заменяется ввозом мелких украшений и предметов первой необходимости: топоров, ножей и т.д.
Самые ранние привозные вещи из Приобья содержатся в комплексе знаменитого Истяцкого клада из района г. Тобольска. Это серебряная пластина с изображением Артемиды (вероятно, центральный медальон блюда), атрибутированная К.В. Тревер как греко-бактрийское изделие II в. до н.э.7) Там же есть бронзовое китайское зеркало, которое В.Н. Чернецов со ссылкой на работу Г. Сваллоу «Древние китайские зеркала» датирует концом III — первым десятилетием II в. до н.э.,8) а на основании этих двух дат и весь комплекс клада относится им к концу III— началу II в. до н.э.9) Но ряд фактов заставляет несколько изменить дату, предложенную В.Н. Чернецовым. Датировка медальона с Артемидой не бесспорна; К.В. Тревер писала об этом с большой долей сомнения. Зеркало, аналогичное истяцкому, датировано Е.И. Лубо-Лесниченко I в. до н.э.10) Далее, к первому веку до н.э. или несколько позже относится еще ряд импортных изделий, найденных как на интересующей нас территории, так и в районах, непосредственно к ней прилегающих. Это серебряная пластина — также, видимо, центральный медальон блюда — с изображением парфянского царя Готарза I11) (годы правления: около 90 — около 80 гг. до н.э. 12)). Медальон поступил в Эрмитаж из Ханты-Мансийска. Точно такой же медальон найден в низовьях р. Кети в Нарымском Приобье.13) Наконец, две серебряные обкладки фаларов, происходящие из комплекса городища Няксимволь (р. Сев. Сосьва, Ханты-Мансийский национальный округ), твердо датируются I в. до н.э. — началом I в. н.э.14) Видимо, все эти вещи попали на территорию лесного Приобья приблизительно в одно время и, возможно, из одного источника, так как ни раньше, ни потом — вплоть до середины I тысячелетия н.э. вещей неместного производства в археологических или случайных находках нет. Район современного г. Тобольска, вернее, устья р. Тобол, издавна был границей двух культурных миров: к северу расположены территории лесных культур, а к югу — лесостепной саргатской культуры сарматского типа. Савинский и Тюковский курганы последней, датируемые периодом II в. до н.э. — III в. н.э., расположены вблизи г. Тобольска. А с I в. до н.э. в комплексах саргатских погребений появляются привозные вещи. Особенно интересен в этом отношении Богдановский курганный могильник I в. до н.э. — II в. н.э., расположенный на р. Иртыш в районе г. Омска. В нем есть вещи среднеазиатские,15) там же найден серебряный фалар, изображающий, видимо, Геракла со львом,16) и два перстня — серебряный и золотой, с головой льва на (126/127) щитке.17) Ряд вещей оттуда центральноазиатского происхождения: В.А. Могильников упоминает «центральноазиатский гончарный сосуд»18) несколько бронзовых бляшек с изображением пантер и сопоставленных голов грифонов,19) аналогии которым можно видеть в ордосских бронзах. Все это вместе взятое заставляет вспомнить события середины II в. до н.э., происходившие в Центральной и Средней Азии. Не исключено, что именно следствием этих событий явилось попадание целого ряда бактрийских, парфянских, а также центральноазиатских вещей в североказахстанскую и прииртышскую лесостепь, а уже отсюда — распространение их в таежное Приобье через пограничные районы. Интересно отметить, что все вышеупомянутые серебряные пластины являются центральными медальонами блюд, что вряд ли может быть следствием «культурных» связей с югом, как считал В.Н. Чернецов; скорее, это наводит на мысль о военной добыче.
