Система Orphus Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Садаев Д.Ч.
История древней Ассирии

Назад

Часть I. История Ассирийского государства
Глава VII. Династия Саргонидов (последняя четверть VIII — VII в. до н.э.)

Дальше

Время правления Саргонидов считается самым блестящим периодом в истории Ассирии, эпохой ее экономического, политического и культурного расцвета.

Царь Ассирии Саргон II (721—705 гг. до н.э.)

Завоевательную политику своего отца Тиглатпаласара III продолжил новый царь Ассирии — Саргон II. Имя Саргон (по-ассирийски — Шаррукин) означает «царь Законный» или «царь Истинный». Возможно, царь хотел этим подчеркнуть, что он законным путем получил власть, хотя на деле она была насильственно отнята у старшего брата.

В первый же год своего царствования Саргон взял Самарию, пленив царя Осию и разгромив Израиль. 27280 человек были переселены в Мидию, Месопотамию, Ассирю, в г. Калах. На их место, в Израиль, переселили колонистов из завоеванных провинций нижнего Тигра. Новой ассирийской провинцией правили ассирийские наместники и чиновники.

В одной из своих первых записей в летописи Саргон провозгласил: «В начале моего царствования я осадил и взял... город Самарию. 27280 человек обитателей его я увел. Я взял 50 колесниц на мою царскую долю. Я увел пленных в Ассирию и на их место послал людей мною побежденных стран. Я поставил над ними моих чиновников и наместников и обложил их такой же данью, как их обкладывали прежние ассирийские цари».

Упорное сопротивление Саргону оказал г. Тир, хотя в распоряжение ассирийского царя поступил финикийский флот, предоставленный теми финикийскими городами, которые соперничали с Тиром, в составе 60 судов и 8000 гребцов. Тир же располагал только 12 кораблями. Финикийцы настойчиво оборонялись. Тогда ассирийские войска заняли скалистый остров, на котором раскинулся город, выставив засады вдоль берега, у устья реки и у всех источников воды. Однако лишить воды город не удалось: население стало копать колодцы и устраивать водоемы на острове. Только в 719 г. [102] до н.э. после тяжелой, почти трехлетней осады Тира Саргону удалось добиться того, что его царь Элулай подчинился Ассирии и уплатил большую дань.

В 720 г. до н.э. две могущественные державы древнего мира впервые столкнулись у г. Рафии, несколько южнее Газы. Царь этого города Ганнон примкнул к Египту, переживавшему в этот период упадок, Ассирия же превращалась в мировую державу. Борьба эта закончилась полным поражением Ганнона и египетских войск.

В 720 г. до н.э. под ударами ассирийских войск прекратило свое существование царство Самал. Наконец, победив Писириса, царя г. Кархемыша, на Евфрате и превратив этот важный торговый центр, бывший последним остатком Хеттского царства, в ассирийскую провинцию, Саргон II прочно закрепился на пути к Таврским горам.

В последующие восемь-десять лет Саргон развернул кипучую деятельность по укреплению своего тыла и подготовке к новым завоеваниям. Он обратил свое внимание на Ванское царство. В 20-х годах VIII в. до н.э. отношения Урарту с Ассирией носили мирный характер, так как Салманасар V был занят внутренними делами страны и походами на запад.

С 720 г. до н.э. эти отношения резко обостряются. В период временной передышки в Урарту возникли новые заговоры, образовался союз царей севера и северо-востока, ставивший своей главной задачей освобождение от ассирийского владычества. Саргон тщательно готовил свой поход в Урарту. В первую очередь он выступил против энергичного царя Урарту — Русы I.

Со времен Тиглатпаласара III ванские цари, оттесненные на север, владели Мусасиром, где утвердилась зависимая от них династия. Руса I пытался восстановить урартское господство на восточной окраине страны, в местностях, прилегающих к оз. Урмия. Поэтому Саргону пришлось двинуться на помощь к Иранзу, царю Манны, расположенной в этом районе. Тогда Руса I со своими союзниками разбил Иранзу, а затем убил его преемника Азу. Новый царь Манны, Уллусун, переходит на сторону Русы, так же как и мидийский правитель Дейок.

Однако в 715 г. до н.э. Саргон разгромил эту коалицию. Дойок был пленен и поселен в Хамате. Руса I потерял 22 крепости. Через год Уллусун также становится данником Ассирии.

В 714 г. до н.э. Саргон совершает свой знаменитый восьмой поход против Урарту. Ассирийские войска выступили из города Калаха. Пройдя по территории Манны, Саргон обходит оз. Урмия с востока и сходу наносит новое поражение Русе I, который считал себя в горах в полной безопасности. Пройдя по окраинным землям Урарту, ассирийцы разграбили и опустошили все на своем пути. Труднодоступные горы не послужили преградой войскам Саргона II. После сложнейшего марша ассирийцы осадили и разграбили город Мусасир, священный для Урарту, где находился храм их [103] верховного бога Халди. В Мусасире Саргону досталась богатая добыча, в числе которой — статуи ванских царей. Руса I потерял 430 крупных селений в 7 областях. После этого похода ванские цари уже не представляли опасности для Ассирии. Царь Урарту Руса I завершил свою жизнь ударом кинжала.

Саргон II посвятил своему восьмому походу большую надпись, где, между прочим, перечисляется полученная добыча: «34 таланта 18 мин золота, 167 талантов 2 1/2 мины серебра, бронзы, свинца, сердолика и лазурита, жезлы из слоновой кости и эбенового дерева и самшита в золотой оправе, царские регалии, сосуды разных наименований из драгоценных материалов, 13 бассейнов из бронзы, 120 предметов из бронзы местного производства, 130 разноцветных одежд и льняных рубах из Урарту и Хабхи. В храме бога Халди кроме золота, серебра, бронзы и меди найдено 6 золотых круглых щитов, прибитых к стене и издававших ослепительный блеск. Среди них были щиты с изображением собачьих голов весом 5 талантов 12 мин золота, 12 серебряных щитов с головами драконов, львов и диких быков, золотые замки, ключи, мечи, копья (93), 33 серебряные колесницы, 393 серебряных сосуда ассирийского, урартского и хабхийского производства, печать богини Багбарту (супруги Халда), 25212 бронзовых щитов, 305412 бронзовых мечей, 607 бассейнов для омовения из бронзы, огромный куб, вмещающий 80 мер воды, употребляемый царями Урарту для возлияний вина перед Халдом, 4 бронзовые статуи в тиаре со звездами весом 60 талантов, статуя Русы с надписью: „С двумя конями и возницой мои руки покорили царство Урарту" и многое другое».

В своей летописи Саргон повествует и о том, что он «побоище устроил Урсе [Русе] урартскому, захватил 260 членов его дома, его всадников». Над Урарту сгущаются тучи. Ассирийская армия Саргона добивается здесь решающих побед, лишив ванское государство целого ряда высокоразвитых земледельческих и скотоводческих областей, расположенных в бассейне озер Урмия и Ван.

Потеряв в войнах с ассирийцами большую часть своих владений, ванское государство влачило жалкое существование. Ассирия же стала рассматривать остатки этого мощпого когда-то государства как защитный вал против беспокойных народов севера. Строго говоря, уже с VII в. до н.э. урарты как активная сила перестают играть какую-либо роль и в конце концов лишаются своей независимости.

Саргон вел свою завоевательную политику и в других областях Передней Азии. Он был первым ассирийским царем, который имел непосредственные военные столкновения с фараонами Египта. Большие трудности встретил он в борьбе за упрочение своей власти на юге, за обладание Вавилонией, так как вынужден был воевать с халдеями и Эламом, которые часто объединялись против Ассирии.

В 721 г. до н.э. халдейский правитель Мардук-апал-иддин (Меродах Баладан) одержал победу над ассирийцами при Дере и [104] овладел Вавилоном, где правил 11 лет. Затем военное счастье перешло на сторону Саргона, который в 710 г. до н.э. добился победы над войсками Мардук-апал-иддина и стал царем Вавилона, где ему была оказана (конечно, его сторонниками) пышная и торжественная встреча как «освободителю».

Таким образом Саргон II расправился со всеми своими врагами. К Саргону пожаловали даже цари далекого Кипра и о-вов Дильмун (Персидский залив) с почетными дарами. На Кипре найдена стела Саргона, хранящаяся сейчас в Берлине. Надпись, начертанная на этой стеле, гласит: «Семь царей кипрских, обитающих за 7 дней пути среди моря, неизвестные даже по именам его предкам, услышав об его подвигах, поразились и привезли в Вавилон ему дары: золото, серебро, мебель из дорогих пород дерева».


