Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

Боровкова Л.А.
Восстание «красных войск» в Китае

 
    (162/163)
Назад

Глава IV.
Завершение объединения Чжу Юань-Чжаном Центрального и Южного Китая.

Дальше

Северный поход и создание империи Мин

В 9-ю луну 23-го г. чжи-чжэн (8 октября — 5 ноября 1363 г.), т.е. уже после поражения и гибели Чэнь Ю-ляна у озера Поянху, Чжан Ши-чэн отказался от формального подчинения юаньскому правительству и заявил о создании собственного государства У, провозгласив себя монархом, У-ваном. Некоторые феодалы, начавшие сотрудничать с Чжан Ши-чэном после его «подчинения» юаньскому правительству в 1357 г., отказались теперь принять чины и должности в государстве У [98, гл. 123, 8а; 104, 10а; 112, гл. 217, 5915].

Окончательное поражение Лю Фу-туна и перенесение ставки Хань Линь-эра во владения Чжу Юань-чжана, победа последнего в решающей битве с Чэнь Ю-ляном, создание Чжан Ши-чэном самостоятельного государства — эти три важнейших события 1363 г. определили последующие действия Чжу Юань-чжана. 4 февраля 1364 г. (1-й день 1-й луны 24-го г. чжи-чжэн) он в противовес Чжан Ши-чэну тоже принимает титул У-вана. Главой правительства, ю-чэнсяном, стал Ли Шань-чан, его заместителем, цзо-чэнсяном,— лучший военачальник хаочжоусцев Сюй Да [98, гл. 1, 11а; 142, 26а; 112, гл. 217, 5920-5921].

Таким образом, в долине Янцзы возникло два государства У, восточное — Чжан Ши-чэна и западное — Чжу Юань-чжана.

К сожалению, сведения из имеющихся у нас источников о положении в восточном У крайне скудны и к тому же передаются с позиций противников Чжан Ши-чэна.

Уже в записи 1356 г. говорится, что в Хуайдуне сильный голод и только в областях, управляемых Чжан Ши-чэном, население богато [104, 4а]. К 1363 г. относится следующее описание положения в государстве Чжан Ши-чэна: «В то время владения Ши-чэна… простирались более чем на две тысячи ли, а войско его составляло несколько сот тысяч. (163/164) Брат Ши-синь и зять Шэнь Юань-шао были его ближайшими советниками. Цзо-чэном был Сюй И, [генералы] Ли Бо-шэн и Люй Чжэнь — главными исполнителями… Чжан Ши-чэн любил созывать бинькэ, дарил им повозки, лошадей и всякую утварь во множестве. Поэтому бедняки из других областей, не имеющие постоянного местожительства, стремились к нему… [Поскольку] У долго жило в мире, то население его богатело» [98, гл. 123, 8б]. В «Мин Тай-цзу шилу» также отмечается богатство населения во владениях Чжан Ши-чэна, обилие продовольствия. Кроме того, сказано, что Чжан Ши-чэн «хотел, чтобы образованные люди (ши) прославили его, и, если такой человек приходил, будь он мудрым иль глупым, тут же щедро одаривал [его]» [цит. по: 71, 97].

Из этих сообщений, а также из признания Лю Цзи, которое будет приведено ниже, явствует, что экономическое положение населения восточного У на протяжении всего периода правления Чжан Ши-чэна было благоприятным. О том же свидетельствует высокий размер дани (500 тыс. ши), которую потребовал Чжу Юань-чжан с Чжан Ши-чэна в 1356 г. (при этом следует учесть, что в начале 60-х годов Чжан Ши-чэн управлял уже более обширной территорией, чем в 1356 г., и, следовательно, получал с нее гораздо большие доходы).

Сложнее вопрос о том, на какие социальные слои опирался Чжан Ши-чэн. Из приведенной выше записи «Мин ши» видно, что к Чжан Ши-чэну стекались бедняки, не имевшие даже постоянного местожительства. В «Пин У лу» сообщается, что Чжан Ши-синь, став чэнсяном государства У, учредил канцелярию и призывал к себе на службу местных жителей, которые тем самым сразу достигали знатности и богатства [104, 10б-11а]. Современник Чжан Ши-чэна, живший в уезде Лунцюань в Чучжоу, конфуцианец Е Цзы-ци (известный наравне с Лю Цзи и Сун Лянем) несомненно хорошо знал положение в соседних областях, управляемых Чжан Ши-чэном. Он писал: «Чжан Цзю-сы (Чжан Ши-чэн, — Л.Б.) овладел землями пяти областей на юго-востоке. Он пользовался их богатствами более десяти лет. Ведь [при нем] низкий мог стать могущественным, подлый мог жить, как знатный» [84, 46]. Последнее явление не выглядит, в передаче Е Цзы-ци, исключительным, относящимся только к ближайшему окружению Чжан Ши-чэна.

