выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
В 1936 г. археологическая экспедиция Комитета охраны исторических памятников Армянской ССР впервые провела разведочные работы около холма Кармир-Блур (юго-западная окраина Еревана), где случайно был найден обломок камня с остатками клинописи, сохранившей имя урартского царя Русы, сына Аргишти (VII в. до н. э.). 25 лет назад, в 1939 г. здесь начались систематические раскопки, которые проводит экспедиция Академии наук Армянской ССР при участии Государственного Эрмитажа и Института истории материальной культуры (ныне Институт археологии) АН СССР.
За 22 археологических сезона (в 1942-1944 гг. работы были прерваны) почти полностью исследована цитадель, находящаяся на холме Кармир-Блур, и раскопаны значительные участки древнего города, располагавшегося у подножья холма с юга и запада.
Цитадель представляет собою громадное сооружение с обширным двором, площадью около 4 га (рис. 29). Стены ее сложены из крупных сырцовых кирпичей на каменном цоколе и толщина их достигает иногда до 3,5 м, а высота от 4 до 7 м. Первый этаж цитадели, полностью сохранившийся содержал около 140 помещений разного назначения и разных размеров, от небольших кладовых, где складывались глиняные кувшины, до обширных винных погребов. Кроме кладовых, в цитадели находились также мастерские по изготовлению кунжутного масла, пивоварня, мелкие ремесленные мастерские, в частности, ткацкая и для обработки кости. Обнаружены также кладовые для зерна, общей емкостью не менее 750 г. Кладовые для вина хранили около 4000 дл вина разных сортов.
В городе у цитадели раскопано несколько кварталов с жилищами населения различных рангов. В одних из них были жилища из двух помещений с открытым двором, без хозяйственных помещений, в других раскопана дома с кладовыми, содержавшими крупные сосуды. В 1961 г. в городе было исследовано большое здание площадью около 1800 м2, состоящее из четырех 11-комнатных квартир, одинаковых по плану. Входы в эти квартиры располагались на одном из длинных фасадов здания. Характер городских построек указывает, что город был построен по общему плану и в него были поселены жители, доставленные из других мест. Город носил название Тейшебаини («город бога Тейшебы»), его имя сохранилось в клинообразной надписи на бронзовой части запора, найденной в одной из кладовых цитадели, а в 1961—1962 гг. в южной части крепости был обнаружен развал крупных камней цоколя храма, на котором были вырезаны две пространные надписи. Первая из них, занимавшая девять камней (22 строки, [73] длиною по 2,2 м), сохранилась почти полностью. Она рассказывает о том, что Руса, сын Аргишти, в городе Тейшебаини, находящемся в стране Аза, построил храм «суси» и еще четыре других здания. Нижняя часть надписи перечисляет урартских богов и полагающиеся им жертвы. От второй надписи, содержавшей формулу проклятия против разрушителей постройки, сохранились лишь два целых камня и отдельные обломки, к которым относится и кусок камня, найденный в 1936 г.
Рис. 29. Общий план цитадели Тейшебаини (раскопки 1939-1963 гг.)
Урартские письменные источники не упоминают этот город, но археологические исследования позволяют выяснить его характер и проследить его короткую жизнь, оборвавшуюся в начале VI в. до н. э.
Тейшебаини, названный по имени бога войны Тейшебы, был крупным урартским административно-хозяйственным центром, сменившим в VII в. до н. э. прежние центры Эребуни и Аргиштихинили, находившиеся также в стране Аза. В нем пребывал наместник урартского царя, стоял гарнизон, а в цитадель свозилась дань, собранная в окрестных областях, которая тут же перерабатывалась в мастерских и хранилась в кладовых. Город был окружен полями, садами и виноградниками, о чем рассказывает надпись Русы, сына Аргишти, вырезанная на каменной стеле, некогда стоявшей напротив города, на правом берегу р. Раздан, около канала, о сооружении которого она рассказывает. Судя по большому списку жертв, полагавшихся [74] разным богам, каналу этому, пробитому в толще скалы, придавалось большое значение. Канал сохранился и доныне, он уже более 26 веков орошает земли над ущельем правого берега реки. Раскопки цитадели дали громадный материал, характеризующий хозяйство Тейшебаини - земледелие и скотоводство. В ее кладовых обнаружены запасы зерна (пшеница, ячмень, просо, кунжут), остатки плодов (сливы, виноград различных сортов, яблоки, айва, вишня, гранат). Найдены также целые костяки животных (крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, ослов, кошки и др.), погибших в пожаре, возникшем при штурме крепости.
