Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Назад

Витухина Галина Олеговна
Мали

Дальше

3. Народ и культура

Население Мали превышает 8 млн. человек. Подавляющее большинство (более 90%) относится к негроидной расе, и только туареги, мавры и арабы, живущие на севере, относятся к средиземноморскому типу индоевропейской расы. Всего насчитывается около 25 этнических групп. Некоторые из них живут компактно (бамбара, малинке, бозо, сомоно, догоны, сенуфо, бобо), другие рассеяны по всей стране (фульбе, тукулеры), третьи кочуют по обширным территориям (туареги, мавры).

Пестрый этнический состав — результат длительного исторического процесса складывания малийской нации. Создавались и распадались большие империи и королевства, во главе которых оказывались то малинке, то сонгаи, то бамбара, то кочевники фульбе, то тукулеры. Племена мигрировали в поисках лучших земель и пастбищ, оттеснялись захватчиками или попадали в зависимость к ним и становились рабами или пленниками. В колониальный период были установлены границы нынешнего государства без учета фактических границ расселения отдельных народов, в результате чего некоторые из них оказались разделенными между двумя или несколькими странами: сараколе живут в Мавритании, Сенегале и Мали; бобо — в Мали и Буркина Фасо; сенуфо — в Мали и Кот-д'Ивуаре; сонгаи — в Мали и Нигере; туареги — в Мали, Алжире и Мавритании.

Ко времени завоевания политической независимости Мали была отсталой аграрной страной с многоукладной социально-экономической структурой. Преобладал патриархально-общинный уклад, для которого характерно ведение натурального и полунатурального хозяйства.

В общине в значительной степени сохранялась иерархическая структура, по которой все ее члены делились [47] на свободных людей (традиционные вожди, воины, духовенство и земледельцы), людей каст (ремесленники и гриоты) и потомков рабов и пленников. Касты строились по этнопрофессиональному признаку и наибольшее распространение получили на западе нынешней Республики Мали. Высшей кастой являлись кузнецы, они же хирурги, затем шли плотники (резчики по дереву, строители пирог), ткачи, скорняки и сапожники; низшей кастой были гриоты — сказители, певцы, музыканты. Благородным считался только труд земледельца, у кочевников — труд пастуха. Потомки рабов и пленников, несмотря на отмену рабства, продолжали жить в семье своего хозяина в качестве слуг или арендовали у него за незначительную плату землю и скот.

Касты получили наибольшее развитие у бамбара, малинке, тукулеров, сараколе, фульбе; весьма ограниченно распространены они у сонгаев, бобо, сенуфо, мавров и туарегов и совсем отсутствуют у догонов и бозо. Многоженство (полигамия) чаще всего встречается у оседлых земледельческих народов независимо от степени их исламизации (это бамбара, малинке, сараколе, сонгаи, тукулеры, догоны, бобо); у кочевников (мавров и фульбе), а также у рыбаков (бозо) и земледельцев (сенуфо) оно является исключением, а у туарегов обычай допускает иметь только одну жену.

Привилегированным слоем у исламизированных народов были марабуты — мусульманское духовенство. Они не только получали подношения паствы, но и имели земли, на которых работали ученики коранических школ.

По лингвистическому признаку народы Мали делятся на несколько языковых семей и групп: семья мандинг или манде объединяет бамбара, малинке, сараколе, диула, бозо; семья гур или вольтийская — сенуфо, догонов, бобо, моей; к текрурской группе атлантической семьи относятся фульбе и тукулеры, говорящие на языке фула, или фульфульде; к группе сонгай — сонгаи; к семито-хамитской языковой семье относятся туареги, говорящие на языке тамашек, арабы и арабоязычные мавры.

Народы, относящиеся к одной языковой семье, имеют [48] много общего во внешнем облике, одежде, жилищах, обычаях и в то же время сохраняют присущие только им специфические черты, связанные с их хозяйственной деятельностью и средой обитания.

Бамбара — самая крупная этническая группа Мали (1/3 населения страны). В прошлом они были основателями королевств Сегу и Каарта. Живут бамбара в юго-западной части Мали.

Бамбара — земледельцы. Основная социальная ячейка общества — большая семья, члены которой произошли от одного предка. Во главе ее стоит патриарх (фа); он имеет власть над всем имуществом большой семьи — землей, скотом, продуктами совместного труда, наследством. Патриарх руководит совместными работами на семейном поле и обеспечивает материальные условия жизни членов большой семьи; в его ведении находятся питание, одежда, жилье, выкуп за невесту, уплата налогов. Вторым лицом в семье является первая жена патриарха, которая заведует хозяйством, распределяет работу между другими женщинами, улаживает конфликты, следит за детьми, пока работают матери. Многоженство бамбара строго регламентируется беспрекословным подчинением старшей жене. Малые семьи (хозяйства), хотя и являются составной частью большой семьи, имеют свое поле, на котором они работают в свободное от общих работ время.

Жилища у бамбара бывают двух типов: прямоугольная хижина с плоской крышей и круглая хижина с конической соломенной крышей. Пол глинобитный, окон нет, есть отверстия для вентиляции. Все хижины большой семьи и зернохранилища обносятся плетнем или глиняной стеной с одним входом. Хижины строят из «банко» — разновидности самана (смесь глины, навоза и соломы). Квадратные складываются из кирпичей «банко»; круглые имеют каркас из бамбука или прутьев, обмазанных «банко». Соломенную крышу сооружают на земле и затем ее «надевают» на хижину. Плоские крыши делают из жердей, на них кладут хворост и обмазывают.

Во внутреннем убранстве хижины большую роль играют [49] циновки, которыми покрывают пол и кровать. Обычной принадлежностью являются также низкий табурет, глиняный кувшин с водой и сетки под потолком, в которых хранятся одежда и еда, оберегаемые таким образом от муравьев, кошек и мышей. К крыше изнутри прикрепляется фетиш (боли) в виде грубо сделанного деревянного идола. Этот хранитель домашнего очага не должен касаться ни земли, ни огня, ни воды. Под крышей при входе можно видеть также пучок из ста прутьев — символ дружбы, составляющей силу семьи.

В каждой деревне бамбара есть священное дерево — баобаб, сейба или тамаринд. Под ним устраиваются ежегодные жертвоприношения, празднества, здесь старейшины обсуждают дела деревни. Считается, что оно охраняет жителей деревни от злых духов. Есть священные места на холме, в гроте, в роще, на берегу реки, где живут «души предков». Там устанавливаются сосуды для приношений (обычно это яйца и другие съестные припасы). Сюда в начале сезона дождей направляются процессии, чтобы заручиться поддержкой предков. В каждой деревне есть также свое «священное» животное: им может быть козел, осел, игуана, змея или крыса. Оно свободно передвигается по деревне, ест что и где ему вздумается.

Питаются бамбара в основном растительной пищей. Из проса и сорго делают похлебку, соусы, кускус, пирожки. Самое распространенное блюдо — «то» готовится из просяной муки с соусом из листьев баобаба или со сваренными отдельно кусочками мяса. Едят также рис с арахисовой подливой, мясом или маслом карите. В большом количестве потребляют просяное пиво («доло»).

Бамбара издавна занимаются переложным земледелием. Выращивают просо и сорго, кукурузу, фонио, рис, арахис, фасоль, ямс, батат, маниок, перец, лук; из технических культур — хлопчатник, кенаф, сизаль, табак; из фруктовых деревьев — манго, апельсины и лимоны. Собирают дикорастущие плоды баобаба, карите, нере.

Скотоводство играет у бамбара второстепенную роль. На севере в сухой сезон пастухи-фульбе уводят на [50] выпас их скот вместе со своими стадами в Сахель; в южных районах они ежедневно пасут его возле деревни. Ремеслами занимаются касты кузнецов, резчиков по дереву, скорняков, ткачей. Гончарное ремесло — привилегия жен кузнецов; плетением корзин, циновок, крашением тканей занимаются все женщины.

