Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
Назад |
Финиковая пальма | Пальма «Дум» | Смоковница | Маслины | Персея
Яблоня | Гранатовое дерево | Зизиф | Виноград
Тамариск Акация | Ива | Клещевина | Липа
Лен | Кунжут | Ваточник | Хна | Сафлор
Бутылочная тыква | Огурец | Салат | Лук | Арбуз | Мята | Душица
Розмарин | Сельдерей | Укроп | Петрушка | Кориандр | Тмин
Растения, употреблявшиеся для лечебных целей
Бессмертник | Фенхель | Мандрагора | Кордия | Олеандр
Жасмин | Василек | Хризантема | Алтей | Плющ | Вьюнок
Древние авторы (8.1) обращали внимание на необычную дешевизну жизни непосредственных производителей в Египте, что объяснялось употреблением египтянами дешевой растительной пищи и условиями мягкого климата страны. Благодаря этому рабочее время для производства необходимых средств существования было относительно небольшим. Тем больше было прибавочного труда, который можно было употребить на создание грандиозных сооружений, искусство и науку. К. Маркс подробно останавливается на этой особенности экономики древнего Египта в своем произведении «Капитал»,1) отметив важность данного обстоятельства. Египтяне были одним из первых народов, которые перешли к систематическому выращиванию растений в садах и огородах.
Переход к производству пищи — выращиванию съедобных растений, особенно злаков, являлся величайшей экономической революцией в истории человечества после того, как человек овладел искусством добывать огонь. «Она открыла людям возможность прибегать к более богатому и надежному источнику пищи, который находился теперь под собственным контролем человека, предоставляя ему почти беспредельные возможности и требуя от него взамен лишь приложения его сил» (59.55).
Каков же был состав растений в древнем Египте, и какое значение они имели в экономике страны? [4]
Некоторое влияние на растительный мир Древнего Египта, по-видимому, оказали соседние культурные страны. Выдающийся востоковед академик Б. А. Тураев2) считал, что основные культурные растения попали в Египет из Азии. Такого же мнения придерживался французский египтолог Г. Масперо и немецкие египтологи А. Эрман и Г. Ранке (83.35).
Однако против этой точки зрения выступили академик Н. И. Вавилов (3.9) и К. А. Фляксбергер (47.497), считающие, что не Азия, а Абиссиния явилась родиной культурных растений древнего Египта.
Ряд ученых, указывая на большую древность египетского земледелия и скотоводства, выступили против, увлечения миграциями. Б. Б. Пиотровский (30.126) считает, что Египет мог самостоятельно развивать свое земледелие, основываясь на собственных ресурсах растительного мира.
Д. Г. Редер в работе «Древний Египет — очаг земледелия» (117.802) обосновывает мысль о самостоятельности египетского земледелия и его независимости от других стран. Он возражает против теории Вавилова о центрах распространения растений, подтверждая свою точку зрения многочисленными фактами.
За теорию заимствования Египтом культурных растений из Азии выступала также Баумгертель (65.278). Против этой теории очень аргументованные материалы подобрала X. А. Кинк в своей работе «Египет до фараонов» (15.19).
На основании каких источников можно судить о растительности древнего Египта? Прежде всего, это археологические находки — зерна, семена, сушеные плоды, листья, цветы в гробницах, находки орудий труда и других предметов из дерева. При захоронениях покойника египтяне обильно снабжали его всем необходимым, считая, что покойный не умирает, а переселяется в другой мир, где он будет нуждаться во всем, как и на земле. Для мумии покойного изготовлялись специальные гирлянды из цветов. Чтобы цветы лучше сохранялись их помещали в специальные пакеты из листьев. Мумию обертывали этими гирляндами из цветов и листьев и помещали в саркофаг. Гирлянды хорошо сохранились, благодаря герметичности закрытия их [5] в саркофаге, где была постоянная сухость и равномерная температура на протяжении года.
Будучи обработанными в горячей воде, цветы просушивались под прессом и мало чем отличаются от обычного гербария. Удивительным является, как отмечает Швейнфурт (120.354), что сохранились даже краски цветов, сорванных тысячи лет тому назад, и определение цветов не вызывает больших затруднений. Зерна и сушеный виноград клались в гробницы в поджаренном виде, поэтому несколько изменили свою первоначальную форму и цвет.
Климат древнего Египта мало чем отличался от современного, поэтому и растительность, которая дошла до нас, немного отличается от современной, во всяком случае ни одного вида растений нет, которые нельзя сопоставить с современным. Остатки древней египетской растительности в настоящее время находятся в коллекциях Каирского аграрного музея, Каирского музея древностей, Британского музея и других (123.242).
Вторым важным источником, из которого можно почерпнуть сведения о флоре Древнего Египта, являются рисунки и надписи к рисункам на гробницах знати. В так называемых «меню» различных блюд, которые предназначались покойнику, перечислялись различные растительные блюда. Эти «меню» позволяют установить употребление многих растений, не упоминаемых вовсе или редко упоминаемых в литературе. Впервые по-настоящему эти «меню» были оценены немецким ученым Кеймером (97). Третьим источником являются труды античных авторов. Античные авторы были хорошо осведомлены о Древнем Египте. Многие из них лично неоднократно бывали в этой стране, поэтому не удивительно, что в их трудах можно найти подробные описания многих растений и приемы их использования. Особенно важны описания «отца ботаники» — Феофраста, историков: Геродота, Диодора, Страбона и Плиния.
Следует использовать все источники, чтобы они взаимно дополнили друг друга. На основании этих источников могут быть определены многочисленные виды деревьев, овощей и злаков, использовавшихся в древнем Египте. [6]
Дерева в Египте было недостаточно, этим объясняется то, что начиная с древнейших времен в надписях упоминается доставка кедра из Финикии (32.180), а также археологические находки изделий из этого дерева. Черное дерево, из которого довольно часто встречаются всевозможные поделки, также было несомненно привозным, как указывает Ю. Я. Перепелкин (32.151).
Вместе с этим египтяне культивировали в древности многие виды деревьев, свойственные только этой стране, например, персею и другие.
Большую роль в экономике страны играла финиковая пальма (131.I.462), дававшая прекрасные маслянисто-сладкие плоды. Их употребляли в свежем и сушеном виде. Из сока пальмы приготовлялось вино. Из листьев рыбаки плели сети для ловли рыбы, различного рода сумки, корзины (20.225) и т. п. Из волокна плелись веревки (20.231). Среди приношений мертвым встречаются финики. Найденные в Дер-Эль-Бахри (XXII династия) финики были определены Швейнфуртом (120.370).
Древесина ввиду рыхлости для плотничных работ не годилась, ее раскалывали вдоль и употребляли для кровли (20.664).
В садах знати росло много финиковых пальм. Например, в саду Инени (XVIII династия) имелось 170 пальм (132.60). Во время экспедиции в Хор Дауд Б. Б. Пиотровским найдены косточки финиковой пальмы (31.175). Листья пальмы, а также плоды нашли место в изобразительном искусстве. В Государственном музее изобразительных искусств хранятся подвески от ожерелий в виде листьев пальмы (29.63) и формы для их изготовления (29.64), подвески в виде плода пальмы (29.63) и формы для их изготовления (29.64) времени Амарны.
В 1962 г. опубликовано специальное исследование И. Валлерт (126) «О пальмах древнего Египта», в котором собраны многочисленные материалы о пальмах. Однако не все выводы автора бесспорны. Существенным пробелом является то, что не прослежены локальные отличия в распространении пальмы. Имеются [7] преувеличения значения пальмы в сравнении с древним Двуречьем. Вполне основательно против этой точки зрения выступил Д. Г. Редер. В своей работе «О роли финиковой пальмы» (37) он пришел к следующим выводам о распространенности в древнем Египте финиковых пальм.
Финиковые пальмы были распространены больше в Верхнем Египте, чем в Нижнем, поскольку климат там был более подходящим для их произрастания.
Финиковые пальмы получают распространение в Новом царстве, а в более древний период они не имели широкого распространения.
