выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
§ 6. Добыча и обработка металлов с давних времен занимала значительное место в хозяйственной деятельности населения Хеттского государства, территория которого (совр. Анатолия )была богата полезными ископаемыми и, в первую очередь, железными рудами.1) Металлы и металлоизделия шли |Не только на удовлетворение собственных нужд, но и на экспорт.2)
В одном из хеттских «Строительных текстов»3) указаны и более точные4) пункты добычи металлов:
„(Лиц. ст., 35)... золото (GUŠKIN) из „города" Би[рундума] (36) принесли, серебро (KÙ.BABBAR) из... (kūzzaz)5) принесли, ляпис-лазурь (NA4ZA.GIN) с горы Тагнияра принесли, (37) мрамор (NA4AŠ.ŠIR.GAZ) из страны Канне6) принесли, камень... (NA4DU8.ŠÚ.A)7) из страны Элам (38) принесли, [61] строительный камень (?NA4kunkunuzzi)8) из-под земли взяли,9) (39) черное небесное10) железо (AN.BAR-GE6 nepsis) с неба получили,11) медь (URUDU) (и) бронзу (ZABAR) из „города" Аласия (40) (и) с горы Таггата принесли".12)
Наличие горнорудных разработок можно проследить и по данным археологических раскопок. Так, например, в горах Булгардага и Гюмюшдага обнаружены остатки серебряных рудников.13)
Есть сведения, что медь еще в древнейший период поступала из районов Тисмурна, Васхания, Куннамит, Хабурата, а серебро — из Бинарама, Канеса, Салахсуара, Салатувара.14) Где-то должны были быть и разработки олова (NA-GAR),15) столь необходимого компонента при производстве бронзы.
Наиболее распространенными металлами во II тысячелетии были медь и бронза,16) которые шли на изготовление основных видов орудий производства, оружия, различной утвари, культового инвентаря, украшений и т. д.17) Из металлических изделий в ХЗ-ах18) наиболее часто упоминаются медные и бронзовые предметы. Среди них: копье (GIŠŠUKUR [62] ZABAR), ножницы (?URUDUzina...),19) топор ((URUDU)ateš),20) желоб (URUDUPISÀN), katral21) ZABAR, ZI.KIN.BAR URUDU,22) URUDUsankuṷalli.23) Как видим, большинство (если не все) из перечисленных изделий имеет практическое назначение. Аналогичную картину можно видеть и в списках храмового инвентаря, опубликованных Л. Якоб-Рост.24) Среди массы золотых, серебряных, железных, оловянных и глиняных статуэток, фигурок, изображений мужчин, женщин, быков, львов и др. культовых предметов и украшений выделяются бронзовые и медные изделия, подавляющее большинство которых не является безделушками, а практически полезными вещами (различные сосуды, чаши, кубки и т. д.; ножи, топоры и т. п.; щит, копье и другое оружие).25) [63]
Особое место в государстве (или точнее: в царском хозяйстве?) занимали „медники" (LÚURUDU.NAGAR).26) Независимо от того, обозначал ли этот термин к моменту написания ХЗ-ов работников по меди или по металлу вообще, он должен указывать на значение, которое придавалось обработке этого металла в Хеттском государстве. И именно поэтому понятие «медник» могло приобрести более широкий смысл: «металлист, работник по металлу». Впрочем для этого последнего имелось и более общее определение: «кузнец» (LÚE.DÉ.A). А. Гётце (ссылаясь на С. Пржеворского и Р. Форбса) особо подчеркивает высокий уровень развития кузнечного дела в Хатти.27) Упоминание «главы кузнецов» (UGULA LÚ.MEŠE.DÉ.A, вар. UGULA E.DÉ) может указывать на существование известного объединения кузнецов или кузнечных мастерских, находившихся в пределах крупных (царских, храмовых) хозяйств.28) [64]
Значительно меньшее практическое применение имели золото и серебро, если не считать их (это касается, в основном, серебра) важного значения в качестве мерила стоимости (денег).29) Они шли, главным образом, на изготовление посуды, различных украшений, на оформление святилищ и т. п. Изготовлением серебряных и золотых изделий, чеканкой занимались специальные мастера (напр. LÚKÙ.DÍM — „золотых дел мастер").
Однако, если по обработке меди, бронзы, золота и серебра хетты не многим отличались от современных им народов (их страна выделялась лишь богатством рудных месторождений), то по обработке железа Малая Азия занимала исключительное положение и была, по-видимому, родиной железного производства.30)
Хеттам издревле было известно два вида железа: «небесное» (т. е. метеоритное) и рудничное.31) Упоминание железных изделий можно встретить уже в Тексте Анниты (стк. 75).32) А в дальнейшем железное производство в Хатти приобрело такое значение, что многие правители соседних стран [65] обращались к хеттским царям с просьбой о присылке этого весьма дорогого по тому времени металла. Ответом на одну из подобных просьб и является широкоизвестное письмо Хаттусили III какому-то ассирийскому царю,33) в котором правитель Хатти отказывается выслать просимое железо под предлогом, что все запасы его в Киццуватне иссякли34) и ограничивается лишь символическим даром, посылая железный кинжал.
Изготовление оружия из железа также практиковалось у хеттов, которые снабжали им многие соседние страны.35) Однако дороговизна и редкость этого металла не давали возможности для широкого практического его применения. Поэтому оружие и другие изделия из железа являлись в большинстве случаев лишь ценным украшением, дорогой безделушкой.36) [66]
Имеется предположение, что железо ценилось в 5 раз дороже золота.37) Согласно ст. 181 ХЗ-ов, 4 мины меди стоили 1 сикль серебра, которое, в свою очередь, было в 8 раз дешевле золота.38) Если это так, то относительная стоимость главнейших металлов (медь-серебро-золото-железо) может быть выражена следующим образом: 1:160:1280:6400.39) Впрочем, это соотношение крайне условно, ибо стоимость железа в период «империи» нам не известна.
Применение металлов в строительном деле имело главным образом ритуально-культовое значение. Они обычно укладывались в фундамент здания.40)
§ 7. Строительное дело в Хатти достигло довольно высокого развития. Археологические раскопки, которые велись на протяжении многих лет в Богазкёе, Язылы-Кая, Аладжа-Хойюке, Кюльтепе, Алишаре и других местах бывшего Хеттского царства, выявили многочисленные памятники хеттского строительного искусства и архитектуры: дворцы, храмы, частные дома, крепостные стены и другие строения, нередко украшенные колоннами, барельефами, каменными фигурами богов, людей и животных.41) Хеттская архитектура и строительное искусство получили довольно широкое распространение в древнем мире), оказав влияние на многие соседние страны и [67] народы, возможно, вплоть до Греции.42) Доказано, например, что известное ассирийское bit-ḫilāni было заимствовано у хеттов.
Г. Боссерт43) делит хеттские строения на два типа: культовые и светские. К культовым следует отнести храмы, святилища, алтари и т. п. Светские строения — это государственные и частные здания. В то время как первые (крепостные укрепления, дворцы и т. п.) встречаются в большом количестве, вторые попадаются реже.
В качестве строительных материалов применялись камень), кирпич и дерево. Стены возводились на известковом растворе.