Царь Саргон II. Фрагмент из рельефа дворца Саргона II в Дур-Шаррукине.
Турин. Египетский музей

В своей политике Саргон II опирался на привилегированную верхушку ассирийского общества, выдвинувшую его на престол, а также на командный состав армии, всадников и колесничих. Жрецы также поддерживали Саргона, чтобы с его помощью вернуть храмам [105] прежние льготы и привилегии, отнятые Салманасаром V. Это была та сила, с помощью которой Саргон совершил переворот. В то же время ему не хватало пехотинцев.

Поэтому Саргон вынужден был стать на тот же путь, по которому пошел господствующий класс в Египте в эпоху XIX династии, когда армию начали пополнять наемниками. Ассирийское государство увеличивает число наемников в армии, рекрутируя их из варваров еще не завоеванных стран или из отрядов, которые выделяли ассирийцам захваченные ими страны. И те и другие наемники были тесно связаны с царем и в то же время оторваны от окружающего их ассирийского населения, а потому могли служить верной опорой господству Саргона и стоявшей за ним верхушки.

Опираясь на эти силы, Саргон восстанавливает все привилегии старинных ассирийских и вавилонских городов, отмененные Салманасаром. Об этом свидетельствует дошедшая до нас любопытная надпись Саргона, которая сообщает о восстановлении старых вольностей г. Ашшура, древнейшего в ассирийском государстве. В ней говорится: «На Ашшур — город, имеющий вольности, древний священный город, прославленный богом Ашшуром, его владыкой в целом мире, и жители которого не ведают принудительных работ и повинностей, — Салманасар, не боящийся вседержителя, поднял к своей же беде свою руку, наложил на его граждан принудительные работы и повинности и обращался с ними, как с бедняками. Когда владыка богов в гневе своего сердца низложил его царство, он меня, Саргона, призвал в цари, возвысил голову мою, даровал мне жезл, престол и венец...»

Такие же декреты царь выпускал также в пользу других древних городов и храмов, которые были лишены соответствующих привилегий при Салманасаре.

Таким образом, Саргон определенно ставит себя в оппозицию к своему предшественнику и не останавливается перед тем, чтобы говорить о нем, как о низложенном гневом богов.

Первые 16 лет своего царствования Саргон провел в непрерывных войнах. Он сильно расширил территориальные пределы ассирийской державы, завоевал: Израильское царство (Ефрема), о-в Кипр, самые дальние острова в Персидском заливе (Дильмун). Между ассирийской державой и царством египетских фараонов остался небольшой клочок земли Иудейского царства. На севере ассирийская держава простиралась до пределов Урарту, на востоке — глубоко врезалась в горы Загра, на юге — граничила с Персидским заливом, открывавшим путь в Индийский океан.

Дур-Шаррукин — столица Саргона II

Саргон считал себя великим и ни с кем не сравнимым, а в Калахе — столице Ассирийской державы — каждое строение, каждый кирпич и рельеф напоминали ему о предшественниках. Поэтому [106] он решил построить себе новый город. Для него он выбрал место вдалеке от Ниневии.


Дворец Дур-Шаррукин царя Саргона II. Реконструкция

В своей надписи Саргон так описывает историю строительства новой резиденции: «Триста пятьдесят царей до меня владели страной Ашшура и прославляли могущество Бэла; но никто из них не исследовал этого места и не думал о том, чтобы сделать его обитаемым, не пытался вырыть там канал... Я думал день и ночь о том, чтобы сделать обитаемым это место, чтобы освятить его храмы, жертвенники великим богам и дворец, где обитает мое величество... Я повелел приступить к основанию его... Днем и ночью работал я для счастья и удовлетворения моего сердца...»

Местом для строительства Саргои избрал деревушку Магганубба, расположенную к северо-востоку от Ниневии, в широкой равнине. Земля здесь давала два урожая в год.

Саргон произвел отчуждение необходимых для застройки участков. Одним владельцам он выплачивал полную их стоимость серебром и медью, которая была вписана в купчую, другим, по их просьбе, вместо денег выделял участки земли в другом месте из своих поместий. Эти сделки были совершены, если верить документам Саргона, с большой справедливостью, так что они не вызвали ни малейшего недовольства у переселенцев.

Однако Саргон во всем действует в интересах поставившей его на трон ассирийской знати. Правда, эту политику он проводит чрезвычайно осторожно. В своей надписи, которая повествует о построении столицы, он указывает, что, освобождая территорию для постройки своего дворца, не нанес никакой обиды бывшим ее владельцам. [107]

Перед началом строительства царь сам составил план будущего дворца, определил длину и высоту его стен, дворов и других помещений. На всем протяжении работ он давал указания художникам, как размещать статуи божеств и гениев, входил во все мелочи. На строительство было привлечено много тысяч военнопленных, которые работали до конца строительства дворца. Он был заложен в 712 г. до н.э., а Саргон поселился в своей новой резиденции-крепости в 707 г. до н.э. Саргон повествует: «Я поселился во дворце вместе с начальниками областей, с наместниками, с мудрецами, учеными, с вельможами... Я повелел сложить там золото, серебро, вазы из золота и серебра, драгоценные камни, камни различных цветов, железо, льняные и шерстяные материи, материи голубые и пурпурные, жемчуг, сандал, черное дерево; повелел поставить там коней, ослов, мулов, верблюдов и быков. Да благословит Ашшур, отец богов, эти чертоги на долгие, долгие дни!...»


Статуя крылатого быка у входа во дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине.
Фрагмент. Париж. Лувр

Новая резиденция царя не простояла так долго, как желал того царь, ибо близок уже был день гибели ассирийской державы. Но город не разрушили так жестоко, как Ниневию и Калах. Поэтому раскопки развалин крепости позволили довольно точно восстановить его план, используя также надписи и изображения, точно определяющие назначение различных помещений. Как всегда, углы дворца обращены на четыре стороны света, а сам дворец воздвигнут на искусственной террасе, обложенной кирпичами. Главный вход находился на юго-востоке. Прямо к нему на террасу вела двойная лестница со ступенями нз каменных плит. [108]

Всего ворот было восемь, по двое со всех четырех сторон; ворота помещались между двумя башнями и занимали весь пролет. Каждая пара посвящалась одному из богов города и называлась его именем: Бэла, Набу, Ану, Иштар. Со стороны поля прикрытием служил небольшой замок, утлы которого защищала низкая, шириной 12 м башня. Через пять ворот в столицу входили люди и прогоняли скот. Каждое утро здесь проезжали возы, груженные всякой зеленью и плодами.

Главные ворота Дур-Шаррукина величественны. Они состояли из трех входов: центрального и двух боковых. Центральный открывался лишь в самых торжественных случаях, когда через него входил сам царь во всем своем великолепии, со свитой. Боковые были всегда открыты для многочисленных посетителей, приходящих по разным делам во дворец.

Царский вход очень красив. На посетителя строго смотрят шесть фигур огромных крылатых быков с человеческими головами, подобные тем, какие стояли в царских дворцах Калаха. Это гении — стражи ворот. По два быка располагались друг против друга по бокам входа у стены, обратив свои лики ко входящему во дворец, а два других, головою выше первых, стояли в сводчатом проходе, по обеим сторонам, и также смотрели вперед.

Эта «стража» должна была охранять дворец и его обитателей от всякой напасти. Между первой парой гениев стояли две гигантские фигуры ассирийцев, руки которых обхватывали львов. Это, безусловно, знатные люди: бороды, усы, волосы и даже брови завиты, роскошное платье расшито. Художник не ограничился тем, что тщательно выделил мускулы ног и рук; всем фигурам он придал сверхчеловеческие размеры.

Об охоте на львов говорят и их великолепные изображения из эмали на капителях башен, поднимающихся над входом. Между башен, над аркой входа, хорошо видна картина из цветной эмали, изображающая самого царя Саргона, торжествующего победу. Боковые входы также охраняются крылатыми быками, но меньших размеров. Между парами гениев стоят две гигантские фигуры Гильгамеша. Обе они одинаковы. Гильгамеш изображен в виде знатного ассирийца. Борода, усы, волосы и даже брови завиты, роскошное платье расшито. Высота статуи Гильгамеша — более 4 м, в правой руке он держит короткий кривой меч, а в левой — за одну переднюю лапу убитого льва. Лев этот настолько мал в сравнении с фигурой самого Гильгамеша, что кажется незначительным. Герой старинного шумеро-вавилонского эпоса недаром занял почетное место между гениями — стражами ворот. Он первый и самый сильный охотник на львов. Поэтому ассирийские цари считали его своим покровителем, как и охоты на львов вообще.