В отличие от прямого ствола финиковой пальмы, пальма «Дум» имела раздвоенный вильчатый ствол. Пальма «Дум» усиленно возделывалась в фараоновском Египте. В саду Инени (XVIII династия) имелось 120 деревьев (132.60). Изображение ее имеется в гробнице Небамона (132.48). Плоды пальмы «Дум» заключены в гладкую оболочку, круглые, желтоватого цвета, сладкие и приятные, имеют хлебный вкус. Три плода пальмы «Дум» были найдены археологической экспедицией Академии Наук СССР под руководством Б. Б. Пиотровского в 1961—62 гг. в Нубии Хор Дауд Дакка. Сохранились они хорошо, диаметр плода: 1) 0,5 см., 2) 4,2 см., 3) 3 см. В настоящее время они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа (31.175). Датируются около 4 тыс. лет до н. э.
Плоды пальмы «Дум» встречаются среди приношений в гробницах (120.369). Древесина этого дерева отличалась исключительной плотностью и твердостью, употреблялась для изготовления ножек для лож, как отмечает Феофраст (46.IV.7). Пальма «Дум» росла только в верхнем Египте, где она растет и в настоящее время.
Смоковница или сикомора, — это густолиственное дерево. Бывает, что окружность его ствола достигает 5-6 метров, зелень непроницаема для солнца. Смоковница считалась самым священным деревом богини [8] Хатор. Обычно сикоморы, или смоковницы, в большом количестве выращивались в садах знати. Хуфхор (119.I.121), правитель Элефантины (VI династия) сообщает в своей биографии о том, что после того, как он построил дом, «выкопал пруд (и) насадил сикомор».
В саду Инени (XVIII династия) имелось 90 сикомор (132.60). Сикоморы облагались налогами, так как участок поля, занятый ими, приобретал большую доходность, о чем можно судить по тексту грамоты (119.I.212).
Древесина смоковницы — сикоморы довольно твердая, употреблялась для изготовления саркофагов, фигур и т. п. Плоды смоковницы съедобны, это — фиги — инжир d3b. Они встречаются в числе приношений мертвым, как определил это Швейнфурт (120.368).
Из плодов маслины приготавливалось масло, которое шло в пищу и употреблялось в качестве умащения тела в целях предохранения от жары. Страбон сообщает, что маслины росли в Арсиноитском номе (Фаюм) и давали прекрасное масло и превосходные плоды (40.XVII.35). В Александрии также росли маслины, но масло из них не вырабатывалось.
По свидетельству Феофраста (46.II.8), много маслин имелось в Фиванском номе, однако масло делалось плохого качества и имело неприятный запах. Плиний (116.XV.4) также отметил, что египетские маслины мясисты, но дают мало масла. В словаре древнеегипетского языка Эрмана Грапова засвидетельствовано два наименования оливковых деревьев: помимо вышеприведенного b3k имеется также dt (131.V.618). Отсюда можно считать, что имелось два вида маслин. Такого мнения придерживался И. М. Лурье (21.157). Однако Д. Г. Редер (35.108) предполагает, что поскольку классические авторы — Плиний и другие — не говорят о двух видах, то следовательно был один вид, а второе название нужно отнести к другому масличному дереву, именно к балониту (Balonites aegiptica). Такую гипотезу выдвигал еще В. Лорэ (103.95). Об этом дереве Феофраст (46.IV.6) пишет как о распространенном в Египте, называя его «желудем» за плоды, имеющие форму желудя. Феофраст сообщает, что из плодов делалось ароматическое масло, которое высоко ценится и в [9] настоящее время в Судане. Плоды этого дерева были опознаны Ньюбери среди находок Питри эпохи XII династии в Кахуне (114.49). Куибел нашел зерна этого растения при раскопках памятников той же эпохи в Верхнем Египте (20.508).
Теория В. Лорэ не получила всеобщего признания в науке, хотя она и не опровергнута. Данные археологии свидетельствуют о том, что олива сравнительно поздно появилась в Египте, не ранее XII династии, как полагает Д. Г. Редер (35.109), и не получила распространения, ввиду неподходящих климатических условий.
Среди изображений на гробницах оливы встречаются крайне редко. В саду Инени (XVIII династия) насчитывалось только 2 оливковых дерева (132.60). Найдены были листья оливкового дерева в гробнице XVIII династии в Шех Абд-Эль-Курна (97.30).
В современном Египте в больших масштабах растут оливковые деревья в Фаюме и в Ливийской пустыне, на побережьи Средиземного моря (2.931).
Исходя из сходства египетского названия оливкового дерева с древнееврейским Zait и арабским Zeitum, можно предположить, что в Египет оно было перенесено из Палестины (35.109). Во всяком случае один из 2-х видов, если признать правильность наименований, которые дает словарь древнеегипетского языка.
Феофраст (46.IV.5) говорит об этом дереве, что оно в изобилии произрастало в Фиванском номе. Плиний также упоминает его (116.XIII.59). По виду оно напоминало грушу, высотой от 15 до 20 метров. Съедобные плоды приносит в изобилии круглый год. Древесина крепкая, черного цвета, из нее делали статуи, столы. Листья и плоды клались в гробницы покойников. Косточки плода были опознаны Швейнфуртом (120.22). В древности это дерево считалось священным и разводилось в садах знати. В саду Инени (XVIII династия) имелась 31 персея (132.60). Благодаря тщательному уходу, это дерево в древности в изобилии произрастало в Египте, когда же такой уход прекратился, исчезло. Теперь оно в Египте совсем не растет.
Однако в Сев. Абиссинии и Йемене персея произрастает и в наше время. Фрукты персеи — длиной 4 см., [10]
Рис. 1a. Изображения на гробницах, плодов и веток персеи.
1. Современное изображение — фрукты персеи с натуры. 2. Сплетение листьев персеи и пакеты с листьями других деревьев для гирлянд, чтобы обвивать мумии (по рис. Швейнфурта). 3. Фрагмент по глазированной глине. 4. Букет — 18 династия. 5-14. Торжественные букеты с ветками и плодами персеи Нового царства. (По Кеймеру). [11]
Рис. 1б.
15-16. Ожерелья с листьями и фруктами персей и других цветов Нового царства.
17—23. Настенные украшения и изображения на вазах времени Нового царства.
(По Кеймеру). [12]
заостренные сверху, ярко-желтого цвета, очень вкусные (изобр. 1). Листья персеи сплетались в маленькие пакеты, образуя вместе с листьями пальмы, сафлора и цветами голубого и белого лотоса красивые гирлянды, которыми обвивали мумии (изобр. 2). Такие гирлянды найдены на мумиях XVIII—XX династий в Дер-Эль-Бахри. С XII династии находятся в гробницах ветви персеи и букеты, связанные вместе (изобр. 4) (70.21). У входа храма в Дер-Эль-Бахри на изображении XVIII —XXI династий имеются рисунки фруктов персеи. Часто изображаются целые деревья, ветви и листья, отдельные фрукты, главным образом среди жертвенных даров. В украшениях большую роль играли фрукты вместе с цветами лотоса и васильками. Так, на берлинском рельефе видно, как фараон Аменхотп IV своей супруге подает фрукты персеи на двух длинных ножках и бутоны голубого лотоса (изобр. 5в) (97.176).
Особенно большую роль играли фрукты персеи в концентрических, многократно друг на друге лежащих цветочных сплетениях, которыми египтяне украшали шею и грудь и которыми щедро одаривали мумии с XVIII династии.
Любимейшим для египтянина был шейный венок (ожерелье), в котором нежно-голубые цветочные лепестки лотоса переплетались с желтыми фруктами или двумя рядами листьев персеи. Употреблялись для этой цели и цветы василька, полевого мака и других цветов, переплетавшихся с фруктами персей и голубыми египетскими лотосами (15-19 изобр.) (37.177).
Среди изображений встречаются и искусственные украшения, подобные цветочным венкам из естественных фруктов персей, лотосов и т. д. Так, в XVIII династию украшали широкую часть кувшинов, как украшали египтяне себя цветочными гирляндами в праздники, а также шею покойника (изобр. 21-23) (97.177).
Фрукты персеи употреблялись в медицине, они упоминаются в медицинских папирусах (80.485).
Яблоня была завезена из Азии, однако она не получила большого распространения, поскольку климат не подходил для этого. В источниках она упоминается [13] редко. На основании свидетельства хеттских документов Д. Г. Редер полагает, что хетты первыми стали культивировать яблоню, а от них ее заимствовали египтяне (35.103).