Строительная деятельность хеттов нашла свое отражение и в письменных памятниках. Уже в Тексте Анитты (стк. 55-57)44) говорится о строительстве храмов, городских укреплений (?)45) и т. п. О строительной деятельности хеттских царей речь подробнее пойдет ниже, а пока укажем, что хетты довольно скрупулезно готовились к каждому строительству, завозя предварительно стройматериалы (камни, кирпичи, лес, металлы), привлекая нужное количество рабочей силы, тщательно организуя все работы, которые сопровождались особыми ритуалами (ритуал закладки здания, ритуал перекрытия здания и т. п.). Здесь, как и во всякой серьезной и значительной деятельности хетта, ему необходима была, в первую очередь, помощь богов.46) [68]
Несколько подробнее следует остановиться на двух документах: «Ритуале закладки храма» и «Ритуале строительства дома (дворца)».47) Интересно заметить, что последний носит более светский характер, чем первый, хотя и здесь богам отведена значительная роль и всё строительство идет под их покровительством. Однако в случае постройки храма боги принимают непосредственное участие в строительстве. Они доставляют из различных районов стройматериалы (камни, лес, металлы, мрамор), обтесывают камни, закладывают фундамент, возводят стены, замешивают известь (лиц. ст., стк. 30-40), т. е. здесь через труд богов описан почти весь процесс строительства. Вся остальная часть ритуала посвящена скрупулезному описанию закладки фундамента с внесением в него точно подсчитанного количества различных металлов, которые должны были обеспечить прочность здания не столько сами по себе, сколько благодаря религиозному ритуалу и обращению к богам.
Второй из рассматриваемых ритуалов отличается от первого не только светским характером строительных работ (возводится дворец), но и стадией строительства. Если при постройке храма мы имели дело главным образом с начальным этапом строительных работ (которые доведены до возведения стен), то в ритуале, посвященном строительству дворца, говорится уже о заключительной стадии, начинающейся с возведения стен и завершающейся перекрытием здания.
В заключительных строках ритуала (III, стк. 13-36) речь идет о снабжении работников по строительству. Хотя здесь говорится лишь о плотниках (LÚNAGAR) и тех, кто закладывает фундамент, все же эти скудные сведения позволяют судить об определенном довольствии, выдаваемом лицам, занятым в строительстве. Можно предположить, что строители на месте ежедневно получали определенное количество продовольствия, а те, кто уходил на заготовку леса (и, возможно, других стройматериалов) снабжались на более длительный период. Факт выдачи продовольствия, а не платы за исполненные работы;, должен указывать на зависимое (возможно, рабское) положение строителей. Часть продуктов при этом предназначалась и для жертвоприношения (III, стк. 22-24) богам.
Продовольствие, как сказано в тексте (III, стк. 19. 21, 26, 35), выдавалось «из дворца» (IŠ-TU É.GAL-LIM), который являлся «заказчиком», а лица, получавшие продукты, находились в непосредственной от него зависимости (царские или государственные рабы?). [69]
Рассматриваемая здесь простая выдача довольствия может быть сопоставлена с денежной оплатой произведенных строительных работ, упоминаемых в ХЗ-ах.48) Таким образом, указание на профессию еще не означало рабского состояния строителя и, как свободная личность, он мог претендовать на законную плату за свой труд (в данном случае 6 сиклей серебра за постройку хлева).
В качестве довольствия и жертвенных продуктов здесь фигурируют бык, овцы, вино, различные виды хлебов и т. д. (III, стк. 16, 17, 20-22, 35-36).
До нас дошли данные не только о строительных, но и ремонтных и реставрационных работах, производимых хеттами.49)
Хеттские законы предусматрив.ают многократное возмещение за кражу строительных материалов (кирпича — SIG4, камня — NA4).50) Интересная деталь: за кражу кирпича положена двукратная компенсация, а за хищение камня из фундамента — пятикратная. Конечно, трудно представить, чтоб камень был для хеттов более редким и дорогим материалом, чем кирпич. В этом случае учитывается, видимо, также повреждение фундамента здания и трудность обработки каменных блоков.
Каменотесное дело тесно примыкало к строительному, но могло иметь и другое назначение (например, изготовление мельничных жерновов).51)
§ 8. Другим видам ремесленного производства хеттские письменные источники также уделяют довольно много места.52) [70]
Восприняв местную малоазийскую традицию в ремесленном (в первую очередь, керамическом) производстве, хетты-неситы продолжали ее развивать и совершенствовать в процессе взаимодействия и взаимовлияния с соседними культурными областями.53)
После работ Ф. Зоммера54) считается признанным, что для обозначения общего понятия «ремесленник» хетты употребляли идеограмму LÚ GIŠTUKUL (или LÚ GIS KU — букв, «человек орудия»).55) Хеттские законы уделяют ему большое внимание, стремясь точно определить его социальное и имущественное положение.56)
Интересно привести здесь § 176b ХЗ-ов: «(23) ...Если подмастерье (DUMU UM-MI-A-AN)57) (24) кто-либо купит, будь то гончар (LÚDUG.GA5.BUR), кузнец (LÚE.DÉ.А), плотник (LÚNAGAR), (25) кожевник (LÚAŠGAB), портной (LÚTÚG), ткач (LÚUŠ.BAR) или же изготовитель одежды капалли (LÚE-PIŠ TÚGKA-BAL-LI) (26) кто-либо купит, (то) дает он 10 сиклей серебра».
Термины LÚ GIŠTUKUL и DUMU UMMIAN58) должны четко различаться. Значение первого хорошо известно, что же касается второго, то тут необходимо несколько пояснений.
DUMU UMMIAN и LÚummeānu, по всей видимости, не одно и тоже, как это думает И. Фридрих. Если LÚummeānuуже можно назвать „Werkmeister", то DUMU UMMIAN, как нам кажется, всего только ученик, подмастерье, что должно подтверждаться как невысокой ценой на него, так и упоминанием ученика ремесленника (DUMU) в § 200b ХЗ-ов. Обращает внимание тот факт, что в первом случае ummeānu употребляется [71] с детерминативом LÚ, а во втором с DUMU. Не указывает ли это на то, что последний на время ученичества становился рабом?
Помимо перечисленных в § 176b ХЗ-ов ремесленников, данные хеттских письменных источников указывают на существование и других представителей (а значит и соответствующих отраслей) ремесленного производства: изготовителей орудий труда (плугов, мотыг, лопат и т. п.) и оружия (копий, щитов, шлемов, боевых колесниц и т. д.), мебельщиков, изготовителей посуды (из глины и различных металлов) и украшений, сапожников, цирюльников и т. д.59)
Кроме указанных орудий труда, оружия, мебели и посуды, среди продукции ремесленного производства в хеттских текстах мы встречаем разнообразные (шерстянные и пр.) ткани, одежды различного вида и назначения, керамические изделия, домашнюю утварь (столы, скамьи п т. п.), глиняные, металлические, каменные и деревянные предметы и украшения (ножи, ножницы, статуэтки и т. п.), шорные изделия и т. д.60) На наиболее ходкую ремесленную продукцию (ткани, одежда) был установлен особый тариф цен, как это видно из § 182 ХЗ-ов, согласно которому цены на различные виды одежды и тканей колебались от 1 до 30 сиклей серебра.