Мужчины и женщины бамбара носят широкую, просторную одежду — бубу, часто вышитое и с карманом спереди. Мужчины надевают бубу на широкие присборенные штаны и блузу без воротника, женщины — на длинную, до щиколоток, юбку, завязывающуюся вокруг бедер (пань). Девушки носят только пань до колен и косынку, а юноши — блузу и штаны. На голове мужчины носят войлочный или вязаный колпак, а на него в жару надевают широкую соломенную конусообразную шляпу. На ногах — сандалии или бабуши — остроносая кожаная обувь без задников. Традиционная прическа у мужчин — косички, заплетенные в виде гребня шлема от лба до затылка, и две косички по бокам, завязанные под подбородком. Иногда оставляют только «гребень», а остальное выбривают. В левом ухе часто золотая серьга. Женщины также носят прическу в виде «гребня» и косички по бокам, в мочках ушей у многих большие золотые серьги, по краям ушей и иногда под носом — маленькие золотые колечки, на шее — много рядов бус из ракушек и цветного стекла, на руках — браслеты.

Малинке — родственная бамбара этническая группа (6% населения). Это потомки охотничьих племен, поселившихся в предгорьях Фута-Джаллона на крайнем юго-западе Мали в древние времена. В средние века малинке основали империю Мали. Здесь, у слияния р. Санкарани с Нигером, находилась столица империи Мали — Ниани. Гористая страна Мандинг на границе с Сенегалом и Гвинеей, где живут малинке, покрыта лесами, имеет множество рек и ручьев.

Малинке живут большими семьями. Их деревни носят обычно имя первого поселенца, управляются деревенским вождем — потомком этого основателя — совместно с «советом нотаблей», т. е. старейшинами больших семей. Основное занятие, как и у бамбара, — [51]


«Гребень» — традиционная прическа многих народов Мали [52]

земледелие, но большую роль играет охота. Для них это занятие, достойное храбрых мужчин. Охотники хорошо знают повадки животных, целебные свойства растений, умеют ориентироваться по звездам. Они носят одежду с магическими знаками на желтом фоне, увешаны амулетами (гри-гри) из когтей и зубов хищников, а их круглая шапочка покрыта ракушками каури и зеркальцами. Самые знаменитые охотники носят особые блузы, сшитые из семи полотнищ, изготовленных непременно за один день. Считается, что такая блуза делает охотника неуязвимым.

Сараколе (они же сонинке, или марка) — этническая группа (8% населения страны), образовавшаяся в результате смешения берберов, вытесненных из Магриба, с аборигенами империи Гана. Сараколе рассредоточены по всей стране, но наиболее компактно они живут вдоль южной границы с Мавританией, где засушливый климат малопригоден для земледелия.

Как и диула в соседнем Сенегале, сараколе — традиционные торговцы. В настоящее время многие из них работают шоферами, матросами на речных судах, танкерах (недаром их называют вечными скитальцами). Однако основным занятием сараколе является переложное земледелие.

Сараколе, как бамбара и малинке, живут большими семьями. Во дворе, окруженном глиняной стеной или плетнем, расположены хижины и зернохранилища, которые устанавливают на каменные подпорки, чтобы избежать воздействия влаги и порчи урожая термитами. Почти все хижины имеют веранды, где хранятся утварь, кувшины с водой, тазы для крашения тканей. На веранде женщины проводят целый день: очищают и прядут хлопок, принимают гостей. Основа питания — кускус, пирожки из просяной муки или крупы. Многие блюда подаются с мясным соусом с добавлением толченых листьев баобаба или фасоли. Одно из популярных блюд — похлебка из проса с молоком или медом. [53]


Изделия из калебасной тыквы широко применяются в хозяйстве

Мужчины сараколе кроме обычных блузы, присборенных штанов и бубу носят на плечах и голове длинный шарф. Прически женщин сараколе усложняются с возрастом, в косички вплетаются разноцветные бусы. Очень распространенные украшения — пояс из красных и белых ракушек и браслеты на запястьях и щиколотках. Богатые женщины носят особое украшение — крупный золотой филигранный кулон яйцеобразной формы на тонком кожаном ремешке. Все женщины [54] татуируют нижнюю губу, отчего она становится синеватой и, по их мнению, подчеркивает красоту лица.

Бозо и сомоно очень немногочисленны (менее 1%) и также относятся к языковой семье манде. Однако если брзо — самостоятельная этническая группа, то сомоно — конгломерат многих групп (бамбара, сараколе и др.). Их образ жизни резко отличается от образа жизни описанных выше народов. Бозо и сомоно — профессиональные рыбаки и лодочники.

Бозо живут вдоль берегов Нигера ниже Куликоро, а сомоно — от Сегу, где они обосновались в давние времена, до границы с Гвинеей. Бозо живут компактно, не смешиваясь с другими народами, кроме догонов. У них сохранилась родо-племенная структура, нет каст. Племена «поделили» между собой реку на участки, которые принадлежат вождю племени — «хозяину воды» (джи-тиги). Он является также деревенским и религиозным вождем.

Свои деревни бозо строят по типу деревень соседних народов, но значительная их часть живет на воде в больших пирогах с тентом, где находится место и для всей семьи, и для домашних животных: коз, кур, собак. Отделенный циновками, один конец пироги служит кухней. Бозо едят в основном рыбу и кускус с рыбой. Земледелие играет у них подсобную роль.

Главным и ежедневным занятием является рыбная ловля. От полудня до рассвета вся большая семья ловит рыбу для общих нужд, а утром малая семья может работать на себя. Самое крупное событие в жизни бозо — большая рыбная ловля, которая бывает обычно в межень (май — июнь) или в конце сезона дождей (середина октября). Дату начала большой рыбной ловли назначает джи-тиги. Перед этим он совершает обряд жертвоприношения: кровь цыпленка окропляет священное место. Вождь племени получает треть улова первого дня, остальное распределяется между деревнями и семьями в соответствии с количеством рыбаков.

В качестве орудия лова используются различных видов сети, верши, гарпуны, удочки. Самая большая сеть [55] (басама) из волокна кенафа имеет длину более 100 м (а ее ячейки — 7-8 кв. см). Она стоит дорого и принадлежит обычно одной или нескольким деревням, иногда одной большой семье. Такой сетью перегораживают поперек реку. В рыбной ловле участвуют все рыбаки и несколько пирог: две фиксируют сеть по краям, а остальные гонят в нее рыбу, создавая шум и грохот. Затем в определенный момент одна из крайних пирог описывает дугу и подтягивает свой конец сети к противоположному берегу, после чего рыбаки дружно вытаскивают ее на сушу.

Бозо с детских лет умеют плести и чинить сети, изготавливать удочки. Гарпуны делают для них кузнецы соседних деревень. Часть улова женщины продают на рынке в свежем виде, остальное солят, вялят и коптят. Вялят на солнце в течение двух недель, коптят на специальных коптильнях: цилиндрической формы печке из обожженной глины с тлеющими углями на дне и деревянной решеткой сверху, на которую кладут рыбу.

Окончание большой рыбной ловли завершается самым ярким праздником. Танцы и песни на берегу длятся без перерыва несколько суток подряд. «Гвоздем» представления является парад ярко разукрашенных пирог, в которых помимо 20-30 гребцов находятся нарядно одетые женщины, Все пироги собираются в порту. В центре каждой пироги возвышается задрапированный помост из бамбука, на котором устраивается своеобразный кукольный театр: деревянные куклы в пестрых одеждах танцуют перед стилизованной головой пеликана — фетиша рыбаков Нигера. Этот танец под звуки тамтама сопровождается пением женщин, хлопающих в ладоши, смехом и криками гребцов. Завершается праздник гонками на пирогах.

Сенуфо и родственные им минианка — самые многочисленные в Мали народы языковой семьи гур (9%). Они живут на крайнем юге, на границе с Буркина Фасо и Кот-д'Ивуаром. Это благоприятная для земледелия зона лесистой саванны с холмистым рельефом, достаточным количеством осадков, защищенная от ветра пустыни харматтана горами Бандиагара и Хомбори. [56]

Сенуфо и минианка — искусные земледельцы. Практически земледелие — их основное и единственное занятие. На тщательно возделанных и ухоженных полях они занимаются богарным хлопководством, выращивают арахис, рис, все традиционные зерновые культуры и клубнеплоды. Кроме того, у них развиты садоводство и огородничество. Сохранились большая семья и коллективные традиции в обработке земли (особенно у минианка). Каждая семья имеет свой тотем — животное, которое, согласно преданиям, является мифическим предком всей семьи или спасло предка от смерти. Такое священное животное нельзя убивать, запрещается есть его мясо. Это нашло отражение как в названии народа минианка (миниан — питон), так и в фамилиях: Кулибали (пантера), Уаттара (антилопа), Коне (обезьяна), Камара (белка), Туре (кабан) и т.д.