Гранатовое дерево довольно часто изображается на гробницах знати. В саду Инени (XVIII династия) имелось пять гранатовых деревьев, как сообщает надпись. (132.60). Гирлянды цветов гранатового дерева обнаружены среди погребальных жертв в гробницах XX—XXVI династий Швейнфуртом (120.360). Гранаты в Египте появились относительно поздно, примерно в период Среднего царства, каких-либо следов их в Древнем царстве не имеется. Заимствованы они были из Азии, возможно, из Палестины.
Дерево граната имеет высоту около 4-х метров. Фрукты — коричнево-красные плоды, величиною с кулак. В Каирском музее хранятся гранаты, найденные в гробнице Дра-Абу-Негга (Фивы). Отдельные цветы гранатового дерева найдены были в гробнице Шех Абд-Эль-Курна.
Так называемая ботаническая комната Тутмоса III в Карнаке и храм Амона с рельефами того же фараона сохранили изображения фруктов — гранатов. Также широко в гробнице Аменхотпа II в Бизан-Эль-Молуке представлены фаянсовые сосуды, сделанные в форме плодов граната. Гранатовые деревья, изображенные с цветами и фруктами, нечасто встречаются на изображениях садов в гробницах Нового царства (изобр. 1-4) (97.180). На изображениях встречаются деревья граната частично с цветами, а частично с фруктами, листья отсутствуют (изобр. 5) (97.182). Такое явление можно и сейчас встретить на востоке, где летом сильный сухой ветер обрывает листья с деревьев.
На рис. 10-11 (97.181) изображены ветви дерева с плодами. На жертвенных столах часто изображаются гранаты, лежащие в корзинках (изобр. 12) (57.181), чашечка плода на изображениях (18, 19, 25) (97.181) обычно разделена на три части, но часто и целиком перечеркнута одной линией. В этом проявилось ежедневное наблюдение египетского художника над натурой гранатовых плодов, у которых часть верхних зерен или семена могут быть видимы (13-16) (97.181). Окраска [14]
Рис. 2а. Гранатовые деревья и плоды гранаты.
1-6. Изображения веток и деревьев гранатов на гробницах XVIII династии.
7-8. Цветы из гробниц II—III столетия н. э. по рис. Швейнфурта.
9. Цветы и плоды граната как гроздь (18 династия). [15]
Рис. 2б.
10-22. Изображения веток с плодами и отдельных плодом гранатов.
23. Золотые подвески в форме плодов гранатов времени XVIII династии.
24-28. Настенная роспись с изображением плодов гранатов и других фруктов времени Нового царства. [16]
фруктов, как она видна на рисунках, средняя между темно-красной и светло-коричневой. Иногда показываются также в целых плодах зерна, семена, выступающие через тонкую оболочку, в которую они заключены. На изображениях позднего времени зерна охотно показывали через косые штрихи, разделяющие плод на темную и светлую половины (изобр. 17, 18, 24, 25) (97.181).
Плоды коричневого цвета встречаются только среди росписей фиванской гробницы (изобр. 20, 29) (79.25). На жертвенных столах Нового царства изображаются гранаты, возвышающиеся в виде пирамиды вперемешку с виноградом, фигами, огурцами и т. п. Но гранатам, в отличие от других имеющихся фруктов, отводится меньше места. Фараону или знатному покойнику преподносили эти фрукты, связывая их в большой пучок и смешивая с другими плодами, как, например, с фигами, финиками и виноградом вместе (изобр. 30, 31) (79.8). Или привязывали друг против друга на длинную палку (изобр. 29) (79.25). Как показывают изображения, древние египтяне подвешивали для украшения на крыши беседок плоды граната, часто чередующиеся с кистями и цветами лотоса, подобно тому, как в настоящее время на востоке для украшения на разные вещи подвешиваются апельсины (изобр. 27, 28) (97.181).
Наконец, гранатовые плоды являлись моделью для изделий из фаянса и стекла, привесок для шейного украшения из золота и фаянса. Сосуды и флакончики из фаянса и стекла делались также в форме плодов граната (изобр. 21, 23) (97.181). Сохранились также от XVIII династии гранатовые цветы и плоды в виде букета в форме грозди (изобр. 9) (97.180).
Египетское название граната (inhmn) известно с XVIII династии. Гранатовые деревья на востоке сейчас разводятся из-за их фруктов, приятных по вкусу, и благоухающих цветов. Фрукты граната использовали в египетской медицине. Из плодов делали лимонад (100.38).
Зизиф или ююба встречается в виде кустов или деревьев небольшого роста. Листья темно-зеленые. Плоды его клались в качестве жертв в гробницы. Название [17]
Рис. 3. Изображения дерева и плодов зизифа.
1. Изображения на стенах храма Тота в Нубии Нового царства.
2. Фрукты зизифа по рис. с натуры.
3-11. Изображения фруктов зизифа в корзинках как жертва покойнику,
изображения на гробницах Нового царства. (По Кеймеру). [18]
также упоминается в надписях на сосудах I династии (39.53). Отсюда можно заключить, что это растение с архаического периода культивировалось в Египте. Плоды его употреблялись в качестве лекарства (80.277).
Плоды красного цвета, диаметр — 3-5 см. Ягоды приятного кисло-сладкого вкуса. Несколько ягод было найдено во время нубийской экспедиции под руководством Б. Б. Пиотровского, в настоящее время находятся в Гос. Эрмитаже (31.175). Плоды сильно ссохлись, их диаметр = 1 см. Цвет кремовато-желтый, датируются ок. 4 тыс. лет до н. э.
Масперо обнаружил изображение ююбы на каменном рельефе храма Тота в Нубии (рис. 1) (97.184). Под деревом ююбы сидит бог Тот в образе обезьяны. Часто изображаются корзинки с фруктами ююбы как приношения покойнику (рис. 3-8) (97.184). В надписи Инени (XVIII дин.) упоминается 5 деревьев (nb's) ююбы (132.60).
Виноград являлся одной из древнейших культур Египта. Названия виноградников встречаются на печатях I—II династии (39.5), сохранилось множество винных сосудов, указывающих на большое развитие виноделия в этот период, главным образом, в Нижнем Египте (32.130). Упоминания о виноградниках имеются на стенах гробниц, в текстах биографий вельмож Древнего царства — Пехернефера, Мечена и других. Сухой виноград был найден среди жертвенных приношений мертвым в гробнице XXII династии. По определению Швейнфурта (120.362), виноградные ягоды соответствовали тем сортам, которые до сих пор произрастают в Египте.
Виноград нашел отражение в изобразительном искусстве. В Государственном музее изобразительных искусств сохранились фаянсовый сосуд в форме виноградной кисти (29.53), подвески ожерелий в форме виноградной кисти (29.63) и формочки для их изготовления (29.64) времени Амарны.
Из неплодовых деревьев Древнего Египта наиболее распространенными были тамариск, акация, ива. [19]
Образцы изделий из тамариска были найдены начиная с неолитического времени (20.669). Это доказывает, по-видимому, то, что тамариск являлся исконным египетским деревом. Геродот сообщает, что из него египтяне делали решетки, которые использовались в сочетании с большегрузными лодками (7.II.96). Оба вида египетских тамарисков представляют собой деревья или кустарник высотой ок. 8-10 м. Растут они по краю пустыни.
Дерево и кора тамариска найдены были в Дер-Эль-Бахри. Они были среди большой аллеи деревьев, идущей от храма Ментухотепа на юг (97.56). В саду Инени (XVIII дин.), как свидетельствует его надпись, было 10 экз. тамариска (132.60).
Из древесины тамариска делали плуги и ярмо для быков. Тамариск считался священным деревом. Фрукты тамариска мелкие, зерна заключены в капсулу, каждая из которых содержит много семян. Кора тамариска содержит большое количество дубильного вещества и танина, которые добываются при помощи выжимания. Дубильные вещества употребляются для выделки кожи. Семя — для медицинских целей.
Акация в древнем Египте росла в большом количестве, как говорит Феофраст (46.IV.2), в Фиванском номе. Плоды ее местные жители использовали для окраски кож. Цветы акации использовались для украшения мумий (120.363). Из акации делались в Египте суда и даже мачты, поскольку древесина ее отличалась большой твердостью и устойчивостью.