Следующий факт еще убедительнее, на наш взгляд, свидетельствует о поддержке Чжан Ши-чэна широкими слоями населения. В 1364 г., после того как под ударами армий Чжу Юань-чжана пало государство Хань, когда эти армии стояли у границ восточного У, Чжан Ши-чэн решился провести крупное ирригационное строительство на р. Баймао. План строительства был предложен юаньскому правительству еще (164/165) в период Тай-дин (1324—1327), но осуществлен не был. Чжан Ши-чэн собрал свыше 100 тыс. воинов и крестьян, и в короткий срок работы были закончены. Как говорится в «Сюй Цзы-чжи тун-цзянь», «народ роптал на это, но когда работы были закончены, то выгода от них была великая» [112, гл. 218, 5938]. Чтобы в условиях непрерывных военных действий решиться на ирригационное строительство, надо было быть твердо убежденным, что это не приведет к возмущению населения, в первую очередь крестьян. Тем более что еще живо было воспоминание о восстании строителей на Хуанхэ 1351 г.

Большой интерес в плане выяснения социальной опоры Чжан Ши-чэна и его налоговой политики, а также налоговой политики Чжу Юань-чжана представляет сообщение, относящееся к периоду решающей схватки восточного и западного У. В 1367 г., когда Чжу Юань-чжан отнял у Чжан Ши-чэна территорию на морском побережье к северу от Янцзы и чиновники Чжу приступили к ревизии миньтянь, в области Сунцзян вспыхнуло восстание против налогов во главе с Цянь Хао-чжу, в отряд которого собралось более 30 тыс. человек. Восставшие расправились с чиновниками западного У и обратились за помощью к Чжан Ши-чэну. Но подоспели отряды из армии самого Сюй Да, и повстанцы, вооруженные «крестьянскими орудиями» (нун ци), потерпели поражение. Отряд Цянь Хао-чжу заперся в г. Сунцзян и еще долго оборонялся, но не мог устоять перед большой армией. Город пал, Цянь Хао-чжу был схвачен и казнен [112, гл. 219, 5981-5982]. Как видим, причиной восстания явилась ревизия земель, которая преследовала цель ввести в восточном У налоги, взимавшиеся с крестьян в западном У. Крестьяне Сунцзяна терпели поземельные налоги правительства Чжан Ши-чэна, но налоговая политика Чжу Юань-чжана толкнула их на отчаянный поступок — восстание с мотыгами в руках против регулярной армии нового правительства. К сожалению, отсутствуют конкретные данные о системе налогов и их размерах в государстве Чжан Ши-чэна.1) Земельная же и налоговая политика Чжу Юань-чжана, как говорилось выше, в общем не ущемляла интересы феодалов и не давала крестьянам каких-либо привилегий.

Что же касается взаимоотношений Чжан Ши-чэна с феодалами, то на этот счет есть несколько интересных свидетельств. Прежде всего, упомянутое сообщение «Тай-цзу ши-лу» о том, что Чжан Ши-чэн «хотел», чтобы к нему шли ученые люди. Но, с другой стороны, в источниках сказано, что в 1363 г., т.е. спустя десять лет после начала восстания Чжан Ши-чэна, чиновники и военачальники Чжан Ши-чэна захватывали «лучшие земли и дома», Чжан Ши-синь отбирал у населения золото, драгоценные камни, знаменитые картины, древние книги [98, гл. 123, 8б; 173, гл. 18, 41б; 112, (165/166) гл. 218, 35, 59]. Естественно, не крестьяне владели «лучшими землями и домами» и тем более драгоценностями. Отсюда следует, что и в 1363 г. продолжалась конфискация имущества феодалов.

Вопрос о том, какая из этих двух противоположных тенденций являлась превалирующей, помогают в известной мере решить следующие данные. После провозглашения Чжан Ши-чэном государства У в его правительстве из девяти человек, упоминаемых «Мин ши», только один Чэнь Цзи назван «юаньским сюэши» (ученый, образованный муж). По-видимому, остальные члены правительства не были учеными. Притом «юаньский сюэши» Чэнь Цзи ведал лишь документацией, и то не один, а вместе с ю-чэном Жао Цзе; никакого другого чина при имени Чэнь Цзи не указывается. Если теперь вспомнить, что в правительстве Чжу Юань-чжана уже в 1356 г. находилось несколько старых шэньши и феодалов, занимающих главные должности, то различие между правительствами Чжу Юань-чжана и Чжан Ши-чэна бросается в глаза. Юаньские чиновники, сотрудничавшие с Чжан Ши-чэном в период признания им юаньского правительства, категорически отказывались от службы после создания им государства У, чего не наблюдалось у Чжу Юань-чжана [112, гл. 217, 5915; 104, 10а].

Многие из тех, кто восставал против Чжу Юань-чжана, — а это случалось нередко, но среди них не было феодалов и шэньши, — переходили на сторону Чжан Ши-чэна. Даже в 1366 г., когда армии восточного У терпели от войск западного У одно поражение за другим, бывший военачальник Чэнь Ю-ляна Тай Тянь-жуй перешел с отрядом на сторону Чжан Ши-чэна. Как уже говорилось, Чжу Юань-чжан оставил Тай Тянь-жую после его капитуляции в 1365 г. и чин и командование отрядом [104, 21б; 112, гл. 218, 5939; гл. 219, 5970]. Тем не менее Тай Тянь-жуй милостям Чжу Юань-чжана предпочел борьбу с ним, хотя печальный исход ее уже в то время можно было предвидеть. Недаром в прокламации к населению восточного У Чжу Юань-чжан в числе других восьми «зол», содеянных Чжан Ши-чэном, называл «переманивание моих взбунтовавшихся военачальников».

