Система Orphus

Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Глава III.
Государственное управление

Египетское государство в период царствования фараонов XVIII династии обладало всеми чертами древневосточной деспотии. К. Маркс и Ф. Энгельс в различных своих трудах отметили типичные черты древнейшего классового, точнее, древнейшего рабовладельческого государства, которое возникло в восточных странах в связи с появлением рабовладельческой эксплуатации, однако в тот период, когда еще в значительной степени сохранялись сельские общины. Наблюдая пережиточное сохранение сельских общин в Северной Индии, Маркс в 1853 г. указал на то, что эти общины, которые он называл «идиллическими республиками», были прочной основой азиатского деспотизма: «Эти идиллические республики, ревниво охраняющие лишь границы своих общин от вторжения соседних общин, существуют еще и доныне в довольно хорошо сохранившемся виде в northwestern parts of India (северо-западных частях Индии. — В. А.), которые недавно достались англичанам. Я полагаю, что трудно придумать более солидную основу для застойного азиатского деспотизма».1)

Наряду с этим Маркс в результате глубокого изучения целого ряда исторических фактов установил, что при этой своеобразной форме восточного деспотизма сохранялось в течение длительного времени общинное землевладение, хотя высшим или верховным собственником всего земельного фонда считалось государство в лице восточного деспота, которого Маркс образно называл «связующим единством». Эта мысль постепенно формулируется и уточняется в трудах Маркса и Энгельса. В рукописи Маркса, относящейся к 1856—1857 гг., мы найдем существенно важную характеристику «коллективной земельной собственности, покоящейся на восточной общине [80] (auf der Orientalischen Kommune)», которую Маркс, очевидно, считал первой формой земельной собственности. По его словам, «эта форма, в основе которой лежит то же самое основное отношение {т. е. коллективная собственность на землю}, сама может реализоваться самым различным образом. Например, ей нисколько не противоречит, что, как в большинстве основных азиатских форм, связующее единство, возвышающееся над всеми этими мелкими коллективами, выступает, как высший собственник или единственный собственник, в силу чего действительные общины выступают лишь как наследственные владельцы».2)

Несколько далее Маркс уже твердо и определенно указывает, что «в условиях восточного деспотизма и юридически кажущегося отсутствия при нем собственности, на деле в качестве его основы существует эта племенная или общинная собственность, порожденная по большей части сочетанием промышленности с сельским хозяйством в рамках мелкой общины».3)

Эта же мысль с предельной четкостью выражена была и Энгельсом в «Анти-Дюринге» в следующих словах: «...Восточный деспотизм был основан на общинном землевладении».4)

Наконец, взаимоотношение между частным и общинным землевладением и землепользованием, с одной стороны, и верховным правом государства на земельную собственность, с другой стороны, в условиях восточного деспотизма глубоко охарактеризовано Марксом в «Капитале»: «Государство здесь верховный собственник земли. Суверенитет здесь — земельная собственность, концентрированная в национальном масштабе. Но зато в этом случае не существует никакой частной земельной собственности, хотя существует как частное, так и общинное владение и пользование землей».5)

Это древнейшее рабовладельческое государство, которое раньше всего возникает в восточных странах в форме древневосточной деспотии, постепенно приобретает типичные черты бюрократической и централизованной монархии. Тщательное изучение всех доступных в то время исторических материалов и источников позволило Марксу и Энгельсу еще в 1853 г. отметить наиболее существенные, как бы основные государственные ведомства или центральные органы государственного управления, существовавшие в условиях восточного деспотизма: «В Азии с незапамятных времен существовали лишь три отрасли управления: финансовое ведомство, или ведомство по ограблению собственного народа, военное ведомство, или ведомство по ограблению соседних народов, и, наконец, ведомство публичных работ».6) [81]

Вполне естественно, что в древневосточных аграрных странах, в которых земледелие было основано на искусственном орошении, «Public works (общественные работы. — В. А.) являются делом центральной власти»,7) причем «ирригационные каналы, играющие очень важную роль у азиатских народов, средства сообщения и т. п. представляются в этом случае делом рук высшего единства — деспотического правительства, вознесшегося над мелкими общинами».8)

С течением времени возникает и оформляется ряд других ведомств; среди них видное место занимает судебное ведомство, целью которого является создание юридических гарантий безопасности правящего класса рабовладельцев для наиболее эффективной эксплуатации масс рабов и бедняков. Весьма важную роль в управлении государством играло чиновничество, состоявшее из жрецов и писцов, тесно связанных с рабовладельцами.

