Древнее царство Урарту (совместный проект с порталом Новый Геродот). |
[4]
Это издание открывает серию книг о советских ученых-археологах, реставраторах, искусствоведах. В них рассказывается о трудной и увлекательной работе археологов, полной романтики и неожиданных открытий. С волнением приступает к работе каждый участник экспедиции - что подарит ему сегодня земля, откроет ли тайны прошлого? А может быть, место раскопок выбрано неудачно, там, где ничего нет и не было?
Но вот из открытых раскопов начинают поступать памятники. Не так уж часто их находят в полной сохранности. Но даже и в таких случаях их нужно очистить от солей, патины, глины и земли, не повредив при этом поверхность, зачастую очень хрупкую. Здесь начинается работа реставраторов, очень трудная, кропотливая, тонкая и тщательная. Но зато какую радость приносит она тому, кто из мелких осколков собрал великолепный сосуд из глины или стекла, кто из кусков камня восстановил древнюю скульптуру или очистил фрагменты штукатурки с росписью и сложил из них многоцветную фреску, некогда украшавшую стены дворца, храма или гробницы. И вот уже живет второй жизнью памятник, созданный давным-давно.
Как важно ученому, посвятившему свою жизнь изучению искусства и его истории, подержать в руках древний подлинник. Иногда памятники далекого прошлого открывают источники современных причудливых орнаментов и необычных форм сосудов, украшений, скульптур. И оказывается, что археологи нашли недостающие звенья той исторической цепи, которая связывает время возникновения искусства и современность. Ведь именно археолог отыскивает [5] следы прошлого, открывает исчезнувшие цивилизации.
Обо всем этом в популярной и интересной форме рассказывается в книгах, посвященных советским ученым и их открытиям. Все факты в них изложены на основании последних данных науки. Для тех, кто захочет углубиться в проблемы и изучить более широко материал, помещенный в книге, имеются ссылки на источники и список литературы по данному вопросу. И кто знает, может быть, кто-нибудь из молодых читателей, еще не определивший своего пути в жизни, захочет стать археологом или искусствоведом. Ведь еще так много памятников скрыто в недрах земли на просторах нашей Родины, еще много есть загадок и нерешенных проблем в истории искусства.
[6]
На территории царства Урарту было расположено три озера - Севан, Ван и Урмия. Крепость Тейшебаини находилась на месте Кармир-блура.
[7]
Культура и искусство Урарту имеют важное значение не только для истории древнего мира, но и для истории Советского Союза, так как его значительная часть занимала территорию Закавказья в районе озера Севан. Но интерес к этому древнейшему государству определяется не только территориальным признаком. Ведь культура народов, живущих на землях Советских республик Закавказья, имеет прямую связь с культурой Урарту, с его искусством, с его архитектурой и оросительными сооружениями, некоторые из которых созданы в глубокой древности и продолжают действовать до сих пор. Кроме того, Урарту было звеном, которое связывало культуры древнего Востока с Причерноморьем и Кавказом.
Одним из наиболее ярких и полноценных памятников древнего Урарту является крепость Тейшебаини, воздвигнутая в VII в до н. э. на холме Кармир-блур в окрестностях современного Еревана.
Написать нам: halgar@xlegio.ru