Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделам: Греческий мир | Причерноморье| Кавказ


Рихард Хенниг
Неведомые земли

Том I




[36]

Назад

Глава 3.
Миф о походе аргонавтов как символ открытия греками Черного моря
(1150—1000 гг. до н.э.)

Дальше

Согласно очень древнему греческому мифу, Ясон, сын Эсона из Иолка, был послан своим дядей Пелием в Колхиду за Золотым руном.1) Этот миф с многочисленными подробностями можно считать общеизвестным. С течением времени он претерпел необычайно много изменений и преобразований, которые здесь не должны нас интересовать. Достаточно выявить вероятный первоначальный географический центр распространения мифа, что, видимо, должно открыть нам некое важное событие из истории торговли. По этой причине, в частности, Вивьен де Сен-Мартен в своей «Истории географии» уделил мифу об аргонавтах необычайно много места.2)

Поводом для похода аргонавтов послужило стремление раздобыть золото. В пределах греческого мира ощущался недостаток в этом металле. На островах Сифнос и Фасос имелись небольшие, давно истощенные месторождения,3) в Македонии — скудные залежи Бермиона и Пибериона, во Фракии — несколько более богатые рудники в Скаптесиле, открытые финикиянами. Назовем еще месторождения у города Дата, у реки Гебр в горах Пангал и, наконец, у города Филиппы.4) Но все эти месторождения золота не шли ни в какое сравнение с богатыми залежами Малой Азии. Поэтому греки, как все занимавшиеся торговлей народы, живо устремлялись по любому следу в надежде найти золото (см. гл. 10). Так, они, вероятно, в свое время обратили внимание на богатую золотом страну Колхиду, расположенную на юго-восточном побережье Черного моря, и попытались установить с ней [37] связь. Возможно даже, что вся легендарная Троянская война, если рассматривать ее с историко-экономической точки зрения, была лишь борьбой греков за открытие проливов5) и за выход в Черное море, доступ к которому был прежде якобы закрыт легендарными Симплегадами. Можно согласиться с Бурром, который утверждает:

«Мы теперь уже не можем установить, шли ли эллины по следам финикиян или достигли Понта случайно. Во мраке веков скрыт от нас тот день, когда первый корабль эллинов вошел в воды Понта».6)

Имена и названия из мифа об аргонавтах частично уже упоминаются в поэмах Гомера.7) Например, герой Ясон («Илиада», VII, 469; «Одиссея», XII, 72), царь Эет («Одиссея» X, 137; XII, 70), корабль «Арго» («Одиссея», XII, 70), Пелий («Одиссея», XI, 256) и т.д. Однако не встречается имени Медеи, названий «Колхида» и «Золотое руно». Последние два понятия, которые здесь особенно для нас интересны, незнакомы еще и Гесиоду (VIII в. до н.э.),8) который, однако, в отличие от Гомера, уже упоминает Фасис, реку колхидян (современный Риони). Название «Колхида» впервые встречается только у Эсхила.9)

Итак, очевидно, что миф об аргонавтах создавался постепенно и свою отличительную особенность — похищение Золотого руна — приобрел позднее. В самом деле, сведения Гомера о Черном море были еще весьма скудными. Поэту, видимо, была известна лишь Пафлагония, прибрежные города которой Амасра (Сесам или Амастрида) и Кромны (западнее Китора) упоминаются в «Илиаде» (II, 853). Река Партений — это Бартин-Чайе (II, 854).10) Можно ли отождествить упоминаемую всего один раз далекую страну серебра Алибе (II, 857), «откуда происходит серебро», с местностью, расположенной за Трапезундом (Трабзон), по меньшей мере сомнительно! О Колхиде и Фасисе Гомер, во всяком случае, не имел представления, как и об Истре (Дунае). Тем [38] более не знал поэт о северном побережье Черного моря, хотя один толкователь не географ постоянно пытался ошибочно приписать ему знакомство с Крымом. Лишь Гесиод впервые обнаруживает кое-какие знания о Дунае и реке Риони.11) Историки твердо установили, что ко временам Гесиода колонизация греками района Понта только начиналась. В VIII в. до н.э. греческие колонии появились на юге (Синоп и Трапезунд, около 750 г.), в VII в. — на северо-западе (Истр и Ольвия, около 650 г.) и с VI по V в. — на севере (Танаис и Пантикапей, около 550 г.).12) Отсюда следует, что открытия происходили за 100—200 лет до колонизации.

