Система Orphus
Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Назад К содержанию Дальше

Введение

§ 1. Библия была первым источником наших сведений о хеттах. Ветхозаветные тексты упоминают их среди других племен Древнего Востока,1) указывают на места их расселения,2) довольно недвусмысленно подчеркивают высокий (по тому времени) уровень созданной ими цивилизации. Хетты, по библейским данным, образуют высокоорганизованное общество во главе с царями3) — общество, которое отличается своей воинственностью,4) значительным развитием торговли (как внутренней, так и внешней),5) тесными контактами с соседними народами и племенами6) и т. д.

Эти отрывочные и научно неподкрепленные сведения вскоре стали пополняться египетскими (со времен Тутмоса III), ассирийскими и другими более достоверными данными о стране и народе Хета (егип.) или Хатти (асс). Особое значение в развитии хеттологии, как науки, имело открытие в 1891 году богатого Телль-эль-амарнского архива, среди клинописных табличек которого была обнаружена и переписка правителей Хатти (в частности, царя Суппилулиумы), проливавшая свет на многие аспекты хеттской политики в отношении Египта, Сирии и Палестины.

Круг ученых, интересовавшихся «хеттским вопросом», быстро расширялся. Описание случайно обнаруженных находок уже не удовлетворяло науку, и в 1906 г. Немецкое восточное общество направило в Богазкёй (в 150 км к востоку от Анкары) специальную археологическую экспедицию во главе с Г. Винклером. Результаты раскопок превзошли все самые смелые предположения. Г. Винклеру удалось вскрыть царский [7] архив, содержавший около 10.000 глиняных табличек, испещренных клинописью. Хотя письменность большинства из них оставалась неясной, сомнений не было в том, что современный Богазкёй — это столица древнего Хеттского царства.7)

Находки Г. Винклера явились началом систематической, упорной работы по расшифровке непонятного языка богазкёйского архива. Эта «великая битва» завершилась в 1915 г. блестящим открытием Б. Грозного,8) который со всей ясностью доказал индоевропейский характер хеттского языка, подтвердив тем самым смелую, но в свое время отвергнутую наукой, догатку Кнудцона, высказанную последним еще в 1902 году.

Б. Грозный открыл новую главу в хеттологии, в становлении которой был завершен период «доисторического» развития,9) и эта наука поднялась на «собственные ноги»: отныне сведения о хеттах не ограничивались данными, полученными у соседних народов; хетты сами заговорили о себе, явив нам древнейшую и поразительную цивилизацию, без знакомства с которой картина развития языков и истории Европы кажется сегодня совершенно немыслимой.10)

К этому же времени относятся первые научные публикации хеттских клинописных текстов: с 1916 года издаются [8] сборники KBo, а с 1921 г. — KUB. Всё возрастающее число видных ученых начинает интересоваться хеттами. Публикуются переводы текстов, исследования и труды по политической и социально-экономической истории Хеттского царства.

В последние годы наши знания о хеттах пополнились многими данными из Угарита (Рас-Шамра в Северной Сирии), в архивах которого было обнаружено несколько сот хеттских клинописных табличек.11) Эти материалы особенно ценны в качестве источников по изучению экономического развития и социальной структуры Хатти.

Научные изыскания на территории бывшей Хеттской «империи» продолжаются по сей день. Результаты археологических раскопок регулярно публикуются в научных журналах MDOG, TTKB, AnSt и др.

Благодаря труду нескольких поколении ученых в наши дни уже можно говорить о воссоздании общей картины исторического и социально-экономического развития хеттского общества, его хозяйственных и правовых институтов.

§ 2. Историю Хатти начинают обычно с сообщения полулегендарного текста «Царь Битвы», согласно которому малоазийские купцы обратились за помощью к Саргону Аккадскому против местного правителя Бурусханды.12) Вслед за Саргоном интерес к Малой Азии проявляет его внук Нарам-син. который воюет уже с целой коалицией 17 «царей», в том числе с Памбой, «царем» Хатти, и Ципани, «царем» Канеса.13)

Эти события, достоверность которых еще полностью не установлена, относятся к XXIV—XXIII вв. до н. э., когда в излучине Галиса преобладало местное коренное население, говорившее на хаттском (или «протохеттском») языке. Именно эти аборигены дали название стране и даже пришлой, чуждой им, но впоследствии возобладавшей в этих краях индоевропейской народности, которая называла свой язык несийским (отсюда термин «неситы»), хотя в науке за ней закрепилось наименование хеттов.14) [9]

С конца III тыс. до н. э. индоевропейцы (хетты, лувийцы, палайцы) выступают в Малой Азии в качестве активной силы, а с начала II тыс. (когда аккадские колонисты были вытеснены ассирийскими торговцами) они уже представляли собой реальную политическую силу, с которой приходилось считаться самой Ассирии.15)

Со временем древнеанатолийские племена создали несколько политических образований — «княжеств» во главе с правителями, носившими титул rubā’um, среди которых выделялся «великий рубаум» (rubā’um rabī’um) Бурусханды. Все эти местные правители поддерживали самые тесные деловые и политические контакты с ассирийскими торговыми колониями (kārum, ṷabārtum). Под воздействием развитой ассирийской цивилизации происходил процесс разложения первобытнообщинных и родовых отношений в хеттской среде.16)

Создание более крупных хеттских политических образований относится к началу II тысячелетия до н. э. и связано с именами правителя Куссары Питханы и особенно его сына Анитты, при котором хеттское общество в своем внутреннем развитии достигло такой стадии классовой дифференциации, что можно говорить о политическом образовании государственного типа или, во всяком случае, о начальном периоде становления хеттского государства.17) [10]

После смерти Анитты, который оставил нам довольно пространное повествование о своих деяниях,18) приблизительно около ста лет источники молчат. Наиболее значительные сведения о последующей истории относятся к эпохе двух царей древнехеттского царства — Хаттусили I (1650—1620 гг. до н. э.) и Телипину (1525—1500 гг. до н. э.).19) Оба правителя оставили нам указы о порядке престолонаследия и высших органах государственной власти.20) Наибольшее значение из двух этих документов, несомненно, имеет УТ,21) которому предпослан беглый исторический обзор со времен Лабарны I (1680—1650 гг. до н. э.). Из УТ видно, что в результате продолжительных придворных смут и династической борьбы победителем выходит род Лабарны, представителем которого и был сам Телипину.22) Этому последнему удается достигнуть известного компромисса со знатью, которая через определенные государственные органы (tuliia, pankus) ограничивала власть самого царя.