Перенести и поставить на свои места эти камеппые гиганты было, конечно, делом нелегким. Вначале надо было вырубить каменные глыбы в горах Ассирии и на территории современного Курдистана. Потом наскоро обрабатывали их, для того чтобы [109] облегчить вес, придать форму быка с человеческой головой и спустить к берегам Верхнего Заба. После этого быков ставили на сани, и несколько сот пленников поднимали их с помощью канатов и рычагов на пьедестал; затем скульпторы завершали свою работу.

Дворцовые помещения и храмы занимали площадь около 10-11 га. Все это огромное пространство было застроено разнообразными апартаментами, разделявшимися друг от друга дворами. Главный вход вел в самый большой из 30 дворов дворца, само число которых говорило о его величине. Этот двор занимал площадь около гектара и был открыт для всех приходящих во дворец. Это центр хозяйственной жизни дворца. Направо от двора, на северовосточной стороне, расположились хозяйственные помещения. Здесь — кухни и кладовые, конюшни и стойла для лошадей, верблюдов, ослов и быков, а также большие сараи для многочисленных колесниц царя, его жен, царевичей и свиты. Тут же находились помещения для многочисленного обслуживающего персонала царя и остальных обитателей дворца. Вдоль юго-западной стороны двора (между ним и гаремом) — множество маленьких кладовых. В одной из них обнаружено огромное количество железных изделий (топоры, ломы, цепи, гвозди и т. п.). Конечно, продолжала использоваться и бронза. Из нее изготовлялись сосуды, украшения и другая утварь (гораздо реже — оружие). Для бронзовых предметов отведено особое хранилище. В остальных кладовых хранились глазурованные плитки, глиняная посуда и т. д.

Прямо против главного входа широкий коридор вел в парадные помещения; его также охраняли крылатые быки.

Если идти этим проходом, никуда не сворачивая, то попадешь в главный двор, а затем в парадный зал дворца, где происходили торжественные приемы послов и сановников, устраивались великолепные пиры и празднества. Стены зала украшали рельефы, изображающие события из военной охотничьей жизни Саргона: все те же знакомые нам картины кровопролитных битв, жестоких осад крепостей, стремительных преследований врагов и торжества победителей. Художники и скульпторы не высекали, однако, на этих картинах надписи. Согласно существующим канонам, они использовали для этих целей оборотную сторону рельефов и т. д. Ведь самому царю надписи не нужны: он сам был участником всех тех событий, которые изображались на картинах.

Кроме картин стены украшали орнаменты, которые обычно состояли из цветов лотоса (в египетской манере) и спиральных линий. Свет падал в зал сверху, прямо с неба — ведь крыши над ним не было.

В этом зале появлялся во всем великолепии царь, окруженный блестящей свитой. За поясом у него — меч и два кинжала, на голове — высокая шапка. Он величественно шел под большим зонтом, который нес над ним евнух; другой служитель держал опахало и отгонял от царя мошек и мух.

Царя встречали торжественной музыкой: придворные музыканты [110] играли на флейтах, арфах и тимпанах. Он мог выйти из дворца и другим ходом — через большой двор, ворота которого выходили прямо на «дорогу шествий». Саргон пользовался ею только в праздничные дни.

В южном углу дворца, на женской половине, также было несколько дворов, в которых гаремные затворницы проводили время со своими детьми. Между дворами расположены спальни жен царя. Главный вход в гарем — в центре, из него три двери, увенчанные башенками, вели в различные помещения.

Между этим двором и зиккуратом находилась спальня царя. Она отделана драгоценными породами черного дерева с золотой резьбой по нему; свод над нею украшен орнаментом из розеток, а на стенах изображены крылатые быки и гении с орлиной головой, призванные охранять царский сон «от наваждения». С главным двором гарема спальня царя соединяется особым коридором.

Царские палаты обращены на юго-восток, фасадом к гарему и главному двору. Здесь ворота соединяются с городской стеной. Царь добирался до входа в свои покои, не сходя с колесницы или коня.

Саргон занимал около 20 комнат. В этих помещениях барельефы из гипса, расписанные яркими красками, отражают придворную жизнь дворца. Они расположены вдоль стен широкими полосами.

У царя Саргона было три жены (помимо множества наложниц); главной считалась та, которая первая родит ему сына. Она носила почетный титул царицы, остававшийся за ней даже после смерти царя. Ее жизнь в гареме была непохожа на скучное прозябание менее счастливых товарок. Те были навсегда заперты в гареме и вели тоскливый, однообразный образ жизни. Им оставалось только примерять новые платья да прихорашиваться: румянить лицо, красить брови, ресницы и глаза, целыми днями вертеться перед бронзовым зеркалом.

Положение царицы было намного лучше. Она могла показываться вместе с царем на пирах и торжественных приемах и видеть не только надоевших ей евнухов и рабынь гарема. Кроме нарядов и туалета у нее были и другие заботы: царь дарил ей большие поместья, которыми она управляла лично с помощью великого визиря. Он часто приходил к царице с докладами, и она беседовала с ним даже о государственных делах и политических новостях.

Царица иногда оказывала немалое влияние на своего супруга. Поэтому к ней обращались обиженные, ищущие выгодных должностей просители, добивающиеся милости у царя. Она могла свободно принимать просителей на своем дворе и иногда удовлетворяла их просьбы, что, впрочем, не исключало тайного надзора со стороны евнухов и служанок.

У каждой из трех жен царя были свои особые покои, состоящие из залы, передней и спальни. Стены здесь выкладывались разноцветными кирпичами; у входа в спальню были изображены роскошные [111] гирлянды из пальмовых ветвей, считавшихся эмблемой плодовитости.

Все три покоя располагались один около другого в южном углу дворца, примыкая к двум маленьким дворикам. Весь этот комплекс составлял особую изолированную часть дворца. Доступ сюда тщательно контролировался.

Царица и другие жены царя редко жили в мире друг с другом. Постоянные ссоры и интриги, вечная забота об этикете — все это раньше времени старило затворниц гарема. Но вот подрастали сыновья, и жены уходили из гарема, чтобы поселиться в отдельных апартаментах. Тогда и исчезала у них последняя улыбка. Материнские заботы несколько скрашивали и заполняли пустоту жизни, но теперь и этого уже не было. Тупая злоба, хитрость, мстительность были характерными чертами гаремных затворниц и порождали иногда страшные преступления.

Сын Саргона II — Синаххериб, его первенец, был уже взрослым, когда построили Дур-Шаррукин. У наследника престола был свой двор, свой штат слуг: он мог жить совершенно самостоятельно. Из его апартаментов был особый ход наружу, с северо-восточной стороны, увенчанный двумя башенками, такими же, как у входа в царские комнаты. Отсюда можно было пройти в западный угол дворца особым ходом. Он выходил на большую площадь, где стоял храм.

На крепостных стенах располагались сторожевые башни, на которых постоянно дежурили часовые. Таким образом, Дур-Шаррукин по своей планировке был гораздо сложнее и асимметричнее, чем дворцы Ниневии.

Саргон не собирался ограничиваться только дворцом, он хотел построить вокруг него город — столицу своего царства. Для этой цели Саргон скупил вокруг Дур-Шаррукина огромное количество земли и составил план будущей столицы. Всю территорию обнесли 7-километровой стеной, которая начиналась от северо-восточной и юго-западной стен дворца. Северная его часть выходила в поле, а южная примыкала к территории будущего города. В ближайших к дворцу кварталах были отведены участки для домов царских сановников, вельмож, купцов, а также ремесленных мастерских. Когда Саргон переехал из Ниневии в свой новый дворец, то вслед за ним потянулось множество торговцев и ремесленников.

Дорога, ведущая в Дур-Шаррукин, перерезает Хусур как раз при выходе из Ниневии и потом почти все время идет по левому берегу реки. Это настоящее каменное шоссе. Ширина его около 19 м. Вдоль всей дороги, через определенные промежутки, расставлены каменные верстовые столбы. После многочисленных поворотов дорога приводит к воротам Иштар, в юго-западной стене города.

Укрепления Дур-Шаррукина сохранились такими же, какими были при Саргоне. Городская стена выходит на равнину, через каждые 27 м ее венчают квадратные башни, которые господствуют [112] над ней своими зубчатыми верхушками и образуют выступы в 4 м. Высота стен над уровнем почвы — 20 м, а ширина так велика, что по дороге, которая проходит по ней вокруг всего города, могут скакать в семь рядов колесницы, не задевая друг друга.

На огромной дворцовой площади собирались подданные царя: купцы, торговцы, ремесленники. Несколько тысяч человек (казначеи, писцы, евнухи, военачальники, слуги, повара) обслуживали особу царя и управляли его делами.

