Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

Краснодембская Н.Г.
От Львиного острова до Обители снегов


Назад

Вещи — об истории и жизни

Дальше

(9/10)

 

Прикоснулся к меду — оближи пальцы.

Индийская поговорка

Южная Азия — это несколько стран общей площадью около четырех с половиной тысяч квадратных километров, с населением свыше 700 миллионов человек: Индия — 3287,6 тысяч квадратных километров и 683,8 миллиона человек, Пакистан — 803,9 тысяч квадратных километров и 80,2 миллиона человек, Бангладеш — 143,9 тысяч квадратных километров и 89,9 миллиона человек, Непал — 140,8 тысяч квадратных километров и 14,2 миллиона человек, Шри Ланка — 65,5 тысяч квадратных километров и 14,9 миллиона человек.1)

Этот огромный край отличается большим разнообразием природно-географических и климатических условий. Высочайшая в мире Гималайско-Гиндукушская горная система ограждает его с севера и северо-запада, встречаясь на востоке с Бирмано-Ассамскими горами (высота Гималаев от тысячи до 6 тысяч метров, отдельные вершины достигают 8 тысяч метров и более над уровнем моря). В Гималаях берут свое начало великие реки Инд и Ганг, вдоль которых расположились две крупнейшие равнины Индостана, разделяет их Центральное Индийское нагорье. Большую часть самого полуострова занимает Деканское плоскогорье, оно более заметно возвышается на западе (Западные Гхаты, средняя высота их около 1,5 тысяч метров), чем на востоке (Восточные Гхаты), поэтому почти все реки здесь текут с запада на восток, пересекая полуостров, — это прежде всего Годавари, Кистна и Кавери с их притоками. В южной части полуостровной суши поднимаются отдельные горные массивы: Нилгири, Пални, Кардамоновы горы (высота некоторых вершин более 2,5 тысяч метров). Вдоль берегов полуострова, омываемых водами Индийского океана и двух его крупнейших акваторий — Аравийского моря и Бенгальского залива, тянутся приморские низменности: Конкан и Канакри — на западе, Карнатак и Сиркар — на востоке.2)

Южная Азия лежит в тропическом поясе, она (10/11) защищена мощным горным заслоном от холодных северных ветров, и климат здесь преимущественно жаркий, среднегодовая температура в большинстве районов от +25° до +30°, за исключением горных областей, где она опускается до +12–15° (на высоте свыше 1,5 тысяч метров бывают морозы и снегопады). Важнейшим фактором сезонных климатических изменений в регионе являются муссоны — летний (юго-западный) и зимний (северо-восточный). Во время летнего муссона, когда ветры приносят океанскую влагу, выпадает наибольшее количество всех годовых осадков — до 90 процентов: особенно обильны они бывают у обращенных к морю склонов Западных Гхатов, на северо-востоке (в Ассаме, Восточных Гималаях) и в то же время очень скудны в некоторых северо-западных областях. С зимним муссоном связан более прохладный и сухой сезон. По окончании зимнего муссона и до начала летнего (от марта до июня) стоит самое жаркое и сухое время года, температура поднимается выше +30°, а в некоторых местах выше +40–50°.

Центральное Индийское нагорье разделяет весь регион на две большие зоны: субтропическую (к северу от него) и тропическую (к югу), несколько различающиеся климатическими особенностями, а также растительным и животным миром.

Южная Азия отличается огромным богатством растительности и животного мира, хотя естественный растительный покров в большей своей части уже уничтожен и многие виды диких животных в значительной степени истреблены человеком.

Преобладающим видом естественной растительности являются тропические листопадные леса, для более сухих районов (в частности, Деканского плоскогорья) характерны саванны, произрастают также муссонные и саванные леса. В Западных Гималаях, в Бенгалии и Ассаме есть субтропическая и тропическая вечнозеленая растительность, на высоте свыше 2 тысяч метров в Гималаях — широколиственные и вечнозеленые хвойные леса. В засушливых районах Западной Индии, Пакистана и Шри Ланки встречаются виды полупустынной и пустынной растительности. Во влажных джунглях — множество лиан, у берегов рек — бамбуковые заросли и мангровые леса. Велико разнообразие культурных растений: рис, пшеница, кукуруза, просо, многие виды бобовых, чай, кофейное дерево, цитрусовые, бананы, (11/12) ананасы, манго, сахарный тростник, кокосовая, пальмировая, арековая и другие пальмы, каучуконосы, хлопчатник.

Богат и разнообразен животный мир Южной Азии. Здесь водятся пантеры, леопарды, волки, шакалы, тигры, медведь-губач. В северо-западных районах встречаются львы. В лесах живут дикие слоны, в дремучих джунглях северо-востока сохранился индийский однорогий носорог. Повсюду распространены антилопы, козы, дикие свиньи. Множество грызунов. Для полноты картины нельзя не упомянуть также обезьян, крокодилов, змей разных видов, включая самую опасную — кобру. Обилен и своеобразен мир птиц, насекомых, рыб.

Конечно, у каждой из стран Южной Азии есть свой особый природный облик, особенности хозяйственного уклада. Пакистан — преимущественно страна засушливых горных плато, с редкой речной сетью даже в районе Индской низменности, с сухим субтропическим климатом, степной и полупустынной растительностью, почти лишенная лесов. Земледелие здесь особенно нуждается в искусственном орошении.

Природные особенности Непала определяются Гималайскими горами, которые занимают почти всю его территорию (лишь на крайнем юге страны проходят узкой полосой тераи — заболоченная, поросшая непроходимыми лесами низменность, северная окраина Индо-Гангской равнины). Разность горных высот вызывает многообразие природных условий: в пределах небольшой территории можно встретить несколько зон — от субтропической до ледниковой.

Бангладеш почти лишена гор и возвышенностей, ее равнинная земля напитана водами Ганга, Брахмапутры и их многочисленных притоков. Богатство почв и достаток влаги способствуют выращиванию многих тропических сельскохозяйственных культур (джута, риса) и деревьев, развитию плантационного хозяйства (сахарного тростника, чая, кофе, каучуконосов и др.).

Шри Ланка — истинное царство тропиков, остров, богато убранный пышной растительностью (хотя площади под девственными джунглями в последние десятилетия заметно поубавились). Почти вся его территория освоена, в том числе и горный район в центре острова, который составляет примерно пятую его часть. Крестьяне Шри Ланки круглогодично выращивают многие теплолюбивые и влаголюбивые культуры. Большое (12/13) значение в хозяйстве имеют кокосовая и другие виды пальм, деревья ценных пород.

Природа Индии чрезвычайно разнообразна в различных ее областях. На крайнем западе ее лежит пустыня Тар, на крайнем востоке — горная область с самыми обильными осадками и вечнозелеными джунглями. Штат Индии Джамму и Кашмир захватывает значительную часть высокогорной системы Гималаев. Основной равнинный массив (Индо-Гангская низменность) определяет природно-хозяйственные особенности Северной Индии. Большие области Центральной и Южной Индии заняты невысокими горами и плоскогорьями. Климат здесь засушливый, реки полноводны только в период муссонных дождей, растительность имеет характер саванн и листопадных лесов. Флора и фауна юга Индии похожи на ланкийские. Наиболее заселены и освоены человеком главным образом долины индийских рек, в особенности Ганга и Брахмапутры, приморские низменности, некоторые внутренние районы страны, хорошо увлажняемые в сезоны дождей.

Политические границы государств Южной Азии, образовавшихся в результате сложных исторических процессов, далеко не всегда совпадают не только с реальными границами природных зон региона, но также и ареалов расселения того или иного народа, распространения того или иного языка, той или иной религии. Так, панджабцы живут и в Индии, и в Пакистане, бенгальцы в Индии и в Бангладеш, тамилы в Индии и в Шри Ланке. Это лишь численно большие группы крупных народов. Кроме того, некоторые народы, представленные в государствах Южной Азии, живут и за ее пределами (белуджи, пуштуны и др.). Ислам является главной религией в Пакистане и Бангладеш, но многочисленные приверженцы этой веры есть также в Индии и Шри Лайке; индуисты кроме Индии встречаются и в других странах Южной Азии; буддизм — основное вероисповедание сингалов Шри Ланки, но бытует также в Непале, Индии и Пакистане. Все названные государства, за исключением Бангладеш, многонациональны и нередко имеют очень пестрый этнолингвистический состав.

Межэтнические связи, как культурные, так и экономические, охватывающие южноазиатский ареал, чрезвычайно сложны и многообразны, и далеко не всегда политические границы препятствуют их осуществлению. Поэтому при этнографическом описании региона фактор (13/14) государственности можно рассматривать как явление второстепенной важности.

В Южной Азии встречаются все основные человеческие расы (европеоидная, экваториальная, или негро-австралоидная, и монголоидная) и множество переходных расовых типов. Европеоидная раса представлена индо-афганским (пуштуны, буриши), североиндийским типом (белуджи, панджабцы, раджастханцы, маратхи и др.) и южноиндийским, или дравидийским (тамилы, малаяли, телугу, каннада и др.). Североиндийский и южноиндийский типы являются переходными между индо-афганским и веддоидным, соответственно тяготея один к первому, а другой — к последнему. Представителями экваториальной расы являются аборигены Андаманских островов, а также ведды Шри Ланки, некоторые малые народы и племена Южной Индии (кадары, палийан, курумба, урали и др.), бхилы и ораоны Центральной Индии, народы мунда, живущие в горах Ориссы и на плато Чхота Нагпур в Бихаре. Типичными монголоидами являются шерпы и другие бхотии Непала (они — выходцы из Тибета), кхаси, нага и другие горные народы Ассама. Смешение признаков монголоидной и европеоидной рас характерно для многих тибето-гималайских народов, встречается у бенгальцев; у некоторых мунда монголоидные черты смешаны с веддоидными.