Идейной опорой древневосточной деспотии была религия, согласно догматам которой царь был земным божеством. Эта идеология обоготворения царя и царской власти имела целью укрепить авторитет деспота, деспотической государственности и всего рабовладельческого строя в целом. Культ царя существовал во всех древневосточных странах, но достиг особенно яркого выражения и широкого распространения в древнем Египте, где жречество в течение тысячелетий внушало массам мысль о божественном происхождении и священном авторитете царя и царской власти. Естественно, что в связи с этим большие богатства скапливались в храмах. «Часть прибавочного труда общины принадлежит высшему коллективу, существующему, в конечном счете, в виде одного лица, а этот прибавочный труд проявляется и в виде дани и т. п. и в коллективных видах труда, служащих для возвеличения единства — отчасти действительного деспота, отчасти воображаемого племенного существа — бога».9)

Но особенно существенно то, что древнейшей, первой формой деления общества на классы было деление на рабовладельцев и рабов. Поэтому древнейшее классовое государство было рабовладельческим, как на это ясно указал В. И. Ленин еще в 1919 г. в своей знаменитой лекции «О государстве».10) Изучение документов древневосточной истории, в частности истории древнего Египта в эпоху XVIII династии, дает возможность охарактеризовать древнеегипетскую деспотию этого времени, ее материальную базу, ее бюрократический характер, ее связь с жречеством, ее идеологическую основу, ее централизующую тенденцию, весь этот древнейший аппарат государственного насилия, «который давал в руки рабовладельцев власть, возможность управлять всеми рабами».11) [82]

Система государственного управления

Развитие рабовладельческого хозяйства, связанное с этим углубление классовых противоречий и развитие военно-захватнической политики требовали значительных изменений в системе государственного управления. Для управления огромным государством, границы которого в период XVIII династии простирались на северо-востоке вплоть до берегов Евфрата, а на юге — до 4-го нильского порога, необходим был достаточно мощный и централизованный аппарат государственной власти. Этот аппарат был нужен в первую очередь для подавления народных движений, которые неизбежно возникали как результат обострения классовых противоречий. Во-вторых, этот централизованный аппарат государственной власти был необходим для управления широко разветвленной сетью искусственного орошения, организации больших торговых экспедиций и координации управления разросшимися царскими и храмовыми поместьями. Выросшее на основе систематически проводившейся военно-захватнической политики, державшееся главным образом благодаря наличию большой и сильной армии, египетское государство времени XVIII династии было типичным для древнего Востока военно-административным объединением. Поэтому высшие представители государственной власти были наделены прежде всего высшей военной властью, что должно было способствовать максимальной централизации военной власти. Поскольку во главе египетского государства стоял обоготворенный фараон, «сын солнца от плоти его», как он называется в официальных надписях того времени, постольку вся высшая военная власть и командование войсками были сосредоточены в его руках. В надписях этого времени ясно указывается, что во главе египетских войск стоит сам фараон в качестве высшего представителя военной власти. Так, например, в надписи Тутмоса I говорится: «[Он] взял границы земли в свое владение. [Он] сокрушил обе крайние части ее своим могучим мечом, ища сражения, но не нашел никого, кто противостал бы ему. Он проник в долины, которых [его царственные] предки не знали. Не видели их те, которые носили двойную диадему коршуна и змеи... Южная граница его достигает до этой земли (Нубии. — В. А.), северная же — до перевернутой воды, которая течет вниз по течению реки, идя вверх по течению. [Подвластны] ему острова великого круга (т. е. моря. — В. А.), вся земля — под его ногами».12)

Еще раз подчеркнута высшая военная власть фараона в «Анналах Тутмоса III», в которых описывается битва при Мегиддо, когда «царь сам вел свои войска, мощный во главе [83] их, подобный языку пламени, царь, работающий своим мечом. Он двинулся вперед, ни с кем не сравнимый, убивая азиатов, поражая Речену, уводя их князей живыми в плен, а также их колесницы, обитые золотом, вместе с их лошадьми».13)

Та же мысль символически изображена на южном фасаде седьмого пилона Карнакского храма. Мы видим здесь фараона Тутмоса III, который в образе юного победоносного бога избивает сирийских пленников. Помещенная тут же надпись содержит перечень завоеванных стран и областей, названия которых заключены в картуши с головами пленников. Бог Амон и богиня Аментет подводят к царю символические изображения покоренных городов.

Материальной базой древнеегипетской деспотии была земля, верховным собственником которой считался царь. Поэтому царь имел полную возможность наделять военных командиров и чиновников земельными владениями в награду за их «верную службу». Так, командир корабля Яхмос, служивший трем первым фараонам XVIII династии, сообщает в своей автобиографии, что царь щедро наградил его не только золотом, рабами и рабынями, но также «весьма многочисленными землями».14) Царский зодчий Инени, живший при Хатшепсут и Тутмосе III, с гордостью говорит, что он получал регулярное продовольственное снабжение из «амбара царского дома ежедневно» .15) Очевидно, этот «царский дом» был не чем иным, как «царским поместьем», т. е. теми земельными владениями, которыми царь распоряжался непосредственно и доходы с которых царь часто жаловал в виде награды отдельным аристократам. Этот «царский дом» упоминается, в частности, и в «Инструкции везира Рехмира» в качестве особого дворцового управления.16) Большое царское поместье изображено на стенах гробницы чиновника Менены, который носил титул «писца полей Владыки Двух Стран, Верхнего и Нижнего Египта».17) Здесь показаны самые разнообразные сельскохозяйственные работы, которые производились в этом поместье. Мы видим, как при помощи длинного землемерного шнурка обмериваются поля под руководством самого Менены, которому сопутствуют четыре чиновника дворцового управления, из чего можно заключить, что поместье занимало большую территорию и требовало для управления им значительного штата особых чиновников. Далее Менена стоит в торжественной позе под особым балдахином со знаками чиновничьей власти, с большим посохом в одной руке и скипетром в другой. К нему приплыли на лодке управляющие царскими землями и доставили дары: круглые хлебы и пучки овощей. Одних, очевидно, наиболее усердных, он награждает [84] и приказывает умастить маслом, а других, не выполнивших своих обязательств, приказывает бить палками, что тут же весьма наглядно изображено. Еще дальше представлена колесница с двумя впряженными конями, на которой прибыл Менена. Сам Менена стоит под балдахином и наблюдает за молотьбой, провеиванием и подсчетом зерна. Результат подсчета записывается писцами.