Кладовые занимали три стороны двора: погреба для вина и масла, склад оружия, помещения для хранения меди, драгоценных металлов и камней, царская сокровищница и т. д. Здесь же располагались кухни и хлебопекарня.

Улицы Дур-Шаррукина, ровные и широкие, шли от ворот дворца до окраин города. Они были вымощены и пересекались под прямым углом. Дома — главным образом одноэтажные. Иногородние останавливались обычно на постоялых дворах, которые мало чем отличались от обыкновенных домов. Они образовывали обширные прямоугольные дворы с колодцами посредине. Вдоль стен двора в несколько этажей располагались небольшие комнатки со спальнями для приезжих, помещения для стойл вьючных животных и склады для товаров. В центральной части города дома были красивее и роскошнее.

Саргон II переселил в свой город жителей с «четырех концов света», с горных стран и равнин, из городов и пустынь.

Святилища богов расположены в северо-западном углу, невдалеке от дворцовых садов. Стены храмов выкрашены в белый цвет. Фрески, как правило, представляют собой животных или символических гениев.

Саргон II, как и остальные ассирийские цари, чтил Ашшура, Шамаша и других богов. Однако это не означало, что он допускал жрецов к участию в делах управления. В Ассирии дворец главенствовал над храмом как своими размерами, так и убранством. Царь и его двор занимали гораздо больше места во дворце, чем жрецы. В Египте же храмы возводили из гранита или тесаного песчаника с расчетом на долговечность, а дворец — из легких материалов, которые не выдерживали разрушительного влияния времени.

Однако святилищам в Дур-Шаррукине придавалось большое значение. Строились многоэтажные башни — зиккураты, сложенные из кирпичных блоков таким образом, что каждый последующий этаж занимал своим основанием меньшую площадь. Все они соединялись между собой общим пандусом, идущим по широкому карнизу каждого этажа, от самого нижнего до верхнего. Башня Дур-Шаррукина возвышалась на 43 м над эспланадой. Она состояла из семи этажей, каждый из которых посвящен божеству одной из семи планет. Все этажи имеют цвета своих богов: первый — белый, второй — черный, третий — пурпуровый, четвертый — синий, пятый — ярко-красный, шестой — цвет серебра, а последний — золота. Верхняя платформа башни имела позоло- [113]


Царь Саргон II, несущий жертвенного козленка.
Фрагмент рельефа из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Париж. Лувр
[114]

ченный купол. Статуя Иштар, ложе и жертвенные принадлежности составляли всю утварь этого миниатюрного капища. Кроме царя и жрецов, сюда никто не смел проникнуть, чтобы не совершить святотатство.

Впрочем, Саргону II недолго пришлось царствовать у себя в городе, где все говорило о его величии. Через несколько лет после построения дворца и города Дур-Шаррукина в Ассирии вновь возникают восстания. Саргон, согласно хронике, был убит во время похода на Табал. Преемник Саргона Синаххериб переехал в Ниневию. Дур-Шаррукин стал лишь загородным дворцом и вскоре совсем запустел.

Царствование Синаххериба (705—681 гг. до н.э.)

Имя Синаххериб в буквальном переводе означает: «бог луны Син — приумножил братьев». Он был известен нам еще по сообщениям Геродота. Клинописные же тексты этой эпохи сообщили много новых интересных фактов о царствовании Синаххериба.

Узнав о смерти могущественного царя Саргона II, покоренные им царства восстали. Государства и княжества Сирии, Финикии и Палестины при поддержке Египта образовали союз против Ассирии. Положение Синаххериба стало еще более сложным, когда халдейский царь Мардук-апла-иддин II, пользуясь поддержкой эламского царя, после двухлетней войны захватил Вавилон.

Надо было принимать срочные меры, чтобы предотвратить новые неожиданные сюрпризы со стороны вавилонской знати и ее эламских союзников. Вавилон становится лютым врагом Синаххериба, возненавидевшего вавилонское аристократическое общество.

Основными чертами внешней политики Синаххериба кроме проведенной им сирийской кампании, направленной главным образом против Египта, были войны с союзными войсками Элама и Вавилона.

Прежде всего Синаххериб решил нанести удар по врагам у г. Киша, недалеко от Вавилона. В 703 г. до н.э. он разбил вавилонского царя Мардук-апла-иддина II и его эламского союзника и овладел Вавилоном. После этого он совершил опустошительный поход по стране халдеев и по областям Вавилонии. «В моем первом походе, — сообщает Синаххериб, — в окрестпостях Киша я нанес поражение Мардук-апла-иддину, царю Кардуниаша, и войску Элама, помощнику его. В середине сражения он (Мардук-апла-иддин) покинул свой лагерь и в одиночестве бежал, спасая свою жизнь. Колесницы, лошадей, повозки, мулов, которых он бросил при натиске сражения, захватили мои руки. Я радостно вступил в его дворец, что внутри Вавилона, и открыл его сокровищницу. Золото, серебро, золотую и серебряную утварь, драгоценные камни, всякого рода добро и имущество без числа, тяжелую дань, наложниц его дворца, вельмож, приближенных, певцов и певиц, всех ремесленников, сколько их было, утварь его дворца я вынес и счел добычею. [115]

Силою Ашшура, моего господина, 75 городов его могучих крепостей, что в Халдее, и 420 мелких селений, что в их окрестностях, я окружил, завоевал и захватил их добычу».

Далее следует список добычи и пленных: «208 тысяч людей, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот без числа — тяжелую добычу — я заполонил в Ассирию».

Мардук-апла-иддин царствовал второй раз не более полугода. Теперь он вынужден был искать себе убежище в родных местах, болотах Бит-Якина. На вавилонский престол был посажен Белибни — молодой и знатный вавилонянин, воспитанный при ассирийском дворе.

Свой новый, второй поход Синаххериб направил в первую очередь против страны Кашшу. Описание похода сохранилось на стеле в самой неприступной части гор Загра. Судя по ней, эти племена «еще никогда не склонялись перед ассирийскими царями».

Поход в дикие, непроходимые и неизведанные места был очень опасен. Об этом говорит и сам Синаххериб: «Ашшур, владыка мой, внушал мне мужество. Через леса из высоких деревьев, по труднопроходимым местам я ехал верхом; колесницу мою на плечах я заставил нести. На неприступные крутизны я взбирался на своих ногах...»

Страна Кашшу и родственное ее жителям племя ясубигалаи были разгромлены. Три города — Бит-Киламзах, Хардишпи и Бит-Кубатти — оказались в руках ассирийцев. Синаххериб велел сжечь шатры горцев, разбросанные по отдаленным горам, и переселил их жителей в Хардишпи и Бит-Кубатти, передав под наблюдение властителей провинции Аррапхи. Основной добычей были табуны лошадей и стада ослов и мулов.

Затем Синаххериб двинулся в страну Эллипи, расположенную между владениями касситов и северной границей Элама. Десятки городов были опустошены. Царь покоренной страны Испабара бежал «в отдаленные места». Главным городом захваченной территории был объявлен Элензаш, переименованный в Кар-Синаххериб («Вал Синаххериба»).

Подводя итоги своего второго похода, Синаххериб отмечал: «...на моем обратном пути я принял тяжелую дань из земли дальних мидян, имени которых никто не слыхал в дни царей, отцов моих... Они покорились моему владычеству».

В это время иудейский царь Езекия, ориентируясь на помощь Египта и отбросив всякую осторожность, отказался платить Ассирии дань и позволил жрецам, знатным людям и простому народу города Экрона заковать в цепи их властителя Пади за то, что тот выполнял договоры и соблюдал присягу в верности ассирийскому царю. После этого Езекия стал готовиться к обороне. Он решил лишить воды войска Синаххериба. Библейские источники повествуют об этом так: «...и собралось множество народа, и засыпали все источники и потоки, протекавшие по стране, говоря: да не [116] найдет царь ассирийский, пришедши сюда, много воды... И стену городскую поправили везде, где она была поломана, укрепили цитадель, изготовили оружие и щитов великое множество, и царь поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и обращался к сердцу их...»

В 701 г. до н.э. Синаххериб начал свой новый, третий поход, теперь уже на Иудейское царство.

При его приближении сидонский царь Элулай бежал на о-в Кипр. Тир был осажден ассирийцами, но не был взят. Тогда Синаххериб, будучи ловким дипломатом, решил возвысить вечного врага Тира, г. Сидон, и на царский престол в Сирии посадил сидонянина Тубаала.

