Система Orphus Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Назад К оглавлению Дальше


Глава I.
Проникновение египтян в Нубию в период Раннего и Древнего царств

Для нас, говоря об истории Египта и Нубии, очень важно определить полномочия египетских чиновников как представителей египетской администрации в Нубии, которые совершали туда военные и торговые экспедиции, так и их место в системе административных органов самого Египта. Это поможет выяснить роль чиновников, носивших идентичные титулы, и в системе египетской администрации, сложившейся непосредственно на территории Нубии.

Правильная оценка деятельности тех или иных египетских должностных лиц в Нубии может быть дана лишь в свете понимания характера внешней политики Египта по отношению к народам, населявшим эту землю, и причин, ее определивших.

1. Причины и время первых походов египтян в Нубию

Издревле народы Египта и Северной (Нижней) Нубии1) представляли единый этнокультурный субстрат и, возможно, имели контакты с населением Центрального Судана.

С течением времени эти культуры обособились, развитие связей между ними шло по двум направлениям: с одной стороны, торговый обмен, с другой стороны, захватнические набеги и разведывательные экспедиции, которые стали частым явлением уже со времен первых египетских династий.2)

На одной из скал на юге от древнего Бухена сохранилось изображение связанного пленного, а рядом с ним — имя фараона Джера (I династия) (см. Emery, 1965, с. 126, ил. 13). Это первое определенное свидетельство походов фараонов Раннего царства в Нубию.

Нубия привлекала египтян большим количеством самого разнообразного сырья. В период Древнего царства отсюда вывозились не только строительный камень (Urk. I, 107), драгоценные и полудрагоценные камни, но и медь (Emery, [5] 1963, с. 116-117), древесина (особенно черное дерево) (Urk. I, 108), благовония (Urk. I, 126).

Торговый обмен был, безусловно, основным видом контактов с нубийскими землями. Египтяне в это время заходили далеко на юг. Они торговали с Кермой, возможно, имели опосредованные или непосредственные контакты с пигмеями. Так, Хуефхор, чиновник VI династии, доставил из страны Ахтиу (?) карлика для развлечений фараону-ребенку Пепи II (Urk. I, 128), но был ли карлик уродцем или же представителем малорослого племени? В последнем случае он мог попасть в Египет и с запада Межозерья, древнейшими обитателями которого, по общему мнению, были пигмеи (Становление, 1976, с. 140).

Не следует, однако, упускать из виду особый характер отношений Египта с Нижней Нубией, между ними вряд ли могла идти речь о взаимовыгодной торговле. Дело в том, что население Нижней Нубии, издревле тяготевшее к Египту в силу этнической близости, испытывало на себе (особенно во времена VI династии) давление южнонубийских племен и, рассчитывая на египтян как на возможных защитников, пыталось заручиться поддержкой египетских фараонов, заключая с ними союзы. Об этом свидетельствует надпись, обнаруженная в конце XIX в. А.-Х. Сейсом на восточном берегу Нила, немного выше первого порога. По обеим сторонам изображения фараона Меренра выбиты строки:3) "[Прибытие (?)] царя Верхнего и Нижнего Египта Меренра, [возлюбленного] Хнумом, владыкой Ра-Нефер,4) собственной персоной (и) стояние позади горы, (в) год 5-й, второй месяц ахет, день 24-й. Вот „великие" маджаев, Иретчет (вариант Ирчет) (и) Вавата воздают почести5) (и) восхваления весьма".

Поскольку встречались фараон и вожди нубийских земель, можно думать, речь шла о заключении торгового или военного союза.

Что же представляла собой Нубия в этот период? Безусловно, здесь уже шел процесс классовой дифференциации. В январе 1964 г. экспедицией Института востоковедения Чикагского университета (США) в Кустуле был обнаружен могильник, относившийся к культуре народа группы А, которая по времени соответствовала египетскому Раннему царству (могильник L).6) Среди прочих предметов в нем находились вещи явно египетского происхождения, например сосуды с изображением символов Верхнего Египта и его древней столицы Иераконполя.

Могильник в Кустуле напоминал египетские царские усыпальницы. Роскошные сосуды и разнообразные курильницы, найденные там, указывали на высокое общественное положение погребенных здесь лиц. Однако заключение, сделанное Б. Уильямсом, на основании изучения могильника о том, что Нубия периода культуры народа группы А была "единым государством, имевшим развитую цивилизацию, правительство, фараонов, государственных служащих, государственную религию, письменность и монументальные сооружения" (Курьер [6] ЮНЕСКО, 1980, с. 44), поспешно. Наличие богатого, пусть большого могильника не может служить доказательством существования развитого государства, хотя указывает на начавшийся процесс его формирования.

Стиль изображений и идеограммы на предметах явно египетского происхождения говорят о торговых контактах с Египтом. Свидетельством возможного военного похода египтян на юг является сюжет рельефа на одной из обнаруженных в Кустуле резных курильниц, на которой представлен фасад дворца с подплывающими к нему судами. На борту первого из них виден связанный пленник и его охранник, на втором — фараон в короне Верхнего и Нижнего Египта, власть которого символизировал и Хор на "серехе", дворцовом фасаде.

С конца II династии и по VI в Нубии не осталось населения, относившегося к культуре народа группы А. Причинами этого довольно загадочного явления могла быть либо агрессивность египтян, изгнавших местное население, либо изменившиеся климатические условия, заставившие людей покинуть эти места.

К сожалению, ни то, ни другое предположение нельзя пока доказать. Первое потому, что нет достаточного эпиграфического и археологического материала, второе по той причине, что найденное в Нубии огромное количество наскальных рисунков, изображающих жирафов, слонов, гиппопотамов, газелей, диких коз и т.д. и дающих представление о богатейшей фауне,7) обитавшей в бывшей некогда степью пустыне, не поддается точной датировке.

Свидетельства археологических данных затруднительно интерпретировать в свете сохранившейся надписи фараона IV династии Снофру: "Разорение страны нехси, захват 7 тысяч пленных мужчин и женщин" (Urk. I, 236). По этому поводу весьма убедительно высказывался Т. Севе-Сёдерберг, считая противниками фараонов в этот период кочевников-скотоводов, живших либо в районах, ставших ныне пустыней, а в те времена пригодной для жизни, либо южнее, в районе Донголы (Курьер ЮНЕСКО, 1980, с. 22), где в ходе исследований, проводимых ЮНЕСКО, были найдены остатки культуры, являвшейся переходной формой от культуры народа группы А к культуре народа группы С, другой самобытной культуре, сложившейся в Нубии в период VI египетской династии.

И действительно, при интерпретации надписи Снофру следует обратить внимание на нюанс, который подтверждает мнение ученого. Если территория Нижней Нубии называлась во времена Древнего царства в большинстве случаев Та-Сети и, кроме того, для обозначения определенных ее земель, впрочем как и для обозначения земель севера Верхней Нубии, применялся ряд вполне определенных топонимов, то термином, фигурирующим в надписи Снофру, — "страна нехси", который мог быть как этнонимом, так и топонимом, — обозначались народы, жившие на территории, расположенной значительно южнее. [7]


Карта 1. Северная Нубия эпохи Древнего царства [8]

Во времена VI династии народ группы С заселил Нижнюю Нубию, вероятно временно став противником египтян.

Успехи набегов египтян и возможность вывоза в большом количестве самого разнообразного сырья объяснялись отчасти тем, что на территории Нубии в период Древнего царства существовало множество племенных образований (египтяне говорили о "землях различных, находившихся в Та-Сети"8) (Champollion, 1844, с. 36)), вожди (ḥḳw)9) которых враждовали между собой, заключали союзы.10) Из надписей мы узнаем о землях Вават, Нам, Ирчет, Сечу и т.д.11) Дальше, на юге, со времен Древнего царства можно проследить существование культуры Кермы. Умелое использование египтянами междоусобной вражды в своих целях создавало весьма благоприятную обстановку для укрепления их влияния в Нубии. (О заключении союза между вождем Иама и египтянами упоминается в надписи Хуефхора; см. Urk. I, 125-126).

Заметим, что уже в Древнем царстве имело место медленное проникновение относительно небольших групп нубийцев в Египет, которые, возвратившись на родину, образовали элиту смешанного происхождения. Именно эти люди охотно привлекались египтянами во времена Среднего царства на службу.

2. Фараоны и египетские чиновники в Нубии

Во времена Раннего и Древнего царств египетские фараоны, как правило, сами возглавляли походы против своих южных соседей. Непосредственное участие египетских правителей в таких походах в большей степени характерно, очевидно, для фараонов первых династий, власть которых еще недостаточно окрепла. Фараонам-объединителям, выходцам из Верхнего Египта, приходилось с оружием в руках отстаивать свое верховенство, борясь за гегемонию в Египте, и искать экономический источник для осуществления своих притязаний. И здесь, как нельзя кстати, им на руку играло соседство с богатой людскими ресурсами, скотом и сырьем Нубией. Этим, очевидно, можно объяснить победу Верхнего Египта над Нижним в борьбе за объединенную красно-белую корону.

