Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
[393]
Века до н.э. |
Историческая ситуация и важнейшие исторические события |
Религия и мифология |
III тыс. — XII в. |
Территорию Ирана населяют земледельческие и скотоводческие племена. II тыс. — торговые отношения Индии с Шумером. Ок. 1500 — вторжение в Индию арийских племён. |
Племенные тотемы. Почитание священных животных — коровы, собаки, петуха; культ огня, растения хаомы, фраваши как духов предков. Жертвоприношения животных; в ритуалах используется солома и трава (прообраз барсмана). Со II тыс. — культ ахуров и дэвов. Ок. 1400 — засвидетельствовано упоминание Варуны, Индры, Насатья, Митры. XIII — XII вв. — складываются представления о Йиме, Вертрагне; Митра приобретает функции солярного божества. Начинает складываться дуализм. |
XII—XI |
Вторжение в Иран скотоводческих кочевых племён из Восточной Европы. |
Индия: Складываются священные книги ариев — «Веды». Иран: культ Митры, Йимы, Траэтаоны, Вертрагны, растения хаомы. Складываются легенды о Керсаспе, представления о Вайю; понятие «Аша» начинает связываться с моралью и этикой. Продолжает складываться дуализм. Фригия: культ Кубабы, Аттиса, Сабасия и местных тотемов. [394] |
XI—IX |
Расселение пришлых племён по территории Ирана и постепенное смешение с местным населением. Разделение иранских и индийских племён. Нач. I тыс. — образование Фригийского царства; Лидия входит в его состав. |
Датировки некоторых событий, предлагаемые разными исследователями, расходятся: до начала царствования Астиага (ок. 605 г. до н.э.) — в пределах 10 лет, далее — в пределах 2 лет.
Годы до н.э. |
Цари |
Историческая ситуация и важнейшие исторические события |
Религия и мифология. Культовые постройки. |
VIII в. — ок. 675 |
Во Фригии: Гордий I Мидас I |
Расцвет Фригийского царства. Бурное развитие металлургического производства. Нач. VII — ослабление Фригии; Лидия выделяется в самостоятельное государство. Ок. 675 — разгром Фригийского царства киммерийцами. |
Культ Кубабы, Сабасия и Аттиса; культ местных тотемов. Мифические и легендрные династии в Лидии.1) |
ок. 685 — ок. 654 |
В Лидии: |
Расцвет Лидийского царства (столица — г. Сарды); чеканка монеты, развитие торговли. Завоевание Фригии, Карии, Троады, военные походы против греческих городов. Борьба с киммерийцами, военные союзы с Сирией и Египтом. 654 — завоевание Лидии киммерийцами (Сарды взять не удалось). |
Культ Кубабы, Аттиса, Сабасия, местных тотемов. |
ок. 654 — ок. 605 |
Ардис |
Изгнание киммерийцев в союзе с Ассирией. |
|
ок. 605 — ок. 560 |
Алиатт |
12-летняя война с Милетом, закончившаяся заключением мира. 590—585 — война с Мидией, заключение мира после солнечного затмения 28 мая 585 г., истолкованного как дурное предзнаменование. |
Строятся монументальные гробницы царей. [395] |
ок. 560 — ок. 546 |
Крез |
Покорение и обложение данью греческих городов в Малой Азии. Союзы с Египтом и Вавилоном, экономические связи со Спартой и Афинами. Вторжение в Каппадокию. 546 — завоевание Лидии персами. |
|
Датировки отдельных событий, предлагаемые разными исследователями, расходятся в пределах 2 лет.
