Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделу Степь - Тюркский каганат


Новгородова Э.А.
Мир петроглифов Монголии


Назад

Глава VII.
Петроглифы эпохи древних тюрков

Дальше

В основу искусства древних тюрков легло наследие кочевников: эпохи бронзы и раннего железного века, народа, оставившего оленные камни и керексуры, а также хуннов.

Памятники древнетюркского времени, имевшие повсюду свои специфические черты, представлены по всему центру, западу, юго-западу и северо-западу Монголии. Это каменные изваяния людей и животных, мемориальные стелы с руническими надписями, оригинальные произведения ювелирного искусства и, конечно, наскальные рисунки.

Петроглифы тюркской эпохи известны от Монголии до Туркмении на западе и до Якутии на севере. Это рисунки курыкан на Лене, кыргызов на Енисее, уйгур на Алтае, тюрков на Орхоне. Чаще всего петроглифы вырезались по камню острым предметом. Преобладающие сюжеты — сцены охоты на диких животных, вооруженные воины, всадники в доспехах и с копьями. Характерно изображение лошади: с подтянутым животом, сухими длинными ногами, длинной шеей и маленькой головкой. Вооружение всадников — луки, колчаны, копья с бубенцами и знаменами.

В горах Монголии встречены изображения всадников. Таковы рисунки в местности Барун-бичигт (Хатан-Булан сомон Южно-Гобийского аймака). О древнетюркском возрасте этих рисунков можно судить по убранству лошади: султану в виде треугольного выступа, выстриженной гриве, круглым сбруйным бляхам. Характерна поза всадника боком, с развернутым анфас туловищем. Эта поза сохранилась у скотоводов Монголии (проводящих в седле всю жизнь) вплоть до наших дней. Одна рука всадника вытянута вперед, другая опущена к бедру, у которого показан неопределенный предмет, возможно колчан [Волков, 1965]. Подобные всадники присутствуют и на древнетюркских миниатюрных пластинах. Характерно, что если в хуннское время на бронзовых пластинах изображались неоседланные лошадки, то в тюркское по всей центральноазиатской ойкумене появляются изображения всадников с оружием и иногда в доспехе. На небольшой пластинке из бронзы,1) случайно найденной на юге (125/126) страны, видна лошадка с подстриженной гривой и деталями сбруи: подшейным и нагрудным ремнем, чепраком, уздой с подшейной кисточкой. Воин одет в длиннополый халат с такими же широкими отворотами, какие показаны на некоторых каменных изваяниях тюркского времени. Мягкие сапоги по форме загнутых носков более всего напоминают современные монгольские сапоги-гутулы.

Рядом с изображениями всадников на скалах часто встречаются тамгообразные знаки: незамкнутые круги, треугольники, ромбы, спаренные ромбы и круги. Часть из них напоминает элементы рунического алфавита. Они обнаружены в Бэгэр сомоне Гоби-Алтайского аймака, в Бугат сомоне Баян-Улэгэйского аймака, а также на горе Ханын-хад в ущелье Яманы-ус.

Рисунки тюркского времени в ущелье Яманы-ус отличаются от более древних цветом патины и тем, что процарапаны тонким острым предметом. Тамги имеют форму кругов, крестов, крючков, круга с тупым углом над ним и т.д. Рядом с серией тамг изображен всадник на коне типично тюркского силуэта. Конь с поджарым животом, на длинных ногах, у всадника за спиной колчан и в руке уздечка. В этой же части скалы обнаружена тонко процарапанная тюркская надпись, состоящая из двух вертикальных строк:2)

1) kün q(a) ĉu sü (a) (i)z, bän: aγr(j)d(i)m
Как скроется солнце, веди войско, я захворал

2) t(ä)m(i)ĉ(i)n: tuγr(a) urt(i)m
Тем (и) чина ханскую печать (тамгу) я выбил.

С чисто исторической точки зрения кажется интересным появление на скале приказа о дальнейшем продвижении войска с приложением ханской печати — тамги Тем(и)чина.

