Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
Кусов В.С.
|
(42/43) |
Назад |
|
Летом 1859 г. сотрудники Петербургской публичной библиотеки В.В. Стасов и И.И. Горностаев, занимаясь обследованием древних памятников архитектуры Псковщины, в трех километрах к западу от Пскова в обветшалой часовне обнаружили ценнейший памятник древнерусской живописи — иконописное изображение размером 209*386 см, на котором показаны события осады Пскова войсками короля Батория в 1581 г. Архитектор И.И. Горностаев тщательно скопировал уцелевшие части изображения, а историк-искусствовед В.В. Стасов через два года опубликовал его.
Во время Великой Отечественной войны часовня была уничтожена, но благодаря публикации В.В. Стасова это замечательное произведение древнерусской живописи в какой-то степени сохранено для потомков.
В своей публикации В.В. Стасов поместил воспроизведение иконы (с небольшим искусствоведческим анализом) рядом с чертежом города Пскова 1694 г. в составе еще 34 чертежей XVII в., изображавших Москву и ближайшее Подмосковье. Чертежи были отобраны известным историком академиком В.И. Ламанским, который называл их "планами”. В.В. Стасов также назвал воспроизведение найденной иконы — "планом-видом Пскова”. Он оказался первым отечественным исследователем, который обнаружил и изучил первый памятник из целого направления древнерусской живописи, находящегося на стыке с картографией, — это иконописные географические чертежи. Как правило, они посвящены каким-либо значительным объектам местности — городам, крепостям, монастырям.
В своей первой работе В.В. Стасов отметил две особенности иконописных чертежей: высокую художественную культуру исполнения и источниковедческую точность изображения, главным образом архитектурных особенностей сооружений. Кроме того, необходимо отметить русский национальный характер древних чертежей.
На фрагменте изображения Пскова в прориси архитектора И.И. Горностаева отсутствует "житийная часть” — иллюстрация событий 1581 г. (рис. 31). В.В. Стасов утверждал, что она была нанесена значительно позднее, примерно в конце XVIII в. Очевидно, чертеж, каким бы высоким ни было его географическое качество при изображении города, стен, башен и других сооружений, не совсем устраивал церковные власти — по их указанию и была добавлена эта "житийная (43/44) часть”. Следует указать, что она присутствует и на всех остальных иконописных чертежах в виде святых, молящихся и т.п.
Рис. 31. Фрагмент иконы с изображением Пскова
При изучении изображения Пскова следует подчеркнуть высокое профессиональное мастерство иконописца: мы видим, как тщательно показаны архитектурные особенности зданий Псковского кремля, строгое соответствие взаимного расположения стен и башен не только в плановом, но и в высотном отношении. Выразительно изображены река и улица, все объекты подписаны, по нижней рамке изображен обрывистый берег реки Великой, которая возле городской стены течет на юг. Это говорит о том, что все изображение ориентировано на восток, точность воспроизведения архитектурного облика отдельных зданий достаточна для использования чертежей в качестве достоверных исторических документов при реставрационных работах.
Характерно, что в начале XIX в. исследователи начали изучать замечательные памятники отечественной культуры. Так, например, в 1817 г. в Новоиерусалимском монастыре была найдена ценнейшая рукопись "Изборник Святослава 1073 г.”.
К концу XIX в., кроме находки В.В. Стасова, стали известны еще несколько иконописных чертежей городов. Наибольшее число таких чертежей было найдено в Новгороде. В великом русском городе (44/45) хранятся три типа иконописных изображений, состоящих из нескольких повторений. Эти три типа (или три вида) изображений называются "Михайловское”, "Знаменское” и "Видение пономаря Тарасия”.
Наиболее известно Михайловское изображение, которое находилось в новгородской церкви Михаила XVI в., что на Боровичской улице. Михайловская икона, датируемая концом XVII в., содержит плановое изображение небольшой части Новгорода — его Детинца (рис. 32). Это изображение много раз было опубликовано и включено в "Иллюстрированную историю СССР”. Оно с большим увеличением нанесено на свод одного из залов Государственного Исторического музея в Москве.
