Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделам: Малая Азия | Хетты


Источниковедение истории Древнего Востока



Раздел второй
Передняя Азия


Назад

Глава XI
Хеттское царство

Дальше

До начала XX столетия о хеттах было известно лишь по скудным упоминаниям в египетских, ассирийских и урартских надписях, а также в Библии. Хеттская цивилизация была открыта благодаря раскопкам в Богазкёе под руководством Г. Винклера (1906—1912). В 1915 г. Б. Грозный дешифровал хеттские клинописные тексты и определил их язык как индоевропейский. В настоящее время опубликовано около 20 тыс. хеттских текстов (включая фрагменты отдельных документов).

Гиоргадзе Г.Г.
§ 1. Исторические и политические тексты

В процессе работы над хеттскими клинописными документами учеными был выявлен целый ряд текстов, отражающих многовековую политическую историю хеттов, отдельные этапы ее развития от древнейшего периода истории до падения Хеттского государства. Эти тексты условно [163] можно разделить на несколько подвидов, из которых ниже будут рассмотрены царские анналы, государственные договоры с разными странами, дипломатическая корреспонденция и некоторые другие тексты интересующего нас содержания.

Царские анналы. Одним из ранних образцов этого жанра (летописей) можно считать так называемый «Текст Анитты», отражающий ранний период истории хеттов (приблизительно XVIII в. до н.э.). Именно в этом тексте появились первые указания на разделение царских деяний на отдельные годы. Хеттологи приходят к единому мнению о достоверности сведений, описанных в дошедшем до нас в сравнительно поздней версии тексте. Благодаря источниковедческому анализу стало возможным окончательно установить, что «Текст Анитты» был составлен не в эпоху Новохеттского царства (как это предполагалось некоторыми учеными), а гораздо раньше (его существование в период Древнехеттского царства не вызывает сомнений), возможно, в период правления самого Анитты, сумевшего создать первое крупное политическое объединение городов-государств Малой Азии под гегемонией неситских племен (с центром в Куссаре, а позднее в Несе-Канесе). Среди исследователей вызывает споры вопрос об языке, на котором был составлен первоначальный вариант текста. Не исключено, что он был составлен на аккадском языке, аккадской клинописью, так как хеттская клинопись появилась у хеттов, видимо, в самом начале Древнехеттского царства (в XVII в. до н.э.).

Явно в стиле царских анналов сделан найденный в 1957 г. клинописный текст в хеттской и аккадской версиях, составленный от имени правителя Древнехеттского государства Хаттусили I (XVII в. до н.э.) и рассказывающий в первом лице о военных деяниях этого царя в начале его царствования.

В этом документе привлекают внимание исследователей некоторые уникальные, не известные ранее данные по ряду вопросов истории хеттов XVII в. до н.э. Выяснилось, что великий царь-табарна Хаттусили I, правивший уже в Хаттусе (а не в Куссаре, как его предшественники), был сыном брата тавананны (супруги предыдущего царя). В тексте повествуется о разгроме Хаттусили I крупнейших северосирийских городов-государств Алалах и Варсува (Уршу; сравнение двух версий текста доказывает идентичность названий «Хурри» и «Ханигальбат», а также то, что Евфрат по-хеттски назывался Мала). Несмотря на то что [164] «Анналы Хаттусили» не раз были объектом исследований, интерпретация целого ряда данных текста и подготовка нового обстоятельного издания билингвы продолжаются.

Наиболее значительными из жанра царских летописей являются анналы Мурсили II (первая половина XIV в. до н.э.), в период правления которого анналистика в Малой Азии достигает высшей ступени своего развития. От имени Мурсили II были составлены и так называемые «Деяния Суппилулиумы I» (отца Мурсили II, правившего в Хатти в конце XV — начале XIV в. до н.э.), близко стоящие к жанру царских летописей.

Судя по дошедшим до нас фрагментам обширного исторического повествования, «Деяния Суппилулиумы» были изложены минимум на семи больших клинописных табличках. «Анналы Мурсили II» были составлены на хеттском языке в двух версиях, одна из которых названа учеными «Десятилетними анналами» (исходя из того что в них рассказано о военных операциях Мурсили первых десяти лет его царствования), а другая — «Пространными анналами», содержащими подробное описание событий почти всех тридцати лет правления Мурсили II. Отражая завоевательную внешнюю политику Новохеттского царства, эти письменные источники рассказывают нам о крупных военных походах хеттов в разные области Малой Азии и Северной Сирии, о покорении населения этих районов и о переселении его в Хатти огромными массами как «депортированного».

В Боказкёйском архиве сохранились анналы и других хеттских царей, например, «Анналы Тутхалии», «Анналы Арнуванды», а также фрагменты еще каких-то анналов. Принадлежность этих последних какому-либо из хеттских царей трудно установить (в научной литературе не решен вопрос и о том, какие Тутхалия и Арнуванда — правители Среднехеттского или Новохеттского царств — были авторами вышеназванных «анналов»). Все это подтверждает мнение, что жанр царских летописей непрерывно использовался хеттами. Возможно, этот жанр исторического повествования оказал определенное влияние на составление анналов позднеассирийских царей.

Государственные договоры. Из большого числа хеттских письменных источников, отражающих внешнеполитическую и дипломатическую деятельность хеттских царей, особо выделяются государственные договоры, заключенные хеттскими правителями с царями разных стран Ближнего Востока. [155]

Самый ранний государственный договор, сохранившийся в виде отдельных фрагментов, был составлен в эпоху Древнехеттского царства, а именно в период царствования Телепину (Телипину; ок. 1500 г. до н.э.), заключившего договор с царем Киццуватны (Киццувадны) — Испутахсу. Договор был составлен на двух языках — на аккадском и хеттском — и имел целью, по-видимому, урегулирование спорных вопросов, связанных с господством Хатти на юго-востоке Малой Азии. По всей вероятности, той же цели служили и договоры, заключенные между Цидантой и правителем Киццуватны Пилия, а также между каким-то царем Хатти и Паддатису, царем Киццуватны. Эти ранние договоры, составленные на аккадском и хеттском языках, оформлялись на паритетных началах, требовавших полного равенства прав сторон. Они еще не составлялись по определенному образцу, как это делалось в Новохеттском царстве. Лишь отдельные клаузулы ранних договоров были использованы позднее в трафаретной схеме договоров Новохеттского времени (например, клаузула о передаче беглецов).