Карта находок импортных серебряных и бронзовых вещей в Среднем и Нижнем Приобье
Начиная с первых веков н.э. и вплоть до середины I тысячелетия привозных вещей не обнаружено. Серединой же I тысячелетия В.Н. Чернецовым со ссылкой на устное сообщение К.В. Тревер датированы две круглые бронзовые бляхи.20) Одна из них найдена на Шайтанском мысу (р. Сев. Сосьва, район г. Березова). На бляхе изображен крылатый лев с разинутой пастью и высунутым языком. Кончики крыльев загнуты назад, на хвосте кисточка, орнаментальные мотивы отсутствуют. Вторая бляха с р. Салым, также с рельефным изображением крылатого существа в центре, но уже грифона. В основании крыльев его — кружочки, хвост кончается нечеткой трехчастной полупальметтой. Вокруг грифона рельефный (127/128) валик, имитирующий плетенку, края бляхи оформлены в виде полукруглых фестонов. Ушко для подвешивания отлито вместе с вещью, что дало повод В.Н. Чернедову считать бляху местной копией с восточного прототипа. Похожая бляха, возможно, происходящая из Сибири, опубликована А.А. Спицыным.21) Она не включалась в общую сводку импортных вещей, так как не известно точное место ее находки. Но несомненная близость ее с вышеописанной, не исключающая копирование одного и того же образца, делает упоминание о ней здесь необходимым. В центре серебряной (?) бляхи изображен крылатый грифон, в основании крыльев — также кружочки, кончик хвоста расчленен на три отрезка, имитирующих пальметту. Вокруг грифона рельефный валик-плетенка.
Начало импорта в собственном смысле слова, т.е. преднамеренного завоза вещей в обмен на местные товары, причем импорта регулярного, относится к X в. Большая группа привозных сосудов произведена в Средней Азии и Иране. К ней относятся 12 вещей, три из которых сравнительно более ранние, а именно: серебряная фигурка слона, возможно, VIII в.,22) серебряное навершие штандарта в виде головы сенмурва23) и серебряное блюдце VI—VII вв., видимо, иранское.24) Некоторое недоумение у всех пишущих об этом вызывает факт нахождения на святилище в районе р. Сев. Сосьвы фигурки слона в качестве почитаемого объекта. Между тем в хантыйском фольклоре большое место занимают рассказы о мамонте — Вэс’е.25) Одной из статей вывоза из северных районов Урала и Западной Сибири была мамонтовая кость, ею и в настоящее время пользуются тобольские резчики по кости. Видимо, факты нахождения вытаявших туш мамонта в обрывах рек были и тогда достаточно часты, и облик слоноподобного зверя не являлся чем-то совершенно необычным для местных охотников. Поэтому нет ничего невозможного в отождествлении серебряного слона с Вэс’ом и помещении его в этом качестве в святилище.
Среднеазиатские и иранские бронзовые изделия IX—XI вв. — одна из наиболее многочисленных групп импортных вещей (9 предметов, см. таблицу I). Их атрибуция сейчас бесспорна.26) В XII в. связи торгового посредника — Волжской Болгарии — меняют направление, ориентируясь теперь на Средиземноморье, иллюстрацией чего, по-видимому, является группа сосудов XII—XIII вв., происхождение которых так или иначе связывается с Передней Азией и Византией.