В конце 1365 г. войска западного У начали решительное наступление на восточное У. Вскоре был взят Тайчжоу, в 3-ю луну 26-го г. (11 апреля — 9 мая 1366 г.) армия Сюй Да и Фэн Го-шэна заняла области Гаою и Хуайань [104, 15б; 112, гл. 219, 5963, 5965].

Родину Чжу Юань-чжана, округ Хаочжоу, с 1360 г. входивший в состав владений Чжан Ши-чэна, оборонял отряд Ли Цзи, земляка Лю Цзи. В конце 1365 г. Лю Цзи послал своему односельчанину письмо, уговаривая его сдаться, но Ли Цзи не удостоил его ответа. Лишь в 4-ю луну (10 мая — (166/167) 8 июня), убедившись в безнадежности своего положения после падения Гаою и Хуайани, он сдался [104, 13б, 16а-16б; 112, гл. 218, 5957; гл. 219, 5964].

Узнав о падении Хуайани и Хаочжоу, военачальники Чжан Ши-чэна в Сюйчжоу и Сучжоу также сдались. В ту же, 4-ю луну Сюй Да взял Аньфын [112, гл. 219, 5965, 5966].

Овладев землями Чжан Ши-чэна в Хуайдуне, Чжу Юань-чжан стал готовиться к наступлению на основные районы противника. Покорение земель Чэнь Ю-ляна показало, что после разгрома войск противника начиналась не менее, если не более тяжелая и изнурительная война с населением занятой территории. В связи с этим Лю Цзи призывал к осторожности: «Род Чжан уже давно следовало бы покарать. Однако мощь его хотя и [была нами] несколько раз поколеблена, военные силы [его] не ослабли. Земли его плодородны, народ богат, к тому же собраны большие запасы продовольствия. Боюсь, что разгромить его будет трудно. Следует подождать удобного случая и лишь тогда выступать» [104, 16б; 112, гл. 219, 5969].

Но Чжу Юань-чжан и Сюй Да не соглашались ждать. Они исходили из того, что советники Чжан Ши-чэна «не имеют далеких планов», заняты обогащением, военачальники медлительны [104, 16б-17а]. И все же Чжу Юань-чжан, прежде чем начать поход против основных сил противника, в 5-ю луну 26-го г. (9 июня — 8 июля 1366 г.) обратился к подданным Чжан Ши-чэна с прокламацией.

В ней говорилось, что судьба династии Юань решена. Далее Чжу Юань-чжан отмежевывался от «красных войск», называя их «еретиками», уничтожавшими «благородных мужей». Кратко изложив историю своей борьбы и своего возвышения, он переходил к итогам борьбы с Чэнь Ю-ляном, подчеркивая, что семья последнего не была им уничтожена, а, наоборот, получила чины и титулы, что все военачальники и чиновники Чэнь Ю-ляна получили должности, «народ стал спокойно жить в своих селениях». Затем Чжу Юань-чжан перечислял «преступления» Чжан Ши-чэна, которые-де вынуждают выступить против него, чтобы «успокоить Поднебесную и помочь страждущему народу». Чжу Юань-чжан оповещал население восточного У, что его армия не намерена грабить, что в ней строгая дисциплина. Поэтому люди должны не убегать, а спокойно покоряться. Всем чиновникам, если они сдадутся добровольно, обещались награды и должности. Простой народ, говорилось далее в прокламации, если он не будет покидать своих мест, по-прежнему остается владельцами своих земель и жилищ (т.е. Чжу Юань-чжан обещал признать перераспределение собственности, которое произошло в результате восстания Чжан Ши-чэна), внося лишь определенный продовольственный налог. Тех, кто будет (167/168) сопротивляться, Чжу Юань-чжан повелевал своим войскам уничтожать, а их семьи грозил навечно переселить в отдаленные районы [104, 18б-20а].

Спустя два месяца Чжу Юань-чжан обсудил со своими военачальниками план наступления на восточное У. В конце концов был принят вариант, предложенный якобы самим Чжу Юань-чжаном. Предполагалось прежде всего разгромить фланговые армии Чжан Ши-чэна пока он в силу своей медлительности не оказал им помощь. Затем ударить по главным силам, которые окажутся изолированными [104, 21а; 112, гл. 219, 5970]. Этот «собственный» план Чжу Юань-чжана фактически лишь повторял план разгрома Чжан Ши-чэна, предлагавшийся конфуцианцем Е Жуем еще в 1362 г. «План покорения Поднебесной» Е Жуя, предусматривавший разгром поочередно Чэнь Ю-ляна, затем Чжан Ши-чэна и лишь после них Фан Го-чжэня, был принят Чжу Юань-чжаном как в общем, так и в деталях. Е Жуй предлагал, например, сначала взять Шаосин, Ханчжоу, Хучжоу и только потом всеми силами атаковать Пинцзян [98, гл. 135, 3б-4а; 112, гл. 216, 5893-5894]. Почти в такой последовательности эти пункты и были взяты войсками западного У.