Расширение завоевательной политики хеттов, начатое со времени царствования Суппилулиумы I, вызвало активизацию хеттов на юге и востоке Анатолии, в Северной Сирии и Северной Месопотамии. Суппилулиума урегулировал отношения с находившейся на востоке Малой Азии Хайасой, заключив договор на хеттском языке с ее правителем Хукканной и «людьми Хайасы». Мирно был решен вопрос Киццуватны, с царем которой — Сунассурой был заключен договор, открывший хеттам дорогу к подступам Северной Сирии (были составлены аккадская и хеттская версии договора). В результате кратковременного, но успешного военного похода в Митанни появился договор (также в двух версиях) между Суппилулиумой и Шаттивасой (Маттивазой, Куртивазой). Победа завоевательной политики в Северной Сирии дала возможность Суппилулиуме I заключить договоры с такими правителями северосирийских городов-государств как Никмаду из Угарита, Азиру из Амурру, Шарри-Кушух из Каркемиша, Тетте из Нухашше.

Видимо, в период правления Суппилулиумы I была создана определенная схема оформления документов интересующего нас содержания, которая усовершенствовалась в последующие периоды. А при Мурсили II образец составления этих документов принял вполне определенную форму (заметим, что не все договоры были составлены на [156] паритетных началах). Договор с зависимой страной начинался преамбулой от имени хеттского царя, составляющего договор, приводилась предыстория отношений между партнерами договора. Далее говорилось об основном назначении документа: правитель покоренной страны обязывался регулярно посылать хеттскому царю вспомогательные отряды вместе с боевыми колесницами, систематически платить дань, своевременно сообщать хеттам о внезапном появлении врага или о заговоре против Хатти, незамедлительно возвращать хеттскому царю беглецов из Хатти и т.д. Со своей стороны царь хеттов обязывался помогать зависимым правителям. В конце договоров приводились обращение к богам и их подробный перечень. Последние строки документа занимала формула проклятия.

Образцом договора на паритетных началах следует назвать договор между Хаттусили III и фараоном Рамсесом II, являющийся, как полагают, первым в истории дошедшим до нас мирным договором. Его аккадский вариант был обнаружен при раскопках в Богазкёе, а иероглифическая копия сохранилась на стенах Карнакского храма и в Рамессеуме в Фивах (согласно этому варианту, договор был написан также на серебряной табличке). В документ были внесены клаузулы о вечной дружбе и ненападении, о выполнении всех пунктов договора, о взаимопомощи против внешних и внутренних врагов, о выдаче беглецов и клятвы соблюдать договор.

До нас дошел целый ряд государственных договоров, в которых соблюдены основные принципы их составления, хотя в них имеются некоторые отклонения от принятой схемы. Имеются и договоры, не следующие принятому образцу, но имеющие отдельные клаузулы «стандартных» договоров. К числу таких документов относятся, например, договоры с каскейскими племенами, у которых «не было принято господство одного человека» (т.е. царя), договоры с «людьми Исмирики». Изменение общей схемы договоров было вызвано тем, что при их составлении хетты учитывали ряд обстоятельств, связанных с политической историей или общественной структурой стран своих партнеров.

Дипломатическая корреспонденция. Богазкёйский архив (также как и Телль-Амарнский) сохранил нам тексты, являвшиеся письмами хеттских правителей к царям разных стран Ближнего Востока. В свою очередь, эти последние вели переписку с царями Хатти. Указанные письма являются важным источником не только для изучения политической обстановки во многих странах Древнего Востока. [157] В них сохранились и данные относительно социально-экономической, этнической, религиозной истории хеттов, египтян, хурритов, вавилонян, ассирийцев и других народов. Особенно хорошо изучены хетто-египетские взаимоотношения (в частности, вопросы политического влияния обоих государств в Северной Сирии, брачных династических союзов и т. д.), о которых можно судить по письмам Суппилулиумы I фараону Египта Эхнатону, Рамсеса II царю Хаттусили III и его супруге Пудухепе. Сохранились и письма преемников Рамсеса II, адресованные также Хаттусили III и Пудухепе.

В ряде писем освещаются вопросы внешней политики хеттов в связи с Северной Сирией и Митанни. Осложнение политической обстановки на востоке Малой Азии и в Северной Месопотамии, вызванное возвышением Ассирии и Вавилонии, стало поводом двусторонней дипломатической переписки между хеттскими царями и правителями указанных месопотамских стран. Согласно письму вавилонского царя Кадашман-тургу царю Хаттусили III, вавилонский правитель надеялся на военную помощь хеттов в случае войны, а Хаттусили III спрашивал следующего царя Вавилонии — Кадашман-Эллиля, почему он медлил с отправкой в Хатти своего посла. С периода царствования Муваталли отношения с Ассирией были мирными, на что указывают письма Муваталли, отправленные к Адад-нерари I, Хаттусили III — к какому-то царю Ассирии, письмо Салманасара I, адресованное не известному нам хеттскому царю. Однако с периода царствования Тутхалии IV отношения с Ассирией осложняются. На письмо этого хеттского царя, поздравлявшего молодого Тукульти-Нинурту I со вступлением на престол, царь Ассирии «ответил» вторжением в заевфратские хеттские области, откуда он увел 28800 жителей страны Хатти.

Ситуация осложнилась и на западе Малой Азии, что было вызвано активизацией Аххиявы (возможно, Микенской Греции). О дипломатических связях хеттских царей периода Новохеттского царства с царями Аххиявы, а также с правителем западномалоазийской области Милавата, рассказывает нам ряд писем хеттских царей, адресованных правителям этих последних стран.

Другие тексты политического и исторического содержания. Кроме рассмотренных выше документов в Богазкёйском архиве имеется множество текстов, рассказывающих о разных сторонах политической истории хеттов. Они составлялись с начала Древнехеттского периода. [158]

Одним из таких текстов является так называемое «Завещание Хаттусили I», которое было составлено на двух языках — хеттском и аккадском. Правда, его текст был сильно поврежден, однако благодаря сличению этих версий, а также других текстов, по содержанию близко стоящих к «Завещанию», документ был образцово восстановлен Ф. Зоммером и А. Фалькенштейном в 1938 г. Усилиями этих ученых была проведена солидная источниковедческая работа, в результате которой ученые получили уникальный текст на древнехеттском языке. «Завещание» является обращением Хаттусили I к собранию воинов (pankus) и к главным сановникам, которые в указанную эпоху определенно ограничивали власть царя. Поводом для составления завещания явилась попытка изменения порядка наследования.