На протяжении всей истории Древнего царства хеттским правителям не удается сломить сопротивление знати и утвердить свою абсолютную власть.

Только с периода Нового царства (эпоха «империи»), который начинается с середины XV столетия до н. э., хеттские цари усиливают свою власть внутри государства и становятся неограниченными правителями страны. Одновременно растет могущество Хеттского государства, которое распространяет влияние далеко за пределы своей «метрополии». Со второй половины XVII века, когда Мурсили I захватил и разграбил [11] Вавилон, хеттская внешняя экспансия продолжает все нарастать. Завоевательные войны хеттских царей и, главным образом, Суппилулиумы (1380—1340) и Мурсили II (1339—1306),23) намного расширили пределы Хеттского царства. Ощущается постоянное стремление хеттов к закреплению своего господства в Сирии и Палестине, что приводит к непосредственному столкновению с Египтом. Кульминацией хетто-египетского соперничества явилась известная битва при Кадеше (на р. Оронте), где сошлись египтяне во главе с Рамзесом II и хетты, возглавляемые Муваталли (1306—1282).24) Эта битва (1285 г.), по всей видимости, не дала решающего перевеса ни одной из сторон и хетто-египетские отношения пришли в «тихую гавань», завершившись в 1271 г. заключением известного мирного договора между Рамзесом II и Хаттусили III (1275—1250).25) Этот договор о дружбе и союзе, несомненно, отражал реально наступившее равновесие сил между двумя могущественными державами того времени.

Однако вскоре после заключения указанного договора Хеттское царство стало ослабевать. Мирный договор, заключенный с Египтом, означал не только равновесие сил, но и неспособность хеттов с прежней энергией и мощью вести внешнюю экспансию. Это немедленно сказалось на положении государства, вблизи границ которого активизируются Ассирия, Арцава, народность аххиява. Усиливаются внутригосударственные распри, начинается разброд в армии.26) Наконец, в начале XII столетия до н. э. некогда могущественная Хеттская держава была сметена мощным нашествием «народов моря». Столица государства — город Хаттуса — была захвачена, разграблена и сожжена.27)

После этого фактически можно говорить о гибели великой хеттской цивилизации, благодаря знакомству с которой науке удалось перебросить довольно прочный мост между древневосточным и античным мирами.28) [12]

§ 3. Интерес к проблемам социально-экономической истории Древнего Ближнего Востока возник сразу же после находок и публикаций табличек хозяйственной и деловой отчетности и правовых памятников древнего Двуречья в конце XIX, а уже с начала XX столетия (особенно после того, как Л. Шейль в 1901—1902 гг. нашел стелу с записью законов Хаммурапи)29) наука начинает интенсивно заниматься указанными проблемами. Одновременно с этим непрекращающиеся раскопки продолжали пополнять число первоисточников и научных данных, на основе которых можно было судить о социальной организации, хозяйственной и деловой активности, государственных и правовых институтах древневосточных народов. С этой точки зрения наибольшее внимание привлекали сборники древневосточных законов, которые были обнаружены и опубликованы с переводами и комментариями.

Вслед за «кодексом» Хаммурапи30) достоянием науки стали шумерские31) и среднеассирийские32) законы, так наз. серия [13] ana ittišu (или шумерские семейные законы),33) «кодекс» основателя III династии Ура Ур-Намму,34) две таблички законов Эшнунны,35) законы Липит-Иштара — царя Исина36) и т. д. Несколько раньше «кодекса» Хаммурапи были найдены фрагменты нововавилонских законов, которые опубликованы Ф. Пайзером еще в 1889 году.37) Примерно с середины 30-ых годов внимание ученых начинают привлекать результаты раскопок на территории древнего Угарита (совр. Рас-Шамра).38) Обнаруженные здесь документы, содержавшие данные в основном экономического и юридического характера, были изданы в самое последнее время в виде отдельных сборников.39) Особое значение для ученых, занимающихся социально-экономическими проблемами Хеттского царства имел сборник документов PRU IV, изданный в 1956 году и содержавший сведения не только о тесных связях Угарита с Малой Азией, но и данные по различным вопросам внутреннего положения в Хатти.40)

Однако к этому моменту наука уже располагала богатыми фактическими материалами, добытыми непосредственно на территории древнего Хеттского царства. Помимо десятков томов уже упоминавшихся КВо и KUB (клинописные тексты) появились сборники АВоТ, IBoT и др., а также многочисленные [14] публикации текстов в транскрипции с переводами и комментариями.

Наибольшее значение для исследуемой нами темы имели публикации Хеттских законов, текст которых изучается и уточняется по сей день.

В 1922 году Б. Грозный перевел ХЗ на французский язык, а вслед за ним в том же году немецкий перевод опубликовали И. Фридрих и Г. Циммерн.41) Именно эти работы положили начало научному изучению социальной организации, экономической структуры, государственных и правовых институтов хеттского народа.

В дальнейшем работа над текстом ХЗ не прекращалась. Появляются новые переводы на немецкий (М. Витцеля в 1924 г., Э. Эбелинга в 1926 г., И. Фридриха в 1959 г., Г. Оттена в 1961 г., Р. Хаазе в 1963 г.),42) английский (А; Вальтера в 1931 г., Дж. Бартона в 1933 г., Э. Стэртеванта и Дж. Бехтеля в 1935 г., Э. Ньюфельда в 1951 г., а также переводы А. Гётце и О. Гэрни, выдержавшие несколько изданий),43) итальянский (Дж. Фурлани в 1929 г.),44) турецкий (А. Галанти в 1931 г.),45) словенский (В. Корошеца в 1958 г.)46) и др. языки. В Советском Союзе ХЗ-ы неоднократно переводились на русский (И. Н. Бороздиным, В. В. Струве, Н. М. Никольским, И. М. Дунаевской, В. В. Ивановым),47) а также на грузинский (И. С. [15] Долидзе)48) языки. Кроме этого имеются переводы ХЗ-ов на древнееврейский язык (Г. Мейера, С. Фейгина и Э. Ньюфельда).49)

Не все эти переводы имеют одинаковую научную ценность: одни из них являются неполными (таковы переводы М. Витцеля, Э. Эбелинга, Э. Стэртеванта и Дж. Бехтеля), другие содержат переводы лишь отдельных статей (И. Н. Бороздин, В. В. Струве, Н. М. Никольский, О. Гэрни, Г. Оттен, В. Корошец), третьи сделаны не с текста оригинала, а с других переводов (И. Н. Бороздин, И. С. Долидзе), четвертые являются фактически свободным изложением текста (Дж. Бартон). Наиболее полным, современным и научно обоснованным переводом по сей день остается перевод И. Фридриха.

