Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
Перевод В. М. Кремковой и М. Е. Сергеенко Компиляция переведенных фрагментов
РГИ: XVIII книга ЕИ посвящена зерновым культурам и их возделыванию. Список источников состоит из 29 римских писателей и 51 греческого автора, из которых особенно известны Марк Варрон, Катон, Цицерон, Овидий, Вергилий, Колумелла, Корнелий Непот, Гомер, Гесиод, Демокрит, Феофраст, Ксенофонт.
II: 7, 8.
IV: 15, 16, 17.
X: 55.
XII: 63, 66.
XIII: 71.
XXII: 96.
XXIII: 97.
XXIV: 100.
XXX: 121, 149.
XXXII: 124.
XXXVII: 137.
XLIX: 183.
L: 187.
LII: 191.
LIII: 194.
LVII: 213.
LXII: 231.
XLIV: 273.
LXXIII: 301, 302.
LXXVII: 337.
LXXVIII: 341.
Сидорович О.В. Анналисты и антиквары. М., 2005. стр. 122.
II.7. Нума установил почитать богов плодами и проявлять поклонение соленой мукой, а также, как передает Гемина, печь пирог из полбы, так как полезнее принимать в пищу жареное.
Таронян.
II.8. (...) Сейю называли так по сеянию, Сегесту — по всходам. Их изображения мы видим в Цирке, — третью из них называть под кровлей грешно.1) (...)
1) Судя по сообщениям у Тертуллиана (О зрелищах, 8), Августина (О граде божьем, IV, 8), Макробия (I, 16, 8, — здесь Макробий говорит, что в древности нельзя было называть по имени Сейю, Сегетию, Тутилину), под третьей из них имеется в виду Тутулина (или Тутилина). Эти три статуи стояли на одном подножии на спине Большого цирка (в Риме), в связи с тем, что в древности на его месте был центр аграрных культов (см. примеч. 1 к XXXVI, 102). Это были (в древности, по-видимому, не персонифицированные) божественные силы с отдельными единичными функциями и соответствующим покровительством, каких было очень много в римской религии. Их (точно идентифицированные) изображения неизвестны. Сейя (Seia), имя которой Плиний производит (по сеянию — a serendo) от глагола sero («сеять»; современные исследователи считают эту этимологию неясной), была покровительницей посева, находящегося под землей и еще не проросшего. Сегеста (по всходам — a segetibus; эту этимологию считают народной), или, как во всех остальных источниках, Сегетия, — была покровительницей уже проросших и созревающих посевов. Тутулина, или Тутилина (имя которой производили от слова tutela — «покровительство, защита»; по мнению некоторых современных исследователей, это была первоначально родовая богиня рода Тутилиев, которую народная этимология связала с tutela) — была покровительницей собранного урожая (и, как кажется, богиней-покровительницей вообще).
Таронян. |
АСПИ |
IV.15. (...) Луций Минуций Авгурин, который обвинил Спурия Мелия, понизил в течение трех нундин цену полбы до одного асса, когда был одиннадцатым в числе народных трибунов, за что ему была поставлена народом на собранные средства статуя, за Тригеминскими воротами.1) |
IV.15. (15-17.) Плебейский эдил Маний Марций (в 456 г. до н.э.) первый раздавал народу хлеб по ассу за меру (8754 л.) Одиннадцатый народный трибун Луций Минуций Авгурин (в 447 г. до н.э.)... в течение трех базарных дней довел цену на муку до асса. За это за Тройными воротами ему была воздвигнута статуя на деньги, собранные народом. |
1) См.: XXXIV, 21 с примеч. 1.