Высказывалось мнение,13) что в разные времена названием «Колхида» обозначались различные страны, лежавшие на побережье Черного моря, и что лишь позднее оно закрепилось за его юго-восточным берегом. Сам по себе такой факт возможен, но миф о Золотом руне с самого начала ни к какой другой области, кроме страны у Фасиса (Риони), не мог относиться. Ведь только в этой местности был распространен упоминаемый Страбоном14) своеобразный обычай погружать в проточную воду бараньи шкуры, чтобы несомые течением крупинки золота застревали в густой шерсти.

Догадка Страбона, будто из этого обычая «возник миф о Золотом руне», тем основательнее, что народы, находившиеся на низком уровне развития и жившие у берегов золотоносных рек, до недавнего времени следовали этому обычаю, например цыгане в Трансильвании и узбеки на Аму-Дарье.15)

Каков был первоначальный миф, известный Гомеру и Гесиоду, до того как ему были приданы характерные и важные для нас особенности, установить невозможно. Видимо, Колхида и Золотое руно были вплетены в древнее предание лишь тогда, когда поход греков к реке Фасис для разведки и захвата добычи уже состоялся. Это произошло, очевидно, в VIII в. до н.э. Выше уже упоминалось, что Гесиод имел лишь поверхностное представление о реке Фасис; известно также, что Синоп возник около 750 г. до н.э. как [39] милетская колония. Оба эти факта довольно хорошо согласуются и дают, вероятно, право предполагать, что примерно в середине VIII в. мифу были приданы его последние своеобразные особенности. Такая догадка, разумеется, ничем не подтверждается, но с точки зрения истории культуры она вполне реальна.

Поэтому, хотя и с оговоркой, можно сказать, что первоначальный миф о Ясоне описывал лишь первое проникновение эллинов в Черное море. Рассказ о том, как разошлись и остановились недвижимо Симплегады, прежде якобы закрывавшие собой северный выход из Босфора, как бы символизировал свободу судоходства, на что указывал еще Пиндар.16) Поэт во всех подробностях донес до нас древнейшее содержание общеизвестного мифа. Не ранее VIII в. могли быть вплетены в миф об аргонавтах все его известные характерные особенности — поход в Колхиду, похищение Золотого руна и весь поэтический вымысел, которым овеян образ Медеи.

В процессе развития миф о Колхиде претерпел позднее некоторые изменения. Согласно более древнему варианту мифа об аргонавтах, как он был передан Гекатеем,17) мореплаватели на обратном пути достигли океана по реке Фасис, которую в 500 г. до н.э. считали стоком Каспийского моря.18) Легко понять психологические предпосылки подобного представления, ибо со времен ионийских географов Каспийское море рассматривалось как залив мирового моря — Океана.19) Тогда аргонавты, для которых естественный путь возвращения в Средиземное море через Босфор был закрыт преследовавшим их царем Эетом (Пиндар),20) должны были якобы возвратиться, совершив фантастическое путешествие от Каспийского моря к [40] Индийскому океану, а затем по Нилу и Тритонову озеру21) или же, обогнув Европу с севера, попасть в Средиземное море через Гибралтарский пролив.

У Диодора, которому, очевидно, было известно, что нелегко достигнуть Каспийского моря на корабле через Фасис, даже прибегая к волоку судна через перевал Сарапана, приводится еще один путь.22) Он заставляет аргонавтов плыть по Азовскому морю и Дону через издавна знаменитое место волока — Царицынский перешеек,23) откуда они попадают на Волгу и по ней — в Каспийское море. Из этого мнимого «океанского залива» мореплаватели, огибая затем Европу, плывут в Гадес24) и отсюда возвращаются в Грецию.

Совсем по-иному представляет события Аполлоний Родосский в своей поэме об аргонавтах. Поэту, жившему около 250 г. до н.э., обратный путь аргонавтов представляется идущим по Дунаю и далее в Адриатику, с которой эта река должна быть где-то связана (см. ниже, гл. 34). Из Адриатики отнесенные бурей аргонавты Аполлония попадают неким загадочным, фантастическим путем в Эридан, а через него каким-то образом к Роне и, наконец, в Средиземное море. [41]

Превращения мифа об аргонавтах, по поводу которых можно еще кое-что добавить,25) неплохо отражают изменения географических представлений древних греков на протяжении веков.