Овладение ремесленным делом требовало определенного периода ученичества, которое также регламентировалось законом. Статья 200b ХЗ-ов гласит: «(27) Если юношу61) в обучение (28) кто-либо отдаст, — либо на плотника, либо на кузнеца, [72] (либо) ткача, (29) либо кожевника, либо портного,62) то за обучение (в качестве платы) (30) он должен дать 6 сиклей серебра. Если (же) его (т. е. юношу — Э. М.) он (т. е. мастер)63) не64) обучит в совершенстве, (31) то он должен дать одну голову».
Смысл статьи вполне ясен. Отец (или владелец?) ученика заключает контракт с мастером-ремесленником об обучении его сына (или зависимого лица, раба?) определенному ремеслу. Первый платит 6 сиклей серебра за обучение, а второй в случае нарушения им контракта, выразившегося в [73] недостаточном совершенствовании ученика, выплачивает штраф в виде одной «головы» (человека, раба). Подобная интерпретация65) тем более обоснована; что выплата «голов» практиковалась как штраф, но нигде не встречается как плата. Видимо, законодатель учитывал, что ученик на время ученичества был оторван от своего хозяйства, которое лишалось таким образом рабочих рук на определенный период. Лишь его возвращение квалифицированным ремесленником могло с лихвой возместить временную утрату рабочей силы. Если же он возвращался необученным, то продолжительное отсутствие рабочих рук в хозяйстве могло быть компенсировано лишь их удвоением. Законом, как видно, учитывалось также нарушение контракта и получение наставником-ремесленником платы за обучение.
О том, какое значение придавали хетты квалификации работника, можно также судить по данным §§ 147 и 177 ХЗ-ов. В первом случае имеем дело с необученным («неполноценным») работником, а во втором — с квалифицированным. В одном случае возмещение составляет лишь 5 сиклей, а в другом — стоимость равна 25 сиклям серебра.
§ 9. Торговля. Разделение труда между людьми, занятыми скотоводством, земледелием и ремеслами, способствовало развитию товарно-денежных отношении и внутригосударственной торговли, выделению самостоятельного социального слоя купцов. Одновременно и параллельно с внутренней развивалась и внешняя торговля, основанная на образовании известного излишка товаров, накопленного внутри страны, и на необходимости завоза дефицитной в Хатти продукции. Для; внутригосударственной торговли более характерна розничная форма купли-продажи, а для внешней — оптовая.66)
Естественные богатства Малой Азии (и, в частности, Анатолии) уже в древнейший период создали все предпосылки для успешного развития торговых отношений. Становление и прогресс хеттской цивилизации в значительной мере определялся этими отношениями, которые в известный период [74] истории имели, быть может, превалирующее значение в хозяйственной деятельности населения.67)
Уже в середине III тысячелетия богатства Малой Азии начинают привлекать аккадцев, которые приступают к последовательной колонизации восточной части Малоазийского полуострова и постепенно проникают и в центральную Анатолию.68) Аккадские колонисты занимались не военным грабежом, а торговыми операциями, заключая сделки с местным населением и его правителями. В минуты военной опасности они могли оказаться почти безоружными перед лицом врага. Сведения об одном из подобных конфликтов с местным правителем Бурусханды находим в полулегендарном тексте «Царь битвы» (šar tamḫāri),69) повествующем о прибытии к Саргону Аккадскому специального представителя мирных (в стк. 18 лицевой стороны текста посланец говорит: úl qarradānu — «мы — не воины»)70) торговцев-колонистов — Нур-Даггала, который просит правителя Аккада о военной помощи. При этом Нур-Даггал старается прельстить Саргона богатствами края, перечисляя главным образом ценные породы деревьев.71)
Позднее внуку Саргона — Нарамсину пришлось, видимо, столкнуться с той же проблемой, но на этот раз правитель Аккада имел дело с коалицией 17 северосирийских и малоазийских «царей».
О последующем периоде вплоть до падения III династии Ура известно немного. Лишь в начале II тысячелетня до н. э. картина заметно проясняется, но теперь в Малой Азии мы видим представителей Ассура — прямых наследников аккадских торговцев-колонистов.72) [75]
Канес (совр. Кюльтепе) становится центром (karūm)73) многочисленных более мелких ассирийских торговых факторий-стоянок (ṷabartum), которыми управлял через своих особых представителей (šipru). Сам Канес находился в прямой зависимости от Ассура.74)
Связи ассирийцев с местными жителями поддерживались в основном через торговлю. Колонисты вели свои дела в тесном контакте с местной властью (rubā’um, LUGAL-šarrum, ēqallum). Местный правитель сам был заинтересован в торговых операциях, участвуя в них непосредственно и получая часть прибыли. Поэтому он покровительствовал колонистам и, как правило, оказывал им поддержку. Конечно, дело не обходилось без трений и конфликтов и тогда колонисты, как видно, вынуждены были обращать свои взоры к далекому Двуречью, правители которого, хотя и не проводили постоянной колонизации края, периодически, видимо, все-таки наведывались в Малую Азию, чтобы силой восстановить угодный им порядок.
Однако, в силу различных обстоятельств (в первую очередь, ввиду внутриполитических осложнений в Месопотамии и под напором все усиливающейся местной власти) ассирийские колонии к концу XVIII столетия до н. э. приходят в упадок и, наконец, вовсе исчезают.75)
Как видим, становление классового общества и государственности у хеттов проходит в тесном контакте и под заметным влиянием ассирийских торговых колоний, активная деятельность которых не могла не ускорить процесса разложения первобытнородовых отношений в малоазийском обществе.
Уже в период существования рассматриваемых ассирийских торговых колоний основными статьями вывоза являлись металлы (медь, олово, свинец, серебро, а также железо), ткани самых разнообразных видов, металлические орудия и оружие (в Канесе была обнаружена ремесленная мастерская), драгоценные камни и т. д. Объектами торговых сделок были также сельскохозяйственные продукты (зерно, мука, вино и т. д.). [76]
Те же товары фигурируют в торговом обороте и в период Хеттского царства. И опять-таки особое внимание уделяется торговле металлами и, в частности, железом. По мнению Л. Вулли, именно появление металлов дало толчок развитию торговли в Малой Азии.76) Однако одновременно с этими традиционными для Малой Азии товарами объектами купли-продажи все чаще становятся рабы, крупный рогатый скот и участки земель,77) что характерно для развитой цивилизации.