Годы до н.э. |
Цари |
Историческая ситуация и важнейшие исторические события |
Религия и мифология. Религиозная политика |
IX в. — ок. 727 |
Племенные вожди |
Образование Манейского царства. На территории Мидии — множество мелких княжеств — городов-государств, враждующих между собой. С IX в. — мидийские племена подвластны Ассирии и обложены данью. |
Однотипность мидийских племенных религий с религией Ассирии. Постепенное проникновение вавилонских культов в Мидию. |
ок. 727 — ок. 675 |
Дейок2) |
Крупные объединения мидийских племён в политические и военные союзы. Основание г. Экбатаны. Ок. 715 — Ассирия покоряет союз мидийских княжеств во главе с Дейоком. Ок. 700 — вторжение скифов в Мидию; ок. 679 — в Ассирию. |
Мидийское племя магов воспринимает зороастризм. Складывается «религия магов». Культ стихий и огня. [396] |
ок. 675 — ок. 652 |
Фравартиш |
672—671 — восстание против ассирийского господства в союзе со скифами и киммерийцами. Образование независимого Мидийского царства со столицей в Экбатанах, дальнейшее объединение племён и княжеств. |
Из племени магов выделяется сословие жрецов зороастрийского культа. Быстрое распространение маздаяснизма. Рост значения культов Митры и Анахиты. |
652—625 |
Скифское господство3) |
Набеги скифов на соседние страны вплоть до границ Египта. |
|
625—585 |
Киаксар4) |
Свержение скифского господства и окончательное объединение страны. 614—609 — военные походы против Ассирии, обретение независимости от Ассирии. Завоевание северной Месопотамии. Ок. 609 — завоевание Манейского царства. 600—590 — завоевание Персии, Урарту, Гиркании, Парфии и скифских земель. 590—585 — война с Лидией и заключение мира после солнечного затмения 28 мая 585 г. |
Маги — влиятельное придворное жреческое сословие. Маздаяснизм становится официальной государственной религией; может быть, даже насаждается насильственно. Возникает множество модификаций маздаяснийского культа. Строго соблюдения обрядности нет. [397] |
585—550 |
Астиаг |
Политические конфликты с Вавилонией. 553 — восстание персов под предводительством Кира II. 550 — покорение Мидии Персией. |
Первый год правления нового царя официально начинался в первый день календарного года, следующего за годом смерти предыдущего правителя. В настоящей таблице указаны годы фактического вступления царей на престол.
Датировки событий, предлагаемые разными исследователями, в отдельных случаях расходятся в пределах 1 года.
Годы до н.э. |
Цари |
Историческая ситуация и важнейшие исторические события |
Религия и мифология. Религиозная политика. Памятники письменности, искусства и архитектуры |
XI—VII вв. |
Постепенное переселение персов на юго-запад Ирана. IX в. — первое упоминание персов в ассирийских надписях. |
На востоке Ирана — складываются некоторые яшты. Религиозно-реформаторская деятельность Заратуштры. |
|
ок. 700 — ок. 675 |
Ахемен (древнеперс. Хахаманиш) |
Племенной союз персидских племён. |
Религия персов представляет собой одну из модификаций индоиранской религиии. Засвидетельствованы изображения вепря (инкарнация Вертрагны), имена в честь Митры. |
ок. 675 — ок. 640 |
Чишпиш (греч. Теиспес) |
||
ок. 640 — ок. 600 |
Кир I (древнеперс. Кураш) |
Завоевание Элама Ассирией. Кир I признаёт власть Ассирии над Персией. |
Проникновение маздаяснизма из Мидии в Персию. На востоке Ирана — складывается «Ясна семи глав». |
ок. 600 — ок. 559 |
Камбиз I (древнеперс. Камбузи) |
Завоевание Персии Мидией. |
|
ок. 559 — 530 |
Кир II (Великий) |
559 — основание г. Пасаргады, ставшего первой столицей Персии. 553 — восстание против индийского господства; 550 — завоевание Мидии. 549—540 — завоевание Элама, Парфии, |
Культ Анахиты и Вертрагны. Верховное божество, по-видимому, — Митра. Жрецы-маги становятся влиятельным сословием в Персии. Возводятся культовые зороастрийские постройки (неясного назначения). [398] |
|
|
Гиркании, Армении и всей Малой Азии; 545—539 — завоевание всех восточноиранских и среднеазиатских провинций, Вавилона; 539—538 — завоевание Сирии, Палестины, Финикии и Самарии. Создание империи. 530 — поход против саков, поражении персидской армии и гибель Кира. |