6 декабря 1366 г. (день цзя-шэнь, 11-й луны 26-го г.) армия Чан Юй-чуня и Фэн Го-шэна вынудила оборонявшего Хучжоу Ли Бо-шэна, одного из лучших военачальников Чжана, сдаться [104, 24б; 112, гл. 219, 5979]. Затем сдался Ханчжоу, осажденный армией Ли Вэнь-чжуна [104, 24б; 112, гл. 219, 5979]. В том же месяце были заняты Шаосин, Ханчжоу, Цзясин, осаждена столица Чжан Ши-чэна Пинцзян (Сучжоу) [104, 25а, 26а; 112, гл. 219, 5976, 5977]. Чжан Ши-чэн стойко защищался. Чжу Юань-чжан направил ему письмо с предложением сдаться, но Чжан Ши-чэн не ответил [104, 28б; 98, гл. 123, 10а; 112, гл. 219, 5984]. Девять месяцев длилась осада Пинцзяна. Только 1 октября 1367 г. (в день синь-сы 9-й луны 27-го г.) город был взят. Чжан Ши-чэн оказался в плену и был отправлен в Интянь. На все уговоры Чжу Юань-чжана покориться он отвечал отказом. В конце концов Чжу Юань-чжан якобы послал ему шелковый шнурок, которым пленный и удавился [104, 32а-32б; 98, гл. 123, 10б; 112, гл. 220, 5995].

После разгрома второго главного соперника Чжу Юань-чжана территория западного У значительно расширилась. Чжу Юань-чжан владел теперь наиболее плодородными землями Китая, обеспечившими его войска продовольствием.

Нельзя не признать, что прокламация Чжу Юань-чжана сыграла немалую роль в исходе борьбы между двумя государствами У. Прежде всего она оказала влияние на военачальников Чжан Ши-чэна, которые действительно в первое время сохранили свои знания и чины [104, 24а, 27б, 28а]. Чжу Юань-чжан расправился только с теми генералами, которые (168/169) раньше служили у него, а потом перешли к Чжан Ши-чэну. Так, были казнены Цзян Ин [104, 27б; 112, гл. 219, 5976] и Тай Тянь-жуй [104, 33б; 112, гл. 220, 5994].

Тем не менее победа над Чжан Ши-чэном досталась Чжу Юань-чжану нелегко. Именно во время осады Хучжоу на сторону Чжана перешел Тай Тянь-жуй с отрядом. Население занятых районов нередко поднимало восстания против новых властей.

Несмотря на многочисленность войск и населения, поддерживавшего его, Чжан Ши-чэн в два-три года потерпел полное поражение.

И это не случайно. В «Мин ши» при описании положения в восточном У говорится, что Чжан Ши-чэн и его приближенные погрязли в роскоши, строили дворцы, собирали драгоценности. Сам Чжан Ши-чэн стал уделять мало внимания делам правления, перепоручив их своим братьям и помощникам. Военачальники, пользуясь этим, перестали лично участвовать в сражениях, их армии стали терпеть поражения. Чжан Ши-чэн не наказывал их, а повышал в чинах. Надо сказать, нарисована довольно мрачная картина, показывающая неизбежность победы активных, деятельных, бережливо-скромных Чжу Юань-чжана и его помощников. Но тенденциозность составителя «Мин ши» и факты, сообщаемые другими источниками, делают сомнительной достоверность этого описания. Хаос в делах правления, разложение правящей верхушки восточного У плохо вяжется с богатством населения, с большим и успешным ирригационным строительством, требовавшим несомненно хорошей организации руководства.

Конечно, неизбежный процесс феодализации руководящей верхушки происходил быстро. Место старых феодалов, в большинстве уничтоженных повстанцами Чжан Ши-чэна в первые годы восстания и частично бежавших в другие районы, в частности на территорию государства Чжу Юань-чжана, заняли новые. С начала восстания прошло больше десяти лет. За это время улучшилось положение тех солеваров и крестьян, во главе которых Чжан в 1353 г. поднял восстание. Спад их революционности был неизбежен, хотя они неизменно поддерживали своего вождя. Переход Чжан Ши-чэна к юаньскому правительству, хотя бы номинально, также способствовал спаду революционных настроений. Феодализация руководства увеличивала разрыв между ним и основной массой бывших повстанцев. Воодушевленных революционным порывом повстанцев сменила армия, возглавляемая феодализирующимися военачальниками. Главную роль в правительстве восточного У играли выходцы из солеваров и вообще из бедняков, не имевшие должных организационных и военных навыков, чтобы выстоять в борьбе с вышколенными (169/170) войсками, во главе которых находились имевшие огромный опыт политического и военного руководства наньские феодалы. Может быть, чувствуя слабость своей организации, Чжан Ши-чэн и стремился по примеру Чжу Юань-чжана привлекать к себе на службу «ученых мужей» из старых феодалов.