Клинописные тексты ХЗ-ов помещены в следующих публикациях: КВо, VI, 2-22, 26;50) КВо, IX, 70, 71; KUB, XIII, 11-16, 30; KUB, XXVI, 56; KUB, XXIX, 13-38; АВоТ, 52.51)

Помимо публикаций ХЗ-ов мы располагаем ныне многочисленными строго научными переводами хеттских хозяйственных, юридических и др. текстов, которые являются прямыми источниками по социально-экономической истории Хатти. К таковым, в первую очередь, следует отнести труды Ф. Зоммера, Э. Вайднера, И. Фридриха, А. Гётце и мн. других ученых.52) Ими были изданы транскрипции и переводы таких важных хеттских документов как УТ, УХ, договоры с вассальными странами, разнообразные инструкции, дарственные грамоты, хозяйственные тексты и т. д. Кроме того, массу полезных сведений можно почерпнуть в хеттских [16] исторических и, главным образом, религиозных текстах, которые также неоднократно издавались и переиздавались.53)

Сравнительно-историческое изучение социально-экономна веского развития, вообще, и юридических документов Древнего Ближнего Востока, в частности, поставило вопрос об определенной классификация этих источников по «правовым областям». Нас в данном случае интересует та группа юридических памятников, которую П. Кошакер объединил под названием «клинописного права» („Keilschriftrecht").54) В основу подобной классификации, как видим, положен формальный принцип, однако ведь и клинописное письмо характерно в основном для родственных цивилизаций Древнего Востока (речь идет не об этническом или языковом родстве, а о близости и сопоставимости общественно-экономических институтов). К этой группе памятников следует отнести, в первую очередь, шумерские, вавилонские, ассирийские, хеттские законы и другие правовые памятники, а также юридические документы из Элама, Аррапхи, Нузи и Угарита.55) Наиболее близко к этим клинописным законодательным сборникам и актам стоит библейское право, в котором отразились многие стороны добиблейского социально-экономического развития Древнего Востока.56)

Понятие «клинописное право», введенное в научный оборот П. Кошакером, получило ныне все «права гражданства», став фактически общепризнанным р. науке.57) Правда, некоторые [17] ученые58) высказали известное сомнение относительно его правомерности ввиду того, что данный термин игнорирует, по их мнению, внутреннее своеобразие правовых систем, однако никто не пытался предложить что-либо более приемлемое.

Указывая на внутреннюю связь ряда ближневосточных правовых систем, мы, разумеется, не говорим об их тождестве. Наоборот, своеобразие цивилизации и известные тенденции развития, характерные для любого народа, довольно ясно выступают в каждом конкретном случае и это справедливо, в первую очередь, в отношении хеттов.59) Характерные черты социальной организации этого индоевропейского народа во многом отличаются от общественных институтов семитических и азианических народов, живших на Ближнем Востоке в древности.60) Конечно, дело не только (и не столько) в этнических различиях, а скорее в условиях жизни и деятельности древних народов. Вполне естественно, что социальное развитие Двуречья и Египта (цивилизаций, возникших на основе ирригационной системы хозяйства) во многом отличалось от общественно-экономического развития Хеттского царства, и, скажем, государства Урарту,61) населению которых приходилось жить в совершенно иных условиях.62) [18]

С момента выхода в свет пятитомного труда Эд. Мейера „Geschichte des Altertums" (Stuttgart, 1884—1902), в котором была сделана первая (но, с точки зрения советской исторической науки, неудачная63)) попытка серьезного изучения проблем социально-экономической истории древних народов, наука ушла далеко вперед. Сегодня мы располагаем огромным количеством научных работ по вопросам экономики, общественных отношений, государства и права различных социально-политических образований Древнего Востока. Критический обзор не только всей, но и хотя бы в какой-либо мере значительной части этой литературы просто не представляется возможным, да это и не входит в наши намерения. Отметим только, что в науке утвердилось в основном два направления: одно — определяющее древневосточные общества как рабовладельческие (советские историки); другое — характеризующее указанные социальные организмы как феодальные (зарубежная наука).

Не вдаваясь в детальное рассмотрение мнений отдельных ученых,64) в нескольких словах следует остановиться на важнейших исследованиях, посвященных специально вопросам социально-экономической истории Хеттского царства.

Со времени публикации первого перевода ХЗ-ов Грозным (1922 г.) проблемы хозяйственного, общественного и государственного развития Хатти находятся в центре внимания науки. Появляется ряд работ, отразивших пробуждающийся научный интерес к указанным проблемам и посвященных, главным образом, вопросам сравнительного изучения хеттских и библейских законов (первое, что привлекло внимание большинства исследователей, было сходство ряда статей ХЗ-ов с «законодательством Моисея»).65) Только после этого делаются [19] попытки более всестороннего и глубокого анализа самого текста хеттских законов. В этом смысле выделяются работы в первую очередь французского ученого Эд. Кюка и итальянского ученого Дж. Фурлани,66) которые рассматривая (главным образом, в юридическом плане) положения хеттского сборника законов, отнюдь не пытались дать цельной картины развития хеттской государственности и права. К такого же рода трудам относится и появившаяся значительно позже (1951 год) книга английского ученого Э. Ньюфельда,67) который дал наиболее полный и всесторонний (из имеющихся до сих пор в распоряжении науки) анализ хеттского права, сопроводив свою работу переводами текста ХЗ-ов на английский и древнееврейский языки, а также фоторепродукциями клинописных табличек с записями указанных законов.68)

Отдельные вопросы филологической и юридической интерпретации хеттского права затрагивались в многочисленных работах И. Фридриха, А. Гётце, П. Кошакера, В. Корошеца, Ж. Контено, Э. Кавеньяка, Л. Деляпорта, Дж. Фурлани, Г. Гютербока, Г. Оттена, Э. Ляроша, Р. Хаазе, В. Соучека, Р. Фолле и мн. других.69)

Помимо работ, касавшихся непосредственно сборника ХЗ-ов, в целом ряде трудов изучались другие юридические документы (указы царей, «договоры» с зависимыми странами и областями, разнообразные инструкции и т. д.), рассматривались отдельные вопросы классово-социальной структуры хеттского общества, государственного управления, системы [20] «вассалитета», видов землевладения и землепользования, хозяйственной деятельности, семейно-брачных отношений и т. п.70)