В захваченных странах — покровительство местным культам. Манифесты Кира II (прилож. 4-А, -Б). Начало строительства дворцового комплекса в Пасаргадах. Гробница Кира II (илл. 9-А). |
530—522 |
Камбиз II |
525 — завоевание Египта и провозглашение Камбиза фараоном. 524 — поход в Нубию и гибель персидского войска в пустыне. Подавление восстания в Египте. В Персии постепенно усиливается противоборство между царём и родовой знатью. 522 — переворот «мага Гауматы» (прилож. 2). Возвращение Камбиза II из Египта и его смерть. |
Верховное божество, по-видимому, ещё Митра. Создаётся зороастрийское храмовое землевладение, появляются племенные поселения магов по всей империи. В захваченных странах — покровительство местным культам. |
522 |
Лже-Бардия5) |
Гаумата признан сатрапами6) всех провинций, входивших в состав империи. Государственные реформы Гауматы. |
Разрушение местных храмов с целью централизации культа. |
522—486 |
Дарий |
522—521 — повсеместные мятежи в империи и их подавление (прилож. 2). 519 — поход Дария I против саков. Ок 517 — завоевание северо-западной Индии и о-ва Самос. Господство персов на море. 516—515 — завоевание Фракии и Македонии; подчинение Персии черноморских городов. 514 — неудачный поход против европейских скифов. с 519 — начало крупных государственных реформ с целью централизации власти: разделение империи на сатрапии, сосредоточение руководящих должностей у персидской знати, унификация законов, создание «тайной полиции» («уши и око царя»). Столицей империи становятся Сузы, столицей Персии — Персеполь. Официальный язык — арамейский. С 517 — чеканка золотой монеты, развитие торговли. С 500 — восстания в Греции и начало греко-персидских войн. 498 — захват греками Суз, разгром греческих войск при Сиракузах. 494 — завоевание Милета персами. 490 — Марафонская битва, поражение персов. |
Аурамазда становится верховным божеством (первое упоминание и изображение относятся к «Бехистунской» надписи — прилож. 2, илл. 5-А). Зороастризм воспринимается как язычество, полностью сохраняются древние индоиранские верования. Засвидетельствованы имена в честь Митры, Хаомы, Арты, Рашну, Хварны и др., ритуалы с хаомой (илл. 7 слева). В завоёванных областях — покровительство местным культам (прилож. 4-В, -Г). В Египте и Вавилоне Дарий коронован по местным обычаям (прилож. 4-В). Начало строительства религиозного центра в Накш-и Рустам. Повсеместное строительство храмов и алтарей огня. Для культовых целей используется «зороастрийский» календарь (дополнение 1). Зороастрийские ритуалы, в т.ч. погребальный, строго не соблюдаются. Начало строительства грандиозных дворцовых комплексов в Сузах и Персеполе (продолжается до IV в. до н.э.). В искусстве и архитектуре много заимствований (египетский гипостильный зал, греч. элементы в конструкции колонн и др.). Постепенно вырабатывается так наз. «ахеменидский дворцовый стиль» (илл. 6). [400] |
486—465 |
Ксеркс |
486—484 — восстания в Египте и Вавилоне и их подавления. 482 — второе восстание в Вавилоне. 480 — поход против Балканской Греции, победа персов в битве при Фермопилах и поражение в морской битве при Саламинах. С 479 — повсеместные восстания греческих государств, изгнание персов из Фракии и Македонии. 465 — Ксеркс убит в результате дворцового переворота. |
Религиозная реформа с целью центрлизации культа, разрушение храмов «дэвов» («Антидэвовская» надпись Ксеркса — прилож. 3-А). Зороастризм постепенно превращается в государственную религию Ахеменидов (прилож. 3-Б). Разрушение храма Мардука в Вавилоне и храмов в Греции (прилож. 4-Д). Проникновение культа Сабасия в Грецию. Продолжение строительства в Персеполе и Сузах. Гробница Ксеркса. |
465—424 |
Артаксеркс I (древнеперс. Артахшатра) |
460—454 — серия восстаний в Египте и их подавление. Ок. 453 — восстание в Сирии. 449 — последние сражения с греками на Кипре, победа греков, заключение мира (так наз. «Каллиев мир») и конец грекоперсидских войн. 431 — начало Пелопонесской войны в Греции. |
Официальное введение «зороастрийского» религиозного календаря (дополнение 1). На востоке Ирана — в основном, завершено сложение «Ясны» и «Яштов». |
424—423 |
Ксеркс II (45 дней) Секудиан (Согдиан) (6,5 мес.) |
Дворцовые заговоры и перевороты |
Мифологизация истории и включение эпоса в «Авесту». [401] |