Хеттское государство активно участвовало во внешнеторговых операциях, охвативших все страны Ближнего Востока в древности. Египетские, вавилонские, ассирийские и др. письменные источники (не говоря уже о хеттских), а также археологические данные рисуют картину довольно интенсивных торговых отношений,78) в которых участвовали и которыми были заинтересованы не только частные лица, но и само государство и сам верховный правитель страны — царь, что нашло отражение во многих международных соглашениях.79)
Выше уже говорилось о значении многочисленных (главным образом естественных) дорог не только для военных походов, но и для торговли. Дорогу, связывавшую столицу Хеттского царства с Кархемышем, пожалуй, нужно считать важнейшей (хотя далеко не единственной) из всех торговых путей.80)
Функцию денег как во внутренней, так и во внешней торговле выполняло серебро, исчисляемое в сиклях.81) Достаточно сказать, что в ХЗ-ах все штрафы, возмещения, цены и плата за наем выражена в подавляющем большинстве случаев в сиклях серебра. Значительно реже в качестве денег [77] выступали медь и золото. Последнее — главным образом при крупных сделках.82)
В качестве денежного эквивалента сикля серебра выступает овца, которая также является мерилом стоимости. В § 179 ХЗ-ов сказано: «(36) Если (это) овца, (то) ее цена — 1 сикль серебра». А в § 185b и 186 при определении стоимости мяса различных животных, овца уже полностью заменяет сикль серебра.83)
Стоимость могла оцениваться и в зерне.84)
Чеканных денег еще нет, они появились только в I тыс. до н. э.85)
Судя по приведенному в ХЗ-ах тарифу, верховная власть непосредственно участвовала в установлении более или менее твердых рыночных цен на различные товары. Правда, ценообразование, видимо, шло скорее под влиянием конъюнктуры, сложившейся на рынке, чем под принудительным давлением государственной власти.86)
Приведем стоимость некоторых основных товаров согласно данным ХЗ-ов.87)
Рабы (§§ 176-177):
1. Ученик, подмастерье (у гончара, кузнеца, плотника, кожевника, портного, ткача, изготовителя одежды капалли) |
10 сиклей серебра |
2. «Смотритель птиц». |
25 сиклей серебра |
3. Женщина или мужчина дампупи88) |
20 сиклей серебра [78] |
Земля (§§ 183, 185):
1. 1 ику поля сиссурас89) |
3 сикля серебра |
2. 1 ику „выделенного» поля90) |
2 сикля серебра |
3. 1 ику „смежного (?) поля»91) |
1 сикль серебра |
4. 1 ику виноградника |
1 мина (40 сиклей) серебра |
Скот (§§ 178-181):
1. Пахотный бык |
12 сиклей серебра |
2. Племенной бык |
10 сиклей серебра |
3. Взрослая (букв.: „большая") корова |
7 сиклей серебра |
4. Стельная корова |
8 сиклей серебра |
5. Годовалый бык 6. Годовалая корова |
5 (?) сиклей серебра |
7. Теленок до года |
4 сикля серебра |
8. Теленок (новорожденный) |
292) сикля серебра |
9. Лошадь (упряжная) |
20 сиклей серебра |
10. Лошадь (на выпасе?) |
15 сиклей серебра |
11. Жеребец |
цена такая же93) |
12. Племенная кобыла |
цена такая же |
13. Годовалый жеребец |
10 сиклей серебра |
14. Годовалая кобыла |
15 сиклей серебра [79] |
15. Жеребец (до года) |
4 сикля серебра |
16. Кобыла (до года) |
4 сикля серебра |
17. Осел |
цена такая же |
18. Упряжная ослица |
цена такая же |
19. Мул |
1 мина серебра94) |
20. Овца |
1 сикль серебра |
21. 3 козы |
2 сикля серебра |
22. Ягненок |
1/2 сикля серебра |
23. Козленок |
1/4 сикля серебра |
Мясо и кожи (§§ 185, 186):95)
1. Мясо взрослого быка |
1/2 сикля серебра. |
2. Мясо годовалого быка |
1/2 сикля серебра. |
3. Мясо теленка (до года) |
1/5 сикля серебра. |
4. Мясо теленка (новорожденного?) |
1/10 сикля серебра. |
5. Мясо овцы |
1/10 сикля серебра. |
6. Мясо ягненка |
1/20 сикля серебра. |
7. Мясо козленка |
1/20 сикля серебра. |
8. Шкура взрослого быка |
1 сикль серебра96) |
9. Шкура теленка (до года) |
1/5 сикля серебра |
10. Шкура быка (?) |
4 сикля серебра97) |
11. Шкура косматой (?)98) овцы |
1/10 сикля серебра |
12. Шкура стриженной (?)99) овцы |
1/10 сикля серебра |
13. Шкура козы (козла) |
1/4 сикля серебра |
14. Шкура стриженной (?) козы (козла) |
1/15 сикля серебра [80] |
15. Шкура ягненка |
1/20 сикля серебра |
16. Шкура козленка |
1/20 сикля серебра |
Металлы (§ 181):
1. 1 мина меди..........1/4 сикля серебра
Различные сельскохозяйственные продукты (§§ 181, 183):
1. 1 циппитани100) растительного масла — 2 сикля серебра
2. 1 циппитани сливочного масла — 1 сикль серебра
3. 1 циппитани сала — 1 сикля серебра
4. 1 циппитани меда — 1 сикля серебра
5. 1 (головка?) сыра — 1/2 сикля серебра
6. 3 (порции?) дрожжей (?)101) — 1 сикль серебра
7. 3 РА полбы — 1 сикль серебра
8. 1 РА вина — 1/2 сикля серебра
Ткани и одежда (§ 182):
1. Одежда102) хаппусанта |
1 сикль серебра |
2. „Тонкая"103) одежда |
30 сиклей серебра |
3. Голубая шерстяная одежда |
20 сиклей серебра |
4. Пояс (??)104) |
10 сиклей серебра |
5. Разорванная (??) одежда |
2 сикля серебра |
6. Повязка для головы (?) |
1 сикль серебра |
7. Рубашка (?) |
3 сикля серебра |
Уже сам факт столь большого внимания, уделяемого ХЗ-ми тарифу цен, говорит о довольно высоком развитии товарно-денежных отношений, о крупной роли торговли в [81] хозявственно-экономической жизни страны. Как видим, объектами торговли являются люди, земельные участки, скот, металлы, сельскохозяйственная продукция. Следует также учесть, что авторы ХЗ-ов склоняются к замене любых наказании денежной компенсацией.105)
Подобное развитие торговых и товарно-денежных отношений базировалось, бесспорно, на высоком уровне основных отраслей хозяйства (земледелия, скотоводства, ремесленного производства), процесс дифференциации между которыми ко времени наивысшего могущества Хеттской державы зашел уже довольно далеко.
Заканчивая рассмотрение вопроса о хозяйственной деятельности хеттского населения, следует еще раз подчеркнуть, что уже при наличии имеющихся данных письменных источников и археологических изысканий можно воссоздать довольно ясную картину многообразного хозяйства древней Анатолии, что позволяет окончательно отвергнуть мысль о чисто военном характере хеттского общества и государства.106) При этом, конечно, нельзя отрицать, что война была одной из самых доходных статей для правящего класса хеттов.
