Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
К разделу Скифы
Археологические вести. Вып. 2. СПб., 1993.
{85} – конец страницы.
OCR OlIva.
В 1971 г. при раскопках "царского" скифского кургана Толстая Могила в г. Орджоникидзе на юге Украины была найдена уникальная золотая пектораль (нагрудное украшение), изготовленная около 300 г. до н.э. Пектораль из Толстой Могилы является одним из наиболее выдающихся произведений скифского искусства эпохи раннего эллинизма.
В ходе нашего исследования удалось установить, что серия хорошо известных произведений торевтики была создана в одной ювелирной мастерской. К этой серии, помимо пекторали из Толстой Могилы, относится также знаменитая серебряная амфора из Чертомлыка — самого большого из "царских" курганов европейской Скифии, расположенного всего в нескольких десятках километров от г. Орджоникидзе.
Золотые изделия скифской эпохи, найденные на территории Северного Причерноморья представляют собой ничтожную часть богатейшего погребального инвентаря из курганов скифской знати, которые подвергались систематическому разграблению на протяжении многих столетий. В настоящее время может быть идентифицировано около дюжины ювелирных изделий, вышедших из мастерской анонимного торевта, которого мы предлагаем условно называть "чертомлыцким мастером". Среди них большая пектораль из Толстой Могилы является наиболее значительным произведением искусства, более того, ее можно поставить в один ряд с наиболее выдающимися изделиями знаменитых ювелиров, таких как Б. Челлини и П. Фаберже.
В этой статье публикуются первые результаты исследования о школе "чертомлыцкого мастера", сделавшего пектораль из Толстой Могилы, которая ярко демонстрирует технику и стиль, характерные для этой школы.
Пектораль изготовлена из золота высокой пробы. Она имеет ширину 30,5 см и вес 1 145 г. Учитывая, что большое количество мелких деталей пекторали ныне утрачено, ее первоначальный вес мог достигать 1 200 г. Эти утраты являются результатом длительного ношения пекторали, так как следы (особенно на растительном фризе) указывают на то, что пектораль, которую могли носить в сражениях, была серьезно повреждена и, возможно, потому положена в могилу отдельно от других вещей, как нуждающаяся в ремонте.
Пектораль имеет три изобразительных фриза, которые обозначены нами А, В, С (сверху вниз). Для создания ансамбля было использовано более 160 основных элементов, не считая декоративной проволоки: две застежки, оканчивающиеся фигурками львиных голов, две большие петли, 4 втулки, 32 сочлененные короткие цепочки, 2 втулки в форме трапеции, 4 скрученные полые обруча (обозначенных А-Д, сверху вниз), золотая полоса в форме полумесяца, 50 литых фигурок людей и животных, а также два горита — типично скифских футляра для лука и стрел. Вдобавок, по меньшей мере 44 растительных элемента украшают фриз В, будучи соединенными с более чем 20-ю (часть их отсутствует) вырезанными цветами. Большинство растительных элементов расположено в два яруса.
Почти все части пекторали собирались сначала из нескольких деталей или элементов в определенной последовательности. Например, скрученные жгутом гривны были собраны из длинных полосок золота с выпуклой поверхностью и закручены в жгут, а затем скреплены в образовавшихся швах. В паз между скрученными полосами была вмонтирована полоска расклепанной проволоки. Гривны постепенно увеличиваются в диаметре от верхней к самой нижней. Большой диаметр наружной гривны потребовал дополнительного стабилизатора в виде I-образной в разрезе полосы золота по верху этой гривны. {85}
Для фигурной отливки "чертомлыцкий" мастер использовал открытую литейную форму. Фигуры, однако, смонтированы в высоком рельефе. Для того, чтобы пектораль удобнее лежала на груди владельца, тыльные выпуклые части фигур на фризах А-С были соответственно подработаны, то есть был убран лишний металл, так что фигурки сзади стали вогнутыми.
Техника изготовления пекторали была простой, но эффективной. Она включала вырезку из золотого листа, пайку, изготовление литейных форм, отливку и холодную обработку металла, производство нескольких видов проволоки — простой, расклепанной, скрученной. Штамповка была использована для изготовления язычковых узоров на фронтальной стороне I-образной в сечении полосы над гривной 4. Вставки из цветного стекла использованы для цветочных лепестков. Зернь в основном не сохранилась, не считая крупных гранул на некоторых розетках фриза В.
В каждом из трех промежутков между гривнами, помещен фриз. Верхний (А) и нижний (С) фризы несут фигурные сюжетные изображения, тогда как средний (В) показывает изобилие растительности, среди которой, в центре фриза сидят голуби.
Фриз В имеет декоративный характер и служит посредником между верхним и нижним фризами, на которых изображены сцены плодородия и смерти. На фризе А мирно сосуществуют животные, сосущие вымя матери, и 4 человеческих фигуры между ними. На нижнем фризе С преобладают сцены терзания животных львами и грифонами. Более сильные животные несут гибель более слабым.