Затем мы опять видим Менену, который на этот раз сидит на маленькой скамейке, наблюдая за жатвой, вспахиванием земли при помощи плугов и мотыг, за сбором урожая. Во всех этих работах участвует около 50 человек. Можно предполагать, что изображенные люди являются рабами, так как за их работой следят надсмотрщики.18)

В периоды наивысшей централизации государственной власти фараон, возглавлявший деспотию, считавшийся неограниченным властителем всей страны, с помощью чиновников управлял не только царскими, но и храмовыми землями. Именно поэтому, когда чиновник Инени был назначен «князем и начальником двух житниц», т. е. управляющим обширными складами, в которых накапливались и хранились натуральные поступления из царских поместий, он стал в то же самое время управлять и «полями храмовых владений».19) Вполне естественно, что в распоряжении царя находились и все лесные фонды страны. Поэтому только по царскому приказу везир мог послать людей для порубки смоковниц.20) Наконец, в «Инструкции везира Рехмира» говорится о том, что даже «недоимки» в Фиванской области и в столице взимались «согласно сказанному во дворце», т. е. по прямому приказу царя. Весьма возможно, что именно в Фиванской области находился особенно крупный массив царских поместий, которыми управлял от имени царя везир юга, в данном случае Рехмира.21) Для выполнения всех этих функций центральной власти фараон имел в своем непосредственном распоряжении особую канцелярию, в состав которой входило множество чиновников, а в эпоху Нового царства, в связи с усилившейся централизацией государственного управления, — особые «доверенные» лица, которым царь давал самые разнообразные поручения и которых посылал со своими приказами к правителям областей и начальникам городов. Ближайшим помощником царя по управлению центральной царской канцелярией был везир, которому царь передоверял ряд своих функций, как это видно из «Инструкций везира Рехмира». Так, везиру следовало «докладывать о каждом просителе, [который обращается] к царю, после того, как он изложит [свою просьбу] письменно. Это он будет отправлять всех доверенных царя, посланных к правителям областей и начальникам городов. Это он будет отправлять всех путешественников [85] и все экспедиции дворца».22) «Это он будет посылать воинов и писцов округа, чтобы выполнить указания царя».23) Таким образом, особые чиновники, носившие титулы «доверенных», служили своего рода связующим звеном между органами местной власти в лице правителей областей и высшей центральной властью в лице фараона и его помощника, везира. Распоряжения центральной власти передавались правителям областей через этих «доверенных», что способствовало усилению централизации государственного управления.

Важными функциями центральной власти были: управление каменоломнями и рудниками, устройство дорог и наблюдение за ними, организация больших торговых экспедиций в соседние страны. Выполнение этих обязанностей царь возлагал на высших сановников государства. Наконец, верховная судебная власть находилась в руках царя, и его неоспоримой прерогативой было назначение наказаний для наиболее опасных преступников.24)

Но особой специфической чертой древневосточной, в частности древнеегипетской, деспотии была концентрация в руках царя высшей религиозной власти, с чем очень тесно связана идеология обоготворения царя и царской власти. В эпоху Нового царства царский культ получает очень яркое и четкое выражение. В целях укрепления стародавних традиций все еще продолжает существовать или, может быть, только принимает новые формы культ великих фараонов Древнего царства. Об этом мы узнаем из надписи на марсельской статуе Хонтутебу, в которой упоминается жрец покойного царя VI династии Тети, носивший звание «писца жертвенника владыки Двух Стран».25)