В этом регионе господствуют две большие языковые семьи — индоевропейская и дравидийская, имеются также представители других семей — австроазиатской (языки мунда, кхаси) и китайско-тибетской (главным образом тибето-бирманской группы). На крупнейших языках говорят миллионы и десятки миллионов человек,, носителей других языков — сотни и десятки тысяч, но есть и такие языки и диалекты, часто бесписьменные, которыми пользуются лишь несколько сотен или даже десятков человек. Индоевропейские языки представлены иранскими (главным образом в Пакистане) и индоарийскими языками — хинди, урду, панджаби, бенгали, гуджарати, маратхи и другие в северной Индии и Пакистане, непали и тхару — в Непале, сингальский — в Шри Ланке. Среди дравидийских языков четыре крупных (на них говорят десятки миллионов человек): телугу, тамильский, малаялам и каннада, а также около двадцати языков, которыми пользуются малочисленные этнические группы. Как правило, существует соответствие между антропологическим типом и языковой (14/15) принадлежностью: северные индийцы говорят на индоарийских языках, южные — на дравидийских, монголоиды — на мон-кхмерских и тибето-бирманских и т.д. Однако встречаются и исключения: к индоевропейской семье относится язык тхару (живут на севере Индии и в Непале), имеющий ярко выраженный монголоидный облик. Европеоидные черты у непальского народа неваров, но неварский язык принадлежит к тибето-гималайской группе, веддоиды бхилы говорят на языках индоевропейской семьи.

Загадку для ученых представляют брагуи, живущие в Пакистане (а также в Иране и Афганистане) в тесном соседстве с белуджами. Имея большое антропологическое и культурное сходство с окружающими их народами, говорят, они на языке дравидийской группы, весьма удаленной от них по ареалу своего основного распространения. В то же время среди дравидов на юге Индии живет племя года, имеющее ярко выраженный европеоидный облик и своеобразные обычаи, но язык их родствен дравидийским.

Все эти примеры говорят о сложности миграционных и этнических процессов, происходивших на территории Южной Азии с древнейших времен. Продолжаются они и в настоящее время. Этническое разнообразие в данном регионе необычайно велико: бок о бок живут десятки больших и малых народов, народностей и племен, находящихся на разных уровнях социального, культурного и экономического развития и в то же время в тесном контакте и постоянном взаимодействии, взаимовлиянии.. В лингвистическом отношении это сказывается в языковых заимствованиях, в двуязычии, в появлении языков межэтнического общения. Интересный случай представляет язык урду, государственный язык Пакистана, который не является родным ни для одного из народов этого государства. А вот хиндиязычные народы, т.е. говорящие на диалектах языка хинди, еще не имеют черт консолидированной нации. В то же время литературная форма этого языка законодательно объявлена государственным языком Индии и на самом деле служит распространенным средством межэтнического общения.3)

Южная Азия — очаг древнейшей культуры, о чем свидетельствуют археологические находки. К началу третьего — середине второго тысячелетия до нашей эры относится прославленная цивилизация долины Инда (15/16) (центры ее — Мохенджо-Даро, Хараппа, Лотхал; самое восточное из найденных пока поселений этой цивилизации — Калибанган — располагается в 310 километрах к северо-западу от столицы Индии Дели). Это первая веха в развитии индийской культуры, ею обозначен протоиндийский период в истории Южной Азии. Индская цивилизация, открытая археологами лишь в начале нашего века, поразила исследователей своей развитостью. Удивительно высок был уровень градостроительства: города сооружались по заранее составленным планам, дома, сложенные из обожженного или высушенного на солнце кирпича, имели два-три этажа, несколько комнат, особо выделенную кухню. Была хорошо налажена система водоснабжения, канализация. В городах процветали ремесла: керамика, резьба по кости и металлу, ткачество. Орудия производства и оружие изготовлялись из меди и бронзы, железо известно не было. Вокруг городов простирались обрабатываемые поля: возделывали пшеницу, ячмень, выращивали хлопчатник. Рисосеяния протоиндийцы не знали.

Замечательны произведения мелкой пластики этой эпохи: статуэтки из глины, металла и камня. В коллекциях МАЭ имеется набор моделей этих предметов: знаменитые фигурки «жреца», «танцующей девушки», мужской и женский торсы, фигурки животных. Большую ценность представляют подлинные археологические находки: орудия труда, гирьки, бусины, фрагменты керамических изделий. Часть этих экспонатов демонстрируется в начальном разделе выставки.

Совершенно исключительный интерес представляют протоиндийские письмена, обнаруженные на особых каменных печатях (рис. 2, 3, 4) и глиняных табличках-оттисках, а также на некоторых сосудах, жертвенных палочках, каменных пластинках. Дешифровка этого древнейшего письма представляет огромные трудности, хотя попытки прочесть надписи делались неоднократно историками, археологами и лингвистами. Не увенчалось успехом сравнение его с письменностью других древних языков — шумерского, хеттского, египетского — так же как и с более поздними индийскими системами письма. В последнее время большинство ученых придерживается мнения, что культура долины Инда является независимой от других древних цивилизаций. В то же время она, по-видимому, была этапом в развитии общеиндийской культуры. Вероятно, и протоиндийский язык родствен (16/17) другим языкам, существовавшим и существующим в Индии. Горячие споры о том, каким именно языкам — индоарийским или дравидийским — он принадлежит, не утихают и по сей день.

Над исследованием памятников протоиндийской культуры успешно работает группа ученых, возглавляемая Ю.В. Кнорозовым. На основе строгого формального анализа структуры протоиндийских текстов был определен морфологический строй этого древнейшего языка, в результате чего установлена его близость дравидийскому типу. Параллельно с текстами изучались изобразительные материалы протоиндийской культуры. Все это вместе позволило реконструировать многие представления протоиндийцев об устройстве мира, их астрономические знания, оригинальную календарную систему, религиозные воззрения, пантеон. Комплексный метод оказался чрезвычайно плодотворным, и недавно наши исследователи объявили, что осуществили дешифровку протоиндийских текстов, которая позволяет перейти к этапу их прочтения.

Дравиды появились в Индии раньше, чем индоарии, хотя и те и другие считаются пришлым населением. О том, где находилась их прародина, достоверных знаний нет. Арийские полукочевые воинственные племена появились на территории Северо-Западной Индии в середине второго тысячелетия до нашей эры. Возможно, с их вторжением частично связан упадок и гибель индской цивилизации. Центром новой культуры и государственности стала долина Ганга. Памятников материальной культуры первых индоариев сохранилось мало, но зато дошли до нас произведения их литературы, самые древние из известных в Индии — веды. Древнейшей и наиболее значительной из них является «Ригведа», или «Книга гимнов» (составлена приблизительно в XV—IX веках до нашей эры). Веды являются ценнейшим историческим памятником, который дает представление о всех сторонах культуры древних ариев — предков современных народов Северной Индии: об их языке, религии, хозяйственном и социальном укладе. Сокровищницей народной мудрости, нравственных идеалов индийцев являются эпические поэмы древности «Махабхарата» и «Рамаяна», созданные, как предполагают, соответственно в V и IV веках до н.э. Их сюжеты и образы до сих пор репродуцируются в различных видах литературы и искусства народов Индии. (17/18)

Дравидийский юг Индии — это также древний очаг самостоятельной и могущественной культуры, прославившей себя замечательными памятниками литературы, изобразительного искусства, науки.

Взаимное влияние арийской и дравидийской культур происходило на протяжении всей истории, сказываясь в языке, литературе, религии, философии. И с полным основанием можно сказать, что современная общеиндийская культура является результатом синтеза культур дравидийского Юга и арийского Севера, при всем своеобразии каждого из этих ареалов. Правда, случилось так, что европейские исследователи Индии познакомились прежде всего с санскритом — языком древней и средневековой индийской учености и долгое время уделяли внимание преимущественно культуре, языкам и литературе Северной Индии. Дравидийские же языки и вся культура народов Южной Индии долго оставались малоизученными. Все их богатство и своеобразие открылись ученым значительно позже.

В истории культуры Северной Индии особое место занимает гандхарский период — время, когда часть Индии входила в Кушанское царство (I—III века нашей эры). Эта эпоха отмечена своеобразным искусством — гандхарской или «греко-буддийской», как ее еще называют, скульптурой и живописью. При кушанском царе Канишке (I—II века нашей эры) Северо-Западная Индия была центром политической и культурной жизни; здесь создавались новые города, крупные оросительные системы; при царском дворе жили знаменитые индийские мыслители, развивались традиционные индийские науки.

В средние века Индия испытывала воздействие мусульманской культуры. С конца X века начались завоевательные походы в Северную Индию тюрков, таджиков и афганцев. Несколько веков на ее территории существовали мусульманские феодальные государства, например, такие, как Делийский султанат (1206—1526 годы). Мусульманское влияние сказалось на многих видах индийского искусства: архитектуре, живописи (школа миниатюры), народных ремеслах, литературе, религии. Здесь ислам приобрел и миллионы своих новых приверженцев.

Культура Шри Ланки развивалась под сильным влиянием Индии и прежде всего буддизма, ставшего стержнем духовной жизни страны (эта религия родилась (18/19) в Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры). Близость с югом Индии способствовала проникновению, на остров дравидийской культуры.

История и культура Непала показывают пример своеобразного соединения черт двух непохожих культур — индийской и тибетской.