Необнаружение в Нубии надписей верховных сановников Египта12) (t3tjw) периода Древнего царства объясняется, очевидно, тем, что во время походов фараонов туда эти сановники оставались в Египте. А вот для периода Среднего царства надписи этих сановников в Нубии встречаются.

Во времена IV—V династий из Нижней Нубии стали интенсивно вывозить различное сырье. Египтяне разрабатывали диоритовые каменоломни в районе Тошки (Engelbach, 1933, с. 66). В Бухене были обнаружены следы медеплавильных мастерских (Emery, 1963, с. 116-117).

Однако следует напомнить, что в это время в Нижней Нубии не было автохтонного населения. Вместе с тем Бухен [9] был укрепленным поселением, возведение мощных стен свидетельствовало о возможности нападения. Значит, набеги совершались либо из более южных областей, либо из районов пустынь.

Доставку сырья из Нубии следовало организовать и обеспечить. Поскольку египетская знать стремилась удержать столь богатый источник сырья, Нубия требовала постоянного внимания со стороны египетской администрации.

Естественно, все чаще на некоторых египетских чиновников возлагались поручения, требовавшие их присутствия за южной египетской границей. Связи Египта, например, с укрепленным поселением в Бухене были весьма прочными: 95 % всей найденной керамики IV—V династий было египетской. На обнаруженном здесь остраконе сохранилось имя фараона V династии Нефериркара, а на глиняных печатях для закупорки сосудов — имена многих фараонов Древнего царства, обрывки папирусов также были египетского изготовления (Emery, 1963, с. 116-117, 120). Поэтому доставка сырья должна была находиться в ведении специально назначенных чиновников.

Судя по титулатуре и некоторым фразам надписи чиновника Кара, жившего во времена VI династии, можно предположить о его участии в выполнении каких-то поручений в Нубии. Захороненный в Эдфу, "друг единственный, хранящий в тайне все, сказанное тайно, принесенное от врат Элефантины" (Urk. I, 253), аттестует себя в автобиографии и "хранителем тайн всего, о чем говорится (и что) поступает от врат, связывающих чужеземные страны, (а также) из стран южных" (Urk. I, 254).

О зарождении отношений дипломатического характера между Египтом и нубийскими землями уже в эпоху Древнего царства свидетельствуют и некоторые письменные источники.

Известно, что Сабни доставил из Вавата в Египет тело своего умершего отца, который, возможно, был посланцем в Вавате и Учече. Мехуи, правитель, казначей царя Нижнего Египта, друг единственный, жрец ḫrj-ḥb (Urk. I, 137-138), умер (был убит?) в нубийских землях. Поскольку он находился на царской службе, все необходимое для обряда погребения выдавалось из дворца. Неспроста, очевидно, Сабни, загружая ослов подарками властителям Нубии, необходимыми для получения разрешения забрать тело отца, подчеркивал, что все вещи его собственные, а не фараона; видимо, выкуп тела тоже должен был взять на себя двор, вознаграждая, таким образом, Мехуи за службу посмертно. Затраты, сделанные Сабни, должны были бы быть возмещены позже: "Будет сделана для тебя любая прекрасная вещь как вознаграждение за этот благородный поступок, сделанный тобой, — принесение отца твоего" (Urk. I, 138).

В 60-х годах была обнаружена новая надпись Мехуи и его сына Сабни, подтверждающая предположение о существовании контактов между Египтом и соседними южными странами. Среди прочих титулов Мехуи сохранился "начальник [10] [чужеземных стран] владыки своего в Иаме, Ирчет и Вавате", он — "тот, кто сеет страх перед Хором в [чужеземных странах южных] (Edel, 1971а, рис. 3). Надпись обнаружена в районе Тумаса, в Вавате, там, где находился (возможно, длительное время) Мехуи, выполняя вместе со своим сыном какую-то миссию. Еще один титул чиновника — "хранящий в тайне все сообщения, (поступающие из) врат Элефантины (?)" — показывает, что переговоры с нубийскими вождями велись тайно, в тайне хранились и документы, если таковые принимались.

Мехуи не был первым посланцем. Окончил свою жизнь на чужбине и другой чиновник Египта — Меруи, о чем свидетельствует надпись Сабни, в которой упоминается, что выдачи для отца последнего были аналогичны "выданному вельможе Меруи" (Urk. I, 138). С различными поручениями неоднократно посылался в Иам Хуефхор.

Нубии уделялось все больше внимания. И если с V династии должность "начальника Верхнего Египта" (imj-r Šmcw) занимали чиновники высшего административного управления (Kees, 1932, с. 86) или египетские номархи (так, "начальником Верхнего Египта" был, например, номарх XII верхнеегипетской области Иби, современник Пепи I (Urk. I, 142)), то с конца VI династии на эту должность часто назначались правители Элефантины.13) Причиной этому была не только возросшая роль номовой знати в этот период, но и то, что Элефантина — крупный укрепленный центр14) — являлась удобным опорным пунктом для экспансии на юг. Связь Элефантины с южными областями поддерживалась не только по Нилу, труднопроходимые пороги которого в засушливое время делали его вовсе не судоходным, отсюда вел на юг и сухопутный путь — "путь Элефантины", который существовал, вероятно, до VI династии (Urk. I, 125).

Уна и Хунес, отметившие свое прибытие в Вади-Аллаки короткими надписями, добирались сюда скорее всего караванными путями (Пиотровский, 1966, с. 80-81).

Еще А. Гардинер подчеркивал, правда для Среднего царства (см. ниже), что Элефантина расценивалась египтянами как практически самостоятельная территория. Была ли она центром нома Та-Сети (I верхнеегипетский ном), как считают некоторые исследователи (см., например, Steindorff, 1909, с. 870), не доказано (Gomaà, 1980, с. 9-10). Косвенно на участие градоначальников Элефантины в управлении южной частью Верхнего Египта (Tp-rsj)15) указывает титул Хуефхора "хранящий в тайне все сказанное относительно дел Главы юга" (ḥrj-sšt3 n3 ddwt nbwt Tp-rsj) (Urk. I, 123).

Областью, на которую распространялась в период Древнего царства власть "начальника Верхнего Египта" — часто правителя Элефантины, — была область, простиравшаяся от Элефантины до XXII верхнеегипетского нома (Urk. I, 105). Однако обязанности "начальника Верхнего Египта", очевидно, выходили уже за эти территориальные рамки, и чиновники, носившие этот титул, занимались деятельностью [11] различного рода и в Нубии (см. ниже). Правители Элефантины имели в это время уже довольно устоявшуюся титулатуру.16)

Попытка установить круг обязанностей определенных должностных лиц в это время обречена на неудачу, поскольку четкого разграничения их функций еще не существовало. Скорее не назначение на должность определяло сферу деятельности чиновников, а необходимость выполнения многочисленных поручений влекла за собой закрепление в соответствующих должностях. Отсюда и список титулов, связанных с той или иной должностью, был весьма велик, поскольку отдельные должности не получили еще функциональной очертанности.

В отношении обязанностей определенных чиновников можно констатировать лишь следующее. "Начальники Верхнего Египта", вероятно, не только отвечали за сбор налогов с жителей Верхнего Египта (Urk. I, 106), но и по крайней мере организовывали доставку из Нубии всего захваченного или приобретенного в результате торговых операций. Правители Элефантины Уна и Хуефхор, занимавшие указанную должность, совершив серию удачных экспедиций, умилостивили своего господина подношениями всех стран (Urk. I, 123).

В эпоху Древнего царства захват рабов в чужеземных странах приобретает для Египта большое значение. Выполнение этой задачи ложилось на правителей Элефантины и "начальников Верхнего Египта". Так, правитель Элефантины Пепинахт привел из Нубии большое число пленных, среди которых находились и дети вождей (msw ḥḳ3w) (Urk. I, 134).

Египетское государство было заинтересовано в вывозе из Нубии строительного материала, в основном камня, а также скота (Urk. I, 134). "Начальники Верхнего Египта" успешно справлялись и с этой задачей (Urk. I, 107).

Они же должны были, очевидно, следить за хорошим состоянием водных путей, связывавших Египет с Нубией. С этой целью, например, вельможа Уна прорыл пять каналов в области первого порога (Urk. I, 108). В обязанность правителям Элефантины вменялся и надзор за укреплениями по южной египетской границе — "вратами Элефантины".

В отличие от правителей Элефантины и "начальников Верхнего Египта", которые хотя и выполняли отдельные поручения в Нубии, но были обременены управлением Верхним Египтом и собственно Элефантиной, основной обязанностью посылаемых в Нубию по приказу фараонов "начальников военных отрядов" (imjw-r mšc) и руководителей отрядов наемников (imjw-r c3w) было исполнение воли фараона на этой территории (подробнее см. ниже).