Во всем эллинском мире легенда об аргонавтах была едва ли менее популярна, чем поэмы Гомера. Так, на реке Фасис, как сообщает Арриан,26) хранился якорь, якобы принадлежавший кораблю «Арго». Впрочем, Арриан с присущим ему здравым смыслом замечает по этому поводу, учитывая, видимо, каким дорогим и редким было железо в догомеровские времена: «Ввиду того что он все же из железа, он не казался мне древним… И они показывали также древние осколки другого каменного якоря для того, чтобы ты мог поверить, что это остатки якоря «Арго».

Но мы здесь лишены возможности пространно останавливаться на деталях этого мифа. Наша цель извлечь из него указания на культурно-исторические и географические связи. Поэтому сказание об аргонавтах в его окончательном виде, который оно получило после Гомера, может рассматриваться нами как облеченное в легендарную форму свидетельство первых попыток греков установить непосредственную связь со Страной золота у Понта.27) Именно Золотое руно, как правильно подчеркивает Иессен, было, по существу, «центральным пунктом мифа».28) Ювенал тоже несколько иронически, но точно подмечает первоначальный весьма материалистический и трезвый фон мифа, говоря о «Mercator Jason» [купце Ясоне. — Ред.].29)

Попытка определить время этого события была бы бессмысленной, так как мифы трудно датировать.

Если мы датируем покорение Трои в соответствии с общепринятым предположением 1184 г. до н.э., то естественно предположить, что историческое событие, вызвавшее поход аргонавтов, произошло вскоре после Троянской войны. Гумбольдт тоже относит «проникновение на восток»,30) каким он считал поход аргонавтов, «приблизительно к XII в. до н.э., на 150 лет [42] после Рамсеса Миамена (Сезострис II)», а Рихтгофен — даже «к XIV в. до н.э.»31) Но эта дата представляется слишком ранней даже для начала самого древнего вторжения в район Понта, ибо эллины не могли пройти через Дарданеллы до разрушения Трои. В древние времена не Симплегады мешали проникновению эллинов в Черное море, а морская держава, господствовавшая над входом в Дарданеллы.32)


Назад К оглавлению Дальше

1) Иолк находился в Фессалии (Средняя Греция), на берегу Пагасейского залива (восточное побережье Балканского полуострова). Сообщения древних авторов об аргонавтах см. В.В. Латышев, Известия древних писателей о Скифии и Кавказе, СПб., 1893, т. 1, второе издание. См. также «Вестник древней истории», 1947, № 1, 2, 3. — Прим. ред.

2) L. Vivien de Saint-Martin, Histoire de la géographie et des découvertes, géographiques depuis les temps les plus reculés jusqu’à nos jours, Paris, 1873, p. 42-52.

3) Геродот, История в девяти книгах, М., 1888, III, 57; VI, 46; Павсаний, Описание Эллады, М., 1938–1940, X, 11, 2 [Павсаний — греческий писатель II в. н.э. Сифнос — остров в группе Киклад (Эгейское море), Фасос (современный Тасос) — остров у северных берегов Эгейского моря. — Ред.]

4) Скаптесила — местность в нижнем течении реки Несты (современной Месты) против острова Тасос; Дат — современный город Кавалло на северном берегу Эгейского моря; Гебр — река Марица; Пангал, или Пангей, — горы Кушица; Филиппы, или Крениды, — город Драма. — Прим. ред.

5) F. Sаrtiаux, Troie la guerre de Troie et les origines préhistoriques de la question d’Orient, Paris, 1916; T.W. Allen, The Homeric catalogue of ships, Oxford, 1921.

6) V. Burr, Nostrum mare, «Würzburger Studieri zur Altertumswissenschaft», Stuttgart, 1932, H. 4, S. 31.

7) Творчество Гомера, полулегендарного певца-рапсода, относят к IX—VIII вв. до н.э. — Прим. ред.

8) Гесиод — второй по времени великий поэт Древней Греции, автор поэм «Теогония» («Родословная богов») и «Работы и дни». Эти поэмы, содержащие много географических сведений, указывают на его более широкий географический кругозор по сравнению с Гомером. Новейший перевод на русский язык поэмы «Работы и дни» см. В.В. Вересаев, Соч., т. 3, 1948, стр. 321-345. — Прим. ред.