Но если в эпоху Нового царства обоготворялись цари Древнего царства, то, конечно, и власть современных фараонов постоянно подкреплялась широкой пропагандой царского культа. Именно в эту эпоху принимает отточенную форму и широко распространяется и пропагандируется в искусстве представление о том, что царь был сыном бога «от плоти его». Древний титул фараона — «сын солнца» получает яркое и наглядное обоснование как в художественных изображениях, так и в религиозных текстах, в которых бог постоянно называет царя — «сын от плоти моей».26) В храмах устраивались особые залы, посвященные царскому культу, которые назывались «великий дом» или «здание его, находящееся в храме».27) На стенах зала обычно изображались главные моменты священной жизни обоготворяемого царя: его рождение, коронация, празднование 30-летнего юбилея и т. п. Эти изображения довольно хорошо сохранились в развалинах двух храмов XVIII династии: храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и храма [86] царя Аменхотепа III в Луксоре. Тот факт, что изображения в обоих храмах почти совершенно тождественны, говорит о том, что жречество выработало особую религиозную легенду и особый трафаретный тип художественной и религиозной пропаганды царского культа. Длинная серия религиозных изображений, имеющих целью доказать божественное происхождение царя и царской власти, обычно распадается на три группы: бракосочетание царицы и бога, рождение царевича (или царевны) и признание его богами в качестве своего потомка и земного воплощения божества. Священный рассказ начинается с пролога, в котором описываются события, якобы происходящие на небе. Бог солнца и верховный бог египетского государства и его столицы Амон сообщает совету девяти богов о рождении царевны и предрекает ей великое могущество.28) Далее следует довольно реалистическое изображение и описание того, как бог Амон спустился к царице, чтобы зачать ребенка. Бог Амон и царица Яхмос изображены сидящими на троне, который поддерживают богини. Помещенный тут же гиероглифический текст подробно описывает зачатие царевны и приводит речи бога и царицы. Амон предсказывает рождение царевны Хатшепсут, благословляет свою дочь и предрекает ей счастливое царствование и великое могущество.

«Соединяющаяся с Амоном, первая из достойных (Хатшепсут. — В. А.) — будет имя этой дочери, которую ты родишь, ибо так последовали слова твои. Она будет благодетельно царствовать во всей этой земле, ибо моя душа принадлежит ей, мое сердце принадлежит ей, моя воля принадлежит ей, моя корона принадлежит ей, дабы она правила над Двумя Странами, дабы она вела всех живущих...»29)

Эти слова, выражающие тесную связь между богом и царицей, должны были выразить основной догмат о божественном происхождении царя и царской власти.

Следующая группа изображений и текстов, охватывающая тему «рождение царевны», начинается с описания того, как Амон призывает бога-творца Хнума и говорит ему, что он зачал царевну. В ответ на это Хнум обещает Амону вылепить на гончарном круге ребенка и его двойника, что тут же изображено на рельефе.30) Далее художник показывает, как бог и богиня творческой силы Хнум и Хекет ведут беременную царицу в родильный покой. Царица под непосредственной охраной Амона проходит мимо богов. За этим следует сцена рождения ребенка и, наконец, важнейший для пропаганды царского культа эпизод «признания царевны богами». Бог Амон берет ребенка на руки и, как гласит текст, «сжимает, обнимает, качает ту, которую он любит больше всего» и говорит ей: «Приди, приди в мире, дочь от плоти моей, которую я люблю, Маат-ка-Ра, [87] царский образ, который будет появляться на троне Гора живых вовеки».31) В заключение приводятся сцены кормления царевны молоком богини Хатхор, изображенной в виде небесной коровы, и записи имен будущей царицы богиней истории Сафехет.

Все эти религиозные изображения и надписи должны были дать наглядное и в то же время «теоретическое» обоснование религиозной идеологии обоготворения царя и царской власти. Этим хотели показать, каким образом царь или царица «реально рождались» от божества, являясь, как гласят тексты, сыном или дочерью «от плоти бога». В этом заключался весь пропагандистский смысл изображений и надписей, целью которых было объяснить, почему фараона называли «великим богом», «благим богом» или «сыном солнца».

Но если фараон считался сыном бога, то он в качестве его преемника должен был не только наследовать его власть, но и постоянно закреплять свою связь с ним, периодически совершая особый ритуал заупокойного сыновнего культа. Торжественно выполняя важнейшие религиозно-магические обряды, принося различные жертвы богам, совершая перед статуями богов обряд «священного бега», фараон, по учению египетских жрецов, как бы постоянно магически возобновлял свою связь с богами, что давало ему право неограниченно, деспотически править всей страной и всеми людьми в качестве «сына солнца» и наследника власти богов на земле.

На «сыновнее» отношение фараона к богам боги отвечали ему чисто «отеческим отношением», даря ему жизнь, согласно учению египетских жрецов. Это наглядно показано на многих изображениях, где боги подносят к носу царя «дыхание жизни» в виде гиероглифического символа жизни «анх»,32) предварительно подвергнув царя ритуальному очищению, ибо одним из основных требований египетской религии было требование культовой чистоты.33)