Второй вид изображения Новгорода — перспективный — назван "Знаменским”, так как хранится в Знаменском новгородском соборе (рис. 33). Об этом изображении XVII в. весьма своеобразно отозвался в 1900 г. искусствовед П.Л. Гусев: "Знаменское изображение не несет никаких следов иконописного характера, а представляет скорее копию с тех чертежей городов, которыми украшали собою старинные атласы XVII—XVIII вв., и имеет значительное сходство по манере письма с планом Москвы 1606 г. Исаака Массы”.
Русские иконописные изображения отличаются от западноевропейских планов-видов городов и по характеру перспективы, величине угла, под которым автор, а затем и зритель смотрят на плоскость горизонта в пространстве объекта. Если рассматривать какой-либо участок местности строго отвесно, т.е. перпендикулярно к плоскости горизонта, то можно наблюдать строго плановое изображение местности, объекты не загораживают друг друга, четко различимы контуры сооружений любой, даже самой малой высоты.
Если наблюдать параллельно плоскости горизонта, то получим привычное глазу изображение ландшафта. Все промежуточные значения угла наблюдения (от отвесного до горизонтального) приводят к получению перспективного изображения.
Получить ландшафтное изображение местности даже в эпоху Возрождения было достаточно просто. Как на Западе, так и на Руси до 1839 г. (до изобретения фотографии) довольно широко применяли так называемую камеру-обскуру, т.е. упрощенный фотоаппарат, в фокальной плоскости которого вместо фотопластинки прикрепляли лист прозрачной бумаги, на который переносили изображение вручную, обводя его пером или карандашом. Изображения такого рода, особенно городов, пользовались в то время большим спросом, они печатались большими тиражами способом гравюры на дереве или металле. Книги широко использовали эти изображения в качестве иллюстраций. Так, известная "Нюрнбергская хроника Германа Шеделя” (1493 г.) включала сотни изображений городов. С тех пор, особенно в XVI—XVII вв., любые страноведческие книги, а также книги о путешествиях имели подобные изображения.
Рассмотрим фрагмент изображения Нижнего Новгорода из книги известного путешественника Адама Олеария издания 1656 г. (рис. 34). Этот план-вид Нижнего Новгорода, вероятно полученный с помощью (45/46)
Рис. 32. Михайловское изображение Новгородского Детинца (конец XVII в.) (46/47)
камеры-обскуры, — типичный пример западноевропейских ландшафтных изображений городов. Это изображение имеет небольшой угол наклона линии наблюдения. В XVII в. для получения планового изображения автор, не располагая летательными средствами, должен был обладать определенными способностями математического абстрагирования: наблюдать местность вдоль горизонтальной плоскости, а изображать ее под значительным углом наклона.
Знаменское изображение Новгорода (середина XVII в.)
Вернемся к Знаменскому изображению Новгорода (см. рис. 33): видимость перспективы, приблизительно под углом в 60°, автор создает некоторым увеличением размеров лишь ближайших к зрителю пяти башен. Остальные десятки башен и большое число других сооружений независимо от месторасположения представлены значками одного размера, т.е. это изображение получено без помощи камеры-обскуры.
Полное отсутствие перспективы, которая является основной чертой западноевропейских панорамных видов городов, характерно для третей группы иконописных изображений Новгорода — "Видение пономаря Тарасия” (рис. 35). Один из вариантов этой группы изображений хранится в Покровском соборе на Красной площади в Москве (в филиале Государственного Исторического музея). Датируемое первой половиной XVI в. иконописное картографическое изображение "Видение пономаря Тарасия” (размером 162*150 см) охватывает огромную территорию вокруг Новгорода. (47/48)
Рис. 34. Изображение Нижнего Новгорода работы А. Олеария (1656 г.)