Как полагают, к «Завещанию Хаттусили I» по своему назначению близок так называемый «Указ Телепину», так как и этот последний является обращением царя к собранию воинов, определяющим новый порядок наследования царской власти (от отца к сыну), а также взаимоотношения царской власти и собрания. Текст дошел до нас в основном в хеттской версии, хотя сохранились и отдельные места его аккадского варианта. Исключительный интерес представляет вводная историческая часть документа, описывающая деятельность первых хеттских царей как образцовых правителей.

В Богазкёйском архиве найдено немало текстов и фрагментов исторических произведений, также относящихся к периоду Древнехеттского царства. Отдельные моменты истории хеттов указанной эпохи, в частности борьбы хеттов за Северную Сирию и против хурритов, отражены в одном фрагменте какого-то указа Хаттусили I, в разных фрагментах текстов, составленных от имени Мурсили I, в тексте об осаде города Уршу, во фрагментах, упоминающих предводителя войск Зукраши из Халапа, царей Ямхада — Яримлима и Хаммурапи, хурритов и т. д. Тут же следует назвать некоторые фрагменты политического и исторического характера, написанные также в интересующий нас период: так называемая «Дворцовая хроника» — сборник назидательных рассказов о придворных, совершивших разные проступки, часть хроники царя Аммуны, текст о походе Телепину в Лахху и многие другие.

Вышеупомянутые источники дают определенное представление о довольно высоком развитии в древнехеттскую эпоху жанра исторических и политических произведений. [159] Этот жанр еще более развился в период Новохеттского царства, когда были составлены ценные исторические источники, имеющие большое значение в истории человеческой культуры. Это так называемая «Автобиография Хаттусили III», являющаяся, как полагают, одной из первых автобиографий, известных в мировой литературе. В «Автобиографии» описывается жизнь хеттского государя, развивается представление о божественном происхождении царской власти (в отличие от древнехеттского периода), рассказывается о нововведении, заключавшемся в прославлении культа хурритской богини Иштар (Шавушки), «помогавшей» Хаттусили осуществить его замыслы в связи с захватом царского престола.

Гиоргадзе Г.Г.
§ 2. Правовые документы

Изучению источников по хеттскому праву ученые уделяли и уделяют весьма существенное внимание. Это нашло свое отражение в многочисленных работах, посвященных публикации и исследованию документов правового характера. В них проведена и большая источниковедческая работа.

Хеттские законы. Уже в 1922 г. появилось первое издание хеттских законов, осуществленное Б. Грозным. В 1959 г. И. Фридрих подготовил фундаментальное издание этих текстов (в транслитерации, с переводом и комментариями), а в 1964 г. Ф. Импарати опубликовала сводное издание хеттских законов, включавшее в себя транслитерацию хеттского текста и итальянский перевод с комментариями с учетом всех известных к тому времени фрагментов законов. Г. Оттен и В. Соучек в 1966 г. опубликовали новые фрагменты хеттского судебника, с помощью которых уточняются неясные места отдельных статей хеттских законов, выявляются варианты того или иного параграфа. Все эти фрагменты следует учитывать при подготовке нового сводного издания хеттских законов.

Сборник хеттских законов делится на две части по начальным словам двух пространных таблиц: «Если человек…» и «Если виноградная лоза…». Исходя из лингвистических и процессуальных данных, составление этих двух частей сборника относится учеными к периоду Древнехеттского царства, когда проводилась реформаторская работа хеттских царей (Хаттусили, Мурсили). Сохранилась также часть более позднего варианта законов, относящаяся к эпохе Новохеттского царства. [160]

Первая таблица хеттских законов содержит данные о праве собственности и личных правах человека, она определяет положение «свободного человека» и «раба» («несвободного»), в ней дается система наказаний за убийство, телесное повреждение или за похищение человека, рассмотрены нормы семейного права, имеются сведения о государственных повинностях («саххан» и «луцци») и т.д.

Вторая таблица законов касается вопросов правовой защиты землепользования, системы наказаний за противогосударственные и противообщественные поступки, за воровство и нарушение договора и т.д. В этой же части законов даются нормы возмещения наемного труда, тарифы цен на разные товары и др.

Сравнение двух таблиц сборника законов указывает на постепенное развитие хеттской законодательной системы, начатой неким «отцом царя» (возможно, Хаттусили или Телепину). Если в первой таблице говорится о компенсации «головами» (людьми), для второй таблицы, а также для позднейшего варианта законов характерна их замена денежным возмещением. Кроме того, во многих статьях законов указываются древний обычай и пришедшая ему на смену поздняя юридическая норма.

Хеттские законы, носившие явно классовый характер, большое внимание уделяли защите собственности, в первую очередь государственной. За воровство или нанесение ущерба чьей-либо собственности были установлены многократное возмещение и штраф. Личность раба в случае его убийства или нанесения ему телесного повреждения была оценена вдвое меньше, чем личность свободного человека, т.е. хеттские законы учитывали социальное положение убитого.

Несмотря на значительную степень изученности данной группы источников, их источниковедческая критика разработана меньше, чем критика других видов источников, на что должно быть обращено внимание исследователей в будущем.

Судебные протоколы. Здесь имеется в виду та группа текстов, в которых даны записи показаний обвиняемых или свидетелей на суде. Эти документы изучены довольно слабо, так как очень трудна интерпретация отдельных мест текстов, а также целого ряда терминов судебного характера. Хетты называли этот вид источников просто «делом». В текстах лишь один раз назван объект обвинения, а относительно результата процесса или решения судебной инстанции в документах ничего не сохранилось. Высказано [161] предположение, что все интересующие нас «протоколы» касаются гражданского, а не уголовного процесса.