Финикийцы и частью филистимляне покорились Ассирии. Аскалонский царь Цидки за попытку оказать сопротивление лишился своего престола и был уведен в плен. «А [что касается] Цидки, царя Аскалона, который не склонился под мое ярмо, (то) богов дома его отца, его самого, его жеиу, его сыновей, его дочерей, его братьев, семя дома его отца я исторг и увел в Ассирию», — сообщает Синаххериб.

К счастью для Иерусалима, Синаххериб простоял некоторое время в Сидоне, чтобы лично принять присягу и дань от финикийских, аммонутянских, моавских и других владык. Только после этого Синаххериб послал отряд, чтобы наказать восставших против него иудеев, а сам с главными силами армии пошел на юго-восток. При г. Алтаке, близ Экропа, Синаххериб наголову разбил преградившую ему путь египетскую армию, состоявшую из пехоты, колесниц и конницы. Сыновья египетского фараона были взяты в плен. После этого ассирийский царь двинулся к Лахишу, овладел им и другими иудейскими городами. «46 городов ого, [Езекии], могучих, — сообщает Синаххериб, — крепостей и мелкие селения, что в их окрестностях, которым нет числа, 200150 человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот без числа я вывел из них и счел добычею».

Далее войска Синаххериба двинулись на Иерусалим и осадили его со всех сторон. Иудейский царь Езекня попал в Иерусалиме в капкан, из которого не было выхода. Жители города голодали, но все еще надеялись на помощь Египта. В это время в ассирийской армии вспыхнула чума. Но и иудейский царь, потеряв надежду на помощь Египта и желая облегчить судьбу горожан, решился привести повинную. «И послал Езекия к царю ассирийскому в Лахиш сказать: „Виновен я, отойди от меня; что наложишь на меня, я снесу"».

Мир был заключен, осада Иерусалима снята. Езекия откупился. Синаххериб обложил его данью, равной приблизительно 2 млн. золота и 1 млн. серебра. Чтобы собрать такую сумму, Езекия должен был не только опустошить свою и храмовую казну, но и снять с дверей и пилястров храма золотую обшивку. Все эти драгоценности [117] он отправил в Лахиш вместе с освобожденным царем г. Экрона, Пади, которого Синаххериб вновь восстановил на престоле. Земли же, захваченные у Иудеи, он разделил между тем же Пади и оставшимися ему верными властителями Ашдода и Газы.


Лагерь ассирийцев, окруженный кирпичной стеной с башнями.
Рельеф из дворца царя Синаххериба в Ниневии

В Куюнджике среди развалин дворца Синаххериба был найден ассирийский барельеф, изображающий царя перед иудейским городом Лахишем, где велись переговоры о снятии осады Иерусалима.

Осада же самого Лахиша со всеми подробностями изображена на одном из великолепнейших стенных барельефов, занимающем целый ряд плит в этом дворце. Особенно удачен барельеф, отображающий последнюю сцену осады. На высоком троне, спинка которого увешана драгоценной тканью и позади которого стоят слуги с огромными опахалами от мух, восседает Синаххериб. Трон стоит на небольшой возвышенности среди фруктовых деревьев и виноградных лоз. Несколько ниже — царская колесница с возницей; у головы лошадей стоят конюхи, у одного колеса — слуга с царским зонтом, а сзади воин держит под уздцы боевого коня Синаххериба. Бой еще не прекратился, но ему уже представляют множество пленных; одни кланяются до земли, другие простирают с мольбой руки. Над головой царя надпись: «Син-ах-хериб, царь народов, царь ассирийский, восседая на высоком престоле, принимает добычу города Лахиша». [118]

Таким образом, Синаххериб захватил в Иудее огромную добычу, но взять одну из самых мощных крепостей того времени, Иерусалим, ему так и не удалось.

Это было вызвано не только эпидемией, вспыхнувшей в ассирийском войске, но и обстоятельствами, заставившими Синаххериба возвратиться в Вавилон. Там его противники решили избавиться от ассирийского господства и подняли восстание. Негодованию Синаххериба не было предела. Он считал виновниками восстания вавилонскую знать и жречество, которые по каждому поводу создавали недовольство, желая ослабить влияние ассирийского государства на Вавилон и его области. Синаххериб, в свою очередь, старался подорвать значение Вавилона, свести на нет его роль, ибо историческая слава и привилегированное положение этого города тормозили последовательное проведение в жизнь его планов. Тем более что союз Вавилона с Эламом при поддержке Египта часто угрожал безопасности ассирийского государства.

Синаххериб вел дальновидную политику. Планируя завоевание Египта, он ставил своей целью направить торговый путь на Восток, минуя Вавилонию, чтобы свести на нет ее роль как торгового центра почти всей Передней Азии.

Вавилоняне, естественно, оказывали сопротивление этим планам. И даже ставленник Синаххериба Белибни под влиянием своих соотечественников в конечном счете откололся от Ассирии и вступил в союз против нее с халдеями.

В 700 г. до н.э. Синаххериб нанес поражение союзу Вавилона и Халдеи и снова захватил Вавилон. Учитывая, что Белибни был лишь слепым орудием в руках вавилонской верхушки, он ограничился возвращением его обратно в Ниневию. На вавилонский престол Синаххериб поставил своего старшего сына, Ашшурнадиншума, а сам выступил против Мардук-апла-иддина.

Мардук-апла-иддин был одним из самых опасных врагов Ассирии. Вытесненный в 703 г. до н.э. из Вавилона, он отступил в свои наследственные владения, защищенные болотами, казавшимися непроходимыми, в халдейскую область Бит-Якин, на берегу Персидского залива. Однако и тут в 700 г. до н.э. его настигли войска Синаххериба. Мардук-апла-иддин не решился оказать сопротивление. Погрузив на корабли небольшое количество воинов и захватив с собой статуи богов, он пересек Персидский залив и добрался до южного побережья Элама. Синаххернб не пытался его преследовать, ибо не имел флота, и удовольствовался захватом в плен халдеев, оставшихся на берегу (в том числе брата и сыновей Мардук-апла-иддина).

Мардук-апла-иддин получил от эламского царя Халлудуша-Иншушинака II город Нагиту, «лежащий посреди моря», т.е. на одном из островков Персидского залива. Здесь он считал себя в полной безопасности.

Действительно, Синаххериб на шесть лет оставил своего злейшего врага в покое. Он подчинял воинственных горцев, обитавших [119] на северо-восток от сродного течения Тигра, а затем перебросил свои войска на северо-запад, в Киликию, где в 696 г. до н.э. было усмирено восстание наместника Кируа. На следующий год Синаххериб покорил соседнее царство Тиль-Гаримму в восточной части Каппадокии.

Только в 694 г. до н.э. Синаххериб решил возобновить борьбу с Мардук-апла-иддином и окончательно расправиться с этим непримиримым врагом Ассирии. Добраться до его новой резиденции, г. Нагиту, можно было только морем, и Синаххериб стал создавать флот.

Вот как описывает строительство флота и эту первую единственную ассирийскую морскую экспедицию известный французский историк XIX в. Г. Масперо: «Синаххериб во время своих походов в Иудою видел моряков Сидона Великого, успехи, достигнутые ими в морском деле, безукоризненную ловкость в управлении их морскими конями (так называли финикийцы свои суда). Ему не стоило труда найти в числе своих пленников достаточное количество финикийцев для постройки судов. Он учредил две мастерские: одну — в Тил-Барсипе, на Евфрате, где пустили в ход лес из Амапуса и Ливана, другую — на Тигре, в самой Ниневии, для леса из Курдистана.

Суда строились в каждой из них по особому образцу: в Тил-Барсипе, где преобладало финикийское влияние, — по финикийскому образцу, в Ниневии — по халдейскому, но измененному на финикийский лад. Избранный вид был самый совершенный, какой видали до сих пор, диэра, судно в два восходящих один над другим ряда весел. Кузов ее длинный, глубоко сидящий в воде, на круглом киле. Корма поднимается очень высоко и загибается внутрь, как у старинных египетских галер. Нос плоский, срезанный отвесно, с остроконечным водорезом, который крепко приделан к килю и служит для пробивания неприятельских судов. Два ряда гребцов размещаются горизонтально, один над другим. Первый опирает весла о борт судна, второй продевает их в отверстия, проделанные в стенках. Палуба на вертикальных стойках идет с одного конца до другого и образует над гребцами этаж, отведенный для воинов и остального экипажа; круглые щиты в легкой деревянной раме тянутся вдоль бортов вроде укреплений. Стоящая посредине мачта вделана в киль; ее поддерживают две подпорки, расходящиеся от верхушки ее к носу и корме. Четырехугольный парус держится на рее, которую по желанию можно поднимать и спускать. У судов второго образца нет водореза, а нос и корма поднимаются очень высоко, причем нос украшен конской головой, что оправдывает название морского коня. Мачты у них нет вовсе, они крыты палубой и приводятся в движение двумя рядами весел: это старые суда, превращенные в диэры.