В Тейшебаини хранился и архив документов, состоящий из глиняных табличек, покрытых клинописью и иногда скрепленных еще печатью, носящей имя урартского царя или чиновника из центра Урарту. В дни гибели крепости архив был растащен, и в разных местах цитадели было найдено шесть полных документов и пять обломков. Из них только одна табличка относилась к хозяйственному архиву, а остальные документы представляли собою распоряжения урартского царя, присланные из столицы.
Раскопки Кармир-Блура дали громадное количество предметов, характеризующих культуру Урартского государства. Это глиняные и бронзовые сосуды, различные бронзовые и железные изделия, каменные, деревянные и костяные предметы, обрывки тканей, золотые и серебряные украшения. Из бронзовой скульптуры выделяются фигура бога Тейшебы, служившая навершием военного штандарта, и головка коня, украшавшая дышло колесницы. Без преувеличения можно сказать, что в развалинах Тейшебаини открыт богатейший музей урартских древностей, позволяющих обрисовать различные стороны культуры древнего государства и дать представление о памятниках его искусства.
Многие бронзовые художественно выполненные предметы вооружения имеют клинообразные надписи урартских царей, точно устанавливающие их дату.
В цитадели Тейшебаини обнаружено 17 крупных бронзовых щитов с надписями царей VIII в. до н. э. (Аргишти I, Сардури II, Руса I), пять из них украшены изображениями быков и львов, размещенными в концентрических поясах; 20 бронзовых шлемов ассирийского типа с надписями Аргишти I и Сардури II по нижнему краю, девять из них были украшены изображениями священных деревьев, богов, боевых колесниц и всадников. Изображения колесниц и всадников помещались также на многих из 20 бронзовых колчанов, снабженных посвятительными надписями тех же царей VIII в. до н. э., указывающими, что колчаны, так же как и другие предметы роскошного вооружения, были посвящены богу Халди. На нескольких бронзовых щитах надпись особо указывает, что они были изготовлены царем Аргишти, сыном Менуа, для города Эребуни, а в 1963 г. в цитадели Тейшебаини была найдена бронзовая подставка от несохранившейся статуэтки (бога или царя) с надписью, отмечающей, что этот предмет был изготовлен «когда город Эребуни был построен». Таким образом, становится ясным, что художественные бронзовые предметы более раннего времени, а именно VIII в. до н. э., были перенесены в Тейшебаини, построенный в VII в. до н. э., из других центров Закавказья, в частности из Эребуни (Аринберд), потерявших во второй период истории Урарту свое прежнее значение.
На одном из камней цокольной части храма, найденном отдельно в 1961 г. в южной части цитадели, встречается упоминание священного оружия в связи с «воротами бога Халди» (рис. 30). По-видимому, этот текст, полностью не дошедший, рассказывал именно о перенесении в Тейшебаини из Эребуни бронзовых предметов вооружения с посвятительными надписями богу Халди, найденных в цитадели. Раскопки Эребуни (Арин-берд), начавшиеся в 1950 г., открыли остатки дворцовых, храмовых и хозяйственных сооружений, обнаружили большое количество строительных надписей, [75]
Рис. 30. Камень с клинообразной надписью о приношении священного оружия (из раскопок 1961 г.) [76]
Рис. 31. Находки в цитадели Тейшебаини: a - оттиск ассирийской цилиндрической печати;
б - цветок гранатового дерева. [77]
но дали совершенно незначительный археологический материал. В VII в. до н. э. Эребуни опустел и содержимое из его кладовых было перевезено в новый центр, в Тейшебаини.
Раскопки Кармир-Блура обнаружили много предметов, характеризующих связи древних урартских центров Закавказья со странами древнего Востока. Найдены превосходные образцы ассирийских цилиндрических печатей, среди которых выделяется сердоликовая печать времени Саргонидов с изображением царя, охотящегося с колесницы на диких быков (рис. 31, а). Многие фаянсовые печати и пронизки, найденные на Кармир-Блуре, имеют полные аналогии в материалах из раскопок ассирийской столицы — города Ашура. Вероятно, часть бронзовых чаш-фиал из Тейшебаини также окажется ассирийского происхождения.
О связях со странами Малой Азии и со Среднеземноморьем урартского центра Закавказья свидетельствует серебряный кувшин с пальметкой под ручкой и иероглифической надписью, повторяющей надпись на одной из бронзовых чаш, а также золотые серьги в форме калачика, украшенные зернью. Геометрическая роспись по белому фону, имеющаяся на одном из сосудов в форме аска, вероятно, должна быть сопоставлена с росписью именно малоазийской керамики. Обломок фаянсового фигурного сосуда с поливой, изображавшего сидящую женщину, ближайшие аналогии находит на о-ве Родос. Из Египта или же из северной Сирии могли быть доставлены фаянсовая статуэтка-амулет, изображающая богиню Сохмет, и скарабеоиды с египетскими иероглифическими знаками. Детальное изучение каменных бус расширит наше представление о широких связях урартских центров со странами древнего Востока.