Геродот писал — «ластовые суда строят они из темной акации, которая по наружному виду очень похожа на пиренейский лотос, а смола ее служит гумми. Из этого дерева вырезывают доски локтя в два длиною, складывают их вместе, как кирпичи; затем эти ряды двухлоктевых бревен скрепляются проходящими насквозь гвоздями, деревянными, густо вбиваемыми. Сколотивши таким образом плот, кладут на него связывающие доски поперек. Ребер такое судно не имеет вовсе; пазы изнутри законопачиваются папирусом. Судно [20] имеет один руль, который проходит через самую нижнюю часть дна. Мачта делается из акации» (7.II.96).
Ива произрастала в Египте с глубокой древности. Из ивы еще в додинастическую эпоху делались многие предметы домашнего обихода и орудия труда. Из ивы была сделана ручка кремневого ножа протоисторической эпохи (20.661). От времени III династии сохранился ящичек, сделанный из ивы (20.670). Листья ивы употреблялись для изготовления погребальных гирлянд, в которые обертывались мумии. Такие гирлянды были найдены в гробнице Тутанхамона (70.191), Яхмоса I, Аменхотпа I и принцессы Ней Хонсу (XXII династия), хранящиеся в настоящее время в Каирском музее (120.369), причем, по величине и форме листья совершенно подобны современным.
Клещевина — дерево высотой в 12 метров. В Берлинском музее, Венском и Луврском музеях имеются древние семена клещевины. Из семян делалось масло, греч. название «Кики», которое употреблялось в медицине (25.510), а также для освещения. Особенно, как сообщает Геродот, это масло большую роль играло в дельте, где клещевина росла по берегам озер и рек (7.ІІ.94). Семена толкли и выжимали масло или вываривали, чтобы освободить масло от неприятного запаха.
Липа росла возможно в Фаюме. Два цветка липы были найдены Швейнфуртом среди растений из гробниц,- находящихся в Каирском музее (97.61). Цветы липы применялись для лекарственных целей.
Исключительно важным завоеванием культуры древних египтян явилось освоение пшеницы bd.t эммер (131.I.494) (двузернянка), сорт «олира», упоминание [21] об ней часто встречается в надписях Древнего Египта, а также в сочинениях античных авторов. В Древнем Египте различали кроме эммер еще сорт «Сут» (Sw.t) — просто пшеницу (triticum dicocum) (123.239). Главным сортом, по-видимому, был Эммер-Бедет-двузернянка — «олира», вплоть до римского времени, когда она вытесняется другими сортами (123.240). Особенность эммера, отличающая ее от обыкновенной пшеницы (triticum vulgare), то, что зерна при молотьбе не отстают от шелухи. Поэтому перед тем, как пшеницу молоть, следовало предварительно растолочь в ступе. Хлеб из эммера получался хороший, но быстро черствел (10.315). Эммер шел на изготовление важнейшего продукта питания — хлеба. Высевки употреблялись на корм скоту и домашней птице. Солома — на корм скоту и для изготовления кирпича сырца. Большая же часть соломы оставалась на поле и являлась органическим удобрением. Пшеница была важнейшим из злаков, известных в древности. Плиний писал: «нет растения плодороднее пшеницы. Природа наделила ее этим свойством, ибо пшеницей преимущественно питала она человека (116.XVII.94)». Плиний указывает на исключительно высокие урожаи пшеницы в Древнем Египте — сам-сто (116.XVII.95). И это не удивительно, если учесть, что пшеница выращивалась на поливных землях.
Эммер являлся зимним хлебом, посев производился в ноябре, вегетационный период приходился на прохладное время года, жатва происходила в апреле — мае (127.27).
Многочисленные археологические находки подтверждают большой удельный вес эммера среди посевов, а также древность его. От периода неолита, 4000 лет до н. э. и раньше, Г. Юнкер нашел в хлебных ямах в Мединет Бени Саламе обугленные, обмолоченные зерна эммера. Он нашел также зерна эммера около рта мумии, по-видимому, заупокойные приношения (123.242).
От периода 4000—3200 лет до н. э. в фаюмской пустыне с. з. озера Карун в подземных хлебных ямах было найдено Г. Катон-Томпсоном и Е. В. Гардинером обильное количество обугленного и необугленного эммера. Ямы были обложены свернутой в жгут пшеничной соломой (123.243).[22]
От додинастического периода Т. Е. Пит нашел в печах для сушки зерна в Абидосе зерна эммера. Ж. Де Морган нашел в 1897 г. в царской могиле в Негада амфору, наполненную пшеницей (123.243).
От периода I династии В. Б. Эмери и З. И. Саад в 1936 г. нашли пшеницу — эммер в гробнице Хемка в Саккара.
От II династии X. Ларсен нашел обугленные зерна пшеницы в глиняном кувшине в гробнице Эль-Мосара (123.294).
От V династии Л. Борхардт нашел эммер в храме Сахура в Абусире.
От периода Среднего царства XI династии Г. Масперо в 1866 году нашел в гробнице Ани в Гобелейне 60 мешочков с фруктами и колосьями эммера. От XII династии А. Камал нашел колосья эммера в гробнице Рахотепа в Меир Кусма (123.244). Эти археологические находки достаточны, чтобы предположить, что на протяжении более 5-6 тысяч лет не было других форм пшеницы, культивировавшихся в древнем Египте, помимо эммера (123.341). Письменные свидетельства также подтверждают распространение эммера, который довольно часто встречается в надписях (119.694). Небольшое количество пшеницы (эммера) от периода Нового царства сохраняется в Государственном Эрмитаже (Гос. Эрмитаж, № 6368). Эти зерна попали в Эрмитаж из Самарского научно-краеведческого общества 7 февраля 1931 г. Определены сотрудниками Ботанического института Академии Наук СССР имени В. Л. Комарова.
Во время археологических раскопок в Хор Дауде Б. Б. Пиотровским найдены в небольшом количестве зерна пшеницы. Зерно подверглось определению во Всесоюзном институте растениеводства. Руководитель группы д-р с-х наук M. M. Якубцинер дал следующее заключение об этой находке: «Материал представлен в основном родом Triticum L., а также родом Hordeum L. (ячмень). Пшеница обнаружена в составе двух видов мягкой и твердой пшеницы. Мягкая пшеница представлена мелкозерными формами. Твердая пшеница напоминает по форме (близка к округлой, горбатая) современный подвид Horonum Vav., выделенный ак. Н. И. Вавиловым на Ближнем Востоке. Некоторые зерна [23] напоминают пырей — Agropyrum. Посев был смешанным» (31.175).
Советские ученые — ботаники опровергли предположение западноевропейских исследователей о заимствовании культуры пшеницы египтянами из Азии. Именно такую теорию выдвинул А. Шульц, утверждая, что древнеегипетская пшеница произошла от древнеперсидской. Он считал, что эммер — египетская была белой и только благодаря долгому времени потемнела (118.697).
К. Фляксбергер, получив несколько колосков древнеегипеткой пшеницы эммера, подверг их спектральному анализу (47.497), в результате которого было доказано, что древнеегипетская эммер была красноколосковой. При помощи сравнительных измерений составных частей колоса было доказано полное различие от персидской пшеницы и сходство с абиссинскими формами.
Н. И. Вавилов также считал, что египтяне получили знания о пшенице из Абиссинии. Он исходил из ботанических наблюдений того факта (125.23), что современная Абиссиния дает много вариантов пшениц и потому она, якобы, является одним из центров распространения злаков. При этом совсем не учитывался социально-экономический фактор, который илрает в истории человечества решающую роль. И не следует ли предполагать, что в Египте было также в древности много видов пшеницы, из множества были выбраны наиболее урожайные, которые культивировались, а остальные постепенно исчезали (117.802).
Наряду с пшеницей в Древнем Египте среди посевов большое место занимал ячмень (103.23). Его считали даром богов. Диодор писал, что богиня Исида изобрела хлеб пшеничный и ячменный и чтобы воздать честь богине за это изобретение, египтяне праздновали начало жатвы, делали приношения ей из первых колосьев, плакали над снопами, призывая Исиду, а в некоторых городах носили кругом сосуды, «наполненные пшеницей и ячменем (3.1).
Египтяне различали сорта ячменя — верхнеегипетский ячмень it Smaj и нижнеегипетский ячмень it mhj. Как и пшеница, ячмень встречается уже в неолитических поселениях (96.36). Среди приношений мертвым в гробнице Саккара были найдены Мариеттом также [24] зерна ячменя, относящиеся к V династии (120.370). Значение ячменя было велико особенно потому, что из него вырабатывали пиво — предмет первой необходимости египтянина (116.XVIII.75).