Царский культ нашел внешнее выражение в ряде торжественных праздников. Среди них особенно важное значение имел праздник 30-летнего юбилея (хеб-сед), во время которого фараон во главе торжественной процессии шел к особому павильону, где он короновался и совершал обряд объединения южной и северной стран. После ритуального метания стрел и выпуска четырех птиц фараон поднимался к статуе верховного божества, где и получал свыше символы 30-летних юбилеев, где богиня кормила его своим молоком и имена царя записывались на листьях дерева «вечной жизни» (ашед). Но особенно торжественно производилась церемония коронации фараона, «когда присутствовал на заседании сам царь в приемном зале западной части дворца, в то время как эти люди были распростерты [88] на животах своих во дворе».34) Религиозно-идеологическое значение обряда коронации фараона подробно разъяснено в большой коронационной надписи фараона Тутмоса III.35) Наконец, царь в качестве земного воплощения божества лично совершал некоторые особенно важные религиозные обряды. Так, например, на одном дейр-эль-бахрийском рельефе изображено, как Тутмос III совершает обряд ритуального возлияния воды перед статуей бога Сокара.36) Тот же фараон совершал культ воды и огня перед статуей бога Амона.37) Наконец, на стэле, стоявшей между лапами большого сфинкса, фараон представлен совершающим воскурение и возлияние перед статуей сфинкса.38) Вполне естественно, что царей часто изображали в виде богов и что на головах царей часто красуются священные короны божества.39) Иногда изображение царя и точности воспроизводило облик древнего бога Озириса, сидящего на троне под балдахином. В левой руке обоготворенный царь обычно держит символы власти — бич и жезл, а в правой — символ жизни.40) Наоборот, Озириса иногда изображали в виде обоготворенного царя древности, который правит в загробном мире совершенно так же, как живой фараон правит в мире земном, что приводило подчас к почти полному отождествлению понятий «царь» и «бог».41)

Везират

Ближайшим помощником царя по управлению страной в Египте с древних времен был везир . Однако, начиная с Нового царства в связи с расширением территории египетского государства и усложнением системы государственного управления, должность везира делится между должностями двух везиров: везира севера, который, находясь в Мемфисе, управлял всей северной частью государства до Сиутского нома включительно, и везира юга, управлявшего всей южной частью государства — от южных границ Сиутского нома вплоть до нильских порогов. Таким образом, южный везир управлял столицей государства — Фивами и в соответствии с этим носил особый титул «начальника города», а также особым административным округом, который назывался «голова юга»  и охватывал собой самую южную часть государства. Поэтому понятно, что везир юга занимал более высокое положение, чем везир севера. Находясь ближе к царю и тем самым к центральному управлению, управляя столицей и огромными имениями Фиванского храма Амона, везир юга во многих отношениях был ближайшим помощником царя по управлению всей страной, так как в некоторых случаях его компетенция простиралась [89] на территорию всего государства. Так, например, везир юга ведал всеми крепостями «юга и севера», т. е. расположенными на территории всего государства.42) Далее, он ведал всеми делами, связанными с землевладением и землепользованием во всей стране и принимал по этим делам просителей, даже если их поля находились «в Верхнем или Нижнем Египте».43) Везир юга имел право «назначать на должности чиновников Верхнего и Нижнего Египта»,44) обязан был «выслушивать правителей областей и начальников городов, отбывших его именем из Верхнего и Нижнего Египта», причем он ведал проведением каналов «во всей стране».45) Таким образом, несмотря на то, что управление Северным Египтом было передано в руки особого чиновника, везира севера, необходимость централизации всей системы государственного управления привела к тому, что важнейшие функции по управлению всей страной были сосредоточены в руках везира юга, который фактически был первым помощником царя по управлению всем государством.

В период XVIII династии, когда военно-захватническая политика Египта достигла наибольшего напряжения и египетские фараоны вели длительные войны с целью полного завоевания соседних стран — Нубии, Палестины, Финикии и Сирии, мобилизуя для этого все людские и материальные ресурсы Египта, среди разнообразных функций везира юга выделяется функция управления военным ведомством. На это указывают следующие слова в «Инструкции везира Рехмира», полный текст которой сохранился в его фиванской гробнице: «Ему (везиру. — В. А.) следует докладывать о состоянии крепостей юга и севера».46)

Судя по этим словам, в ведении везира юга находились все крепости во всей стране с их военными гарнизонами. Больше того, как ясно указывается в тексте той же «Инструкции», везир юга должен был «устанавливать общее количество воинов, которые должны двигаться в качестве спутников владыки царя, когда он будет плыть на юг или на север... К нему следует приводить начальника царской палаты и совет воинов, чтобы он им дал военные указания».47)

Таким образом, в ведении везира юга находилось военное ведомство и в его функции входила организация войска, в частности царской гвардии, а также военного дела во всей стране, что, конечно, значительно способствовало централизации военного управления во всем государстве.

