Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
К вопросу о походах скифов в земли синдов
Новичихин А.Н.
(г. Анапа)
Сообщение Геродота (IV.28) о зимних походах северопричерноморских скифов в V в. до н.э. в земли синдов представляет несомненный интерес для изучения этнокультурных контактов населения Северного Причерноморья в раннем железном веке. К настоящему времени в Западном Закубанье выявлено несколько групп археологических находок, свидетельствующих о проникновении отдельных элементов материальной культуры северо-причерноморских скифов в культуру населения Синдики и соседних с нею районов именно в то время, о котором сообщает Геродот.
1. Бронзовые двудырчатые секировидные псалии. На территории Синдики отмечено три находки: во втором Семибратнем кургане, на Гостагаевском городище и в окрестностях Анапы. Аналогичные псалии найдены в Лесостепном Поднепровье в кургане 188 у с. Большая Яблоновка.
2. Бронзовые ромбовидные уздечные бляхи. Четыре таких бляхи вместе с железными двусоставными удилами и небольшими железными двудырчатыми S-видными псалиями входили в состав уздечного набора из погребения 6 могильника у х. Рассвет. Аналогичные уздечные бляхи неизвестны в памятниках Кубани, но широко представлены в скифских курганах лесостепного Поднепровья (Макеевка, к. 491, Кулешовка, к. 425, Басовка, к. 497, Броварки, к. 502). Следует отметить, что погребение 6 выделяется из числа остальных погребений могильника у хут. Рассвет и других погребений синдских "каменных могильников" района Анапы тем, что только оно сопровождалось снаряженным черепом коня.
3. Бронзовая уздечная бляшка, на лицевой стороне которой выполненное в традициях скифского звериного стиля изображение двух слившихся воедино орлиных голов, с обращенными в разные стороны закрученными в кольцо клювами. Манера изображения орлиных головок находит ближайшие аналогии в изображениях на золотых бляшках из курганов лесостепной Скифии (Журовка, к. 402) и прилегающих к лесостепи степных районов (Малый Чертомлык).
4. Бронзовые зеркала так называемого "ольвийского типа". Целый экземпляр происходит из Цемдолинского могильника, фрагменты зеркала найдены в насыпи кургана 5 Мингрельского могильника. Известны также две случайные находки в районе Анапы. По мнению М.В. Скржинской (1984), эти зеркала с боковыми ручками, украшенными изображениями бараньей головы, фигурок пантеры и оленя, изготовлялись в Ольвии в VI — начале V вв. до н.э. для продажи северо-причерноморским скифам, у которых они были весьма популярны. По наблюдениям Т. М. Кузнецовой (1991), в степной Скифии находок подобных зеркал не отмечено. Гораздо более распространены они в лесостепи, в памятниках Венгрии и Трансильвании, а также на Северном Кавказе и прилегающих к нему районах Поволжья.
Все рассмотренные предметы, как и их аналогии из числа находок в памятниках лесостепной Скифии, датируются первой половиной V в. до н.э.
Сделанные на территории Синдики находки, указывают на то, что именно скифы днепровской лесостепи совершали в первой половине V в. до н.э. зимние походы в Синдику. Согласно реконструкции событий ранней боспорской истории, предложенной В.П. Толстиковым (1984) и дополнительно аргументированной Ф.В. Шеловым-Коведяевым (1985), походы с целью грабежа и получения с синдов дани совершались скифами в первом двадцатилетии V в. до н.э. и затрагивали не только Синдику, но и греческие города тех районов Керченского и Таманского полуостровов, через которые пролегал их маршрут. Походы эти прекратились после объединения греческих городов в Боспорское государство в 480 г. до н.э.
Находки с территории Синдики вполне укладываются в рамки предложенной исторической реконструкции. Характер находок, а это в большинстве случаев предметы конского снаряжения, вполне соответствует характеру упоминаемых Геродотом походов, в которых участвовали конные воины. Появление в инокультурной (нескифской) среде зеркал "ольвийского типа", по мнению Т.М. Кузнецовой (1991), также может быть вызвано не только торговыми связями, но и "военными действиями". Зеркала в скифской культуре, как известно, были не только женским, но и мужским атрибутом.
Сравнительно небольшое число находок свидетельствует о кратковременном пребывании северопричерноморских кочевников в Синдике и в соседних регионах, что более вероятно в том случае, если походы не были систематическими сезонными перекочевками, а совершались спорадически.
В материальную культуру синдов предметы скифского происхождения могли быть включены в качестве трофеев. То, что взаимоотношения скифов и синдов были далеко не мирными, подтверждается тем, что именно в период скифских походов возрастает количество погребений с оружием на некрополях Синдики. Так, в могильнике у хут. Рассвет из 12 воинских погребений 10 содержат инвентарь конца VI — первой половины V в. до н.э.
В свете упомянутой исторической реконструкции датировка рассмотренной группы предметов может быть сужена до первых двух десятилетий V в. до н.э. В дальнейшем находки предметов скифского происхождения в археологических памятниках Синдики могут служить надежным хронологическим индикатором для датировки содержащих их комплексов временем упомянутых Геродотом походов.
Из сборника: ТРЕТЬЯ
КУБАНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ.
Тезисы докладов международной
археологической конференции.
Краснодар - Анапа 2001
Написать нам: halgar@xlegio.ru