В надписях Древнего царства наименование ячменя, а также пива встречается довольно часто. Изготовление пива подробно изображалось на стенах гробниц.
Первым из египтологов, кто поднял вопрос о беша, был академик В. В. Струве (122.59), в связи с работой над Московским математическим папирусом, где имеются задачи о приготовлении пива, сделанного из bs3. Детерминативом к этому слову служит зерно и знак множества. Отсюда можно заключить, что это род какого-то злака. Большой египетский словарь значение дает неясное (131.I.478), как плоды (вроде пшеницы и фиников). В надписях Древнего царства имеются тексты, дающие возможность говорить о bs3 как о злаке. Это сцены сбора урожая в гробнице Ахет-Хетеп-Хера и Мерерука. Работники в этих сценах жнут с помощью серпа колосья, а под ними надпись «Пиво для того, кто жнет беша». Монте это слово переводит как ячмень (104.202). Он даже замечает, что — «в наши дни, жнецы удовольствовались бы получением немного воды, египетские же жнецы были более требовательными и считали, что те, кто жнут ячмень, из которого делают пиво, заслужили и пить его» (104.202). Гардинер также соглашался, что bs3 — это ячмень (86.504). В опубликованных Хейсом надписях из дворца Аменхотпа III (91.95) обозначено «пиво из bs3». Это также подтверждает вывод, что беша злак, из которого делали пиво.
В. В. Струве считал, что bs3 — это полба, близкая по своим качествам к пшенице (двузернянке). Эту точку зрения подтвердил Д. Г. Редер (117.802). Интерпретация принята Г. Граповым, Э. Эделем и Абу Бакром (80.VI.182). Однако последующие изыскания не дают возможности подтвердить такой вывод, поскольку полбы в Древнем Египте не обнаружено. Вернее предположить, что это не полба, а род ячменя (109.56). Причина, по которой этот злак переводится иногда как плод, заключается в том, по мнению Гардинера, что этот злак [25] употреблялся для изготовления пива особого сорта в смеси с финиками (86.505), поэтому и злак и фрукты выступают часто в тесной ассоциации.
Из стручковых выращивались чечевица и род фасоли. По сравнению с пшеницей и ячменем стручковые относительно поздно появились в Египте (35.110), самые ранние находки датируются Средним царством.
Среди приношений мертвым в гробнице XII династии Швейнфурт определил кашу из чечевицы и 2 отдельных боба фасоли, причем разницы по сравнению с современными образцами не имеется (120.363).
В Египте имелось два сорта чечевицы. У одного зерна были круглее и чернее, сообщает Плиний старший (116.XVIII.123).
Чечевица и горох являются по содержанию белка почти равными мясу, поэтому появление стручковых растений в Египте оказало большое влияние на питание народных масс. Следует отметить также, что стручковые являются лучшим предшественником пшеницы и ячменя в севообороте. Они обогащают почву азотистыми удобрениями, а пшеница и ячмень, напротив, поглощают азотистые вещества почвы. Это свойство стручковых — чечевицы и гороха — было, вероятно, подмечено уже в древности (35.115) (чисто эмпирически).
Из технических культур важнейшим растением у египтян был лен.
Лен упоминается во многих древних надписях, он неоднократно был найден в гробницах знати. Швейнфурт (120.360) определил лен, найденный Мариеттом в гробнице Среднего царства XII династии в Дра Абу Негга. Это оказался лен низкий, не отличающийся от современных сортов, возделываемых в Египте. Подобные образцы льна, найденные в гробницах XVIII династии, находятся в Туринском музее (115.43). На гробничных рельефах часто изображался сбор льна. Это была основа знаменитого египетского ткачества (60.251), он, вероятно, также давал семена, из которых изготовляли [26] растительное масло для питания и освещения (20.511). Плиний старший указывает, что имелось 4 сорта древнеегипетских льнов, получивших названия по номам, в которых они культивировались — Танитский, Пелуситский, Бутосский и Тентиритский (116.XIX.12). Небольшое количество льняных семян из гробниц Нового царства хранится в собрании Государственного музея изобразительных искусств в Москве.3)
В Государственном Эрмитаже хранятся фрагменты льняных ткаией периода Нового царства из гробниц фараонов и знати.
1. Фрагмент погребальной пелены прямоугольной формы, однотонная желтоватая ткань, редкая, довольно тонкая, длина 0,23 м. С мумии Рамсеса II.4)
2. Фрагмент погребальной пелены прямоугольной, однотонной коричневой ткани. Тонкая, редкая, дл. 0,18 м. С мумии Рамсеса II.5)
3. Фрагмент погребальной пелены прямоугольной, однотонной, желтоватой, очень редкой, покрашенной, длиною 0,31 м. С мумии Рамсеса II.6)
4. Фрагмент погребальной пелены прямоугольной, однотонной, светлокоричневой, сравнительно плотной, длиной 0,15 м. С мумии Рамсеса III.7)
5. Фрагмент погребальной пелены, прямоугольной, из очень редкой, прозрачной, некрашеной, желтоватой ткани льняной, длина 0,28 м. С мумии Рамсеса III.8)
6. Фрагмент погребальной пелены из тонкой, редкой, прозрачной ткани красноватого цвета, длина 0,14 м. С мумии Рамсеса III.9)
7. Фрагмент погребальной пелены из тончайшей прозрачной некрашеной ткани желтоватого цвета с синей каймой и тремя синими полосками вдоль одного края, длина 0,34 м. С мумии принца Хесенхонсу.10)
8. Фрагмент погребальной пелены из тончайшей прозрачной некрашеной ткани желтоватого цвета с тремя полосками вдоль одного края, двумя коричневыми [27] и одной синей между ними, прямоугольной формы, длиной 0,21 м. С мумии принца Хесенхонсу.11)
9. Фрагмент погребальной пелены, почти прямоугольной формы. На одном конце кромка в виде трех выпуклых жгутов, .немного отступя от кромки, с такой же каемкой из 2-х жгутов, длина 0,26 м., ширина 0,11 м.12)
10. Фрагмент ткани плотной, коричневато-желтой, с каймой из 8 темно-зеленых полосок, с очень длинной бахромой на одном конце, длиной 0,13 м.13)
11. Фрагмент желтой, довольно редкой, ткани, почти прямоугольной формы, с бахромой по широкой стороне, ширина 0,15 м.14)
В собрании Государственного музея изобразительных искусств хранится древнеегипетская праща, сделанная из плотной льняной ткани.15)
Кунжут, или сезам, является масличным растением, около одного метра высотой с бело-красными цветами. В Драх-Абу-Негга в гробнице было найдено много пустых коробочек семян этого растения (97.19), свидетельствующих о распространении его в Древнем Египте. Как и в других странах Древнего востока, например, в Вавилонии, где сезам являлся основным источником получения масла.16)
Из сезама древние египтяне приготавливали масло, игравшее большую роль в питании. Сезамное семя клали в хлебное тесто, как мак,17) тмин, анис и другие специи.
Ваточник упоминается у Геродота (7.47). Плиний (116.XIX.11) рассказывает, что из него жрецы шили себе платья. Розелини нашел его в одной из фиванских [28] гробниц, хранится сейчас в Флорентийском музее и в ботаническом музее в Дехлене (97.97). Растет в диком виде, как культурное растение не получило распространения. Стебель и листья употреблялись для медицинских целей.
Растение представляет из себя многолетний кустарник. Связку из цветов хны Г. Масперо нашел в гробнице Шейх-Абд-Эль-Курна (XX—XXVI дин.) в 1884 г. (120.360). Применялась в качестве красящего вещества. Египтяне красили волосы, ладани и ногти в красный цвет. Руки и ноги мумии Рамсеса II были покрашены хной (20.475). Ногти на руках и ногах 12 статуй эпохи Древнего царства, хранящихся в Каирском музее, были также покрашены хной.
Цветы этого растения были найдены в Дер-Эль-Бахри. Грудь мумии Аменхотпа I была украшена гирляндами из цветов сафлора. Это растение и теперь встречается в Египте. В древности сафлор использовался в качестве красящего вещества и как масличное (20.516). Сафлоровое масло по вкусу близко к подсолнечному. Плиний отмечает, что сафлоровое масло не являлось средством наслаждения, а было пищей бедняков (116.XXI.90).