Другая надпись, обнаруженная в Монголии рядом с древнётюркскими рисунками, гласит: «Одо хох тэнгэр яр зальбарна» («О синее небо, умоляю тебя» — перевод М. Шинэхуу). Она найдена нами на вершине горы в Баянлэг сомоне Баян-Хонгорского аймака.


Рис. 57. Древнетюркские всадники (1, 2, 4, 5 — Монголия, 3, 6, 7 — Алтай) (126/127)

Кроме легковооруженных всадников с луками у древних тюрков была и тяжеловооруженная конница. О ее существовании было давно известно из письменных источников, однако в изобразительном искусстве первыми свидетельствами стали рисунки, обнаруженные на скале Хархад в Эрдэнз-Бурэн сомоне, в 60 км от г. Кобдо.


Рис. 58. Аналогии древнетюркским всадникам Монголии — курыканские рисунки с р. Куды (Иркутская область)

Сведения о выбитых в горах изображениях тяжеловооруженных всадников были получены от директора Кобдоского краеведческого музея Талхжава. Летом 1973 г. в Эрдэнэ-Бурэн сомон направился отряд в составе Э.А. Новгородовой, М. Шинэхуу и Талхжава, исследовавший десятки местонахождений (121/122) петроглифов, среди которых преобладали рисунки конца II —начала I тысячелетия до н.э., и оленный камень.


Рис. 59. Всадники из Бичигтын-ама и Цагаан-гола

В самой высокой части местности, у подножия горы Цаст-ул (высотой 4213 м), в Ущелье ветров (Сальхадын-Бильчерын-застын), находится гора Хар-хад. Она сложена из светло-коричневого песчаника. Петроглифы выбиты на ее южном склоне, на единственной в этих горах большой, отполированной природой поверхности. Рисунки сделаны на высоте 10 м от подножия горы и потому хорошо видны издалека.

В самой верхней части скалы выбиты конь и олень, а перед ними — два тяжеловооруженных всадника, скачущие один за другим слева направо. Несколько ниже навстречу им едет такой же всадник с копьем, а за ним показан пеший воин (возможно, (128/129)


Рис. 60. Катафрактарии со скалы Хар-хад


Рис. 61. Средневековые петроглифы из ущелья Яманы-ус (129/130)

в шлеме) со сложносоставным луком. Наконец, еще два всадника в доспехах высечены в нижней части писаницы. Они расположены друг над другом, но, как и первые два, едут строем, направляясь вправо. Картина, очевидно, была не закончена, так как одно из изображений всадников выбито не до конца: не показана броня коня и воина, хотя фигуры человека и животного имеют такой силуэт, будто они покрыты броней.

Кроме всадников на скале выбиты фигурки диких козлов-янгиров, баранов-архаров, коня, оленя, барса, верблюда.

Визуальный осмотр памятника не оставляет сомнений в том, что не все фигуры одновременны. Прежде всего вычленяются изображения баранов, козлов, барса, оленя и верблюда, которые выделяются более темным силуэтом; при этом, что особенно важно для датировки, три янгира перекрыты сверху фигурами всадников, имеющими более светлую патину. Что касается техники выполнения, то все рисунки выбиты, но одни сплошным силуэтом, а другие (тяжеловооруженные всадники) — контуром.

Среди рисунков, выбитых силуэтом, выделяются две группы. В первую входят козлы, бараны и верблюд, во вторую — конь с крючкообразно загнутым хвостом и олень (в верхней части скалы).

Силуэтные рисунки первой группы (дикие козлы и бараны), не имея каких-либо специфических черт, позволяющих датировать их более точно, могут быть отнесены к любой эпохе не древнее скифо-тагарской, так как верблюд показан с уздечкой. В то же время рисунки были выбиты до того, как были нанесены на скалу изображения всадников. Вторая группа силуэтных изображений — конь и олень. Конь по стилю значительно отличается от лошадей, закованных в броню: иная линия изгиба шеи, другая морда, иначе показаны круп и ноги. Наконец, характерен хвост коня, крючкообразно загнутый вверх. Ближайшие аналоги — кони таштыкского времени с южносибирских миниатюр [Грязнов, 1971] и глиняные фигурки ханьского времени. Эти параллели позволяют датировать указанные изображения в пределах хуннского времени. В этом же убеждает и чисто стилистическое сходство с фигурками хуннского времени из погребений, а также с рисунками из ущелья Яманы-ус, где животные датируются профильными экипажами и тамгами хунно-сарматского времени [Вайнберг, Новгородова, 1976].