423—404 |
Дарий II |
Повсеместные восстания в империи, ослабление государства. 405 — персы изгнаны из Дельты Египта. Поддержка Персией Спарты в Пелопонеской войне. 404 — конец Пелопонеской войны. |
|
404—359 |
Артаксеркс II |
Восстание Кира (младшего брата Артаксеркса II) с целью захвата власти, подавлено в 401 г. 399 — Египет освобождается от персидского господства. 397—386 — битвы со Спартой. Мирный договор с греческими государствами и Спартой (так наз. «царский» или «Анталкидов» мир). Ок. 360 — от Персии отпадают Кипр, Лидия, Киликия, Кария, северо-западная Индия (?). 350 — неудачная попытка вновь покорить Египет. |
Расцвет культа Анахиты, повсеместно устанавливаются её статуи. Официально узаконен культ Митры. Аурамазда отождествляется с Зевсом, Аполлон и Гелиос — с Митрой, Артемида, Афина и Деметра — с Анахитой. Официальное введение «зороастрийского» календаря(дополнение 1) |
359—338 |
Артаксеркс III |
Попытки восстановить державу, удаются в последний раз. 343—342 — завоевание Египта. 338 — убийство Артаксеркса III. |
[402] |
338—336 |
Арс |
336 — престол захватывает сатрап Армении Кодоман, коронуется под именем Дарий III. |
|
336—331 |
Дарий III (Кодоман) |
334 — выступление Ал. Македонского против Персии, ряд побед над персами. 332 — завоевание Ал. Македонским Египта. 331 — битва при Гвагамелах, сокрушительное поражение персов. Ал. Македонский коронуется на престол в Вавилоне. 330 — падение Суз; персидская держава в течение нескольких лет становится частью империи Ал. Македонского. |
Ок. 330 — Ал. Македонский сжигает дворец для торжественных приёмов в Персеполе; по зороастрийскому преданию, при пожаре гибнет список «Авесты». |
Датировки некоторых событий, предлагаемые разными исследователями, расходятся в пределах 2-3 лет.
Годы до н.э. |
Цари |
Историческая ситуация и важнейшие исторические события |
Религия и мифология. Искусство |
330—323 |
Александр Македонский |
330—327 — подавление последних очагов сопротивления в Бактрии и Согде; империя Ахеменидов становится частью империи Ал. Македонского. 323, 10 июня — смерть Ал. Македонского. |
[403] |
323—316 |
Филипп Арридей |
Постепенный распад империи Ал. Македонского; создание на её развалинах независимых государств. |
Слияние различных религий; начинает возникать «синкретический религиозный язык». |
316—312 |
Александр IV |
||
311—281 |
(Селевкиды:) |
Первая столица империи — Вавилон. Официальные языки — греческий и арамейский. 305 — присоединение к империи Средней Азии. 289—281 — восстановление разрушенных городов по всей империи; расселение грекомакедонских колонистов по территории Бактрии. |
Широкое распространение культов солярных божеств всех религий, в т.ч. Митры. Сосуществование греческого и ахеменидского искусства. |
281—261 |
Антиох I Сотер |
Тенденции к децентрализации империи. Ок 250 — Бактрия и Парфия становятся независимыми от Селевкии. |
|
261—246 |
Антиох II Теос |
Повсеместное интенсивное развитие городской жизни и культуры. Укрепление Греко-Бактрии. |
Распространение греческой культуры. Слияние и синкретизм античной и восточных мифологий. [404] |
246—225 |
Селевк II Калинник |
||
225—223 |
Селевк III Сотер |
||
223—187 |
Антиох III (Великий) |
Военные походы. Неудачная попытка завоевать Греко-Бактрию. Война с Парфией. |
Отождествление Аполлона и Гелиоса с Митрой, Геракла с Вертрагной, Деметры и Кибелы с Анахитой. Анахита отождествляется также с семитскими богинями плодородия Многие зороастрийские божества получают антропоморфный облик. |
187—175 |
Селевк IV Филопатор |
Смуты и дворцовые перевороты в Бактрии. Военные походы Бактрии против соседних государств. |
|
175—164? |
Антиох IV Эпифан |
||
164—162 |
Антиох V Эвпатор |
||
162—150 |
Деметрий I Сотер |
||
150—145 |
Александр Валас |
||
145—140 |
Деметрий II Никатор |
Войны с Парфией. Противостояние Парфии в приграничных областях. 140 — Деметрий II взят в плен в одной из битв. |
|
145—142 |
Антиох V Эпифан |
||
138—129 |
Антиох VIII Сидет |
Поражение в войне с Парфией. Селевкия становится сатрапией Парфянского царства. 140—130 — завоевание Бактрии кочевыми племенами. [405] |
Датировки некоторых событий, предлагаемые разными исследователями, расходятся в пределах 1-5 лет.