Ученые, специально работающие над «протоколами», обратили внимание на то, что все эти документы составлены в одном экземпляре, без дубликатов. Многоколонные глиняные таблицы в обычной форме составлялись, по-видимому, в канцелярии лишь после окончания того или иного судебного процесса. Что касается одноколонных табличек, имеющих продолговатый формат и мелкие знаки, то они, видимо, заполнялись в ходе судебного процесса.

В интересующих нас текстах не указывается, в какой инстанции занимались судебным следствием или выносили решение суда. В одном тексте рассматривается жалоба царицы, которая и ведет следствие. Возможно, она была судьей. У хеттов не существовало профессиональных судей в современном смысле, судейские функции выполняли царь, царица, а также, от случая к случаю, государственные служащие.

Все дошедшие до нас хеттские судебные протоколы составлены в период Новохеттского царства (полагают, что вышеупомянутая царица — Пудухепа, супруга Хаттусили III). Предполагая связь хеттского права с другими древневосточными правовыми системами, ряд ученых допускают возможность месопотамского влияния на судебную процедуру хеттов (В. Корошец, Э. фон Шулер, Р. Вернер).

Судебные протоколы не составлялись по какой-либо определенной схеме, по трафарету. Поэтому правовой характер этих документов можно определить лишь по их содержанию. На процессе рассматривались разные судебные дела, в основном дела о растрате или краже царского (государственного) добра. В некоторых текстах разбираются дела о взятках, а также о незаконном присвоении чужой собственности (в том числе депортированных людей). В одном случае рассмотрено дело о совершении какого-то недозволенного магического акта. Имеются и судебные протоколы, составленные по поводу выдачи фальшивого документа или выдачи (из дворца) разных вещей, скота без печати на документе и т.д.

Виновниками или свидетелями являлись, как правило, государственные служащие, в том числе и высокопоставленные лица. Во время судебного процесса выявлялись факты о злонамеренном использовании тем или иным чиновником занимаемой им должности, что рассматривалось как тяжкое преступление. [162]

Судебные протоколы содержат также сведения о социально-экономической жизни хеттов. Их дальнейшее изучение является важной задачей историков, включая историков права.

Царские указы. Отдельные царские распоряжения, имевшие правовой характер, издавались еще со времен Древнехеттского царства. Самым ранним таким указом можно считать «Завещание Хаттусили I», объявлявшее наследником престола своего приемного сына Мурсили (а тавананну — вне закона). Завещание Хаттусили было выполнено, однако вопрос о порядке престолонаследия оставался неразрешенным. Регулированию его был посвящен так называемый «Указ Телепину», определивший порядок наследования, согласно которому наследником становился только кто-либо из представителей царского рода (из царских сыновей, по старшинству). Из царских указов периода Новохеттского царства следует отметить указ Тутхалии IV.

Детально исследовав интересующие нас источники с точки зрения хеттского права, Э. фон Шулер пришел к выводу, что нормы царских указов, соприкасающиеся с хеттскими законами по содержанию и стилю, служили для объявления новых или для уточнения существующих законоположений.

Гиоргадзе Г.Г.
§ 3. Документы социально-экономического содержания

Данные о социально-экономической истории сохранились в разнообразных текстах Богазкёйского архива.

Служебные «инструкции». Правители Новохеттского царства составляли специальные предписания для сановников и государственных служащих, регулировавшие обязанности и права последних.

Для высших царских служащих было составлено несколько предписаний, из которых особо выделяется «Инструкция» для «господина пограничной охраны». Согласно «инструкции», ему подчинялись все пограничные крепости с боевыми отрядами, а также разные царские учреждения (в том числе так называемые «дома царя» — «дворцы» и т.д.), находившиеся в управляемой им области. «Господин пограничной охраны» должен был заботиться о постоянной готовности обороны. Кроме того, он руководил всеми работами в царском хозяйстве, вплоть до выделения новым депортированным земельных участков. Он разбирал и судебные дела. В его обязанность входила и забота о содержании культа данной области (содержание в полной исправности [163] храмов и культового инвентаря, своевременное выполнение службы богам и т.д.).

Специальная «инструкция» обращена к «господам». «Господин» выполнял функции военного начальника, а также наместника царя определенной провинции. Одновременно он следил за выполнением разных предписаний по отношению к царю. Царя окружали «главные», для которых также составляли «инструкции»: они должны были обращать внимание на все, что происходило в стране, в особенности при царском дворе, а также у вельмож страны, и докладывать о всех злоумышлениях против царя.

Сохранились тексты предписаний для разных государственных служащих, в том числе для высших военных чинов, для городских управляющих, для жречества и служителей храма, «телохранителей» и т.д. Часть из них еще не обработана. Раскрытие особенностей источников, выявленных на основе лингвистического, правового и исторического анализа, позволяет ученым сделать ряд важных общих выводов относительно структуры государственного управления у хеттов.

«Иммунитетные грамоты». Под этим названием подразумеваются документы, составленные в период Новохеттского царства и касающиеся вопроса освобождения разных хозяйств («Домов»), переданных в качестве царского дара, от государственных обязательных работ и податей, а именно от натуральной и трудовой повинностей (т.е. согласно хеттской терминологии, от «саххана» и «луцци»). Эти хозяйства вместе с их рабочим персоналом принадлежали храмам, а также отдельным частным лицам.

Изучение хеттского материала относительно освобождения отдельных хозяйств и частных лиц от государственных повинностей показывает, что определенные привилегии в связи с выполнением государственных обязательных работ выдавались с периода Древнехеттского царства, когда началось развитие института податно-повинностного иммунитета в хеттском обществе. Люди или хозяйства, получившие эти привилегии, освобождались от разных работ и податей в пользу государства, что делалось только по решению центральной власти. Однако в период Древнехеттского царства выдача иммунитета, по-видимому, не оформлялась специальным документом.

Начиная же с последующей эпохи в связи с выдачей иммунитета в практику вошло составление документа, постепенно получившего определенную форму, со стандартной терминологией и фразеологией. Грамота имела «преамбулу» [164] с указанием имени составителя документа (царя или царицы), иногда с его полной генеалогией; в некоторых грамотах приводились мотивы составления текста, причины выдачи иммунитета. После этого следовала основная часть, где подробно перечислялись работы и подати, от которых освобождались хозяйства или отдельные лица. Эта часть имела вид трафаретной формулы, повторяющейся с незначительными изменениями почти во всех грамотах. Документ об иммунитете имел также заключительную часть, в которой запрещалось всякое игнорирование документа или изменение его содержания. В конце текста иногда появлялась формула проклятия с перечислением божеств хеттского пантеона.

