выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
[122]
Основные итоги изучения катакомбных памятников на территории бассейна Северского Донца могут быть сведены к следующим:
1. Выделена группа раннекатакомбных погребений, предшествующая появлению донецкой катакомбной культуры, погребальные сооружения двух разновидностей, из которых ведущей формой являются Т-катакомбы, тип, применявшийся затем на Донетчине вплоть до позднекатакомбного времени и не являющийся т.о. атрибутом преддонецких катакомбных погребений. Спецификой является использование камня в заслонах устий камер. Керамика представлена сосудами, близкими к керамике нижнедонских преддонецких катакомб (3 вариант XI группы по В.Я.Кияшко), и сосудами ямной культуры. Характерными являются бронзовые ножи с клинком удлиненно-листовидной формы с расширением у черенка в форме полукруга (тип 1), серебряные подвески в 1,5-2,5 оборота, серия кремневых скребков. Контакты с энеолитическими культурами, прослеживаемые в позах костяков (сидячая поза; положение на спине, слабоскорчено, с руками вдоль туловища), в инвентаре (керамика энеолитического облика, аналогии бронзовым ножам в степных поздне- и постмайкопских древностях), сопоставление с инвентарем ямной культуры и примеры обоюдной стратиграфии позволяют утверждать, что время существования преддонецких катакомб в данном регионе соответствует периоду степной ранней бронзы. По привязкам к абсолютным датам для третьего этапа куро-аракской культуры, с одной стороны, и Михайловки II, с другой, нижний рубеж для ранних катакомб Донетчины определяется ок. 2400-2300 гг. до н.э. На рубеже ок. III-II тыс. до н.э. эти памятники сменяются памятниками донецкой культуры.
Культурной определенностью обладают, по-видимому, нижнедонские преддонецкие катакомбы 3 варианта XI группы по В.Я. Кияшко и катакомбы Донетчины с идентичной керамикой, выделяемые в кадамовский культурный тип.
2. Раннекатакомбные комплексы сменяются погребениями раннего (кубкового) этапа донецкой культуры. Отчетлива резкая трансформация культурного комплекса по сравнению с предыдущими памятниками. Ведущей формой погребального устройства становятся катакомбы с параллельным сопряжением шахты и камеры, скорченность костяков становится больше. Керамика характеризуется [123] кубковыми формами с резким трехчастным членением сосуда (кубки А и Б), орнаментированными тесьмой. Основной формой ножа становятся ножи с клинком подромбовидной формы. Характерны ожерелья из мелких бронзовых украшений северокавказского происхождения, костяные изделия единичны. В конце этапа появляются курильницы без внутреннего отделения. За основу периодизации памятников донецкой культуры и выделения ее раннего этапа взята модифицированная здесь классификация катакомбных ножей С.Н.Братченко, сопоставленная с вариациями в декоре сосудов. К раннему этапу отнесена керамика с орнаментацией по шейке косо в елочку поставленным штампом. Анализ прочего инвентаря этому не противоречит. Именно ранний этап этой культуры сопоставим с ранними катакомбами эпохи средней бронзы в калмыцкой степи (горизонт С по В.А. Сафронову), ранним этапом северокавказской к.и.о.; нижний хронологический рубеж - не позже рубежа тыс. до н.э. В главе констатируется, что происхождение донецкой культуры сводится к выяснению происхождения раннедонецкого кубка А, его орнаментации и формы. В инвентаре раннего этапа донецкой культуры отчетливы связи с Кавказом и т.о. поиск искомого прототипа кубка возможно вести там же. Тесьма раннедонецких кубков не степного происхождения, ее источник - тесьма металлических рельефных литых украшений (оттиски подобных металлических штампов?) на Северном Кавказе, имеющая местный кавказский генезис в металле же. По орнаменту (концентрические круги в соединениях) с возможным идентичным сюжетом (изображение лотоса) и форме сосудов раннедонецкие кубки А близки к ранней куро-аракской керамике, где возможную передаточную во времени роль сыграл металл, сохранивший сюжеты и смыслы декора этой керамики. Прототипом орнаментации и особенностей формы кубков Б является керамика из нижнедонских преддонецких катакомб (кадамовский тип).
3. Содержание позднекатакомбного периода (термин используется вслед за С.Н.Братченко) составляют памятники 4 катакомбных групп. Хронологическим репером для определения начала этого периода является Привольненский клад, один из ножей которого с расширением у острия (ОАК за 1894 г., рис. 61) соответствует стандарту обычных позднекатакомбных ножей региона, неизвестных здесь в раннедонецкое время.
4. Понятие о памятниках, принадлежащих к манычскому [124] кругу на Донетчине в настоящей работе существенно шире используемого в работе С.Н.Братченко, поскольку сюда, помимо комплексов с реповидной керамикой, наш включены и погребения с раструбошейными сосудами, составляющие основу бахмутского тина, впервые выделенного исследователем. И те, и другие погребения характеризуются близкими формами погребальных сооружений (5 типов), претерпевающими сходные хронологические трансформации, то же относится к керамике и остальному (малочисленному) инвентарю. Вариации в формах и декоре раструбной керамики послужили основой для выделения двух этапов существования этой группы памятников. Если на раннем этапе раструбная керамика характеризуется специфическим шнуровым декором и использованием лишь одной разновидности рельефного орнамента (волнистый валик в основании шейки) на близких формах сосудов, то на позднем этапе очевидны значительные изменения в декоре и формах, связанные с усвоением орнаментики и особенностей форм реповидной керамики, вплоть до образования гибридных форм. Спецификой остального инвентаря является использование ножей с расширением у острия и упором у черенка (пиковидные формы по С.Н.Братченко). Выделение ранней раструбошейной керамики со специфическим шнуровым декором (группы А, Б), синхронизируемой с ранним этапом среднедонской культуры (по А.Т.Синюку), позволило выделить в Среднем Подонье погребения с идентичной по форме и шнуровому декору керамикой, в большей степени претендующей считаться ранней среднедонской керамикой левобережного варианта этой культуры, чем погребения со слабопрофилированными сосудами с елочной орнаментацией, учтенные в периодизации А.Т.Синюка. Подобная раструбошейная керамика на Донетчине и в Среднем Подонье, очевидно, имеет общее происхождение в среде манычского круга памятников.