Вернемся к центральным фигурам писаницы горы Хар-хад — всадникам. Все они переданы контурной неширокой линией. Изображения коней стилистически отличаются и от рисунков эпохи энеолита, и от коней бронзового века, впряженных в колесницы, и от лошадей с лебедиными шеями, выбитых на оленных камнях, и, наконец, от коней хуннского времени [Волков, 1972]. То же можно сказать об изображениях людей, подобных которым до сих пор не было известно в Центральной Азии ни среди рисунков скифского времени, ни среди петроглифов хуннского периода. Люди показаны стоящими (очевидно, в (130/131) стременах) на не согнутых в коленях ногах. Все фигуры имеют широкие плечи и узкие талии и развернуты анфас.

Отсутствие прямых аналогов в Евразии вынуждает привести немногие известные стилистические параллели. По изобразительной манере близки хархадским коням курыканские, известные по рисункам, прочерченным на плитах Манхайского городища в Прибайкалье на р. Куде. Чисто стилистический анализ как будто позволяет датировать изображения всадников в доспехах древнетюркским временем.3) Следовательно, остальные рисунки возможно отнести к скифо-тагарской и хуннской эпохам.

Панцири воинов и лошадей показаны предельно четко, поэтому нетрудно сделать их реконструкции.

Панцири воинов изображены в виде длинных кафтанов, начинающихся от верхней части груди и доходящих до середины голени. Структура панцирей передана горизонтальными линиями. Логично поэтому предположить, что панцирь составлялся либо из сплошных металлических или кожаных полос, т.е. имел «ламинарную» структуру, либо из полос, набиравшихся из маленьких пластинок, и тогда он имел «ламеллярную» структуру. Отсутствие на изображениях панцирей воинов таких мелких деталей можно объяснить тем, что художнику трудно было их выбить. В то же время на конских панцирях мы видим изображение «ламеллярной» структуры, причем в сочетании с «ламинарной». Но пластинки конских доспехов обычно более крупные, особенно на местах, не требующих особой гибкости брони,— на крупе, на боках, что и нашло отражение на рисунке. Грудь и шея коня должны были прикрываться более гибкой броней, и на изображении в местах, где должны были быть мелкие пластинки, видны сплошные полосы. Так что можно предположить, что все панцири, и человеческие и конские, были «ламеллярными». Вместе с тем нельзя отбросить и предположение, что части конских доспехов состояли из пластин, нашитых на мягкую основу.

По покрою воинских панцирей можно реконструировать два их типа.

Тип I. Верхняя часть доспеха представляла собой кирасу, состоявшую из наспинной и нагрудной частей. Обе части соединялись наплечными лямками и имели застежки с боков. От нагрудной части отходили длинные прямоугольные прикрытия для бедер и ног.

Тип II. Панцирь представлял собой халат со сплошным осевом разрезом спереди и разрезом от крестца до подола сзади. Панцирь не имел наплечной части и держался на корпусе при помощи лямок, как и панцирь первого типа.

Оплечья не изображены на рисунках. Вероятно, у данных доспехов их не было. Но вообще оплечья, пристегивающиеся к лямкам, являлись характерной, хотя и необязательной, частью описываемых доспехов. Особенно часто обходился без оплечий панцирь I типа. Лямки изображены у крайнего правого всадника. (181/182)

Изображения воинских панцирей являются важнейшей датирующей деталью хархадской писаницы. Следует отметить, что панцири обоих типов бытовали в Центральной и Восточной Азии очень продолжительное время. Каждый из признаков доспехов, изображенных именно на данной писанице, также известен на различных территориях и в разное время. Поэтому для датирующих аналогий подбирались образцы, сходные с хархадскими доспехами по всему комплексу признаков. Таких аналогий нашлось немного, и датированы они близко друг к другу.