Походы и экспедиции в Нубию совершали также "казначеи царя Нижнего Египта" (sd3wtj-bitj) и "казначеи бога" (sd3wtj-ntr). Имеет смысл рассматривать названные должности в сравнении, что диктуется и аналогией в написании титулов, и сходством выполняемых чиновниками обязанностей. [12] Источники, из которых мы получаем сведения о деятельности "казначеев" в эпоху Древнего царства, весьма ограниченны. Как следует из надписи вельможи Уны, "казначеи царя Нижнего Египта" в мирное время входили в состав номовой администрации Египта (Urk. I, 102). О характере их деятельности в этом качестве ничего не сообщается, однако содержание титула, вытекающее из его перевода, наталкивает на мысль об ответственности чиновников за сбор налогов с подвластной им территории, а сама форма написания титула — на принадлежность чиновников к штату казны фараона, поэтому логично предположить, что именно на их плечи ложилась задача обеспечения поступлений в царскую казну. В военное время, возглавляя отряды ополчения, "казначеи царя Нижнего Египта", очевидно, отвечали и за сохранность захваченной в походах добычи.

Традиционный перевод титула sd3wtj-nlr — "казначей бога" ("казначей божий") (Kees, 1961, с. 315; Берлев, 1972, с. 225) либо "носитель печати бога". "Представитель царя" — еще один из возможных вариантов передачи титула, по мнению Р.Фолкнера (Faulkner, 1962, с. 258).

Еще в конце 30-х годов А. Фахри предложил совсем необычное понимание содержания титула — "кормчий ладьи". Основой для этого послужила надпись некоего Инекефа, побывавшего в южных странах, а толчком — расширенная форма передачи титула: "казначей бога в двух великих ладьях", встречающаяся в названной и нескольких других надписях (Fakhry, 1938, ил. 2, с. 40-41; Fischer, 1959, ил. 25). Подразумевая под фразой "в двух великих ладьях" священные ладьи солнечного божества, а это позволило рассматривать ее как эпитет, относимый к определенному божеству либо к фараону (в титуле к слову ntr), ученый приписал эту связь традиции (Fakhry, 1938, с. 38).

Предложенный А. Фахри перевод, на наш взгляд, неверно раскрывает содержание титула. Вспомним отрывок из надписи Уны, в котором говорится о его желании доставить саркофаг, предназначенный ему, из известняковых каменоломен Раау. Уна обратился за поддержкой к фараону, который в ответ на его просьбу послал в каменоломни "казначея бога" на грузовом судне и дал ему в помощь команду (tst). Строчку tst nt wḥc(?) cpr ḫrj-c.f А. Фахри переводил как "команда судна под его началом" (Urk. I, 99),17) таким образом не придавая термину cpr самостоятельного значения. Однако наличие детерминатива А 1 (по А. Гардинеру) при слове cpr показывает, что речь идет о кормчем (см. Wb. I, 181). Следовательно, здесь более уместен перевод: "команда судна, кормчий — подручный его (т.е. казначея бога)".

Тогда главная смысловая нагрузка титула "казначей бога" заключается не в том, что он был кормчим (таковой имеется), а в том, что он отвечал за доставку и сохранность определенного груза. Эту же задачу выполняли "казначеи бога", судя и по другим надписям.18)

Что же касается расширенной формы титула, то вряд ли [13] она была лишь традиционной. В период IV—VI династий царская власть достигла могущества, и фараоны объявили себя "сыновьями Ра". "Заклинания говорили о посмертном плавании фараона в солнечной ладье, в которой, по верованиям египтян, бог Ра совершал свой ежедневный путь по небу" (Всемирная история, 1955, с. 181). Должность "казначей бога" была сопряжена с разъездами и экспедициями. Надписи "казначеев бога" чаще всего встречаются в каменоломнях; блоки, добытые в них и доставленные "казначеями бога" по назначению, использовались для постройки гробниц фараонов и храмов.19) Таким образом, чиновники, носившие титул "казначей бога", обеспечивали необходимым (прежде всего камнем) культовые постройки, связанные с именем фараона или живущего — сын Ра, или умершего — суть Ра. Этим и следует объяснить полную форму написания титула "казначей бога, (находящийся) в двух великих ладьях". В любом случае это был посланец фараона-бога.

Точных дат походов египтян в Нубию даже во время VI династии, к сожалению, не сохранилось.20) Один из пассажей надписи Хуефхора о совершенном им походе: "Величество Меренра, мой господин, послал меня, вместе с моим отцом, другом единственным, жрецом хери-хеб Ири в Иам разведать (wbl) путь в эту страну. Сделал я это за семь месяцев. Доставил я из нее всякие прекрасные дары" (Urk. I, 124) — показывает, что экспедиции подобного рода имели место и до Хуефхора; так, его отец, ранее входивший в состав, а скорее возглавлявший разведывательный отряд, теперь передавал свои полномочия сыну, знакомя его с дорогой в Нам и связанной с походом службой.21) Г.Е. Кадиш делает попытку отождествить отца Хуефхора с чиновником, оставившим граффито у Тумаса (Weigall, 1907, ил. 58, с. 12) и носившим такое же имя (Kadisch, 1966, с. 23). Насколько правомочна эта попытка, трудно судить: как отмечал сам автор, титул "начальник отрядов чужеземцев" имелся у чиновника Ири, судя по надписи у Тумаса, но у Ири, отца Хуефхора, он отсутствовал, хотя возможно, что в последнем случае этот титул был просто опущен.

Не лишена, очевидно, смысла попытка отождествления отца Хуефхора с адресатом письма начальника войска Мерранехета. Отметим, что Сабни, хорошо известный по другим надписям, чиновник VI династии, был современником Ири, тогда шаткое подтверждение предположения Г.Е. Кадиша можно найти в имени Сабни, сохранившемся в надписи у Тумаса.

3. Египтяне, занимавшиеся добычей и разведкой полезных ископаемых в Нубии

В 1932 г. автомобильный патруль египетской армии при пересечении западной части Нубийской пустыни, в 65 км северо-западнее Абу-Симбела, обнаружил крупные блоки, [14] похожие на вехи, обычно используемые в пустыне. Надписи на блоках плохо сохранились, однако отдельные слова читались довольно легко, и среди них имя фараона V династии Джедкара (Engelbach, 1933, ил. II, № 2).

Дальнейшие исследования показали, что здесь находились каменоломни, где добывался белый диорит с черными пятнышками, из которого часто изготовляли сосуды в додинастический период и во время Древнего царства. К сожалению, основное место добычи обнаружить не удалось, однако нашли остатки хижин, в которых, очевидно, жили камнерезы, и большое количество фрагментов сосудов. Крупные блоки на месте только грубо обрабатывали и подготавливали для транспортировки по Нилу. К сожалению, ни титулов, ни собственных имен людей, работавших здесь во времена Древнего царства, не сохранилось.

В одной из надписей, высеченных на скалах Тумаса (Weigall, 1907, ил. 58.), среди членов военных отрядов назван чиновник sḥd gnwtjw(?) (к переводу термина gnwtj(?) см. Gardiner, 1957б, с. 598) — "наставник скульпторов". Другими сведениями относительно наличия скульпторов в военных отрядах либо в рабочих отрядах каменоломен за южными пределами Египта мы не располагаем.

Присутствие скульптора в военном отряде было явлением чрезвычайно редким. Вероятно, египетские скульпторы, достигнув в Древнем царстве высокого мастерства в обработке камня (Культура, 1976, с. 377), собственноручно выбирали подходящий для задуманных изделий камень. Очевидно, отыскать качественный материал и хотел упомянутый выше скульптор в каменоломнях Северной Нубии.22) Одновременно путешествие могло преследовать и изыскательные цели.

В 1963 г. эпиграфическая экспедиция Немецкой академии наук (ГДР), работая в Судане, открыла новые надписи Древнего царства (Hintze, 1965, с. 13-14). Они представляют большой интерес, поскольку являются на сегодняшний день самыми южными из всех, до сих пор исследованных, так как найдены у местечка Кальб и содержат титулы, не встречавшиеся среди надписей, обнаруженных в Нубии ранее. Это imj-r smntjw (Wb. IV, 135) — "начальник изыскателей" и sš smntjw — "писец изыскателей". Целью экспедиции этих чиновников была, очевидно, разведка источников полезных ископаемых в районе второго порога.

4. Египетское войско и военные чиновники в Нубии

Для проведения крупных военных операций в Нубии в Египте набиралось ополчение, набор которого проводился в населенных пунктах, скорее всего в какой-то зависимости от их численности. Провинциальные гражданские чиновники: "казначеи царя Нижнего Египта", "ḥt-c3t друзья единственные" (возможно, следует переводить "друзья [15] единственные дворца", см. перевод Ю.Я. Перепелкина (Хрестоматия, 1980, с. 227)), "правители" (Urk. I, 102) и прочие не только отвечали за формирование отрядов из населений управляемых ими областей, но и возглавляли эти отряды. И всем ополчением тоже руководил гражданский чиновник. Как совершенно справедливо заметила Т.Н. Савельева, собрать ополчение в такой обширной стране, как Египет, было делом нелегким, требовавшим времени, однако в некоторых случаях задача облегчалась, поскольку "рабочие отряды, трудившиеся в хозяйствах царей, храмов и вельмож", могли составлять отряды ополчения (Культура, 1976, с. 133-134). После окончания военных кампаний ополченцы, по всей вероятности, возвращались к своей обычной работе.

