Микенские ремесленники достигли высокой техники в обработке самых различных материалов.109) Большинство изделий из этих материалов (в особенности неорганического происхождения) пережило столетия, а труд археологов предоставил нам возможность восхищаться ими как при посещении мест археологических раскопок, так и в экспозициях музеев и коллекций. Сказанное относится к различного типа сооружениям дома, гробницы, [150] крепости, дороги, мелиоративные сооружения), их внешней и внутренней отделке (главным образом скульптура и живопись), а также к предметам роскоши и повседневного обихода из драгоценных и обычных материалов (камень, слоновая кость, стеклянные массы, янтарь и т. п.) или же из обожженной глины (керамика). Определить уровень, достигнутый микенскими мастерами в работе с этими материалами, относительно несложно, поскольку и здесь мы располагаем возможностью сопоставить данные археологии, памятников линейного письма и устной традиции.
Кроме упомянутых материалов ахейские ремесленники работали и с материалами, подверженными разрушительному воздействию времени, каковыми являются дерево и ткани. Изделия из этих материалов сохранились лишь как исключение, поэтому об уровне развития соответствующих ремесел мы располагаем только косвенными сведениями, которые предоставляют нам тексты линейного письма и произведения, восходящие к мифологической традиции — например гомеровские описания изделий художественного ремесла.
Следует сразу же отметить, что ремесленное производство в Микенской Греции существовало в тесной связи с дворцовыми центрами и их филиалами. Здесь получали сырье, необходимое для кузнечного дела, текстильного и прочих ремесел, а сами ремесленники облагались строго установленным натуральным налогом предметами, ими изготовлявшимися.
Наш обзор художественного ремесла мы начнем с архитектуры. Самый верный путь получить представление о строительной технике микенцев это, естественно, исследование сохранившихся до наших дней сооружений той эпохи. Наиболее важные из них мы уже упомянули в главе о топографии, однако следует отметить, что большинство из рассмотренных выше объектов представляют собой архитектурные памятники позднего периода микенской эпохи, т.е. XIV и главным образом XIII в. до н. э.
Весьма существенным исключением, однако, являются погребальные сооружения, представляющие весь временной диапазон архитектуры позднеэлладской эпохи, — от шахтовых гробниц в Микенах и ранних купольных гробниц, прежде всего в Мессении (XVI в. до н. э.), вплоть до монументальных купольных гробниц типа так называемой «сокровищницы Атрея» в Микенах (XIII в. до н. э.). При этом архитектура гробниц не претерпевала изменений при их последующем использовании, в то время как во дворцах [151] весьма часто имели место те или иные перестройки. В порядке исключения архитектура XVI—XV вв. до н. э. представлена остатками некоторых поселений, как, например, упоминавшегося выше минойско-микенского города в Айя-Ирини на острове Кеос, разрушенного в результате естественной катастрофы в XV в. до н. э.
На технике сооружения монументальных гробниц мы еще остановимся подробнее в главе о религии, здесь же скажем только несколько слов о планировке микенских дворцов. Основу их архитектоники составляет характерный для древнейшей элладской архитектуры так называемый мегарон, что является, таким образом, продолжением местных культурных традиций. Архитектоническое ядро составляло здесь чуть вытянутое прямоугольное помещение с круглым очагом посредине и открытой прихожей с более узкой стороны, к которой вела колоннада из дворцового двора. Последний был сравнительно небольшим и, в отличие от Крита, не носил характера открытого центра дворца, вокруг которого концентрировались более или менее самостоятельные сооружения. В основной части мегарона вокруг очага обычно стояли четыре несущие колонны, поддерживавшие высокий потолок. Центральную часть дворца окружал комплекс комнат, являвшихся царской резиденцией, и различных хозяйственных помещений. Микенские дворцы были менее обширны, чем критские, имели более ясную и простую планировку и, в отличие от критских, как правило, были обнесены крепостной стеной. Последняя нередко окружала частично незастроенное обширное пространство. Характер крепости придавало дворцам и их расположение в труднодоступной местности, а также тщательно укрепленные подступы, ведущие от крепостных ворот к собственно дворцу. Иногда отсутствие фортификационных сооружений восполнялось выгодным местоположением (например, в Пилосе).
Возведение подобных сооружений требовало огромного количества строительного материала. Протяженность крепостных стен дворца в Микенах составляла 1100 м, а крепости Гла в Беотии — целых три километра. Глыбы, из которых построена Тиринфская крепость, весят обычно несколько тонн, и неудивительно поэтому, что в более поздние времена рассказывали, будто Тиринф и подобные ему крепости сооружали великаны киклопы. Ведь один только каменный блок над входом в так называемую «сокровищницу Атрея» в Микенах весит около 10 т. Купол этой гробницы имеет высоту около 13 м, ширину — 14,6 м, [152] и, хотя это так называемый неправильный свод, образованный путем постепенного выдвижения строительных камней внутрь гробницы, он представляет собой самое мощное купольное сооружение древности до постройки Пантеона — «храма всех богов», воздвигнутого в Риме в 27 г. н. э., т.е. 1200 лет спустя. Поистине огромной была и потребность в трудовых ресурсах: частые перестройки и пристройки, производившиеся, например, в Микенах, требовали участия в строительных работах сотен местных жителей.