Самая большая группа импортных вещей происходит из Волжской Болгарии. Это семь серебряных сосудов, шесть пунктов находок болгарских ювелирных изделий и семь овальных серебряных пластин (табл. I). Атрибуция сосудов не бесспорна. Часть из них (ВС 158, блюдо из Рублева) В.П. Даркевич относит к произведениям торевтики Балканского круга, не приводя, впрочем, специальной аргументации.27) Б.И. Маршак считает их болгарскими.28) Два очень ярких сосуда, отчасти дающие, видимо, возможность объединить всю группу болгарской торевтики, найдены в 1973 и 1975 гг. на Барсовой Горе.29) Болгарское происхождение ювелирных изделий не вызывает сомнения. Овальные пластины из серебра, одна из которых опубликована Я.И. Смирновым30) и определена В.Ю. Лещенко как болгарская, пока не могут быть точно атрибутированы. Можно лишь предварительно отметить их сходство с рядом произведений болгарской торевтики — бляшками со сценой охоты, перстнями, иртышской гривной и т.д.31) Аналогичная пластина, но выполненная из кости, найдена в Биляре.32)
Несколько вещей, обнаруженных в низовьях Оби, происходят из Венгрии (1 блюдо) и Западной Европы.33) В таблице I западноевропейский импорт XII—XIII вв. представлен только серебряной с позолотой и чернью крышкой сосуда, украшенной тератологическим орнаментом.34) Кроме нее в Сибири без точной локализации места найдены еще две западноевропейские чаши35) и два бронзовых водолея: один в виде кентавра, другой — человека со львом, ныне не сохранившиеся.36)
Состав так называемых западносибирских кладов, которые в большинстве случаев представляют собой недокументированные находки с жертвенных мест или святилищ, хорошо иллюстрирует последствия попадания импортных вещей в Приобье (табл. II). Отчетливо выделяются три группы, две из которых, видимо принадлежали святилищам. Во-первых, это клады, датируемые временем раннего железного века и состоящие в основном из (128/129) предметов урало-сибирского культового литья; во-вторых, клады с широкой датой — с VI в. до н.э. по VIII в. н.э., содержащие, наряду с культовым литьем, предметы вооружения, иногда принадлежности костюма, редко — украшения. Импортные вещи в обеих группах очень редки, ни разу не зафиксировано преднамеренное укрытие вещей. Совершенно другой облик имеют клады третьей группы — начала II тысячелетия н.э.,37) клады в собственном смысле слова. В двух случаях из трех (находки 1975 и 1977 гг. с Барсовой Горы) зафиксировано намеренное обертывание в бересту, пересыпание древесной трухой с целью обеспечить сохранность вещей — очевидное отличие от одновременных им прикамских кладов, где, как пишет В.Ю. Лещенко, «…завертывание в материю, бересту, помещение в какой-нибудь ящик ни разу не было зафиксировано».38) Состав кладов (женские украшения, принадлежности костюма, импортные сосуды — чаши) свидетельствует о том, что перед нами собственность индивидуальная. А это уже достаточно серьезный показатель появившегося имущественного, а следовательно, и социального неравенства. Причем показатель исключительный, так как могильники X—XII вв. на этой территории (напр., Барсов Городок39)) подобного материала не содержат, если не считать находки в погребении 20 Барсова Городка бронзовой чаши с куфической надписью.40)
Причины, по которым клады попадали в землю, могли быть различными. Археологический материал не дает оснований для предположения о наличии каких-то драматических ситуаций. Скорее всего, это индивидуальные дары духам с целью снискать их расположение. А то, что человек вкладывал туда по сибирским меркам огромное богатство, легко может быть объяснимо: по его понятиям, приобретал он значительно больше — вес в обществе, удачу на охоте и т.д. Подобное отношение к богатству, свойственное многим варварским народам, в более развитой форме зафиксировано, например, в конце I тысячелетия у викингов.41)
Одним из следствий появления импортных вещей было исчезновение за короткий срок урало-сибирского культового литья. Его расцвет и в сфере образной и в сфере стилистической длился достаточно долго: с V в. до н.э. по IX в. н.э. Параллельно создавались гравированные рисунки на металлических предметах, большей частью на зеркалах и бляхах. И литье и рисунки изображали персонажей местного пантеона, духов-предков и т.д., причем в очень сходной манере. К X в. культовое литье почти внезапно исчезает, остаются только гравировки, наносимые теперь на привозные серебряные блюда. Объяснить этот факт утратой традиций бронзолитейного мастерства невозможно, т.к. именно в X в., как уже упоминалось выше, появляется ряд местных типов «светских» изделий. Скорее всего, дело в следующем. Культовое литье, гравировки, а раньше наскальные рисунки относятся к категории произведений местного искусства, значимость которых для их потребителя не в конечном результате, а в процессе создания вещи или рисунка, как обозначения обряда или персоны (божества или духа), в честь которой его совершают. Поэтому такие произведения в принципе могли быть взаимозаменяемы, и с появлением сравнительно многочисленных серебряных блюд гравировки на них вытесняют более трудоемкое литье.