В то же время в Нубию часто посылались и отряды профессионально подготовленных воинов. В Египте в это время зарождалось постоянное войско, что, вполне естественно, отразилось и на Нубии. Об этом свидетельствует появление таких воинских званий, как "начальник военного отряда" (вариант: "начальник пехоты") (imj-r mšc) и "начальник отряда чужеземцев" (imj-r c3w) . Некоторые скалы Нубии буквально испещрены надписями этих чиновников.

И ополчение, и отряды профессиональных воинов сосуществовали в Египте, а затем и в Нубии еще очень долгое время. Поэтому чиновники, возглавлявшие ополчение, не имели известного уже с VI династии титула "начальник пехоты" (Weigall, 1907, ил. 58), их статус определяла фраза "быть во главе войска" (ḫr ḥ3t mšc) (Urk. I, 102, 133).

Следует особо остановиться на титуле "начальник отряда чужеземцев", поскольку, пожалуй, до сих пор нет единства в трактовке значения этого титула, хотя попытки его перевода были предприняты еще в начале XX в. Надписи "начальников чужеземных отрядов" сохранились в Нубии от времени V—VI династий, а граффити sḫmw-c c3w — "руководителей чужеземных отрядов", вероятно, от XII—XIII династий (по Л. Борхардту, от времени IV династии (Borchardt, 1898, с. 99, Reisner, 1942, ил. 258). Последний титул, возможно, являлся более поздней формой исследуемого (Берлев, 1978, с. 164). А. Гардинер первым увидел связь слова c3w с позднеегипетским 3сс — "переводить с чужеземного языка"23) и предложил толковать титул как "начальник переводчиков" (Gardiner, 1915, с. 125). Т. Севе-Сёдерберг придерживался мнения А. Гардинера (Säve-Söderbergh, 1941, с. 15). Еще один вариант перевода титула был предложен Б.Б. Пиотровским — "начальник каравана" (Пиотровский, 1966, с. 81).

В 60-х годах Х. Гёдике после исследования надписей, в которых упоминалась эта категория военных чиновников, пришел к выводу, что наиболее точно смысл термина передает выражение "начальник отряда чужеземцев" или "начальник наемников" (Goedicke, 1960, с. 64). С доводами, приводимыми Х. Гёдике, трудно не согласиться. Действительно, судя по надписям, imjw-r c3w ("начальники аау") были руководителями отрядов, которые набирались в [16]


Карта 2. Надписи «начальников отрядов чужеземцев» в Северной Нубии эпохи Древнего царства. [17]

основном из чужеземцев. Согласно надписи вельможи Уны, они могли состоять из nḥsjw (нехсиу) (Urk. I, 102). О наборе воинов среди жителей Вавата и маджаев свидетельствует письмо "начальника военного отряда" Мерранехета к "правителю" Иру (Smither, 1942, с. 17). Выходцы из земли Сечу также пополняли контингент наемных воинов.24) По Дашурскому декрету времени Пепи I "начальники аау" возглавляли отряды воинов-маджаев, а также отряды из жителей Иама и Ирчет.25) В этом же документе, на что обратил внимание Х. Гёдике (Goedicke, 1960, с.63), прослеживается связь "начальников аау" с "замиренными нубийцами" (nḥsjw ḥtpw) — людьми, являвшимися, по всей вероятности, наемниками в египетском войске (Borchardt, 1905, с. 7). В надписи автобиографического характера Пепинахта аау упоминаются среди египтян и нехсиу, причем к исследуемому термину относится, очевидно, детерминатив А 1, мн.ч. (по А. Гардинеру).

Отряды наемников формировались скорее всего по принципу добровольности. Однако в землях, находившихся в зависимости от Египта, набор, возможно, определялся численностью населения, т.е. напоминал систему набора воинов в египетское ополчение. Мнение же А. Эрмана, согласно которому нубийцы входили в состав египетского войска, поскольку "Нубия находилась под властью египтян", нуждается в разъяснении.

Казалось бы, праздный вопрос: что же делали "начальники военных отрядов" и "начальники отрядов чужеземцев" в Нубии? — в действительности имеет под собой твердую основу, поскольку обязанности этой категории военных не ограничивались участием в захватнических походах. Так, "начальники военных отрядов" могли возглавлять разведывательные экспедиции и даже организовывать определенные работы в каменоломнях.26)

"Начальники отрядов чужеземцев" отвечали за охрану торговых путей и путей, ведущих в каменоломни и рудники, расположенные на территории Нубии. Большое внимание в этот период уделяли дороге между Элефантиной и Бухеном, в противном случае трудно представить регулярные связи между этими поселениями. На скалах вдоль пути, ведущего в рудники Вади-Аллаки и каменоломни Тумаса, также сохранилось довольно большое количество граффити "начальников отрядов чужеземцев", на одной из скал у Тумаса их насчитывается девять (Weigall, 1907, ил. 58) (см. карту 2).

Отряды чужеземцев, выполняя различные поручения, порой совершали длинные переходы. Так, надписи Хунеса, возглавлявшего один из таких отрядов, были обнаружены не только на скалах у Тумаса, но и на каменной глыбе, лежащей на правом берегу Вади-Аллаки (честь находки последнего граффито принадлежит экспедиции АН СССР во главе с акад. Б.Б. Пиотровским (Пиотровский, 1966, рис. 17)). Рядом с надписью Хунеса обнаружили надпись другого "начальника отрядов чужеземцев" — Уны. Б.Б. Пиотровский [18] отождествляет его с известным сановником VI династии (Пиотровский, 1966, с. 81-82), которому принадлежала большая автобиографическая надпись, сохранившаяся в Абидосе (Urk. I, 98-110). В абидосской надписи Уна сообщает о совершенных им экспедициях в Нубию, в частности в страну Ибхат.27)

В надписях периода VI династии, жизнеописаниях чиновников, граффити у Тумаса часто встречается термин wbs, обозначающий деятельность какого-то рода по отношению к чужеземным странам в связи с деятельностью "начальников наемников". "Я был послан wb3 Ирерчет для царя Верхнего и Нижнего Египта Неферсахора, да живет он вечно! Наставник дворцовых хентиу-ше (см. ниже) Хунес" (Weigall, 1907, ил. 58 (29); Urk. I, 208). "Я был послан wb3 южные чужеземные страны для Хора, возлюбленного обеими землями, Неферсахора, живущего вечно. Наставник дворцовых хентиу-ше imj-r c3w, идущий вместе с ним".28)

Г.Е. Кадиш интерпретирует термин wb3 как "инспектировать", "делать обход (торговых путей)" (Kadisch, 1966, с. 24-28), считая, что Хуефхору и прочим чиновникам территория Нубии была уже хорошо знакома и основной целью обходов была охрана торговых путей. Вряд ли следует соглашаться со столь узким пониманием содержания этого термина. Его перевод "разведывать", "исследовать" (Wb. I, 290), в широком смысле слова "узнавать о состоянии чего-либо" является не только более емким, но и, безусловно, более правильным. Хотя египтяне внимательно следили за отношениями, складывавшимися между и внутри этнических групп в Нубии, но знание политической обстановки оставляло желать лучшего в смутный для Нубии период VI династии, когда издревле жившее здесь население культуры группы А подверглось нашествию народа другой нубийской культуры, правители нубийских земель, противодействуя ему, образовывали союзы. Египтянам более чем когда-либо приходилось лавировать в этой сложной обстановке, они стремились быть в курсе событий, вовремя использовать выгодные ситуации, в свою очередь заключая союзы с правителями нубийских земель. Разведкой такого рода и занимались "начальники отрядов чужеземцев". В связи с этим, возможно, слово sḥtp — "замирить", встречающееся, например, в надписи у Тумаса в контексте "замирить (sḥtp) страны южные", следует понимать как "заключить союз", а не "подавить" (Weigall, 1907, ил. 58). В некоторых случаях под термином sḥtp имеется в виду "установить мирные отношения".

Однако и охраняя торговые пути, и "разведывая" ситуацию в Нубии, египтяне никогда не пренебрегали торговыми сделками, а при случае грабежами. Пепинахт, правитель Элефантины, бывший и "начальником отрядов чужеземцев", не только "замирил" Вават, но и доставил дары южных стран своему господину, в их число входили пленные и скот (Urk. I, 133-134). Торговые поручения выполнял, очевидно, и "начальник отрядов чужеземцев" Сабни (Urk. I, 136). [19]

Поручения, которые давались как "начальникам военных отрядов", так и "начальникам отрядов чужеземцев" в Нубии носили временный характер, однако продолжительность их пребывания на чужбине могла быть различной: Мерранехет, "начальник военного отряда", находился в Нубии довольно долго, набирая отряды наемников (Smither, 1942, с. 17).