Своим внешним обликом центры политической жизни Микенской Греции напоминали настоящие крепости и уже с первого взгляда отличались от критских дворцов, которые производят скорее впечатление благоустроенных сооружений хозяйственно-административного и культового характера с открытым доступу центральным двором, где совершались культовые отправления. В микенских же дворцовых центрах для таких отправлений попросту не хватало места. Что же касается внутреннего убранства, то они не намного уступали критским. Строгие черты древнего элладского зодчества зачастую сочетаются здесь с многочисленными влияниями, идущими с Крита, — в особенности с богатыми фресковыми росписями в главных дворцовых помещениях и соответствующими удобствами — ваннами, туалетами и т. п.
Микенская фресковая живопись развивалась на основе уже достигшей к тому времени высокого уровня фресковой живописи Крита. Древнейшие образцы критских фресок знаменуют собой возникновение стиля критского художественного натурализма, господствовавшего в течение XVII в. до н. э. Поначалу на них преобладают в основном растительные мотивы, но вскоре появляются мотивы из животного мира. В частности, ко времени около 1600 г. до н. э. относится фреска с лилиями из Амнисса и «Обезьяна, собирающая шафран» из Кносса.
Начиная с XVI в. до н. э. на критских фресках появляются также изображения человека, например монументальная фреска так называемого «Принца» из Кносса, восхитительный портрет «Парижанки», изображения жриц, танцовщиц и танцоров, участвующих в играх с быками и в других сценах. У северного входа Кносского дворца была открыта великолепная рельефная фреска с изображением быка. Однако лучшие из сохранившихся образцов критской фресковой живописи найдены не на самом Крите, а на Фере, где под слоем лавы сохранилось [153] в прекрасном состоянии целое собрание фресок самого различного содержания — от картин, представляющих как растительный и животный мир, так и человеческие фигуры (жрицы, повар с рыбами, боксирующие дети), до широкой полосы фрески-миниатюры с изображением морского похода, прибрежного города и окружающего ландшафта.
На фресках, относящихся к последнему периоду существования Кносского дворца, т.е. ко времени, когда его хозяевами были уже микенские ахейцы, изображения утрачивают свою былую естественную непосредственность и подвергаются определенной схематизации. Сказанное относится, в частности, к фресковым росписям тронного зала Кносского дворца, изображающим фантастические существа, так называемых грифонов. Здесь уже заметны влияния, которые шли с материка, проявлявшиеся как во фресковой живописи, так и в декоре современной ей критской керамики. Эти влияния были обусловлены появлением на Крите ахейцев около середины XV в. до н. э.
Древнейшие образцы фресковой живописи на материке открыты в Микенах, они относятся ко времени до прихода ахейцев на Крит. Однако фрагментарность этих фресок не позволяет нам составить исчерпывающее представление об уровне их художественного мастерства. К XIV—XIII вв. до н. э. относят ряд образцов фресковой живописи из Микен (не только из дворца, но также из сооружений, находящихся вне крепостных стен), Тиринфа, Пилоса и Фив, а кроме того, из некоторых менее значительных мест, таких, как, например, поселение Зигуриес к югу от Коринфа. Уровень их исполнения близок к критским образцам лишь в исключительных случаях (например, голова богини или жрицы, открытая недавно в Микенах в слоях, датируемых приблизительно 1350 г. до н. э.). При этом, однако, здесь весьма часто встречается типично критская тематика, например изображения культовых процессий (в частности, довольно раннее изображение из Фив начала XIV в. до н. э., более поздняя фреска из Тиринфа XIII в. до н. э.) или грифонов, напоминающих росписи тронного зала в Кноссе.
При этом в выборе тематики прослеживается и ряд отклонений, которые невозможно объяснить простой случайностью. Так, на материке значительно чаще, чем на Крите, встречаются изображения охотничьих и особенно военных сцен. Первые известны главным образом в Тиринфе и Пилосе, вторые — в Пилосе и прежде всего в Микенах. Микенский мегарон был, очевидно, украшен [154] фризом из фресковых росписей высотой 45 см и длиной 46 м, изображающих военные сцены. Мегароны дворцов отличались, как правило, богатством изображений. Пилосский мегарон мог бы по праву гордиться собранием самых разнообразных сцен, представляющих мир богов и людей, на одной из которых композиционным центром всего изобразительного пространства являются монументальные образы певца с лирой в руках и летящего голубя, как нельзя более удачно вводящие зрителя в атмосферу героики древних эпических песен. В Пилосе и Тиринфе сохранились также остатки расписного потолка, разделенного на квадраты и украшенного изображениями осьминогов и другими мотивами.
Только в самом конце микенской эпохи во фресковой живописи наблюдается тенденция к упадку, за которым последовало вскоре ее исчезновение в Эгейском мире — в период так называемых «темных веков», наступивших после падения микенской цивилизации.
В отличие от богатых росписей дворцов монументальная скульптура микенского мира была довольно посредственной. В этой области искусства микенские ахейцы не имели возможности использовать критские образцы, поскольку монументальная скульптура на Крите почти не известна (к числу немногих исключений относятся рельефная фреска быка у северного входа в Кносский дворец и якорный камень с рельефным изображением осьминога). Микенская скульптура, в сущности, продолжает местные элладские традиции и представлена главным образом надгробными стелами шахтовых гробниц и, кроме того, декором купольных гробниц, о котором мы можем составить весьма неполное представление на основании лишь нескольких скромных фрагментов, а вершиной ее являются рельефные украшения дворцовых ворот, из числа которых до нашего времени сохранились только изображения на Львиных воротах в Микенах.