Дарственные на землю. С «иммунитетными грамотами» тесно связаны царские дарственные на земельные участки, которые выдавались с эпохи Древнего царства отдельным государственным служащим за службу царю или отдельным государственным хозяйствам. В указанную эпоху именно такие земли, даваемые центральной властью в качестве «дара царя», получали податно-повинностный иммунитет (это отражено в § 47А хеттских законов). Однако в дальнейшем положение изменилось — земли этой категории больше не освобождались от выполнения государственных повинностей, если сам царь (или дворец) специально не выдавал документ об иммунитете. Именно о таких «иммунитетных» текстах шла речь выше. Что касается дарственных на землю, то в них нет речи об иммунитете.

Эти документы, которые обычно скреплялись царской печатью, имели целью, как это установил издавший в 1958 г. все дарственные на землю К. Римшнейдер, защитить право владения (или собственности?) над пожалованными царем землями.

Дарственные на землю составлялись по определенному образцу. Во вступительной части указывалось, что документ был составлен табарной — великим царем (имя не указывалось); далее перечислялось все, что было выдано в качестве «дара царя» (поля, сады, луга, разные постройки сельскохозяйственного назначения, рабочий персонал, скот и т.д.). После этого в документе специально подчеркивалось, что «великий царь» все перечисленное «взял» и тому или иному служащему «передал в дар». Вслед за этим приводилась клаузула о виндикации с формулой проклятия, указывалось место составления документа, приводились имена свидетелей и писца. [165]

Изучение дарственных на землю освещает вопросы, связанные с аграрной историей в хеттском обществе. В них засвидетельствованы социально-экономические, сельскохозяйственные, юридические термины, исследование которых так важно для определения социально-экономических отношений в Хатти. Согласно этим текстам, из нескольких индивидуальных хозяйств («домов») образовывались более или менее крупные хозяйства, принадлежащие одному определенному лицу (например, владение храмовой служительницы Куваталлы включало в себя 13 индивидуальных «домов»). Являясь объектами царского дара, каждый «дом» после дарения рассматривался как владение (или даже собственность?) отдельных лиц, имевших, очевидно, право свободного распоряжения ими. Непосредственные производители, сидевшие на дарственных землях, должны были самостоятельно вести хозяйство, держателями которого они являлись.

Отдельные вопросы, в частности связь дарственных текстов с «иммунитетными грамотами» и поземельными кадастрами, все еще недостаточно освещены в специальной литературе.

Поземельные кадастры. Для исследования аграрных отношений в Хеттском государстве немаловажную роль играет и данный вид источников. Дошедшие до нас тексты освещают некоторые стороны земельных отношений, существовавших, как полагают, в северной части Анатолии, по соседству с территорией, населенной каскейскими племенами. Следует предположить, что те же отношения развивались и в других частях Хеттского государства.

И эти документы составлялись по определенной схеме в следующей последовательности. В связи с каждым участком («полем») по отдельным параграфам были указаны категория земли, местоположение участка, количество семян, нужное для посева, имя владельца участка и размеры посевной площади.

Как явствует из текстов, интересующие нас земли являлись исключительно посевными полями, которые обрабатывались их держателями, людьми разных профессий (уцелели названия представителей только двух профессий — садовника и гончара), возможно, из числа депортированных, часть которых центральная власть сажала на земельные участки на условиях выполнения государственных повинностей.

Таким образом, все «поля», названные в поземельных текстах, были государственными землями. Поэтому можно [166] предположить, что рассматриваемые нами тексты были составлены с целью описи выданных государством земельных участков или же являлись простым перечнем полей, выданных центральной властью новым держателям из той же категории людей.

Наряду с интенсивным изучением рассмотренных видов источников проанализированы и другие хеттские тексты, которые нельзя игнорировать при разработке проблемы социально-экономической истории хеттского общества.

В первую очередь следует упомянуть тексты, содержащие сведения о депортированных людях — «намра». Особенно интересны тексты, рассказывающие о пожертвованиях царя или царицы «домов» с депортированными в пользу храмов. Как известно, такие «дома» (хозяйства) центральная власть передавала и отдельным государственным (царским) учреждениям или лицам. Из текстов становится ясно, что хозяйства с депортированными — это искусственно созданные государственной властью небольшие экономические коллективы, наделенные средствами производства. Их принуждали нести соответствующие повинности в пользу государства (царя, храмов). В результате этого все члены коллектива становились непосредственными сельскохозяйственными производителями, хотя некоторые из них были заняты и ремеслами (при распределении депортированных применялись система распределения по десяткам). Являясь искусственно созданными экономическими ячейками, эти «дома» распадались при первом же удобном случае, так как их члены спасались бегством за пределы царства Хатти.

Обращают внимание разные «списки», в которых перечислены государственные служащие — так называемые управляющие, дается перечень военных отрядов, регулярно посылаемых разными поселениями страны для пополнения хеттского войска; в некоторых «списках» названы только женщины — «певицы» — и люди, находившиеся в зависимости от различных царских служащих. Сохранились также «списки», в которых перечисляются одни мужчины с указанием их профессий, названы населенные пункты, где находились отдельные царские служащие.

Термины социально-экономического содержания засвидетельствованы в коневодческих текстах, написанных на хеттском языке уроженцем Митанни — хурритом Киккули, а также другими лицами. Крупнейшей работой по хеттскому коневодству, вышедшей в 1961 г., является монография А. Камменхубер «Hippologia Hethitica». Автором ее был исчерпан весь хеттский материал относительно [167] коневодства, дан критический анализ текстов, целого ряда терминов. В книге А. Камменхубер рассмотрены наиболее дискуссионные проблемы (появление лошади и колесницы в Передней Азии, их применение в военном деле и др.).