9) Эсхил, Прикованный Прометей, М., 1956, строка 415. [См. также В.В. Латышев, указ. соч., Схолии к Прометею, «Вестник древней истории», 1947, № 1, стр. 308. Эсхил — великий драматург древней Греции, жил в 524—457 гг. до н.э. — Ред.

10) Пафлагония — страна на черноморском побережье Малой Азии, лежавшая к западу от реки Галис (Кызыл-Ирмак); Амасра (правильнее Амастрея) — город, находившийся на западном берегу Синопского полуострова; Сесам — акрополь города Амастреи; Кромны и Китор — поселения, входившие в состав того же города. См. Страбон, XII, 3, § 5-10. — Прим. ред.

11) Гесиод, Теогония, 340. [Подстрочный перевод Властова был опубликован в 1885 г.; отрывок из «Родословной богов» Гесиода см. В.В. Латышев, указ. соч., «Вестник древней истории», 1947, № 1, стр. 295. — Ред.]

12) Pauly-Wissоwa, Real-Encyclopädie der klassischen Altertums-wissenschaft, В. XV, 2, S. 1592. [О колонизации греками берегов Черного моря см. А.А. Иессен, Греческая колонизация Северного Причерноморья, Л., 1947; Дж.О. Томсон, История древней географии, М., 1953, стр. 96; С.А. Жебелев, Народы Северного Причерноморья в античную эпоху, «Вестник древней истории», 1938, № 1; В.В. Латышев, Заметки по древней географии северного и восточного побережья Черного моря, «Журнал Министерства народного просвещения», 1892, вып. 232. — Ред.]

13) Статья Зелигера (Seeliger). См. «Roschers Lexikon der griechischen und römisclien Mythologie», В. I, 1, S. 532.

14) Стpабон, XI, 3, § 19.

15) См. E. Treptоw, Der älteste Bergbau und seine Hilfsmittel, «Jahrbuch des Vereins deutscher Ingenieure» 1918, B. 8, S. 159 (и след.). Здесь приводится подробное описание этого способа добычи золота. [О промывке золота таким примитивным способом в верховьях реки Зеравшан, на притонах Аму-Дарьи и на других реках Средней Азии см. «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», под ред. В.П. Семенова-Тян-Шанского, СПб., 1913, т. XIX (Туркестан), стр. 543-544. Ред.]

16) Пиндар, Пифийские оды, ода 4, строка 207. [См. «Вестник древней истории», 1947, № 1, стр. 309; см. также «Творения Пиндара», М., 1803—1804; перевод избранных од Пиндара см. В. Алексеев, Древнегреческие поэты в биографиях и образцах, СПб., 1895. Слово «симплегады» в переводе на русский язык означает «сталкивающиеся скалы». — Ред.]

17) Гекатей Милетский (примерно 546—480 гг. до н.э.) — древнегреческий историк и географ, предшественник Геродота. Его географическое сочинение «Объезд Земли» (Hes periodos) — первый известный нам труд подобного рода. Русский перевод некоторых отрывков из этого труда см. В. Шеффер, Очерки греческой историографии, «Университетские известия», Киев, 1883, № 1, стр. 41-60; 61-94. — Прим. ред.

18) «Scholia ad Apollonium Rhodium», IV, 259. [Схолии, или Комментарии, к поэме Аполлония Родосского «Аргонавтика» см. В.В. Латышев, указ. соч., «Вестник древней истории», 1947, №3, стр. 287-296. Аполлоний Родосский — греческий писатель III в. до н.э., комментатор произведений древних авторов. Русский перевод отрывков из поэмы «Аргонавтика» см. В.В. Латышев, указ. соч., «Вестник древней истории», 1947, № 3, стр. 279-286. См. также К.С. Sеatоn, Apollonius Rhodius, Oxford, 1910. — Ред.)

19) Гекатей и современные ему ионийские ученые представляли себе сушу как диск, омываемый со всех сторон рекой Океаном.Такое представление резко критиковал Геродот. См. Геродот, IV, 36; V, 49 (и др.). Разбор географических представлений Гекатея см. Дж.О. Томсон, указ. соч., стр. 148-150. — Прим. ред.

20) Пиндар, Пифийские оды, ода IV, строки 25, 28, 251.