Цветы сафлора использовались для окраски тканей в красный цвет, от светлого до темно-красного (103.66). Использовался также и стебель для устройства веретен (116.XIII.1).
В питании древних египтян большую роль играли овощи, что видно из «меню», помещенных в гробницах. Овощи имеются в плоскостных изображениях и в виде различных предметов искусства.
Бутылочная тыква или горлянка является одним из видов тыкв, которые в диком виде произрастают в Южной Азии и тропической Африке. С древнейших времен использовалась в Египте. Это растение неоднократно Находилось в гробницах XII династии (103.74). Плоды [29]
Рис. 4. Изображения огурцов в гробницах.
1-3. Рисунок с натуры современных вариантов.
4-7. Изображения на гробницах Среднего царства (XII династия).
8-20. Изображения на гробницах Нового царства.
21. Корзинка для переноски огурцов. 22. Подставка с огурцами.
(По Кеймеру). [30]
и листья часто встречаются на изображениях (изобр. 1-4) (97.170). Использовалась тыква и как пища, и как материал для выделки сосудов — фляжек. Эта тыква, по-видимому, послужила моделью для выделки сосудов соответствующей формы.
Огурцы относятся к повседневным овощам, которые наиболее часто встречаются на гробничных изображениях наряду с салатом, луком, причем таких пород, которые теперь не культивируются в Египте (97.15). В гробницах XII династии были найдены листья, семена и цветы огурцов. Начиная с Среднего царства, огурцы часто встречаются на изображениях.
Изображения 1-3 (97.171) дают для сравнения форму огурцов, распространенных в Египте в настоящее время. 4-7 рисунки представляют древние гробничные изображения огурцов с темными полосками по зеленой поверхности или канавками, напоминающие сорт нежинских огурцов (97.171). Сверху корзинки с пищей изображен гранат, а по сторонам симметрично расположено два огурца (изобр. 8) (97.171). Изображение 22 представляет жертвенный стол, рядом с ножками которого лежат огурцы (97.171). 9, 10, 11 изображения представляют огурцы с проглядывающими семенами (97.171), 12, 13, 14 — сорт огурцов с расширением в середине плода (97.171). 18-20 напоминают лучший сорт из современных (131.II.68). Однако по изображениям судить трудно, возможно, это изображение других овощей или хлеба.
Наличие разных форм огурцов свидетельствует о том, что было много и названий их. В настоящее время в Египте имеется для огурцов шесть различных названий (97.16). В древности, надо полагать, было не меньше. Однако из текстов об огурцах мы много не знаем. Огурец и арбуз имели одно название, они смешивались. О широком распространении огурцов в древнем Египте свидетельствует «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», где говорится об огурцах даже на необитаемом острове (22.96). Сажались огурцы обычно на берегу пруда, на грядках среди песка (97.13). Переносили их в корзинах, как на изображении 21 (79.20), на головах, или во вьюке на спинах ослов. [31]
Салат был иной формы, чем известный нам в виде пучка листьев. В Древнем Египте салат рос высокий, с длинными листьями, известный под названием «Римского» салата. Изображения его дошли до нас от разных эпох. Его изображением часто украшали жертвенные столы умершего. Стилизованные изображения этого салата часто стоят рядом с высокими кувшинами для пива и вина (97.22). Кеймер приводит данные об этом сорте салата, выращенного в Берлинском ботаническом саду в наше время. Высота его достигала 1-1,5 метров (97.1). Его изображали рядом с богом плодородия Мином.
Судя по дошедшим гробничным изображениям, салат культивировался различных сортов. Имелись сорта с плотно прилегающими друг к другу листьями (2, 3, 4, 5) (68.26), и сорта листья которых широко отходят в разные стороны (1, 6, 7, 9) (97.167). Имеется много изображений, похожих на зародыши или кочерыжки, которые следует считать салатом (12-14, 17-19, 20, 22, 23) (97.167).
В современном Египте салат произрастает как массовая культура не только в огородах, но и на полях. Как в современном Египте, так и в Древнем из семян его добывалось масло (20.510). Салат занимал большое место среди культур.
Об этом можно судить по многочисленным рисункам на стенах гробниц. Поле представляло из себя типичные маленькие грядки, отделенные друг от друга тонкими глиняными перегородками. Это хорошо видно на гробничном изображении в Бенигасане. Салат собран и пучки его лежат на земле (97.167).
Гробничные изображения подтверждают, что салат, наряду с употреблением в качестве овощного блюда, ценился египтянами за зерно для изготовления масла. Это мы можем установить по рис. 16, где ясно изображены зерна.18) Возможно, что среди различных наименований египетских масел, еще не идентифицированных, имеется также и салатное масло.
По Каймеру происхождение почитания салата, как растения богов плодородия Мина и Амона, связано [32]
Рис. 5. Различные сорта салата.
1-10. Изображения на гробницах Среднего царства.
11-28. Различные формы салата на изображениях Нового царства.
(По Кеймеру). [33]
с тем, что египетский салат был исключительно насыщен молочным соком и египтяне верили, что это есть признак большого плодородия.
Лук (или чеснок) выращивался на огородах в большом количестве. Чеснок и лук употреблялись для питания строителей пирамид, как сообщает Геродот (7.II.125). О том, что лук был излюбленной пищей, засвидетельствовано в литературе. Герой сказки о потерпевшем кораблекрушение наряду с другими овощами, найденными им на необитаемом острове, упоминает и лук (22.96). Об употреблении лука при бальзамировании свидетельствуют археологические находки (20.485). Чесноку и луку египтяне придавали важное значение (116.XIX.101).
Древнейшие дикие формы арбуза находятся в засушливых тропиках северной и южной Африки, не удивительно, поэтому, что и в Древнем Египте арбузы были распространены.
В Дер-Эль-Бахри был найден саркофаг, в котором между крышкой и мумией лежали листья арбуза (97.18). Среди изображений на стенах гробниц сохранилось изображение арбуза круглой формы (102.II.68).
Найдена была в гробнице XX—XXVI династии в Шейх Абд-Эль-Курне, (120.366) растет и сейчас в огородах.
Трава растет сейчас повсюду в Средиземноморье, использовалась как цветочное украшение для мумий в позднем Египте II—III столетия до н. э.
Розмарин был распространен в Новом царстве. Выращивается и сейчас в садах и огородах (97.21). [34]
В 1885 г. в фиванской гробнице найдена мумия Кента (примерно XX династии), украшенная нагрудным воротником полукруглой формы, сплетенным из листьев и цветов сельдерея и лепестков лотоса (132.89).
Встречается как дикое растение и выведен во многих культурных формах, произрастающих в огородах древнего и современного Египта.
Упомянутая находка мумии Кента доказывает, что сельдерей употреблялся и для украшения покойников.
Укроп в Египте растет всюду как излюбленное растение. В Древнем Египте оно также культивировалось. Древнеегипетское название ims.t (131.I.88) сохранилось в медицинских папирусах, имелось и в коптском языке. Швейнфурт впервые обнаружил 7 веток укропа с цветами и листьями в гробнице фараона XVIII династии Аменхотпа II.
Небольшое число зерен петрушки находится в музее Флоренции (№ 3628). Определены впервые Швейнфуртом. Зерна имеют коричневую окраску и значительно меньшую форму, чем семя современных растений. Трава и семена культивируются в современных садах и огородах Египта. В древности культивировалась, вероятно, с греко-римского времени. Плиний говорит о петрушке еще как о дикой растительности (116.ХХ.47).
Кориандр является невысокой травой с большими белыми цветами и крупными коричневыми круглыми продолговатыми плодами. По Плинию (116.ХХ.20), кориандр перечисляется среди пряностей древних египтян. Это доказывает, что уже в Древнем Египте кориандр являлся растением иедикого вида. Употребляли его в медицине и в качестве пряности в пище.
В гробнице Дер-Эль-Бахри (дин. XXI) найден был среди растительных сплетений плод, который без сомнения подходит под плод кориандра, согласно [35] Швейнфурту (120.359). В Лейпцигском музее находится 2 пакета кориандрового семени.
Особенно большую роль как пряное растение кориандр играет и играл как в современном Египте, так и в древности. Плоды кориандра клали в вино и употребляли в медицине.