Встреча обоих отрядов была назначена в Баб-Салимети на Евфрате, еще на некотором расстоянии от моря. Эскадра Барсипа спустилась прямо по течению: река судоходна везде и во всякое [[120] время, и плавание не встретило никаких затрудений. Эскадра ниневийская вышла из Тигра в Упи, чтобы избежать арамейских союзников Элама, всегда более или менее враждебно настроенных, даже не будучи в открытой войне с Ассирией. Она направилась в большой канал Арахту, соединяющий Тигр и Евфрат и проходящий через Вавилон. Этот канал давно уже плохо содержался, и если он удовлетворял еще нуждам орошения и движения мелких лодок, то был местами слишком засорен илом и слишком зарос чужеядными растениями, чтобы не представлять серьезных препятствий для крупных судов. Тем не менее, удалось их преодолеть, а промежуток от Вавилона до Баб-Салимети был уже вопросом нескольких дней. Каждый из отрядов запасался по дороге войсками — людьми и копями, колесницами, припасами, осадными орудиями, рассчитанными на длительные военные действия. Синаххериб присоединился к эскадре со своей почетной стражей и разбил свой лагерь на берегу канала. Это было неосторожностью, которой он бы не сделал, если бы лучше был осведомлен о свойствах моря. Приливы и отливы, неизвестные на Средиземном море, довольно значительны в халдейском заливе и распространяются довольно далеко в глубь страны; действие их особенно страшно в равноденствие, в пору больших разливов. Набегающие воды встречаются тогда с течением реки; столкновение двух потоков размывает берега, сносит их и, прорывая дамбы, сооруженные для защиты страны, заливает значительные пространства. Это именно и произошло в тот год, к ужасу и крупным убыткам ассирийцев. Их шатры были окружены и опрокинуты волнами; царю с его свитой пришлось наскоро спасаться на суда и оставаться там в заключении целых пять дней, „как в большой клетке".

Тогда Синаххериб вспомнил, несколько поздно, что забыл совершить предохранительные обряды, без которых пускаться в океан неблагоразумно, и приписал свою неудачу гневу богов. Лишь только вода спала, он спустился к самому месту слияния речных вод с морем и, стоя на самом носу главной галеры, совершил жертвоприношение верховному богу Эа. Синаххериб совершил возлияние из золотого кубка перед лицом всего войска, а потом бросил кубок в воду вместе с образцом судна из золота и изображением рыбы тоже из золота. Боги успокоились и суда при кликах радости развернули паруса. Экипаж состоял не только из тирцев и сидонцев, но и из греков, живущих на Кипре, которые спорят с финикийцами ловкостью и смелостью: они быстро свыклись с морем и повели суда к Нагиду. Берег опасный для высадки, жители сбежались, вооруженные, и стоят наготове; но Синаххериб высадился, взял город и увез с собой беглецов. Ни один из ассирийских государей не предпринимал ничего подобного; ни один из них не повторил этого. Многие одержали и более крупные сухопутные победы, чем он, но он единственный победитель на море».1)

Итак, последнее убежище Мардук-апла-иддина было подвергнуто разгрому и вслед затем опустошены соседние области Южного [121] Элама. Множество халдейских пленников (беглецов из Бит-Якина), а также эламитов было уведено в Ниневию. Однако среди пленников не оказалось самого Мардук-апла-иддина. Очевидно, ему удалось ускользнуть. Больше мы ничего о нем не знаем. Надо полагать, что он умер в изгнании. Так завершилась 30-летняя борьба Ассирии с халдейским претендентом на царский трон Вавилона.

Однако эламский царь Халлудуш-Иншушинак II и его преемник, Кудур-Наххунте, не оставили мысли об отторжении Вавилонии от Ассирии и превращении ее в государство, зависимое от Элама. В Вавилоне появляются новые ставленники эламитов (Нергалушезиб и позднее Мушезибмардук).

Опустошив южные области Элама, Синаххериб пытается нанести врагу новый удар и в 693 г. до н.э. направляется в северо-западные горные области Элама. Этот поход начался удачно. Тридцать четыре эламских города с окрестными селениями были разорены и спорные пограничные районы присоединены к ассирийской провинции Дер (на восточном берегу Тигра). Эламский царь Кудур-Наххунте покинул свою укрепленную резиденцию Мадакту и удалился в отдаленную горную твердыню — Хидалу. Синаххериб двинулся через горы по направлению к покинутому «царскому городу» Мадакту, но его поход из-за неблагоприятных погодных условий был внезапно прерван. Наступил месяц кислим (ноябрь-декабрь) . В горах Загра разразились стремительные ливни, а затем начался снегопад. Горные ручьи разлились, и переправиться через них не было никакой возможности. Синаххериб «устрашился» (как он сам откровенно признает) не противника, отказавшегося от сопротивления, а разбушевавшейся стихии и повернул назад.

Вскоре он получил радостную весть. Царь Элама, Кудур-Наххунте, внезапно скончался. На престол вступил его младший брат —Умман-Менан. Однако и новый царь решил продолжить безнадежную борьбу с Синаххерибом за господство в Вавилонии.

В это время в Вавилоне престол захватил халдей Мушезиб-Мардук. Опираясь на «беглых арамейцев, бунтовщиков, кровожадных убийц и разбойников», как сообщается в ассирийских анналах, он организует оборону столицы. Новый эламский царь двинулся к нему на помощь.

В 691 г. до н.э. войска Вавилона, халдеев и Элама соединились и смело пошли навстречу ассирийцам, чтобы дать бой. В кровопролитном, ожесточенном сражении при Халуле, на Тигре (к северу от Вавилона), Синаххериб разгромил этот союз. Но от похода на Вавилон временно пришлось отказаться. Мушезиб-Мардук еще год оставался царем Вавилона.

В знаменитой библиотеке Ашшурбанапала сохранился для потомков документ с красочным описанием битвы при Халуле. Это живое и яркое повествование о знаменитом сражении со всеми подробностями боя — великолепный образец ассирийской исторической литературы, дошедшей до нас. Описание это так полно жизни, [122] движения, подробностей, что его смело можно причислить к лучшим литературным образцам. Приведем его полностью: «Подобно тому как налетает саранча, они спешили мне навстречу — сразиться со мною. Пыль от ног их поднималась передо мной: так могучая буря застилает широкий лик небес чреватыми дождем тучами. Близ города Халула, на берегу Тигра, они выстроились в боевом порядке и сделали перекличку своим войскам. Я же молился богу Ашшуру, Сину, Шамашу, Бэлу, Набу и Нергалу, Иштар Ннневийской и Иштар Арбельской, моим небесным хранителям, да даруют они мне победу над сильным врагом. В добрый час они вняли моим мольбам и пришли мне на помощь. Подобный разъяренному льву, я облекся в броню; шлемом — боевым украшением — я покрыл свою голову. На мою высокую колесницу, сметающую с пути моего врагов, я поспешно вскочил в пылу гнева сердца моего. Могучий лук схватил я, данный мне Ашшуром, и палицу мою грозную, всесокрушающую. Я устремился против всех бунтовщиков словно буйный лев; я гремел, подобно Ададу. По велению Ашшура, великого владыки, господа моего, я носился против врага из конца в конец поля, подобно шумному грозовому ливню. Оружием, данным мне Ашшуром, господом моим, и страшным моим напором я вселил ужас в сердце врагов и нагнал на них страх великий. Палицей моей и стрелами я редил их строй, и трупы их, словно снопы, ложились передо мной по земле. Хумбанундаша, воеводу царя эламского, главною опору его, мужа высокого звания и редкого разума, вместе со многими знатными вождями — у всех за поясом золотые кинжалы, а на руках запястья из чистого золота, — я увел, как связанных дюжих быков, и пресек их жизнь: перерезал им горло, как ягнятам... подобно свирепой буре, я раскидал по полю их стяги и шатры, изорванными в лоскутья. Благородные кони, запряженные в мою колесницу, шагали по лужам крови... дышло и колеса моей боевой колесницы были забрызганы кровью, и перед нею сторонились и исчезали всякие преграды. Равнина вместо травы покрылась трупами врагов. В виде победных доспехов я отрезал у них руки и снимал с них запястья из блестящего золота и серебра; палицей я разбивал их вооружение; золотые и серебряные кинжалы я вырывал из-за поясов их. Остальные вельможи, а также родной сын Мардук-апла-иддина, Набу-шумэр-еш, убоявшись моего оружия и собрав свои войска для отступления, были захвачены живыми среди битвы моей собственной рукой. Много колесниц я забрал на поле боя; сражавшиеся с них воины попадали с них; возницы тоже исчезли, и кони мчались наудачу. Я снарядил погоню и приказал резать беглецов на протяжении двух казбу. Самого Умман-Менана, царя эламского, вместе с царем вавилонским и его союзниками из земли Калду яростный напор моих войск разбил вконец. Они покинули свои шатры и, спасая жизнь, бежали; они топтали трупы собственных воинов, метались боязливо и быстро, как молодые ласточки, спугнутые с гнезда... Я гнался за ними в колеснице, за мною скакала конница. Беглецов же, которые [123] разбрелись во все стороны, закалывали копьями, где бы ни настигали их».