Очень своеобразны жилища сенуфо. Наиболее типична овальная хижина, состоящая из двух вертикально стоящих цилиндров разной высоты, соединенных переходом. Хижины строятся из «банко», соломенная крыша покрывает оба цилиндра и поэтому имеет асимметричную конусообразную форму. Встречаются также круглые хижины с конической соломенной крышей и прямоугольные — с плоской террасообразной. Питаются сенуфо и минианка в сухой сезон под открытым небом, причем мужчины, женщины и дети едят в разное время. Преобладает мучная пища с арахисовым соусом или маслом карите, мясо едят только по торжественным случаям.

Еще в середине XX в. сенуфо и минианка носили только набедренные повязки из листьев и волокон, прикрепленных к кожаному поясу. Ныне одежда их изменилась под влиянием соседних народов: мужчины носят штаны и блузу, а женщины — пань и блузу. Бубу носят только городские жители. Любимое украшение — медные браслеты на запястьях и щиколотках в форме «W», бусы из белого агата и одна серьга в виде скрученной медной проволоки с раковиной каури.

Догоны — один из самых самобытных народов Мали (5%). Они живут в живописных горах Бандиагары, По [57] преданию, в давние времена жестокая засуха погнала этот народ из более северных районов к югу, где можно найти воду. Приозерные земли были уже заняты бозо, которые дали возможность предкам догонов продвинуться к югу, в горы, взяв с них клятву никогда не воевать с ними. С тех пор это народы-побратимы.


Улица в деревне догонов

У догонов нет каст, нет выкупа за невесту. Родственные семьи, связанные кровными узами, селятся рядом, образуя квартал во главе со старейшиной — религиозным вождем. Все члены большой семьи работают сообща [58] на семейном поле 5 дней в неделю, а остальное время — на себя. По обычаю этого народа, мальчики с 6-7 лет живут вместе со сверстниками вне семьи под присмотром наставников. Там завязываются узы дружбы, прививаются навыки коллективного труда. Юноши строят для всех по очереди хижины, в которые позже приведут своих невест, проходят обряд инициации — посвящения в мужчины.

Деревни догонов отличаются от других малийских деревень. Их жилища представляют собой круглые строения из камня с конусообразной соломенной крышей. Словно прилепившиеся к скалам в самых труднодоступных местах догонские деревни, в которые иногда можно добраться только по веревке, служили в свое время надежным убежищем от завоевателей. Нынешние деревни строятся в более доступных местах. В центре деревни на площади — «тогуна» — навес из тростника на толстых деревянных столбах. Под его сенью проводится совет старейшин. Толстая, более метра, крыша создает здесь прохладу в любую жару. Свои хижины догоны делают из камня или «банко». Вход во двор идет через «вестибюль», служащий комнатой отдыха. Со двора можно попасть в общую «залу», помещение для жен и дочерей. Глава семьи живет на втором этаже, куда ведет деревянная лестница — толстое бревно с вырубленными в нем ступенями. На крыше устроена терраса с парапетом. Богатые дома украшены колоннадой. Старые жилища в скалах и пещеры, в которых до прихода догонов жил ныне уже исчезнувший народ телем, используются догонами чаще всего для захоронения усопших.

Обряд погребения очень сложный и свято соблюдается, поскольку культ предков — одна из основ религии догонов. Покойника бреют, умащивают маслом карите, мажут охрой и окисью железа, заворачивают в саван и на неделю оставляют для прощания. Жены усопшего бреют голову наголо, мужчины посыпают голову пеплом и мажут лицо белой краской. Через неделю, когда, по их представлениям, душа простится с телом, покойника уносят на носилках, сооруженных из циновок. Впереди похоронной процессии шествуют юноши с масками. Хоронят [59] высоко в горах в погребальных нишах, устроенных из камней в сравнительно рыхлом слое песчаника. Вождей и гриотов хоронят в священных гротах. На всех женщин наводит ужас смерть беременной женщины. Они убегают в саванну и живут там, пока ее не похоронят. Бездетность считается самым большим несчастьем. Браки вне этнической группы догонов допускаются только с бозо.

В пище догонов много запретов: нельзя есть мясо животных — тотемов для данной семьи, женщинам и детям запрещено есть яйца. Отправляясь в дорогу, догоны берут с собой шарики из арахисовой муки с медом и перцем. Они долго хранятся, и в нужный момент их растворяют в воде и получают питательный освежающий напиток. Кроме просяного пива («доло») догоны пьют напитки из тамаринда и дикой сливы (ююбы).

Догоны — искусные земледельцы. Поскольку в горах мало пригодных для земледелия участков, они террасируют склоны, принося в корзинах землю с равнины, и выращивают там те же культуры, что и другие земледельцы. Одним из основных богатств страны догонов является лук: зеленые перья толкут, превращая в однородную массу, скатывают шарики, сушат и в таком виде отправляют на рынки Дженне, Мопти и Бамако. Луковые шарики долгое время использовались у них в качестве денег. В садах догонов растет финиковая пальма. Используются также плоды дикорастущих деревьев и кустарников. Догоны разводят скот. Молочные коровы содержатся в деревнях, а остальной скот пасут на высоких плато пастухи-фульбе. Священным животным считается собака — ведь это животное, по преданию, спасло их предков от жажды, обнаружив родник. Догоны — искусные охотники. Они устраивают коллективную охоту на слонов, кабанов, антилоп, используя ловушки, отравленные стрелы и ружья.

Каст ремесленников у догонов нет, и ремеслами занимаются земледельцы в сухой сезон, когда нет полевых работ. Их художественный вкус наиболее ярко проявился в масках, филигранных украшениях из золота, меди и серебра (браслеты, кольца, фигурки животных-тотемов, [60] семейные амулеты). Гончарным ремеслом занимаются как мужчины, так и женщины, ткачеством — только мужчины. Ткут разноцветные полосы из хлопкового полотна, которые затем сшивают и используют как бубу, а белые шерстяные накидки с черным орнаментом предназначаются для пастухов. Делают также красивые покрывала с черным узором на красном и синем фоне.

Исламизация почти не коснулась догонов. Они анимисты. Очень живописны их деревенские праздники: в честь предков — в мае; праздник сева — после первых дождей; день благодарения — в январе, после уборки урожая. Накануне праздника сева все мужчины и юноши с масками уходят в саванну и живут там несколько дней. В один из вечеров они возвращаются, имитируя взятие деревни штурмом. Сначала гонец криком оповещает женщин о приближении «опасности». Те, оставив на улице кувшины с просяным пивом, поднимаются на террасы своих домов и оттуда любуются танцами воинов в масках, с набедренными повязками из волокон баобаба и бусами из раковин каури. Маски изображают стилизованные головы животных-тотемов. По окончании танцев, символизирующих битву, все жители выходят из «укрытий», и начинается всеобщее веселье.

Страна догонов очень живописна и привлекательна для туристов и поэтому включена во все туристические маршруты по Мали.

Фульбе, или пель,— этническая группа, широко распространенная во всей Западной Африке, составляет 11 % населения Мали. Существует много версий происхождения этого народа. По одной из них фульбе — потомки белых кочевников, пришедших в средние века из Северной Африки на берега р. Сенегал. Они основали там империю Текрур, а затем распространились на восток до излучины Нигера. В пользу этой версии говорит сходство языка тукулеров и фульбе. У фульбе сравнительно светлая кожа, тонкие черты лица. Антропологи считают их родственными египтянам и эфиопам.

Фульбе, живущие в Мали, делятся на три группы: кочевники-скотоводы, больше всех сохранившие свою самобытность, полукочевники и оседлые. Первые обитают [61]


Женщина фульбе [62]

в засушливой области Гурма в излучине Нигера, вторые рассеяны южнее, в земледельческой зоне, и третьи живут в отрогах Фута-Джаллона.

