Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. К разделам: Китай | Евреи |
Рихард Хенниг |
||
[374] | ||
Назад |
Глава 52
|
…Во времена династии Хань эта религия была введена в Китае. На 2-м году правления Сяо-цзуна [1164 г. н.э.] в Кайфыне была построена синагога…1)
…[Император приветствовал 70 прибывших еврейских семей]: Вы прибыли в Китай. Храните привычки ваших предков и поселитесь в Пяньляне [Кайфын]…2)
Во времена династии Хань евреи осели в государстве синов, и на 20-м году 65-го цикла [1163 г. н.э.] они принесли императору Сяо-цзуну дань шелком, которую он милостиво принял и за это разрешил им жить в городе Кайфыне, называвшемся тогда Пяньляном. Затем они воздвигли синагогу.3)
В определенный период средневековья еврейские колонии в Китае имели довольно большое значение. Город Кайфын был важным центром иудаизма в Китае. Всеми специалистами признано, что евреи очень давно поселились в этой стране. Араб Абул-л-Фида писал в XIV в., будто евреи «с незапамятных времен» осели в Китае. Такого неопределенного сообщения, разумеется, для нас недостаточно. Английский китаевед Барроу утверждал около 1800 г., будто первые еврейские колонии появились здесь еще во времена Александра Македонского.4) Это указание, однако, не подкрепляется никакими фактами и основано, видимо, на интуиции. Барроу, часто проявлявший легкомыслие в своих исторических выводах, предполагал даже, что евреи могли привезти из Индии первые сведения о шелке. Это, разумеется, совершенно исключается, ибо Индия не производила шелка. [375] Настоящий китайский шелк был неизвестен в Индии до 300 г. до н.э.5) (см. гл. 23).
До Барроу французский китаевед де Гинь высказал предположение о том, что персидские евреи должны были выехать в Китай в I в. до н.э.6) Но и высказывание де Гиня, как подчеркивает Рихтгофен, является «лишь гипотезой».7) Сообщение Мурра, будто евреи прибыли в Китай в 224 г. до н.э.,8) тоже ничем не обосновано и маловероятно. Лучшие еврейские знатоки этого вопроса определенно заявляют о китайских евреях, что «доказать их происхождение от изгнанников Навуходоносора или от участников походов Александра Македонского невозможно».9)
У самих китайских евреев есть устное предание, что их предки приехали в Срединную империю якобы при императоре Мин-ди (58—76). Это предание весьма правдоподобно и хорошо согласуется с тем, что сообщается в древнейших документах, а именно в четырех надписях на древнееврейском языке в Кайфыне, которые относят к 1164, 1488, 1511 и 1663 гг.10) Выдержки из двух надписей приведены в начале главы. В надписи 1164 г. говорится, что еврейская религия была введена при династии Хань. В надписи 1488 г. употребляется выражение «в очень древнее время». Зато во второй надписи содержится важное указание, что первые евреи прибыли в Китай из страны Тяньчжоу. Эта страна Тяньчжоу была какой-то частью Индии, не поддающейся точному определению. Она упоминается также в VIII в. в китайской книге о лечебных растениях «Хаяобяньцао».11) Итак, весьма вероятно, что первые еврейские поселенцы прибыли в Китай морским путем.
Мнения о дате и подробностях этого события очень сильно расходятся. Вероятно, раньше имелись гораздо более точные сведения, но синагогу, построенную в 1164 г. в Кайфыне, не раз постигали тяжелые бедствия. В результате погибли многие древние свитки, особенно при опустошительных наводнениях 1446 и 1642 гг. и при пожарах в 1573 и 1620 гг.