Годы до н.э. и н.э. |
Цари |
Историческая ситуация и важнейшие исторические события |
Религия и мифология. Религиозная политика. Искусство |
|
|
Ок. 250 — отделение Парфии от империи Селевкидов. Правителем становится бывший селевкидских сатрап. Ок. 248 — Парфия завоёвана кочевыми племенами, их вождь Аршак становится царём. |
|
ок. 250 — 246 |
Аршак I |
Завоевание соседних областей у Каспийского моря. |
На протяжении III — середины I в. в искусстве очень сильно греческое влияние; на парфянских монетах изображаются эллинские боги. Широкое распространение зороастризма, особенно в Персии. Действуют «зороастрийские» религиозные календари (дополнение 1). Гонений на другие религии практически нет. [406] |
246—211 |
Тиридат I |
228—209 — Война с Селевкией. |
|
211 — ок. 190 |
Артабан I |
Начинает интенсивно развиваться городская жизнь и культура (продолжает развиваться на протяжении всей истории Парфии). |
|
ок. 190 — ок. 176 |
Фрияпатий |
Походы Бактрии против соседних государств |
|
ок. 176 — ок. 170 |
Фраат I |
||
ок. 170 — ок. 139 |
Митридат I |
Завоевание Мидии, частично Селевкии. Ок. 141 — завоевание Месопотамии. К концу царствования Митридата I Парфия становится великой державой. |
|
ок. 139 — ок. 128 |
Фраат II |
Окончательное покорение Селевкии. Нашествия кочевых племён. 140—130 — завоевание Бактрии кочевыми племенами. |
В покорённых странах свободно отправляются культы местных божеств. Культурного единства нет: эклектика элементов разных культур. |
ок. 128 — ок. 124 |
Артабан II |
||
ок. 124 — ок. 88 |
Митридат II |
Локализация угрозы от кочевников. Завоевание западных земель вплоть до границ Римской империи. На развалинах Бактрии постепенно возникает Кушанское царство. |
|
ок. 88 — ок. 80 |
Готарз I |
|
Распространение культа Митры в Римской империи. По-видимому, начинает интенсивно складываться героический эпос. В искусстве начинают утверждаться собственно парфянские мотивы. Создаётся канонический образ царя, позже перенятый сасанидским искусством. [407] |
Ок. 80 — ок. 77 |
Ород I |
||
ок. 77 — ок. 70 |
Синатрук |
||
ок. 70 — ок. 58 |
Фраат III |
||
ок. 58 — 55 |
Митридат III |
53 — победа над Римом в северной Месопотамии; захват Сирии, Малой Азии, Палестины. Столица переносится в Ктесифон (на левом берегу Тигра). |
|
ок. 58 — 38 |
Ород II |
||
ок. 50 — ок. 38 |
Пакор I |
В дальнейшем — постепенная утрата завоёванных земель. |
|
ок. 38 — 3 до н.э. |
Фраат IV |
38 — ряд побед Рима над Парфией. 36 — разгром римских войск. 20 — Парфия возвращает Риму всех пленных; прекращение войн с Римом более чем на столетие. В Парфии — внутренние смуты и дворцовые интриги. |
Начало расцвета парфянского искусства. |
3 до н.э. — 3 н.э. |
Фраат V |
На территории Парфии — множество полузависимых княжеств и самоуправляющихся городов. Непрекращающиеся смуты и междуусобицы. |
Распространение в искусстве сюжетов охоты, поединка и пира (впоследствии будут популярны у Сасанидов). |
3—7 |
Ород III |
||
7—12 |
Вонон I |
||
10 — ок. 38 |
Артабан III |
Непрекращающиеся внутренние смуты и безрезультатные попытки укрепить централизованную власть. |
[408] |
36 (неск. месяцев) |
Тиридат II |
||
37 (неск. месяцев) |
Киннам |
||
ок. 38 — ок. 44 |
Вардан I |
||
ок. 44 — ок. 50 |
Готарз II |
58 — восстание в Гиркании, Гиркания отделяется от Парфии. |
При Вологезе I (?)7) начинается собирание и кодификация авестийских текстов. Письменная фиксация «Авесты»(?) |
ок. 50 — 76 |
Вологез I |
||
ок. 51 |
Вонон II |
||
76—91 |
Вологез II |
Непрекращающиеся внутренние смуты и дворцовые интриги. Борьба за власть между представителями династии Аршакидов. Власть часто принадлежит одновременно двум или трём правителям, враждующим между собой; каждый именуется «царём» и чеканит свою монету. Многие провинции обретают самостоятельность во главе с представителями династии. |
[409] |
77—86 |
Пакор II |
||
79—80 |
Артабан IV |
||
91—114 |