Однако, земледелие, скотоводство, ремесла и торговля всегда оставались основными сферами деятельности хеттского населения. И хотя война играла немаловажную роль в жизни хеттов и приносила им дополнительные богатства, она отнюдь не была единственным источником существования и процветания хеттского общества, основой жизнедеятельности которого являлось сельское хозяйство (скотоводство, земледелие).107) Заметную роль играли также ремесленное производство и торговля.108) Нам кажется, что Афет совершенно [82] справедливо указывает на наличие «организованной и даже централизованной» экономики, «способствующей прогрессу цивилизации».109)
В советской исторической науке общепризнано, что буржуазные ученые уделяют недостаточное внимание экономическому фактору.110) Однако огульное нивелирование всех зарубежных ученых вряд ли может считаться обоснованным. Бесспорная мысль о первостепенном значении экономического базиса находит поддержку и у многих объективных западных исследователей. Так, например, Л. Вулли пишет: «В истории экономического развития является аксиомой, что подлинная цивилизация может начаться лишь в районах, где характер почвы и климат делают излишек продукции возможным и легко достижимым... Мало того, эти условия должны преобладать в достаточно большом районе..., чтобы стала возможной специализация занятии и социальное развитие».111)
Экономика — это тот фундамент, на котором возводится и от которого зависит прочность всего социального, политического, правового строения.112) Такова неопровержимая и вместе с тем простая истина, которую сегодня и в кругах, весьма далеких от марксистского мировоззрения, все чаще называют «аксиомой».
1) Contenau, Civilisation. стр. 112-113; Afet, TTKB, III, 11/12, стр. 430-431; Воssert, Altanatolien, В., 1942, стр. 43; Kleinasien, стр. 79, 120; Schaeffer; Stratigraphie, стр. 543; Gurney, стр. 82; Вittel, Grundzüge, стр. 26; Kulturgeschichte, стр. 400.
2) См. Bossert, Altanatolien, стр. 43.
3) KBo, II, 2. Перевод см. Witzеl, Urkunden, стр. 76-87; ANET, стр. 356-357.
4) Правда, «точные» скорее для хеттов, чем для нас, ибо локализация большинства из них по сей день не возможна (Бирундума, Тагнияра). Ср. ANET, стр. 356, сн. 1.
5) Витцель (Urkunden, стр. 81) переиодит: „aus dem Bergwerk(?) — из рудника (?)".
6) Канес? А. Гётце (ANET, стр. 356, сн. 1) воздерживается от локализации.
7) Витцель (Urkunden, стр. 81) воздерживается от перевода. Гётце (ANET, стр. 356) переводит „jasper (яшма)». Фридрих (HW, стр. 268): „Bergkristall (горный хрусталь)».
8) Витцель (Urkunden, стр. 81) переводит: «Hände(?)-Stein". Гётце (ANET, стр. 356); «диорит». Тот факт, что этот камень был попросту извлечен из-под земли, должен указывать на обычный строительный материал (базальтовый камень и т. п.).
9) Тот же глагол uter — «принесли».
10) Т. е. метеоритное.
11) Тот же глагол uter.
12) Витцель (Urkunden, стр. 81) и Гётце (ANET, стр. 356) несколько иначе переводят это место: «...с горы Таггата в стране Аласия». Страна Аласия — о. Кипр. См. ANET, стр. 356, сн. 3.
13) Afet, TTKB, III, 11/12, стр. 431.
14) См. Kleinasien, стр. 78-79.
15) Kleinasien, стр. 78 (о значении олова на Древнем Востоке), 120. Олово, возможно, доставлялось из страны Хурри — см. IBoT, I, 31, obv. 26 (А. Goetze, IBoT I, 31, JCS X, l, 1956, стр. 32).
16) Всемирная история, т. I, стр. 223; Kleinasien стр. 78, 119-120.
17) Afet, ТТКВ, III, 11/12, стр. 430-431.
18) ХЗ, §§ 126, 129, 143, 144, 157, 160, 161, 181.
19) Или нож? В § 144 этот бронзовый предмет упомянут как собственность цирюльника. Ср. переводы: И. М. Дунаевская, ЗВАХ, II, стр. 274; В. В. Иванов, ХИДВ, стр. 321: Hrozný, CH, стр. 119; ANET стр. 194; NHL, стр. 39; Friedrich, Gesetze, стр. 69, 71, 107. С. Алп (Anatolia, 2, 1957, стр. 4, сн. 3) переводит: инструмент для очистки (срезания) ногтей?
20) Н. Otten, Beiträge zum hethitischen Lexikon, ZA 5i (1955), стр. 124-126. Ср. Friedrich, Gesetze, стр. 108.
21) «Колокольчик?» (Friedrich. Gesetze, стр. 69; ХИДВ, стр. 321). „Buckle" — HNL, стр. 38. А. Гётце (ANET, стр. 194) вовсе не переводит это слово. Судя по контексту, речь идет о какой-то части в упряжи. Поэтому мы отдаем предпочтение переводу И. М. Дунаевской: «бронзовые удила (?)» (ЗВАХ, II, стр: 273).
22) Б. Грозный (СН, стр. 115) переводил: „figure"; Э. Ньюфельд (NHL, стр. 37): „Ornament"; И. Фридрих (Gesetze, стр. 67) переводит: „Kupferspange"; В. Иванов вслед за ним: «застежка» (ХИДВ, стр. 320); А. Гётце (ANET, стр. 194): «гвоздь». И. Дунаевская (ЗВАХ, II, стр. 273): «колышек?».
23) Почти все переводчики ограничиваются общим определением: «какой-то медный или бронзовый предмет». Только Ньюфельд (NHL, стр. 39) пытается уточнить: „knife(?)».
24) MIO, VIII, 2, стр. 161-217; IX, 2/3, стр. 175-239. Ср. таблицу, приводимую автором на стр. 230-237.
25) Конечно, не исключено, что часть из этих предметов являлась лишь моделями настоящих орудий, утвари и др. предметов из бронзы и меди. Однако это не только не противоречит, но даже подтверждает основную мысль о широком практическом применении меди и бронзы. Археология дает массу тому доказательств. См., например , Schaeffer, Stratigraphie, стр. 263, 269, 289, 305, 306 и др.; К. Bittel, Boğazköy I, Leipzig, 1937, стр. 4-5 (речь идет о различных металлических изделиях, главным образом из меди и бронзы), 20-21 (металлические орудия и оружие); R. О. Arik, Le hüyük de Karaoğlan, TTKB, III, 9, 1939, стр. 58 и т. д. В результате археологических раскопок были найдены и другие многочисленные и разнообразные изделия из золота, серебра, железа и т. д. См., напр., Schaeffer, ibid., стр. 281, 290, 291 и др.; Вittel, Grundzüge, стр. 27-29; А. Gоеtze, Hittite and Anatolian Studies, „Tho Bibie and the Ancient Near East", London, 1961, стр. 320 и т. д. Наиболее значительные данные о металлическом производстве получены в результате раскопок в Богазкёе, Алишаре, Аладжа, Кюльтепе. Ср. Kleinasien, стр. 119, сн. 10.
26) ХЗ, § 56. Так (вслед за И. Фридрихом — HW, стр. 300) переводят И. М. Дунаевская (ЗВАХ, II, стр. 267) и В. В. Иванов (ХИДВ, стр. 316). Б. Грозный (СН, стр. 51), А. Гётце (ANET, стр. 192), Э. Ныофельд (NHL, стр. 19), И. Фридрих (Gesetze, стр. 37) понимают этот термин и в более широком смысле: «работник по металлу, металлист». Впрочем и И. М. Дунаевская (там же, сн. 3) не возражает против более широкого понимания этого термина, считая, что он мог обозначать ремесленников вообще, с чем, как нам кажется, не легко согласиться.
27) Kleinasien, стр. 119.