Текст, повествующий об окончании этой блестящей кампании, содержится в надписи, высеченной на поверхности отвесной скалы в дикой и живописной местности Бовиань, в горах северо-восточнее Хорсабада. Этот памятник, вокруг которого на разных скалах найдено еще несколько изваяний, более или менее поврежденных, принадлежит к несколько позднему времени, чем приведенный выше документ. Здесь кратко упоминается о кампании, окончившейся победой при Халуле, и в заключение сообщается о том, что эламиты были до того запугапы поражением и впали «в такое уныние», что ушли в свои горы, «словно орлы», и долго не предпринимали никаких экспедиций, уклоняясь от всяких военных действий.

В это время на западной границе Ассирии начались новые волнения. Иудейский царь Езекия и севороарабские царьки снова попали под влияние египетского фараона эфиопской династии Тахарки.

Синаххериб же, в свою очередь, не отказался от своего плана покорения Египта. В 690 г. до н.э. он снова у стен Иерусалима. Однако эта осада не дала желаемых результатов. Взять город на этот раз помешали события, разыгравшиеся в самой Ассирии. Царь Элама, воспользовавшись тем, что Синаххериб находится далеко на юге, напал на Вавилон и захватил в плен его царя, сына Синаххериба. Ассирийский царь решил отомстить. Он вторгся в Элам и разгромил его города.

В одной из своих надписей Синаххериб сообщал о том, как он подкупил эламского полководца Хумбан-Ундаша, который сообщил Синаххерибу о военных планах своего господина. Воспользовавшись этим предательством, ассирийский царь легко одержал победу над войсками эламитов и халдейских мятежников и пленил более 150000 человек. В числе пленников оказался сын вавилонского царя Мардук-апла-иддина, который присоединился к мятежным войскам.

Опустошив наименее защищенные города Элама, Синаххериб вернулся обратно в Ниневию, твердо решив на этот раз навсегда покончить с Вавилоном.

В 689 г. до н.э. он подошел к городу во главе своих полчищ и потребовал его немедленной сдачи. Вавилоняне отказались. Тогда ассирийский царь силой взял Вавилон. Город был отдан войскам на разграбление. Население его частью переселили, частью отдали в рабство.

Синаххериб торжественно перевез в Ниневию в качестве трофея своей победы статую бога Мардука, а также царскую печать Тукультининурты.

Как только сокровища города были перевезены в Ассирию, Синаххериб приказал снести жилые дома Вавилона, улицы, кварталы, храмы богов с высокими, «до неба», башнями. Во всех уголках большого города бушевало пламя пожарищ, за десятки [124] километров было видно красное зарево огня, пожирающего один из величайших центров древнего Востока, в котором завоеватель видел лишь источник «крамол».

Итак, ассирийский царь стер прославленный древний город Вавилон с лица земли. После этого были открыты шлюзы, мощные воды Евфрата пущены по разрушенному городу, чтобы Вавилон, который не желал повиноваться Синаххерибу, более никогда не встал из развалин. Местность превратилась в болото. Желая раз и навсегда покончить с вавилонским царством, царь отмечал в своих надписях: «...дабы в грядущие времена никто не мог найти даже место этого города, я залил его водой. Город и дома в нем, с основания до верхних покоев, я срыл, разрушил, сжег огнем».

Вавилон был разрушен, но впоследствии восстановлен, ибо невозможно было истребить волю и стремление вавилонян к свободе, к миру и независимости.

Своим варварским поступком Синаххериб не добился, однако, спокойствия и мира. Порядок в государстве не был восстановлен. Смуты и недовольство продолжались.

В 681 г. до н.э., после 23-летнего царствования, блистательных военных походов и побед, Синаххериб стал жертвой дворцового переворота. Он был убит в храме двумя своими сыновьями — Адармаликом и Ашшурассаром.

Убийцы Синаххериба бежали в Ванское царство, где нашли поддержку, и с войсками направились в Метилену. Здесь их встретил и разбил третий сын Синаххериба — Асархаддон, отомстивший за своего отца.

* * *

Как уже было сказано, в 15 км от современного Мосула, в деревне Куюнджик, англичанин Астон Генри Лэйярд открыл под холмом, на левом берегу Тигра, остатки древней столицы могущественной Ассирии — Ниневии.

Когда Синаххериб взошел на престол, он покинул Дур-Шаррукин, вернулся в Ниневию и превратил ее в крупнейшую столицу Ассирийской империи.

Как же выглядела Ниневия? Высокие желтоватые ее стены, увенчанные ступенчатыми зубцами, возвышались над водами мутной желтой р. Тигр. Вдоль реки тянулись низкие ивовые кусты, обозначающие линию берега; кое-где отходили влево и вправо арыки. Между ними — поля пшеницы и ячменя, местами — огороды и фруктовые сады. Из-за кустов виднелись высоконосые ладьи; круглые, обтянутые кожей куфы и плоты келеки. Их волокли на канатах против течения из Вавилона. Ниневия представляла собой громадный рынок, это был богатейший город Передней Азии. За его высокими кирпичными стенами, тянущимися на несколько километров, с севера на юг, жили десятки тысяч людей. [125]

Недалеко от р. Хоср проходила дорога, которую построил еще отец Синаххериба Саргон II в конце VIII в. до н.э., когда основал новую столицу. У самой дороги — огромный насыпанный по приказу Саргона холм, на вершине которого (над городской стеной) и был построен дворец.

Площадка на вершине холма была такой обширной, что на ней удалось разместить дворец и три храма. Из-за стен поднимались верхушки нескольких пестрых ступенчатых храмовых башен. Необычайно прочные стены ассирийской столицы были усилены рвами, башнями, дополнительными пристройками, всякого рода укреплениями. Высокая двойная башня окаймляла ворота, ведущие на площадь к дворцу.

Огромное количество военной добычи и дани, стекавшихся в Ниневию, привлекало туда множество купцов. Ниневийские купцы занимались торговлей преимущественно со странами, расположенными к северу от Ассирии. Обычно они двигались вверх по течению Тигра, проникали в Ванское царство, а горными проходами, ведущими от Тигра на восток, попадали в Мидию, где своих купцов было мало и появление ассирийцев с товарами считалось большим событием.

Ассирийцы предпочитали военную добычу купленному товару. Но они разрешали приезжать в Ниневию и торговать купцам из Вавилонии, Сирии, Финикии и даже Египта. Только на войне не признавали никакого другого права, кроме права сильного; в мирные же времена царь (если верить официальным надписям) первый показывал пример уважения к закону; наравне с простыми подданными заключал условия и договоры, за все платил «настоящую цену».

В Ниневию доставляли бронзовые изделия из Малой Азии, аравийские благовония, заморское олово и янтарь, египетское золото, индийский хлопок, слоновую кость из Африки. Сюда по торговым делам приезжало много чужеземных купцов. Поэтому в столице Ассирии, около главной базарной площади, разместились постоялые дворы, которые всегда заполняла толпа разнообразно одетых приезжих, говоривших на различных языках. Впрочем, чаще всего звучала арамейская речь, язык Дамаска и Сирии. Арамеев было много как в Ниневии, так и в других городах Месопотамии: одних переселили ассирийские цари, другие приезжали сами и поселялись на берегах Тигра и Евфрата.

Ниневия стала столицей царства в период наивысшего могущества ассирийской державы. Для ее украшения древние владыки не жалели богатств, награбленных в завоеванных странах.

Двадцать семь пар крылатых чудовищ, множество глиняных табличек, сотни каменных плит, украшенных резными изображениями ассирийских царей, — все это было найдено при раскопках Ниневии.

Синаххериб, вновь сделавший Ниневию своей столицей, задался целью превратить ее в прекраснейший город мира. Осуждая [126] своих предшественников, он отмечал в анналах: «Ни один из них не думал о внутреннем убранство, ни у одного из них не болело сердце о том, чтобы расширить площадь перед дворцом, которая стала слишком мала, ни один из них не удосужился проложить улицы города, расширить площади, прорыть каналы или посадить деревья».