Памятники материальной культуры дают нам, таким образом, богатую информацию об архитектуре микенской эпохи. Определенную ценность имеют и соответствующие упоминания о царских дворцах в гомеровском эпосе, хотя живший в значительно более позднюю эпоху Гомер уже не мог иметь представления о всем великолепии микенских дворцов и об их внутреннем убранстве. Памятники линейного письма дают в этой области весьма ограниченную информацию, однако имеющиеся в нашем распоряжении тексты могут дополнительно предоставить [155] некоторые весьма интересные сведения, касающиеся отдельных сторон строительной техники. Так, в тексте одной из пилосских табличек идет речь о группе из 12 зодчих, выполнявших различные строительные работы в четырех различных местах (An 35). А в тексте другой таблички из Пилоса встречаем запись о древесных материалах, предназначавшихся для строительства какого-то не вполне понятного сооружения (Vn 46). Наиболее интересной в этом плане является группа из трех документов, в каждом из которых выступает слово kapniá — «дымоход», и упоминание о 22 деревянных балках, образовывавших, по всей вероятности, дымоходное отверстие в крыше. Представляется интересным сопоставить эти сведения с открытыми Блегеном в Пилосе остатками двух очагов, где было обнаружено значительное число фрагментов керамики, из которых оказалось возможным составить две цилиндрические дымоходные трубы длиной около полуметра и диаметром 65 см.110)
Важным строительным материалом микенской эпохи было дерево. Но древесина подвержена процессу разрушения, поэтому по прошествии 3 тыс. или даже 3500 лет от изделий из дерева сохранились ничтожные остатки, да и то лишь в исключительных случаях (например, деревянные предметы середины II тысячелетия до н. э., найденные на Фере под защитившим их слоем вулканических пород, или шкатулка из сикоморы, найденная в одной из шахтовых гробниц в Микенах, датируемая около 1550 г. до н. э.).
Однако довольно много предметов из дерева зарегистрировано в текстах пилосских табличек, в частности составляющих подсерию Ta. Здесь встречаются сведения о столах, креслах, табуретках, служивших подставками для ног, и т. п. предметах. И хотя древесина, из которой они в основном были изготовлены, непосредственно не упоминается, подробно перечисляются различные декоративные детали или из одной только древесины, или же из древесины с использованием золота, серебра, слоновой кости и прочих материалов. При этом в сведениях, содержащихся в текстах табличек, не обнаруживается сходство не только с современными им декоративными изделиями из древесины, найденными во время археологических раскопок, но и с подробными описаниями различных предметов, содержащимися в гомеровском эпосе. Некоторые данные, содержащиеся в линейных текстах, трудно поддаются объяснению. Так, инвентарная запись столов содержит [156] термины, которые можно было бы перевести как «имеющий шесть ножек» либо «имеющий девять ножек», хотя вряд ли можно представить себе стол с девятью ножками. Поэтому Дж. Чедуик предложил недавно новое, довольно логичное толкование, согласно которому эти два слова следует понимать как «шестистопный» или «девятистопный», принимая во внимание, что греческое слово pus или pos означает не только «ногу», но и «стопу», в том числе как единицу измерения длины.111)
В еще большей степени, чем дерево, разрушительному воздействию времени подвержены ткани. Выше мы упоминали о двух основных видах сырья, использовавшихся для изготовления тканей в микенскую эпоху, — овечьей шерсти и льняном волокне. Сведения об изготовлении тканей из шерсти содержатся главным образом на кносских табличках (в особенности подсерии Lc и Ld), недвусмысленно указывающих на тщательный централизованный учет текстильных изделий. В Кноссе, безусловно, осуществлялся учет производства тканей на значительной территории Крита, поскольку целый ряд документов упоминает города, расположенные на весьма значительном расстоянии от Кносса (например, находящийся в 60 км к югу Фест). При этом создается впечатление, что то или иное критское поселение специализировалось на различных процессах производства. Для табличек, содержащих эти сведения, характерна идеограмма, напоминающая ткацкий станок с пряжей. Часто встречается здесь и слово pharweha (множественное число от pharwos, pharos — «одежда»). Данные табличек свидетельствуют об изготовлении различных видов шерстяных тканей, отличающихся друг от друга как качеством, которое определяется количеством использованной шерсти, так и размерами, назначением, а также цветом. Общее количество израсходованной шерсти составляло, согласно данным табличек, около 11 500 основных мер шерсти, т.е. около 34 500 кг, что приблизительно соответствует количественным данным налога шерстью, содержащимся в текстах кносских табличек серии D (см. выше, с. 149).112)
Работники, занятые в текстильном производстве (речь идет главным образом о женщинах), были зарегистрированы в централизованном архиве Кносса и получали продовольственный паек из дворцовых кладовых. На этом основании можно считать, что речь идет о лицах, зависимых от кносского властителя: при беглом взгляде представляется, что таковыми были рабыни, во всяком случае [157] лица весьма низкого социального статуса. Мы встречаем здесь упоминания о прядильщице, швее и портнихе, специализировавшихся на изготовлении определенных видов одежды.
Часть женщин, упоминаемых в текстах пилосских табличек серии A (согласно традиционной точке зрения, рабынь), была занята в текстильном производстве: среди них были прядильщицы, швеи и т. п.