Жилища кочевников — полусферические палатки, крытые соломой, или навесы, защищающие со стороны ветра и солнца. Убранство жилищ состоит из циновок, кожаных подушек, бурдюков с водой и мешков с одеждой. На небольшом расстоянии от жилья находится загон для скота с оградой из колючих веток. Глинобитные хижины оседлых фульбе обычно имеют веранды — навес из циновок — и обносятся плетнем. Фульбе едят в основном растительную пищу, употребляют большое количество парного и кислого молока. Одно из любимых блюд — рис с рыбой.

Основное занятие фульбе — скотоводство, но почти все они понемногу занимаются земледелием, возделывая ближайшие к деревням участки. Им постоянно не хватает зерна, и они обменивают на него молочные продукты. После уборки урожая фульбе уходят со своим скотом к свежим пастбищам, а в деревнях остаются только старики, дети и слуги. Останавливаясь у деревень земледельцев, фульбе устраивают себе временное жилище и живут там несколько месяцев, а стадо под надзором пастухов пасется в саванне. К сезону дождей они возвращаются в родные деревни, устраивают большое празднество, едят много мяса и затем снова занимаются земледелием. На дальние расстояния кочуют только богатые скотовладельцы, имеющие большие стада, а бедные пастухи предлагают свои услуги земледельцам. За выпас их скота они получают зерно, часть молочных продуктов и приплод, постепенно создают свое стадо и становятся кочевниками. Фульбе пасут зебу, овец, коз, лошадей и ослов. Ежегодно в Масине в начале сезона дождей устраиваются выставки скота, где за лучшее стадо скотовладельцы получают призы.

Кочевники носят короткие бубу синего цвета, а в жару — только набедренную повязку (из шерстяной ткани или шкуры) и большую воронкообразную соломенную [63] шляпу «тенгаде», украшенную полосками цветной кожи, иногда — шарф с бахромой через плечо. Женщины-кочевницы носят только короткую черную пань, а когда идут на рынок, надевают на голову и плечи покрывало, или «мавританское платье», закрывающее тело с головы до пят, но оставляющее открытым лицо. Их любимые украшения — крупные янтарные бусины в волосах и серебряные браслеты на руках и щиколотках. Богатые женщины носят очень большие гофрированные золотые серьги в виде калача диаметром до 10 см и татуируют нижнюю губу.

Сонгаи (6%) — этническая группа, возникшая в результате смешения народа, жившего в излучине Нигера, с пришельцами с севера (берберами, туарегами и арабами) и юга (сараколе, малинке, сорко). В средние века сонгаи основали империю Сонгай со столицей Гао. В социальной иерархии сонгаев на высшей ступени стоят аристократы «арма» — потомки захвативших Гао и Томбукту в XVI в. марокканцев, среди которых были испанские наемники. К благородным относятся также воины, земледельцы и скотоводы. Касты не получили большого развития. Рыбаки-сорко — ветвь сонгайской этнической группы. Ремесленники (портные, скорняки), а также погонщики ослов и торговцы носят общее название «калан». Их жены делают браслеты из ракушек, украшения из тонкой соломки, прядут хлопок.

Несмотря на широкое распространение полигамии, женщины у сонгаев занимают более высокое положение, чем у других оседлых народов. Они, как правило, освобождаются от полевых работ, пользуются большим уважением мужчин.

Хозяйственная деятельность сонгаев многообразна. Они издавна занимаются земледелием с использованием паводкового орошения на плодородных илистых почвах в долине Нигера и по берегам озер Дебо и Фагибин. Создание простейших ирригационных сооружений (запруд, дамб, отводных каналов), ведение земледелия на постоянном участке — все это свидетельствует о более высокой культуре земледелия, чем у других земледельческих народностей. Сонгаи занимаются также [64] скотоводством, причем молочные коровы всегда содержатся в деревне, а остальной скот пасут фульбе вместе со своими стадами. Скот не продают, ибо, по мнению сонгая, «что можно купить вместо коровы?», а забивают только в торжественных случаях, таких, как свадьба, крестины, важные визиты, похороны. В каждом стаде есть «благородная корова» (дилайя) — самая старшая корова или дочь (внучка) первой коровы из стада предка. Ее хорошо кормят, не доят, она не кормит своих телят. Убивают такую корову только по старости или по болезни. Женщины сонгаи никогда не доят коров. Это считается мужским делом.

Питаются сонгаи в основном растительной пищей, пьют много чая и сладкий напиток из стебля злака бургу. У них нет крепких напитков, таких, как «доло» и «ндоро», как у описанных выше народностей. Одна из ветвей народности сонгаи — сорко занимаются рыболовством, охотой на бегемотов и змей, изготовлением пирог.

Жилища у сонгаев двух типов: в саванне — овальные каркасные палатки, крытые циновками; в городах — хижины из банко с плоской крышей. Все хижины окружены стеной с одним входом. Их внутреннее убранство — деревянная кровать, циновки, скамеечки, пуфы, на полу — циновки или марокканские ковры. В сетке под крышей хранятся продукты.

Мужчины сонгаи высокие, стройные, носят белые или голубые бубу и тюрбан из длинного шарфа (литама). Женщины носят золотые и медные украшения, бусы из ракушек и амулеты (гри-гри), красят хной ладони и ступни ног.

Туареги (около 3% населения страны)— кочевники, живущие на обширной пустынной и полупустынной территории к северу от излучины Нигера и до границ с Алжиром и Нигером. Ученые считают, что туареги произошли от берберов Зенага, обитавших в давние времена на юге Туниса и Ливии. На территории Мали живут четыре из семи племенных союзов туарегов: кель-адрар, кель-грес, таиток и юллиминден (кель на языке тамашек означает «народ»). [65]

Внешне туареги похожи на алжирских кабилов (высокие, сухопарые, часто светлоглазые), но более метисированы в результате многовекового смешения с народами негроидной расы. Говорят туареги на языке тамашек.

У туарегов в значительной степени сохранились родо-племенная организация и социальная иерархия внутри племен, которые делятся на благородных, чистокровных туарегов (имошар), метисированных вассалов (имрад), ремесленников и потомков рабов (белла). Племена объединяются в союзы (конфедерации) во главе с вождем (аменокалом), избираемым имошарами.

Семьи у туарегов моногамные, состоят из главы семьи, жены, детей, слуг и белла. Женщина играет большую роль в семье: ее мнение учитывается при решении важных вопросов, в ее ведении находятся белла. Из-за кочевого образа жизни у туарегов нет постоянного жилища. Живут они в полусферических разборных палатках — на деревянный каркас натягивается чехол из сшитых козлиных, бараньих или воловьих кож, окрашенных в красный цвет. Белла живут в палатках, крытых циновками. Семья туарега занимает палатку, разделенную внутри перегородкой из циновок на мужскую и женскую половины. В мужской (восточной) находятся седло, уздечки, сабля, кинжал, лук со стрелами, ружье; в женской — ложе из циновок, большие кожаные мешки с зерном, финиками, одеждой и бельем, хозяйственная утварь: ступа с пестом, бурдюки с водой и молоком, деревянные блюда. Все это можно быстро собрать и навьючить на верблюдов или лошадей при переходе на другие пастбища.

Туареги едят финики, сушеные и прессованные в виде мармелада, различные мучные и крупяные блюда. Кускус варят на мясном бульоне или масле. По нескольку раз в день пьют верблюжье и козье молоко, парное или кислое, изготовляют масло и сыр. Мясо (баранину на вертеле) едят в торжественных случаях, а вяленое берут с собой на длинные переходы. Едят также мясо дичи, после еды пьют много чая.

Земледелие считается недостойным занятием для [66] благородного туарега. Этим занимаются потомки рабов в редких оазисах пустыни, где для орошения используется вода артезианских колодцев. Там выращивают по два урожая зерновых и финиковую пальму. Раньше почти всю продукцию (пшеницу, ячмень, просо) забирали имошары и имрады.