Синаххериб повелел повсюду разбить цветники и фруктовые сады. Он заново отстроил царские дворцы и храмы. Как и Ашшурнасирапал в Калахе, Синаххериб распорядился разрушить до основания прежний ниневийский дворец и построить на его месте новый. («В благоприятный месяц и в удачный день я заложил по желанию своего сердца дворец из алебастра и сирийского кедра... я возобновил и закончил этот дворец от самого основания до верхушки».)

Дворец Синаххериба считался самым совершенным и величественным произведением своеобразного ассирийского зодчества. По словам Г. Роулинсона, «он превзошел размерами и великолепием все прежние строения того же рода». Дворец Ашшурбанапала, построенный на той же платформе внуком Синаххериба, достигает еще большего совершенства орнаментации, но даже это здание не сравнится с дворцом Синаххериба по числу покоев и величественности размеров. Дворец занимал площадь до трех гектаров земли; в нем располагалось не менее 70 или 80 комнат и зал.

Парадные покои, как это тогда было принято, покрывали рельефы на алебастровых плитах, изображающие главные моменты и сцены из жизни царя, домашней и походной, военной и мирной. Г. Роулинсон так охарактеризовал художественные приемы ваятелей того времени:

«Самая поразительная и характерная черта орнаментации эпохи Синаххериба — яркий реализм... Везде изображены горы, скалы, деревья, дороги, реки, озера, притом с явным старанием передать отличительные черты каждой данной местности настолько правдиво, насколько дозволяли искусство художника и материал, над которым он работал... Указан род деревьев... сады, нивы, пруды, тростник тщательно изображены; попадаются дикие животные: олени, антилопы, кабаны; птицы летают с дерева на дерево или стоят над гнездами и кормят птенцов, которые к ним тянутся; рыбы резвятся в воде; рыбаки занимаются своим промыслом, поселяне — полевыми работами; каждая сцена, так сказать, снята фотографически, во всех подробностях».

С таким же реализмом на стенах коридоров и лестниц воспроизведны самые обыденные, бытовые сцены, например шествия слуг, ежедневно приходивших во дворец с дичью, печеньями и плодами для царского стола; процесс ваяния и перевозки колоссального крылатого быка и т. д.

Интересно, что Лэйярд, отправлявший статуи быков, в точности повторил процесс, изображенный на плитах 2600 лет назад, [127] с той разницей, что тащили их нанятые арабы вместо пленных воинов.

Дворец окружен широким пустым пространством. Он воздвигнут на высокой облицованной кирпичом платформе и похож на крепость: те же высокие белые стены с чередующимися выступами башен, те же зубцы наверху и каменные глыбы цоколей. Между двух высоких белых башен с голубыми зубцами располагалась арка с окованными медью воротами. Из нее выступали два гигантских изваяния добрых духов — крылатых быков с человеческими лицами, с черными бородами и цветными крыльями. Сияя белизной и горделиво подняв огромные крылья, они безмятежно, с улыбкой взирали на людей с высоты своего могущества. Сочетание бородатых добродушных, улыбающихся лиц и напряженных, свирепого вида туловищ олицетворяло добро и стремление к противоборству. Это добрые божества, охранявшие своего повелителя, который поставил их у своих ворот, но в то же время всегда готовые вступить за него в борьбу.

Теперь они охраняют вход в Багдадский музей.

В лабиринтах внутренних дворов и узких длинных комнат с высокими стенами всегда стояли полумрак и прохлада, так как вместо окон пробивались только дверные проемы или небольшие отверстия под потолком.

В парадных комнатах стены покрывали каменные плиты с раскрашенными в пять цветов рельефными изображениями царских походов и охот, божеств и демонов. В других комнатах в стены были гбиты гвозди, медные или из обожженной глины, покрытые глазурью. На них висели цветные ткани или циновки.

Сам город не был похож на большинство городов своего времени. Конечно, и здесь встречались лабиринты узких улочек-проходов между глухими глинобитными стенами домов; и здесь их захламлял всякого рода мусор. Но все же от городских ворот к храмам и от храма к храму вели широкие, спрямленные улицы, кое-где даже мощенные посредине плитами.

На этих улицах не было прекрасных домов с великолепными фасадами и стройных рядов, деревьев; виднелись лишь глухие беленые стены. Зато с них открывался прекрасный вид на высокие украшенные нишами и выступами белые стены храмов с многоярусными башнями и стены царского дворца.

В Ниневии запрещалось нарушать прямую линию улицы: виновному грозило страшное наказание, его вешали или сажали на кол. Частные дома возводились из кирпича и глины в один, иногда в два этажа. Особой заботы хозяев требовал купальный бассейн с дном, покрытым асфальтом. Вместо выгребных ям с каждого двора шли сточные каналы, которые вели в большой, проложенный под мостовой канал. Верх зданий обыкновенно представлял собой террасу с плотно утрамбованной землей. От жары спасались в подвальных помещениях, стены которых поливали водой. [128]


Дворец царя Синаххериба в Ниневии. Реконструкция [129]

Кирпич для построек употреблялся главным образом необожженный, высушенный на солнце. Лишь на облицовку внешних стен шел обожженный кирпич, предохранявший здание от проникновения воды. Его старались использовать по возможности реже, так как кирпич быстро нагревался и пропускал тепло, что усиливало жару в помещениях. Фасады украшались также и глазурованными плитками. Жидкая глина, смешанная с золой, служила вяжущим материалом, так же как асфальт, делавший постройку водонепроницаемой. Известь была в те времена еще неизвестна. Дерево применялось для перекрытий, а также шло на изготовление дверей.

Синаххериб поставил своей целью привести в порядок каналы и перестроить целые кварталы города. Старые узкие улицы были расширены, набережная Тигра обложена камнями.

На одной из надписей Синаххериба читаем: «Я насадил вокруг дворца всевозможные травы, фруктовые и другие деревья из числа тех, что растут и в Халдее. Я разделил расположенные за городом общественные земли на участки и раздал их жителям Ниневии под фруктовые сады. Для того чтобы эти сады прекрасно росли, я повелел прорыть железными кирками канал от города Кизира до равнины возле Ниневии и направил воду через горы и низины. Я заставил течь вечные воды Хосра в ирригационные каналы, прорытые в этих садах».

Впервые при Синаххерибе в Ассирии был разведен хлопок, доставленный из Индии, и другие чужеземные растения.

Водоснабжение было для Синаххериба самой трудноразрешимой проблемой. Он посылал людей на розыски ручьев. Их течение старались изменить, чтобы направить воды в Хоср. Кирками прорубались в скалах русла для воды, сооружались земляные насыпи для каналов.

По мере того как Синаххериб осваивал все новые территории вокруг Ниневии и засаживал их редкостными деревьями, кустарниками и зерновыми культурами, ему приходилось все дальше углубляться на восток, в горы, в поисках воды для удовлетворения возрастающих нужд города.

Невдалеке от Ниневии на фронтоне одного из домов местных жителей, сооруженного из четырех крупных белых глыб, была обнаружена следующая надпись: «Синаххериб, царь вселенной, царь Ассирии, говорит: на большое расстояние, в дополнение к весенним потокам с гор, справа и слева от него я приказал прорыть канал в долину Ниневии. Над глубоким ущельем я приказал построить мост из белого камня. Я приказал пустить через него эти воды».

Знаменитые башни Ниневии гордо высились над полноводным Тигром, как в зеркале отражаясь в его быстротечных водах; из ворот ее мощные ассирийские полки выступали в поход и возвращались с победой, с огромными сокровищами покоренных народов. [130]

Прежние столицы Ассирии, Ашшур и Калах, отступили на задний план перед перестроенной и расширенной Ниневией. Последующие ассирийские цари предпочитали жить в любимом городе Синаххериба и продолжали украшать его новыми зданиями и сооружениями.

В 1854 г. обнаруживший Ниневию английский археолог Лэйярд устроил в лондонском Хрустальном дворце выставку своих находок и посетители увидели богатство и великолепие Ниневии.

С немым восхищением они рассматривали реконструированные комнаты, церемониальные залы, статуи и барельефы ассирийских царей, и прежде всего стену из кирпичей, покрытых многоцветной глазурью, чего не знала до ассирийцев ни одна другая древняя архитектура.


1) Г. Масперо. Во времена Рамзеса и Ассурбанипала. II. Ассирия. М., 1916, с. 229-235.


Назад К оглавлению Дальше

























Написать нам: halgar@xlegio.ru