28) См., напр., Во, 4971 (Jakob-Rost, MIO, IX, 2/3, стр. 199, стк. 19-20), где упоминается некто Пиха, «глава кузнецов» (UGULA E.DÉ), изготовивший «серебро богов». Ср. А. И. Тюменев, Шумер, стр. 55, 73-74 (автор говорит о возможности известной организации в области кузнечного дела уже на ранних ступенях общественного развития в Двуречье).
29) Богатство исчислялось, главным образом, в серебре. Отсюда — выражение KÙ.BABBAK-ia iia — (см. KUB VIII, 35, I, 6: «делать деньги, становиться богатым»), которое и сегодня звучит не столь уж архаично.
30) Ср. Kleinasien, стр. 120; Schaeffer, Stratigraphie, стр. 297, 543-544. Оттен (Kulturgeschiehte, стр. 80) говорит о хеттской монополии на железо. Ср. также ИХЯ, стр. 19.
31) Kleinasien, стр. 120. Хеттское название железа (ḫapalki) хаттского происхождения (см. Laroche, RHA, XV, f. 60, 1957, стр. 10; Иванов, ИХЯ, стр. 19). Об обработке железа в Анатолии см. также Гиоргадзе, КБс, II, стр. 20.
32) Упомянут железный трон и железный скипетр (?). См. В. Hrozný, L’invasion des indo-européens en Asie Mineure vers 2000 av. J.-C., Ar. Or., I, 3, 1929, стр. 280; H. Otten, Zu den Anfängen der hethitisehen Geschichte, MDOG. 83, 1951, стр. 42; ХИДВ, стр. 305.
33) КВо. I. 14. См. Е. Cavaignac, KBo. I, 14, RHA, IV, 15. 1934, стр. 233-238. Ср. Gurney, стр. 83.
34) Согласно Гэрни (ibid., стр. 83, 84), запасы железа обычно иссякали к концу лета, ибо крестьяне занимались его обработкой только зимой, когда были свободны от полевых работ. Этим и объясняет он отказ Хаттусили. Однако подобное толкование текста не кажется нам безупречным. Во-первых, при наличии класса ремесленников выглядит странным, что обработкой железа (столь прибыльным делом) занимались крестьяне, да и то лишь в «свободное время». Правда, как мы видели выше, ремесленники часто получали земельные наделы для удовлетворения собственных нужд, однако эти участки земель играли роль лишь подсобного хозяйства, отнюдь не лишая на длительное время их владельцев возможности заниматься своим ремеслом, которое к тому времени, может быть, и не совсем «оторвалось» от земли, но его выделение уже вполне четко наметилось. Более того, как нам кажется, упоминание bīt kunilkki-ia в тексте должно говорить о наличии определенной организации или, по крайней мере, руководства ремесленным производством железа в царском хозяйстве (царь говорит: -ia — «мой»). Во-вторых, текст письма ясно показывает, что хеттский царь чем-то не доволен. Не в возникших ли между двумя государствами трениях следует искать истинную причину отказа?
35) См., напр., Götze, Kizzuwatna, стр. 27-29; его же. Kleinasien. стр. 120.
36) Ср. Kleinasien, стр. 120. О различных железных изделиях (фигурки людей, животных, птиц и т. д.) см. также Rost (Jakob-Rost), MIO, VIII, 2, стр. 198, 199, 201, 208 и др.; MIO, IX, 2/3, стр. 182, 183 и др. Наиболее важные записи делались на железных табличках (см. КВо, IV, 10, Rs. 22).
37) Kleinasien. стр. 79; Afet, ГГКВ, III, и 12, стр. 431.
38) Kleinasien, стр. 79. Кавеньяк (Cav. Hitt., стр. 61) считает, что золото было лишь в 6 раз дороже серебра.
39) Если 1 хеттская мина = 40 сиклям (см. выше, стр. 33-34, сн. 40). Если же исходить из вавилонских мер веса (1 мина = 60 сиклям), то отношение стоимости меди к стоимости серебра будет 1:240, и тогда вышеприведенное соотношение примет такой вид: 1:240:1920:9600. Ср. Kleinasien, стр. 122, сн. 3; Gurney, стр. 84; Cav. Hitt. стр. 61; Аfet, TTKB, III, 11/12. стр. 431 (все они исходят из соотношения 1:240). О весе мины (ок. 500 гр. в Вавилонии и ок. 364 гр. в Кархемыше) см. Cavaignac, ibid.; Gurney, ibid; Kulturgeschichte, стр. 304, 305, 400.
40) См., напр., KRo. IV. 1; ANET. стр. 356-357; Witzel, Urkunden, стр. 76-87. Ср. Ех. 38:27-28.
41) Об археологических данных по этому вопросу см., напр.. R. Naumann, Architektur Kleinasiens. Tübingen, 1956 (особенно стр. 422-430); Bittel, Boğazköy I. стр. 5-14; К. Bittel, В. Naumann , Th. Beran и др., Boğazköy III, Berlin. 1957, стр. 10-17; Вittel, Grundzüge, стр. 37, 56-58; Schaeffer, Stratigraphie, стр. 279-282, 303, 305-307, 310, 314-315 и др.; Goetze, BANE, стр. 318-321; Cav., Hitt., стр. 64; Schmökel, Geschichte des Alten Vorderasien. Leiden. 1957, стр. 145-146: Kulturgeschichte. стр. 444 и т. д.
42) Goetze, ibid., стр. 318; Е. Cavaignac, Le problème hittite, Paris, 1936. стр. 115; Afet, TTKB,III, 11/12, стр. 429.
43) Bossert, Altanatolien, стр. 47-50, 55-57.
44) См. Hrozný, Ar. Or., 1929, I, 3, стр. 278; Ollen. MDOG, 1951, № 83, стр. 41; Иванов, ХИДВ, стр. 305.
45) Здесь Анитта ведет речь о строительстве «города», но, судя по контексту, можно предполагать, что речь идет о «городской стене». Оттен и переводит: „Stadt(befestigung?)" — (там же). Иванов предпочитает перевод: «(жилые кварталы?)» (ХИДВ, стр. 305). Ср. также ИХЯ, стр. 18.
46) О строительной деятельности хеттов см., напр., КВо, IV, 1; KUB, II, 2; IX, 33; XXIX, 1-3; а также Witzel, Urkunden, стр. 76-87; Schwartz, Or., XVI, 1947, стр. 23-55; ANET, стр. 356-358; Schuler, Anweisungen, стр. 43. Подготовку к строительству, выраженную в заготовке необходимых материалов и привлечении нужной рабочей силы, а также факт покровительства богов строительству ср. I Chron. 22:14-17.
47) КUВ, II 2. и KUB, XXIX. 1.
48) ХЗ, § 145. См. NHL, стр. 177. Ср. II Reg. 12:12, 13; 22:4-7, где также говорится о плате производителям работ и строителям. Ср. также с организацией строителей в древнем Шумере (Тюменев, Шумер, стр. 357).
49) См., напр., Schuler, Anweisungen, стр. 44-45.
50) ХЗ, § 128. Из других преступлений подобного рода следовало бы отметить повреждение общественного канала (ХЗ § 162).