Туареги с верблюдами

Туареги пасут верблюдов, зебу, овец и коз, лошадей и ослов. Они очень выносливы, могут по нескольку дней обходиться без еды и питья. Большую роль в их жизни играют караванные перевозки через Сахару, в том [67] числе самые знаменитые перевозки соли из копей Тауденни в Томбукту. В честь прибытия большого каравана (азалай) устраивается пышное празднество. Благородным занятием кроме скотоводства считается также охота.

Ремесленники занимают особое место у туарегов, хотя не относятся к касте, как у соседних народов. Это обычно метисы от смешения благородных туарегов и белла. Их называют «малем». Они делают красивые украшения из металла, дерева, кожи. Особенно ценятся седла, ножны для холодного оружия, сабли с резными рукоятками и т.д.

Очень своеобразна одежда туарегов. Мужчины носят широкие бубу из голубой ткани, окрашенной растительной краской индиго (поэтому их называют также «синими людьми»), длинный шарф из такой же ткани они наматывают на голову в виде тюрбана и одним его концом закрывают нижнюю часть лица, защищая рот и нос от пыли и песка пустыни.

Женщины у туарегов имеют целый ряд преимуществ перед мужчинами. Они умеют писать и читать на языке тамашек, используя геометрический алфавит этого языка — тифинаг, схожий с древнеливийским письмом. К числу привилегий туарегских женщин относится право устраивать ахал — дружескую встречу холостой молодежи, на которой проводятся состязания в исполнении традиционных песен под аккомпанемент однострунного инструмента (имзада). Женщины носят свободные белые и темные одежды и в отличие от мужчин не закрывают лица. Любимое их украшение — ожерелье из разноцветного жемчуга.

Мавры (1,5%) — кочевые племена арабо-берберского происхождения. (Наиболее многочисленно арабоязычное племя кунта, поэтому исследователи иногда называют их арабами.) У мавров сохранилась родо-племенная организация. Во главе племени стоит вождь (шейк), титул которого передается по наследству старшему сыну. Вожди племен входят в «совет нотаблей» (джемаа) союза племен. В племени существует социальная иерархия: аристократами считаются воины (хасан), далее идут [68] мусульманские священники (толба), свободные благородные пастухи, вассалы, вольноотпущенные (харатины), живущие в деревнях и отдающие бывшим хозяевам десятую часть урожая, и, наконец, пленники (абид). Касты играют незначительную роль. Родство считается по материнской и отцовской линиям. Большая семья как экономическая единица практически не существует. Патриарх сохраняет лишь функции духовного вождя, старейшины. Каждая малая семья имеет свое стадо. Детей воспитывают не родители, а дядья, чтобы они были не очень балованные. Многоженство почти не практикуется.

Основное занятие мавров — кочевое скотоводство. Скот пасут мелкими стадами, стараясь не удаляться от водопоев. На севере Сахары разводят верблюдов, южнее — зебу, овец, коз, лошадей и ослов; в оазисах выращивают финиковую пальму, сеют пшеницу.

Круглый год кочевники живут в переносных каркасных палатках, покрытых на северо-востоке Мали шкурами, на западе — войлочными покрывалами из верблюжьей шерсти или циновками. Мавры питаются главным образом мясом и молоком, готовят кускус на мясном бульоне, едят финики. Настоящим ритуалом является чаепитие; для которого возят с собой все необходимое: коробку с зеленым чаем, чайники, пиалы, подносы, колотый сахар, ароматические добавки. Мавры очень выносливы. Есть поговорка, что кочевник должен уметь прожить с одним фиником три дня: в первый день съесть кожуру, на второй — мякоть, а на третий — косточку. Охота и ремесла у них почти не развиты.

Мужчины мавры носят синие бубу и тюрбаны из длинного шарфа. На шее у них на кожаном шнурке обязательно висит кожаный кисет с трубкой и табаком. На женщинах обычно темно-синее мавританское платье-накидка. Как и большинство женщин Мали, они любят украшения из ракушек и серебра.

Арабы, как и мавры, занимаются скотоводством, разводят чистокровных лошадей, которые очень ценятся в Западной Африке. Небольшая часть арабов и мавров ведет полуоседлый образ жизни, выращивая в оазисах [69] финиковую пальму, занимаясь ремеслами. В городах можно встретить мавров и арабов — крупных торговцев и мусульманских священников. В руках ливано-сирийских арабов сосредоточено большинство магазинов и лавок во всех городах и деревнях Мали.

Арабский язык, культура и особенно религия — ислам сыграли большую роль в малийской истории. В настоящее время ислам исповедуют две трети населения. Ислам суннитского направления маликитского толка стал распространяться на территории Мали с конца XI в., а наиболее интенсивная исламизация местного населения началась в XIII в., когда появилось местное духовенство и установились религиозные связи с мусульманскими центрами Магриба. Ислам исповедуют почти все туареги, фульбе, более половины бамбара, сонгаи, часть сенуфо и бобо.

Местных традиционных анимистических верований и культов придерживаются около трети населения. Это в основном жители южных районов страны: сенуфо, догоны, малинке, бамбара, фульбе и др. У большинства народов распространено многобожие — местные божества олицетворяют различные силы природы. Наряду с этим почти повсеместно сохраняются культ предков, культы земли и воды, различных предметов и т.д. Например, у бамбара главным божеством является Пемба, олицетворяющий землю и небо и одушевляющий все живое. С ним связан культ деревянного бруса — пембеле. Божество Фаро, порожденное Пембой, олицетворяет водную стихию. У Фаро есть святилища, главное из которых находится на р. Нигер недалеко от Сегу. По преданию, это божество научило людей земледелию и ремеслам. Культ предков бамбара связан с комо — религиозным «обществом», в которое входят только мужчины, как живые, так и умершие.

У догонов одно из главных божеств — Амма — творец и одновременно бог воды. Особенность верований догонов — культ масок. По религиозным представлениям догонов, в самой большой маске заключена сверхъестественная сила (ньяма) их первопредка. Божество Лебэ олицетворяет солнце и огонь. Советы старейшин у догонов [70] возглавляются жрецами, подчиняющимися жрецу культа Лебэ, в котором воплощена его ньяма.

Многие традиционные («языческие») обряды связаны с поклонением сверхъестественным силам. Обряд инициации — посвящения мальчиков в мужчины — соблюдается не только анимистами, но и мусульманами, хотя и в несколько измененном виде.

Христианство стало распространяться в Мали с приходом колонизаторов, во второй половине XIX в., и затронуло главным образом городское население, а также некоторые группы сельского населения — малинке, бамбара, сенуфо. Римско-католическая церковь имеет на территории Мали около ста церквей. Наиболее активно действует общеизвестный в Африке орден Белых отцов; при нем имеются школы, библиотеки для местного населения, издаются словари и учебники на бамбара и других языках. Протестантские миссии (североамериканские, англиканской церкви и евангелического общества Парижа) появились здесь в XX в. Они действуют в основном в городах. Протестантами являются также крестьяне в районе Сан. В целом христиане, включая европейцев (французов), составляют 1,5% населения страны.

Конституция Республики Мали провозгласила равенство перед законом всех малийцев независимо от происхождения, расы, языка, вероисповедания. Она устанавливает, что «всякий акт этнической, расовой или религиозной дискриминации, а также любая пропаганда сепаратизма, могущие нанести вред безопасности государства, целостности территории Республики, преследуются законом». Трудовой кодекс закрепляет право любого малийца на труд независимо от этнической принадлежности. В кодексе о браке говорится о праве малийских граждан вступать в брак с представителями других этнических групп и каст. В Мали отсутствует деление территории по этническому признаку и в органах центральной и местной власти нет официального представительства от этнических групп. Политика малийского государства направлена на сохранение и возрождение национальной культуры, всего ценного и самобытного, что сохранялось в течение веков у разных народов. В то же время [71] основное внимание государство уделяет укреплению национального единства, ибо, как записано в уставе партии ДСМН, «национальная независимая экономика и национальное единство составляют основу подлинной политической независимости».

По мере развития производительных сил, ликвидации неграмотности, усиления внутренних миграций постепенно исчезают касты и другие пережиточные формы общественных отношений. Большая патриархальная семья, которая в недавнем прошлом была главной экономической ячейкой общества, распадается. Из нее выделяются малые семьи. Особенно характерно это для зон товарного земледелия.