Вигасин А.А.
§ 4. Тексты религиозного содержания

Основная масса сохранившихся хеттских клинописных текстов имеет религиозное содержание. В них дается описание обрядов, празднеств, торжественных шествий и т.д. Многочисленны записи сакральных формул, заклинаний и молитв. Встречаются литературные произведения — изложение мифов, плачи, песни. Документы религиозного содержания могут быть важным источником по социально-экономической истории. Так, например, можно выделить группу текстов, в которых подробно описываются божества, почитаемые в разных уголках страны хеттов. При этом перечисляется имущество, принадлежащее храмам этих божеств, — разнообразные предметы из золота, серебра, бронзы, меди, железа, дерева. Здесь же имеются сведения об организации культа и храмовом персонале.

Некоторые из памятников религиозной литературы содержат важную социальную терминологию. Об эволюции ряда политических институтов (собрание — панкус, например) приходится судить привлекая литературные и мифологические тексты о собраниях богов и т.д. В хеттских религиозных текстах описываются преимущественно официальные церемонии и празднества, в которых принимали активное участие придворные. Это дает возможность представить придворную иерархию, титулы и должности, сакральные функции царя и его окружения. Описания торжественных религиозных процессий, объездов царем своих владений с посещением храмов наиболее почитаемых божеств имеют большое значение для выяснения исторической географии Хеттского царства. Иногда в религиозных текстах встречаются и упоминания политических событий. Например, в молитвах Мурсили речь идет не только об эпидемии чумы, постигшей страну хеттов, но и рассказывается о войнах и усобицах предшествующего времени, которые, согласно оракулу, явились причиной появления гибельной болезни. Соответствующие отрывки молитв напоминают хеттские анналы, и в целом бывает трудно провести четкую грань между текстом религиозного содержания и «историческим повествованием». Анализ мировоззрения хеттов и образности их литературы необходим для правильной [168] интерпретации текстов, посвященных политической истории.

Тексты мифологического и ритуального содержания порою непосредственно отражают политические события (скажем, упоминания о борьбе хеттских богов с богами страны Каска должны рассматриваться как свидетельство военных столкновений хеттов с касками и т. д.). Описания обрядов строительства дворца, дома и т. п. содержат информацию о бытовой стороне жизни хеттов.

Первостепенным источником для истории культуры Малой Азии в древности является хеттская клинописная литература. Более того, ее значение не ограничивается только хеттологией. Хеттские мифологические и литературные тексты нередко имеют архаичный характер. Их метрика, стиль, сюжеты в известной степени сохраняют древнейшую индоевропейскую традицию.

Вигасин А.А.
§ 5. Остатки хаттского языка и литературы. Хурритское влияние

Религиозная литература хеттов дает обширный материал и для выяснения взаимодействия различных культурных традиций на территории древней Малой Азии. Огромную роль в культурной истории хеттов, особенно в древнехеттский период, сыграла хаттская религия и мифология. Письменный материал о хаттах сравнительно невелик. В изложении ритуальных действий иногда встречаются обращения к богам хаттского происхождения на их языке. Несколько десятков таких фрагментов в текстах Богазкёйского архива — главный источник нашей информации о хаттском языке. Имеется также несколько билингв, например составленный около 1250 г. до н.э. список должностей, обозначенных на двух языках. Большинство текстов, написанных по-хаттски, составлено в новохеттский период, но есть основания считать, что некоторые из них относятся к древнехеттскому периоду. Затрудняет работу с ними не только их фрагментарность. Записаны они были переписчиками-хеттами в ту эпоху, когда хаттский язык являлся чисто культовым мертвым языком. Из-за механической переписки возникали многочисленные ошибки и переосмысления. Мало помогают и билингвы, поскольку почти все они невелики по объему и к тому же хеттский текст является лишь приблизительным пересказом хаттского. До сих пор хаттские тексты читаются плохо, и установлено значение лишь около 150 слов. Помимо кратких связных хаттских текстов известны лишь хаттские имена людей и [169] богов, а также топонимы. Отдельные слова в хеттском языке могут иметь хаттское происхождение. С точки зрения историка особенно важно, что хаттским считается слово, обозначающее железо.

Даже на таком ограниченном материале удается сделать существенные выводы о роли хаттов в ранней хеттской истории. С хаттами связаны особо почитаемые хеттские культы бога Бури и Солнечной богини города Аринны. Известный миф о Телепину также хаттского происхождения. Полагают, что значительная часть древнейшей хеттской литературы является переложением с хаттского.

Начиная со Среднехеттского царства и особенно в новохеттский период большое место в хеттской религии стали занимать элементы хурритского происхождения. Значительная часть хеттской религиозной литературы этого времени является переложением хурритской («Песнь об Улликумми», «Эпос о Кумарби»). От хурритов хетты заимствовали не только их собственные мифы и представления, но через их посредство воспринимали и богатую культурную традицию народов Месопотамии (так в Богазкёе были найдены, например, фрагменты хеттского и хурритского переводов «Эпоса о Гильгамеше»), Хурритское влияние особенно сильно сказывалось в юго-восточной части Малой Азии, в Лувии, приобретшей большое политическое и культурное значение в новохеттский период.

Вигасин А.А.
§ 6. Палайские и лувийские тексты

Помимо клинописных текстов на хеттском-неситском языке, о которых до сих пор шла речь, в Богазкёйском архиве имеются документы и на других языках Малой Азии — на палайском и лувийском. Палайские тексты представлены небольшим количеством плохо сохранившихся фрагментов. Большая часть их может относиться к Древнему царству. В основном это магические заклинания и вставки в хеттских текстах, содержащие обращения к палайским богам. Более значительный отрывок содержит изложение «ритуала хлебов».

Лувийские клинописные тексты из Богазкёйского архива также ограничиваются преимущественно заклинаниями, входящими в изложение хеттских ритуалов. Отрывки лувийских мифологических текстов крайне фрагментарны. Важно отметить то, что в самом хеттском (неситском) языке начиная с XIV в. проявляется значительное влияние лувийского. Влияние это тем существеннее, чем ближе язык [170] памятника к разговорному. Писцы царской канцелярий в эпоху Нового царства, очевидно, нередко были уроженцами Киццуватны или других областей Лувии.

Клинопись не была единственной системой письма, принятой у хеттских народов. Едва ли не основным писчим материалом в Малой Азии служило дерево. Сами клинописные документы нередко упоминают «писцов по дереву», «дом писца на деревянных табличках» и т.д. Памятники письменности на дереве не сохранились, но можно предполагать, что на деревянных табличках знаки не вырезали, а писали краской чаще всего иероглифами. В деловой документации, очевидно, обе системы письменности употреблялись параллельно. Возможно, некоторые тексты, дошедшие до нас в клинописных копиях, первоначально были записаны иероглифами на менее прочном материале.