Пакор II (вторично) |
||
108—127 |
Ороз |
||
111—146 |
Вологез III |
115 — римляне завоёвывают Селевкию, разграбляют столицу Парфии Ктесифон. Армения и Месопотамия становятся римскими провинциями. |
|
ок. 130 — ок. 147 |
Митридат IV |
|
|
ок. 147 — 190 |
Вологез IV |
Непрекращающиеся безрезультатные войны с Римом. |
|
190—206 |
Вологез V |
Власть в Персии захватывает Папак. Выход Персии из-под власти Парфии. 198—199 — поражение в битвах с Римом; римляне разграбляют царские сокровища. |
|
206—221 |
Вологез VI |
218 — победа над Римом и возвращение Месопотамии. |
|
ок. 213 — 227 |
Артабан V |
Ок. 223 — сасанидская Персия в союзе с месопотамскими провинциями покоряет Селевкию. |
|
ок. 226 — 227 |
Артавазд |
227 — покорении Парфии сасанидской Персией. |
Годы н.э. |
Цари |
Историческая ситуация и важнейшие исторические события |
Религия и мифология. Религиозная политика. Искусство и зодчество. Памятники письменности. |
ок. 224 — ок. 242 |
Арташир I |
Ок. 224 — Арташир I в Персии наследует престол после Папака. 227 — покорение Парфии и коронация Арташира I. Столица державы — Истахр. |
Зороастризм становится государственной религией. [410] |
|
Арташир I |
|
Провозглашается божественная сущность царской власти: царь принимает титул «поклоняющийся Ормазду, бог, царь царей, происходящий от язатов», становится одновременно верховным жрецом, сосредоточив, таким образом, в своих руках светскую и религиозную власть. Начинается строительство религиозного комплекса в Накш-и Рустам. Ок. 238 — обожествление Арташира I. {выпала строка? OCR} царя, вырабатывается новый «сасанидский» стиль (так наз. «сасанидский ренессанс» — ахеменидские традиции в сочетании с элементами эллинской и римской культур). Искусство служит возвеличению царской власти, главным сюжетом изображений становятся исторические события Постепенное проникновение христианства в Иран. |
ок. 242 — ок. 272 |
Шапур I |
242 — начало военных столкновений с Римом в Месопотамии (продолжаются до 260 г). |
Царь остаётся верховным зороастрийским жрецом. Возвышение Картира и начало религиозной реформы. Утверждение зороастризма в завоёванных областях, повсеместное строительство [411] |
ок. 242 — ок. 272 |
Шапур I |
Ок. 245 — 248 — крупные завоевания на востоке, захвачена часть земель Кушанского царства. Грандиозный размах строительства руками пленных; основание города Нишапур. Централизация власти, ликвидация самостоятельности провинций, областей и городов. Резкий рост землевладения зороастрийских храмов. Частичное освобождение рабов. |
храмов огня и организация жреческих общин (прилож. 6-А). Государство постепенно становится теократическим. Нередко — преследования иноверцев, однако иудейские, многочисленные христианские и другие религиозные общины имеют самоуправление. Широкое распространение манихейства в Иране и Риме, его соперничество с христианством. Появление многочисленных христианских ересей в Риме. Рост популярности культа Митры за пределами империи. Кодификация и канонизация «Авесты». Почти весь репертуар искусства (до воцарения Нарсе) ограничен темой «официального портрета». Со времён Шапура I — изображения алтаря огня на монетах (илл. 8, слева); ок. 274 — первые при Сасанидах изображения Митры и Анахиты на монетах (илл. 8, справа). |
ок. 272 — 274 |
Хормизд I Арташир |
272 — завоевание Пальмиры Римом. |
|
274—276 |
Варахран I |
Экономический упадок, почти полное прекращение караванной торговли. Борьба придворных партий, дворцовые интриги. |
Картир становится «владыкой» храма Анахиты в Истахре — родового святилища Сасанидов. Опала Мани, гонения на манихейство; по одной из гипотез — казнь Мани в 274 г. [412] |
|
|
276 — сомнительная законность воцарения Варахрана II, внука Шапура I (в обход его сына Нарсе). |
|
276—293 |
Варахран II |
Борьба придворных партий. 283 — неудачная попытка государственного переворота под предводительством наместника восточных провинций Хормизда. |