К сожалению, до сих пор не полностью опубликованы надписи с упоминанием "начальников отрядов чужеземцев", которые были собраны в Нубии А. Вейгаллом. Несомненно, они пролили бы свет на многие вопросы, связанные с этой должностью.

Следует обратить внимание на то, что военные в отрядах, набранных из чужеземцев, имели различные ранги. Попытаемся установить: какие же? Один из рангов руководителей военных обозначался титулом, в состав которого входила часть sḥd29) (самостоятельное ее значение — "инспектор" (Fischer, 1959, с. 259); "наставник" (Берлев, 1972, с. 200)) .

Известны следующие примеры титулатур, в которых имеется эта часть:

1. sḥd c3w imj-r nw Md3jw (Urk. I, 209).

2. Pr c3 sḥd imj-r c3w (Urk. I, 209).

3. Pr c3 sḥd ḫntjw-š imj-r c3w (Urk. I, 209).

4. Pr c3 sḥd hntjw-š imj-r c3w (Weigall, 1907, 58 (29)).

5. Pr c3 imj-r (sic!) sḫntjw-š pr c3 sḥd hntjw-š imj-r c3w (Weigall, 1907, ил. 58).

6. Pr c3 sḥd hntjw-š imj-r c3w (Žaba, 1974, c. 155, № 142).

Из шести вариантов в четырех случаях sḥd выписано в сочетании Pr c3 sḥd hntjw-š . Таким образом, лишь № 1, 2 выпадают из общепринятого написания. В № 2 утеряна одна из частей: скорее всего в данном случае титул следует восстанавливать как "наставник дворцовых ḫntjw-š".

Чтение первого варианта сомнительно: К. Зете, опубликовавший надпись, замечал, что, вероятно, титул следовало бы читать как sḥd imj-r c3w nw Md3jw, хотя imj-r не стоит прямо за sḥd. По мнению Г. Гёдике, указанный пассаж Дашурского декрета — ошибочная интерпретация сочетания smr imj-r c3w (Goedicke, 1960, с. 61), известного по нескольким примерам (Urk. I, 102; smr wctj , imj-r c3w см. Goyon, 1957, с. 53, № 19; с. 60, № 2, 6).

Таким образом, складывается впечатление, что частица sḥd в сочетании с c3w в эпоху Древнего царства не встречалась. Хотя А. Гардинер указывал на неопубликованную надпись, обнаруженную на Синае, в которой сохранился титул sḥd c3w (Gardiner, 1915, с. 125), однако отсутствие контекста не позволяет убедиться в правильности предложенного чтения.

Должности же imj-r c3w и pr c3 sḥd ḫntjw-š вполне совместимы, если учесть круг обязанностей начальников дворцовых хентиу-ше. Так, вельможа Уна похвалялся: "Назначил меня его величество другом единственным, наставником [20] дворцовых хентиу-ше. Отстранил я четырех начальников дворцовых хентиу-ше, бывших там. Я действовал, вызывая одобрение его величества, организуя охрану, подготовляя путь царя, организуя стоянку" (Urk. I, 100). (Хентиу-ше упоминаются также в указах, касающихся городов при пирамидах (Urk. I, 210)).

Таким образом, в какой-то степени обязанности чиновников, носивших эти титулы, дублируют друг друга. Однако не каждый "начальник отрядов чужеземцев" был одновременно и "сехедж хентиу-ше"; последняя должность, связанная с личной охраной фараона, безусловно, была более престижной.

"Начальники отрядов чужеземцев" имели "подручных" (ḫrj-c c3w): "(Я) был послан во время Хоров золотых (или: „во времена самого золотого из Хоров"?) Неферсахора, наставник дворцовых [хентиу-ше], начальник отрядов чужеземцев Иди. Подручный отрядов чужеземцев идет вместе с ним" (Weigall, 1907, ил. 58 (28); Urk. I, 209).30)

Наряду с "начальниками отрядов чужеземцев" и их "подручными" в надписях упоминались m ḫt c3w (Urk. I, 56) (к значению термина m ḫt (Wb. III, 345)). Перевод титула пока затруднителен из-за недостатка источников — возможно, "замыкающий отряд чужеземцев". Соподчиненность "начальников военных отрядов" и "начальников отрядов чужеземцев" выяснить, к сожалению, трудно. Скорее всего отряды действовали независимо. Однако мы не имеем права не допускать, хотя бы в силу наличия одного из вариантов перевода титула imj-r mšc — "начальник пехоты", что наемники могли составлять часть отрядов пехоты.

Но еще острее стоит вопрос о служебных взаимоотношениях между гражданскими чиновниками, возглавлявшими временно отряды ополчения, и военными чиновниками. Претензии на военные должности гражданских чиновников, в частности правителей Элефантины, порождали распри и бесконечные выяснения границ полномочий тех и других. Все чаще правители Элефантины занимали должности "начальников военных отрядов".31) В этой связи чрезвычайный интерес представляет письмо "начальника военного отряда" Мерранехета к "правителю" Иру (скорее всего он был "правителем" Элефантины, так как письмо, адресованное ему, было найдено среди писем правителей Элефантины, VI династия): "Хатиа, казначею царя Нижнего Египта, другу единственному, казначею бога Иру, (от) начальника войска Мерранехета, сына Кахетепа, сына друга единственного, жреца ḫrj-ḥb Себекхетепа. Что касается распоряжений для твоего покорного брата (sn.k im. Ср. b3k im — "слуга покорный"), (я) обращаю внимание на письмо, посланное тобой с другом единственным, начальником дома Хетепом об этом (т.е. об известном Иру поручении, выполненном Мерранехетом), ибо брат твой покорный рад услужить тебе во всем, что ты пожелаешь.32) (Если) будешь писать ты брату твоему покорному, (то) будь, любезен, предупреди о разбойниках, желающих выступить против [брата] твоего покорного, (и [21] это) будет прекрасно.33) Напиши ты это, чтобы прервать борьбу, (а то) увидишь ты две страны... [брат] твой [покорный]... (а если) увидит брат твой покорный, (что ты) против него (и) любишь более него правителя, казначея царя Нижнего Египта, [друга единственного], начальника жрецов ḥmw-ntr Сабни, (хотя) более прекрасна любовь к оправданному, чем к неоправданному (?),34) значит, поощряешь (ты) вред всякий правителя этого, который не довольствуется имуществом своим.35) (Тогда) дашь ты брату твоему покорному разъяснения по поводу этого в суде Хора, подобно тому как было, когда ты и брат твой покорный были заодно,36) (ведь) не устранил правитель этот разбойника, восставшего против земли. Далее, видел друг единственный, начальник дома Хетеп, (что) не поднялся слуга твой покорный, имея отряды маджаев и (отряды из) Вавата, (так как) не хотел делать брат твой покорный неприятное тебе. Правителю, другу единственному, начальнику жрецов хем-нечер Ра Иру" (Smither, 1942, с. 17).

Автор послания находился на военной службе в Нубии. Он опасался быть вовлеченным в какую-то интригу, обуреваемый подозрениями, что его прежний союзник Иру пытался сделать его жертвой заговора. Мерранехет в нежелательной для него ситуации думал добиться осуждения Сабни37) судом Хора, при этом напоминая Иру, как однажды при похожей ситуации он принял сторону Мерранехета. Как видим, взаимоотношения между сановниками, служившими в Нубии, "начальником войска" Мерранехетом и правителем Сабни достигли такой остроты, что Мерранехет, по сути дела, угрожал Сабни оружием, не без намека для Иру, надеясь, однако, что последний, вмешавшись, разрешит возникшие недоразумения, чреватые нежелательными последствиями и для него, правителя Элефантины, мирным путем.

Если Мерранехет обращался с просьбой к правителю Элефантины, поскольку тот мог прекратить бесчинства Сабни, то Сабни был подчинен Иру и не был правителем Элефантины, но тогда не совсем понятно, почему титулатура правителей Иру и Сабни совпадает. Возможно, Сабни претендовал на должность правителя Элефантины, а Мерранехет, имея личные разногласия с Сабни, в то же время обращался за поддержкой к Иру как к союзнику в борьбе с Сабни, а также как к лицу, которое могло санкционировать подобную борьбу.

Вместе с военными отрядами в походах принимали участие писцы и жрецы (последние скорее всего примыкали к ним). Известно об участии в экспедициях "судьи-писца" (s3b sš) и "наставника судей-писцов" (sḥd s3b sšw) (см. Wb. III, 421). "Писцы подразделений отряда" (sšw n(w) s3w) (Weigall, 1907, ил. 58) (к переводу термина s3 см. Reisner, 1931, с. 276, план XI) тоже входили в состав военных отрядов. Иногда в отряде оказывались "начальники писцов храма" (imj-r sšw ḥwt-ntr); жрецы (ḫrjw-ḥb) (Weigall, 1907, ил. 58).