Отечественное картографическое наследие XVI—XVII вв. имеет простой, но замечательный изобразительный прием, принадлежащий неизвестному русскому художнику; на плановое изображение местности с гидрографической сетью нанесены объекты в их фронтальном изображении. Налицо комбинированное изображение из двух составляющих: планового (предполагаемого) и фронтального (постоянно наблюдаемого). В зависимости от назначения чертежа фронтальные части даются разного размера, без учета перспективных соотношений. К примеру, максимальный размер имеет относительно скромный комплекс сооружений Хутынского монастыря (у левой стороны (48/49) рамки), хотя Софийский собор (в нижней части иконы) в действительности значительно больших размеров.
Рис. 35. Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия” (1536 г.)
Можно утверждать, что способ комбинированного изображения разработан и создан на русской земле, близких аналогов среди западных картографических памятников пока не обнаружено.
Можно привести типичный пример реализации этого способа для изображения части городского квартала (рис. 36). Автор умело сохранил сведения и планового, и фронтального характера.
Чтобы показать строения наиболее выразительно, древнерусским художникам-картографам приходилось изменять масштаб по полю изображения или составлять чертеж в двух существенно различных масштабах. Ярким примером может служить ряд изображений Соловецких островов с монастырем. Сохранилось более 20 иконописных вариантов XVI—XVII вв., содержащих совмещенные изображения монастыря и островов, причем диапазон масштабов достаточно велик.
Приведем одни из характерных иконописных вариантов, принадлежащий собранию московского Музея-заповедника "Коломенское” (рис. 37). В музейной экспозиции это изображение названо весьма нестандартно для памятников древнерусской живописи: "Строительство (49/50) Соловецкого монастыря”. А в обобщающей монографии по рус- кой живописи XVII в. оно названо традиционно: "Богоматерь Боголюбская с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими и сценами их жития”.
Рис. 36. Чертеж неизвестного двора.
Рассмотрим это изображение с картографической точки зрения. Для сравнения приведем фрагмент редкой гравюры Луки Зубова 1802 г. ”Вид Соловецкого монастыря с западную страну”, приложенный к одной из работ известного собирателя и исследователя памятников живописи, почетного члена Академии наук и Академии художеств Д.А. Ровинского (рис. 38).
Сопоставляя рис. 37 и 38, можно заметить сходство двух картографических изображений: изрезанность береговой линии, присутствие внутренних водоемов, наличие большого числа мелких островов у нижних рамок и больших островов у верхних рамок изображений. Отличает же их то, что на гравюре 1802 г. рисунок монастыря дан на плане в том же масштабе, что и остров. Так как в этом случае монастырь почти не заметен, автор гравюры приводит добавочное крупное перспективное изображение монастыря, вынося его отдельно.
Нанесенная на гравюре 1802 г. компасная роза показывает восточную ориентировку иконописного изображения, что необычно для карт XIX в.
И еще один картографический элемент широко применяли русские изографы. Рядом с графическим изображением всегда присутствуют (50/51) названия улиц, монастырей, озер, островов и других объектов. Например, "Большая улица” на иконописном изображении Пскова или "Святое озеро” на изображении Большого Соловецкого острова.
Рис. 37. Изображение иконы "Строительство Соловецкого монастыря"
В качестве другого примера можно привести фрагмент иконописного изображения Троице-Сергиевой лавры, которое относится к середине XVII в. (рис. 39). Его автору, вероятно, не раз приходилось составлять такого рода изображения и на бумаге, т.е. обычные географические чертежи. Кроме принятой восточной ориентировки, здесь приведены названия церквей и обычные для карт пояснительные надписи. (51/52)
Рис. 38. Фрагмент гравюры Луки Зубова (1802 г.)