В отличие от Кносса основу текстильного производства Пилоса составляла переработка не только овечьей шерсти, но и льняного волокна. Однако более подробные сведения о производстве тканей в Пилосе, которое представляется нам аналогичным кносскому, отсутствуют — то ли по причине иной системы ведения административного учета, то ли потому, что составление табличек относится ко времени года, предшествовавшего составлению таковых записей.
Применение льняных тканей было весьма широким: из полотна изготовляли как нижнюю одежду (ср. микенское слово ki-to, соответствующее классическому греческому khiton), так и корабельные паруса и воинские панцири (наиболее распространенным типом их являлся панцирь, изготовленный из полотна и металлических пластин). Большая численность занятых в текстильном производстве работников и большое количество выпускаемой ими продукции могут указывать также на то, что микенские ткани производились и на вывоз. Это предположение, похоже, могут подтвердить и египетские росписи конца первой половины XV в. до н. э., обнаруженные в гробнице высокопоставленного египетского сановника. На них изображены критские или микенские посланцы, приносящие различные дары, среди которых имеются и ткани (ср. ниже, с. 242).
А теперь обратимся к изделиям из материалов, неподвластных воздействию времени и дошедших до нас в весьма хорошей сохранности.
Согласно единодушному свидетельству мифологической традиции, археологических находок и памятников письменности, из числа металлов в Микенской Греции имели распространение главным образом золото, серебро, медь, цинк и олово. Возможно, что уже было известно и железо, однако технология его обработки находилась еще на весьма низком уровне.
Основными промышленными металлами были медь и олово и при этом преимущественно в их сплаве — бронзе. [158] Бронза содержала до 10% олова, иногда также с другими примесями, например с мышьяком.
Условия для изготовления бронзы в микенском мире не были особенно благоприятными, поскольку ни медь, ни олово здесь не встречаются. Очевидно, олово привозили из дальних западных стран — Иберии (современная Испания) и Британии, а частично также из Центральной Европы (Крушные горы) и гор Передней Азии, хотя не исключено, что существовали менее богатые, но зато более близкие залежи, исчерпанные к настоящему времени, например в Средней Италии.
Основным поставщиком меди являлся Кипр, от названия которого происходит латинское обозначение меди cuprum, а от него также французское cuivre, английское copper, немецкое Kupfer. Это подтверждается распространением по всему Средиземноморью медных слитков (кусков металла в виде шкуры животного), зачастую отмеченных знаками кипро-минойской письменности. Одна из наиболее интересных находок такого рода сделана в 1959 г. у мыса Хелидония к югу от г. Анталья (Турция). Американский спортсмен-подводник и журналист П. Трокмортон обнаружил здесь остатки корабля, потерпевшего крушение в конце XIII в. до н. э.113) Груженный металлом корабль, очевидно, плыл с Кипра в западном направлении к одному из центров микенского ремесла. Представляется, что длина корабля составила 9 м, ширина — 3 м, а груз — более 1 т металла, в частности медных (но также и цинковых) слитков и отходов из бронзы. Среди обломков корабля найдено также много ценных предметов из бронзы, набор инструментов кузнечной мастерской и самые различные драгоценности, находившиеся в капитанской каюте: египетские камеи с изображением скарабея, переднеазиатские цилиндрические печати с клинописными знаками, бусы финикийской работы и т. п. Ныне эти предметы экспонируются в музее турецкого города Бодрум, расположенного на месте античного Галикарнасса. На основании этой и ряда других находок был сделан вывод, что бедная рудами Микенская Греция ввозила медь с Кипра, перерабатывала ее в своих мастерских и экспортировала готовые бронзовые изделия. Многие из этих изделий, в частности бронзовые мечи, встречаются в самых различных странах Средиземноморья. Поэтому у нас действительно создается впечатление, что микенские ахейцы занимались одним из самых выгодных видов торговли: ввозили сырье и вывозили готовые изделия своих ремесленников. [159]
Существование такого экономически высокоэффективного производства подтверждают также тексты пилосских табличек подсерии Jn, содержащие сведения о кузнецах из различных городов Пилосского царства наряду с данными о количестве бронзы, выделяемом им для обработки из дворцового центра в Пилосе.114) В общей сложности на табличках упоминается 270 кузнецов, по меньшей мере из 14 городов (в одном городе работало даже 26 кузнецов, не считая рабов). Очевидно, здесь идет речь о единичных заказах, поскольку их объем небольшой. Норма выработки на одного человека составляла 3-4 кг (минимум — 1,5 кг, максимум — 12 кг). При этом приблизительно третья часть кузнецов вообще не получала заказов. Общая совокупность предназначавшейся для обработки бронзы составляет около 600-700 кг. Сохранилась также табличка с итогом, составлявшим 34,9 талантов, что равняется приблизительно 1100 кг. Принимая во внимание обычный вес микенского оружия (рукоять короткого меча весит 0,35 кг, бронзовый шлем — 0,7 кг),+) такого количества бронзы вполне хватило бы для изготовления 1550 шлемов и вдвое большего числа мечей.