Отряды пехоты различались по вооружению. Г. Фишер обратил [22] внимание на надписи в одной из мастаб VI династии в Саккара, где перечислены титулы imj-r mšc w3 (?); imj-r hj; imj-r mnf3t. В соответствии с этим ученый делил отряды на легко- и тяжеловооруженные (Fischer, 1959, с. 269, ил. 25). Интересно в этой связи отметить, что детерминатив к термину "войско", встречающийся в надписи сановника Уны, изображает воина-лучника, держащего булаву (Urk. I, 101), из чего можно заключить, что в войско Уны входили и отряды лучников, и отряды, пользовавшиеся булавами. Так постепенно складывалось различие в боевом предназначении и тактике ведения боя отрядов пехоты. Термин же msc приобрел и более широкое значение — "войско". Такое войско состояло из подразделений (tswt),38) которые, в свою очередь, дробились на более мелкие единицы — s3 (Weigall, 1907, ил. 58).

При ведении боевых действий в отдаленных районах Нубии пехоту к месту сражений часто доставляли суда. Флот в этот период еще нельзя назвать военным. Грузовые суда, на которых во время походов воины перебрасывались к месту битвы, играли лишь вспомогательную роль, хотя уже с правления первых династий часто использовались для походов в Нубию. Так, на Палермском камне в непосредственной связи упомянуто два сообщения: "Год... 2-й строительство судов dwc-tcwj в длину 100 локтей из дерева mr и 60 царских ладей dpt 16 (число 16 после существительного ладья относится либо к количеству весел, либо к их длине). Разорение земли nḥs(jw)" (Urk. I, 236).

Итак, в период Древнего царства специального ведомства по делам Нубии в Египте еще не существовало. Однако постоянные связи с Нубией, как казалось, неисчерпаемым источником рабов и сырья, привели к выполнению определенными чиновниками поручений по организации военных и торговых экспедиций. Исследование титулатур египтян, посылавшихся в Нубию, подтверждает, что египетская администрация прежде всего устанавливала торговые контакты с Нубией (но часто сырье и товары захватывались силой) и лишь в лучшем случае ставила целью планомерную эксплуатацию богатств страны, связанную с расселением египтян на ее территории. Повышенная заинтересованность египетских властей в Нубии формально проявилась в назначении на должность "начальников Верхнего Египта" правителей Элефантины, порой образно называемой "вратами, связывающими земли" (Urk. I, 254).

Но поскольку правители Элефантины вынуждены были уделять значительную часть времени делам, связанным с управлением собственно Элефантиной, а часто и Верхним Египтом, то поручения разного рода в Нубии все чаще выполняли специально посланные туда чиновники — "начальники военных отрядов" и "начальники отрядов чужеземцев". Военные отряды были заняты не только охраной торговых путей, но и интересовались положением дел в соседних землях, а при проведении крупных военных операций усиливали ополчение, бывшее основной боевой силой в то время. [23]

В результате египтяне в этот период установили в Нубии контроль за торговыми путями и путями, ведущими в каменоломни и рудники Нубии.

В конце VI династии власть фараона в Египте значительно ослабла, а номовая знать окрепла. Этот процесс отразился и на Нубии: египетская администрация не смогла воспрепятствовать не только заселению Северной Нубии племенами, носителями нубийской культуры группы С, но и вынуждена была оставить укрепленное поселение в Бухене,39) прекратить добычу камня у Тумаса. Нубия для Египта была потеряна.

Власть же местных вождей в Нубии, напротив, окрепла. Свои имена они высекали на скалах Нубии и обрамляли их картушами, что свидетельствует о претензиях на власть, равную власти фараона. Так, у Демида увековечил свое имя некто Сегер(хер?)сенти (Roeder, 1911, 2, ил. 108 с).40)


Назад К оглавлению Дальше


1) Здесь и далее в топоним "Нубия" вкладывается то содержание, какое ему придавали средневековые арабские писатели, т.е. подразумевается территория между Египтом и пятым порогом (см. также Кацнельсон, 1970, с. 108).

Под Северной (или Нижней) Нубией понимается в настоящее время территория, простирающаяся по обе стороны от Нила, от первого нильского порога до района, расположенного несколько южнее второго порога (приблизительно до Семны).

2) Таблетка первого царя I династии Хораха, на которой рядом с изображением пленного мужчины выписано слово Stj, считается обычно первым документом, свидетельствующим о походе в Нубию (Petrie, 1905, ил. III, 2), однако такой вывод является, пожалуй, преждевременным, ибо мы не знаем, как далеко на юг был направлен этот поход и не идет ли здесь речь о первом верхнеегипетском номе, хотя обнаруженный в 60-е годы в одном из могильников Кустула символ столицы Верхнего Египта — Иераконполя увеличивает вероятность того, что целью набега была Нубия (см. ниже).

3) Перевод сделан по копии А.-Х. Сейса (Sayce, 1894, с. 147).

4) Детерминатив к имени бога Хнума изображает человека, несущего скипетр dcm (Wb. V, 537).

А.-Х. Сейс полагал, что три черточки под знаком rc образовались в результате воздействия на камень граверных инструментов. Однако известно написание в слове "свет" (Wb. III, 208 и др). Поэтому не следует исключать и намеренности в изображении знака. Издатели рассматривали термин  как возможный вариант написания топонима Ḫnt-ḥn-nfr (Sayce, 1894, с. 147), который, однако, впервые встречается лишь с царствования Яхмеса I (Urk. IV, 8).

Дж.Брэстед переводил слово как "порог", не объясняя (Breasted, T. I, 1905, § 317, с. 145).

5) У Дж. Брэстеда — "день 28-й" (Breasted, 1905, т. I, с. 145). ḥr en t3, как отмечал Дж. Брэстед, в копии А.-Х. Сейса знак t3 заменен n (Breasted, 1905, т. I, с. 146).

6) Поскольку данная работа в основном опирается на письменные египетские источники, автор счел целесообразным использовать египетскую хронологию в отношении Нубии, тем более что периодизация нубийской истории весьма расплывчата.

7) Только в районе селения Тумас, местечка на левом берегу Нила, на выходе караванного пути в оазис Харга, археологической экспедицией Страсбургского университета были обнаружены тысячи наскальных рисунков (Курьер ЮНЕСКО, 1980, с. 21).

8) Термин T3-Stj употреблялся как в узком (территория первого верхнеегипетского нома.), так и в широком смысле слова, обозначая территорию, протянувшуюся на юг от Элефантины. Последняя считалась пограничным городом вплоть до правления VI династии (автобиографическая надпись вельможи Уны) (Urk. I, 105).

9) Вожди (ḥḳ3w) упоминаются в надписях вельмож Уны (Urk. I, 109), Хуефхора (Urk. I, 125), Пепинахта (Urk. I, 134), на граффито, найденном на восточном берегу Нила у Асуана (Sayce, 1894, с. 147) и др. Интересно, что термином ḥḳ3w египтяне обозначали в это время правителей городов, областей (Urk. I, 258; Wb. III, 171), отдельных дворов, селений в хозяйствах вельмож (Всемирная история, 1955, с. 165). Называя так нубийских вождей, египтяне подчеркивали либо незначительность их владений, либо их причастность к управлению укрепленными поселениями sdrw (Wb. IV, 393), служившими и центрами формирования отрядов наемников, например, в войско Уны (Urk. I, 101).

10) Не только вражда между племенами, но и стремление к централизации ввиду надвигавшейся опасности вторжения народов других этнических групп в Нижнюю Нубию приводило к возникновению союзов племен, подчинявшихся власти одного правителя (Urk. I, 126).

С течением времени центром борьбы за объединение Нижней Нубии становится Вават.

11) Проблема локализации древненубийских земель представляет большую трудность и из-за недостаточного количества источников для ее решения, и из-за отсутствия определенных границ стран в то время. Поэтому границы земель, даже тех, которые в какой-то степени поддаются локализации, до сих пор остаются спорными.

В дошедших до нас надписях последовательность перечисления этих стран различна.

Наиболее северной нубийской землей был Вават. Э. Эдель (Edel, 1967а, с. 139-140) подвергал сомнению локализацию Вавата, предложенную еще в 40-х годах Т. Севе-Сёдербергом (Säve-Söderbergh, 1941, с. 15-16), который считал, что эта земля находилась в районе Короско, судя по месту находки лишь одной надписи. (Х. Бругш точнее определял место нахождения надписи: "У начала Вади-эль-Гиргави" (Brugsch, Thesaurus, V, 1213)). По мнению Э. Эделя, Вават был расположен севернее. Недостаток сведений в надписях не позволяет определенно установить границы Вавата в период Древнего царства, поэтому разумнее принять его довольно расплывчатую локализацию, предложенную Э. Эделем, мнение которого разделил (по этому вопросу) и Д. Диксон (Dixon, 1958а, с. 119). Вават времен Древнего царства, очевидно, находился выше по течению Нила от о-ва Биге, но не далее местечка Мадик. На юг от Вавата лежали страны: Ирчет — в районе Короско, а Сечу — южнее Тумаса и до второго нильского порога (Edel, 1955, с. 142-143, 145). Севернее второго порога, вероятно, находилась страна Каау (Dixon, 1958б, с. 49).