* * *

Страны Южной Азии до сих пор по преимуществу аграрные, большая часть их населения (от 70 до 80 процентов) занята в сельском хозяйстве. Основой жизни почти у всех народов является земледелие, сохраняющее традиционные методы и приемы в течение многих и многих веков. Технические средства и теперь внедряются в земледелие медленно, чаще земля обрабатывается по старинке, самыми примитивными способами. Большое распространение по-прежнему имеют деревянные плуги, катки и волокуши для размельчения комьев земли, упряжные грабли, бороны, доски-ровнялки, образцы которых разнообразно представлены в экспозиции. Обычный тягловый скот — быки и буйволы. Упряжки, как правило, парные. Сеют и жнут чаще всего вручную. Чересполосица, малоземельность — основные беды большинства крестьян. От клочка земли и единственной пары буйволов часто зависит благополучие большого семейства. Потому крестьяне боготворят землю, зовут ее кормилицей, «черной матушкой», любовно относятся к скотине. В сельском труде имеется разделение между мужскими и женскими обязанностями: полевые работы, уход за скотом — обычно дело мужчин, выращивание овощей — чаще забота женщин. Иногда такое разделение труда закрепляется некоторыми народными поверьями, а определенные сельскохозяйственные работы обставляются как обрядовые действа. Особенно это связано с культурой риса. Так, у сингалов Шри Ланки рассаду на поля высаживают женщины, а обмолот зерна проводят только мужчины, женщинам запрещено даже появляться на току — это считается дурным знаком. Вся молотьба проходит под пение: крестьяне поют о том, как они готовят ток, как привязывают быков (те, ходя по кругу, вытаптывают зерно), взывают к богам с просьбой о милостях и покровительстве, с лестными словами обращаются к своим помощникам- быкам: «вот идет в центре тока сам царь быков, а (19/20) поближе к краю — молодые бычки; мы вам всем позолотим рога и хвосты ваши украсим жемчугами». Провеивают зерно очень часто вручную, с помощью таких простых приспособлений, как, например, сингальская плетеная веялка-лоток (рис. 5).

Почти во всех странах Южной Азии земледелие в огромной степени зависит от искусственного орошения, так как особенности муссонного климата создают угрозу засухи даже в районах с достаточными водными ресурсами. Существует целый ряд крупных гидротехнических систем,4) но их все еще недостаточно, поэтому остаются актуальными старые примитивные способы орошения: с помощью колодцев и различного рода водоподъемников. Из глубоких колодцев воду достают с помощью ворота, который приводят в движение быки; колодцы меньшей глубины снабжены устройством вроде «журавля». Иногда один или два человека действуют на рычаг собственным весом, передвигаясь по нему вверх и вниз (модель подобного колодца демонстрируется в экспозиции). В пустынных районах используют артезианские колодцы. Любопытна вододобывающая система кяризов у белуджей Пакистана, которая представляет собой ряд глубоких колодцев, соединенных каналом на уровне дна.

В горных районах разных стран широко развито террасирование полей. В некоторых местах, где нет земельного голода, у отдельных отсталых племен еще практикуется подсечно-огневое земледелие: оно распространено у многих малых народов Центральной Индии, у северо-восточных индийских племен нага, гаро и кхаси, сохраняется у мудугаров, живущих на юге Индии, у сельских веддов Шри Ланки, этим способом чепанги Непала пользуются для выращивания гречихи. В то же время в этих же странах в значительной степени развито крупное плантационное хозяйство (по выращиваванию культур чая, кофе, сахарного тростника, гевеи, кардамона, цитрусовых и др.). Знамениты кофейные плантации Карнатака, чайные — на северо-востоке Индии, в Шри Ланке; большинство плантационных хозяйств находится в горных районах. В некоторых районах процветают садоводство и огородничество. Громадные площади под садами заняты в Кашмире, в Пешаварской долине. Кашмирцы, пуштуны, белуджи выращивают яблоки, груши, виноград, гранаты, персики, миндаль, грецкие орехи. Эти плоды являются для (20/21) названных народов важным предметом вывоза. Как садоводы славятся, буриши и шина, а также кхаси, замечательными огородниками слывут бадага. Товарное огородничество и садоводство развиты у маратхов Конкана.

У многих народов существенную роль играет скотоводство. Это крупные отрасли хозяйства для Северной Индии, Кашмира, Пенджаба, Синда и Раджастхана, для Карнатака, который называют иногда «скотоводческой фермой» Индии. Крупный рогатый скот разводят главным образом для получения молочных продуктов5) и в качестве тягловой силы, так как большая часть жителей Индостана (прежде всего индуисты по вероисповеданию) не употребляют говядину в пищу из-за религиозного запрета. Товарное молочное животноводство особенно развито вблизи больших городов. Овец, коз разводят ради молока, мяса и шерсти. Особенно развито овцеводство в Пакистане, северо-западных районах Индии, в Непале. Белуджи и синдхи держат верблюдов, лошадей, шерпы Непала разводят яков и их гибридные породы. Для некоторых малых народов, таких, например, как наги, санталы, характерно свиноводство. Исключительно разведением скота, а именно буйволов, занимается народ тода: этот род занятий освящен их религиозными воззрениями. Они снабжают молочными продуктами соседние племена, а в обмен получают все необходимое для себя.

Богатая тропическая природа дает сельским жителям большие возможности в различных подсобных промыслах. Особенно полезными являются пальмы. Кокосовая пальма, например, используется человеком вся без остатка: сок ее молодых орехов прекрасно утоляет жажду (рис. 6), свежая мякоть плода придает сытность и приятный вкус многим блюдам, из перебродившего сока (копра) можно получить вино и уксус, из загустевшего сока выжимается масло, на котором жарят, им же можно заправить светильник, смазать волосы, натереть тело, из твердой скорлупы ореха делают чаши (рис. 7), вазы, резервуары для кальянов, ложки, вилки, детские игрушки, ствол пальмы идет на постройку дома и лодки, листьями кроют крыши, из волокна ореха (койра) и длинных черенков от листьев плетут веревки, сети, делают циновки. Изделиям из кокосовой пальмы посвящен в экспозиции отдела целый шкаф.

Для части населения Южной Азии немалое значение (21/22) имеет и рыболовный промысел, как речной, так и морской. Рыболовные принадлежности чрезвычайно разнообразны: сети, верши, рыболовные крючки, гарпуны. Остроумно устроена ловушка-лабиринт, модель которой экспонируется на нашей выставке среди других рыболовных орудий.

Цепочки рыбаков, вытаскивающих на берег сети, — характерная черта пейзажей на любом побережье запада, юга или востока Индии, а также Пакистана, Бангладеш, Шри Ланки, как и причаленные или уходящие и море лодки. С лодок закидывают сети, ныряют за моллюсками, ловят рыбу удочками. В Шри Ланке можно наблюдать рыболовов, часами сидящих с удочками на шестах, воткнутых в морское дно на значительном расстоянии от берега за линией прибоя. Разнообразен и интересен своими типами плавучий транспорт у этих народов — рыболовецкий, пассажирский, грузовой. В Бангладеш строят также гоночные лодки, лодки-дома, вместительные баржи для своеобразных праздничных церемоний. Старинные суда часто украшены богатой резьбой. Примечательны ланкийские рыбачьи лодки «орува» — длинные и узкие (иногда в 30-40 сантиметров шириной), снабженные бревном-противовесом, вынесенным далеко за борт, параллельно лодке, а также катамараны, парусные суда для ловцов жемчуга.

У некоторых народностей (например, чепангов в Непале, веддов в Шри Ланке, андаманцев, бирхоров, палийан, нага в Индии) важное место в хозяйстве занимают охота и собирательство. Собирательство заметную роль играет у бхилов, санталов, мудугаров. Предметами собирательства являются лесные плоды, овощи, корни, цветы, смолы, мед. У веддов Шри Ланки мед — один из главных предметов обменной торговли, и опыт бортничества уже сделал из них неплохих пчеловодов.

В многомиллионных странах Южной Азии, особенно в Индии, процессы урбанизации проходят медленно, и большая часть населения по-прежнему живет в деревнях. Дома у различных народов и в разных природных областях чрезвычайно многообразны. В строительстве используется всякий местный материал: дерево, бамбук, глина, камень, стволы пальм. Крыши делаются из глины, черепицы, соломы, пальмовых листьев, дранки.

В индийской научной традиции с древних времен была выделена особая дисциплина — «шилпашастра» («наука ремесла»), К ней, в частности, относили законы (22/23) и правила строительства и планировки городов, различных архитектурных сооружений. В строгом соответствии ее канонам учеными мастерами построены многие знаменитые теперь на весь мир древние дворцы и храмы Индии и сопредельных стран. Крестьянские же дома строились и строятся простыми деревенскими плотниками и каменщиками, а иногда руками самого земледельца, но также по вековым законам, сохраненным устной традицией и практикой. Поэтому все в этих строениях целесообразно и функционально оправдано. Разумеется, многое зависит от состоятельности хозяев жилища, и в этом отношении Южная Азия богата контрастами. Здесь мы увидим и убогий шалаш из коры, листьев, бамбуковых жердей, и скромный глинобитный домик в одну комнату, где иногда вместе с хозяевами помещается также домашняя птица, мелкий скот, и дома зажиточных людей — многокамерные, просторные, из добротных материалов.

Жилища в жарких засушливых районах строятся так, чтобы наилучшим образом защитить человека от солнца: они глинобитные, лишены окон (их заменяют узкие вентиляционные отверстия), часто имеют плоскую крышу, как, например, типичные деревенские дома пенджабцев. В районах, где бывают долгие и обильные дожди, крыши делаются крутыми и доходящими почти до земли, чтобы по ним легко стекала вода, не попадая в дом. Покатые крыши делают и в горах Кашмира, где случаются сильные снегопады зимой. Вообще же разнообразие крыш по всему региону очень велико: встречаются двух- и четырехскатные (так называемые зонтичные), конусовидные, иногда в несколько ярусов.