Об использовании привозного серебра и назначении гравировок писали достаточно много, но исходя преимущественно из прикамского материала. В частности, посвятивший этой проблеме специальную работу В.Ю. Лещенко отмечает употребление серебряных блюд в культе, связанном с небесным всадником Мир-Сусне-Хумом, имеющим солярные черты.42) Он же считает нацарапанные рисунки изображениями шаманов. Вопрос этот очень сложный; автор, не претендуя на его окончательное решение в этой статье, считает необходимым обратить внимание на некоторые факты, возможно, облегчающие понимание и интерпретацию этих рисунков. Замечено, что «шаманские» рисунки известны на сосудах, найденных только в Верхнем Прикамье и Западной Сибири.43) Для Приобья гравировки характерны с раннего железного века, причем стиль их, восходя к наскальным изображениям44) и мало изменяясь в дальнейшем, сохраняется в пиктографических рисунках и тамгообразных знаках современных хантов и манси.45) Поэтому связывать их только с деятельностью шаманов представляется не совсем правомерным, тем более, что у обских угров зафиксировано слабое развитие шаманства, по сравнению с дру- (129/130)
№ пп | Вещи | Место находки | Дата | Место изготовления | Примечания |
1. | Медальон с Дианой | Истяцкий клад | II в. до н.э. | Бактрия | ВС, рис. 2 |
2. | Медальон с царем | Ханты-Мансийск | I в. до н.э. | Парфия | Кинжалов Р.В. Пластина… |
3. | Серебряная обкладка фалара | Гор. Няксимволь | I в. до н.э. | ? | Мошинская В.И. Археологические памятники. |
4. | То же | — » — | — » — | ? | Там же |
5. | Бляха с крылатым львом | Шайтанский мыс | до VI в. н.э. | Восток | Чернецов В.Н. Нижнее Приобье… |
6. | Бляха с грифоном | р. Салым | — » — | Местная копия | Там же |
7. | Серебряный ковш | Коцкий городок | VII—IX вв. | Хазария | ВС, 92 |
8. | Серебряное навершие | Ханты-Мансийский округ | VIII в. | Иран | Тревер К.В. Серебряное навершие… |
9. | Серебряное блюдце | Березовский округ | VI—VII вв. | Иран | ВС, 37 |
10. | Серебряный слон | р. Сев. Сосьва | VIII в. | Ср. Азия | ВС, рис. 16 |
11. | Бронзовая чаша | мог. Барсов Городок | IX в. | Иран | Arne Т.I. Barsoff Gorodok, fig. 49 |
12. | Бронзовая чаша | Барсова Гора | IX в. | Иран | Федорова Н.В. Новый клад…49) |
13. | Серебряная чаша | Ханты-Мансийск | ок. IX в. | ? | ВС 74 |
14. | — » — блюдце | Ямало-Ненецкий округ | X—XI вв. XI в. | Иран | Тревер К.В. Новое «сасанидское» блюдце…50) |
15. | — » — сфинкс | Барсова Гора | XI в. | Иран | Федорова Н.В. Новый клад… |
16. | — » — бутыль | Березово | XI в. | Балх | ВС, 150 |
17. | — » — поднос | р. Сын | XI в. | Хорезм | ВС, 150 |
18. | — » — бутыль | Сосьвинский городок | X—XI вв. | Иран | ВС, 143 |
19. | — » — кувшин | Тобольск | XI в. | Сев. Иран | ВС, 316 |
20. | — » — чаша | Барсов Городок 1/31 | XII—XIII вв. | Малая Азия | Федорова Н.В. Два серебряных сосуда…51) |
21. | — » — поднос | Барсов Городок 1/6 | XII—XIII вв. | Малая Азия | Там же |
22. | — » — крышка | Ямало-Ненецкий округ | XII—XIII вв. | Пров. Визант. | Банк А.В. Прикладное искусство… |
23. | — » — чаша | Березово | XII—XIII вв. | — » — | Там же |
