Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
К разделам: Рецензии Европа Византия
Вопросы истории.
1999. № 7. Стр. 172-173.
В так называемой Бирмингемской серии монографий по истории Византии и Османской империи, издаваемой совместно несколькими английскими университетами, увидело свет в качестве ее 3-го выпуска новое, критическое издание недостаточно изученного византийского источника, связанного с историей христианства, в целом, православной церкви, в частности, и политических перипетий в Византии VIII века. Публикация подготовлена к печати профессором VIII Парижского университета (ответвление Сорбонны), известной специалисткой в упомянутой проблематике Мари-Франс Озепи. Ранее в этой же серии (как вып. 1 и 2) были опубликованы монографии руководителя исследовательского центра Уорикского университета С. Хилла «Ранневизантийская церковь Киликии и Исаврии» (1996), и сотрудницы Королевского университета в Белфасте М. Малет «Теофилакт Охридский. Проповеди и письма византийского архиепископа» (1997).
В истории Византии VIII столетие слывет как одно из «темных». Это объясняется состоянием исторических источников в связи с резким ослаблением Ромейской империи: она утратила в VII в. свои левантийские и африканские провинции, затем в 717 г. арабы осаждали Константинополь, а лангобарды захватили у нее в 751 г. Равеннский экзархат, развернулось иконоборческое движение и были закрыты многие монастыри. К этому добавились масштабные народные волнения. В процессе почти бесконечных смут и преследования императорами Исаврийской династии, особенно Константином V (743—775), их идеологических и политических противников, конфискации церковных сокровищ и наступления басилевсов на городскую привилегированную знать многие источники сгорели, были целенаправленно уничтожены или утеряны. Поэтому так важен для полноты исторических исследований всякий документ той эпохи.
Монах-отшельник Стефан, один из тех, кто яростно сопротивлялся, сначала — делом, а затем — словом, иконоборческим действиям властей, был убит за свою непримиримость в 765 г. по распоряжению Константина V. Через 22 года на VII Вселенском (II Никейском) церковном соборе восстановили, хотя и ненадолго, иконопочитание. А в 809 г. увидело свет составленное в церковных кругах житие Стефана как одного из врагов павликиан — народной ереси, поддерживавшей иконоборцев и ненавистной ортодоксам. В его житии нашли частичное отражение те красочные и драматические эпизоды бескомпромиссной социальной борьбы, в которую были вовлечены придворные, аристократия Константинополя и других городов, фемные военачальники, белое и черное духовенство, разные слои простонародья.
Публикацию предваряют статьи Озепи — о Стефане и его единоверцах, об освещении этих событий в хрониках, а также об имеющихся рукописных вариантах текста жития (содержащиеся в них свидетельства, классификация рукописей, предыдущие издания). В издание вошли французский перевод текста, его греческий оригинал, примечания, библиография и детальные указатели.
Издателям следовало уделить необходимое внимание обстоятельствам иконоборческого движения самим по себе, Озепи недостаточно связала его с тем общим кризисом, который переживала тогда империя, особенно с событиями на Балканах, чье заселение славянами привело вскоре к важным переменам в ее социальном строе империи. В результате укрепились, а потом раздробились фемы — военно-административные округа во главе со стратигами и появился знаменитый Земледельческий закон как одно из свидетельств синтеза (научно спорный тезис) позднеродового строя северных варваров, вторгшихся в империю, с местным рабовладением, что продвинуло Византию к торжеству феодальных отношений.
Написать нам: halgar@xlegio.ru