Таронян. |
АСПИ |
IV.16. Сей во время своего эдильства снабжал народ зерном по одному ассу, за что и ему были посвящены статуи на Капитолии и Палатине, а когда он умер, к погребальному костру его нес на плечах народ.1) Передают, что в лето того года, когда в Рим была привезена Матерь богов, урожая было собрано больше, чем за десять предыдущих лет.2) (...) |
IV.16. Тит Сей в свое эдильство (в 409 г. до н.э.) давал народу хлеб по ассу; за это и ему поставили статуи на Капитолии и на Палатине, а после смерти народ отнес его на костер на своих плечах... |
1) Имя в рукописях испорчено. В одних изданиях принимается исправленное чтение «Сей» (Seius), в других — «Тит Сей» (Т. Seius). В Реальной энциклопедии Паули–Виссова этот предположительный Тит Сей отождествляется с Марком Сеем, курульным эдилом 74 г. до н.э. (с которым отождествляют и Сея принимающие чтение «Сей»). Плиний в XV, 2 сообщает, что Марк Сей, сын Луция, в 680 году от основания Рима (= 74 г. до н.э.), когда был курульным эдилом, снабжал в течение года римский народ оливковым маслом по 1 ассу за 10 фунтов. Цицерон (Об обязанностях, II, 58) говорит, что Марк Сей, во время дороговизны, когда был эдилом, снабжал народ зерном по ассу за модий (и благодаря этому освободился от сильной и застарелой ненависти народа к нему). Неизвестно, идентичен ли с ним римский всадник Марк Сей, упоминаемый у Плиния (X, 52) и Цицерона (В защиту Гнея Планция, 12). Однако в Лёбовском издании Плиния, в котором принимается чтение «Тит Сей», на полях указывается год его эдильства — 345 г. до н.э. (в словаре Паули — Виссова такой Тит Сей не упоминается).
Об этих почестях Сею известно только по данному сообщению Плиния.
2) См.: VII, 120 с примеч. 2.
АСПИ
IV.17. Марк Варрон передает, что в тот год (150 до н.э.), когда Луций Метелл провел в своем триумфе огромное количество слонов, мера хлеба продавалась за асс, за столько же, (за сколько) конгий вина, 30 фунтов сухой смоквы, 10 фунтов оливкового масла, 12 фунтов мяса. И это изобилие вытекало не из обширных поместий, посягавших на соседей, так как, по закону Лициния Столона (366 г. до н.э.), размеры земельной собственности были ограничены 500 югерами, и сам он был осужден на основании собственного закона, когда, представив в качестве подставного лица своего сына, пытался захватить большее владение.
Восток.
X.55. <...> В эти 10 лет из Индии в Италию было привезено просо темного цвета, с крупными зернами, со стеблем, похожим на тростник. Оно вырастает высотой до 7 стоп, с пребольшими метелками (их называют фобами),1) самое урожайное из всех плодов. Из одного зерна родится три секстария. Сеять его следует во влажных местах. <...>
1) Фоба (phoba) = греч. φόβη (пучок; прядь и др.; здесь — метелка растений).
РГИ.
XII.63. Есть много сортов пшеницы, которые вывели народы... Греция одобряла и понтийскую пшеницу, которая не доходит в Италию.1)
1) Ср. описание пшеницы в «Исследовании о растениях» Феофраста: «Есть много видов и у пшеницы, которые называются просто по месту их родины: есть пшеница ливийская, понтийская, фракийская, ассирийская, египетская, сицилийская» (VIII, 4, 3). Далее Феофраст характеризует виды пшеницы, относя понтийскую к «легким». Это мягкая пшеница Triticum aestivocompactum. В V—IV вв. до н.э. экспорт пшеницы из греческих колоний на северном берегу Черного моря достигал весьма значительных размеров. В письменных источниках сохранились сведения об огромном количестве пшеницы, вывозимой в середине IV в. до н.э. с Боспора в Афины. Демосфен в речи против Лептина (XX, 31 след.) отметил, что Боспор доставляет Афинам половину всего ввозимого в город хлеба и это составляет 400000 медимнов или около миллиона пудов хлеба в год. По свидетельству же Страбона, в V в. до н.э. Боспор через свою гавань в Феодосии вывозил еще большее количество пшеницы (VII, 4, 6). К I в. н.э. времена столь интенсивной торговли хлебом между колониями Северного Причерноморья и Грецией были далеко позади. Поэтому неслучайно у Плиния говорится в прошедшем времени «одобряла понтийскую пшеницу».