Почти все 50 отлитых фигур замечательны по изысканному исполнению. Подобные миниатюрные изображения, несущие массу психологических деталей, очень редко встречаются на ювелирных изделиях. В центральной части, например, лица двух вождей выполнены с такой точностью, что, скорее всего, являются изображениями реальных людей. Левый персонаж, кроме того, носит головную повязку, символ высокого социального ранга у скифов. Подобные наблюдения справедливы и для двух молодых людей, доящих кобылиц. Лица молодых мужчин сильно отличаются друг от друга. Создавая фигурки зверей, художник обнаруживает хорошее знание особенностей их образа жизни. Это знание демонстрируется индивидуальным, почти фотографическим изображением каждого животного. Так обстоит дело со скульптурой вепря или несчастного оленя. Последний почти опрокинут пантерой и львом. Детали оленьей шкуры и рогов включают полоску кожи, свисающую с рогов на лоб оленя. Это лоскут тонкого эпидермиса, который покрывает только что отросшие рога. Таким образом, сцена терзания могла иметь место весной или ранним летом, что подтверждается фигурками жеребят на фризе А. Их изображения в правой и левой части этого фриза имеют возрастные различия, которые мог воспроизвести только человек, постоянно наблюдавший за ростом животных. "Чертомлыцкий мастер" выполнил не просто серию блестящих индивидуальных портретных работ и удачно объединил отдельные части каждого фриза в единый композиционный ансамбль. Он также создал особое настроение центральной сценой с фигурками двух коленопреклоненных мужчин, шьющих одежды из овчины, которая поддевалась под металлические латы и впитывала пот.
При создании пекторали "чертомлыцкий мастер" преодолел затруднения, связанные с неизбежным уменьшением размера изображенных на ней фигур по мере удаления их от центра к сужающимся концам фризов и усугубленные необходимостью разместить их по кругу. Для решения этой задачи пектораль была тщательно размечена, фриз В занял центральное место в композиции. Растительные завитки фриза рассредоточены на отрезки, соотнесенные с центром круга, размещенного на средней оси пекторали. На осях, радиально расходящихся от центра круга, помещены завитки виноградной лозы в точных промежутках, отделенных сериями углов, уменьшающихся от центра к сторонам. Приведенная ниже диаграмма показывает последовательность размеров этих углов для одной половины пекторали, другая ее половина идентична первой. Усики виноградной лозы обозначены как А-К. {86}
Начиная от центра с углом в 24°, углы уменьшаются, отступая вниз с каждым разом на 6°. Вся система базируется на интервале в 12° или долях этого интервала. Вместе с градусами в противоположных концах и в направлении внутрь (А + К, B + I и так далее) сумма двух углов всегда равна 30° = 2,5х12. 30° — это 1/12 часть полного круга 360°. Декоративная секция также рассчитана на двенадцатиричную систему. Каждая половина имеет угловой размер 150°, а всего 360°. Из них, однако, нужно вычесть 12°, так как они дважды сосчитаны в центре, по одному с каждой стороны. Остаток составляет 288°, которые являются суммой 2х144 = 2х12х12. Эта система объясняет, по крайней мере частично, подход "чертомлыцкого мастера" к разметке пекторали. Становится ясным, что эта точность разметки и ее семантическое обоснование является феноменом, который следует искать и в других работах мастерской.
Пектораль из Толстой Могилы — наиболее сложное произведение "чертомлыцкого торевта" и его мастерской. Она также демонстрирует наиболее точно стиль его работы и его гений в создании миниатюрной скульптуры. Наряду с большим количеством других золотых шедевров пектораль вышла из ювелирной мастерской, действовавшей в пору наивысшего подъема скифской власти и могущества. Наличие этих золотых изделий в памятниках, которые интерпретируются как царские гробницы, свидетельствует о том, что ювелир и его ателье обслуживали правящую элиту, которая заказывала дорогие вещи для своих нужд. Зная о любви скифов к золоту, как об этом свидетельствует греческий историк V в. до н.э. Геродот, и о связи золота с высоким социальным статусом, это не кажется удивительным.
Анонимный торевт раннеэллинистического периода привнес в традиционное искусство Скифии свое особое видение, что выразилось, в частности, в портретном воспроизведении людей и натуралистическом изображении животных. Стилистические, иконографические и технические атрибуты свидетельствуют о происхождении некоторых известных скифских древностей из мастерской талантливых ремесленников, руководимых выдающимся мастером.
С первого взгляда, формальный эстетический язык этой школы кажется таким же, как и в классической Греции, но сюжеты изображений являются скифскими. Кроме того, анонимный художник выработал стиль, который имел мало общего с идеализированным искусством Греции, особенно Афин. Таким образом, он как бы поставил перед скифскими вождями, понимающими толк в лошадях, своеобразное зеркало, в котором они узрели, вероятно с большим удовлетворением, их собственный мир. Они увидели художественный образ окружающего их мира, легко узнаваемый и близкий им. Пектораль свидетельствует о таланте художника, имя которого до нас не дошло.