Своеобразны постройки тодов, живущих в горах Южной Индии, где климат отличается свежестью ночей и заметным понижением температуры в отдельные сезоны. Оригинальна их форма — бочкообразная; вход в дом для сохранения тепла сделан таким низким, что приходится вползать на четвереньках, окна отсутствуют. Дома на сваях (для защиты от наводнений) существуют у народа гаро, живущего на северо-востоке Индии. В районе Гималаев распространены двухэтажные дома с хлевом и амбаром в первом и жилым помещением — во втором этаже; шерпы, например, строят двухэтажные каменные дома с плоскими крышами, крытыми дранкой, в домах — деревянные полы. Наиболее обычными являются прямоугольные или квадратные (23/24) в проекции жилища, но встречаются круглые и даже овальные в плане, как, например, у магаров или у некоторых жителей Андхры. Круглой формы шатры белуджей — «геданы» (покрываются тканью из козьей шерсти), в которых они живут в период кочевок. Характерной особенностью очень многих жилых строений являются веранды, где обитатели дома проводят большую часть времени и обычно принимают посетителей. На юге Индии и в Шри Ланке во многих домах система дверей и окон устраивается так, чтобы все помещения хорошо проветривались, оконные проемы, как правило, не застеклены, но часто заделаны решетками; стены в основном не доходят до крыши, нередко отсутствуют потолки — все это позволяет создать относительную прохладу воздуха внутри жилища. Своеобразны жилища ремесленников и торговцев: переднюю часть дома занимает мастерская или лавка, обычно полностью открытая взору клиента и прохожих, в заднем помещении (или на втором этаже) обитает семья.

Жилища нередко украшаются снаружи. Орнаментальные формы придаются решеткам на окнах, вентиляционных отверстиях, резьбой покрываются столбы, поддерживающие крышу веранды. У одного из племен нага (ангами) резным узором выделяются фронтоны домов знатных людей. Высокохудожественной резьбой по дереву отличается убранство домов у шерпов, кашмирцев: это резные карнизы, наличники, створки оконных рам. Санталы стены своих глиняных домов украшают тисненым геометрическим узором, который является к тому же средством магической защиты — он должен оберегать жителей дома от злых духов.

Города Южной Азии в своем большинстве имеют традиционный облик: с невысокими, одно-, двух-, иногда трехэтажными постройками, с характерными улицами, которые из-за обилия лавок похожи на сплошные торговые ряды. Колоритны некоторые раджастханские города, где сохранились старинные замки феодалов с башнями, бойницами, крепостными стенами. Изображения таких крепостей можно встретить на старых индийских миниатюрах. В застройке и планировке некоторых крупных городов (столичных и в особенности приморских, таких, как Дели, Бомбей, Мадрас, Коломбо) сказалось и европейское влияние. Здесь можно увидеть, остатки крепостей и военных поселений времен португальских, голландских и английских завоеваний, дворцы викторианского стиля, коттеджи западного образца и т.п. В последние десятилетия возникли высокие монументальные сооружения во вкусе современной европейской и американской архитектуры — это главным образом здания банков и различных компаний. Но именно в этих городах мы находим и самые убогие жилища, сооруженные из фанеры, циновок, кусков жести, которые иногда составляют целые районы бедноты (например, «чери» в Мадрасе).

Деревенские поселения вдоль рек и дорог располагаются обычно в линейном порядке; в горах же никакой упорядоченной планировки не придерживаются. Самым распространенным является усадебный тип планировки индивидуальных построек, кроме горных и пустынных районов, где из-за экономии места часто не бывает даже дворов. Как правило, учитывается ориентировка по странам света, что в значительной мере связано с суевериями. Так, у индусов вход в дом не ориентируется на юг, потому что они считают, что на юге обитают злые духи и демоны, впрочем, ведь именно южная сторона самая знойная.

Некоторые типы описанных нами жилищ и поселений представлены в экспозиции фотографиями. Интересна демонстрируемая посетителям модель бенгальской деревни, изготовленная индийскими мастерами. На ней в подробностях можно рассмотреть дом крестьянина, поля, амбары, лавки, деревенскую школу и пр.

Меблировка большинства жилищ простая и скромная, иногда она ограничивается несколькими циновками (нередко, однако, красивого плетения), на которых сидят и спят. В Северной и Центральной Индии распространены кровати типа топчанов (их называют «чаука» — «четырехуголка» или «чарпаи», т.е. «четырехножка»), с веревочной сеткой вместо матраса; их нередко держат возле дома, отдыхая на них и днем. У разных народов в ходу низенькие столики и скамеечки. В некоторых жилищах можно увидеть простые столы и табуретки европейского типа. В городах, в домах побогаче пользуются диванами, креслами, буфетами европейского образца; мебель бывает деревянной, обитой кожей или тканью, иногда даже металлической. Там, где жарко круглый год, спят без подушек и ничем не укрываясь, в обычной домашней одежде. Где зима прохладна, чаще употребляют подушки, разного рода накидки и покрывала, даже шерстяные и ватные одеяла. Кое-где пользуются (25/26) сетками и пологами от комаров. В Кашмире в холодное время года используют своеобразный обогревательный прибор «канкри» или «кангар» («переносный костер»). Это — глиняный горшок, оплетенный корзинкой из прутьев, в который кладутся раскаленные угли (он представлен в экспозиции отдела). «Канкри» можно подвешивать в комнате, его носят в руках, кладут в постель, под одеяло, ставят под полу халата. Обращаться с ним нужно умеючи и осторожно.

Уют и красота в жилище создаются обычно не за счет мебели, к которой отношение в основном утилитарное, а с помощью красивых циновок, тканей, ковров, настенных и других украшений. В бедной хижине это может быть лубочная картинка на мифологический сюжет или вырезка из журнала, в богатой комнате — художественный барельеф из дерева или металла; образцы подобных предметов находятся и в коллекциях МАЭ, В быту зажиточных слоев, преимущественно в городах, как предметы роскоши появились радиоприемники, холодильники, кондиционеры.

Встречается и старинный предмет домашнего обихода: сосуд под названием «гулаб-паш» — он имеет вид. флакона с дырчатой пробкой, сквозь нее разбрызгивается ароматическая (розовая) вода. Ею опрыскивают пол, чтобы в помещении был приятный запах, а также гостей, руки за трапезой после умывания.

Очень важным местом в доме является кухня. Очаг — символ семьи, поэтому молодая пара после свадьбы, если остается жить в доме родителей, обычно имеет свой, отдельный очаг. Самый примитивный по форме очаг состоит из трех камней, бывают также из кирпича, камня и глины, встречаются переносные — железные и керамические (рис. 8). Обычно все они небольших размеров, чтобы экономить топливо, почти повсеместно дефицитное.

Пищу у большинства населения Южной Азии составляют растительные и молочные продукты. Индусы в большинстве своем в связи с религиозными запретами — вегетарианцы. Для них особенно большим грехом считается употребление говядины. Потребляется значительное количество риса, пшеницы, проса и других зерновых, а также многие виды бобовых. Обязательны всевозможные овощные приправы — вареные, жареные, маринованные, салаты из свежих, и вареных овощей, трав, листьев. Разнообразие овощей очень велико, многие из них совершенно незнакомы европейцам. Из рисовой, пшеничной, гороховой муки выпекают и жарят всевозможные изделия —лепешки, блины, булочки, мучные котлетки, готовят различные сладости. Вместо сахара часто используют патоку, а также мед. Свежее молоко добавляют в чай; рис и лапша, сваренные на молоке, считаются лакомством. У сингалов рис, сваренный в кокосовом молоке, является праздничным новогодним блюдом. В больших количествах применяются острые и пахучие приправы: красный и зеленый перец, кориандр, имбирь, гвоздика, пажитник греческий, асафетида (вонючая камедь) и другие. В сладкие изделия кладут тмин, куркуму, кардамон, корицу. В Шри Ланке для многих блюд необходима такая добавка, как «умбалакада» — вяленая рыба (тунец), которую сюда привозят с Мальдивских островов.

Употребляют много жидкости, распространенный напиток — очень крепкий чай с молоком и сахаром, пыот воду с лимонным соком и соками других плодов, сок недозрелых кокосовых орехов, сахарного тростника — чуть сладковатый и хорошо освежающий, кислое молоко типа кефира (иногда разбавляя водой), творожную сыворотку, кофе с молоком. Напиток вроде жидкого крема приготовляют, например, из мякоти древесного яблока (его также называют слоновым яблоком — кожура у него тверда, как яичная скорлупа), смешивая с водой и сахаром: получается густая жидкость желтого цвета со слабым привкусом малины. Едят много фруктов, разнообразие которых также может поразить европейца. Удивит его иногда и употребление плодов: так, лимоны нередко квасят, бананы жарят и готовят из них острые приправы, ананасы едят, посыпая солью.

Конечно, региональные и национальные традиции питания иногда очень сильно различаются: совсем непохожи кухни белуджей Пакистана, живущих в скудных горах, у которых основу рациона круглый год составляет пшеничная лепешка и молоко, а добавлением к нему иногда служит жареная саранча, и тамилов — жителей тропического юга Индии, где природа щедра и изобильна, у которых только овощных блюд насчитывается не один десяток.

Кухонная утварь имеет много видов, об этом можно судить и по образцам, выставленным в музейной экспозиции. Прежде всего это различные сосуды: горшки для переноски и хранения воды, для варки риса и различных (27/28) приправ, разнообразные сковороды, подносы и т.п. У жителей Северной и Центральной Индии излюбленной является металлическая и особенно медная посуда, начищенная песком до сияния, она составляет предмет гордости всякой хозяйки. На юге Индии и в Шри Ланке больше распространена глиняная утварь. Расхожий предмет — ложки из скорлупы кокосового ореха.

Любопытный предмет — деревянная скамеечка для стругания кокосового ореха: низенькая, по форме напоминает скрипичную деку, впереди у нее металлический выступ на высокой «шейке», заканчивающийся круглой, с зазубренными краями, пластинкой; об нее, сидя на скамеечке, хозяйка и выскабливает половинку кокосового ореха.