В кладовых цитадели Тейшебаини оказались также и скифские предметы, не только скифов Северного Кавказа, но и Приднепровья. К последним относятся железные удила с костяными пластинчатыми псалиями, украшенными в верхней части головкой животного - барана или лошади (на кармир-блурских псалиях верхняя часть не сохранилась), - а внизу копытом. Скифскими следует признать полушаровидные фаянсовые бусы, украшенные рубчиками, и роговые пряжки для перекрестия ремней в виде головок барана, хорошо известные по Келермесским курганам. Наряду с плоскими урартскими наконечниками стрел (бронзовыми и железными), имеющими длинный черенок для насадки на древко, в кладовых Кармир-Блура было найдено большое количество бронзовых двуперых и трехгранных наконечников скифского типа.
Нет сомнения, что скифы были в тесных сношениях с урартским закавказским центром Тейшебаини, через него осуществлялись связи скифов со странами Древнего Востока. Возможно, некоторые предметы скифского типа изготовлялись и в самом Тейшебаини. Около главных, южных ворот цитадели находилось помещение привратника, погибшее так же, как и вся крепость, в пожаре.
Раскопки показали, что привратник занимался резьбой из рога. Были найдены распиленные рога оленя, заготовки для изделий и головка грифона в скифском стиле. Эта головка имела следы потертости от долгого употребления и поэтому не может рассматриваться как изделие костереза Тейшебаини, а, вероятнее всего, была моделью.
На урартских предметах из Тейшебаини, в частности, на бронзовых поясах, встреченных и в других местах Закавказья, имеется много орнаментальных элементов, как, например, изображения характерных по стилизации священных деревьев, связывающих искусство одной группы изделий Саккызского клада (Зивийе) с группой памятников скифского искусства, представленных золотыми обкладками ножен акинаков из Келермесского и Мельгуновских курганов. Теперь уже невозможно изучать вопросы связей скифов со странами древнего Востока без учета кармир-блурского материала.[78]
Раскопки Тейшебаини отчетливо обрисовывают картину его гибели в начале VI в. до н. э. (около 590-585 гг. до н. э.), когда центральная власть урартов уже пала под ударами мидян. Цитадель Тейшебаини была разрушена и сожжена при ночном штурме, произведенном не через главные, хорошо укрепленные ворота, а через боковые, северо-западные. Перед штурмом цитадель была обстреляна, и сырцовые кладки стен ее у северо-западных ворот сохранили бронзовые трехгранные наконечники стрел скифского типа. Можно с уверенностью предположить, что среди врагов урартов были и их прежние союзники скифы.
Город был покинут, и защитники Тейшебаини заперлись в цитадели, устроив во дворе и в помещениях крепости свои временные жилища, где было обнаружено большое количество продовольствия. Именно в это время, по-видимому, защитники цитадели растащили имущество из кладовых, поделили его между собою и спрятали свои сокровища в разных местах, иногда заваливая их ветками и зерном, а иногда зарывая в земляной пол. Эти кучи запрятанных вещей носят следы дележа. Обнаруживается одна золотая серьга, половина серебряной гривы с золотой фигуркой льва на конце, части бронзовых котлов, некомплектные предметы конской сбруи. В таких кучах бывали и отдельные клинописные таблички архива. Защитники крепости, несомненно, рассчитывали после снятия осады забрать все эти вещи. На стене помещения, около зарытых в земляной пол щита и меча, была обнаружена метка в виде креста, нанесенная красной краской. Но судьба решила иначе. Крепость была взята штурмом и погибла в пожаре, рухнувшие перекрытия на долгие годы погребли под собою то, что не успело догореть. В кладовых юго-восточной части цитадели было обнаружено несколько обгорелых костяков людей и золотой браслет. От пожара сохранились остатки ткани, шерстяная пряжа, циновка, трава и даже цветок граната с тычинками и пестиком. Уцелели чашелистники, но лепестки, разумеется, опали (рис. 31, б).
После гибели Тейшебаини жизнь в нем не возобновилась и холм Кармир-Блур, как и территория прилегавшего к нему города, был надолго заброшен. Но прежде оставленные урартские центры, как, например, Эребуни, не прекратили своего существования, и в Эребуни раскопки открыли хорошо сохранившиеся образцы постройки VI—IV вв. до н. э., которые включили в свой ансамбль старые урартские строения с клинообразными надписями урартских царей VIII в. до н. э.
Краткие сообщения Института Археологии. Вып. 100. 1965 год.
[73] — начало страницы.
Нумерация рисунков общая по сборнику.
OCR Юлли.
Написать нам: halgar@xlegio.ru