24. | — » — блюдце | Березовский округ | ? | Волжская Болгария | ВС, 167 |
25. | — » — блюдце | Сосьвинский городок | ? | Там же | ВС, 158 |
26. | — » — блюдце | С. Мужи | ? | Там же | ВС, 155 |
27. | — »— чаша | Сосьвинский городок | ? | Там же | ВС, 166 |
28. | — » — блюдо | д. Рублево | XI—XII вв. | Волжская Болгария | Даркевич В.П. Художественный металл… |
29. | Серебряное блюдо | Барсов Городок 1/6 | XII—XIII вв. | Там же | Хранится в Эрмитаже |
30. | — » — блюдо | Барсов Городок 1/31 | XII—XIII вв. | Там же | Федорова Н.В. Новая находка… |
31. | — » — пластина | р. Иртыш | XII в. | Там же | ВС, рис. 37 |
32. | — » — гривна | » | XII в. | Там же | ВС, рис. 38 |
33. | — » — пластина | с. Шеркалы | XII в. | Там же | Хранится в Уральском университете |
34. | — » — перстень | с. Перегребное | XII—XIII вв. | Там же | Там же |
35. | — » — пластины (8 шт.) | с. Шурышкары (?) | XII в. | Там же | Хранятся в Тобольском краеведческом музее |
36. | — » — ювел. украшения | мог. Ленк-Понк | XII в. | Там же | Чернецов В.Н. Нижнее Приобье… |
37. | — » — ювел. украшение | мог. Кинтусово | XII—XIV вв. | Там же | Там же |
38. | — » — пластина | Ямгортский клад | XII в. | Там же | Мизинова В. Новые поступления…52) |
39. | — » — ювел. украшения | Барсов Городок 1/31 | XII—XIII вв. | Там же | Федорова Н.В. Новая находка… |
40. | — » — блюдо | р. Куноват | ? | Венгрия | ВС, 156 |
41. | — » — крышка | Нижнее Приобье | XII—XIII в. | Лимож | Даркевич В.П. Произведения… |
гими народами Сибири.46) Что касается возможности соотнесения гравировок с солярным культом, то неразвитость последнего, как и представлений о небесном божестве, отмечена этнографами.47) Обский дух верхнего мира — Торум, вначале совершенно индифферентный к делам человеческим, лишь под влиянием христианства приобрел черты подобного божества.48) Факт же нанесения гравировок на круглые предметы сам по себе не может еще служить подтверждением их «солярности». Видимо, сначала бляхи, а затем блюда были единственными плоскостями с относительно чистым пространством, на котором можно было рисовать. На прямоугольном подносе, найденном в 1977 г. на Барсовой Горе, тоже были сделаны рисунки. Исходя из всего вышеизложенного, представляется наиболее вероятным, что часть привозной серебряной посуды использовалась местным населением, бесспорно, в культовых целях, но скорее по прямому назначению, т.е. в качестве посуды для жертвенной пищи. Гравировки же играли роль своего рода посвятительной надписи. Уже упоминавшееся сходство гравировок с пиктографическими рисунками служит лишним подтверждением этой точки зрения. Дырочки для подвешивания, пробитые во многих блюдах, видимо, свидетельствуют лишь о способе хранения их.
Так же, как и в Прикамье, импортная серебряная утварь в Среднем и Нижнем Приобье распределялась по двум направлениям: чаши и кувшины становились собственностью отдельных лиц и оседали позлее вместе с другими вещами в тщательно упакованных кладах, а блюда и тарелки попадали на святилища и, как правило, встречаются в виде единичных находок. Об этом же свидетельствует и отсутствие гравировок на чашах и кувшинах.