После завоевания восточного У территория западного У включала нынешние провинции Хубэй, Хунань, юго-восточную часть Хэнани, Цзянси, Аньхуй, Цзянсу, Чжэцзян, в том числе районы по р. Хань и нижнему течению Янцзы. Сразу после побед над Чжан Ши-чэном в октябре 1367 г. лидеры западного У начинают борьбу за воссоединение остальных территорий Юга и Севера Китая.

На Юг, против Фан Го-чжэня и много лет удерживавшего позиции в Южном Китае юаньского наместника Чэнь Ю-дина (главарь отрядов ибин), была послана армия Тан Хэ и Ляо Юн-чжуна. Ху Тин-жуй и Хэ Вэнь-хуй выступили на завоевание Фуцзяни, Ян Цзин — на завоевание Гуанси [76, гл. 5, 1б]. Главные силы под командованием Сюй Да и Чан Юй-чуня начали Северный поход через районы Центральной равнины против войск юаньского правительства.

Армия Тан Хэ и Ляо Юн-чжуна в течение октября-декабря 1367 г. разгромила Фан Го-чжэня [98, гл. 123, 14а; 112, гл. 220, 5997]. В октябре была занята область Тайчжоу, в ноябре — Вэньчжоу [98, гл. 123, 14а; 112, гл. 220, 6602]. 30 ноября (день синь-сы, 11-й луны) армия Тан Хэ овладела столицей Фан Го-чжэня г. Цинъюань [98, гл. 123, 14а; 112, гл. 220, 6603]. Фан Го-чжэнь на кораблях ушел в море, но уже 11 декабря прислал сына в Интянь с просьбой принять его капитуляцию [112, гл. 220, 6604]. Однако сдался он только в январе 1368 г. Чжу Юань-чжан пожаловал Фан Го-чжэню чин и должность в Гуанси, а его бывших чиновников назначил на должности в отдаленные от их родины места [98, гл. 123, 15а; 112, гл. 220, 6608]. Таким образом, к концу 1367 г. земли в Чжэси влились в государство Чжу Юань-чжана.

В начале 1368 г. Тан Хэ перешел в наступление против Чэнь Ю-дина. 4 февраля (день жэнь-чэнь 1-й луны) уже была захвачена его ставка Яньпин, Чэнь Ю-дин был взят в плен (не покорился и был казнен). Ху Тин-жуй в это же время овладел Цзяньнином [98, гл. 2, 1б],

Разгромив Фан Го-чжэня и Чэнь Ю-дина, Тан Хэ и Ляо Юн-чжун морем двинулись в провинцию Гуандун. К середине апреля (в 4-й луне) она была завоевана. В августе-сентябре (к 7-й луне) того же года Ляо Юн-чжун овладел Гуанси [98, гл. 2, 2а].

Таким образом, в середине 1368 г. Юг Китая был включен в состав территории, управляемой Чжу Юань-чжаном. Юаньские военачальники теперь контролировали на юго-западе (170/171) одну провинцию Юньнань. На западе, в Сычуани, в созданном «красными войсками» Мин Юй-чжэня государстве Ся пока правил Мин Шэн, сын Мин Юй-чжэня, с которым Чжу Юань-чжан поддерживал дружественные отношения. Тыл войск, выступивших в Северный поход, был, таким образом, в безопасности.

Послав армии на завоевание владений Чжан Ши-чэна и Фан Го-чжэня, Чжу Юань-чжан в Интяне готовил провозглашение своей империи. В конце 1366 г., когда у Чжан Ши-чэна довольно легко была отвоевана территория к северу от Янцзы и появилась уверенность в скорой победе, Чжу Юань-чжан ликвидирует формальное препятствие на пути к трону, расправляется с императором государства Сун Хань Линь-эром, который как почетный пленник жил в Чучжоу. Ляо Юн-чжуну было поручено перевезти «императора» в Интянь. При переправе через Янцзы корабль затонул и Хань Линь-эр погиб [112, гл. 219, 5978].

Выше отмечалось, что с падением Аньфына в 1363 г. восстание «красных войск» Лю Фу-туна фактически закончилось. С гибелью Хань Линь-эра в 1366 г. исчезли последние следы этого крупного народного восстания. Чжу Юань-чжан, до сих пор формально признававший свою принадлежность к «красным войскам», теперь рвет последнюю нить. С 1367 г. он как независимый правитель утверждает название своих лет правления [98, гл. 1, 13а].

Но то был лишь первый шаг. 20 февраля 1368 г. (1-й день 1-й луны 28-го г. чжи-чжэн), «принеся жертвы Небу и Земле», Чжу Юань-чжан провозгласил создание империи Мин. Эру своего императорского правления он назвал Хун-у. Главой правительства, цзо-чэнсяном (еще в 10-ю луну 27-го г. по указу Чжу Юань-чжана левые чиновники стали по своему положению выше правых), был назначен Ли Шань-чан, его заместителем, ю-чэнсяном,— Сюй Да [98, гл. 2, 1а].