51) Не о них ли (NA4 ḫarmiialli) речь в том же § 128 ХЗ-ов? См. И. М. Дунаевская, ЗВАХ, 11, стр. 273. Ср. Friedrich, HW, стр. 58; Hrozný, CH, стр. 117.
52) Археологические раскопки выявили многочисленные ремесленные изделия и, в первую очередь, многообразную хеттскую керамику. См., напр., Bossert, Altanatolien, стр. 37, 41,46, 61-62; Вittel, Grundzüge, стр. 47-51; его же, Boğazköy I, стр. 35-56; К. Вittel, W. Herre. H. Otten и. др., Die hethitisehen Grabfunde von Osmankayasi. B., 1958, стр. 16-27; H. Koṣay. Türk Tarih Kurunm tarafindan yapilan Pazarli hafriyati. TTKB, III, 9, 1939, стр. 7-8; Arik, TTKB, IIL 9, 1939. стр. 55-58 и т. д.
53) См. Bittel, Grundzüge, стр. 48.
54) НАВ, стр. 120-133.
55) Ср. Götze, NBr., стр. 57; Е. Laroche, Le voeu de Puduḫepa, RA, XLIII. 1-2, 1949, стр. 71; Gurney, стр. 70; Korošec, ZSS, 77, 1960, стр 420: Kleinasien, стр. 104.
56) X3, §§40, 41, 47b, 52. 53, 112, 176b, XXXVII.
57) Ср. с термином LÚMEŠ UMMIIANUTIM — Schuler. Anweisungen, стр. 56.
58) И. Фридрих (HW, стр. 314) переводит „Werkmeister, Künstler*. Возможность иной интерпретации данного термина подсказана нам акад. Г. А. Меликишвили.
59) ХЗ, § 144; KUH, XIII, 3, 111, 3, 9, 11; XXV, 1, 111, 60; XXIX, 1, II, 13 и III. 14. 18;КВо, V, 7. Vs. 24. 27, 32, Rs. 3, 10; VI, 34. II 42. 43 и III, 1-2; ANET. стр. 207,354, 360; J. Friedriсh, Reinheitsvorschriften für den hethitischen König. MAOG, IV., Leipzig, 1928, стр. 49; Otten, Totenrituale. стр. 125; Rost, MIO, IX, 23, 1963, стр. 197; Schwartz, Or., XVI. 1. стр. 28, 32, 34; Kleinasien, стр. 106, 119; Gurney, стр.70; Afet, TTKB, III, 11/12, стр. 425 и т. д. В. Корошец (Hethitica, стр. 8) отмечает значительную роль, которую играли ремесленники в Хеттском государстве.
60) ХЗ, §§ 125, 129, 131, 142-144. 182; КВо, V, 2, I, 18-45: КВо, IX, 89, 91; KUB, VII. 53. I, 13-21: ANET, стр. 400; Gоеtze, Tunn., стр. 4, 6; Witzel, Urkunden, стр. 98-103; Afet. TTKB, III, 11/12, стр. 430-431; J. J. Finkelstein. A Hittite mandattu — Text, JCS, X, 3, 1956, стр. 101, 103, 104; Jakob-Rost, MIO, VIII, 3, 1961; IX, 2/3, 1963; А. Goetze, Hittite Dress, „Fest Sommer", стр. 48-62. его же, The Inventory IBoT I 31, JCS. X, 1, 1956, стр. 32-37 и. т. д.
61) Букв.: „сына".
62) Ср. Friedrich. Gesetze. стр. 86-87; HKR. стр. 94. Несколько иное перечисление ремесленных профессий у Ньюфельда (NHL, стр. 58: плотник, ткач, портной, кожевник, кузнец). Гётце (ANET, стр. 197: плотник, кузнец, гончар, кожевник, сукновал), Дунаевской (ЗВАХ, II, стр. 281: плотник, горшечник, ткач, кожевник, портной, кузнец), Иванова (ХИДВ, стр. 325: плотник, ткач, гончар, кожевник, валяльщик). Чтение и интерпретация этой статьи, данная Грозным (СН, стр. 150-151), ныне никем не разделяется.
63) Фридрих здесь восстанавливает [LÚU] М?. [М] Е? [A?-а]Š? и переводит «мастер?». См. Friedrich, Gesetze, стр. 86, 149.
64) Чтение и интерпретация этой строки вызывает много споров. Еще в 1950 г. Сан Николо (М. San Nicolo, Der neubabylonische Lehrvertrag in rechtsvergleichender Betruchtung, „Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften", 3. 1950. стр. 28. сн. 5) высказал мнение о возможности восстановления здесь отрицания Ú.UL („не"). Однако эта мысль, признаваемая всеми логичной, на деле почти никем не разделялась. Ни Гётце, ни Фридрих, ни Ньюфельд, ни Дунаевская, ни Иванов не включили указанное отрицание в свои переводы, тем более, что фрагменты KUB, XIII, 14 и КUВ, XIII, 16 (см. фотокопии в NHL, стр. XXXIV, XXXVI) явно не давали для этого никаких оснований. Дальнейшие усилия Оттена, Кронассера и Xаазе (см. PSPV, стр. 155-157; его же, Zu den hethitischen Gesetze, ZA, 20(54), 1961. стр. 103-104) подтвердили, что в наиболее полно сохранившемся фрагменте этой статьи (КВо, VI, 26, IV, 30 — фотокопию см. NHL. стр. XXXIII) прекрасно может быть восстановлено Ú.UL. Отныне статья приобрела стройный вид, хотя нужно признать, что Гютербок (Furtlier Notes он the Hittite Laws, JCS, XVI, 1. 1962, стр. 23) все же не видит и на табличке КВо, VI. 26 никаких следов отрицания. Однако, судя по ссылке на фотокопии, опубликованные Грозным и Ньюфельдом, Гютербок, видимо, не столь тщательно проверил оригинал таблички, как это сделали Оттен, Кронассер и Хаазе, мнение которых ныне разделяется и Фридрихом (Zum letzten Satze der zweiten Tafel der hethitischen Gesetze, RHA, XVIII, 66/67, 1960, стр. 33-35).
65) Ср. помимо вышеприведенной литературы Korošec, ZSS, 77, 1960,. стр. 418. Об ином толковании статьи (выдаваемая «голова» есть последний взнос платы за обучение) см., напр., Cuq, Études, стр. 487; Kleinasien, стр. 105. К интерпретации рассматриваемой статьи ХЗ-ов см. также Güterbock, JCS. XV, 2, 1961, стр. 72.
66) О двух основных видах торговых операций (Handelskauf и Marktkauf) см. Р. Koschaker, Ehesehliessung und Kauf nach alten Rechten..., Ar. Or. XVIII, 3, 1950, стр. 213.
67) Ср. Струве, Очерки, стр. 45-52.
68) См. Klemasien, стр. 64-66. О международной торговле на Ближнем Востоке в древности см также Дьяконов, РЗОА, стр. 10-18.
69) См. Е. Weidner, Der Zug Sargons von Akkad nach Kleinasien, BoSt 6, 1922: русский перевод заключительных строк документа,, выполненный Р. А. Грибовым, см. ХИДВ, стр. 183-184.
70) Weidner, ibid., стр. 62-63; Garelli, Capadoce, стр. 49 и сн. 6 на той же стр.