Картир становится единственным толкователем «воли Ормазда», фактически — главой государства, полностью теократического. Надписи Картира (прилож. 6-А, -Б). Разработка доктрины «идеального государя» (насаждающего зороастризм). Жестокие гонения на манихеев. 277 — по одной из гипотез, казнь Мани. Вновь появляются изображения зороастрийских божеств в виде их инкарнаций. Отсутствуют изображения Хварны и Анахиты и их символов. Складывается сасанидская торевтика. В искусстве господствуют два направления: прокламативные темы и охотничьи сюжеты. |
293 |
Варахран III |
Приход к власти Варахрана III. Переворот Нарсе. |
|
293—302 |
Нарсе |
298 — поражение в войне с Римом. Мирный (так наз. «сорокалетний») договор на унизительных для Ирана условиях. |
Царь вновь сосредоточивает в своих руках светскую и религиозную власть. 290-е гг. — обожествление Арташира I Папакана и посвящение ему храма. Постепенное усиление роли христианства. Начало расцвета сасанидской торевтики. [413] |
302—309 |
Хормизд II |
||
309—379 |
Шапур II |
Столицей становится Ктесифон. Ок. 348 — начало новых военных столкновений с Римом. Ок. 356—357 — пограничные войны с кочевыми племенами. 357 — начало крупных военных действий на востоке. 363 — разгром римской армии во главе с императором Юлианом; Иран получает ряд опорных пунктов в Месопотамии. Покорение Армении. 360-е гг. — завоевание Кушанского царства. |
Верховным жрецом становится Атурпат Махраспандан. Религиозная реформа, включающая реформу культа Анахиты: усиление её роли как богини растительности и вод. Реставрация храмов Анахиты (очевидно, пришедших в запустение при Картире). Появляется новый тип храмов огня — чахартаг. Новая канонизация «Авесты», создание «Малой Авесты». Разработка новой династийной доктрины, возводящей родословную Сасанидов к Виштаспу; в царскую титулатуру включается титул «Кей». В искусстве появляется изображения оленя (символ Хварны). |
379—383 |
Арташир II |
К концу IV в. государственно-прокламативная тема утрачивает значение в искусстве; рельефы почти не высекаются, официальные портреты царей — только на монетах и геммах. Господствующей становится тема зороастрийской символики. С V в. — рост популярности эпоса о Кейанидах и Пишдадидах, появление в искусстве сюжетов из эпоса, изображений героев и легендарных царей. Создаются «андарзы». [414] |
|
383—388 |
Шапур III |
||
388—399 |
Варахран IV |
||
399—421 |
Ездигерд I |
||
421—439 |
Варахран V |
||
439—457 |
Ездигерд II |
Ок. 442 — кидариты в союзе с кочевыми племенами захватывают Бактрию. 449—450 — Иран отвоёвывает южную Бактрию. |
Перенятие зороастризмом дионисийских культов и ритуалов (в зороастрийской интерпретации). |
457—459 |
Хормизд III |
Междуусобная война между представителями династии Хормиздом III и Перозом. Сильные тенденции к сепаратизму провинций и феодализации. |
|
459—484 |
Пероз |
С 470-х гг. — войны на востоке с кидаритами и эфталитами, постоянные поражения Ирана. 484 — разгром сасанидской армии, гибель Пероза, Иран обложен данью, которую платит до 560-х гг. Сын Пероза Кавад попадает в плен. |
484 — Сирийская православная церковь в Иране принимает несторианское вероисповедание и рвёт с Византийской церковью. |
484—488 |
Валарш |
Кризис и голод в стране. Ожесточённая борьба нескольких придворных партий. 488 — переворот, низложение Валарша, на престол возведён Кавад, прибывший с эфталитским отрядом. |
Распространение христианских ересей в Армении. |
488—496 |
Кавад |
Ожесточённая борьба нескольких придворных партий Восстания и смуты, связанные с маздакитским движением 496 — Государственный переворот, смещение и заточение Кавада в тюрьму |
Религиозная и политическая деятельность Маздака. Маздак становится верховным жрецом и ближайшим советником Кавада. Быстрый рост популярности маздакитского учения. [415] |
496—499 |
Джамасп |