Сейчас в Египте тмин культивируется повсюду. Имелся также в Древнем Египте.
Об этом растении упоминает Плиний (116.XIX.47). Имеется он в коллекциях Флорентийского музея. Иероглифическое название содержится в коптском tapen (thapen). Лоре дает другое наименование gm njnj (103.144). Однако неверное. Тмин в древности пользовался большой любовью, особенно на востоке. Плиний говорит о диком тмине, который назывался Фиванским. Его применяли для посыпания на хлебные корки как прямое растение, употребляли и в медицине.
Найден в гробнице Хавара (II—III столет. до н. э.) (97.12). Бессмертник такого же вида, какой произрастает в Италии. Можно полагать, что эта лечебная трава привозилась в древности из Италии или Греции, как и в более поздние времена, а не выращивалась в садах.
Как садовая культура распространена во многих странах земного шара. Древнеегипетским садам фенхель тоже известна. В демотике и коптском языке фенхель имеет одинаковое название (Schamar). В медицине, как свидетельствуют классические авторы, она играла известную роль. Плоды фенхеля и сейчас можно встретить на базаре в Египте среди лечебных трав (97.38).
Русское название «адамова голова», «мертвая голова». Растение, употреблявшееся в медицине, а также для нужд колдовства. Довольно часто изображалось [36]
Рис. 6. Изображения мандрагоры на гробницах.
1-5. Изображения плодов, листьев и цветов мандрагоры времени Нового царства. (По Кеймеру). [37]
на гробничных рисунках. Это ядовитое растение, родственное с беладонной. На изображениях мандрагора встречается в разных видах (3, 4, 5, 6) (132.19). Показываются листья и фрукты. На изображении 2 (Новое царство) фрукты растут прямо из земли, на изображениях 4а, 5в, 6 — на длинных стеблях.
Мандрагора была связана с египетским пивом диди красного цвета, весьма крепкого напитка. Культивирование этой травы относится к началу Среднего царства, большую роль она играла как украшение и лечебное средство.
Кустовое растение, распространено в Судане, в Аравии, в Большом оазисе. Найден в жертвенном складе фараона Сахура (V дин.) и в гробницах XVII династии в Фивах.
Это свидетельствует о том, что в Древнем Египте кусты кордии выращивались в садах. Плоды кордии применялись в медицине. По словам Плиния, из них делали вино (116.XIII.10).
В древнеегипетских садах олеандр культивировался и теперь культивируется. Изображения листьев и цветов олеандра имеются от греко-римского периода (см. изобр.) (19.174).
Листья и другие части растения употреблялись в качестве лекарства.
Кустовое растение с белыми цветами. В древнеегипетских садах выращивалось в большом количестве. Из цветов сплетали, как и теперь, гирлянды, что имело свое отражение в искусстве. Швейнфурт нашел цветы жасмина в гробницах XX династии, они определены среди находок в гробницах этой династии (120.368).
Цветам васильков, которые росли на полях Древнего Египта, как и у нас, придавалось большое значение. Они были одними из самых любимых цветов египтян. [38]
Рис. 7. Изображения васильков.
1-5. Изображения на гробницах Нового царства цветов и букетов из васильков.
6-7. Формы для изготовления привесок в виде васильков из фаянса.
8. Привеска из фаянса в виде василька.
9-12. Изображения васильков на саркофагах и сосудах времени Нового царства.
(По Кеймеру). [39]
Ими часто украшали мумии. Мумия принцессы Хеса Хонсу в Дер-Эль-Бахри (XXI дин.) была украшена гирляндами из васильков (97.9). Васильки встречаются среди изображений на гробницах Нового царства. Они росли в садах этого времени на берегах прудов или каналов (изобр. 1-3) (116.168). Особенно реалистично изображены кусты васильков во дворце Тель-Амарны.
Для Нового царства также характерно употребление цветов василька в торжественных букетах (изобр. 5). Из этих цветов делались также гирлянды и ожерелья на шею и грудь в качестве украшения покойника.
Популярность васильков доказывается и тем, что по форме их делались украшения и сосуды из фаянса, камня и стекла (изображ. 6-12) (116.168). Другой цели кроме украшения, васильки, по-видимому, не служили. В Государственном музее изобразительных искусств хранятся подвески в.виде васильков (29.60) и формочки для их изготовления времени Амарны (29.64). Фрагмент с изображением васильков той же эпохи (29.60).
В настоящее время растет в Египте как дикое растение, а в древности росла в садах. Сохранилась в гробницах XVII—XIX династий в Шех Абд-Эль-Курна, в гробнице Драх-Абу-Негга — XXII дин. (изобр. 8). Изображение хризантемы получило широкое распространение в орнаменте. Она употреблялась и как украшение (изобр. 1-4; 6-8) (97.169). Хризантемы на грядке представлены в изображении 5 (97.169).
Лепестки цветов алтея были вплетены в цветочные гирлянды, которые украшали грудь мумий Яхмоса I и Аменхотпа I. Швейнфурт, определивший их среди концентрических рядов цветочных гирлянд, писал: «Отдельные лепестки цветов были друг на друга положены, между ними лежали темные пальмовые листья и несмотря на нежную консистенцию, очень хорошо сохранились. Кроме лепестков алтея эту гирлянду составляли листья ивы, цветы лотоса, цветы акации нильской, цветы голубой египетской болотной розы» (120.361). [40]
Рис. 8. Изображения цветов хризантемы.
1. Изображение на гробнице I династии. 2. Изображения III династии.
3-8. В изображениях Нового царства.
9. Пакеты из листьев и цветов хризантемы в гробнице XXII династии.
(По Кеймеру). [41]
На изображениях саркофага XX династии в Берлинском музее имеются изображения цветов алтея. Красные, длинные, отдельные лепестки должны обозначать красные цветы, коричневые и темносиние — края цветов. Это стилизованные цветочные изображения такого вида, как цветы на мумии Яхмоса I и Аменхотпа I, найденные в гробницах. В медицинском папирусе они называются Sdphw. Алтей растет и сейчас в садах Египта (97.56), называется — «мальвой».
Среди рисунков на гробницах встречается изображение плюща (97.57). Древнейшее изображение известно от XX династии, находится в Каирском музее. Изображения имеются также среди рисунков на крышке саркофага в Каире (97.6).
Растет в Египте на полях повсюду. Часто встречается на фиванских изображениях. Он обвивается вокруг стволов деревьев и растений (97.178).
Немалое значение в жизни древних египтян имели дикорастущие растения. Большую роль играла жесткая трава хальфа. Растет она по берегам каналов и рек. Использовалась исключительно широко для изготовления мешков, корзин, матов. Изделия из хальфы встречаются начиная с додинастического периода (123.223). Этой траве приписывались, по-видимому, какие-то священные свойства, т. к. не только изделия из этой травы, но целые связки ее вкладывались с мертвецом в его саркофаг. Практически все египетские музеи владеют изделиями из хальфы. Большие коллекции образцов хальфы и изделий из нее находятся в Каирском музее аграрной культуры (123.180). Однако материал не обозначен по видам.
В Государственном Эрмитаже имеются изделия из травы хальфа периода Нового царства. Плоская [42] корзинка (сито?)19) с четырьмя ручками (2 утрачены) и красивым плетением вокруг диаметром 23 см.
Модель сумки сеятеля20) с ручкой шириною 11 см. высотою 8,5 см., к сожалению плохо сохранившаяся. По нашей просьбе в Ботаническом институте Академии Наук СССР им. Комарова, в апреле 1964 г. произведено микроскопическое исследование21) материала этой сумочки.
Руководитель группы доктор биологических наук профессор А. А. Федоров дал следующее заключение по этому вопросу.
«Путем микроскопического исследования поперечных разрезов и поверхностных препаратов определяемого образца нами установелно, что он представляет собой лист злака. При сличении полученных препаратов из определяемого образца с таковыми же изготовленными из растений, которые предположительно могли послужить сырьем для такого рода плетений в Египте, а именно Stipa tenacissia L. Imperata Cilindrica (L). P. В. и Desmostachya bipinnata (L). Stapf, выяснилось, что по расположению волокнистых пучков, характеру их строения, характеру волосков и строению эпидермальных клеток определяемый образец идентичен с Desmostachya bipinnata».