Обычны в быту ручные мельницы, зернотерки, скалки для размельчения пряностей. Готовый хлеб можно купить только в больших городах, обычно же хозяйка сама должна перебрать зерно, смолоть его в муку и тогда готовить из нее лепешки, блины и другие выпечные изделия, чтобы накормить семью. Случается, хозяйки объединяются, чтобы намолоть муки, обрушить крупу, растолочь твердые пряности — вместе веселее и можно помочь друг другу. В деревне такие молочные продукты, как кислое молоко, творог, масло, также изготовляются в домашних условиях. С помощью домашних маслодавилен получают растительное масло. Приготовление пищи — обычно женское дело, зато покупки, походы на рынок и в магазины нередко являются мужской обязанностью. Ходить за водой почти у всех народов полагается женщинам, поэтому встречи у холодца бывают похожи на заседания женского клуба, где собираются и обсуждаются все деревенские новости.

Едят, как правило, два-три раза в день. Женщина прежде кормит мужа, а потом уже ест сама. Вообще этикет приема пищи, приглашения к трапезе часто бывает тонко разработан и соблюдение его считается очень важным. Подается еда на блюдах, подносах, теперь нередко и на тарелках. Для нескольких человек иногда ставится общее блюдо с рисом, а вокруг в отдельных мисках, горшочках — приправы, подливы, остро-кислые закуски (потом каждый положит себе). Чаще еда подается индивидуально каждому, но накладывается так же: в середине горкой рис, а вокруг понемногу разных приправ. Едят обычно руками, вернее, тремя пальцами правой руки, причем так опрятно, что лишь слегка (28/29) пачкают кончики пальцев (тот, кто запачкает пальцы дальше первого сустава, считается неряхой). Рис с приправами и подливами едят так: берут горсточку риса, захватывают им немного приправы, скатывают из всего этого комок и отправляют в рот:. После еды обязательно ополаскивают руки и рот водой. Тарелки нередко заменяются банановыми, пальмовыми и другими листьями, что имеет большое удобство, так как избавляет от мытья посуды (листья после еды выбрасываются).

После еды мужчины нередко курят. В Пакистане, Северной и Центральной Индии распространены курительные приборы типа кальянов или «хукк»: они имеют резервуар с водой, через которую проходит дым. Курительные приборы бывают простые, глиняные, а иногда высокой, художественной работы: красивы металлические кальяны, из дерева, с отделкой из серебра, кости и т.п. Иногда резервуары для воды делаются также из скорлупы кокосового ореха (рис. 10, 11). Многие имеют привычку к различным жевательным смесям: жуют табак, некоторые наркотические смеси, зерна кардамона и прежде всего — бетелевую жвачку. Она составляется из дробленого ореха арековой пальмы, щепотки извести и бетелевого листа, сюда же можно добавить немного кардамона или другую пряность. Принадлежности для приготовления бетелевой смеси на нашей выставке помещены рядом с курительными приборами (рис. 12). Бетелевая жвачка вызывает обильное отделение слюны, которая при этом окрашивается в яркий кроваво-красный цвет. Бетелевую жвачку употребляют и женщины, но для девушек и молодых женщин, особенно в присутствии старших, жевать бетель считается очень дурным тоном.

Кухня — то место в доме, в отношении которого особенно строго соблюдается ритуальная чистота: сюда закрыт вход человеку чужой касты. Считается, что прикосновение человека более низкой касты, а если это «неприкасаемый», т.е. человек из низшей касты, то даже один его взгляд, оскверняет еду и питье. Потому в Индии поварами, официантами обыкновенно бывают представители высшей касты — брахманов: из их рук пищу может принять каждый.

Кастовые отношения составляют глубокое своеобразие социальной жизни Индии и Шри Ланки, а также в разной степени и других стран Южной Азии. Касты, как (29/30) отдельные, замкнутые группы общества, разнятся своим происхождением, занятиями, образом жизни и социальным положением. В Индии все касты (а их насчитывается более трех тысяч) возводятся к традиционным древним сословиям — варнам: брахманы — жрецы, кшатрии — цари и воины, вайшья — земледельцы, купцы и ремесленники и шудры, к которым относили слуг и рабов. В Шри Ланке — своя кастовая система, здесь высшей считается каста земледельцев «гоиванса», а всего каст около двух десятков. В Непале (в среде непальцев индийского происхождения.) кастовая система сходна с индийской, в Пакистане и Бангладеш существуют лишь отдельные кастовые группы. Кастовые предрассудки более всего касаются правил принятия пищи и брачных норм. Касты эндогамны, иногда лишь допускаются браки между представителями близких по социальному положению каст, при этом каста мужчины обязательно должна быть более высокой. Несмотря на законодательное запрещение кастовой дискриминации, предрассудки эти до сих пор преодолеваются с большим трудом. Особенно наглядно действие кастовой системы проявляется в традициях и укладе деревенской жизни. В деревне живут и находятся в большой зависимости друг от друга представители очень многих каст: кроме тех, кто занимается земледелием, еще кузнецы, плотники, гончары, портные, кожевники, прачки, цирюльники, уборщики и др. Отношения между этими разными социальными группами управляются и регламентируются деревенской общиной.

Брачные обычаи отличаются у разных народов и часто очень своеобразны. Но в большинстве случаев браки совершаются по сговору, с учетом социального и имущественного положения сторон. Инициативной стороной нередко являются родители невесты. Действуют также профессиональные сваты, у индусов в этой роли обычно выступают цирюльники. Жених и невеста часто до свадьбы не знают друг, друга. Полигамия встречается у мусульман; у некоторых народов Непала, малых народностей Индии существует и обычай полиандрии, чаще всего братской, но общая тенденция в наше время — укрепление статуса моногамной семьи. У многих народов Индии, Непала, Шри Ланжи сохраняется кросскузенный брак, предпочтительной невестой в таких случаях считается дочь дяди по матери. Наиболее распространен патрилокальный брак. У индусов развод и повторный (30/31) брак женщин до сих пор очень затруднен. Большим количеством вариантов отличаются брачные обычаи у различных малых народов и некоторых отсталых племен — именно здесь мы сталкиваемся с пережитками матриархальных отношений, легкостью разводов и повторных браков, добрачной половой свободой и тому подобными явлениями.

Ранние браки в настоящее время почти повсеместно законодательно запрещены. Главной целью и смыслом брака является продолжение рода, детей очень любят, некоторое предпочтение у многих народов отдается мальчикам.

Строгая и подробная регламентированность отношений, норм поведения для различных половых и возрастных групп населения является характерной чертой традиционных обществ рассматриваемого ареала. Социальные роли, как правило, четко определены, отношения старшего и младшего, мужчины и женщины, родителей и детей, мужа и жены, учителя и ученика построены на принципе иерархии. К абсолютным ценностям относятся ответственность родителей за несовершеннолетних детей, мужа — за жену и потомство, уважение старших младшими, родителей детьми и т.д.

Однако не следует и преувеличивать жесткость традиционной схемы, по которой строятся отношения, она не способна сковать все богатство человеческих характеров и отношений. К примеру, индийская жена считается образцом смирения и покорности. В самом деле, она во всем зависит от главы, семейства, и преданность мужу рассматривается как ее главная добродетель. Подчиненное положение женщины в брачном союзе закрепляется даже в формах обращения: муж часто говорит жене «ты», а она ему — «вы». Но вот один, будто случайно подслушанный диалог:

— Что это такое?

— Сари.

— А это?

— Блузка.

— Не надо мне их.

— Я купил то, что ты сама просила.

— Мне кажется, я просила купить зеленое сари и фиолетовую блузку. Разве не так?

— А чем эти плохи?

— Тем, что их цвет — не зеленый и не фиолетовый.

— Они мне недешево обошлись. (31/32)

— Я не просила покупать дорогое. Я просила только зеленое сари и фиолетовую блузку.

— А мне понравились эти.

— Носить-то их, кажется, буду я. Значит, важно, чтобы они нравились мне.

— А что мне нравится или не нравится, тебе все равно?

— Выходит, я должна все делать только так, как нравится вам?

— Смотря в чем. В другой раз я готов послушаться тебя.

— Все это слова. Просто не стало у вас прежней любви ко мне.

— С чего это ты взяла?

— Раньше вы всегда исполняли то, что я просила. Чего я хотела, того и вы.

— Ну вот, а теперь твоя очередь делать то, что я хочу.

— Это как так?

— Мое желание должно быть твоим.

— Это и есть любовь?

— Ты сама только что сказала.

— А, знаю я, почему вы теперь так со мной говорите.

— Почему же?

— Воображаете, что я ничего не вижу, не понимаю!

— Что же ты понимаешь?

— Что нужно, то и понимаю. Вы забыли, что и у меня все-таки есть ум.

— О, этого я никогда не забываю. Что ни делаю — ем, сплю, только и помню, что о силе твоего ума.

— Все я поняла, и незачем попрекать друг друга. Яснее ясного. И лучше мне уйти отсюда. Возьму и уеду в родительский дом!

— Ого! Вот это серьезно.

— Вам же руки освобожу. То-то привольная жизнь у вас начнется.

— Что верно, то верно. Мужчин много на войне погибло.

— Ну и что?

— Женщин много.

— А вам что с того?

— Выбор хороший.

— Хо-хо-хо! Это какая женщина на вас польстится?

— Найдутся. Отбою не будет. (32/33)

— Видали мы! Да та, которая пойдет за вами, глаз не должна иметь!

— И то лучше, чем слишком глазастая.

— Мне все равно. Делайте, что хотите. А я уезжаю к родителям.

— Счастливого пути!

— Э, нет. Как привезли меня сюда, так и назад, будьте добры, доставьте.

— Что, у тебя глаз нет дорогу узнать? Не заблудишься!

— Разве такие глаза были у меня прежде?

— Такие самые, пониже лба, повыше носа.

— Такие самые? Такие же тусклые, провалившиеся?

— Гм… Пожалуй, нет. Живее были и ярче.

— А какие волосы у меня были?

— Черные, пышные.

— А теперь?