Локализовать Иам можно в основном по автобиографической надписи Хуефхора (Urk. I, 124-127). Иам, согласно ей, был довольно сильным племенным объединением, вожди которого торговали с Египтом.

По мнению Э. Эделя, Иам следовало искать в области Кермы. В подтверждение правильности высказанной точки зрения Ф. Хинтце приводил такой аргумент: начинающийся у Сиута "Путь оазиса" на всех старых картах достигал Нила у Кермы (Hintze, 1964а, с. 85). Сейчас предположение Э. Эделя о местонахождении Иама в районе Кермы, выше третьего нильского порога (Edel, 1955, с. 65-69), стало общепринятым (Kirwan, 1962, с. 333). Оно подкрепляется как археологическими находками, свидетельствующими о торговле Египта с Кермой уже в период VI династии (Reisner, 1923, ч. VI, ил. 342, 1, 2, 3), так и лингвистическими мотивами (см. Priese, 1974, с. 37-41). Не отрицает возможности расположения Иама в этом районе и Д. Диксон, считая, однако, наиболее уместной лишь приблизительную локализацию этой страны не южнее 22-й параллели (Dixon, 1958б, с. 54). Следует отметить, что Д. Диксон хотя и критиковал метод доказательств, примененный при локализации Иама Э. Эделем (Dixon, 1958б, с. 42-45), однако некоторые положения, предложенные Э. Эделем, понимал неверно и часто сам допускал ошибки (см. Edel, 1960a, с. 18-23).

В 80-х годах Г. Гёдике, еще раз проверив сведения, которые содержатся в надписи Хуефхора, считал, что Иам охватывал и оазисы Харга, Куркур, Дункуль. Центральной частью Иама, по мнению Г. Гёдике, являлся оазис Харга. Г. Гёдике считал, что значение термина "Иам" аналогично значению слова "маджаи", и если последнее, согласно Ж. Познеру (см. ниже), относилось к жителям пустыни на восток от Нила (Posener, 1958a, с. 41), то первый — к населению пустыни на западе от Нила. Лишь новые, основательные археологические исследования смогут подтвердить правильность того или иного мнения.

Этноним "маджаи", зафиксированный со времен Древнего царства (Urk. I, 109), встречается в египетских источниках вплоть до конца Нового царства. Еще К. Зете подметил интересную особенность в написании этого слова (Sethe, 1926, с. 37). Обычно названия чужеземных стран употреблялись в надписях без детерминатива, обозначавшего народ (А 1, мн.ч., по А. Гардинеру), при написании же термина "маджаи" он часто присутствовал; это наблюдение дало возможность К. Зете сделать вывод, что термин "маджаи" служил в период Древнего царства для обозначения народа, ведущего кочевой образ жизни. В конце 50-х годов Ж. Познером при сравнении терминов "нехсиу" и "маджаиу" было выдвинуто весьма интересное предположение: вероятно, первый употреблялся для обозначения жителей Нильской долины, а второй — для жителей пустыни (Posener, 1958б, с. 41).

До сих пор из-за недостатка источников не поддается локализации ряд земель, расположенных на территории Нубии: Ирерчет, Террес и т.д. (Urk. I, 125).

12) Верховный сановник, как заметил Ю.Я. Перепелкин, вообще оставался в стороне от военного ведомства в эпоху Древнего царства. Возможно, это вызывалось нежеланием фараона "сосредоточивать слишком большую власть в руках своего первого слуги" (Всемирная история, 1955, с. 173).

13) Если в эпоху Древнего царства "начальником Верхнего Египта" был египетский номарх (Kees, 1932, с. 95), то выполнение им обязанностей в отношении Нубии определялось еще и должностью "начальника врат южной Элефантины (7)" (imj-r c3 3bw rsj). Подобное совмещение должностей встречается у "начальника Верхнего Египта" Чаути. Безусловно, такое совмещение — попытка включить в сферу полномочий "начальника Верхнего Египта" контроль над северонубийскими землями:

A. "Начальник Верхнего Египта, радующий (mh-ib) сердце господина своего, начальник врат южной Элефантины (?), покойный при Анубисе, (который) на горе своей, владыке некрополя, Чаути".

B. "Хатиа, начальник Верхнего Египта, казначей царя Нижнего Египта, жрец ḫrj-ḥb Чаути. Староста (ḥḳ3 hwt), друг единственный, истинный, главенствующий (ḥr tp c3; см. Wb. III, 140) над царским озером, радующий сердце, начальник врат южной Элефантины (?) Чаути".

C. "Радующий сердце царя, начальник врат южной Элефантины (?)".

Д. "Хранитель тайн, (что от) врат Элефантины Ча...". Надпись номарха VII верхнеегипетской области Чаути в гробнице в Каср-эс-Сайад (Urk. I, 257).

14) Укрепление в Элефантине существовало, возможно, уже с III династии: на гранитном блоке, который, как предполагал Л. Борхардт, лежал в основании этого укрепления, был обнаружен картуш фараона Ху (Borchardt, 1923, с. 41; чтение имени фараона см. Borchardt, 1910, с. 12-13). Однако в ходе раскопок 1972 г., проводимых Немецким археологическим институтом (Каир) совместно с Швейцарским египтологическим институтом (Каир), никаких остатков древнего укрепления в Элефантине не было обнаружено, хотя был найден ряд предметов, указывавших на существование здесь святилища периода Древнего царства; в частности наос времени VI династии, блоки, датируемые IV династией, и т. д. (Raiser, 1974, с. 68).

В надписях Древнего царства мы сталкиваемся с несколькими вариантами написания термина, означавшего укрепление на южной египетской границе: c3 r3 šmc (Davies, 1902, II, с. 2, ил. 10), r3 c3 3bw (Urk. I, 257), r3 c3 3bw rsj (там же). Термин переводится по-разному (см. Wb. I, 164). Т. Севе-Сёдерберг вслед за Г. Кеесом в одном случае переводит его как "узкие южные ворота", читая знак V 32 как g3w — "узкий" (см. Kees, 1934, с. 84-86; Säve-Söderbergh, 1941, с. 12; Wb. V, 151).

Ж. Познер предлагал понимать под "вратами", "дверьми" термин эпохи Древнего царства, возрожденный в саисское время, "таможню" (см. Posener, 1947; см. также Эдаков, 1984, с. 61-62). Эти ведомства, призванные регулировать торговлю египтян с иноземцами, приток чужеземцев в Египет, движение по реке и ее рукавам и каналам иноземных судов, были созданы к XXVI династии. Во главе их стояли "хранители врат"; известно несколько вариантов последнего титула. Возможно, в таком же качестве функционировали "врата" и в эпоху Древнего царства.

Поскольку эти топонимы являются взаимозаменяемыми либо в надписях одного и того же чиновника (Urk. I, 253, 254), либо в одной надписи (Urk. I, 257), а значение детерминатива V 32 в одном случае прямо показано:  (Urk. I, 253), то термин, очевидно, следует переводить "врата Элефантины" и "врата южной Элефантины". Однажды встретилось название "врата, связывающие (?) страны" (Daressy, 1917а, c. 136 = Urk. I, 254) (со знаком V 32 вместо обычного W8). Очевидно, имелись в виду соответственно укрепления или укрепление, расположенное в районе Элефантины и, возможно, в районе Бухена, где в эпоху Древнего царства находилось поселение.

На граффито у Тумаса выписан топоним, который, вероятно, следует читать как 3bw šmcw; возможно, в этом случае уточняется значение знака М 24? Надпись была оставлена между Бухеном и Элефантиной, и автор счел за лучшее выразиться более определенно. Конечно, настаивать на верности высказанного предположения нет достаточных оснований, однако следует обратить внимание на то, что употребление при написании термина конструкции: прилагательное "южный" + название города — стало обычным в эпоху Нового царства. В этот период мы определенно сталкиваемся с названием "южная Элефантина" (Caminos, 1974, т. I, ил. 97; т. 2, ил. 38, 47, 63; см. Белова, 1985, с. 73-82). Ф. Хинтце считал, что термин 3bw rsj служил для обозначения Семны (Hintze, 1963, с. 94). Интересно отметить, что Кумму называли также "нубийской Элефантиной" (3bw T3-Stj, RIK 119), на это обратил внимание Ф. Хинтце (Hintze, 1963, с. 94). Неоднократно встречающийся в текстах определенного времени топоним "южная Элефантина" подчеркивал роль Бухена как опорного пункта египетской власти, его пограничную роль, т.е. ту, какую играла Элефантина в предшествующий период.

15) К транскрипций термина rsj см. Wb. II, 452. О чтении термина Tp-rsj см. Gardiner, 1957a, с. 6-9. Один из пассажей в надписи Хуефхора, в которой он называет себя "начальником всех чужеземных стран Главы юга" (употреблен термин ḫ3swt), дает возможность предполагать, что к Верхнему Египту относились не только собственно египетские земли, но и более южные (возможно, до Бухена?) (Urk. I, 124).