Новый император Китая повел борьбу за окончательное изгнание иноземных правителей. Решающая схватка с юаньским правительством началась с конца 1367 г. Правда, еще раньше, в начале 1367 г., один из отрядов Чжу Юань-чжана имел столкновения с отрядами Кого Темура под Сюйчжоу [98, гл. 1, 13б]. Но до самого последнего момента Чжу Юань-чжан вел переписку с Кого Темуром об установлении дружественных отношений. В октябре (в 9-ю луну), т.е. в момент, когда обсуждался план Северного похода, Чжу Юань-чжан отпустил на Север находившихся у него в плену родственников юаньского дома [98, гл. 1, 14а]. Заигрывание интяньских лидеров с Кого Темуром и юаньским правительством, по-видимому, сыграло известную роль в предотвращении похода юаньских войск на Юг.

На наш взгляд, этим же обстоятельством следует (171/172) объяснить и тот странный факт, что до 1367 г. в заявлениях Чжу Юань-чжана и его соратников не подчеркивается антимонгольская направленность их борьбы. Являясь частью «красных войск» и подданными повстанческого государства Сун, основанного Лю Фу-туном и Хань Линь-эром, Чжу Юань-чжан и его сторонники участвовали тем самым в восстании под лозунгом изгнания иноземцев. Однако они предпочитали пока не обострять борьбу с юаньским правительством, свержение которого было для них конечной целью. Перед китайским народом они выступали носителями идеи освобождения от иноземцев, перед юаньским же правительством до поры до времени старались сохранить маску чуть ли не лояльных подданных.

Даже в прокламации, опубликованной в связи с походом против Чжан Ши-чэна в середине 1366 г., хотя и осуждалась политика юаньского правительства, вызвавшая смуты в стране, задача свержения этого правительства не ставилась. Одним из самых серьезных преступлений Чжан Ши-чэна объявлялась его измена юаньскому правительству, убийство юаньских сановников. В этом обвинение расходилось с виной, предъявляемой ему ранее.

Когда появились условия для изгнания монгольских завоевателей из Китая и в широких масштабах развернулась война с ними, Чжу Юань-чжан и его окружение формулируют четко идею освобождения от иноземного ига.

Перед началом Северного похода было опубликовано воззвание к населению Северного Китая, написанное Сун Лянем от имени Чжу Юань-чжана. В нем говорилось: «С древности императоры и ваны были китайцами и управляли варварами. Варвары жили вне [Китая] и платили дань Срединной империи. Никогда не бывало, чтобы варвары жили в Срединной империи и управляли Поднебесной». Оправдывая «велением Неба» приход к власти династии Юань и объясняя его тем, что в то время монгольские «государи были мудрыми и сановники хорошими», Чжу Юань-чжан обвинял позднейших юаньских правителей в нарушении «основных норм поведения». «Они пренебрегали нормами отношений между отцом и сыном, государем и подданными, мужем и женой, старшими и младшими». Поэтому Небо отвернулось от «варваров» и народ восстал. Ведь «в старину говорили: „Варвары не обладают [счастливой] судьбой и на сто лет“. Если взять нынешние времена, то разве это не так?»

В воззвании перечислялись пороки «героев», захвативших власть в разных частях Северного Китая: Кого Темур обвинялся в том, что фамилию своих китайских предков изменил на «звериное имя варваров», Ли Сы-цзи и другие — что они «подкупом приобретают звания и титулы, стремятся увеличить [свои] силы и выжидают [удобный момент] для (172/173) междоусобной войны». И делался вывод: «Стремясь [якобы] защитить народ, они ведут междоусобную войну и, наоборот, наносят великий ущерб людям. [Поэтому] все они не могут быть правителями Китая».

Далее восхвалялись заслуги Чжу Юань-чжана: «Я — простолюдин с правобережья Хуай[хэ]. Когда Поднебесная взбунтовалась, народ выдвинул [меня вождем]…» Перечислялись территории, которыми Чжу владел к началу Северного похода. Однако, «видя, что мой народ в Чжунъюани (Северном Китае. — Л.Б.) давно уже не имеет правителя, я очень страдаю. [Поскольку] я почтительно принял повеление Неба, то не смею успокаиваться. Сейчас хочу послать войска на Север изгнать варваров, избавить народ от поругания, возродить величие китайцев… Тот, кто покорится мне, навеки будет спокойно жить в Китае. Тот же, кто отвернется от меня, сам себя изгоняет за Великую стену. Небо повелело мне, человеку Срединной империи, успокоить народ империи. Разве могут варвары владеть и править ею?

Я обеспокоен тем, что земля Китая за долгий [срок господства варваров] сильно загрязнена, жизнь народа беспокойна. Поэтому я веду храбрецов очистить [ее]. Я хочу изгнать варваров, ликвидировать смуты и беспорядки, так чтобы все имели жилище, [хочу] избавить Китай от позора, и народ должен это понять. Что же касается монголов и сэму, то хотя они и не китайцы, но все же рождены под небом и на земле, и, если среди них есть знающие ритуалы и обряды и желающие быть [моими] подданными, [я] не буду отличать их от китайцев. Поэтому [все] это я объявляю и хочу, чтобы все знали» [76, гл. 5, 2б-4а].