— Поредели, пожалуй. И вроде как порыжели.6)

— А щеки?

— Круглые были. И цветом — как розовые лепестки.

— А теперь?

— Втянулись, побледнели.

— Довольно! Больше нам с вами не о чем говорить! Ясно?

— Чего это ты так уж разгневалась? Да разве и у меня те же глаза, волосы, лицо, что прежде?

— Так по-вашему, это я виновата, что ваши глаза ввалились, волосы поседели, лицо в морщинах?

— А кто же тогда?

— Каждый сам о себе заботиться должен.

— Что же ты не заботилась?

— А кому это важно, чтобы я была красивой?

— Тебе самой.

— Да для кого же это я живу?

— Для себя самой.

— Еще называется мужчина! Мужчина должен иметь чувство благодарности.

— А у женщины его не должно быть?

— Можно подумать, вам льстит, что я так плохо выгляжу.

— Можно подумать, ты счастлива, что я так состарился.

— Я-то тут при чем?

— Ну и я ни при чем. (33/34)

— Ох, и разозлите вы меня!

— Ты учти, я вспыльчив.

— В огонь это ваше сари и блузку!

— Сгорит, и все.

— Пусть горит!

— Покупала бы на свои деньги, чтобы в огонь кидать.

— С каких это пор ваши деньги не мои?

— Значит, и твое сари — мое.

— Не дразните меня, у меня и так уже язык чешется!

— А у меня что-то рука сильно чешется!

— У вас хватит храбрости ударить меня?

— Разве ты еще не испытала мою храбрость?

— Только троньте!

— А что будет?

— Я дом подожгу!..

— Ну, лопнуло мое терпение!

— Ой!.. Ой!.. Ой!..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

— Идите же есть.

— Не хочу.

— Зато я хочу.

— Ты хочешь, ты и ешь.

— Как я могу есть, если вы не поели?

— Ого! Если я не поем, так и ты голодной ходить будешь?

— Ну что за характер! Чего я такого сказала? Идите же.

— Ну, подавай. Сейчас иду.

Не вызовет ли улыбку этот семейный разговор (новелла малаяльского писателя Кешава Дева «За занавеской»), а может быть, и некоторое сомнение в том, что власть мужа в индийской семье так уж абсолютна и незыблема?

А теперь о сари. Эта поэтичная женская одежда, родившаяся в Индии, получила распространение во всех странах Южной Азии. Сари представляет собой прямое полотнище ткани шириной немногим более метра и длиной от пяти до восьми метров, которое разными способами оборачивается вокруг бедер, а затем драпирует грудь и плечи. С сари обычно носят небольшие, плотно облегающие тело кофточки.7) Существует множество способов повязывания сари, они отличаются у разных народов и в зависимости от обстоятельств (по-разному (34/35) для работы, танца, парадного выхода и т.п.). Сари бывают хлопчатобумажные, шелковые, а теперь и из нейлона, одноцветные и с узором по всему полю (тканым, вышитым или набивным). Трудно поверить, но утверждают, что каждое сари — индивидуально, и не встречается даже двух одинаковых. Как правило, сари бывают украшены бордюром по обоим краям (в длину); более широкой каймой, иногда очень богатой (выше всего ценится златотканая отделка), орнаментируется один из концов сари. Этот конец сари является главным его украшением и по-разному «обыгрывается» в наряде: им можно акцентировать перед подола (как делают кандийские сингалки), его можно выпустить на грудь (как нравится гуджараткам), им укрывают голову и лицо, его можно оставить свисающим за спиной почти до пола. В экспозиции отдела представлены несколько сари, а также манекен, изображающий зажиточную тамилку из города Мадраса. Показанный здесь способ ношения сари является в настоящее время самым распространенным среди горожанок всех южноазиатских стран.

Несшитые виды одежды имеют очень широкое распространение: это различного рода набедренные повязки, накидки, шарфы, широкие пояса. У индийского сельского населения популярна длинная мужская набедренная одежда, обычно белого цвета. У разных народов она имеет разные названия: («дхоти» (на языке хинди), «дхотар» (на маратхи), «вешти» (по-тамильски), «мунду» (на малаялам), «сарама» (по-сингальски) (рис. 13). Ее и повязывают по-разному: на севере так, что похоже на штаны, на юге (например, малаяльцы) — как прямую, длиной до пят, юбку.

Бытует, однако, и много форм сшитой одежды, и мужской и женской, особенно в северных частях южноазиатского ареала. Это разного рода кофты и рубахи, штаны, куртки, халаты, жилеты. Описать их все невозможно, приведем лишь некоторые примеры: типичный непальский мужской наряд состоит из штанов «сурувал» — с очень узкими штанинами, обтягивающими ногу, но широкими в поясе, где они собираются на тесемку, и рубахи «даура» своеобразного кроя: сильно приталенной, со стоячим воротничком, одним концом заходящим на грудь и сложной системой завязок снаружи и внутри. К такому костюму обязателен головной убор «топи» — шапочка, слегка похожая на пилотку, черная (35/36) или пестрая. Характерным элементом костюма раджастханок является широкая сборчатая юбка, часто атласная, с цветными воланами или с богатой вышивкой (рис. 14). В наряд пенджабских женщин входят зауженные книзу (иногда плотно обтягивающие ногу) штаны, рубаха-платье длиной примерно до колена и легкий шарф, который набрасывается на плечи спереди назад и одним концом покрывает голову. Манекен, изображающий пенджабку в национальном костюме, имеется в экспозиции. В высокогорных районах Кашмира и Непала мужчины и женщины носят просторные и длинные теплые халаты из шерсти или тонкого сукна. Своеобразна одежда тодов, одинаковая и для мужчин и для женщин: наплечная накидка «путхкуль», ниспадающая до самых лодыжек, наподобие тоги. В городах многие мужчины носят брюки и короткие штаны европейского типа.

Женщины в странах Южной Азии, как правило, сохраняют длинные волосы, которые заплетают в косы или укладывают узлом на затылке. У некоторых народов не стригут волос и мужчины. Мужчины-шерпы заплетают их в косичку. Еще в начале нашего века узел волос на затылке, украшенный круглым черепаховым гребнем, был национальной прической сингалов, теперь такой моды придерживается лишь кое-кто из очень пожилых людей. Не стричь волос от самого рождения предписывает религия мужчинам-пенджабцам, сикхам, но свои длинные волосы они аккуратно подбирают: бороду накручивают на веревочку до самого подбородка и концы веревки связывают на затылке; голову обматывают цветными тюрбанами, в которых и прячут волосы. У многих народов распространен обычай смазывать волосы маслом, защищая их этим от палящего солнца.

Головные уборы весьма разнообразны, но распространены они также главным образом в северных и западных районах рассматриваемого региона.

Самая обычная обувь — разного типа сандалии — деревянные (рис. 15), кожаные, плетенные из травы, теперь часто и резиновые; распространены узконосые плоские, нередко украшенные вышивкой, туфли, характерные для мусульманского мира. У гималайских народов встречаются сапоги тибетской формы — длиной до колен, на толстой подошве, со слегка загнутым кверху носком. Но обувь носят преимущественно в городах, сельские жители, как правило, ходят босиком. Дома и (36/37) горожане чувствуют себя лучше босыми. Когда индийцу холодно или он простужен, он укутает голову (платком, шарфом, одеялом), но ничего не наденет на ноги.

Важным элементом в одежде женщин являются украшения: по ним зачастую можно судить о национальной принадлежности женщины и ее социальном положении. В покупку новых украшений из золота и серебра нередко вкладываются сбережения семьи. Украшения невероятно разнообразны: кольца для пальцев рук и ног, браслеты для запястий и предплечий, поножи (рис. 22), всевозможные ожерелья, украшения для волос, серьги, которые вдеваются не только в мочки ушей, но и в краешек ушной раковины, а также служат иногда украшениями для носа. Ювелирное искусство стоит на высоком уровне. Кроме украшений употребляются и косметические средства: большинство индийцев умащивают волосы и тело, что является иногда не только туалетной процедурой, но и подготовительным этапом к различным обрядам; сурьмят глаза — считается, что это предотвращает глазные болезни, обостряет зрение и предохраняет от «сглаза». Налобное пятнышко — «бинду», «бинди», «кункум», «потты» или «тилак», как оно называется на разных языках, — стало теперь просто украшением, хотя для замужней женщины оно обязательно. На цвет и форму этого знака имеется своя мода, их выбирают часто в соответствии с цветом сари, но самое обычное — красное пятнышко. Прежде налобные знаки отличались большим разнообразием, и их ставили себе не только женщины, но и мужчины. Некоторые из этих знаков символизировали и религиозную принадлежность человека — в коллекциях МАЭ есть штамлики, с помощью которых эти знаки краской наносили на тело ревностные приверженцы религии.

В прежние времена одежда и украшения совершенно отчетливо говорили о социальном и имущественном положении человека. Да и теперь еще по внешнему облику, некоторым элементам наряда нередко можно судить о национальной принадлежности, семейном положении мужчины или женщины. Так, мужчинам-сикхам их религией предписывается всегда иметь «пять К», т.е. пять предметов, название которых по-панджабски начинается на букву «к»: длинные волосы (если их можно назвать «предметом») — «кес», гребень — «кангха», трехгранный стальной браслет на запястье — «кара», кинжал — «кирпан» и короткие нижние штаны — «каччха». (37/38) В наши дни, конечно, не каждый сикх постоянно носит при себе настоящий кинжал, но очень часто накладным металлическим изображением кинжала украшает деревянный гребень (как правило, двусторонний), входящий в число «пяти К» и носимый в волосах под тюрбаном. Кинжал («кхукури») в ножнах полагается иметь и непальским мужчинам; очень часто и у них настоящий заменяется моделью, иногда в виде броши, которую прикалывают к шапочке.