По доле работающих по найму в экономически активном населении (менее 3%) Мали стоит на одном из последних мест в Африке, что свидетельствует о слабой классовой дифференциации малийского общества. Численность рабочих растет сравнительно медленно, но все заметнее становятся качественные изменения рабочего класса: возрастает доля квалифицированных рабочих, увеличивается число занятых на крупных предприятиях, особенно в государственном секторе. Тем не менее рабочий класс в целом еще очень молод и распылен по мелким и мельчайшим предприятиям.

В конце 70-х годов половина предприятий во всех отраслях хозяйства насчитывала до 10 наемных рабочих и только 15% — свыше 50 человек. Наиболее крупные предприятия— текстильный комбинат в Сегу (1600 занятых), сигаретная (300), спичечная (100) фабрики, сахарный завод (150 занятых) и государственная строительная компания. На сигаретной фабрике впервые в Мали стал применяться женский труд.

Несмотря на свою малочисленность, малийский рабочий, класс, который под руководством профсоюзов прошел хорошую школу антиколониальной борьбы, принимал активное участие в строительстве новой жизни в первые годы независимости. Формирование госсектора в различных отраслях экономики создало условия для возникновения новых производственных отношений, сознательного отношения к труду. Малийские рабочие [72] участвовали в разработке трудового кодекса 1962 г., в руководстве предприятиями госсектора. Росла политическая сознательность рабочих.

В настоящее время рабочие под руководством профсоюзов борются за сохранение госсектора, за достижение рентабельности государственных предприятий и компаний. Имеется опыт самоуправления на деревообделочном предприятии, где руководству удалось добиться рентабельности без сокращения штатов.


Большая мечеть в Бамако

Малийская национальная буржуазия развивалась более [73] медленными темпами, чем рабочий класс. В колониальный период ее формированию препятствовали иностранные монополии, в период некапиталистического развития — государство. После 1968 г. предпринимательская деятельность оживилась. В 1970 г. была создана Национальная ассоциация поощрения малийских предпринимателей, а конституция 1974 г. гарантирует «право частной собственности» и «свободу предпринимательства». Иностранные монополии в настоящее время охотно идут на создание смешанных предприятий, чтобы упрочить в экономике положение частнокапиталистического уклада, сделать его ведущим. Набирает силу торговая и предпринимательская буржуазия, в интересах которой в феврале 1981 г. была проведена либерализация торговли и и было принято решение о частичной или полной передаче частному капиталу двух третей государственных предприятий и компаний.

Численность средних слоев (мелкой городской буржуазии, служащих, гражданской и военной интеллигенции) возросла за годы независимости весьма существенно, что было связано с ростом городского населения, развитием образования и здравоохранения.

Мелкая городская буржуазия включает наиболее состоятельную часть городских ремесленников, торговцев, владельцев мелких и мельчайших предприятий и транспортных средств, работающих самостоятельно или использующих труд членов своих семей. Одновременно с численным ростом этого социального слоя из него выделяются предприниматели, использующие наемный труд, а разорившиеся торговцы и ремесленники пополняют ряды городской бедноты.

Численность служащих государственного административно-управленческого аппарата, созданного в первые годы независимости, в процессе африканизации кадров росла особенно быстрыми темпами. Не имея в достаточном количестве национальных компетентных кадров для замены колониальных чиновников, Мали, как и многие африканские страны, шла по пути увеличения их численности, которая возросла с 1960 по 1980 г. с 10 до 50 тыс. человек и равнялась общей численности работающих по [74] найму во всех отраслях хозяйства. Зарплата этих чиновников поглощает ежегодно около 80% государственного бюджета, что не может не отражаться на темпах экономического развития.

Лица свободных профессий (врачи, фармацевты, учителя, научные работники, писатели, художники и т.д.), военная и техническая интеллигенция и студенчество составляют довольно узкую прослойку по сравнению со служащими административно-управленческого аппарата. Рост национальной интеллигенции заметно усилился в годы независимости, когда были созданы высшие и многие средние учебные заведения и увеличилось число малийских студентов и стажеров, получающих образование за границей.

Городская беднота — это мигранты из деревень, не нашедшие работы в городе, разорившиеся мелкие торговцы, ремесленники, безработная образованная молодежь, а также полубезработные. Численность этой социальной группы велика и продолжает постоянно возрастать, так как городское население растет быстрее, чем число рабочих мест. Десятки тысяч безработных, имеющих родственников среди чиновников чрезмерно разросшегося госаппарата, живут за их счет.

Численность населения Мали возросла за годы независимости почти в 2 раза: с 4,1 млн. человек в 1960 г. до 8,1 млн. человек в 1986 г. Средняя плотность населения — 6 человек на 1 кв. км, причем в пустынных и полупустынных областях она снижается до 1-0,8 человека на 1 кв. км, а в наиболее густонаселенных районах возрастает до 10-15 человек. Сельское население составляет более 80%, городское (в населенных пунктах, имеющих свыше 2 тыс. жителей) — менее 20% населения страны. Темп прироста населения — 2,5% в год — довольно умеренный по африканским масштабам (средний по Африке — 3%), в том числе сельского населения — 2,4%, городского — 3,2%. В целом по стране замужних женщин 95%, женатых мужчин — 75%; 28% мужчин имеют двух и более жен, в городах же преобладают моногамные семьи, состоящие из супружеской пары и 5-8 детей. Работающих по найму женщин очень мало. [75]

По уровню здравоохранения Мали занимает одно из последних мест в Африке. Половина врачей, акушерок и прочего медицинского персонала сосредоточена в Бамако. Один врач приходится здесь на 4 тыс. жителей (на остальной территории — на 56 тыс. жителей), 1 больничная койка — на 443 человека, а в провинции — на 12 тыс. человек. Наиболее распространенные болезни: малярия, амебная дизентерия, трахома, туберкулез, полиомиелит.

Амбулаторное обслуживание больных бесплатное, а за госпитализацию работающие по найму платят 20% стоимости пребывания в больнице. Детей до 12 лет лечат бесплатно. Основное внимание обращается на профилактику заболеваний: проводится вакцинация против холеры, туберкулеза, оспы, кори, желтой лихорадки, полиомиелита, дифтерии, коклюша и столбняка. В школах большое внимание уделяется санитарно-просветительной работе. В стране видную роль играет традиционная медицина. В 1968 г. был создан Институт фитотерапии и традиционной медицины. В 1983 г. была построена фармацевтическая фабрика, на которой кроме современных химических препаратов изготовляются лекарства из растений.

Темп прироста населения за годы независимости возрос с 2,2 до 2,5% в последние годы, а сокращение смертности (в основном детской) привело к увеличению доли детей и молодежи в составе населения. На возрастную категорию до 14 лет включительно в Мали, по переписи 1976 г., приходилось 48%, а лица старше 65 лет составляли лишь 1,8% (против 3% в среднем по Африке). Таким образом, доля трудоспособного населения, т. е. возрастной группы от 15 до 64 лет, достигает лишь 50%. Подавляющее большинство населения (85-90%) занято в сельском хозяйстве, и даже в городах до 30% мужчин и 40% женщин занимаются сельским хозяйством. Эта занятость в Мали, как и в других странах Африки, почти повсеместно неполная и непостоянная: продолжительность рабочего дня и интенсивность трудовых затрат невелики, а «мертвый сезон» продолжается от 4 до 7 месяцев в году. [76]

Большинство сельского населения — земледельцы. Деревенские ремесленники составляют менее 1%, но для 10% мужчин и 2% женщин различные ремесла являются дополнительным занятием, увеличивающим доходы семьи. Численность кочевников-скотоводов не только не растет, но даже сокращается. Это объясняется различными причинами. Поскольку кочевое население мобильно, а границы в пустынных районах почти не охраняются, при неблагоприятных климатических условиях кочевники уходят вместе со своими стадами в соседние страны, что вносит путаницу в статистические сведения. Особенно тяжело отразилась на кочевниках засуха 1972—1974 гг., когда погибло 70% скота и людям грозила голодная смерть. Для их спасения возле Томбукту и Гао были созданы специальные лагеря. В районе Гао насчитывалось 30 лагерей, принявших около 100 тыс. беженцев, которые потеряли почти весь скот. Тем не менее около 100 тыс. кочевников тогда погибли от голода, часть кочевников с остатками стад ушла в Нигер и Алжир, многие перешли к оседлости. Через 10 лет, во время еще более страшной засухи 1983—1984 гг., кочевники из Мавритании перешли границу в поисках пастбищ в районах Нара и Ниоро.