Сохранилось значительное количество иероглифических надписей хеттов. Так называемый язык хеттских иероглифов настолько близок лувийскому языку, что иногда его определяют как диалект лувийского. Вполне возможно, что иероглифика была даже наиболее распространенным видом письма в древней Малой Азии, а клинопись ограничивалась преимущественно царской канцелярией. Во всяком случае характерно, что почти все клинописные памятники хеттов обнаружены в царском архиве Богазкёя, в то время как иероглифические тексты найдены более чем в 70 местах на огромной территории — от Смирны на побережье Эгейского моря до Ашшура, Вавилона, Кипра.

Иероглифическое письмо в Малой Азии возникло, по-видимому, самостоятельно не позднее первой трети II тысячелетия до н.э. Среди древнейших памятников его можно назвать печать Хуцция, предшественника Телепину, и буллу с оттиском печати царя Киццуватны Испутахсу, которого считают современником Телепину (XVI в. до н.э.). Иероглифическое письмо оказалось и более жизнеспособным, чем хеттская клинопись. В то время как последняя, видимо, вышла из употребления после падения Хеттской державы, иероглифика продолжала широко применяться. Основная масса иероглифических памятников относится к X—VIII вв. до н.э. Они создавались в Юго-Восточной Анатолии и Северной Сирии, т.е. на территории поздних хеттских княжеств Каркемиш, Табал и др. Всего к настоящему времени известно более 300 надписей и фрагментов и более 750 печатей.

Выделяется ряд монументальных надписей, выполненных на скалах или каменных плитах. По содержанию это [171] обычно посвятительные или строительные тексты, иногда довольно пространные, с описаниями деятельности царей и молитвенными обращениями к богам, чаще краткие. Значительное количество таких надписей найдено в Каркемише. Весьма важны для дешифровки иероглифической письменности надписи из Кара-тепе, поскольку здесь рядом с иероглифическими текстами найдены совпадающие но содержанию финикийские. Следует упомянуть также монументальные надписи, сопровождающие изображения богов и богинь на горе Сипил и Язылыкая, а также надпись на каменном алтаре из Эмиргази. В иероглифических текстах, как и в целом в культуре лувийских областей, заметно сильное хурритское влияние.

Встречаются иероглифические надписи на бытовых предметах — керамике, изделиях из слоновой кости, бронзы и т.п. Большой интерес представляют найденные в Ашшуре коммерческие письма на тонких свинцовых полосках, свернутых в трубки.

Особую группу составляют печати и оттиски печатей с изображениями и иероглифическими надписями. Хеттско-лувийские печати обычно представляли собою круглый штемпель с ручкой, но иногда встречаются и круглые печати, сходные по типу с месопотамскими. Изготавливались печати из различного материала — камня, кости, металла. Они принадлежали царям, сановникам или частным лицам. Надписи нередко выполнялись двумя видами письменности — иероглифами и клинописью, встречаются и билингвы. Иероглифические надписи не так богаты содержанием, как клинописные тексты, но и они позволяют выяснить генеалогию и титулатуру царей и должностных лиц, помогают отождествлению топонимов и этнонимов, установлению пределов распространения государств и т.д.

Кошеленко Г.А.
§ 7. Археологические источники

Археологические материалы освещают многие проблемы истории хеттского общества. Первые сведения о памятниках хеттского искусства стали известны в Европе еще в первой половине XIX в.; позднее значительную информацию давали путешественники, видевшие руины хеттских городов, рельефы и другие памятники на территории Малой Азии и Северной Сирии. Первые раскопки были произведены в крепости Зенджирли (Хамди-бей — 1884 г., К. Хуманн, Ф. Лушан, Г. Винклер — 1888 г.) на очень невысоком [172] методическом уровне, что, впрочем, было обычным на той стадии развития археологии. Тем не менее эти раскопки дали известный материал для понимания хеттской культуры на самом позднем этапе ее развития. Было открыто значительное число рельефов, украшавших цоколи зданий (дворцов и храмов), впервые были обнаружены здания типа «хилани» (прямоугольные в плане, с портиком перед фасадом), очень напоминавшие греческие мегароны, исследованы особенности хеттской фортификации.

В начале XX в. одновременно начались раскопки Каркемиша и Богазкёя. Раскопками Каркемиша руководил археолог Д. Хогарт. Анализ материалов, полученных при раскопках Каркемиша, показал, что город был чрезвычайно важным центром Хеттского царства. В период его величия здесь располагалась резиденция наместника хеттского царя, управлявшего зависимыми от хеттов территориями в Северной Сирии. После гибели Хеттской державы Каркемиш (подобно Зенджирли) являлся одним из мелких владений-осколков великой Хеттской державы.

Настоящей сенсацией стали результаты раскопок Г. Винклера в Богазкёе (как выяснилось, столице Хеттского царства Хаттусе), где был обнаружен огромный государственный архив. Однако, к сожалению, раскопки в Богазкёе велись без соблюдения каких-либо методических принципов. Г. Винклер и помогавший ему Макриди-бей не были археологами, они не понимали необходимости фиксации открытых памятников, их интересовали только находимые при раскопках глиняные таблички с текстами. В результате этого не было сделано никаких стратиграфических наблюдений, а многие сооружения были разрушены. Находимая керамика просто выбрасывалась.

В дальнейшем археологические работы проводились уже на научном уровне. Необходимо отметить раскопки американской экспедиции в Тарсе, когда впервые смогли выявить стратиграфическую шкалу напластований и стали изучать массовый археологический материал, в частности керамику; К. Биттеля в Богазкёе (1931—1939), где также была изучена стратиграфия, выявлен общий план города и история ряда сооружений и укреплений; Г. Боссерта в Кара-тепе. В настоящее время изучены остатки ряда хеттских городов и крепостей, святилищ, некоторые некрополи и т.д. Археологические материалы дают представление о величине и эволюции городов, их планировке, системе фортификации, архитектуре дворцовых, храмовых и жилых построек, вооружении и оборонительном доспехе хеттов, их [173] искусстве (иконография, эволюция, стиль), религиозных представлениях и т.д.