499 — бегство Кавада из тюрьмы и государственный переворот при поддержке эфталитов. |
|
499—531 |
Кавад (вторично) |
|
Отход Кавада от маздакитского учения. 528 — религиозный диспут между зороастрийскими жрецами и Маздаком; арест и казнь Маздака. Преследование последователей Маздака. |
531—579 |
Хосров I Аноширван |
Угасание маздакитского движения. Государственные реформы, завершение процесса феодализации. Сильная центральная власть, направленная на подавление самостоятельности крупных феодалов. Судебно-правовая реформа. Нач. 530-х — 562 — разорительная война с Византией Ок. 570 — завоевание Йемена; Иран получает выход к Красному морю. |
Религиозная деятельность мобеда Вех-Шапура. Новая кодификация и канонизация «авесты» в 21 наске; создание «Малой Авесты». Зороастризм постепенно превращается в сухую догму с регламентированными до мелочей обрядами и ритуалами. В искусстве возрождается государственно-прокламативная и божественно-прокламативная тематика; характерен повествовательный стиль и благопожелательные сюжеты. Возведение храма Адур Гушнасп в Тахт-и Сулеймане (одна из главных зороастрийских святынь). |
579—590 |
Хормизд IV |
590 — низложение и казнь Хормизда IV. Престол узурпирует Бахрам Чубин (не из рода Сасанидов). |
[416] |
590—591 |
Бахрам Чубин |
591 — к власти при поддержке императора Византии Маврикия приходит Хосров II. |
|
591—628 |
Хосров II Парвиз |
Максимальные военно-политические успехи Ирана: 605 — захват византийской части Армении и всей Месопотамии; 614 — завоевание Иерусалима; 628 — завоевание Египта. В конце царствования Хосрова II византийский император в союзе с хазарами отвоёвывает Закавказье. Возвышение Согда; в течение VII в. Согд приобретает ведущее место в Средней Азии и политическому и культурному значению. |
Существенные изменения в зороастрийском каноне; на первое место выдвигается культ Анахид. Строительство (или обновление?) храма Анахид в Кангаваре. Соперничество христианства с зороастризмом. Хосров II, будучи зороастрийцем, покровительствует христианству. Возможно, синкретизация и даже отождествление образов Анахид и Девы Марии. Строительство грандиозного храма Богородицы. |
628 |
Кавад II |
Временные правители. Постоянные заговоры и придворные смуты. |
В искусстве — множество христианских и библейских сюжетов с зороастрийскими надписями. [417] |
628—629 |
Арташир III |
||
629 |
Фаррухан Шахрвараз |
||
629—630 |
Боран (царица) |
||
630—631 |
Азармедухт (царица) |
||
631—632 |
Хосров III |
||
632 |
Хормизд V |
||
632—651 |
Ездигерд III |
635 — вторжение арабов на территорию Ирана. 637 — завоевание арабами Ктесифона. Бегство Ездигерда III; организация сопротивления. 642 — битва у Нехавенда, поражение иранцев. 651—652 — окончательное завоевание Ирана арабами. |
|
Века н.э. |
Историческая ситуация |
Религия |
VIII—IX |
Арабское владычество |
Расцвет зороастрийской ортодоксии в Фарсе (Парсе). Письменная фиксация сочинений, восходящих к III—IV вв. н.э. Расцвет пехлевийской литературы. К концу VIII в. — многочисленные переводы персидской литературы на арабский язык, «зороастрийское завоевание ислама».8) С VIII в. — насильственное обращение иранцев в ислам и преследование иноверцев. |
X—XI |
Переселение приверженцев зороастризма в западную Индию; сложение этноса парсов. |
Восприятие черт зороастризма христианскими ересями. На востоке Ирана формируется и расцветает суфизм |
1) См., например: Геродот. I.7.
2) Возможно, тождествен племенному вождю манеев Дайауку.
3) Дьяконов одно время датировал начало скифского господства 625-м г. до н.э. См.: Дьяконов И.-1.
4) Согласно Геродоту (I.103), Киаксар унаследовал престол после Фравартиша и во время скифского господства продолжал оставаться царем Мидии, зависимым от скифов.
5) См. примеч. 74 на с. 39.
6) Относительно употребления термина «сатрапия» см. примеч. 83 на с. 46.
7) По другой гипотезе — при Вологезе IV.
8) См. с. 64.
Написать нам: halgar@xlegio.ru