Новую страницу в деле изучения социально-экономической истории Хеттского государства открыла книга крупного американского ученого Альбрехта Гётце — Kleinasien (Kulturgeschichte des Alten Orients), которая вышла в Мюнхене в 1933 году и была переиздана (с дополнениями и исправлениями) в 1957 году. В своей работе А. Гётце не ограничивается простым анализом хеттского права или какой-либо одной группы юридических документов, а старается всесторонне обрисовать социальную и государственную структуру хеттского общества, систему управления, положение зависимых стран и провинций, состояние и уровень развития экономики, деловой и хозяйственной деятельности населения и т. д.71)

Приблизительно тот же круг вопросов рассматривается и в работах О. Гэрни и Г. Оттена,72) хотя эти последние отнюдь не столь скрупулезно, как А. Гётце, рассматривают отдельные проблемы. [21]

Наконец, особо хочется указать на труд итальянского ученого Марио Ливерани, который в своей книге Storia di Ugarit (Roma, 1962) максимально использует добытые в последнее время в Рас-Шамра (Угарит) материалы.

Советская хеттология по сей день не может сравниться с зарубежной наукой как по объему используемых материалов, так и по охвату исследуемых проблем. Это и понятно, ибо большинство данных нам приходится получать из вторых рук; к тому же, как нам кажется, дает знать традиционное увлечение Египтом и Месопотамией.73)

И тем не менее уже в 1923 году проф. И. Н. Бороздин обращает внимание на разработку вопросов социально-правовой истории Хеттского царства.74) В том же году выходит в свет аналогичная работа А. А. Захарова.75) Эти первые шаги в области хеттологии были довольно далеки от постановки и разработки строго научных проблем и значение их ограничивалось главным образом стремлением привлечь внимание научной общественности к исследованию вопросов развития хеттского общества и государства. Однако инициатива И. Н. Бороздина и А. А. Захарова не вызвала бурного и немедленного отклика. Лишь в 1928 году публикуется статья Н. М. Никольского «Хеттские законы и их влияние на законодательство Пятикнижия»,76) которая носила характер скорее беглого сравнения отдельных положений двух правовых памятников (хеттского и библейского), чем специального научного исследования. Впрочем, справедливости ради, следует подчеркнуть, что и зарубежная хеттология, как мы видели выше, также начинала с увлечения подобными сопоставлениями, сразу уловив нечто общее и сравнимое между законодательствами древних хеттов и евреев.77) [22]

Первым опытом научного изучения социально-экономической истории Хатти в советской науке надо считать работу акад. В. В. Струве — «Хеттское общество как тип военного рабовладельческого общества» (1934 г.).78) Конечно, это был период, когда советской хеттологии, как таковой, фактически все еще не существовало и делать какие-либо научные выводы, было, может быть, несколько преждевременно, однако развитие мировой науки предоставляло возможность для известных научных обобщений, чем и воспользовался акад. В. В. Струве.79)

Начало было положено, но дальше дело не продвигалось, несмотря на то, что накануне второй мировой войны в Советский Союз приезжал сам «патриарх» хеттологии — Б. Грозный, выступивший с лекциями и опубликовавший на русском языке вначале свою статью «Хеттские народы и языки»,80) а затем — «Доисторические судьбы Малой Азии».81)

Только значительно позже, уже после окончания второй мировой войны в области хеттологии намечается известное оживление. Уже в 1947 году появляется еще одна работа акад. В. В. Струве,82) а через год акад. Н. М. Никольский дает анализ важного хеттского законодательного памятника — Указа Телепину.83)

На этом этапе важнейшее значение имела публикация научно установленного и снабженного филологическими и юридическими комментариями текста ХЗ-ов.84) Пожалуй, это была первая серьезная заявка на зрелость советской хеттологии как науки; было положено начало глубокому и всестороннему научному изучению вопросов социально-экономической истории Хеттского царства. В дальнейшем по интересующему нас вопросу публикуются исследования (в основном [23] филологического характера) В. В. Иванова,85) Г. Г. Гиоргадзе,86) а также статьи молодого минского ученого Г. И. Довгяло.87) Ряд работ по рассматриваемым проблемам написан и автором этих строк.88)

Выше уже говорилось о двух диаметрально противоположных точках зрения относительно характеристики древневосточных обществ. Не вдаваясь сейчас в рассмотрение различных мнений (что будет сделано в соответствующем месте пашей работы), хочется лишь подчеркнуть ту общеизвестную истину, что все работы советских историков основаны на марксистском понимании процесса исторического развития. Вслед за акад. В. В. Струве все советские ученые определяют древневосточные социальные образования как раннерабовладельческие общества и отвергают всякую мысль о существовании феодализма на Древнем Востоке.89) [24]

§ 4. Хронологические рамки данного исследования охватывают, главным образом, период Нового царства (период «империи» — XV—XIII вв. до н.э.), когда экономика, социальная организация, государство и право в Хатти достигают своего наивысшего развития. Правда, в ходе работы мы неоднократно ссылаемся и используем источники более ранних эпох (в основном периода Древнего царства: например, указы хеттских царей Хаттусили и Телипину), однако подобные отступления были просто неизбежны при всестороннем изучении отдельных проблем.

Несмотря на то, что мы пытались (насколько это было возможно) проследить становление тех или иных институтов в процессе их развития, нарисованная нами картина не может не оставлять известного впечатления статичности. Это объясняется не только трудностью датировки отдельных письменных памятников, но и сравнительно замедленным процессом социально-экономических преобразований, что столь характерно для древних и примитивных цивилизаций. За каких-нибудь два столетия Хеттская держава не могла претерпеть и не претерпела сколько-нибудь значительных (а тем более революционных) изменений в области социальной структуры, экономики и правовых отношений.

Сказанное не означает, конечно, полного застоя в социально-экономическом положении страны. Неумолимая логика исторического развития вела к постепенному накоплению отдельных видоизменении, которые, быть может, не сразу бросаются в глаза, но их вполне можно обнаружить при изучении хотя бы Хеттских законов, не говоря уже о сопоставлении различных документов, относящихся к сравнительно отдаленным друг от друга эпохам. [25]


Назад К содержанию Дальше

1) Gen. 16:19-21; Jeh. 3:10.

2) Num. 13:29; Jeh. 1:4.

3) II Reg. 7:6-7; II Chron. 1:17.

4) II Reg. 7:6-7.