Данные археологии прежде всего позволяют представить самые общие черты развития хеттской цивилизации. Выявленная сейчас последовательность археологических слоев (в Богазкёе их, например, шесть) показывает изменения в материальной культуре общества от III тысячелетия до н.э. до конца существования хеттской государственности. Кроме того, археологические наблюдения показывают, что когда столица Хаттуса уже лежала в руинах и вся центральная часть государства была разгромлена врагами, периферийные хеттские города Северной Сирии продолжали существовать еще примерно на протяжении пяти столетий. В ходе раскопок Богазкёя выявилась и картина гибели города, захваченного и сожженного врагами, причем по степени прокаленности многих архитектурных остатков было определено, что пожар здесь бушевал много дней.

Наиболее наглядные представления о характере и общей эволюции хеттского города дает Богазкёй. Первоначально была заселена только вершина скалы. Значительное расширение территории города приходится на время царствования Суппилулиумы. На скале отныне располагались цитадель, а собственно город раскинулся на равнине и был окружен новой оборонительной стеной. Общая протяженность стен достигла 6 км. Город делился на несколько частей внутренними стенами. Этот прием засвидетельствован и в ряде других хеттских городов, в частности в Зенджирли.

О мощи государства, а также о постоянно существовавшей военной опасности свидетельствуют грандиозные укрепления хеттских городов, в первую очередь Богазкёя. Город был окружен валом из утрамбованной земли, местами вал был усилен каменной кладкой. Поверху располагалась двойная стена, выложенная из огромных камней в технике так называемой «циклопической кладки». На этом каменном основании покоилась кирпичная кладка (ныне исчезнувшая). Местами перед основной находилась невысокая передовая стена — протейхизма. Стены были усилены башнями, располагавшимися на небольшом расстоянии одна от другой. Особое внимание уделялось защите ворот, целям обороны служил и подземный ход, ведший из цитадели за пределы города. Хеттское оборонительное зодчество было самым передовым в древнем мире середины и второй половины II тысячелетия до н.э. На высоком уровне находилась и строительная техника. В частности, возможно, [174] у хеттов появилась техника «циклопической кладки», прежде здесь совершенно неизвестная. Ширина улиц в Богазкёе достигала восьми метров.

Археологические материалы подтверждают (известное уже на основании письменных источников) положение о значительной роли храмов в жизни хеттского общества. При раскопках Богазкёя, например, было обнаружено пять храмов. Важнейший из них занимал огромную территорию (160*35 м). Очень показательна и его планировка. Здесь имелось два основных собственно культовых помещения. Одно предназначалось богу грозы Хатти, другое — Солнечной богине города Аринны, что свидетельствует, по мнению исследователей, о равно высоком положении их в хеттском пантеоне. Еще более важно другое наблюдение: помимо помещений, предназначенных для совершения религиозных церемоний, в состав храмового комплекса входило и большое число значительных по размерам хозяйственных и складских помещений, что подтверждает вывод о том, что храмы были и крупными хозяйственными комплексами.

Помимо храмов, расположенных в городах, известны хеттские святилища и другого рода. Так, в частности, в местности, называемой Гавуркалеси, исследовался культовый центр, связанный с погребением одного из хеттских царей. Очень показательным является совпадение описываемого в текстах ритуала погребения с археологическими данными: кости умершего помещаются в каменное подземное сооружение. Здесь же располагался скальный рельеф — изображение сидящей богини и двух стоящих перед ней мужских божеств. Святилище заупокойного культа царя охранялось: рядом на скале было построено укрепление.

Самым известным из храмовых комплексов Хеттского царства является Язылыкая, находящийся невдалеке от столицы. В горном ущелье имелось несколько построек, но основным объектом поклонения была серия наскальных рельефов, изображавших богов и богинь хеттского пантеона. Практически под всеми фигурами имеются иероглифические надписи — имена божеств. Здесь, однако, имеется одна трудность — надписи сильно пострадали от времени и в некоторых случаях чтение их остается предположительным. Анализ изображений и имен божеств позволил исследователям сделать некоторые важные и интересные выводы. Прежде всего, видимо, Язылыкая — единственное место, где изображен весь хеттский пантеон. Здесь имеется 71 изображение 58 различных божеств (некоторые из божеств изображены дважды — в своих различных ипостасях). [175] Очень показательна композиция. На центральной скальной поверхности представлена чета верховых божеств Хебат и Тешуб и их дети: Шаррума, Алланзу и Кинзишали. Кроме того, здесь же находится изображение бога Ташмишу, «священного брата Тешуба». Кроме высших богов на этой же скале располагался и «коллективный портрет» хеттской царской семьи. Скала, находящаяся слева от центральной, была предназначена для изображений мужских божеств, представленных в порядке их значения в пантеоне. То же самое можно сказать и о правой скале, где в таком же порядке воспроизводилась женская половина пантеона.

Как отмечалось исследователями, хеттские рельефы не отличаются высокими художественными достоинствами. Однако они чрезвычайно ценны тем, что обычно называется «этнографическим реализмом», т.е. стремлением точно передать реалии (одежду, прическу, оружие и т.д.), что позволяет лучше понять многие стороны жизни хеттского общества. Позднехеттские рельефы Северной Сирии особенно интересны еще в одном отношении. Если стиль рельефов X в. до н.э. еще целиком хеттский, то более поздние показывают уже явное влияние арамейского и ассирийского искусства, что служит прекрасной иллюстрацией тех общих процессов, которые происходят в этих мелких государствах — остатках могущественной Хеттской державы.

О связях Хеттского государства с иными государственными образованиями свидетельствуют (помимо данных письменных источников) и археологические находки. Так, например, при раскопках хеттских городов наряду с местными неоднократно находили и месопотамские цилиндрические печати.

Известный материал для изучения хеттов дают и нехеттские археологические материалы, например изображения в Карнакском храме, где фараон Рамсес II повелел воспроизвести знаменитую битву между египтянами и хеттами при Кадете. Египетские рисунки хеттских боевых колесниц более наглядны и показательны, чем собственно хеттские. Общий облик хеттского города воспроизведен на ассирийских рельефах известных Балаватских ворот.


Назад К оглавлению Дальше

























Написать нам: halgar@xlegio.ru