Аналогия панцирю I типа — статуэтка воина из погребения в провинции Шэньси в Китае, точно датированного 667 г. [Шэньсийский музей, 1958, рис. 7]. Хархадскому панцирю II типа аналогичны, во-первых, железный ламеллярный доспех из кургана в Нагамотияма в Японии, относимого ко II курганному периоду, а во-вторых, панцирь на воине со стенной росписи в Безеклике (Восточный Туркестан), датируемой VII в. [Kidder, 1959, табл. 78; Grünwedel, 1912, рис. 544].

Изображения шлемов на хархадской писанице из-за их схематичности дают меньше возможностей для реконструкции и точной датировки. Два признака — остроконечность и наличие какого-то торчащего сзади украшения — имеют аналогии в широком круге памятников от Восточной Европы до Японии с IV до IX в. Наиболее близкими аналогами представляются изображения на кыргызской писанице из Сулека в Хакасии [Евтюхова, 1948, рис. 187] и на золотом болгарском сосуде из Надьсентмиклоша в Венгрии [Gyula, 1972, табл. 146, 147]. Оба памятника датируются IX в., и оба связаны с древнетюркской средой. Довольно поздняя дата аналогий означает лишь то, что они являются развитием более ранней традиции, связанной с Монгольским Алтаем.

Украшения на хархадских шлемах, вероятно, можно считать перьями. Украшение шлема перьями по бокам подтверждается находкой шлема в Тураевском могильнике в Нижнем Йрикамье [Генинг, 1962, с. 77, рис. 31]. Он имеет по бокам у нижнего края две обоймы для перьев. Шлем этот относится к раннему типу средневековых евразийских шлемов — «бандхельм», отличающемуся от более поздних остроконечных шлемов округлой вершиной. Датируется шлем IV—V вв. Хархадские шлемы имеют заостренную форму, и оба их признака ставят их во времени между V и IX вв.

Важной датирующей деталью являются изображенные на копьях хархадских всадников подвешенные к древкам под навершием предметы, напоминающие бубенцы или колокольчики. Единственной, причем точной, аналогией им являются изображения круглых предметов на копьях со стенных росписей в Восточном Туркестане, датируемых VI в. [Le Coq, 1925, рис. 50].

Конские доспехи на нашем памятнике поддаются принципиальной реконструкции. Покрытие корпуса представляется состоящим из двух частей. Одна из них (обычно состоит из крупных (132/133)

прямоугольных пластин) покрывает круп и бока коня, другая, изображенная сплошными полосами, защищает его грудь и шею. Лошади верхнего и нижнего всадников слева имеют, кроме того, еще и металлические покрытия головы, аналогичные существовавшим, в Центральной и Восточной Азии с кушанской эпохи по XII в. В это же время там бытовали конские доспехи того же типа, что и изображенные в Хар-хаде (см., например, [Robinson, 1967, рис. 65, А, В]).


Рис. 62. Всадники с горы Бичигтын-хад (Бэгэр сомон)


Рис. 63. Рисунки из окрестностей г. Кобдо (справа) и Среднегобийского аймака

Как видим, для датировки конских доспехов материала недостаточно. Такие детали сбруи, как кисти на подголовном и (133/134) наносном ремнях узды у некоторых из лошадей, ввиду их долгого бытования также не позволяют уточнить дату. Более перспективными в этом плане кажутся изображения округлых предметов, низко спускающихся на шнурах от задних лук седел верхних всадников. Это могут быть кисти или бубенцы. Самой близкой аналогией данной детали являются большие, низко свисающие сзади седла кисти на рельефном изображении Хосрова II в Так-и Бостане в Иране [Robinson, 1967, рис. 11, А]. Памятник этот датируется 620 г. Кстати, в уборе Хосрова II на этом рельефе очень много тюркских элементов: халат, пояс и т.д.