16) Среди прочих титулов у правителей Элефантины этого времени обычно встречались следующие: хатиа; "казначей царя Нижнего Египта"; "друг единственный". Из жреческих титулов наиболее распространенными были: "начальник жрецов-пророков" (imj-r ḥmw-ntr) (к переводу термина ḥmw-ntr см. Берлев, 1972, с. 24); жрец ḫrj-ḥb. (Титулатура выделена на основании надписей автобиографического характера вельмож Хуефхора (Urk. I, 123), Пепинахта (Urk. I, 131-132, 135).

Интересно отметить, что "начальник жрецов-пророков", возглавлявший администрацию египетских храмов, в военное время мог выполнять военные функции (Urk. I, 102). Совмещение жреческих и военных должностей в лице одного сановника не было редким явлением в эпоху Древнего царства (Всемирная история, 1955, с. 171).

Нельзя обойти вниманием должность irj Nḫn ("страж Нехена"), которую занимали Уна (Urk. I, 98) и Хуефхор (Urk. I, 121). В период Древнего царства она была тесно связана с палатой верховного сановника (Helck, 1958, с. 56). Первоначально, возможно, эту должность получал глава укрепления Иераконполя (Helck, 1958, с. 56-57), но со временем титул перестал ей соответствовать; в конце VI династии он встречается у правителей Элефантины, а в эпоху Среднего царства определенно свидетельствует о выполнении различных поручений в Нубии.

Каждый из перечисленных титулов (исключение, пожалуй, составляет титул "друг единственный") мог быть должностным. Но наличие нескольких титулов у одного чиновника наводит на мысль, что либо какие-то из этих титулов в каждом конкретном случае были только почетными, либо ввиду отсутствия четкого разграничения между обязанностями, связанными с определенными должностями, функции чиновников, носивших различные титулы, совпадали и сводились к объему работы, с которым вполне мог справиться один чиновник.

17) Ср. Fakhry, 1938, с. 39. Затруднительно чтение знака ; изображенное здесь судно, как видим, не имеет весла, но отличается от рыбацкой лодки с сетью (Р 4) формой носа и кормы. См. также Žaba, 1974, с. 204.

18) Уже упомянутая надпись Инекафа (Fakhry, 1938, ил. 2) на граффито № 3 времени Пепи II в Хатнубе (Anthes, 1928, с. 20, табл. 10, 10a).

19) Согласно надписи Уны, "казначей бога" по приказу фараона доставил для Уны саркофаг.

20) Известен лишь небольшой отрывок надписи, ничего, однако, не говорящий из-за плохой сохранности текста, нет даже имени фараона: "Год 6-й, третий месяц шему, поручение (wp), выполненное начальником войска" (Weigall, 1907, ил. 58).

21) Надо отметить, что практика передачи определенных полномочий от отца к сыну, часто непосредственно в походе, существовала и позже, в эпоху Среднего царства. Так, номарх Антилопьего нома Амени в своей автобиографической надписи сообщал: "Сопровождал я господина моего, когда плавал он к югу, чтобы уничтожить врагов своих в стране четырех племен. Плыл я к югу в качестве сына хатиа, казначея царя Нижнего Египта, великого начальника войска Антилопьего нома, в качестве человека, заменяющего своего престарелого отца, согласно милостям царского дома, [так как] любили его во дворце" (Urk. VII, 14). Эта практика скорее всего была вызвана недостатком средств информации, кроме того, отец мог поделиться с сыном секретами успеха военных, торговых или разведывательных мероприятий.

22) Судя по местонахождению надписи, целью поездки были диоритовые каменоломни, расположенные в районе Абу-Симбела, которые разрабатывались египтянами уже со времени IV династии (Engelbach, 1933, с. 66).

23) Gardiner, 1915, с. 120; см. Wb. 1, 3. Ф. В. Рид указывал на отрывок из Текстов пирамид, подтверждавший правильность мнения А. Гардинера: "Скажи, кто бог в своем часе? Назови его. Это — Различающий языки обеих земель. Кто же он? Различающий языки обеих земель — это Тот".

И действительно, Тота называли "Различающим языки всех чужеземных стран" (Read, 1916, с. 142-144; Žaba, 1974, с. 122). Г. Гойон первым правильно прочел титул: imj-rc, согласно его полному написанию, выявленному при изучении надписей Вади-Хаммамата.

24) Надписи imj-r c3w S3tw (Edel, 1971a, ил. 6), imj-r mšc ḥr S3tw (там же, ил. 3).

25) Перевод дан на основании следующего порядка чтения титула: sḥd (ḫntjw-š) imj-r c3w (см. ниже). Декрет из Дашура времени Пепи I (Urk. I, 209).

26) Из письма неизвестного военачальника VI династии мы узнаем о его ответственности за снабжение одеждой подчиненных ему людей, которые выполняли работы в каменоломнях Туры (письмо военачальника VI династии, см. Gardiner, 1927, с. 75).

27) На одном из граффити Вади-Аллаки перечислены титулы Уны: irj-ḫj nswt ("приближенный царский"), špsj ("богач"), "начальник отрядов чужеземцев", т. е. те, которые отсутствуют в большой надписи автобиографического характера. Путешествия в Нубию в период Древнего царства не были явлением редким, поэтому не исключена возможность, что мы имеем дело с двумя чиновниками, носившими одинаковое имя. Если же отождествление правильно, то скорее всего номарх Уна совершал путешествия в Нубию в качестве "начальника отряда чужеземцев" до назначения на должность "начальника военного отряда", ибо ее, по всей вероятности, занимали чиновники более высокого ранга. О различных вариантах написания и толкования титулов см.: irj-ḫj njswt (Берлев, 1972, с. 165-171), следует отметить, что наряду с почетным титулом существовала и должность irj-ḫj njswt (Берлев, 1978, с. 256)); špsj (Берлев, 1972, с. 173). Перевод Г. Гёдике титула špsj (nj) nswt следующий: Königsedler (см. Goedike, 1958, с. 20; Edel, 1971а, с. 62-63; к чтению и вариантам написания титула špsj (nj) njswt см. также Edel, 1960б, с. 12-15). Б.Б. Пиотровский переводит перечисленные титулы как "царский родственник, знатный" (Пиотровский, 1966, с. 81).

28) В копии А. Вейгалла знаки неясны (Weigall, 1907, ил. 58 (30)). К. Зете копирует iw ḥnc.f (Urk. I, 209). Возможно, имя собственное.

29) Комбинация с частицей sḥd известна по другим военным титулам: pr c3 sḥd nḥsjw (Hassan, 1946, ил. 126, 130; см. также Junker, 1929, c. 150, sḥd srw (Weigall, 1907, ил. 75)).

30) Хотя фраза "идущий вместе с ним" вряд ли являемся именем собственным ввиду отсутствия детерминатива А 1 (по А. Гардинеру), отбросить эту возможность можно лишь в том случае, если имя собственное "подручного" не сохранилось.

31) В. Хельк указывал, что "начальники отрядов чужеземцев" (по Хельку: "руководители караванов") часто становились номархами области Элефантины (Helck, 1958, с. 200). Скорее правители Элефантины совмещали свою должность с должностью "начальников отрядов чужеземцев", поскольку разумнее всего было возложить обязанности по охране торговых путей на администрацию Элефантины, южного оплота египетской власти.

32) Дословно: "(Так как) брат твой покорный не хочет делать какой-либо вещи неприятной".

33) Дословно: "Вещь в месте своем".

34) В тексте: h3b im3ḫw.

35) Дословно: "Нет того, (чтобы был он) сыт вещами его".

36) Дословно: "В качестве вещи единой прекрасной".

37) Названный Сабни тождествен, очевидно, хорошо известному правителю Элефантины, что подтверждает фрагмент другого письма из этого же архива (Möller, 1927, с. 10), в котором упоминался Сабни, сын Мехуи; имя Мехуи носил и отец элефантинского номарха Сабни (Urk. I, 138). Возможно, этот же чиновник оставил надпись у Тумаса (Weigall, 1907, ил. 58).

38) Письмо "начальника войска" Мерранехета к "правителю" Иру (Smither, 1942, с. 17).

К значению термина tst см. Wb. V, 402-403. Перевод указанного термина как "ополчение" (Всемирная история, 1955, с. 176; Савельева, 1960, с. 4) вряд ли возможен.

Первоначально термин tst означал отряд войска, а cpr, как указал К. Зете, команду судна (Савельева, 1960, с. 2).

Во время Древнего царства терминами tst и cpr обозначали отряды, работавшие в каменоломнях (Reisner, 1931, с. 275-276; Gunn, 1925, ил. 1, а).

39) Следов заселения Бухена в период VI династии при раскопках не обнаружено (Emery, 1963, с. 116-120).

40) Хотя и не исключена возможность, что это были неизвестные египетские фараоны (Кацнельсон, 1948а, с. 15-16).


Назад К оглавлению Дальше


























Написать нам: halgar@xlegio.ru