Более трети табличек упомянутой серии утрачено. При этом не исключено, что именно на этих недошедших табличках содержались сведения о кузнецах, проживавших в Пилосе, какое бы то ни было упоминание о которых в сохранившихся текстах отсутствует. С другой стороны, то обстоятельство, что большинство топонимов подсерии Jn не встречается в других текстах, позволило Дж. Чедуику предположить, что кузнецы трудились в основном в менее крупных селениях, расположенных в гористой местности, где постоянно дуют ветры, нужные для работы кузницы. Принимая во внимание, что часть табличек утеряна, можно предполагать, что общее количество кузнецов в Пилосском царстве составляло приблизительно 400 человек. Сопоставление с Востоком дает основание для предположения, что выдача металла из дворца и изготовление заказанных изделий, осуществлялись под контролем царских чиновников (kwasileus) в рамках распределительного дворцового хозяйства. В процессе производства кузнецы могли оставлять себе определенную часть сырья. Часть заказанных изделий явно предназначалась на вывоз. Находка затонувшего корабля у мыса Хелидония и анализ текстов табличек подсерии Jn единодушно указывают на взаимосвязь вывоза и ввоза в микенской экономике.
В случае необходимости для получения сырья производился [160] сбор непригодных к употреблению старых предметов из бронзы. Так, текст пилосской таблички Jn 829 содержит предписание собрать из святилищ отдельных городов царства бронзовые предметы для постройки кораблей и изготовления оружия, в частности наконечников стрел и копий. Подобные меры свидетельствуют о военной опасности, что согласуется и с тем обстоятельством, что таблички можно датировать последними месяцами, а некоторые даже последними днями существования Пилосского дворца.
В количественном отношении все упоминания о бронзе в Пилосе уступают записи на кносской табличке Оа 730, регистрирующей 60 бронзовых слитков общим весом 52,1 таланта, т.е. более 1600 кг. Таким образом, один слиток весил около 26-27 кг, что приблизительно соответствует весу слитков, найденных археологами. Отметим также, что слова, обозначающие бронзу, медь и олово, графически не засвидетельствованы115) — нам известна только идеограмма бронзы.
В Микенской Греции бронза имела весьма широкое распространение, на что указывают богатые находки бронзовых предметов в ряде поселений и захоронений. Имеется в виду прежде всего наступательное и оборонительное оружие, а также большое число бронзовых сосудов, треножников и других предметов повседневного обихода. Из бронзы изготовлялись самые различные орудия и металлические детали строительной, транспортной и иной техники.
Из числа прочих промышленных материалов олово засвидетельствовано как археологически (из него отливались небольшие металлические фигурки: таково, вероятно, и происхождение кусков олова, расплавившегося во время пожара во дворце в Фивах), так и в текстах линейного письма Б (на одной из кносских табличек содержится слово moliwdos, соответствующее классическому греческому molybdos — «свинец».
Из драгоценных металлов, найденных при раскопках объектов микенской эпохи, привлекают внимание прежде всего золотые предметы, сохранившиеся, однако, лишь в немногих оставшихся неразграбленными погребениях (вспомним шахтовые гробницы в Микенах, а также купольные гробницы в Вафио и Перистерии). До нас дошло довольно много золотых кубков, культовых сосудов для возлияний богам (так называемых ритонов), украшений, золотых масок и великолепно инкрустированных [161] золотом и серебром мечей и кинжалов. Уникальными образцами высокого уровня прикладного искусства Микенской Греции являются золотые перстни-печати с мастерски исполненными миниатюрными сценами (наиболее известен перстень из Тиринфа, найденный в более поздних слоях, но изготовленный до 1400 г. до н. э.).
Упоминания о золоте часто встречаются и в мифологической традиции. Например, в «Илиаде» (XI.632-635) дано описание золотого кубка, из которого пил царь Пилоса Нестор. Однако на территории Пилосского дворца, к сожалению, не было найдено ни одного золотого кубка. Очевидно, во время захвата дворца все золотые предметы были вынесены оттуда (за исключением нескольких забытых золотых пластинок).
О золоте, доставлявшемся главным образом из нубийских рудников через Египет, говорится и в текстах линейных табличек. Прежде всего отметим, что здесь засвидетельствовано само слово khrusos — «золото» (классическое греческое khrysos, бесспорно относящееся к культурной лексике, заимствованной греческим языком из семитских: ср. ассирийское hurāšu). Тексты содержат и особую идеограмму золота. На пилосской табличке Jo 438 дан перечень изделий из золота, собранного местными сановниками в различных районах Пилосского царства (опять-таки из тамошних святилищ) общим весом почти 6 кг (от 65 г до 1 кг от отдельных лиц). Речь здесь идет о каком-то исключительном случае, вероятно связанном с военной угрозой. В отличие от сбора бронзы целью этого предприятия не являлось непосредственное использование золота в военной технике. По мнению некоторых исследователей, здесь имела место попытка как можно скорее получить денежные средства, необходимые для организации обороны или же, как считает Дж. Чедуик,116) попытка откупиться от неприятеля. Впрочем, и то и другое предположения остаются недоказанными. В тексте знаменитой пилосской таблички Tn 316, относящейся к последним дням существования дворца, в качестве жертвенного подношения богам упоминается 13 золотых кубков. Таким образом, защита Пилосского дворца вверялась непосредственному заступничеству богов.
Среди материалов, полученных в результате археологических раскопок, встречаются также серебряные предметы (в частности, сосуды и украшения), а иногда и предметы, инкрустированные серебром (мечи и кинжалы). Находки серебра довольно многочисленны, что позволяет предполагать [162] использование уже в те времена рудников Лавриона, находящихся к востоку от Афин. В отдельных случаях серебро встречается и в сплаве с золотом, который назывался впоследствии «электрон» (например, маска из могильного круга Б в Микенах), а кроме того, в виде особого сплава черного цвета, использовавшегося наряду с золотом и серебром для инкрустации ножен мечей и кинжалов и обозначавшегося на табличках непонятным словом pa-ra-ku (в настоящее время этот материал называется «чернью»). Слово arguros — «серебро» (ср. классическое греческое argyros) засвидетельствовано в текстах линейных табличек только в одном случае: на кносской табличке говорится о паре колесничных колес, «скрепленных серебром» (вместо применявшихся обычно бронзовых скреплений).