Камыш использовался для- топлива, корма скоту, как кровельный материал и строительный. Из камыша также делали стрелы и писчие перья (123.213).
В дельте Нила, где много было болот, местное население широко использовало в пищу болотное растение боб, как его называет Геродот (7.II.92), а Феофраст (46.IV.8) подробно описывает. Он рос на болоте, походит на мягкий безузлый тростник, имеет толстый корень, который шел в пищу, в сыром или вареном виде. Это была любимая пища местных жителей, писал [43] Плиний старший (116.VII.110), беднякам он заменял хлеб. В настоящее время он в Египте уже не растет (46.443). Египтяне не только собирали это растение в диком виде, но и разводили. Заделывали зерно в комок глины с мякиной и устраивали из них грядки.
В Гос. Эрмитаже имеются сандалии, сплетенные из тростника (Гос. Эрмитаж, № 2349).
Папирус в древности в изобилии произрастал в болотистой дельте. Высотою от 2-х до 3-х метров, не считая верхушки. Стебель имеет треугольное поперечное сечение и состоит из двух частей: тонкой твердой кожуры и внутренней крупноячеистой сердцевины. В настоящее время в Египте он не произрастает, но встречается в Судане. Папирус находил широкое применение. Из него делали лодки, корзины (20.225), веревки (20.231). Жрецы носили обувь из папируса (7.II.37). Употреблялся в качестве материала, для конопачения судов и для изготовления парусов (7.II.96), употреблялся папирус и в пищу. Геродот писал: «На болотах же вырывают однолетний папирус, верхнюю его часть срезают и употребляют на разные поделки, а оставшуюся, нижнюю, длиною почти в локоть, поедают. Если кто желает иметь особенно вкусный папирус, то поджаривает его в пылающей печи и ест в таком виде» (7.II.92). На гробницах Древнего царства имеются изображения стеблей папируса как пищевого продукта на столе покойного (94 .VI 1.71).
Использовался папирус для нужд бальзамирования, из него делали маты, в которые завертывали тело покойного, использовался как материал для портретов, которые клались на лицо мумии и для изготовления твердых крышек, чтобы туда класть портреты (64.535).
Главное применение папируса — это изготовление писчего материала. Для этого папирус очищали от кожуры и разделяли на отдельные полосы, которые рядами клали вдоль, а затем поперек между двух кусков влагопроницаемой материи. После этого колотили колотушками в течение часа — двух и помещали на ночь под пресс. Именно таким способом А. Лукасу удалось изготовить вполне пригодный для письма материал [45] (20.235). В качестве писчего материала папирус употреблялся уже начиная с первых династий и вплоть до греко-римского времени (83.534).
Лотос употреблялся в пищу, об этом говорят Геродот (7.II.92) и Феофраст (46.1 V.8). Головки лотоса собирали, сушили, семена растирали в муку и пекли хлеб, корень его также употреблялся в пищу в сыром или печеном виде. Геродот писал: «Они срезают и сушат на солнце, потом разбивают макоподобные семена лотоса, добываемые из средины цветка, и приготовляют тесто, которое пекут на огне. Корень этого лотоса также съедобен и имеет довольно приятный сладковатый вкус, он круглый и величиною с яблоко» (7.II.92). Сбор папируса и лотоса часто изображался на гробницах (132.30).
Цветы и лепестки лотоса являлись излюбленным украшением египтян для разных предметов и архитектурных сооружений. В собрании Государственного музея изобразительных искусств хранятся сосуды и другие предметы с такими украшениями.
1. Глиняные сосуды для хранения воды и пива периода Амарны (XVIII династия) (29.8), по тулову (украшенные белыми и зелеными лепестками лотоса.
2. Бокалообразная ваза (фаянс) воспроизводит цветок лотоса (Nymphaea lotos) (29.50). Бокал из фаянса в форме светло-синего лотоса (29.50) (Nymphaea caerulea) времени Нового царства.
3. Туалетные ложечки, деревянные, периода Нового царства. Крышка первой украшена цветами и бутонами лотоса. У второй ложечки крышка украшена женской фигурой с лютней, а позади фигуры женщины изображены пучки лотоса (29.46).
4. Расписной сосуд из фаянса амфорикс времени Нового царства, эпохи Амарны, украшенный фризом из опрокинутых книзу лепестков лотоса, нижняя часть заканчивается целым цветком голубого лотоса (29.51).
5. Плоская чаша фаянсовая (XVIII династии) с росписью цветами и бутонами голубых лотосов (29.54).
6. Архитектурные инкрустации из фаянса времени Нового царства периода Амарны в виде цветов голубого лотоса (29.54). [45]
Таким образом, не только многочисленные культурные растения использовались египтянами в пищу, как сырье для ремесла и других нужд, но также многие дикие растения приспосабливались для этих целей.
Потребности повседневной жизни, ученая мысль и постепенное накопление практического опыта двигали древних египтян к совершенствованию ассортимента культурных растений. Все это подтверждает тезис, высказанный Ф. Энгельсом о сознательном воздействии человека на природу в нужную сторону: «Животное уничтожает растительность какой-нибудь местности не ведая, что творит. Человек же ее уничтожает для того, чтобы на освободившейся почве посеять хлеба, посадить деревья или разбить виноградник, зная, что это принесет ему урожай, в несколько раз превышающий то, что ой посеял».
1. Состав культурных растений, используемых в полеводстве и садоводстве, определил соответствующую технику их возделывания, набор специальных орудий, способы и приемы обработки земли, уборки урожая и дальнейшую переработку продуктов сельского хозяйства, развитие соответствующих отраслей ремесла.
2. В Древнем Египте было развито садоводство. Из плодовых деревьев наиболее распространенными были: финиковая пальма, дум пальма, гранаты, сикоморы, или смоковницы, персея, зизиф, маслины и виноград. Развитие садоводства послужило основой формирования многих промыслов и виноделия.
3. Исключительным достижением древних египтян было освоение пшеницы — основного продукта питания людей и корма скота. Наряду с пшеницей важную роль в посевах играл ячмень, употребляемый для варки многих сортов пива.
Нерешенной до сих пор проблемой в науке остается проблема «Беша», употреблявшегося также для варки пива.
4. Из технических культур больше всего сеяли лен, который определил широкое развитие ткацкого дела.
5. Бобовые культуры представлены чечевицей и бобами. Наличие этих культур среди посевов имело смысл, поскольку они являются прекрасными предшественниками [46] пшеницы, значительно повышавшими урожайность.
6. Из огородных культур возделывались салат, огурцы, лук, арбуз и пряности.
7. Наряду с культурными растениями использовались дикорастущие. Широкое применение нашли лотос и дикая жесткая трава хальфа, из которой плели сумки, мешки, маты и др.
Важную роль играл папирус. Из него не только делали лодки, циновки для обертывания мумий, но также изготовляли знаменитый писчий материал, определивший во многом развитие древней культуры и науки. [47]
Назад |
1) К. Маркс. Капитал, т. 1, 1963, стр. 521.
2) Б. А. Тураев. Древний Египет, Петроград, 1922, стр. 7.
3) ГМИИ № 4778, 4779.
4) Гос. Эрмитаж, № 1543.
5) Гос. Эрмитаж, № 1544.
6) Гос. Эрмитаж, № 1545.
7) Гос. Эрмитаж, № 1546.
8) Гос. Эрмитаж, № 1547.
9) Гос. Эрмитаж, № 1549.
10) Гос. Эрмитаж, № 1550.
11) Гос. Эрмитаж, № 1551.
12) Гос. Эрмитаж, № 2488.
13) Гос. Эрмитаж, № 2490.
14) Гос. Эрмитаж, № 2493.
15) ГМИИ, № 1791.
16) В законах Хаммурапи кунжутовое масло упоминается довольно часто (см. Законы Хаммурапи, ст. 49-52).
17) В Государственном Эрмитаже сберегаются в небольшом количестве зерна мака, периода Нового царства. Туда они попали из Самарского научно-краеведческого общества в 1931 году.
18) Гробн. изобр. позднего времени. Берлин, № 3030-3031.
19) Гос. Эрмитаж, № 5565.
20) Гос. Эрмитаж, № 6382.
21) Исследование произведено канд. биолог, наук И. А. Панковой под руководством проф. докт. биолог. наук А. А. Федорова.
Назад |
Написать нам: halgar@xlegio.ru