5. Погребения среднедонской культуры. Катакомбы с параллельным сопряжением шахты и камеры, обычные также для прочих позднекатакомбных групп на Донетчине. В керамике помимо высоких сосудов с трехзонным расположением орнамента, составляющих среднедонскую классику, здесь выделены и другие формы. Это приземистые раструбошейные сосуды, внешне близкие к идентичной керамике манычского круга памятников, но орнаментированные елочкой по всему тулову и часто среднедонскими мотивами по шейке (тип 1Б). Сосуды с вертикальной шейкой, морфологически близкие [125] к донецким формам, но с иным типом орнамента по шейке и тулову (тип 2Б) не являются прототипами для прочей среднедонской керамики, т.к. все учтены для второго этапа этой культуры. Реповидная керамика - миниатюрных размеров, специфична для детских захоронений. В целом, коллекция исследуемой керамики относится ко второму этапу среднедонской культуры по А.Т.Синюку. В ранний этап (правобережного варианта по А.Т.Синюку) отнесены два комплекса с керамикой с трехзонной орнаментацией, т.е. уже отчетливо среднедонским декором (Каменка 15/3, рис. 33, 2; Сватово 17/5, рис. 33,4) и комплекс со схожей керамикой в Среднем Подонье (Павловск 14/4, рис. 34,15).
6. Погребения с керамикой с елочной орнаментацией обычно рассматриваются как погребения донецкой культуры. В главе показано, что тем не менее они имеют собственную культурную специфику и происхождение, отличные от донецкой культуры. Помимо катакомб с параллельным сопряжением шахты и камеры погребения совершались в ямах. Стереотип керамики отличается от донецких форм: это слабопрофилированные горшки двух типов с широкой, низкой, часто желобчатой шейкой иногда с упором в основании, орнаментированные в основном гребенчатым и мелкозубчатым штампами. Показательно частичное несовпадение ареалов этой группы погребений и позднедонецких памятников: на западе региона керамика с елочным декором малочисленна, тогда как на востоке и северо-востоке она известна за пределами распространения донецкой культуры. С продвижением на Донетчину этой группы памятников, архаической по происхождению, связано распространение в восточной части региона помимо этой группы также и в позднедонецких памятниках ямного устройства могил, специфических форм пастовых украшений (бородавчатые пронизи, рубчатые бусы), изделий из кости, бронзовых поонизей с петлей, орнаментация придонных частей донецких сосудов гребенчатой елочкой. При этом погребения с керамикой типа 1,возможно,были адоптированы в донецкую культуру.
7. Позднедонецкие памятники охватьшают большинство учтенных погребений донецкой культуры. Помимо катакомб с параллельным сопряжением шахты и камеры появляются погребения в ямах. Керамика характеризуется редкостью высокошейных кубковых форм, исчезновением поддонов, орнаментации шеек косо в елочку поставленным штампом. Основу керамического комплекса составляют короткошейные сосуды, орнаментированные преимущественно треугольными [126] композициями. Бронзовые ножи отличаются от раннедонецких, характеризуются расширением клинка у острия, плавным или рельефно выделенным; используются также ножи с параллельными краями клинка. Отчетлива ареальная дифференциация позднедонецких памятников. Так, западная часть региона характеризуется сохранением архаики в обряде и инвентаре (высокошейная керамика, близкая к кубковым формам, круги в орнаменте, бронзовые украшения и проч.), тогда как восточная часть характеризуется обилием новаций, активностью ассимиляционных процессов (появление слабопрофилированных и баночных форм керамики, вертикальных композиций в орнаменте, появление погребений в ямах и проч.). Памятники этого этапа синхронизируются с ранним и средним этапами среднедонской культуры.
8. Для реконструкции историко-культурных процессов в степи существенно отметить, что побудительные импульсы к переменам в степных культурах эпохи средней бронзы исходят в это время со стороны кавказского региона. Так, это обусловило создание донецкой культуры. Начало позднекатакомбного периода, характеризующегося созданием большинства известных к настоящему времени катакомбных культур, оформлением катакомбной к.и.о., очевидно, связано с появлением и распространением в степи предкавказской культуры (манычского круга памятников по С.Н.Братченко). Активность культурообразовательных процессов в этот период характеризуется двумя компонентами: ростом мобильности населения как общей тенденции в степи в это время (свидетельства: появление в шахтах катакомб повозок, колес и их моделей, костей тягловых животных, появление погребений мастеров-изготовителей повозок. На территорию Донетчины в это время продвигаются памятники трех новых катакомбных культурных групп) и ростом милитаризации степи, о чем свидетельствует резкое увеличение предметов вооружения в могилах. При этом отмечается, что проникновение такого этнографически существенного элемента, как керамика, одной культуры на территорию другой культуры, отражено прежде всего в детских захоронениях (межкультурные браки?). Выделяются погребения "лидеров", характеризующиеся наибольшими затратами труда при земляных работах (глубокие, обширные могилы, сооружение насыпей), ценностью сопроводительного инвентаря (бронзовые ножи), позднее сюда добавляются комплекты для изготовления стрел, готовые наконечники стрел с возможной функцией инсигний власти.
Написать нам: halgar@xlegio.ru