Можно согласиться с У Ханем, что воззвание проникнуто идеями конфуцианства. Однако неверно его утверждение о том, что изложенное в воззвании требование «изгнать варваров и возродить Китай» по сравнению с лозунгом восстановления династии Сун, выдвигавшимся Лю Фу-туном, явилось «прогрессом в тысячу ли» [124, 117].

Предложенный Лю Фу-туном лозунг восстановления династии Сун фактически кратко сформулировал то же самое, что было сказано в воззвании Чжу Юань-чжана; этот лозунг поднял на борьбу миллионы китайцев. Под этим лозунгом фактически вел борьбу в предшествовавшие годы и сам Чжу Юань-чжан. Именно восстание Лю Фу-туна нанесло решающий удар монгольским правителям Китая и создало основные предпосылки для победы движения, возглавленного Чжу Юань-чжаном. Другое дело, что, стремясь к власти и убив Хань Линь-эра, с которым возродилась «династия Сун» в Китае, Чжу Юань-чжан не мог не отказаться от лозунга восстановления Сун, дабы подготовить условия для воцарения собственной династии. (173/174)

Выдвинутый крестьянскими повстанцами император Хань Линь-эр не устраивал больше возглавлявших движение Чжу Юань-чжана наньских феодалов. Хань Линь-эр был главой общества «Белый лотос», носителем враждебной феодалам идеологии крестьянских повстанцев. В этом отношении воззвание Чжу Юань-чжана очень показательно: место фраз о пришествии будды Майтрейи, отталкивавших от «красных войск» конфуцианцев, заняли призывы к возрождению старых конфуцианских норм и обычаев.

Всем своим духом и конкретным содержанием воззвание обращено к китайским и даже монгольским феодалам, рассчитано на привлечение их на свою сторону. Интересы крестьян отражены в воззвании лишь постольку, поскольку оно призывало к изгнанию иноземных угнетателей.

Воззвание было рассчитано на население не только Северного Китая, но и всей страны. В этом заключалась идеологическая подготовка к созданию империи Мин, к провозглашению Чжу Юань-чжана императором.

Вероятно, это обращение к феодалам Северного Китая способствовало успехам армий Чжу Юань-чжана, выступивших в Северный поход. Однако в источниках нет данных о том, чтобы ханьские феодалы добровольно переходили к Чжу Юань-чжану; если они и сдавались, то лишь убедившись в своем полном поражении.

Кроме идеологической подготовки Северного похода Чжу Юань-чжан и его окружение еще более серьезно занимались военной подготовкой, снаряжением войск и разработкой стратегических планов.

Был принят новый план Северного похода, авторство которого опять приписывалось лично Чжу Юань-чжану: разгромить сначала юаньских генералов, занимавших Шаньдун, Хэнань, Шэньси; только потом наступать на юаньскую столицу [98, гл. 1, 14б-15а].

В феврале-марте 1368 г. (2-я луна 1-го хун-у) армия Стой Да и Чан Юй-чуня освободила Шаньдун, в апреле — мае (4-я луна) —Хэнань. В мае — июне (5-я луна) был взят Бяньлян, переименованный в Кайфын, армия Фэн Шэна заняла Тунгуань. 15 сентября 1368 г. (день чэн-у 8-й луны) армия Сюй Да вошла в Даду, переименованный после этого в Бэйцзин (Северная столица). К концу года Кого Темур, потерпевший поражение от Сюй Да под Тайюанем, отступил в Ганьсу. К империи Мин была присоединена Шэньси. К концу 1369 г. была освобождена вся северная часть Китая, и в первые месяцы 1370 г. начат поход на Сычуань. К концу года эта провинция также вошла в состав империи Мин.

Однако объединение всего Китая завершилось лишь к концу 70-х годов. (174/175)

* * *

Итак, Северный Китай, где экономические и политические позиции монгольских феодалов были наиболее сильными, а положение податного крестьянства и зависимого от монгольских феодалов населения — наиболее тяжелым, стал колыбелью освободительного движения китайского народа. Именно здесь повстанцы впервые выдвинули лозунг свержения иноземного ига и нанесли монгольскому владычеству решающий удар.

Носителями идеи освобождения стали китайские крестьяне, влачившие полурабскую и рабскую жизнь. Господство завоевателей более всего касалось их, усугубляя социальное угнетение. Ханьские феодалы, ставшие главными пособниками монгольских правителей, приняли сторону иноземцев против крестьянских повстанцев.

Поскольку здесь, в Северном Китае, национальные противоречия в значительной мере совпадали с социальными, не удивительно, что борьба крестьянства против иноземных правителей в то же время имела крайне острый антифеодальный характер. То была смертельная схватка армий китайских крестьян с армиями монгольских и поддерживавших их ханьских феодалов. Лозунг пришествия будды Майтрейи отражал яснее всего антифеодальную направленность восстания.