5) Gen. 23 (торговля земельными наделами); II Chron. 1:17.

6) Gen. 10:15; 26:34; 36:1-3; I Reg. 11:1; Ez. 16:3.

7) Предварительное сообщение о своих раскопках Г. Винклер опубликовал в 1907 г., MDOG, 5. В 1911—1912 гг. Г. Винклер продолжил свои работы в Богазкёе. В дальнейшем раскопки велись во многих районах Анатолии (Алишар, Аладжа-Хююк, Кюльтепе и т. д.).

8) Первые данные о ходе расшифровки были опубликованы Б. Грозным в 1915 г. в MDOG, 56, стр. 17-50, а спустя два года вышла его же книга — Die Sprache der Hetbiter (BoSt, H. 1/2), Leipzig, 1917. Богазкёйский архив содержал клинописные таблички, составленные не только на хеттском (клинописном), но и на аккадском, шумерском, хаттском (протохеттском), лувийском, палайском, хурритском, а также на хеттском иероглифическом языках. Начало изучению этих языков было положено в труде Э. Форрера — Die acht Sprachen der Boghazköi—Inschriften, 1929.

9) Этот период длился почти 80 лет, а начался он в тот момент, когда в 1834 году французский путешественник и археолог Ш. Тексье с изумлением взирал на развалины Богазкёйя, описанные им впоследствии в книге, изданной в 1839 году (Déscription de l'Asie Mineure, Paris).

Тут же укажем, что русская историческая мысль в свое время тоже интересовалась хеттским вопросом. В начале XX века Б. А. Тураев (см. его статьи «К истории хеттского вопроса» в «Записках Русского археологического общества», т. XII, СПб., 1900, и «Хетты» в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, т. XXVII, стр. 181) говорил о важной роли, которую, по его предположению, должны были играть хетты в древности.

10) О значении хеттского клинописного языка см. ИХЯ, стр. 7-8.

11) См., напр., С. F. А. Schaeffer, The New Hittite Archives from Ugarit and other Recent Discoveries from Ras Shamra (Syria) und Enkomi (Cyprus), PICO, 23, Cambridge, 1954, стр. 141-142: eго жe. PRU, IV; M. Liverani, Storia di Ugarit, Roma, 1962.

12) См., напр., E. Weidner, Der Zug Sargons von Akkad nach Kleinasien, BoSt, 6, 1922; ХИДВ, стр. 183-184.

13) См., напр., В. Hrozný, Naram-Sin et ses ennetnis daprès un texte hittite, Ar. Or., 1, 1, 1929, стр. 68 сл.

14) Ср. хеттское наречие ḫattili — «по-хеттски, на хеттском языке» с URUnisill, nasili, nesumnili — «по-несийски». Понятия «неситы», «несийский» происходят, как видно, от названия древней столицы хеттов — г. Неса (Канеса?).

Против традиционного взгляда на проблемы древнейшей истории Хатти выступил недавно Г. А. Меликишвили (Возникновение Хеттского царства и проблема древнейшего населения Закавказья и Малой Азии, ВДИ, 1965, I, стр. 3 сл.), считающий, что «Хеттское царство возникло в условиях политической гегемонии не неситов, а именно протохеттов» (там же, стр. 3).

15) О путях переселения индоевропейских племен в Малую Азию, см., напр., ИХЯ, стр. 10-11. О времени появления индоевропейцев в Малой Азии см. также И. М. Дунаевская, ВДИ, 1, 1954, стр. 72-76; Т. В. Гамкрелидзе, Хеттские языки.... «Труды ин-та языкознания АН ГССР (серия Восточ. языков, II)», 1957, стр. 51.

16) Ср. ГРУЗ, 1962, стр. 215. Одним из показателей влияния древнего Двуречья на Анатолию является факт проникновения староаккадской письменности в Хатти в начале II тыс. до н. э. См. Т. В. Гамкрелидзе, Клинописная система аккадско-хеттской группы и вопрос о происхождении хеттской письменности, ВДИ, № 1, 1959, стр. 9 сл.

17) Ср. ГРУЗ. ibid., стр. 215-216.

18) Переводы см. ХИДВ, стр. 304-306 (В. В. Иванова); АО, 24. 3, 1925, стр. 5-6 (И. Фридриха); Ar. Or., 1, 1929, стр. 273-299 (Б. Грозного); MDOG, 83, 1951, стр. 40-42 и Kulturgeschichte, стр. 335-336 (Г. Оттена).

19) О хронологии различных этапов хеттской истории см., напр., W. F. Albright. BASOR, 88, 1943, стр. 28-30; А. Gоеtze, BASOR, 122, 1951, стр. 18-25; Н. Otten, MDOG, 83, 1951, стр. 33-35, 47-71; Kleinasien, стр. 64, 69, 84; Gurney, стр. 216-217. Вопрос этот еще далеко не решен наукой. В своей работе мы условно придерживаемся хронологической таблицы, составленной О. Гэрни.

20) УХ см. в НАВ.

21) Переводы см. ХИДВ, стр. 306-309 (В. В. Иванова); ЗВАХ, II, стр. 254-259 (И. М. Дунаевской); АО, 24, 3, 1925, стр. 6-8 (И. Фридриха); Sturt., Chrest., стр. 182-193.

22) Э. А. Менабде, О характере придворных смут в Хеттском государстве, КБС, II, 1962, стр. 33-34.

23) См., напр., Götze, Muršiliš; Саvаignас. АМ; его же, Les annales de Subbiluliuma, „Revue des Etudes Anciennes", XXXII, 1930 и т. д.

24) См., напр., ХИДВ, стр. 119-126.

25) См., напр., ХИДВ, стр. 126-130; ANET, стр. 199-201 (египетская версия); стр. 201-203 (хеттская версия).

26) См., напр., Указ Тудхалия IV — S. Alp, Hitit kirali IV. (?) Tudhaliya’nin askerî fermani. TTKB. XI, 43, 1943, стр. 383-414.

27) К. Биттель, который уже многие годы продолжает раскопки в Богазкёе, пришел к выводу, что здесь имелось поселение и в фригийскую эпоху. См. ВДИ, № 4, 1964, стр. 186.

28) См., напр., ИХЯ, стр. 8. О влиянии хеттской культуры на древнегреческую см., напр., В. Б. Никитина, Е. В. Паевская, Л. Д. Позднеева, Д. Г. Редер, Литература Древнего Востока, М., 1962, стр. 70; З. А. Грантовский, И. С. Лисевич, И. Д. Серебряков, НАА, 4, 1963, стр. 209; R. D. Barnnel. Ancient Oriental lnfluences on Archaic Greece, ANE. стр. 212-238; L. Huxley, Hittite in Homer, PP, 65, стр. 281-282 и т. д.