Наиболее распространенным знаком замужества являются разного рода шейные украшения: так, у тамилок этим знаком является «тали» — металлический (предпочтительно золотой или серебряный) значок, который носят на шнурке. Шнурок повязывается на шею невесты в момент свадебного обряда на всю жизнь, а снятие «тали» означает развод. У разных тамильских каст форма «тали» различна, есть разница и в проведении обряда: в одних кастах «тали» на шею невесты надевает мать жениха, в других — его сестра, или сам жених, или глава клана жениха.

В прежние времена и мужчины украшали себя драгоценностями, теперь это не принято; обильные украшения, как правило из мишуры, входят лишь в свадебный костюм. Детские украшения — браслеты, ожерельица, поясные украшения — одновременно служат амулетами, защищая детей от «злых духов» и «дурного глаза».

Праздничная и ритуальная одежда, костюмы имеют свои особенности. Сари индийской невесты — красного цвета, а сингальская надевает белое. В то же время во все белое одеваются индийские вдовы. Своеобразны костюмы исполнителей ритуальных танцев. Традиционного жреца-брахмана отличает бритая голова с оставленной на темени длинной прядью волос, священный шнур через плечо (он должен быть сплетен из 54 нитей), на лбу — знак религиозной секты, наведенный пеплом коровьего навоза. Манекен, изображающий такого брахмана-жреца за молитвой у домашнего алтаря, можно видеть в экспозиции отдела. Буддийские монахи голову бреют наголо, тело укутывают в желтые или оранжевые одежды, иногда оставляя открытым одно плечо (это свидетельствует о принадлежности к определенной секте буддизма).

Значительная часть одежды населения этих стран изготовляется из домотканой материи. Ткачество — один из древнейших видов ремесла — широко развито (38/39) почти у всех народов Южной Азии. Разнообразные способы украшения ткани показывают образцы, представленные в экспозиции: тканые узоры, ручную набойку, всевозможные вышивки. В МАЭ богатая коллекция индийских набоек (рис. 18), интересные образцы представлены и в экспозиции. Обращают на себя особое внимание кашмирская шаль, газовая ткань, расшитая крылышками жуков, панджабские расшитые покрывала «пхулкари» и «баг» (что соответственно значит «цветник» и «сад»), индийская парча, муслины. Тончайшие муслины традиционно изготовляются в Бангладеш («даккские муслины»), здесь же распространен особый род вышивки — «кантха»: она делается на сложенной в несколько рядов тонкой ткани (часто это старые сари), которая обметывается стежками по краям, а потом расшивается узором но всему полю. Изделия бывают разного размера — от носового платка до покрывала. Знаменитыми ковроделами являются кашмирцы, пуштуны, белуджи.

Большого мастерства достигли многие жители Южной Азии и в таких отраслях ремесла, как плетение и гончарство. Плетеных изделий невероятное множество: это и повсеместно распространенные циновки, которыми застилают полы, занавешивают дверные проемы, их также используют как подстилку для сидения и сна; это коврики для обтирания ног, плетеные тарелки, подносы, крышки, мешки, сумки разного назначения, кошельки и пр. Для плетения используют всякий подручный материал: листья пальм, камыш, солому, лозу, волокно кокосового ореха:. Как правило, изделия украшают орнаментом, сочетая в узоре два-три цвета.

Керамика севера и юга соседствует в экспозиции, тем заметней региональные отличия в форме и цветовой гамме. Изделия северных мастеров меньших размеров, часто удлиненной вверх формы, с узкими горлами, носиками, чаще всего одноцветные (в поливной керамике распространена синяя и зеленая глазурь). Южане склонны к более массивным, округлым формам, к пышному орнаменту. Поразительны сосуды, вся поверхность которых украшена сложным рельефным узором. Отточенностью и благородством формы отличается сингальский «калагедия» (рис. 9) — сосуд, с которым женщины ходят за водой, неся его на бедре и слегка придерживая рукой. Он круглодонный, с невысоким и нешироким горлом, из темно-красной глины. Этот бытовой (39/40) сосуд настолько опоэтизирован в народной среде, что о нем поют песни, с ним танцуют особые танцы. Уникальный образец гончарного ремесла — кандийская расписная керамика. Эта парадная керамика, служащая украшением дома или храма, имеет причудливые формы и особый колорит: по желтому фону сложный растительный узор, выведенный красной, белой, черной и зеленой красками.

Кроме сосудов различного назначения, местные гончары изготовляют также множество других изделий: очаги, черепицу, игрушки, изображения божеств. Занятие это, как и другие ремесла, кастовое.

На очень высоком уровне в странах Южной Азии находится мастерство обработки металлов. Изделия этого ремесла всегда пользовались большой популярностью в народе, его школы процветали при дворах властительных раджей и других правителей. Техника обработки металла чрезвычайно разнообразна: чеканка, гравировка, инкрустация, эмаль, раскраска и др. Из металла изготовлялись и изготовляются вазы, кубки, чаши и другие сосуды, подносы и различные художественные изделия (рис. 17, 19). Произведениями искусства являются зачастую различные образцы оружия: кинжалы, сабли, мечи, палицы и др. В экспозиции МАЭ представлен средневековый шлем индийского воина (рис. 16), богатые орнаментированные щиты, своеобразные колющие кинжалы — «катары» (рис. 20). Бронзовая булава с навершием в виде слоновьей головы вызывает воспоминание о грозном оружии индийских эпических героев. Одной из самых древних форм оружия является «чакра» — дискообразное плоское кольцо с заостренным внешним краем. «Чакра» — метательное оружие: раскрутив, как обруч, на пальцах руки, ей придают вращательное движение и затем направляют по воздуху в сторону врага, так что она летит в горизонтальной плоскости. Экспонат МАЭ — редкий ее образец.

В коллекциях МАЭ есть и такой вид оружия, как луки и стрелы веддов, кхаси и андаманцев. Любопытна стрела андаманцев, предназначенная для охоты на свиней: она устроена по принципу гарпуна — при ударе наконечник стрелы легко отделяется от древка, оставаясь привязанным к нему; древко цепляется за ближайшее препятствие и мешает раненому животному бежать.

Разнообразно представлено в экспозиции отдела (40/41) Южной Азии МАЭ искусство резьбы по дереву, старинное и современное. Здесь и детали дворца пешвы8) из Насика, смонтированные в виде портика, и модели южноиндийских храмов, и резные панели из храмов Шри Ланки, и многое другое (рис. 21, 23, 27).

Высокое мастерство проявляют ремесленники в обработке камня (рис. 25), рога. Изумительной тонкостью отличаются изделия из слоновой кости: шахматные фигурки, миниатюрные изображения божеств, фигурки зверей, ларцы, ажурные ножи для разрезания бумаги. Великолепны многофигурные композиции из г. Муршидабада, изображающие различные сцены: лодку с гребцами, музыкантами и танцовщицей, выступление актеров перед раджей, торжественный выезд вельможи на слоне, процессию с паланкином и др. (рис. 24).

Среди художественных изделий из папье-маше — ваз, бокалов, пеналов для тростниковых перьев особенно выделяется чаша для приданого пенджабской невесты, расписанная сценами на сюжеты индуистской мифологии. В таких чашах переносят одежду и драгоценности невесты в дом жениха. Неподражаемыми мастерами в искусстве папье-маше являются кашмирские ремесленники (рис. 26).

Многие народные ремесла и народное искусство неотделимы от религиозных представлений, а объекты культа — изображения божеств, мифологических сцен, различные принадлежности обрядов — зачастую сами являются оригинальными ремесленными и художественными произведениями.

Религии и различные народные верования все еще составляют важный элемент в духовной жизни населения Южной Азии. В гуще народных масс живы многие первобытные верования и ранние формы религий, всевозможные местные поверья и суеверия (рис. 31). У приверженцев развитых религий — буддизма, индуизма, ислама — можно встретиться с пережиточными формами тотемизма и анимизма. Широко бытуют различные формы культа предков. Повсюду распространена вера в злых духов (и демонов). Объектами поклонения у многих народов являются деревья, горы. В Шри Ланке в развитой форме существует почитание астральных божеств, связанных с солнцем, луной и планетами (культ «бали»). В Индии особенно распространен культ змей.

Воображаемый мир божественных и демонических (41/42) существ дает простор народной фантазии. В созданных ею образах ярко и наглядно запечатлены эталоны красоты и уродства, добра и зла. Прекрасные боги и богини демонстрируют гармонию совершенства, изысканное благородство пропорций и форм. Особая выразительность и в образах устрашающих: в сингальских демонах «яккха», что сверкают клыками, торчащими из огромных разверзнутых ртов, зловеще выпученными белками глаз, заставляют содрогаться при виде змей, выползающих из ушей и носа (такими запечатлены эти существа в деревянных раскрашенных масках, которые надевают танцоры ритуальных демонических плясок) (рис. 28); в тамильских дьяволицах «пей», одновременно и женственных, и безобразных, которые

…кровь слонов, в сраженьи павших, пьют,
На страшном поле битвы шумно пляшут,
И с ними в танце дьявольском кружатся
И пляшут обезглавленные трупы.
А после из людских голов очаг устроив,
Кровавую из тел похлебку варят,
И вместо черпаков у них — героев руки,
Браслетами блестящими украшенные.9)

Все крупнейшие религии мира имеют в Южной Азии своих приверженцев. В Пакистане и Бангладеш господствует ислам. Сингалы Шри Ланки почти все исповедуют буддизм южной ветви («хинаяна»), тамилы острова — преимущественно индуисты. Индуизм является религией подавляющего большинства населения Индии, хотя здесь много представителей и других религиозных направлений: мусульман, джайнов, зороастрийцев, буддистов, христиан различных толков и других. В Пенджабе наибольшее влияние имеет сикхизм (возник в XVI веке), вобравший в себя некоторые мусульманские традиции. В Непале сосуществуют индуизм и буддизм различных сект и направлений.