Столь же высокой степени централизации достигло и судебное управление, во главе которого стоял везир юга, который сосредоточивал в своих руках высшую судебную власть. В «Инструкции везира Рехмира» ясно указывается на то, что [90] «палата везира» была высшей судебной инстанцией и что только один везир обладал высшей судебной властью. Так, в «Инструкции» говорится: «Пусть ни один сановник не присваивает себе права выносить приговор в его (везира. — В. А.) палате. Если возникнет жалоба на одного из сановников, присутствующих в его палате, то он прикажет привести его в судебное присутствие. Это везир наложит на него наказание соответственно с его проступком. Пусть ни один сановник не присваивает себе права налагать телесные наказания в его палате. Ему будут докладывать о каждом деле, касающемся его палаты, с тем чтобы он передал рассмотрение этого дела в эту палату».48)

Судя по тексту этой «Инструкции», везир должен был в своей палате лично рассматривать дела, связанные с невыполнением чиновниками обязанностей, а также наиболее тяжелые уголовные преступления, виновные в совершении которых заносились в особый «список преступников», хранившийся в главной тюрьме. Очевидно, к тягчайшим уголовным преступлениям в первую очередь относились преступления, направленные против существующего государственного строя. Недаром везир Рехмира ставил себе в особую заслугу то, что он вел упорную борьбу со всеми внутренними врагами государства; о своей деятельности он говорил с гордостью: «Я поразил участников ночных заговоров. Я ударил преступника... Я преследовал виновного на суше и на воде... Я внушал ужас толпе и обучал иноземца его обязанностям. Я заставлял мятежника сознавать его собственные ошибки. Приказ царя был в моей руке для выполнения его повелений. Никто не сказал обо мне: «Что он сделал?»».49)

Аналогичные выражения, свидетельствующие о жестоком подавлении восстаний и постоянной борьбе с мятежными элементами, сохранились и в других автобиографических надписях высших судебных чиновников этого времени. Особенно характерна в этом отношении надпись Интефа, который гордился тем, что он «связывал мятежников, обладал сильной рукой, направленной против грабителей, применял насилие по отношению к тем, которые применяли насилие... укорачивал час жестокосердного, принуждал злонамеренного выполнять закон... внушал великий ужас преступникам и мятежникам, связывал противников, поражал насильника, обеспечил безопасность дворца, установил законы и внес успокоение в толпу перед лицом царя...»50)»

Далее, в руках везира, в первую очередь везира юга, было сосредоточено верховное управление всем земельным фондом и всей системой искусственного орошения, что имело особенное значение для развития земледельческого хозяйства в такой [91] по преимуществу аграрной стране, как Египет. На эти хозяйственные функции везира юга неоднократно указывается в «Инструкции везира Рехмира». Так, согласно «Инструкции», все дела, связанные с распределением пахотных земель, рассматривались непосредственно самим везиром, который в таких случаях запрашивал мнение особого чиновника, носившего особое звание «начальника пашен», и окружного совета «джаджат». Далее в ней говорится о том, что везир должен был распределять все земельные участки.51) Соответственно с этим в круг обязанностей везира входило устанавливать «границы каждой области, каждого пастбища, каждого храмового хозяйства, каждого владения».52) Поэтому везир должен был рассматривать все дела об изменениях границ земельных владений и выслушивать просителей, говоривших: «наша граница передвинута»,53) а также выносить решения по этим спорным вопросам. Все документы должны были храниться в палате везира, как на это ясно указывается в следующих словах «Инструкции»: «Список области должен находиться в его палате, чтобы можно было слушать дела о всех пашнях».54)


Щиты, колчаны, кольчуги, мечи, боевые секиры и ценные предметы из царской сокровищницы.
Роспись из гробницы Кенамона. Новое царство.

Столь же централизованным было управление всей системой искусственного орошения, которая в конечном счете находилась в ведении везира. Поэтому везиру следовало докладывать о восходе Сириуса, разливе Нила и дождях. Везир должен был принимать все меры для обеспечения нормального функционирования, а также расширения ирригационной сети. Так, в «Инструкции» говорится: «Это он должен посылать чиновников округов, чтобы проводить каналы во всей стране. Это он должен посылать правителей областей и начальников городов в связи с летним урожаем».55)

В круг хозяйственных функций везира входило установление и взимание всех податей, на что вполне определенно [92] указано в «Инструкции». Как видно из текста этой надписи, везиру принадлежал верховный контроль над взиманием всех податей. «Правители областей, начальники городов и все простолюдины должны докладывать ему обо всех своих податях».56) Соответственно с этим в гробнице везира Рехмира изображено, как должностные лица Южного Египта приносят свои подати везиру юга. Отсюда можно сделать вывод, что подати Нижнего Египта взимались другим высшим чиновником, может быть, везиром севера. Таким образом, в области податного управления северная часть страны пользовалась некоторой независимостью. Однако во многих других отношениях функции везира юга, как сказано выше, распространялись на всю страну. Поэтому в «Инструкции» часто упоминаются одновременно как Верхний, так и Нижний Египет.


Щиты, колчаны, серповидные мечи, кинжалы и ценные вещи в царской сокровищнице.
Роспись из гробницы Кенамона. Новое царство.

Особенно характерно то обстоятельство, что обязанности везира были строго установлены особым государственным актом — «Инструкцией», текст которой сохранился не только в гробнице везира Рехмира, но и в гробницах двух других везиров того же времени — Усера и Аменемопета. Следовательно, эта «Инструкция» существовала в течение длительного времени, образовавшись в результате развития системы централизованного бюрократического управления Египта в связи с развитием рабовладельческого хозяйства того времени.