29) Первые фрагменты правовых документов были обнаружены Ф. Пайзером (в 1890 г.) и Б. Майсснером (в 1898 г.).

30) КХ является одним из самых изученных сборников древневосточного права. Укажем лишь на отдельные работы, посвященные этому важнейшему памятнику древневавилонского права: L. V. Scheil, Délégation en Perse..., t. X, Paris, 1902; H. Winckler, Die Gesetze Hammurabis..., Leipzig, 1904; J. Коhler, F. E. Peiser, Hamnnirabis Gesetz, Leipzig, 1904; A. Deimel, R. Wessely. Codex Hammnrabi, Rome, 1930; Р. Cruveilhier, Commentaire du code d'Hammourabi, Paris, 1938; А. Pohl, R. Pollet, Codex Hammurabi, Rome, 1950; E. Bergmann, Codex Haniniurabi, Rome, 1953; DMBL; J. Klíma. Prawa Hammurabiego, Warszawa, 1957; ЗBAX, 1, стр. 225-303; ХИДВ, стр. 196-219 и т, д.

31) Найдены в Ниппуре; составлены, по-видимому, в период царства Ларсы. См. д. х. Сlау, Miscellaneous Inscriptions of the Yale Babylonian Collection (Yale Oriental Series, Babylonian Texts. v. I), New Haven, 1915, №28: Sumerian prototype of the Hammurabi-Code; P. Koschaker, Neue babylonisch-assirische Rechtsdenkmäler, ZSS. 41. 1920. стр. 278 и сл.; ЗВАХ, I, стр. 211-212 и т. д.

32) Найдены в Ашшуре. См. Е. F. Weidner, Das Alter der mittelassyrischen Gesetzetexte, AfO, 12, 1937—1939, стр. 46 и сл.; DMAL; ЗВАХ, II, стр. 206-253; ХИДВ, стр. 249-262 и т. д.

33) Найдена в Ниневии; относится, по-видимому, к периоду царства Ларсы. См. В. Landsberger, Die Serie ana ittišu, Rora, 1937; DMBL, V. II, стр. 308 и сл.; ЗВАХ, I, стр. 212-213.

34) Найден в Ниппуре. См. S. N. Kramer, Ur-Nammu Code, Or., 23, 1954, стр. 40 сл.; В. Афанасьева, Законы Ур-Намму, ВДИ, 1, 1960, стр. 61 сл.

35) Найдены в Телль-Хармале. Cm. É. Szlесhter, Les Lois d’Ešnnnna, Paris, 1954; A. Goetze, The Laws of Eshnunna, New Haven, 1956; ЗВАХ, 1, стр. 213-219; ХИДВ, стр. 190-194.

36) См. F. R. Steele, The Code of Lipit-Ishtar, AJA, VII, 1948, стр. 425 и сл.; A. Fаlkenstein, M. San Niсоlò, Das Gesetzbuch Lipit-Ištars von Isin, Or., 19, 1950, стр. 103 и сл.; ЗВАХ, I, стр. 219-225; ХИДВ, стр. 195.

37) См. также В. Меißner, Babylonien und Assyrien. t. I, Heidelberg, 1920; DMBL, II, стр. 324 и сл.

38) См. С. Virolleaud, La légende phénicienne de Danel, Paris, 1936; Cl. F.-A. Schaeffer, Ugaritica, I-III, Paris. 1939, 1949, 1956.

39) PRU, II (тексты на угаритском языке); PRU, III (тексты на аккадском языке), которые были опубликованы в 1955—1957 гг.

40) См. также рец. на PRU, IV в ВДИ, 4, 1958, стр. 134-135 (М. Гельцера).

41) В. Hrozný, СН; J. Friedriсh, H. Zimmern, Hethitische Gesetze aus dem Staatsarchiv von Boghazköi, АО, 23, 2, Leipzig, 1922.

42) Witzel, Urkunden, стр. 132-173; H. Gressmann, Altorieutalische Texte zum Alten Testament, Berlin—Leipzig, 1926, T. I, стр. 423-431; Friedrich, Gesetze; Kulturgeschichte, стр. 386-397; HKR, стр. 61-94.

43) A. Waither, The Hittite Code в книге Smith, Origin, стр. 246-274 (второе издание вышло в 1960 г., стр. 246-279); G. Barton, Archeology and the Bible, 1933, стр. 406-425; Sturt. Chrest., стр. 201-228; NHL, стр. 1-69; A. Goetze в книге ANET, стр. 188-197; Gurney, стр. 96-97.

44) Furlani, Leggi, стр. 61-88.

45) A. Galanti, Hitit kannnu, Istanbul, 1931. К сожалению, переводы Дж. Фурлани и А. Галанти были недоступны нам.

46) Korošec, Hethitica, стр. 24-30.

47) И. Н. Бороздин, Хеттские законы, «Новый Восток», № 4, 1923, стр. 291-302; В. В. Струве, ВДИ, 1, 1937, стр. 33-38; его же, ВДИ, 4, 1947, стр. 11-20; Н. М. Никольский, Хеттские законы; ЗВАХ, II, стр. 259-284; ХИДВ, стр. 309-325.

48) ГРУЗ, 1960, стр 95-131.

49) NHL, стр. 1-69. Переводы Г. Мейера и С. Фейгина были мне недоступны и в данном случае я ссылаюсь на Э. Ньюфельда — ibid. стр. 78, сн. 33.

50) КВо, VI, 23-25 не являются законами, хотя и начинаются с takkn. Ср. Friedrich, Gesetze, стр. 4.

51) Подробнее см. Friedrich, Gesetze, стр. 1-15.

52) См. НАВ; Weidner, PD; Friedriсh, Vert.; А. Götze, Ausgewälte hethitische Texte historischen und jnrtstiscben lnhalts, Bonn. 1926; ANET, стр. 201-211; Sсhuler, Anweisungen; V. Soucek, Die hethitische Peldertexte, Ar. Or., 27, 1959, стр. 5-43, 379-395; К. Riemschneider. Die hethitischen Landschenkungsurkunden, MIO, VL 3, 1958; PRU, IV и т. д. Ряд текстов переведены и на русский язык — см., напр., ХИДВ, стр. 306-309, 330-332. Перечислить здесь все работы нет никакой возможности. В ходе дальнейшего исследования нам не раз еще придется на них ссылаться.