Самые ранние сообщения о древних еврейских колониях в Китае привез в Европу в XVII в.12) Николай Тригальтий. Особенно ценное сообщение содержится в письме, написанном из Кайфына патером Жаном Полем Гозани патеру-иезуиту Хосе Суаресу 5 ноября 1704 г.13) В этом письме, между прочим, [376] сообщается, что китайцы называли евреев тяо цинь-цяо и что еще в начале XVIII в. в Кайфыне 7 еврейских семейств славились тем, что вели свое происхождение от первых переселенцев, пришедших в страну во времена Ханьской династии. Сообщаются и фамилии этих семейств: Тао, Цинь, Хе, Као, Темань, Ли и Най. Первые еврейские переселенцы прибыли якобы в Китай из Персии и сохранили даже в разговорном языке некоторые персидские слова. Но было бы ошибкой предположить, что переселенцы попали из Персии в Китай по сухопутной дороге, через Хорасан и Самарканд.14) С 23 г. до н.э. и по 87 г. н.э. в Центральной Азии нельзя было совершить такое путешествие по суше (см. гл. 57). Гораздо более правдоподобно предположение, что переселенцы прибыли в Китай морским путем.
Более поздние исследования этого вопроса специалистами не привели к большему единодушию. Тобар15) придерживается того мнения, что наибольшего доверия заслуживает устное предание о переселении евреев в Китай при императоре Мин-ди. Грец, напротив, полагает, что дату этого события следует значительно сдвинуть и появление первых переселенцев в Китае рассматривать как следствие сильного преследования евреев в Персии в 231 г. н.э., когда «и Китай должен был получить свою долю еврейского населения».16) Однако эта концепция произвольна и не заслуживает доверия, так как противоречит ясному и вполне правдоподобному сообщению, что евреи поселились в Китае при династии Хань. Между тем в 231 г. в Китае правила уже не династия Хань, а династия Вэй (221—263).
Последние годы правления императора Мин-ди следует считать действительной датой переселения, тем более что это событие можно легко связать с происшедшим в то же время (5 августа 70 г.) захватом Иерусалима римлянами. Как известно, это было причиной рассеяния евреев по различным странам. Индийские предания говорят о том, что первые еврейские поселения на Малабарском береге появились сразу же после катастрофы 70 г.17) Это представляется вполне правдоподобным. Тогда же якобы в Индию попало 80 евреев из Персии.18) Вполне вероятно, что в то же время несколько еврейских семейств отправилось через Южную Индию, сообщавшуюся тогда по морю с Китаем, в Восточную Азию.
1) Надпись на древнееврейском языке в Кайфыне от 1164 г.
2) Надпись на древнееврейском языке в Кайфыне от 1488 г.
3) Надпись в Кайфынской синагоге, переведенная на китайский язык Цзо-таном, первым мандарином провинции при императоре У-цзуне в 1511 г. См. С.G. Мurr, Versuch einer Geschichte der Juden in Sina, Halle, 1806, S. 17 (и след.).
4) J. Barrow, Travels to China, London, 1804, p. 437.
5) Parisеt, Histoire de la soie, Paris, 1862, v. I, p. 62.
6) J. de Guignes, Commerce et liaisons des Chinois avec des nations occidentales, «Mémoires de l’Académie des Inscriptions», 1768, v. 32, p. 355; 1793, v. 46, p. 563. (Приведенное выше предположение содержится в последнем томе.)
7) F. Richthofen, China, Berlin, 1877, В. I, S. 464.
8) Ibidem, S. 15.
9) «Encyclopaedia Judaica», В. V, S. 475 (и след.).
10) Ibidem.
11) E. Bretschneider, On the study and value of Chinese botanical works, London, 1870.
12) Nicolaus Trigaltius, De Christiana expeditione apud Sinas, suscepta a Societate Jesu, ex Matthaei Ricii commentariis, Augsburg, 1615, libri 5, cap. XI.
13) «Lettres édifiantes et curieuses, écrites des Missions étrangères par quelques Missionaires de la Compagnie de Jésus», Paris, 1707, t. 7, p. 1.
14) Ibidem, t. 31, p. 306.
15) P.J. Tobar, Inscriptions juives de Kai-Fong-Fou, Shanghai, 1900.
16) H. Graetz, Geschichte der Juden von den ältesten Zeiten, Leipzig, 1893, В. IV, S. 376.
17) «Encyclopaedia Judaica», В. VIII, S. 409.
18) Rabbi Moses Pereirade Paiva, Relation der Coschinensischen Juden in Indien, «Wolfii Bibliotheca hebraica», В. Ill, S. 805; В. IV, S. 97 (и след.).
Написать нам: halgar@xlegio.ru