Южный везир объединял в своих руках высшую военную и судебную власть, а также руководство центральным хозяйственным и финансово-податным управлением. Но во главе этого последнего ведомства стоял особый чиновник, занимавший высокое положение в системе центрального управления египетского государства. Этот чиновник обычно назывался «начальником казначейства», «казначеем царя Нижнего Египта» или «начальником двух домов серебра и двух домов золота». [93]

В «Инструкции везира Рехмира» указывается, что «начальник казначейства» —  имел право делать непосредственный доклад фараону, но входил во дворец лишь после везира, который сосредоточивал в своих руках высшую хозяйственную и финансово-податную власть.57) Высокую должность «казначея царя Нижнего Египта» занимал один из трех виднейших государственных сановников, изображенных перед царицей Хатшепсут на стенах храма в Дейр-эль-Бахри.58) В должности «начальника двух домов серебра и двух домов золота» состоял в царствование Хатшепсут некто Тутии, который в своей биографической надписи с гордостью сообщает о том, что он опечатывал «сокровища в царском доме».59) Наконец, «казначеем царя Нижнего Египта» при царице Хатшепсут был особенно влиятельный чиновник Сенмут, который занимал ряд важнейших государственных должностей, а также управлял всеми поместьями-храма Амона.60) В связи с развитием централизации в системе управления страной в период Нового царства большое значение приобрели особые чиновники, носившие титулы «доверенного царя» — , которым поручалось выполнение всякого рода отдельных заданий. Судя по «Инструкции везира», эти доверенные царя или доверенные дворца посылались в области по специальному указанию везира и должны были докладывать ему о выполненных ими поручениях, что, конечно, в значительной степени ограничивало свободу деятельности правителей областей и полностью подчиняло их власти везира. Наконец, в связи с развитием рабовладельческого хозяйства появляется особый «совет чиновников» для регистрации и проверки различных гражданских актов, носивший название .61) Этот совет заседал в царском дворце и также подчинялся везиру юга, как это можно предполагать по «Инструкции везира Рехмира». [94]



Назад К оглавлению Дальше

Примечания (в конце книги, кроме специально оговоренных. Нумерация страниц сохранена.)

1) Письмо К. Маркса к Ф. Энгельсу от 14 июня 1853 г. — К. Mapкс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXI, стр. 501.

2) К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству. ВДИ, 1940, № 1, стр. 11.

3) К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству, стр. 11. [222]

4) Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. Госполитиздат, 1953, стр. 334.

5) К. Маркс. Капитал, т. III. Госполитиздат, стр. 696.

6) К. Mapкс и Ф. Энгельс. Соч., т. IX, стр. 347. Ср. письмо Ф. Энгельса к К. Марксу от 6 июня 1853 г. — К. Mapкс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXI, стр. 494.

7) Письмо К. Маркса к Ф. Энгельсу от 14 июня 1853 г. — К. Mapкс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXI, стр. 500.

8) К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству, стр. 11.

9) К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству, стр. 11.

10) В. И. Ленин. Соч., т. 29, стр. 438-441.

11) В. И. Ленин. Соч., т. 29, стр. 441.

12) Надпись Тутмоса II из Томбоса, 11-16 (К. Sethe. Urkunden der XVIII. Dynastie, IV, 85-86).

13) Надпись Тутмоса III в Вади-Хальфа, 12-14 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 808-809).

14) Надпись Яхмоса из Эль-Каба, 2-3 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 2).

15) Надпись Инени, 14 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 58).

16) Инструкция везира Рехмира (К. Sethe. Urkunden.., IV, 1105); N. de G. Davies. The Tomb of Rekh-mi-Re at Thebes, vol. I. New York, 1943, p. 90; vol. II, pl. XXVI.

17) Надпись из гробницы Менены. Шейх-абд-эль-Гурна. № 69 (W. Wreszinski. Atlas zur altägyptischen Kulturgeschichte, Bd. I. Leipzig, 1923, Taf. 231-232).

18) W. Wreszinski. Atlas.., Bd. I, Taf. 231-232.

19) Надпись Инени, 7 (К. Sethe. Urkunden..., IV, 55).

20) Инструкция везира Рехмира, 24 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 1113).

21) Инструкция везира Рехмира, 23 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 1112).

22) Инструкция везира Рехмира, 21-22 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 1112).

23) Инструкция везира Рехмира, 26 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 1113; N. de G. Davies. The Tomb of Rekh-mi-Re at Thebes, vol. II, pl. XXVII).

24) J. H. Breasted. Ancient Records of Egypt, vol. IV. Chicago, 1906, p. 267.

25)  Ed. Naville. Le roi Teta Merenptah. ÄZ, Bd. XVI, p. 70.

26) A. Moret. Du caractère religieux de la royauté pharaonique. Paris, 1902, p. 39.

27)  или  A. Moret. Du caractère.., p. 40.

28) Ed. Naville. The Temple of Deir-el-Bahari, vol. II, pl. 46.

