Система Orphus
Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделу Греческий мир

проф. А.Ф. Лосев



Гомер




Государственное учебно-педагогическое издание
Министерства просвещения РСФСР

Москва 1960


Разрядка заменена курсивом (фамилии авторов работ, на которые ссылается А.Ф. Лосев)
или жирным курсивом (в остальных случаях).
Постраничная нумерация сносок заменена почастной.

Выделение мелким шрифтом сохранено.

[3] - конец страницы.


От автора

Введение

1. Вступительные замечания
2. "Илиада"
3. "Одиссея"
4. Переводы Гомера
5. Необходимая литература для ознакомления с Гомером
6. Мифологические руководства
7. Исторические руководства
8. Школьные греческие тексты Гомера
9. Пособия для изучения греческого текста Гомера
10. Марксистско-ленинское изучение Гомера

Часть I. Гомер и его время

I. Противоречия у Гомера
1. Сюжетные противоречия
2. Другие противоречия
3. Что такое "Гомеровский вопрос"?

II. Гомер в истории античной культуры
1. Распространение, исполнение и первая запись поэм Гомера
2. Вопрос об отношении Гомера к недавно расшифрованной крито-микенской письменности
3. Популярная традиция о Гомере
4. Античная критика о Гомере

III. Гомер в новое время
1. Гомеровский вопрос на Западе до Вольфа
2. Фр.-Авг. Вольф
3. Гомеровский вопрос после Вольфа
4. Новейшие работы по Гомеру

IV. Некоторые выводы из истории гомеровского вопроса
1. Народ как творящий индивидуум и индивидуум как творящий народ
2. Гомер - отражение истории греческого народа
3. Личность Гомера и оформление его произведений
4. Эпический художник
5. Греческий эпический художник
6. Греческий ионийский эпический художник
7. Греческий ионийский эпический художник эпохи разложения общинно-родового строя и перехода его в рабовладельческую формацию
8. Аттическое завершение гомеровского эпоса
9. Народность Гомера
10. Время и место жизни Гомера
11. Современное положение вопроса о комиссии Писистрата и гомеровской реформе Солона
12. Текст Гомера в древности
13. Основной тезис гомероведения
14. Очередная проблематика

V. Социально-историческая основа
1. Борьба нового со старым
2. Сословия
3. Организация власти
4. Военная демократия
5. Отсутствие юридического формализма
6. Итог

VI. О прогрессивных тенденциях у Гомера
1. Антивоенная тенденция
2. Мирный уклад жизни в сравнениях Гомера
3. Антиаристократическая тенденция
4. Другие прогрессивные тенденции

Часть II. Художественное мастерство Гомера

I. Эпос и его социально-историческая основа
1. Неправильное понимание эпического стиля
2. Сущность эпического стиля
3. Срединное положение эпоса

II. Принципы стиля Гомера
1. Строгий эпический стиль и свободный (смешанный) эпический стиль
2. Объективность эпоса
3. Обстоятельная деловитость эпоса
4. Живописность и пластика эпоса
5. Периоды пластического мировосприятия у Гомера
6. Антипсихологизм и вещественное изображение психики
7. Совмещение у Гомера божественного предопределения и свободной психологии
8. Традиционность и стандартность эпоса
9. Монументальность эпоса
10. Отсутствие мелочей в эпосе, наивность
11. Уравновешенно-созерцательное спокойствие эпоса
12. Героический характер эпоса
13. Природно-телесный и самостоятельно-материальный характер эстетики, этики и религии в эпосе
14. Общий обзор всех рассмотренных выше основных принципов эпического стиля

III. Зарождение новых стилей и жанров, кроме героической поэмы
1. Неизбежность зарождения новых стилей
2. Эпический стиль
3. Лирика
4. Трагедия
5. Общая трагическая картина мира
7. Реторика и сентенциозность

IV. Принципы свободноэпического стиля
1. Единство новых стилей у Гомера
2. Ретроспективный и резюмирующий взгляд. Начало историзма
3. Социально-исторические комплексы
4. Вольное, но в то же время эстетически-любовное, снисходительное отношение к наивностям мифологии
5. Тонкая юмористика, доходящая до благодушной иронии, и в то же время наивная серьезность
6. Бодрая жизнерадостность и неутомимость, несмотря на постоянные страдания и несчастья
7. Вольно-эстетическое свободомыслие
8. Общая формула свободного эпического стиля Гомера

V. Единство художественного стиля Гомера и связь его с изобразительным искусством
1. Принципиальное единство художественного стиля Гомера
2. Аналогия с изобразительным искусством

VI. Из современной литературы по мировоззрению и стилю Гомера

VII. От принципов стиля к самому стилю

Часть III. Художественная действительность

I. Герои
1. Характеры
2. Ахилл
3. Агамемнон
4. Гектор
5. Одиссей
6. Нестор
7. Навсикая
8. Развитая индивидуализация и метод показа жизненных деталей
9. Быт
10. Рудименты прежнего общественного развития

II. Боги и судьба
1. Религия у Гомера и ее эволюция
2. Древнейший мифологический слой
3. Хтоническая мифология
4. Хтонический корень олимпийских богов
5. Общая система богов и демонов у Гомера в историко-художественном отношении
6. Универсализм гомеровских богов в его становлении
7. Юмористический момент в изображении богов у Гомера
8. Основные тексты о божественном юморе у Гомера
9. Юмор богов и трагедия людей
10. Сущность Гомеровского юмора
11. Из литературы о гомеровских богах и в частности, о гомеровском смехе богов
12. Судьба как эстетическая идея
13. Исторические напластования в воззрениях Гомера на судьбу
14. Судьба и действительность

III. Общие итоги


























Написать нам: halgar@xlegio.ru