21) «Тритоновым озером» до IV в. до н.э. называли исключительно залив Малый Сирт [или Габес. — Ред.]. Название «Сирт» первоначально относилось лишь к Большому Сирту (Геродот, IV, 169), и только со времени «Перипла» Псевдо-Скилака его стали применять к Малому Сирту. Употребление названия «Тритоново озеро» в отношении современного соленого озера Шотт-Джерид относится только к началу нашей эры (впервые — Помпоний Мела, I, 136, около 40 г. н.э.) и, несомненно, основывается на ошибочном толковании. Из изложения мифа об аргонавтах Геродотом (IV, 179) явствует, что «Тритоново озеро» было морем, изобиловавшим опасными мелями, «откуда не видно было суши», то есть что оно пользовалось всегда дурной славой из-за трудностей плавания по Малому Сирту. Божество Тритон было вначале, видимо, олицетворением ощутимых в Малом Сирте приливов и отливов. См. R. Hennig, Kulturgeschichlliche Studien zu Herodot, «Rheinisches Museum», 1934, B. 83. [Упомянутый в примечании «Перипл» составлен в IV в. до н.э. неизвестным автором, которого принято называть Псевдо-Скилаком в отличие от Скилака Кариандского, путешественника по Индии, упоминаемого Геродотом. Греческий и латинский тексты «Перипла» см. С. Мüllеr, Geographi graeci minores, Paris, 1855. Русский перевод отрывков из «Перипла» Псевдо-Скилака. см. «Записки Одесского общества истории и древностей», 1853, т. IV.

Помпоний Мела — римский географ I в. н.э., автор первого латинского географического труда в трех книгах «О поверхности земли» («De situ orbis», или «De Chorographia»). Русский перевод см. М.С. Боднарский, Античная география, М., 1953. — Ред.]

22) Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека», СПб., 1774—1775, IV, 56. [Диодор Сицилийский (80—29 гг. до н.э.) — греческий историк, автор всемирной истории с первобытных времен до 60 г. до н.э. — Ред.]

23) Автор имеет в виду Волго-Донское междуречье, где в районе городов Калач и Сталинград через узкий водораздел проходил древний волок из долины Карповки, притока Дона, в долину Царицы, притока Волги. — Прим. ред.

24) Гадес — современный Кадис. — Прим. ред.

25) R. Неnnig, Abhandlungen zur Geschichte der Schiffahrt, Jena,. 1928, S. 112. [См. также С. А. Ковалевский, К исторической географии Русской равнины, «Известия Крымского отделения Географического общества СССР», 1957, вып. 4, — Ред.]

26) Арриан, Перипл Понта Эвксинского, Одесса, 1836, 11. [Перевод В.В. Латышевым отдельных отрывков см. «Вестник древней истории»,. 1948, № 1, стр. 265-275. Латинский текст Перипла см. С. Мüller, Geographi graeci minores, Paris, 1855 v. I, p. 370-428. — Ред.]

27) W. Kubitschek, Zur Geographie der Argonautensage, «Rheinisches Museum», 1933, B. 82, S. 289. [См. также К. Риттер, История землеведения и открытий по этому предмету, СПб., 1864, стр. 32-35; Элизе Реклю, Человек и Земля, СПб., 1906, т. II, гл. VIII, стр. 286. — Ред.)

28) Pauly-Wissowa, Real-Encyclopädie der klassischen Altertums-wissenschaft, В. II, S. 787.

29) Децим Юлии Ювенал, Сатиры, М., 1927, VI, 153.

30) А. Гумбольдт, Космос, Опыт физического мироописания, М., 1851, стр. 133. [О Гумбольдте см. Д.Н. Анучин, Александр фон Гумбольдт как путешественник и географ и в особенности как исследователь Азии, М., 1915. — Ред.]

31) F. Richthofen, Vorlesnngen über allgemeine Siedlungs- und Verkehrsgeographie, Berlin, 1908, S. 272.

32) Имеется в виду Хеттское государство в Малой Азии. Распад этого государства после поражения при Кадеше в 1312 г. до н.э. позволил грекам утвердиться на берегах Геллеспонта. См. В.С. Сергеев, История Древней Греции, 1948, стр. 101. — Прим. ред.


Назад К оглавлению Дальше

























Написать нам: halgar@xlegio.ru