Проблема аграрного перенаселения не имеет в стране такой остроты, как, например, в странах Северной Африки. Здесь имеется большой резерв пригодных для сельскохозяйственного использования земель.

Городское население с 1960 по 1984 г. возросло в 5 раз, превысив 1,5 млн. человек, из которых около половины проживают в Бамако. Число горожан пополняется главным образом за счет притока сельского населения. Промышленный сектор и сфера услуг не в состоянии обеспечить мигрантов работой, вследствие чего значительная часть их включается в так называемый неорганизованный сектор и работает на мелких кустарных предприятиях, в торговле.

Важнейшим условием социально-экономического прогресса страны, укрепления ее экономической независимости, развития науки, культуры, искусства является подготовка национальных кадров. За 25 лет независимого [77] развития Республика Мали достигла немалых успехов в этой области. Ведь исходный уровень развития образования в стране был одним из самых низких в Африке: школу посещали лишь 8% детей школьного возраста, грамотные среди взрослых составляли только 3%.

Достижения Мали в области образования несомненны: численность учащихся начальной школы возросла в пять с лишним раз, достигнув 350 тыс. человек (20% детей школьного возраста), расширилась сеть общеобразовательных средних и профессионально-технических учебных заведений. В пяти институтах страны обучаются около 6 тыс. студентов. Однако в системе образования в целом и в отдельных ее звеньях еще остаются острые нерешенные проблемы, а по мере- развития страны встают новые, не менее сложные.

В 60-х годах, когда проводилась африканизация кадров, на первый план выдвигалась проблема ускоренной подготовки национальных кадров — специалистов с высшим и средним образованием, способных заменить чиновников колониальной администрации и проводить социально-экономические преобразования. К концу 70-х годов, когда потребности Мали в дипломированных специалистах уже были в значительной степени удовлетворены, заметнее стало отставание в начальном и профессионально-техническом образовании.

Начальная школа, состоящая из двух циклов (6 лет и 3 года), доступна только для 20% детей школьного возраста, причем этот уровень был достигнут к началу 70-х годов, а затем наблюдался застой: одновременно с увеличением количества школ такими же темпами возрастала численность населения. По окончании первого цикла начальной школы многие дети не могли продолжать учебу и, так и не получив знаний, необходимых для повседневной жизни, возвращались в деревни или пополняли ряды безработных в городах.

На протяжении последних 10 лет в начальной школе помимо преподавания общеобразовательных дисциплин школьников знакомят с методами современной агротехники, с различными ремеслами. В старших классах создаются мастерские и лаборатории, особое внимание [78] уделяется естественным и техническим наукам. С 1980 г. введено преподавание на местных языках (бамбара, фула, сонгай, тамашек), которое значительно облегчает процесс обучения.

В средней школе, к которой относятся общеобразовательные школы, технические лицеи и колледжи, педагогические и профессионально-технические училища, обучаются 20 тыс. юношей и девушек. В настоящее время в них усилена профориентация и они начали выпускать специалистов для народного хозяйства. Почти все средние учебные заведения находятся в столице. Их предполагается рассредоточить по всей стране.

Высшие учебные заведения в Мали созданы за годы независимости. Это педагогический, политехнический сельскохозяйственный институты, Национальная административная школа, Национальная инженерная школа и Медико-фармацевтическая школа. Ежегодно они выпускают 500-600 дипломированных специалистов, а вместе с малийцами, получающими образование за границей, эта цифра достигает 800 человек. Изменился профиль подготовки кадров. Кроме медиков и юристов теперь готовятся специалисты сельского хозяйства, экономисты, физики, математики, химики, механики, электротехники, геологи и т.д. Более половины студентов и стажеров по-прежнему получают образование во Франции, около четверти — в социалистических странах. Значительное число студентов обучается в университетах Дакара, Абиджана и Алжира.

Однако проблемы образования выходят далеко за пределы существующей системы просвещения. Ведь 80% малийцев остаются вне школы, отсюда — высокий процент неграмотных. Борьба с неграмотностью началась с организации курсов ликвидации неграмотности для взрослых на французском языке, но они оказались малоэффективными. С конца 60-х годов при финансовой и технической помощи ЮНЕСКО в стране с успехом проводится кампания ликвидации неграмотности на четырех основных национальных языках: бамбара, фула, сонгай, тамашек. Обучение на двухгодичных курсах ведут добровольные учителя из числа грамотных граждан. Всего на этих курсах [79]


Учащиеся лицея в Сикасо [80]

уже обучились грамоте сотни тысяч крестьян. В 1982 г. насчитывалоь более 3 тыс. центров, охвативших 55 тыс. человек. За успехи в борьбе с неграмотностью решением ЮНЕСКО малийская газета «Кибару» («Новости»), издающаяся на языке бамбара, в 1972 г. была удостоена премии Н.К. Крупской. Постепенно кампания ликвидации неграмотности дополняется вечерним и заочным обучением и курсами усовершенствования и повышения квалификации для рабочих, служащих, ремесленников и крестьян.

Большую помощь развитию образования в Мали в течение многих лет оказывает Советский Союз. С его помощью был построен ряд высших и средних специальных учебных заведений, им осуществляются поставки учебного оборудования и материалов. Советские преподаватели и мастера производственно-технического обучения работают в Мали, а малийские студенты обучаются во многих учебных заведениях СССР, по окончании которых они успешно работают в различных отраслях хозяйства у себя на родине. В некоторых школах и на курсах при посольстве СССР малийцы изучают русский язык. Ежегодно в торжественной обстановке в Бамако отмечается годовщина со дня рождения В.И. Ленина, к которой приурочиваются конкурсы на лучшее знание Советского Союза, книжные и фотовыставки, праздники литературы и искусства, просмотры кинофильмов.

Первыми научно-исследовательскими учреждениями в колониальный период в Мали были филиалы французских научно-исследовательских институтов тропического земледелия, тропической медицины, филиал Французского института Черной Африки (Инститю франсэ д'Аф-рик Нуар — ИФАН), при котором были созданы архив, библиотека, ботанический сад, зоопарк.

В 1962 г. отделение ИФАНа было преобразовано в Институт гуманитарных наук Мали (ИГНМ) с отделениями археологии, истории, этнографии, экономики, лингвистики, религии и архивом. Институт издает журнал «Малийские исследования». В Томбукту в 1968 г. был создан [81] Институт Ахмеда Баба по изучению письменных источников. Здесь, в Центре арабской документации, собрано и микрофильмировано более 5 тыс. арабских рукописей, обнаруженных в многочисленных частных библиотеках Томбукту и его окрестностей.

В настоящее время в стране насчитывается семь библиотек. Имена современных малийских историков Мамби Сидибе, Ибрагима Уана, Амаду Ампате Ба, Бакари Камьяна, Бокара Н'Диая стали известны и за пределами страны.

Научные исследования в области геологии ведет Национальное общество разведки минеральных ресурсов. Филиалы французского Института тропической офтальмологии и Института Маршу занимаются изучением и лечением трахомы и проказы.

В Мали издаются «Официальный вестник Республики Мали», который публикует правительственные декреты и постановления, ежедневная газета «Эссор» («Подъем») — орган правящей партии Демократический союз малийского народа, ежемесячная профсоюзная газета «Баракелла» (на языке бамбара означает «Пролетарий») — орган Национального союза трудящихся Мали. Эти издания публикуются на французском языке — официальном государственном языке Мали. В ежемесячной газете «Кибару» («Новости») на языке бамбара для сельских жителей публикуются материалы о жизни деревни, пропагандируются прогрессивные методы ведения сельского хозяйства, дается информация об экономической, социальной и культурной жизни страны. Журнал «Малийские исследования» издается ежеквартально на французском языке и два раза в год на бамбара.