В Центральном Китае восстание «красных войск» Сюй Шоу-хуя — Чэнь Ю-ляна, как и самостоятельные движения Чжан Ши-чэна и Фан Го-чжэня, носило преимущественно характер классовой борьбы крестьян против феодальной эксплуатации со стороны «своих», китайских феодалов. Антиюаньская направленность борьбы «красных войск» здесь была выражена слабее. Это вело к тому, что вожди не принадлежавших к «красным войскам» групп повстанцев — Чжан Ши-чэн и Фан Го-чжэнь — в трудные для них моменты шли на номинальное признание власти юаньского правительства.

Китайский феодальный класс, положение которого в Северном и Центрально-Южном Китае было различным, неодинаково проявил себя в ходе восстаний. В то время как ханьские феодалы спасали монгольских правителей от «красных войск» Лю Фу-туна, наньские феодалы в силу острейших противоречий с монгольским правительством выступили против династии Юань и постарались использовать крестьянское восстание в собственных интересах, в целях восстановления китайского, разумеется феодального, государства.

Наньские феодалы сумели прибрать к рукам и направить в нужное им русло один из потоков народного движения (175/176) в Центральном Китае, где выразителями их интересов стали повстанческие лидеры Го Цзы-син и Чжу Юань-чжан. Руками Чжу Юань-чжана наньские феодалы подавили восстание «красных войск» Сюй Шоу-хуя — Чэнь Ю-ляна, а также восстания Чжан Ши-чэна и Фан Го-чжэня. В то же время они создали предпосылки для свержения династии Юань.

Юаньское правительство, с трудом справившееся с восстанием «красных войск» Лю Фу-туна, в борьбе с которым было вынуждено опереться в основном на силы ханьских феодалов, переживало процесс упадка и разложения. Подавившие восстание Лю Фу-туна армии монгольских и ханьских феодалов начали ожесточенную междоусобную войну.

В таких условиях Чжу Юань-чжан и его окружение, постепенно сплачивая вокруг себя феодальный класс всего Китая и направляя возглавленное ими народное восстание исключительно против иноземного ига, развивают наступление на Север, свергают династию Юань и изгоняют монгольских завоевателей из Китая.

Так была создана империя Мин. Ключевые позиции в ее правительстве заняли, естественно, наньские феодалы и феодализировавшиеся в ходе движения военачальники из крестьян и других бедняков.

Именно в завершении начатого повстанцами Лю Фу-туна освобождения от иноземного ига состоит великое историческое значение движения во главе с Чжу Юань-чжаном. Однако если «красные войска» Лю Фу-туна стремились достичь этой цели в ходе борьбы с феодальной эксплуатацией, то Чжу Юань-чжан и его советники — феодалы — достигли ее путем восстановления и укрепления старых форм и методов угнетения крестьянства.


Назад К содержанию

1) Китайский историк Ши И-куй в статье «Условия жизни населения Цзяннани при правлении Чжан Ши-чана в конце Юань» приводит следующие цифры из «Сучжоу-фу чжи»: в период Сун годовая квота поземельного налога, взимавшегося продовольствием, составляла в Сучжоу 300 тыс. ши, в Сунцзяне — 200 тыс. В период правления юаньского императора Жэнь-цзуна (1312—1320) налог соответственно равнялся 800 и 700 тыс. ши. При Чжан Ши-чэне (год не указан) в Сучжоу налог давал 1 млн. ши, и в Сунцзяне «по сравнению с прежней квотой также было увеличение». Ши И-куй делает вывод, что положение крестьян при Чжан Ши-чэне стало тяжелее, что поземельный налог намного возрос. Однако автор не упомянул ни одного сообщения источников о богатстве населения во владениях Чжан Ши-чэна. Приведенные цифры он не пытается анализировать. Между тем абсолютный рост поступлений по налогу еще не говорит об увеличении эксплуатации каждого крестьянина. Кроме того, в Цзяннани при династии Юань сохранился сунский размер поземельного налога, следовательно, говорить об усилении налогового бремени пет оснований. Но периоды Сун и названный период правления династии Юань разделены как минимум сотней лет, что предполагает увеличение и количества запашных земель и урожайности, тем более известно, что именно в период Юань было сделано много важных (176/177) нововведений и изобретений как в орудиях труда, так и в агротехнике [см. 69]. Хорошо известно, да и сам Ши И-куй пишет об этом, что при Юань в Цзяннани и особенно в упомянутых областях степень концентрация земельной собственности была необычайно высока. Владения в несколько тысяч дин были нередки. Крупным землевладельцам легко удавалось утаивать значительные суммы причитающихся с них налогов (см. гл. 1 настоящей работы). Когда в этих местах в 1353 г. началось восстание Чжан Ши-чэна, это было выступление бедняков, солеваров и крестьян против притеснений со стороны богатых домов. В первые же дни восстания сожгли несколько сот таких домов [см. 104, 1б]. Феодалы и шэньши, их жены и дети предпочитали смерть сдаче повстанцам. По-видимому, имела место конфискация повстанцами Чжан Ши-чэна крупной земельной собственности, а она должна была привести, на наш взгляд, к резкому увеличению поступлений по земельному налогу. Во всяком случае, только так можно совместить сообщения источников о богатстве населения во владениях Чжан Ши-чэна и об увеличении поступлений по земельному налогу. (177/178)


























Написать нам: halgar@xlegio.ru