Познакомимся еще с одной иконой конца XVI в. Это ”Псково-Покровская богоматерь”, хранившаяся в Пскове в церкви Покрова от Пролома (рис. 40). Ее художественные качества были высоко оценены. На переднем плане видны часть стены Псковского кремля и река Великая, за которой подробно показан Мирожский монастырь. Это его самое древнее изображение. На прориси иконы опущена "житийная” картина, посвященная действительному историческому событию — героической обороне Пскова при его осаде войсками Стефана Батория в 1581 г. Во время Великой Отечественной войны икона исчезла из Пскова. Ее удалось обнаружить лишь в 1969 г. благодаря помощи В.Н. Сергеева — сотрудника Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Он разыскал каталог мюнхенской выставки древнего искусства 1969 г., в котором приведено ее воспроизведение с указанием (52/53) владельца — частного лица из ФРГ. Икона имела название: "Псков и его окрестности”. Этот замечательный памятник отечественной культуры должен быть возвращен нашей стране.
Рис. 39. Фрагмент иконописного изображения Троице-Сергиевой лавры (середина ХУЛ в.)
Применение в русской картографии математической основы в начале XVIII в. привело к изменению художественной стороны картографических произведений, особенно это относится к застроенным территориям. Вместо фронтальных изображений уникальных объектов города появились четкие плановые контуры кварталов и огородов. (53/54) Рисование и черчение разделились. Как метко заметил современный исследователь Б.В. Раушенбах, рисование обеспечивает передачу видимой картины пространства, а черчение — истинной.
Рис. 40. Прирись иконы ”Псково-Покровская богоматерь” (конец XVI в.)
Однако традиции художественной культуры чрезвычайно устойчивы, и на новых "ландкартах” городов, имеющих масштаб, среди плановых контуров рядовой застройки иногда встречаются и лицевые рисунки выделяющихся объектов. В XIX в. на отечественных картах этот прием отсутствовал и снова появился на современных картах-схемах для туристов.
Эпоху раннего средневековья (XIII—XV вв.) в истории западноевропейской картографии часто называют временем "монастырских карт”. Под этим термином понимают и время, и то, что картографические чертежи составлялись, как правило, в стенах монастырей. Средневековая церковь жестоко преследовала любые проявления научной мысли. Однако составление изображений, когда графическим языком отображались христианские догмы, санкционировалось и финансировалось церковью.
Тем не менее на картографических иконописных памятниках Древней Руси мы не встречаем легенды о рае, потопе или спасении сыновей Ноя. На отечественных картографических чертежах изображается реальная местность с объектами, среди которых обязательно (54/55)
Рис. 41. Карта-схема расположения объектов, изображения которых на иконописных чертежах сохранились до нашего времени (55/56)
есть монастырь. Вероятно, особенности восприятия географического пространства русским человеком, издавна заложенные в нем способности ориентирования, постоянное перемещение по огромной стране и вызвали появление целого направления в отечественном иконописании. Основными заказчиками этих дорогостоящих произведений стали православные монастыри. Поэтому в истории отечественной картографии можно выделить период "иконописных карт” — XVI—XVII вв. За это время удалось выявить 14 типов иконописных картографических произведений. Каждый тип, как правило, имеет несколько (иногда десятки) вариантов.
Приведем карту-схему, иллюстрирующую местоположения объектов, изображения которых, выполненные в XVI—XVII вв. в виде икон, сохранились (рис. 41). Достаточно четко выделена часть Русского государства от Поморья до Верхней Волги, пунктирной линией ограничена территория, на которую создавались иконописные изображения монастырей и крепостей. Москва оказалась за ее пределами, несмотря на то что в XVII в. это единственный русский город, имевший две цеховые организации художников ("жалованных” иконописцев при Оружейной палате и городских художников Иконного ряда). К сожалению, образ Москвы сохранен древнерусскими иконописцами лишь в виде фрагментов фронтальных изображений Кремля без показа окружающего ландшафта. Древнейшее из таких изображений создано учеником Симона Ушакова Георгием Зиновьевым в 1690-е гг.
Авторы всех иконописных картографических памятников неизвестны. Только на обороте изображения Макарьевского монастыря у Желтых вод имеется текст: "Писал изограф Симан Ушаков”. (56/57)
Написать нам: halgar@xlegio.ru