Самым эффективным средством информации в условиях невысокого уровня грамотности населения является радиол Половина передач ведется на французском, 25% — на бамбара, остальные — на других языках. В каждой деревне есть транзисторные приемники, и часто малийцы собираются на коллективное прослушивание передач. С сентября 1983 г. работает телевидение.

Больших успехов за годы независимости достигла малийская литература, которая питается животворными [82] соками устного народного творчества — мифами, легендами, сказками, лирической и эпической поэзией. Наиболее популярна в Мали эпопея мандингов «Сундьята», посвященная жизни и подвигам выдающегося полководца — основателя империи Мали.

Поскольку большинство народов Мали не имеют своей письменности, хранителями устного народного творчества с давних пор были сказители — гриоты. «Когда в Африке умирает старик, это равносильно гибели целой библиотеки», — сказал известный малийский историк, поэт, писатель и дипломат Амаду Ампате Ба, который тщательно собирает, изучает и переводит на французский язык народные предания. Его сподвижниками являются Альфа Ибрагим Со и Бокар Н'Диай, Масса Макан Диабате.

В 50-х годах появился роман малийского писателя и общественного деятеля Сейду Бадиана «В грозу». Он отражал конфликт поколений в африканской деревне. Через 20 лет Сейду Бадиан снова вернулся к этой теме в романе «Кровоточащие маски» (1976 г., переведен на русский язык в 1980 г.). Большого литературного приза Черной Африки за высокие художественные достоинства был удостоен в 1974 г. роман Амаду Ампате Ба «Странная судьба Вангрена» — произведение, пронизанное народной мудростью и изобилующее пословицами, поговорками.

Зарождение малийской драматургии связано с появлением в печати пьесы Сейду Бадиана «Смерть Чаки» (1961 г.). В ней рассказывается о великом африканском полководце Чаке, объединившем в начале XIX в. южноафриканские племена зулу в могучую военную державу. Главная идея этой пьесы — необходимость сплочения африканских народов перед лицом внешнего врага — остается актуальной и поныне.

Наиболее известные поэты Мали — Мамаду Голого, Фили Дабо Сиссоко, Гауссу Дьявара, Усман Кунта. Гауссу Дьявара является также драматургом и театральным деятелем, возглавляет секцию драматического искусства в Национальном институте искусств и руководит театральной труппой, созданной в 1970 г.

Первые шаги делает малийская кинематография. [83]


Ритуальная маска догонов [84]

В 1969 г. вышел короткометражный фильм «Бамбо», в 1972 г. — первый полнометражный фильм «Мали — перекресток цивилизаций». Одним из наиболее известных кинематографистов является Сулейман Сиссе. Его фильмы «Пять дней одной судьбы», «Девушка», «Работа» — о судьбах африканской молодежи — демонстрировались на международных фестивалях, а новый фильм «Ветер», отмеченный главными призами на смотрах в Карфагене и Уагадугу, имел большой успех на международном фестивале в Ташкенте в 1984 г.

К глубокой древности восходит музыкальная культура народов Мали. Первые арабские путешественники отмечали своеобразную музыку этого района Африки, ее сложную ритмику, пластику танца. Подлинными хранителями музыкальной культуры являются гриоты. Многие годы они тратят на то, чтобы научиться владеть инструментом, исполнять все песни репертуара гриота.

Музыкальные народные инструменты отличаются большим разнообразием. Особое внимание привлекают барабаны, которые бывают различной формы и размеров, с одной или двумя мембранами, на одних играют руками, на других — палочками и т.д. Из ударных инструментов у бамбара, сенуфо и других земледельческих народов большое распространение получили также балафоны (разновидности ксилофонов) с резонаторами из тыквенных или глиняных сосудов разной величины.

У народа сенуфо распространены самозвучащие музыкальные инструменты: погремушки и трещотки из плодов баобаба или из калебасной тыквы с насыпанными внутрь камешками, ракушками и семенами, а также колокольчики. Их укрепляют к лодыжкам или держат в руках. Иногда роль погремушки играет юбка из тростника. Все это создает во время танца своеобразный шумовой ритмический фон.

Из струнных инструментов наибольшее распространение получила однострунная скрипка (имзад) с деревянным резонатором полусферической формы, покрытым кожей, смычок и струна которой сделаны из конского волоса. [85]


Деревянная скульптура бамбара [86]

У некоторых народов есть африканская гитара (кора) — двухструнный щипковый инструмент с проволочными струнами. Встречаются также разновидности лютни, арфы и лиры. К духовым относятся трубы из рогов антилопы, разновидности флейт.

Музыкальная культура народов, населяющих Мали, имеет заметные различия. У бамбара и малинке, например, музыка и танцы не только сопровождают празднества и обряды, но и играют большую роль в повседневной жизни. Они любят петь во время работы и танцевать ночью под звуки тамтама. Гриоты исполняют у них только эпические песни. У бозо и догонов в танцах принимают участие все жители деревни. У сенуфо на музыкальных инструментах играют только мужчины, ночью при луне могут танцевать только женщины, а днем в празднествах принимают участие все желающие. У тукулеров играют, поют и танцуют только гриоты и ремесленники (люди каст). Излюбленные танцы таурегов — с саблями и ружьями.

Большие возможности для развития самобытного народного творчества раскрылись после достижения независимости. С 1962 г. проводятся ежегодные смотры народных талантов, завершающиеся фестивалем искусств в Бамако. В музыкальном фольклоре тесно связаны лирические, драматические и эпические элементы. В пантомимах и танцах изображаются животные, явления природы, различные виды труда, войны, охота, сатирически высмеиваются человеческие пороки. Национальная фольклорная труппа Мали с большим успехом гастролировала во многих странах, в том числе в Советском Союзе.

Изобразительное искусство Мали занимает видное место в жизни страны и известно далеко за ее пределами. Древнейшими памятниками искусства являются наскальные изображения в Сахаре. Связь с традициями наскального искусства сохраняют современная ритуальная живопись догонов, состоящая из геометрических знаков и схематических фигур, выполненных белым, черным [87] и красным цветом (на скалах Бандиагары в местах свершения обрядов инициации), и декоративно-символические росписи на стенах святилищ и жилищ.

Традиционное искусство догонов и бамбара — деревянная скульптура и маски — принадлежит к числу наиболее развитых и эстетически наиболее совершенных в Тропической Африке. Среди масок догонов очень интересны в художественном отношении маски с чертами различных животных типа «Черной обезьяны», знаменитой «Канаги» и др. Самым распространенным типом масок бамбара является маска с навершием в виде стилизованной фигуры антилопы.

Большую роль в повседневной жизни играет прикладное искусство: плетение, ткачество, украшение орнаментом изделий из кожи и металла, резьба по дереву и слоновой кости и т.д.

В 1981 г. для Национального музея в Бамако было построено новое красивое здание с элементами традиционной суданской архитектуры. В его экспозициях не только представлены лучшие образцы деревянной скульптуры, тканей и ковров, но и воспроизведены лагерь туарегов, внутреннее убранство хижины бамбара, кузница, гончарная мастерская. Правительство разработало законодательство, определяющее порядок проведения археологических изысканий и экспорт предметов древности и произведений искусства. Все это будет способствовать развитию теперь уже единой национальной художественной культуры.

Представление о малийской культуре останется неполным, если не сказать подробнее об упоминавшемся ранее суданском архитектурном стиле, зародившемся и получившем развитие именно здесь. Суданский стиль — это строения из «банко» с продольными выступами на фасадной части, придающими им вертикальную направленность и предохраняющими от размыва во время ливней. Вход в жилые дома оформлен порталом, ворота с калиткой украшаются металлическими скобами и крупными декоративными гвоздями. Яркими образцами «суданского» архитектурного стиля являются мечети в Дженне, Мопти, Томбукту и других городах. Их толстые [88] метровые стены усилены контрфорсами, которые зубцами возвышаются над парапетом, а монументальные башни увенчаны маленькими башенками. Для подновления и обмазки построек, размываемых дождями, а также дренажа толстого глиняного массива в кладке оставляют выступающие наружу деревянные шипы. Это придает своеобразный облик архитектурным сооружениям: торчащие во все стороны шипы бросают тени, расчерчивающие стены сеткой прямых линий. [89]


Назад К содержанию Дальше

























Написать нам: halgar@xlegio.ru