Всадники сидят в седлах, у которых показана высокая задняя лука. Седла с одной, более высокой лукой характерны для Центральной Азии VI—VIII вв. (Кудыргэ, Кокэль и др.) [Гаврилова, 1965, рис. 17; Вайнштейн, Дьяконова, 1966, с. 327, рис. 40, 41]. Посадка всадников с вытянутыми ногами может свидетельствовать о наличии стремян. Они, правда, не изображены, однако нам известны случаи отсутствия изображений стремян, притом что они заведомо должны были существовать в данном мосте в данное время (примером этому могут служить стенописи Пенджикента или керамика Китая VII—IX вв.). Еще одним аргументом в пользу существования стремян служит то, что тяжеловооруженный всадник, наносящий удар копьем массой всего корпуса, при посадке просто с вытянутыми, не сжимающими бока лошади ногами должен был вылететь из седла.

Таким образом, технические и стилистические особенности хархадской писаницы, а также анализ изображенного на ней оружия позволяют датировать этот памятник древнетюркским временем, вероятнее всего VI—VII вв. Огромная ценность ее состоит в том, что на ней мы видим строй тяжеловооруженных тюркских всадников, изображенных самими тюрками, а не их соседями, к тому же на основной территории формирования древнетюркского этноса. Кроме того, открытые в горах Монгольского Алтая изображения катафрактариев могут служить прекрасным источником при реконструкции подобных доспехов коней и воинов, найденных на широкой территории степных районов евразийской части Советского Союза.

Увековечив на скалах строй тяжеловооруженных воинов, художники VI—VII вв., как отмечалось, подтвердили отрывочные сведения письменных источников о том, что в период раннего средневековья в вооружении и военной тактике степных народов Центральной Азии, как и на Иранском нагорье и в европейских степях, произошли серьезные изменения. Они дели тюркам большие преимущества перед соседями. Применение конного строя, идущего под прикрытием защищенных доспехами катафрактариев, сделало тюркское войско серьезным противником для пеших воинов Таиской империи и даже для иранских всадников. Быть может, в полученном в результате этих изменений преимуществе и кроется один из секретов успешных походов, в ходе которых тюрки подчинили себе огромные территории и объединили (134/135) за 10 лет (550—560) земли от Тихого океана до Волги. Очевидно, в этом войске уже следует искать и организационные истоки армии Чингисхана.

Традиция высекания рисунков и надписей на скалах не исчезла и в послетюркский период. К петроглифам средневековой эпохи мы относим выбитые в ущелье Яманы-ус изображения всадников в сложных головных уборах, с оружием и на богато украшенных конях. Очевидно, тема охоты и военного похода еще долго оставалась центральной в изобразительном искусстве Монголии. Фигуры средневековых всадников — охотников на козлов и оленей отличаются от более древних светлой патиной, меньшим изяществом линии, большей детализацией костюма. Особенно интересны иллюстрации к выбитым на скалах буддийским текстам. Это и Будда на скале Аршан-хада, и олень, изображенный рядом с «ом-мани-пад-ме-хун» на берегах Чулуута. Художник конца XIX — начала XX в., показавший изящные вертикальные рога животного, явно подражал прототипам эпохи бронзы.

Наиболее интересны иллюстрации к тибетской надписи, выбитой в окрестностях г. Кобдо, среди которых можно встретить не только изображения коней с типичными буддийскими символами, но, что особенно интересно для нас, коня с оленьими рогами.

Как видим, наскальные рисунки как один из традиционных видов передачи информации в Центральной Азии сохранил некоторое значение вплоть до XX в.


1) Хранится в Южно-Гобийском музее, опубликована В.В. Волковым [Волков, 1965].

2) Первая дешифровка надписи была предпринята под руководством Э.Р. Тенишева в его семинаре в Институте восточных языков (ныне Институт стран Азии и Африки) при МГУ с участием автора (см. [Тенишев, Новгородова, 1981]).

3) Вопрос о датировке этого сюжета подробно обсуждался в докладе Э.А. Новгородовой и М.В. Горелика «Наскальные изображения тяжеловооруженных всадников Монгольского Алтая» на Всесоюзной археологической конференции в Киеве в 1975 г. На эту же тему авторами была подготовлена статья для сборника МГУ «Древний Восток и античный мир» [Новгородова, Горелик, 1980].


Назад К оглавлению Дальше

























Написать нам: halgar@xlegio.ru