71) См. Rs. 24-25; ср. Vs. 28-29 (Weidner, ibid., стр. 64-65, 68-69).
72) Об ассирийской колонизации края подробнее см. B. Landsberger, Assyrische Handelskolonien in Kleinasien, АО, 24, 4, 1925; Kleinasien, стр. 67-81 (здесь, на стр. 67-69, дана подробная библиография по этому вопросу). О хронологических рамках пребывания ассирийцев в Малой Азии — см. Garelli, Capadoce, стр. 31-79.
73) П. Гарелли (Garelli, Capadocetстр. 171) определяет karum как коммерческий и руководящий центр ассирийской торговли в Анатолии.
74) См., напр., Garelli, ibid., стр. 230. О хозяйственной деятельности и торговле в Малой Азии этого периода см. также Г. Гиоргадзе, КБС, II, стр. 7 сл.
75) См. Gareilli, ibid., стр. 77-78. См. также Дьяконов, РЗОА, стр. 37.
76) Л. Вулли, ВИМК, № 1, 1957, стр. 120. О значении железа и его экспорте см. выше стр. 65 сл.
77) Ср. Koschaker, Ar. Or., XVIII, 3, 1950. стр. 213; Kleinasien. стр. 114.
78) См., напр., САН, стр. 154. 255; Bossert, Altanatolien, стр. 43: Forbes, Studies in Ancient Technology, v. IV, стр. 12-13: Contenau, Civilisation, стр. 112-113; Afet, TTKB, III, 11/12, стр. 432; Kleinasien, стр. 120. Ср. W. F. Leemans, Foreign Trade in the Old Babylonian Period, Leiden, 1960.
79) См.. напр., Cavaignаč, RHA. IV, 15, 1934. стр. 233-238; Kleinasien, ibid.; H. Otten, Keilschrifttexte, MDOG, 91, 1958, стр. 74; Y. Korošec, Les Hittites et leurs vassaux syriens à la Jumière des nouveax textes d'Ugarit, RHA, XVIII, 66-67, 1960, стр. 70.
80) Coutenau, Civilisation, стр. 113; Afet, TTKB. III. 11/12, стр. 432; Klenasien, стр. 120.
81) См., напр., Kleinasien, стр. 121. Ср. Leemans, Foreign Trade, стр. 130-131.
82) Ср. Kleinasien. стр. 78-79.
83) Скот (и в первую очередь овцы) в древности часто использовался в качестве денег. Ср., напр., латинск. pecus — «скот», pecunia — «деньги»; турецк. и груз. para — «скот» и «деньги» и т. д. Ср. ИХЯ, стр. 27-28.
84) ХЗ, §§ 78, 83-85. 142, 159, 160. Ср. Delaporte, стр. 237.
85) Afet, TTKB. III 11/12, стр. 429.
86) Гэрни считает, что в ХЗ-ах указаны максимальные цены (Gurney, стр. 92).
87) ХЗ, §§ 176-186. О тарифе цен в ХЗ-ах см. Delaportem, стр. 236-237; Contenau, Civilisation, стр. 111; Cav., Hit, стр. 62-63; Kleinasien. стр. 121; Gurney, стр. 84-86; Kulturgesehichte, стр. 400.
88) Грозный (СН, стр 135), Фридрих (Geeetze., стр. 79), переводят «необученный». Гётце (ANET, стр. 195), Хаазе (HKR, стр. 90, сн. 92), Иванов (ХИДВ, стр. 323): «не вполне обученных». Ньюфельд (NHL, стр. 49): «неквалифицированный». Мы, вслед за И. М. Дунаевской, воздерживаемся от перевода.
89) См. выше, стр. 35.
90) A.ŠA ḪA.LA.NI.
91) По-видимому, речь идет о поле, которое находилось в отдалении, было труднодоступно для обработки. Кюк (Études, стр. 485) видит здесь следующие три категории земельных участков: надел коренного жителя поселения, участок его кампаньона и, наконец, поле его соседа.
92) KUB, XXIX, 22, III, 11:3 сикля.
93) В § 178 о жеребце, племенной кобыле, осле и упряжной ослице сказано, что их цены «такие же» (как и пахотного и племенного быка?). Выражение не совсем ясно, ибо годовалый жеребец и кобыла стоят 10 и 15 сиклей соответственно (§ 180). Вряд ли племенная кобыла стоила дешевле, чем годовалая.
94) А. Гётце (Kleinasien. стр. 125 , сн. 5) считает эту цену очень высокой и высказывает предположение, что здесь могла быть допущена ошибка.
95) Цены на мясо даны не в сиклях, а в овцах. Мы делаем пересчет на сикли серебра.
96) Кожа быка была вдвое дороже его мяса. Это говорит о развитии и значении кожевенного дела.
97) В тексте сказано: «(Цена) 10 шкур быка — 1 мина серебра». Цена 1 шкуры выведена из расчета 1 мина = 40 сиклям.
98) Т. е. нестриженной овцы. См. Дунаевская, ЗВАХ, II, стр. 279.
99) И. Фридрих (Gesetze, стр. 81) и Иванов (ХИДВ, стр. 324) переводят: «выщипанных».
100) Неизвестная мера емкости, меньше РА, которая в Вавилонии равнялась ок. 16 литрам. Ср. Delaporte., стр. 236.
101) И. М. Дунаевская переводит «кислых сыров (?)» (ЗВАХ, II, стр. 278).
102) Дунаевская (ЗВАХ, II, стр. 278) и Иванов (ХИДВ, стр. 324) переводят «ткань».
103) Дунаевская (ibid) переводит: «нижней».
104) Фридрих (Gesetze, стр. 81): „Leibbinde (?)".
105) Ср., напр., М. San-Nicolò, Beiträge zur Rechtsgeschichteim Bereictie der keilschriftlichen Rechtsquellen, Oslo, 1931, стр. 101-102.
106) В свое время акад. В. В. Струве (Очерки, стр. 47, 50, 52) квалифицировал хеттское общество как «военно-паразитическое», которое «само не могло создавать необходимые для себя хозяйственные ценности». Эти строки писались тридцать лет тому назад, когда данные о хозяйственной деятельности хеттов, имевшиеся в распоряжении науки, были крайне скудными. Позднее акад. В. В. Струве не только отказался от неудачного, с нашей точки зрения, термина («военно-паразитическое общество»), но и воздал должное многоотраслевому хеттскому хозяйству в своем сжатом описании экономики Хатти (см. Всемирную историю, т. I, стр. 366, 369-371).
107) См. И. М. Дьяконов, ЗВАХ, II, стр. 285, NHL, стр. 119.
108) Ср. Korošec, RA, LVII, 3, 1963, стр. 127.
109) Afet, TTKB, III, 11/12, стр. 434.
110) См., напр., критику акад. А. И. Тюменева — Шумер, стр. 8-10.
111) Л. Вулли, ВИМК, № 1, 1957, стр. 113. Ср. с вышеприведенным высказыванием турецкого ученого Афета.
112) Интересно заметить, что М. Казер (Privatrecht, I, стр. 19) говорит о «крестьянском происхождении» древнеримского частного права.
Написать нам: halgar@xlegio.ru