РГИ.
XII.66. В настоящее время из тех сортов [пшеницы], которые доставляют в Рим, самый легкий — галльский и ввозимый из Херсонеса,1) так как модий такой пшеницы не превышает двадцати либр, если взвешивать очищенное зерно.2)
1) Хотя у Плиния не сказано, о каком именно Херсонесе идет речь, можно быть уверенным, что имеется в виду Херсонес Таврический. С середины I в. н.э., после военной помощи Плавтия Сильвана, Херсонес оказался в вассальном положении по отношению к Риму (ср. выше IV, 85 и примеч. 247), и доставка хлеба «в столицу империи», по всей вероятности, была одной из форм его обязательств.
2) Использовав это сообщение Плиния, А. Жарде (Jarde 1925, 32) вычислил вес одного гектолитра галльской и херсонесской пшеницы. Он равнялся 74 кг. Такой вывод подтвержден и экспериментальным путем. Археологами обнаружено в Северо-Западном Крыму сгоревшее зерно и установлено, что до биологического сгорания 1 гектолитр его весил 74,7 кг (Щеглов А. К 1978, 106).
Восток.
XIII.71. Первым из всех злаков сеют ячмень. Мы приведем и дни посева для каждого рода, после того как будет описана природа каждого из них по отдельности.1) Ячмень у индов — посевной и дикий, из которого у них хлеб отменный и каша.2) Особенно же любят они рис, из которого приготовляют тисану,3) которую остальные смертные приготовляют из ячменя. Листья риса — мясистые, похожие на листья порея, но более широкие. Высота у него — в локоть, цветок — пурпурный, корень — с двойной округлостью.4) <...>
1) Ниже, § 201 сл.
2) См. № 4. IV, 4, 9.
3) Тисана (tisana) — из греческого πτισάνη (птисана), «ячневая каша» и «ячменный отвар».
4) См. рис. {в книге отсутствует. OCR.}
Восток.
XXII.96.) Злаками летними назвали мы сезам, просо, паник.1) Сезам привозится от индов. Из него они делают и масло. Цвет его — белый. <...>
1) Паник — см. просо.
АСПИ
XXIII.97. Большая часть Италии пользуется простою молотьбою, но также и колесами, вращаемыми при помощи воды, а иногда и жерновом.
Латышев. |
РГИ. |
XXIV.100. Просо любят в особенности жители Кампании и приготовляют из него белую кашу; делается из него также очень вкусный хлеб. Сарматские племена также по большей части питаются этой кашей и даже сырой мукой, примешивая к ней кобылье молоко или кровь из голенных жил1). |
XXIV.100. В Кампании особенно любят просо и готовят из него белую кашу. Из него же получается и очень вкусный хлеб. Сарматские племена также питаются по большей части этой кашей и не сваренной даже мукой, прибавив к ней либо конское молоко, либо кровь из вен голени лошадей.2) |
1) [Ср. Verg., Georg. III, 461 сл., где подобный обычай приписывается фракийским бисалтам].
2) Просо (Panicum miliaceum L.) — самое твердое зерно, рано распространившееся в Европе, Сибири и Восточной Азии (см. о нем: Mason 2008, 428-429). О возделывании проса в Северном Причерноморье писал Геродот (IV, 17). Элиан считал просо главной пищей сарматов и меотов (Var. hist. III, 39). Об обычае сарматов смешивать просо с кровью коня см. у Марциала (I, 3, 4): «Вот появился сармат, вскормленный кровью коня». Вергилий (Georg. III, 461-463) пишет, что кровь из голеней лошадей добавляли в пищу гелоны и жители Фракии бисалты. См. также: Colum. II, 9, 14.
ДрГерм. |
РГИ. |
XXX.121. Бобы растут и без посева [и притом] во многих местностях, как, например, на островах Северного океана (Северного моря), которые наши соотечественники называют поэтому бобовыми. … |
XXX.121. [Бобы] рождаются и сами по себе обычно в таких местах, как на островах Северного моря, которые наши [авторы] называют «Бобовыми».1) |
1) В IV, 94 Плиний называл в Балтийском море остров Бавнония, название которого означает «Бобовый» (см. примеч. 330). Настоящее место — первое в античной литературе упоминание растения, которое произрастает на севере Европы и называется Pisum maritimum (Morton 1986, 91).
