Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
К разделам: Каменный век | Россия – Этнография и фольклор
Рериховские чтения. 1979 год.
К 50-летию института «Урусвати».
Материалы конференции.
Новосибирск, 1980.
{54} – конец страницы.
OCR OlIva.
Н.К. Рерих обладал широким кругозором художника. Его искусство охватывало не только то, что подвластно зрению, но и то, что уже забыто, исчезло или стало достоянием сказок. Его видение прошлого столь реалистично, что может в художественной форме дополнять научный поиск. Реализм сказки, к жанру которой обращался Н.К. Рерих, связь последней с забытым и исчезнувшим миром, могут быть показаны на специфическом археологическом материале.
На Украине, в результате раскопок позднепалеолитических жилищ, был обнаружен череп мамонта с характерным рисунком. Согласно описанию И.Г. Пидопличко, рисунок выполнен красной охрой и представляет собой сплошные "ломаные линии, выходящие из одного места и располагающиеся кустообразно"1). Древний художник, по его мнению, изобразил "полуреалистический рисунок огня с языками пламени"2) (рис. 1). Эту же мысль, что рисунок — это символ огня, он изложил также и в более поздней работе3). Учитывая, что его суждения не претерпели изменений, и пока нет им альтернативы, попытаемся интерпретировать семантику "огненного" черепа мамонта с помощью культа другого животного — огненного {54}
Рис. 1. Череп мамонта с рисунком огня (по И.Г. Пидопличко).
коня Сивки-бурки русских волшебных сказок. В этой связи необходимо обратить внимание на то, что сказки сборника А.Н. Афанасьева4) восходят к русскому средневековью, некоторые же тексты к IX—ХIII вв.5) В них отразилась не только христианская, но, что особенно важно, языческая религия, представленная, в частности, заупокойным конем Сивкой-буркой. Кроме того, прослеживается связь между временем исчезновения мамонта и началом доместикации лошади в южно-русских степях 6). Поэтому можно предположить, что с исчезновением вида тотемного животного представления, порожденные его культом, были перенесены на другое — лошадь, и закрепились {55} в русской культуре. Идентичность представлений различных эпох может быть подтверждена сравнительным исследованием головы коня Сивки-бурки (анатомия огненности) с расположением рисунка огня на черепе мамонта. Уже то, что огненными оказываются головы животных, само по себе знаменательно.
Не менее важен признак — сходство рисунка огня с внешним видом полыхавшего из головы заупокойного Сивки огня. Так, в сказках на зов человека бежит конь: ..."Бурко бежит, ... из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом" (№ 179). Аналогично "полыхает огнем" и Воронко. Несколько иначе горит огонь у коня сивой масти. У него "из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом". Очевидно, особенности горящего огня (пламя, искры) как раз и изобразил на черепе мамонта древний художник. Он, говоря словами И.Г. Пидопличко, нарисовал "полуреалистический рисунок огня с языками пламени и искрами".
Совпадают в деталях не только внешние признаки, но и внутренние, связанные с анатомией. С этой точки зрения необходимо обратить внимание на локализацию источников открытого огня на черепе коня. При детальном анализе оказывается, что огонь и дым "перемещаются" внутри конского черепа по его каналам. В сказке № 179 источник огня находится на глазных впадинах, продукты же горения, огонь и дым, выводятся через ноздри наружу. В сказке № 181 источник открытого огня расположен "во рту", продукты горения направляются через "уши" наружу. В третьей сказке (№ 180) источники огня находятся в отверстиях лицевого черепа: в "ноздрях" и "ушах".
Проведенный анализ со всей очевидностью показывает, что так называемая "голова" коня есть не что иное, как конский череп, в котором разрушены мягкие ткани и органы, вследствие чего горячие огненные массы могут в нем свободно перемещаться по каналам, ибо в противном случае это перемещение было бы попросту {56} невозможно. Из изложенного также следует, что открытый источник огня расположен в лицевой части черепа лошади. Аналогичная локализация рисунка огня как раз и отмечается И.Г. Подопличко при описании черепа мамонта "на лобной части"7). Позже он уточнил локализацию рисунка, отметив его расположение в "лобно-теменной части"8). Высказанные суждения требуют, разумеется, некоторого уточнения. В частности, "кустообразный пучок", источник огня, расположен на лбу лицевого черепа, а языки пламени выходят за пределы его.
Отмеченные совпадения композиции рисунка и соответствующих описаний не могут быть случайными и поэтому представляют определенный интерес. {57}
1) И.Г. Пидопличко. Позднепалеолитические жилища из черепов мамонта на Украине. Киев, 1969, с. 133.
2) Там же, с. 134.
3) И.Г. Пндопличко. Межиричские жилица из черепов мамонта. Киев, 1976.
4) Народные русские сказки А.H. Афанасьева, т. 1-3. М., 1957. Далее в тексте указываются порядковые номера сказок.
5) Е. Тудоровская. О классификации волшебных сказок. "Советская этнография", 1965, № 2, с. 59.
6) Е. Кузьмина. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого Света. — В кн.: Средняя Азия в древности и средневековье. М. 1977, с. 31.
7) И.Г. Подопличко. 1969, с. 133.
8) Там же, 1976, с. 214.
Написать нам: halgar@xlegio.ru