Таким образом, молено констатировать, что районы Среднего и Нижнего Приобья попали в круг постоянных торговых взаимоотношений с западными для них центрами приблизительно в начале X в., выражением чего явился приток импортной серебряной посуды. Под влиянием этого процесса произошли значительные изменения в экономике и культуре местного населения, изменения, упрочившиеся в ходе дальнейшего развития. (130/131)
Клад | Ажурное литье | Зооморфные изображения | Птицевидные изображения | Антропоморфные фигуры | Личины | Фигуры всадника | Изображения коня | Бронзовые котлы | Зеркала | Круглые бляхи с гравировкой | Бронзовые наконечники стрел | Железные наконечники стрел | Кинжалы | Железные мечи | Наконечники копий | Шлемы | Железный топор | Пряжки и накладки пояса | Шейные украшения | Полое литье | Бронзовая чаша | Серебряная поскда | Бляхи и подвески | Шумящие подвески | Височные подвески | Пуговицы | Медный котелок | Браслеты | Датировка |
Истяцкий | + | + | + | + | + | + | + | + | Рубеж эр | ||||||||||||||||||||
Мурлинский | + | + | + | + | + | + | Рубеж эр | ||||||||||||||||||||||
Кулайский | + | + | + | Рубеж эр | |||||||||||||||||||||||||
Лозьвинский | + | + | + | + | Рубеж эр | ||||||||||||||||||||||||
Кривошеинский | + | + | Рубеж эр | ||||||||||||||||||||||||||
Ишимский | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | IV в. до н.э. — VII в. н.э. | |||||||||||||
Холмогорский | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | V в. до н.э. — VIII в. н.э. | |||||||||||||||
Елыкаевский | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | VII—VIII вв. | ||||||||||||||||||
Васюганский | + | + | + | + | + | Рубеж эр — VII в. | |||||||||||||||||||||||
Ямгортский | + | + | + | + | VII—XII вв. | ||||||||||||||||||||||||
Барсов Городок-75 | + | + | + | + | + | + | XII—XIII вв. | ||||||||||||||||||||||
Барсов Городок-77 | + | + | + | + | + | + | XII—XIII вв. |
(131/132)
1) Смирнов Я.И. Восточное серебро. Спб., 1909. Далее — ВС.
2) Орбели И.А., Тревер К.В. Сасанидский металл. Л., 1935; Маршак Б.И. Серебряные сосуды X—XI вв. и их значение для периодизации искусства Ирана и Средней Азии, — В кн.: Искусство и археология Ирана. М., 1976, т. 2; Банк А.В. Прикладное искусство Византии. М., 1977; Даркевич В.П. Художественный металл Востока. М., 1976.
3) Чернецов В.Н. К вопросу о проникновении восточного серебра в Приобье. — ТИЭ, нов. сер., 1947, т. 1; Он же: Нижнее Приобье в I тыс. н.э. — МИА, М., 1957, № 58; Лещенко В.Ю. Использование восточного серебра на Урале. — В кн.: Даркевич В П. Художественный металл Востока. М., 1976.
4) Носилов К.Д. У вогулов. Очерки и наброски. Спб., 1904.
5) По этому поводу существует несколько точек зрения. См.: Ранний железный век Западной Сибири. Сб. статей. Томск, 1978.
6) ВС, с. 6.
7) Тревер К.В. Памятники греко-бактрийского искусства. М.–Л., 1940, с. 63, 64.
8) Чернецов В.Н. Бронза Усть-Полуйского времени. — МИА, М.–Л., 1953, № 35.
9) Там же.
10) Лубо-Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины. М., 1975, с. 39.
11) Кинжалов Р.В. Пластина с изображением парфянского царя. — СА, 1959, № 2.
12) Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1976.
13) Косарев М.Ф. Древние культуры Томско-Нарымского Приобья. М., 1974, е. 143, рис. 47-3.