В целом о металлах можно сказать, что они являлись важным материалом для изготовления предметов повседневного обихода, употреблявшихся как в мирное время, так и для военных целей, а также для изготовления предметов роскоши, относящихся к области прикладного искусства. При этом микенские ремесленники использовали и другие материалы.
Весьма древние эгейские традиции и влияние высокохудожественных критских образцов прослеживаются, например, в художественной отделке перстней-печатей и других изделий из драгоценных камней. Порой даже трудно отличить собственно микенскую продукцию от предметов критского ввоза. Представленные на этих печатях сцены весьма выразительно перекликаются с современными им изображениями на золотых перстнях-печатях, причем во время археологических раскопок те и другие зачастую находят рядом. В шахтовых гробницах Микен было найдено восемь таких предметов, а самая крупная находка (43 перстня) была сделана в купольной гробнице Вафио. Создается, однако, впечатление, что на материке ни геммы, ни перстни-печати уже не выполняли своих первоначальных функций, а являлись попросту женскими украшениями (перстни носили на руках, геммы подвешивали на шею).
Значительную ценность представляют собой и микенские изделия из слоновой кости. К их числу относятся не только упоминавшиеся выше инкрустированные этим материалом мечи из шахтовых гробниц, но прежде всего различные мелкие предметы, целиком изготовленные из слоновой кости. Это шкатулки и ящички с великолепными [163] рельефными украшениями, в которых некогда хранились женские украшения и принадлежности туалета. Богатством исполнения отличаются также дощечки с различными изображениями, служившие декором тех или иных предметов микенской мебели. Сохранился также целый ряд отдельных фигурок и фигурных групп из слоновой кости. Во время недавних раскопок Тейлура в Микенах была обнаружена небольшая человеческая головка из слоновой кости, представляющая исключительную художественную ценность.
Упоминания о предметах из слоновой кости имеются как у Гомера, так и в текстах линейных табличек. Слово elephanteios — «из слоновой кости» часто выступает при регистрации различных предметов, главным образом мебели и ее декора. Примечательно, что некоторые виды изделий из слоновой кости представлены в материковой Греции намного обильнее, чем на Крите. А поскольку слоновая кость ввозилась в Эгеиду, микенские изделия из этого материала должны иметь богатую историю. Кроме того, имеются доказательства и их вывоза в страны Ближнего Востока.
Замечательные образцы предметов прикладного искусства изготовлялись и из других материалов — кости, раковин, янтаря, различных керамических и стеклянных масс, в частности из фаянса (главным образом вазы и бусы). Последние до 1470 г. до н. э. вывозились с Крита; что же касается более позднего времени, то на материке можно предполагать существование по крайней мере одного самостоятельного центра производства фаянса (вероятно, в Арголиде, а кроме того, возможно, и в Мессении). В отличие от этого, производство каменных сосудов не получило на материке широкого распространения: большинство найденных здесь образцов такого рода было изготовлено на Крите, где уже в XVII—XVI вв. до н. э. создавались изумительные по красоте изделия из камня (сосуды с изображениями жнецов, кулачного бойца, «принца» и воина, ритон в виде бычьей головы — целиком из серпантина). Критское происхождение имеют также чаша из горного хрусталя с головой утки и большой двуручный кубок из белого камня, напоминающего мрамор, найденные в могильных кругах А и Б в Микенах.
Намного большее распространение на материке получило производство глиняной посуды. Развитие микенской керамики определяется двумя основными моментами: с одной стороны, она продолжает местные элладские [164] традиции, с другой — испытывает интенсивное воздействие критского искусства. Основным источником элладских традиций в микенской керамике является минийская керамика, изготовлявшаяся уже с помощью гончарного круга и названная так Шлиманом в честь мифического царя Орхомена Минии. Сегодня известно несколько видов этой керамики, получивших распространение как на материке, так и в ряде других соседних областей (например, в Трое). Древнейшие образцы минийской керамики относятся к концу раннеэлладского периода (РЭ III, около 2200—2000 гг. до н. э.). Появление этой керамики иногда связывают с приходом на территорию Эгеиды индоевропейского населения.
Наиболее совершенным типом минийской керамики, основное время распространения которой приходится уже на среднеэлладский период (СЭ, около 2000—1500 гг. до н. э.), принято считать тонкую и хорошо обожженную керамику серой и серо-голубой окраски, без каких-либо украшений (в более позднее время зачастую желтой окраски). Наряду с неолитической керамикой культуры Сескло и более поздней микенской керамикой XIV—XIII вв. до н. э. минийская керамика относится к числу лучших достижений гончарного производства доисторического времени в материковой Греции. В понятие «минийская керамика» обычно включают и некоторые более примитивные типы среднеэлладской керамики, в особенности так называемую красную, черную или бурую минийскую керамику. Уровню серой минийской керамики этого времени близка лишь особая, изготовленная вручную матовая посуда, для обозначения которой, как правило, употребляется английский термин matt-painted — «матово расписанная». Подобная керамика украшена линейным орнаментом, наносившимся тусклой марганцевой краской.