29) К. Sethe. Urkunden.., IV, 221; Ed. Naville. The Temple of Deir-el-Bahari, vol. II, pl. 47; A. Moret. Du caractère.., p. 52.

30) Ed. Naville. The Temple of Deir-el-Bahari, vol. II, pl. 48. [223]

31) К. Sethe. Urkunden,., IV, 229; Ed. Naville. The Temple of Deir-el-Bahari, vol. II, pl. 52.

32) Ed. Naville. The Temple of Deir-el-Bahari, vol. IV, pl. 106; vol. I, pl. 2; P. Lасau. Stèles du Nouvel Empire (Catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire). Le Caire, 1909, pl. 70.

33) A. Moret. Du caractère.., p. 215-216.

34) К. Sethe. Urkunden.., IV, 256-257; Ed. Naville. The Temple of Deir-el-Bahari, vol. III, p. 60-63.

35) Коронационная надпись Тутмоса III (J. H. Breasted. Ancient Records of Egypt, vol. II. Chicago, 1906, p. 61).

36) Ed. Naville. The Temple of Deir-el-Bahari, vol. IV, pl. XLV.

37) Ed. Naville. The Temple of Deir-el-Bahari, vol. I, pl. XXVIII.

38) L. D., Abtl. III, Bd. 68; E. Amélineau. Histoire de la sepulture. Paris, 1896, pl. XVI.

39) L. D., Abtl. II, Bl. 2a; A. Erman. Ägypten und ägyptisches Leben im Altertum. Tübingen, 1923, S. 65, Abb. 17 c; «Medinet-Habu». Reports Orient Institute of the University of Chicago Communication, No. 10. Chicago, 1931, fig. 30.

40) N. de G. Davies. The Tomb of Huy. London, 1926, pl. IV.

41) A. Erman. und H. Grapow. Wörterbuch der Ägyptischen Sprache, Bd. II, S. 361.

42) Инструкция везира Рехмира, 3 (K. Sethe. Urkunden.., IV, 1105); N. de G. Davies. The Tomb of Rekh-mi-Re at Thebes, vol. I, p. 90; vol. II, pl. XXVI.

43) K. Sethe. Urkunden.., IV, 1110; N. de G. Davies. The Tomb of Rekh-mi-Re at Thebes, vol. II, pl. XXVII.

44) Надпись Рехмира, 22 (K. Sethe. Urkunden.., IV, 1112); N. de G. Davies. The Tomb of Rekh-mi-Re at Thebes, vol. II, pl. XXVII.

45) Инструкция везира Рехмира, 24-25 (K. Sethe. Urkunden.., IV, 1113); N. de G. Davies. The Tomb of Rekh-mi-Re at Thebes, vol. II, pl. XXVII.

46) См. прим. 42.

47) Инструкция везира Рехмира, 23-24 (K. Sethe. Urkunden.., IV, 1112); N. de G. Davies. The Tomb of Rekh-mi-Re at Thebes, vol. II, pl. XXVII.

48) Инструкция везира Рехмира, 8-9 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 1107). N. de G. Davies. The Tomb of Rekh-mi-Re at Thebes, vol. II, pl. XXVI.

49) Биографическая надпись Рехмира, 31-34 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 1081); N. de G. Davies. The Tomb of Rekh-mi-Re at Thebes, vol. II, pl. XII; A. H. Gardiner. Autobiography of Rekhmara. AZ, Bd. LX, S. 73.

50) Надпись Интефа, 9-12 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 968-969).

51) Инструкция везира Рехмира, 20 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 1111).

52) Инструкция везира Рехмира, 27 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 1114); N. de G. Davies. The Tomb of Rekh-mi-Re at Thebes, vol. II, pl. XXVII.

53) Инструкция везира Рехмира, 20 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 1111); N. de G. Davies. The Tomb of Rekh-mi-Re at Thebes, vol. II, pl. XXVII. [224]

54) Инструкция везира Рехмира, 26-27 (К. Sethe. Urkunden... IV, 1113); N. de G. Davies. The Tomb of Rekh-mi-Re at Thebes, vol. H, pl. XXVII.

55) Инструкция везира Рехмира, 24-25 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 1113); N. de G. Davies. The Tomb of Rekh-mi-Re at Thebes, vol. II, pl. XXVII.

56) Инструкция везира Рехмира, 32 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 1115); N. de G. Davies. The Tomb of Rekh-mi-Re at Thebes, то1. II, pl. XXXII.

57) Инструкция везира Рехмира, 5 (К. Sethe. Urkunden.., IV, 1105); N. de G. Davies. The Tomb of Rekh-mi-Re at Thebes, vol. II, pl. XXXVI.

58) К. Sethe. Urkunden.., IV, 354.

59) К. Sethe. Urkunden.., IV, 421.

60) Надпись на Карнакской статуе Сенмута (К. Sethe. Urkunden.., IV, 407-408).

61) J. de Linage. — BIFAO, vol. XXXVIII2, p. 233, Le Caire, 1939.


Назад К оглавлению Дальше