В экспозиции МАЭ разнообразно представлены две основные ветви индуизма — шиваизм и вишнуизм. Брахма (творец мира), Шива (его разрушитель) и Вишну (его хранитель) — являются верховной триадой богов разветвленного индуистского пантеона. Брахма играет значительную роль лишь в религиозно-философских концепциях мироздания, в практической же сфере культа главенствующее место принадлежит двум другим богам, Шиваитское и вишнуитское направления в индуизме имеют каждое свой собственный пантеон и (42/43) связанный с ним круг мифов и легенд, а также некоторые различия в эмоционально-этической сфере.

Шиваитский цикл, кроме Шивы (рис. 30), включает его жену Парвати (она же Ума, Гаури, Дурга, Кали в иных ипостасях), их сыновей — слоноголового бога мудрости Ганешу и пяти- или шестиголового бога войны Сканду, или Картикею. Требования этого культа к верующим более строги и жестки, чем в вишнуизме, ему принадлежат различные аскетические секты, общий дух его несколько мрачен. Наиболее жизнерадостные настроения связаны с образом Ганеши, возможно поэтому его популярность очень велика. В шиваизме имеет распространение фаллический культ «лингама».

Вишнуитский цикл включает прежде всего Вишну в его различных воплощениях (рис. 29, 32) — в виде животных, людей и божественных героев. Воплощения эти происходили в самые критические для мира моменты: в образе рыбы он спас во время всемирного потопа прародителя человечества Ману; воплотившись в вепря, поднял на своих клыках землю, погрузившуюся в океан; для спасения богов от притеснений демона, которого не мог убить ни бог, ни человек и ни животное, он принял облик человека-льва и тогда одержал победу и т.д. Насчитывается десять основных воплощений Вишну, в том числе Рама и Кришна — герои древних эпических индийских поэм «Рамаяны» и «Махабхараты», обожествленные более поздней традицией. В вишнуитский цикл входят богиня богатства Лакшми (Шри), которая считается женой Вишну, Хануман — сын бога ветра, предводитель рода обезьян, мифический сподвижник Рамы.

Как правило, каждый индус практически поклоняется одному конкретному божеству, которого считает своим покровителем, но при случае не обойдет вниманием и других богов, посещает знаменитые храмы, совершает паломничества к известным святым местам. Повседневное богослужение верующие совершают сами, для некоторых обрядов приглашается домашний жрец «пурохита», в храмах действуют особые священнослужители.

Календарь индусов включает множество «святых дней» и праздников. Характерным элементом праздничных торжеств являются церемониальные процессии, в которых верующие несут в руках или везут, на особых колесницах изображения божеств. Модель подобной колесницы можно увидеть в экспозиции. К одной из (43/44) самых ценных коллекций МАЭ относятся скульптурные детали подлинной колесницы.

Именами богов и их эпитетами индусы часто называют своих новорожденных.

Индия является родиной одной из мировых религий — буддизма, который первоначально (в середине первого тысячелетия до нашей эры) возник как сектантское направление в лоне древней индийской религии брахманизма и обязан ему многими из своих мифологических и философских основ. Таковы, в частности, представления о цикличности бытия мира, учение о перерождениях сущего, о законе воздаяния за грехи и добродетели. На ранней стадии буддизм отрицал сословное деление, идолопоклонство, многие народные верования и культы. Позднее же, перемещаясь из Индии (где, кстати, в настоящее время приверженцев его совсем немного) в южные и северные страны, буддизм чрезвычайно гибко применился к местным религиозным традициям, усвоил многие народные воззрения, включил в свой пантеон местные божества, отдал известную дань и сословным традициям. С течением веков сформировались две основные ветви буддизма: северного толка («махаяна», или «великая колесница») и южного («хинаяна», или «малая колесница»). Южная ветвь — образцом ее считают буддизм Шри Ланки — представляется наиболее близкой к раннему учению; северный буддизм особенно отличается многобожием, существованием специфических тайных культов.

Очень важная роль в буддизме принадлежит Будде, который считается и основателем учения, и одновременно как бы высшей формой мыслящего существа, так как предполагается, что различные будды существовали в разные мировые эпохи (таких уже якобы насчитывается от 24 до 30, и они еще явятся в будущем; имя ближайшего из них — Майтрейя). Будда (точнее, Буддха) буквально означает «умудренный», «просветленный» — его особенность заключается в том, что он умеет увидеть глубинные причинно-следственные связи в мире, несущем на себе печать страдания, постичь главные законы бытия и открыть их другим людям, а для себя — прервать цепь перерождений (перейти в нирвану). Традиция приписывает буддам различные сверхъестественные способности-умение видеть и понимать на расстоянии, читать прошлое и будущее, излучать сияние и жар, подниматься в воздухе и т.п.

Легенда о последнем будде, Будде Гаутаме, которого считают исторической личностью, трогательно проста. Она рассказывает о том, как царевич Сиддхартха из рода Шакьямуани после трех десятилетий счастливой жизни властителя в результате встречи с больным, вскоре умершим стариком ощутил непривлекательность и бренность жизни, удалился от мира, долго предавался размышлениям и в конце концов постиг высшую истину.

До сих пор среди буддийских теологов идут споры о том, можно ли считать Будду существующим после того, как он растворился в небытии. В сознании простых верующих на этот счет нет никаких сомнений и противоречий: Будде молятся, подносят дары, его просят о милостях и достижении благ.

Религиозно-мифологические сюжеты в течение многих веков питают различные виды художественного творчества народов рассматриваемого ареала: литературу, живопись, скульптуру, театральное искусство. Многие искусства до сих пор сохраняют значительное синкретическое единство. Таков народный театр, впитавший в себя древнее умение рассказчиков, танцоров и музыкантов. А такому театру, как «катхакали», с его сложными костюмами и особым гримом, или сингальский театр «колам» в масках, требуется еще искусство народного художника-скульптора и живописца.

Музыкальная культура Индии и сопредельных стран древняя и многообразная. Уникальное явление представляет собой классическая индийская музыка. Основой ее является «рага», использующая пять заданных нот, на основе которых строится (обычно импровизируется) мелодия. Другим важнейшим элементом является ритм — «тáла». Индийские трактаты по музыке называют около 150 примеров различных ритмов. Классическая индийская музыка исполняется обычно небольшими музыкальными ансамблями из нескольких струнных инструментов и одного–трех ударных. Один многострунный ведет мелодию, иногда эту задачу исполняет голос. Не исключено и участие национальных духовых инструментов. Тогда получается такой лее состав, как в «небесном» оркестре бога Шивы, где «Сарасвати играет на вине, Индра на флейте. Лакшми поет, а Вишну ударяет в барабан. Все боги окружают их».

Музыкальное сопровождение индийских танцев не всегда похоже на аккомпанемент: зачастую музыка не сопровождает действия танцора, а опережает их, словно (45/46) бы задавая программу, которую затем должен безошибочно повторить танцор.

Набор традиционных музыкальных инструментов Южной Азии очень богат. Это разнообразные духовые, ударные и струнные: волынки, флейты, свистки, трубы, рожки, морские раковины «шанкха»; всевозможные барабаны — односторонние, двусторонние, прямые, бочкообразные, в форме песочных часов, деревянные, металлические, глиняные; тамбурины, литавры и гонги, кимвалы, бубны. От самых непритязательных — однострунных до сложных, изысканных по форме, богатых по звучанию — четырех-, пяти-, семиструнных. Как музыка звучат сами названия инструментов: тантуна, эктар, саринда, маюра, ви́на, эсрар, саранги, сарод, ситар, киннари, саз (рис. 35). Среди прочих имеются неповторимые инструменты малых народностей и племен. Например, «пукута йемнга» — своеобразный музыкальный инструмент андаманцев: щитообразная доска для отбивания такта ногой во время пляски. Эта доска кладется на землю выпуклой стороной кверху (узкий ее конец зарывается в землю).

* * *

Вот о чем можно вспомнить, рассказать и узнать, обойдя зал народов Южной Азии МАЭ и осмотрев его экспонаты. Мир особой красоты и духовности, со своим пониманием жизни, своими: привычками и законам» открывается здесь нам и тем самым дополняет и обогащает наш собственный мир.


Назад К содержанию Дальше


1) Ежегодник БСЭ за 1981 г.

2) Юго-западную и юго-восточную часть побережья также еще называют Малабарским и Коромандельским берегом (соответственно).

3) Для создания у посетителей музея наглядного представления о природных условиях Южной Азии, о границах государств, о населении края, размещении народов и распространенности языков служит вводный раздел экспозиции отдела «Народы Южной Азии» МАЭ.

4) Мощная ирригация существовала в регионе и в прошлом. Развитая сеть крупных водохранилищ в сочетании с простой, но эффективной системой каналов и водотоков для струйчатого орошения существовала в Шри Ланке уже в древние времена (в программу мелиоративных мероприятий страны в наши дни входит и восстановление некоторых старинных ирригационных сооружений). До настоящего времени сохранилась плотина XI века на реке Кавери в округе Танджор штата Тамилнаду в Индии.

5) Хотя продуктивность пород обычно низка.

6) Под солнцем волосы без должного ухода выгорагот, теряют глубокий черный цвет и блеск.

7) У многих народов Центральной и Южной Индии кофта как элемент одежды появилась сравнительно поздно, когда-то ее заменяла полоса материи, закрывающая грудь и завязывающаяся сзади. И теперь еще у некоторых малых народов употребляют такие повязки или просто прикрывают верхнюю часть тела, если не оставляют ее открытой, верхним концом сари.

8) Пешвами в государстве маратхов, основанном Шиваджи (1627—1680), назывались наследственные главные министры.

9) Перевод из древней антологии тамильской поэзия «Паттуппатты» («Десять песен», III—IV века нашей эры) А.М. Дубянского.


Назад К содержанию Дальше

























Написать нам: halgar@xlegio.ru