Если в первой половине II тысячелетия до н. э. на материке получила распространение минийская керамика, то на Крите изготовлялась самобытная керамика, которая уже в XVIII в. до н. э. (период СМ II) достигла исключительно высокого уровня в изготовлении ваз так называемого стиля «камарес». Это пестрые сосуды, раскрашенные белой и красной краской по темному фону, а их орнамент, мотивы которого занимают промежуточное положение между живой и неживой природой, производит впечатление вихревого движения. Свое название эти вазы получили от селения Камарес, расположенного у подножия горы [165] Ида на Крите, в пещерах которой и были обнаружены первые образцы керамики этого стиля.
На развалинах, в которые обратились города Крита в результате сильного землетрясения около 1700 г. до н. э., возникает критский натурализм. Для этого стиля характерны фигурные композиции, обнаруживающие тенденции, аналогичные тем, которые господствовали в критской фресковой живописи и прикладном искусстве (украшения, перстни-печати, металлические и каменные сосуды и т. п.). Вначале здесь преобладают растительные мотивы, а время от времени появляются и сюжеты из животного мира. Поначалу сосуды расписывались, как и прежде, светлой краской по темному фону (период СМ III). Противоположная техника — переход к темному рисунку на светлом фоне — становится типичной вплоть до так называемого позднеминойского периода, начало которого приходится примерно на 1580 г. до н. э. На протяжении почти всего следующего века в вазовой росписи преобладают устойчивые растительные мотивы (период ПМ I А, около 1580—1510 гг. до н. э.). Эта основная тематика существенно обогащается к концу XVI в. до н. э. так называемым «морским стилем», т.е. натуралистическими изображениями морских растений и животных. Самыми известными образцами этой керамики являются вазы с осьминогами и каракатицами (период ПМ I Б, около 1510—1470 гг. до н. э.).
После катастрофы, вызванной извержением Ферского вулкана около 1470 г. до н. э., в искусстве Кносса, который вскоре после этого оказался под властью микенских ахейцев, наблюдается значительное отклонение от непосредственности натурализма и переход к противоположной тенденции — схематизации использовавшихся ранее мотивов и их орнаментизации, зашедшей так далеко, что на основании самого только рисунка уже никоим образом невозможно определить предмет, легший в основу орнамента. Так возникает стиль, называемый со времени Эванса «дворцовым», поскольку на протяжении длительного времени он был известен только в Кносском дворце. Еще до начала второй мировой войны А. Дж. Б. Уэйс обратил внимание, что этот стиль имеет весьма близкое соответствие в микенской керамике того времени, изготовлявшейся в материковой Греции, и высказал предположение, что речь идет именно о схематизации критских декоративных элементов, осуществленной ахейцами на материке в течение XV в. до н. э. Сегодня принято считать, [166] что после катастрофы, достигшей критские дворцовые центры, ахейцы перенесли этот стиль с материка на Крит, в частности в Кносс. Следует, однако, отметить, что керамика дворцового стиля не является единственным известным нам типом керамики, получившим распространение на Крите во второй половине XV в. до н. э. (период ПМ II). В этот период там продолжает существовать и более древний натуралистический стиль периода ПМ I. Кроме того, здесь засвидетельствован еще один стиль, который возникает несколько позднее — уже в начале периода ПМ III А (приблизительно 1400—1380 гг. до н. э.). Этот стиль представляет собой своеобразный синтез двух предыдущих — минойского натуралистического и ахейского дворцового. В результате такого сочетания возникает специфический критский стиль, который по сравнению с дворцовым ближе к художественным традициям критского натурализма, в особенности к стилю периода ПМ I А. Но около 1380 г. до н. э. это направление оборвалось в результате гибели Кносского дворца, и с тех пор критская керамика представляла собой всего лишь периферийное течение в развитии керамического производства Эгеиды.
Мы прервали обзор развития производства элладской керамики в конце среднеэлладского периода. Для того времени было типично прежде всего значительное распространение минийской керамики, весьма часто встречающейся также в шахтовых гробницах, в частности в могильном круге Б (около 1650—1550 гг. до н. э.). Однако наряду с ней здесь все чаще появляются сосуды, обнаруживающие следы влияний критского декоративного искусства, характеризующиеся натурализмом изображений и расписанные тусклыми красками. Кроме того, здесь были найдены предметы, изготовленные непосредственно на Крите. Этот удивительный симбиоз особенно характерен для первого периода позднеэлладской эпохи (ПЭ I, около 1550—1500 гг. до н. э.). Критские влияния усиливаются, но традиции керамики среднеэлладской эпохи еще не преодолены.