Перевод Г.М. Севера.
XXXII.124. По своей природе турецкий горох обладает соленостью, по какой причине может иссушить землю, и его нужно сажать только выдержав день в воде. Это растение отличается значительным разнообразием в отношении размера, цвета, формы и вкуса. Горошины одного сорта напоминают формой баранью голову, по какому обстоятельству сорт получил название «бараний»; бараний горох бывает и белый, и черный. Бывает также голубиный турецкий горох, известный среди некоторых как «горох Венеры»; он белый, круглый и гладкий, размером меньше бараньего; используется во время ночных празднеств и всенощных бдений. Посевная чина1) также является побочным сортом турецкого гороха, неровным и угловатым, как обычный горох. Самый сладкий вкус у гороха, который больше всего напоминает чечевицу;2) стручок у черных и красных сортов закрыт плотнее, чем у белых…
1) [Посевная чина.] Lathyrus sativus.
2) [Чечевицу.] Ervum vicia или Ervum ervilia; виковая чечевица.
Сергеенко М.Е. Удобрение хлебных полей в древней Италии // Архив истории науки и техники. Вып. 4. Л., 1934.
XXXVII.137. …вика утучняет поля…
ДрГерм.
XXX.149. Первым порождением болезненных изменений хлебных злаков является овес (avena); и ячмень (hordeum) в результате вырождения превращается в пего, так что овес сам становится чем-то в роде хлебного злака (frumenti): ведь сеют же его германские племена, которые и питаются именно овсяной кашей (pulte), а не какой-либо иной. Такое вырождение хлебных злаков происходят главным образом от влажности почвы и сырого климата.
ДрГерм.
XLIX.183. Не могу обойти молчанием один недавний случай, имевший место два года назад в стране треверов (ia Treverico agro). А имепно: когда их посевы пострадали от очень сильных зимних холодов, они вновь засеяли поля (reseverant etiam campos) в марте и затем собрали исключительно обильную жатву.
Кузищин В. И. Из истории римской агрономии, I в. н.э. // Вопросы истории древнего мира и средних веков. Минск, 1977.
L.187. Вергилий убеждает оставлять нивы через год под паром: если размеры имения допускают, это, несомненно, самое лучшее.
Кузищин В. И. Из истории римской агрономии, I в. н.э. // Вопросы истории древнего мира и средних веков. Минск, 1977.
LII.191. На нежной земле можно, сняв ячмень, сеять просо, убрав его — репу, и сняв ее, опять ячмень или пшеницу, как в Кампании.
Сергеенко М.Е. Удобрение хлебных полей в древней Италии // Архив истории науки и техники. Вып. 4. Л., 1934.
LIII.194. …некоторые считают, что поле лучше всего удобрить пребыванием на нем мелкого скота, который огораживают под открытым небом сетями…
ФРГФ |
Гесиод. Полное собрание текстов. М., 2001. Фрагмент 290. Пер. О.П. Цыбенко. |
LVII.213. По словам Гесиода (под его именем также сохранилась «Астрономия»), утренний заход Плеяд приходится на осеннее равноденствие, по словам Фалеса [11А18] — на 25-й день после равноденствия. | LVII.213. Гесиод, под именем которого сохранилась также "Астрология", сообщает, что утренний закат Плеяд имеет место во время осеннего равноденствия. |
Материалисты Древней Греции, М., 1955. стр. 122. Пер.: А.О. Маковельский = Маковельский А.О. Демокрит // Известия Азербайджанского университета. Вып. 6-7. Гуманитарные науки. Баку, 1926.