53) См., напр., Götze, Muršiliš; его же, NBr.; ANET, стр. 120-128, 318-319, 346-361, 393-401; Sturt. Chrest, стр. 42 и сл.: ХИДВ, стр. 304-306, 326-328 и мн. другие.

54) Р. Koschaker, Das Keilschriftrecht, ZDMG, NF, 14 (89), 1935, стр. 1-39: его же, The Cuneiform Law (Encyclopedia of the Social Sciences, Bd. IX, 1932, стр. 211 сл.); его же, The Ctmeiforni and Comparative Law, 1934. Последняя работа, к сожалению, была нам недоступна.

55) О влиянии месопотамского права на хеттское и близости ряда древневосточных юридических систем с хеттской см. Speisеr. ALAO, стр. 14-15; Güterbock, ibid., стр. 23-24; Gоеtze. Kleinasien, стр. 117; Ring, IRL, стр. 1 сл.; Меißner, DLZ, 44, 3/6, 1923, стр. 62-64; Е. Cavaignac, Histoire générale de l'Antiquité, Paris, 1946, стр. 29; Sсhuler, Anweisungen, стр. 5 сл.; Никольский, Хеттские законы и т. д. Как правильно заметил Р. Ярон (R. Yaron, Introduction to the Law of the Aramaic Papyri, Oxford,1961, стр. 100 сл.), сходство не всегда означает влияние и зависимость. Совпадение может быть вызвано сходными условиями и уровнями развития.

56) См., напр., J. Leroy, Introduction à l'étude des anciens codes orientaux, Paris, 1944, стр. 12-13.

57) См., напр., V. Korošec, Beiträge zum hethitichen Privatrecht, ZSS: Rom. Abt., B. LII, 1932, стр. 449; NHL, стр. 70; Cardascia, Droits, стр. 17 сл.; Haase. PSPV. стр. 1; Kulturgeschichte, стр. 129 сл., Speiser, ALAO, стр. 14-15 и др.

58) См., напр., San Niсòlò, Beiträge, стр. 2.

59) Ряд ученых, не отрицая известного месопотамского влияния на хеттское право, переносят акцент на специфически хеттские черты социального, государственного и правового развития. См., напр., V . Korošeс, Les lois hittite et leur évolution, RA, 3, 1963, v. VII, стр. 121, 124-127; Haase, PSPV, стр. 181.

60) См., напр., В. В. Иванов, Соц. организация.

61) Урарту, несомненно, являлось страной «клинописной цивилизации», но, к сожалению, мы пока не располагаем материалами по урартскому праву. Первая в советской научной литературе попытка исследования вопросов социально-экономического развития этой страны на основе имеющихся в распоряжении науки весьма скудных данных сделана в работах Г. А. Меликишвили. См. его книгу — Наири-Урарту, Тбилиси, 1954, стр. 322-364. Экономика этой страны рассмотрена также в трудах Б. Б. Пиотровского (Ванское царство, Москва, 1959, стр. 131-198) и Н. В. Арутюняна (Земледелие и скотоводство Урарту, Ереван, 1964). Важное значение в интересующем нас аспекте имела работа И. М. Дьяконова, Урартские письма и документы, М.-Л., 1963. Из зарубежных авторов, пожалуй, только А. Гётце и Т. Беран наиболее всесторонне исследуют социальную и государственную структуру Урарту. См. Kleinasien, стр. 187-200; Th. Beran, Urartu в книге Kulturgeschichte, стр. 627-637.

62) Ср. Korošec, Hethitica, стр. 7-8.

63) См., напр. Н. М. Постовская, Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе, М., 1961, стр. 81. Эд. Мейер был подвергнут критике в трудах советских ученых В. В. Струве, А. И. Тюменева, В. И. Авдиева и др.

64) Высказывания того или итого исследователя по различным конкретным вопросам рассмотрены нами в соответствующих местах нашей работы.

65) См., напр., В. Меißner, Hethiter und hethitische Gesetzgebung, DLZ, 1923, стр. 62-64; А. Р. Puukkо, Die attassyrischen und hethitischen Gesetze und das Alte Testament, „Stufîia Orientalia", I, 1925: Ring, IRL; A. Jirku:, Die Gesetze der Hethiter md das Mosaische Gesetz. „Teologisches Literaturblatt", XLIII, стр. 177-179; E. Сavaignас, Lcs lois hittites et assyriennes et la législation mosaique, RHDFE, 1926. стр. 629-698 и т. д. Еще до расшифровки хеттских письмен в 1914 году появилась работа Эд. Мейера — Reich und Kultur der Hethiter, но она имеет сегодня лишь библиографическую ценность.

66) É. Сuq, Études sur le Droit babylonien, les Lois assyriennes et les Lois hittites, Paris, 1929; G. Furlani, Leggi dell'Asia anteriore antica (Publicazioni dell' Istituto per l'Oriente), Roma, 1929.

67) E. Neufeld, The Hittite Laws, London, 1951.

68) Изданная в Стамбуле в 1931 году книга турецкого ученого А. Галанти — Hitit Kanunu, которая, к сожалению, была нам недоступна, относится, по всей видимости, к числу рассматриваемых исследований. Отметим также работу Cardascia, Droits.

69) Сотни книг и статей здесь просто невозможно перечислить. Библиографию можно найти у Э. Ляроша и И. Клима. См. Е. Larochе, Catalogue des Textes hittites (RHA, XIV, 1956, f. 58, стр. 33-38; f. 59, стр. 69-116); J. Klíma, Über neuere Studien auf dem Gebiete des Keilschriftrechtes, II, Ar. Or., XVIII, 4, 1950, стр. 351-366; XX, 3/4, 1952, стр. 539-571; его же, Bibliographisches zum Keilschritrecht, JJP, VI, 1952, стр. 180-184; VII/VIII, 1954; стр. 295 сл.; IX/Х, 1956, стр. 431 сл.; XI/XII, 1958, стр. 252-261; XIII, 1961, стр. 269-286. Эта работа чешского ученого И. Клима является наиболее полным научным обзором литературы не только по хеттскому, но и по всему древнему ближневосточному праву.