14) Мошинская В.И. Археологические памятники севера Западной Сибири. САИ, вып. Д3-8, М., 1965, с. 41.
15) Могильников В.А. К вопросу о саргатской культуре. — В кн.: Проблемы археологии и древней истории угров. М., 1972, с. 83.
16) Могильников В.А., Колесников А.Д., Куйбышев А.В. Работы в Прииртышье. — АО 1976. М., 1977, с. 225.
17) Там же.
18) Могильников В.А. К вопросу…, с. 83.
19) Там же.
20) Чернецов В.Н. Нижнее Приобье…, с. 188, рис. на с. 189, табл. XXI, 4.
21) Спицын А.А. Шаманские изображения. — ЗРАО, 1906, вып. 8, с. 52, рис. 8.
22) ВС, рис. 16.
23) Тревер К.В. Серебряное навершие сасанидского штандарта. — ТОВЭ, Л., 1940, т. 3, с. 167-179; Маршак Б.И. Согдийское серебро. М., 1971, с. 29, рис. 21.
24) ВС, с. 37.
25) Материалы по фольклору хантов. Томск, 1978, с. 155-157.
26) Маршак Б.И. Серебряные сосуды…; Даркевич В.П. Художественный металл…
27) Даркевич В.П. Художественный металл…, с. 170.
28) Маршак Б.И. Серебряные сосуды…, с. 22.
29) Федорова Н.В. Новая находка болгарского серебра в Приобье. — В кн.: Этнокультурные связи населения Урала и Поволжья с Сибирью, Средней Азией и Казахстаном в эпоху железа. Уфа, 1976.
30) Лещенко В.Ю. Восточные клады на Урале в VII—XIII вв. (по находкам художественной утвари). Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. ист. наук. Л., 1971.
31) Там же.
32) Спицын А.А. Шаманские изображения…, с. 38, рис. 214.
33) Даркевич В.П. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе (XV—XVI вв.). — САИ, вып. E1-57, М., 1966, с. 38-40.
34) Даркевич В.П. Произведения…, с. 38, табл. 19, 5, 6.
35) Там же.
36) Смирнов Я.И. О бронзовом водолее западноевропейской работы, найденном в Харьковской губернии, и других подобных находках в пределах России. Харьков, 1902.
37) Видимо, не будет ошибкой отнести к ним и Ямгортский, так как за исключением блюдца все остальные вещи могут быть датированы началом XII в.
38) Лещенко В.Ю. Восточные клады…, с. 9.
39) Arne Т.I. Barsoff Gorodok. Stockholm, 1935.
40) Ibid.
41) Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972, с. 192 и сл.
42) Лещенко В.Ю. Использование восточного серебра…, с. 186.
43) Там же, с. 185.
44) Чернецов В.Н. Бронза…, с. 138.
45) Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири. XIX — начало XX в. — ТИЭ, нов. сер. М.–Л., т. 22, 1954, с. 29-31.
46) Соколова З.П. Религиозные представления и обряды обских угров. — В кн.: Религиозные представления и обряды народов Сибири. Л., 1971, с. 223.
47) Кулемзин В.М. Шаманство васюганско-ваховских хантов. — В кн.: Из истории шаманизма. Томск, 1976, с. 43-44.
48) Там же, с. 33.
49) Федорова Н.В. Новый клад эпохи средневековья с Барсовой Горы. — В кн.: Проблемы западносибирской археологии. Эпоха железа. Новосибирск, 1981, с. 150.
50) Тревер К.В. Новое «сасанидское» блюдце Эрмитажа (из истории культуры народов Средней Азии). — В кн.: Исследования по истории культуры народов Востока. М.–Л., 1960.
51) Федорова Н.В. Два серебряных сосуда из района г. Сургута. — СА, 1982, № 1, с. 183-193.
52) Мизинова В. Новые поступления с р. Сын (Западная Сибирь) — СГЭ, 1958, [вып.] 13, с. 58.
Написать нам: halgar@xlegio.ru