LXII.231. Демокрит полагает, что зима будет такая, каким был кратчайший день в году и три дня до него и после него; подобным же образом самый длинный день [в году и три дня до него и после него определяют, каково] будет лето. 312. Далее, одинаково думают, [что бывает редко], Филипп... Демокрит, Эвдокс, что за 4 дня до октябрьских календ (28 сентября) восходит утром Козочка и за три дня до [тех же] календ (29 сентября) Козлята.
Маковельский А.О. Демокрит // Известия Азербайджанского университета. Вып. 6-7. Гуманитарные науки. Баку, 1926.
XLIV.273. Передают, что Демокрит, который первый постиг и показал связь неба с земными явлениями, причем богатейшие из граждан с пренебрежением смотрели на этот труд его, (так вот этот самый Демокрит), предвидя будущую дороговизну масла на основании (наблюдений над) восходом (созвездия) Вергилий (каким образом это мы выше сказали и теперь указываем яснее), скупил все масло во всей стране при значительной в то время дешевизне маслины в виду надежд (на ее урожай). Этому поступку его удивлялись те, кто знал, что он выше всего ставил нестяжание и спокойное занятие науками. Когда же обнаружился результат дела и последовал огромный приток денег (к Демокриту), последний вернул доход владельцам (маслины), которые в своей беспокойной жадности раскаивались (в совершенной ими сделке). Он же был доволен тем, что доказал, что ему легко было бы разбогатеть, если бы он пожелал.
Архитектура.
LXXIII.301. Некоторые советуют возводить житницы, не щадя трудов, с кирпичными степами, толщиной в три фута, притом наполнять их сверху, не допускать дуновения ветра и не делать ни одного окошка; другие советуют обращать окна только на летний восток [северо-восток] или на север и строить житницы без извести, потому что хлеб ее не переносит; наставление относительно оливкового отстоя мы уже приводили [XV, 8, 8].
Архитектура.
LXXIII.302. В других местах, наоборот, строят деревянные зернохранилища на стояках и предпочитают, чтобы их продувало отовсюду, даже с пола. Некоторые вообще полагают, что зерно на высоком настиле усыхает, а находясь под черепичной крышей, сгорает.
Архитектура.
LXXVII.337. Третья линия, считая от севера, которую мы провели поперек тени и назвали декуманом, проходит в направлении к равноденственному востоку и Субсолану — ветру, который греки зовут Апелиотом. В эту сторону в здоровых местностях должны быть обращены усадьбы и виноградники. Этот ветер, однако, приносит небольшие дожди. Фавоний суше; он дует со стороны, противоположной Субсолану, с равноденственного запада, и называется у греков Зефиром. Катон советовал разбивать оливковые сады таким образом, чтобы они были обращены в сторону этого ветра.
Маковельский А.О. Демокрит // Известия Азербайджанского университета. Вып. 6-7. Гуманитарные науки. Баку, 1926.
LXXVIII.341. Передают, что тот же самый Демокрит дал совет своему брату Дамасу, жавшему во время сильной жары, чтобы тот перестал жать и поспешно свез сжатый хлеб под кровлю, причем вскоре, по истечении немногих часов, предсказание его было подтверждено яростным дождем.
Архитектура – Архитектура античного мира. М., 1940. «Новые переводы для настоящего сборника исполнены С.А. Аннинским (… большая часть отрывков из … Плиния…)… Прочие новые переводы исполнены составителями {В.П. Зубов, Ф.А. Петровский}».
АСПИ – Античный способ производства в источниках. Л, 1933.
Восток – Древний Восток в античной и раннехристианской традиции. М, 2007. Пер.: Г.А. Таронян.
ДрГерм – Древние германцы, М., 1937.
Латышев – В.В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Вестник древней истории, 1949, №2.
Материалисты Древней Греции, М., 1955.
РГИ – Подосинов А.В., Скржинская М.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. М., 2001.
Сидорович О.В. Анналисты и антиквары. М., 2005. стр. 122.
Таронян – Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. Пер. с латинского, предисловие и примечания Г.А. Тароняна. М., 1994.
ФРГФ – Фрагменты ранних греческих философов, часть 1. М., 1989. Пер.: А.В. Лебедев.
Написать нам: halgar@xlegio.ru