70) См., напр., Fr. Schachermeyr. Zur staatswissenschaftlichen Wertung der hethitischen Verträge, „Meißners Festscbrift", II, Leipzig, 1929, стр. 180-186; HAB; Korošес, Vert.; Götze, Das Hethiter-Reich, АО, В. 27, H. 2, 1928; К. Fаbriсius, The Hittite Sysìem of Land Tenure..., „Acta Orientalia", VII, 1929, стр. 275-292; Р. Koschaker, Zum Levirat nach hethitischen Recht, RHA, II, 1933, стр. 77-89; S. Alp, Die soziale Klasse der NAM. RA — Leule und ihre hethitische Bezeichnung, IKF. I, 2. 1950, стр. 113-135; A. Götze, Hittite Courtiers and their Titles, RHA, 54, 1952, стр. 1-14; Afet, Etilerde Ekonomi Hayati, TTKB, III, 11/12.1939, стр. 423-434; Sсhuler, Anweisungen; F. Кinаl, Eski Anadolu'da kadimn mevkii, TTKB, 1956, XX, 79, стр. 355-366; H. G. Güterbock, Authority and Law in the Hittite Kingdom, ALAO, стр. 16-24 и мн. др. Мы назвали здесь лишь отдельные работы главным образом для того, чтоб показать круг исследуемых вопросов, не ставя себе целью детальный анализ всей, крайне обширной, литературы.

71) Подробнее о книге А. Гётце см. рецензию Т. В. Гамкрелидзе, Г. Г. Гиоргадзе и Э. А. Менабде, которая была напечатана в ВДИ, 3, 1961, стр. 143-154.

72) См. О. R. Gurnеу, The Hittites, Harmondsworth (выдержала три издания в 1952, 1954 и 1961 гг.) и В. Otten, Das Hethiterreich в книге Н. Sсhmökel, Kulturgeschichte des Alten Orients, Stuttgart, 1961. Тут же можно было бы назвать ряд работ Л. Деляпорта (Deiaporte), Э. Кавеньяка (Cav. Hit.) и др., но все они в интересующем нас аспекте довольно поверхностны, не говоря уже о том, что многие из них с научной точки зрения просто устарели.

73) Подробный обзор русской и советской литературы по хеттологии см. в книге Н. М. Постовской — Изучение древней истории, стр. 61-62, 120, 193, 247, 253-256, 337-341. Следует особо подчеркнуть, что исследования по хеттскому языку (Т. В. Гамкрелидзе, И. М. Дунаевская, В. В. Иванов) и истории (В. В. Иванов, Г. Г. Гиоргадзе) вполне соответствуют современному уровню развития хеттологии и уже привлекли внимание мировой научной общественности.

74) См. И. Н. Бороздин, «Новый Восток», 4, 1923, стр. 291-302.

75) Статья «Хеттские законы» в журн. «Право и жизнь», 9/10, 1923, стр. 111-115.

76) «Еврейская старина», XII, 1928, стр. 213-238.

77) См. выше, стр. 19.

78) См. Струве, Очерки, стр. 45-74.

79) В довоенный период В. В. Струве опубликовал еще одну статью — Параграфы 34 и 36 Хеттского Судебника, ВДИ, 1, 1937, стр. 33-38.

80) ВДИ, 2, 1938, стр. 18-33.

81) ВДИ, 3/4, 1940, стр. 24-45. Об отставании советской хеттологии в тот период см., напр., Н. М. Постовская, Изучение..., стр. 214.

82) О «гуманности» Хеттских законов, ВДИ, 4, 1947, стр. 11-20.

83) Н. М. Никольский, Реформа хеттского царя Телепины, «Известия Академии наук БССР», № 2, 1948, стр. 51-57.

84) ЗВАХ, II, стр. 254-308 (перевод и филологические комментарии принадлежат И. М. Дунаевской, а редакция и юридическое толкование — И. М. Дьяконову).

85) В. В. Иванов, Социальная организация индоевропейских племен по лингвистическим данным, ВИМК, № 1, 1957, стр. 43-52; его же, Происхождение и история хеттского термина pankus «собрание», ВДИ, № 3, 1957, стр. 19-36; № 1, 1958, стр. 3-15. Ряд проблем затрагивает и последняя работа В. В. Иванова — Хеттский язык, М., 1963.

86) ГРУЗ, КБС, II, 1962, стр. 5-32.

87) Г. И. Довгяло, О переходе к наследованию царской власти по отцовско-правовому принципу, «Советская этнография», № 6, 1963, стр. 72-83; его же, О характере наследования царской власти у хеттов в эпоху Древнего царства, ВДИ, № 1, 1964, стр. 23-34.

88) См., напр., О рабстве в Хеттском государстве, ПСб, стр. 11-56; К пониманию хеттской формулы parnassea suwaizzi, ВДИ, 4, 1959, стр. 63-70; Наследственно-правовые отношения в Хеттском обществе, ВСб., стр. 29-58; К вопросу об экономическом развитии Хеттского царства, «Сб. памяти акад. А. И. Тюменева», М.-Л., 1963, стр. 73-87 и др.

89) Материалы внезапно вспыхнувшей дискуссии об азиатском способе производства (см. статьи Ж. Сюрэ-Каналя, М. Годелье и В. В. Струве, в НАА, 1, 1965, стр. 101-109; а также статью Н. Б. Тер-Акопяна в НАА, 2, 1965, стр. 74-88), несомненно, представляют большой интерес, однако в данный момент мы не считаем возможным высказаться по проблеме в целом, хотя и не можем обойти молчанием одно положение акад. В. В. Струве, касающееся общественного развития Передней Азии. По мнению акад. В. В. Струве, азиатский способ производства возник в Южном Двуречье и в Египте в связи с потребностями в организации крупных общественных работ по ирригации долин Нила, Тигра и Евфрата. Именно этот фактор вывел древнеегипетское и шумерское общества из состояния застоя. Что же касается стран, где ирригация не играла столь крупной роли, то здесь ход исторического развития представляется акад. В. В. Струве следующим образом: воздействуя на эти страны через товарное производство и торговлю, Шумер и Египет спасли их от застоя и дали толчок развитию. Отрицать внешнее (в частности, месопотамское) влияние на Переднюю Азию (в том числе и Хатти) не приходится (см. выше, стр. 10), однако главное внимание, по всей видимости, следовало бы уделить внутренним стимуляторам развития.

Не лишенной интереса кажется нам мысль М. Годелье о двух путях развития азиатского способа производства. Хотя это положение еще не доказано, тем не менее оно заслуживает того, чтобы стать предметом дальнейшего изучения.


Назад К содержанию Дальше

























Написать нам: halgar@xlegio.ru