Отличительным признаком всех золотых предметов, вышедших из мастерской "чертомлыцкого" торевта, является миниатюрная скульптура. Наиболее поразительны точные наблюдения природы, в сочетании с высокоразвитым чувством композиции и ритма. К этому следует добавить использование орнамента и цветных стеклянных накладок. Индивидуальный стиль "чертомлыцкого мастера" проявляется отчетливее всего в скульптурных изображениях, но также в очень живой, довольно натуралистической передачи растительности (фриз В). Слегка различающиеся стилистические приемы показывают различие почерков в рамках одной мастерской.
Например, орнаменты на тулове серебряной амфоры из Чертомлыка (№ 2 списка), хотя и следуют основным стилистическим принципам мастерской, были отчеканены рукой другого художника, который предпочитал более классическую передачу орнамента. На небольшой пекторали (№ 5 списка) животные изображены в манере, отличной от стиля "чертомлыцкого мастера". Использование различных стилей может быть объяснено двумя причинами: эклектизмом греческого искусства, проявившегося в конце IV в. до н.э. и желанием заказчиков ювелирных изделий. Период работы золотых дел мастеров длился примерно полвека (359/340 по 300/290 гг. до н.э.). За это время было {87} создано много шедевров, сделанных, видимо, не одним поколением ювелиров, среди которых "чертомлыцкий мастер" был наиболее выдающимся и самостоятельным.
Наиболее важные отождествления изделий "чертомлыцкого торевта":
1. Пектораль из Толстой Могилы, Орджоникидзе, золото, эмаль: люди, животные и грифоны запечатлены на двух скульптурных фризах. Растительный орнамент и птицы изображены на третьем. "Чертомлыцкий мастер".
2. Амфора из Чертомлыцкого кургана, золоченое серебро: люди и кони представлены на одном скульптурном фризе, тулово украшено растительными мотивами в сочетании с изображениями птиц; животное и грифон помещены на плечах амфоры, в нижней части которой есть три носика. "Чертомлыцкий мастер" и его школа.
3. Гривна из Куль Обы, золото, эмаль: протомы двух скифских всадников. "Чертомлыцкий мастер".
4. Гребень из кургана Солоха, золото: три скифа сражаются, один верхом на лошади, двое пешие. "Чертомлыцкий мастер".
5. Пектораль из кургана Большая Близница, могила третьей жрицы, золото, эмаль: молодые животные. Чертомлыцкая мастерская.
6. Пара браслетов из Большой Близницы, бронза, золотая обкладка, эмаль. Две львицы в прыжке. "Чертомлыцкий мастер" и его школа.
Из указанной мастерской возможно происходят три оселка в золотой оправе:
7. Точильный камень из Талалаевского кургана (Симферополь), золотая окантовка. Чертомлыцкая мастерская.
8. Точильный камень из Куль Обы, золото. Чертомлыцкая мастерская.
9. Точильный камень из Малой Близницы (Кубань), золото. Чертомлыцкая мастерская. Идентификация других произведений искусства, вышедших из рук "чертомлыцкого торевта" и его школы и анализ произведений искусства продолжается. В будущем исследовании предполагается рассмотреть как металлическую столовую посуду, так и ювелирные изделия. Подобно другим великим мастерам торевтики, "чертомлыцкий мастер" создавал как сосуды, так и личные украшения, и был гением и в том, и в другом. Равным образом важно исследовать, как этот ремесленник, связанный по происхождению с районом Северного Причерноморья, сумел создать совершенные скифские шедевры, которые выглядят как классика греческого художественного языка.
In 1971 excavations in a kurgan named "Tolstaja Mogila" in the city of Ordzonikidzhe in the southern Ukraine discovered a golden pectoral in the underground grave of a warrior, dating to Ca, 300 B.C.
In the course of the analysis it became possible to show that one goldsmith and his studio were responsible for the creation of a number of well-known pieces. It is then for the largest of these royal tombs, the Certomlyk-kurgan, only some twenty miles away from Ordzonikidze, where an equally well known, huge silver-gilamphora was found, that the anonymous goldsmith has been named the Certomlyk-Master.
The pectoral from Tolstaja Mogila has three friezes, which have been labelled A, B, C from top to bottom. To complete assemblage consist of more than one hundred sixty principal elements which were necessary to construct the pectoral, not counting the assorted decorative wires. A short survey of ins parts gives some idea of the enormous complexity of planning and production process: two lionhead-finials, four box-settings, thirty two short lengths of loop-in-loop chain, two large hinges, two trapezoidal box-settings, four twisted hollow hoops (labelled A-D from top to bottom), one sheet of gold, cut in a lunula shape, one double-T strip, fifty cast figures of humans, animals and two gorytoi, typical Scythian bow and arrow. {88}
*) Department of Art History, Indiana University, Bloomington, Indiana 47405-3501 U.S.A.
1) Перевод Г.Н. Курочкина (ИИМК РАН). Эта статья является исправленной и расширенной версией работы, которая впервые появилась в журнале Metalsmith 1991, vol. 11, № 4, рр. 30-36.
2) This is a slightly revised and expanded version which first appear in Metalsmith Fall 1991, vol. 11 no 4, pp. 30-36.
Написать нам: halgar@xlegio.ru