И наоборот, в XV в. до н. э., т.е. в эпоху ранних купольных гробниц в Микенах (ПЭ II), для материковой керамики уже в высшей степени характерно влияние критского натуралистического стиля с присущими ему растительными и животными мотивами. Однако довольно скоро здесь начинает проявляться то же стремление к схематизации названных мотивов, которое было типичным для дворцо-[167]
Элладский сосуд (а) и критский сосуд дворцового стиля (б) второй половины XV в. до н. э. (ПЭ II и ПМ II)
Элладские сосуды XIV—XIII вв. до н. э. а, б: ПЭ III А (XIV в. до н. э.);
в, г: ПЭ III В (XIII в. до н. э.) 168]
Элладские сосуды XII—XI вв. до н. э.: ПЭ III С (а, б — узкий стиль)
Элладские сосуды XII—XI вв. до н. э.: ПЭ III С (в — узкий стиль, г — амбарный стиль)
вого стиля Крита второй половины XV в. до н. э. и рассматривается как результат материкового влияния на критскую керамику. Некоторые виды элладских сосудов этого периода свидетельствуют уже о высокой степени производственной самостоятельности микенской керамики, хотя здесь имеет место использование критских элементов. Речь идет прежде всего о так называемых сосудах из Эфиры, напоминающих по форме среднеэлладские образцы, но использующих различные критские декоративные элементы и при этом в композиционном отношении отличных своим рафинированным однообразием от преисполненной вычурности прочих типов керамики того времени. Этот вид керамики засвидетельствован и в Кноссе времени непосредственно перед разрушением Кносского дворца около 1380 г. до н. э. [169]
Материковая керамика XVI—XIII вв. до н. э. (период ПЭ III А-Б) продолжает позднеэлладские традиции, для которых характерно стремление к самостоятельному преобразованию критских изобразительных элементов, причем главным образом путем схематизации критских декоративных мотивов вплоть до их полной геометризации. Образцы этой керамики отличаются, как правило, высоким уровнем, однако скорее в том смысле, что речь идет о технически совершенной посуде широкого потребления, но при этом довольно примитивной с художественной точки зрения. Это была массовая продукция в полном смысле этого слова: в центральных и восточных областях Средиземноморья найдены тысячи образцов поздних микенских сосудов, датируемых указанными двумя веками.
Крушение микенских центров около 1200 г. до н. э. знаменует собой крутой поворот в политическом развитии Греции, а в отношении памятников материальной культуры — существенное изменение тенденций ее последующего развития. В керамике это проявляется прежде всего в распространении двух совершенно противоположных стилей. С одной стороны, здесь получает распространение так называемый «узкий стиль», названный так по той причине, что ремесленник заполнял максимум свободного пространства росписью, а с другой — так называемый «амбарный стиль», названный так в связи с тем, что многочисленные образцы керамики этого стиля были найдены в амбаре Микенской крепости неподалеку от Львиных ворот. Этот декоративный стиль, наоборот, ограничивает украшения керамики до минимума, чаще всего — лишь до нескольких волнистых линий, смыкающихся кольцом вокруг поверхности сосуда.
В «темные века», наступившие после падения микенской цивилизации, позднемикенская керамика периода ПЭ III В (около 1200—1125 гг. до н. э.) и в особенности керамика амбарного стиля сменяются субмикенской (около 1125—1050 гг. до н. э.) и протогеометрической (около 1050—950 гг. до н. э.) керамикой, а затем уже ранней архаической керамикой так называемого геометрического стиля (около 950—700 гг. до н. э.) античной Греции.
Керамика не единственный вид изделий из глины, производившихся в Микенском мире. Весьма ценными находками являются также фигурки из обожженной глины, как правило, изображающие людей и животных. Наиболее значительными являются упомянутые выше [170] находки двух групп статуи и статуэток культового характера из Микен (около 20) и из Айя-Ирини на Кеосе (также около 20). Эти предметы изготовлялись на гончарном круге, а затем работа завершалась вручную. В большинстве случаев это изображения женщин, в том числе в натуральную величину, причем по крайней мере отдельные экземпляры могут указывать на следование критским образцам (обнаженная грудь, критская юбка). Следы критского влияния обнаруживает прежде всего редкостная находка целого ряда ларнаков (глиняных погребальных рак в форме ларца) в расположенной в Беотии к востоку от Фив Танагре, не имеющих к тому же равнозначных аналогов на материке (если не принимать во внимание нескольких находок глиняных ларнаковых ванн).
109) О прикладном и декоративном искусстве Микенской Греции см.: Higgins H., 1973; Strong D. E. Umění světa. Praha, 1970; Pijoan J. Dejiny Uměni. Praha, 1977; Marinatos Sp., Hirmer M., 1976; Hood M. S. F., 1978. (См. также: Блаватская Т. В., 1976, с. 157-165; Соколов Г. И. Эгейское искусство. М., 1972; Сидорова Н. А. Новые открытия в области античного искусства М., 1965, с. 32-59; она же. Искусство Эгейского мира. М., 1972; Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970; Виппер В. Р. Искусство Греции. М., 1972; Вощинина А. И. Античное искусство. М., 1962; Полевой В. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970. — Примеч. пер.)
110) Chadwick J., 1976а, с. 138 и сл.
111) Там же, с. 150.
112) Olivier J.-P., 1967, с. 89 и сл.
113) Bass G. F., 1967. (О находке у мыса Хелидония см. также: Ланитцки Г. Амфоры, затонувшие корабли, затопленные города. М., 1982, с. 55-57. — Примеч. пер.)
114) Chadwick J., 1976а, с. 141.
+ В книге — 3,5 и 7 кг соответственно. HF.
115) Однако в текстах линейного письма Б засвидетельствовано название ремесленной профессии khalkeus — «кузнец», являющееся производным от греч. khalkos — «медь», «бронза».
116) Chadwik J., 1976а, с. 145. (О янтарных изделиях и торговле янтарем во II тысячелетии до н. э. см.: Кларк Г. Доисторическая Европа. М., 1953, с. 264-265; Блаватская Т. В., 1976, с. 93-94. — Примеч. пер.)
Написать нам: halgar@xlegio.ru